Научная статья на тему 'Доверие как ключевой элемент системы ценностного корпоративного управления'

Доверие как ключевой элемент системы ценностного корпоративного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1101
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / ФЕНОМЕН / ЦЕННОСТИ / ЭТИКА / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОМПЛАЕНС / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харчилава Хвича Патаевич

Статья посвящена анализу феномена доверия в экономике и концепции ценностного корпоративного управления. Выявлена сущность ценностно-ориентированного корпоративного управления, которая предполагает, что органам управления и контроля компании необходимо усилить меры по управлению репутационными рисками на основе ценностного подхода, предполагающего анализ и учет ценностей стейкхолдеров и их использования для формирования долгосрочных устойчивых доверительных отношений. Предложены рекомендации по разработке и внедрению системы ценностного корпоративно управления, нацеленной на обеспечение устойчивого развития компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUST AS A KEY ELEMENT OF THE SYSTEM OF VALUES OF CORPORATE GOVERNANCE

The article analyzes the phenomenon of trust in the economy and the concept of value of corporate governance. The essence of value-oriented corporate governance, which suggests that governments and companies need to strengthen control measures to manage reputational risk on the basis of the value approach, involving analysis and consideration of stakeholder values and use them to generate long-term, stable, trusting relationships for the development is identified. The recommendations and implementation of the system of valuable of corporate governance aimed at ensuring sustainable development of the company are proposed.

Текст научной работы на тему «Доверие как ключевой элемент системы ценностного корпоративного управления»

УДК [334.75:316.752]:005.336.6

Х.П. Харчилава ДОВЕРИЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ

ЦЕННОСТНОГО КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу феномена доверия в экономике и концепции ценностного корпоративного управления. Выявлена сущность ценностно-ориентированного корпоративного управления, которая предполагает, что органам управления и контроля компании необходимо усилить меры по управлению репутационными рисками на основе ценностного подхода, предполагающего анализ и учет ценностей стейкхолдеров и их использования для формирования долгосрочных устойчивых доверительных отношений. Предложены рекомендации по разработке и внедрению системы ценностного корпоративно управления, нацеленной на обеспечение устойчивого развития компании.

Ключевые слова: доверие, феномен, ценности, этика, корпоративное управление, комплаенс, баланс интересов, стейкхолдеры.

^vwAa Kharchilava TRUST AS A KEY ELEMENT OF THE SYSTEM OF VALUES

OF CORPORATE GOVERNANCE

Abstract. The article analyzes the phenomenon of trust in the economy and the concept of value of corporate governance. The essence of value-oriented corporate governance, which suggests that governments and companies need to strengthen control measures to manage reputational risk on the basis of the value approach, involving analysis and consideration of stakeholder values and use them to generate long-term, stable, trusting relationships for the development is identified. The recommendations and implementation of the system of valuable of corporate governance aimed at ensuring sustainable development of the company are proposed.

Keywords: trust, phenomenon, values, ethics, corporate governance, compliance, balance of interests, stakeholders.

Человеческой природе свойственна избирательность, в частности, в бизнесе любой человек стремится иметь дело с понятными ему людьми: им он больше доверяет. В России сохраняется практика выбора контрагентов на основе личных связей: родственник, земляк, представитель той же этнической группы, однокурсник, друг, знакомый. Такая ситуация будет сохраняться до тех пор, пока в нашей экономике источником доверия станет не знакомство и родственные связи, а деловая репутации человека или фирмы. На сегодняшний день для принятия решений о готовности взаимодействовать с тем или иным контрагентом нам необходимы рекомендации людей, которым мы доверяем и которые отвечают за свои слова. И наконец, еще один источник формирования доверительных отношений - это личный деловой опыт. Если у нас был позитивный опыт сотрудничества с человеком или организацией, мы готовы охотно продолжить отношения, даже если кто-то другой предложит нам более выгодные условия.

Ученые, которые занимаются исследованием феноменом доверия, выделяют следующие формы его проявления: обобщенное, институциональное и межличностное. Обобщенная форма предполагает априори, что все люди ведут себя честно и выполняют взятые на себя обязательства и совсем неважно, был у вас опыт взаимодействия с ним ранее или нет, очевидно, что условия договора будут выполнены и вас не обманут. Существования такой формы доверия свидетельствует о высоконравственном развитии общества, что, в свою очередь, создает условия для социально-экономического развития страны и формирования национального благосостояния. Если говорить о России, то уровень такого рода доверия находится на низком уровне, что серьезно тормозит развитие национальной экономики. На начальном этапе развития рыночной экономики России в бизнес-отношения вступали преимущественно с родственниками, друзьями, знакомыми, полагаясь на то, что, дескать, им можно доверять. Но в скором времени выяснилось, что эти сильные связи не оправдывают себя с профес-

© Харчилава Х.П., 2014

сиональной точки зрения: в 1990-е гг. ситуация в России характеризовалась высокой степенью неопределенности и на этом этапе было очень много мошенничества, обманов. Поэтому люди должны были быть избирательными в связях. Начинать важное дело с незнакомым человеком было небезопасно, даже если он был профессионалом в своей области.

В странах, в которых наблюдается высокий уровень доверия в бизнесе, отмечается в первую очередь доверие к институтам, то есть к системе правил и к организациям, которые эти правила поддерживают. Если контрагент обманет, на помощь придут эффективные институты. Бизнесмен знает, куда обратиться, чтобы его права были восстановлены. Главной проблемой России является то, что у нас низкий уровень доверия к институтам, в этих условиях на помощь приходит межперсональное доверие. Социологические опросы в России свидетельствуют о низком уровне к институтам, особенно к арбитражным судам. Серьезной проблемой является вопрос независимости судов, а также их некомпетентность в сложных вопросах. Экономика - непростая вещь, и юристу бывает сложно разобраться в экономических хитросплетениях. Для улучшения ситуации судам необходимо привлекать профессиональных экономистов, которые могут подготовить заключения.

Следует отметить, что рынок выдавливает тех, кто теряет доверие, причиной тому является то, что негативная информация распространяется по профессиональному сообществу мгновенно. Все участники рынка общаются между собой, обмениваются деловой информацией, договариваются о правилах работы на рынке, и у них формируется «черный список». Все участники рынка стремятся к снижению транзакционных издержек, поэтому если партнер оказывается надежным и ему можно доверять, то это значит, что он может рассчитывать на долгосрочное сотрудничество.

Эволюционная экономика относит доверие к числу не подлежащих контракту ценностей, необходимых обществу в условиях рыночной системы, которая, как подчеркивает Ходжсон, не может функционировать без доверия ввиду присущей ей сложности и неопределенности [1]. В научной литературе существует множество определений доверия, автор статьи предлагает свой вариант. Доверие - историческая, социально-психологическая и экономическая категория, характеризующаяся высокой нравственностью, ответственностью и профессионализмом, способствующая формированию эффективных взаимоотношений между различными экономическими и политическими субъектами, основанными на балансе интересов [2]. Доверие рассматривается как исторически свершившийся факт, результат поведения, соответственно, мы имеем дело с очень хрупкой субстанцией, которая требует к себе внимательного и трепетного отношения. По признанию многих специалистов в области экономики и финансов, доверие становится самым дорогим активом. Собственно, любой бизнес сопряжен с риском, поэтому доверие необходимо любой без исключения организации.

В корпоративном секторе доверие также становится чрезвычайно важной экономической и социально-психологической категорией. В процессе разделения двух классических фундаментальных функции бизнеса - владения и управления - доверие становится определяющим фактором. Между стейкхолдерами складываются особые отношения, и их эффективность во многом зависит от степени доверия. Каждый из участников бизнеса видит компанию под свойственным ему углом зрения, который связан с различными ожиданиями. Персонал воспринимает ее как работодателя, акционеры - в качестве управляющего капиталами, потребители - производителем ценностей и услуг и т.д. Чрезмерная бюрократизация и юридизация общества уничтожают доверие. А это, в свою очередь, ведет к деквалификации наиболее ценных кадров. Работники с огромным потенциалом в такой среде становятся пассивными исполнителями, совершенно равнодушными к результатам труда. Если работника лишают доверия, то автоматически с него снимается и вся ответственность. Отсутствие доверия уничтожает личную инициативу. Люди, друг другу не доверяющие, в конце концов смогут сотрудничать лишь в рамках системы формальных правил и регламентаций - системы, требующей постоянного переписывания, согласования, отстаивания в суде и обеспечения выполнения, иногда принудительного. Весь этот юридический аппарат, заменяющий доверие, приводит к росту операционных издержек.

Ряд процессов в бизнесе полностью базируется на доверии и блокируется при его отсутствии. Банк лишится вкладчиков, а компания - инвесторов, если исчезнет доверие. На доверии полностью основывается вся система кредитования, вся фондовая деятельность. Оно является фундаментом самой идеи акционирования. Без доверия не может существовать институт инвестиций [2].

Многие годы мы можем наблюдать следующие события в мировой экономике: наступает экономический кризис, и вслед за ним в масштабах каждой отдельной страны начинается процесс ужесточения государственного контроля, усложнение системы саморегулирования. Огромный список новых требований вводится в качестве механизмов, средств и гарантий защиты международной экономики и обеспечения надежности рынков капитала. Ученые и практики сходятся во мнении, что при анализе кризисов, причин возникновения корпоративных скандалов, в начале XX-го века главной причиной и основной проблемой является кризис доверия.

После каждого кризиса все без исключения задаются следующими вопросами. Каким образом происходят те или иные события, связанные с недобросовестным поведением компании, в условиях, когда государственный контроль над бизнесом постоянно совершенствуется? Почему, несмотря на жесткие требования и ужесточения надзорных механизмов, рынки демонстрируют отсутствие надежности? Ответ очевиден: наличие законов - необходимое, но недостаточное условие для обеспечения добросовестного поведения компании. Единственно возможным источником решения данной проблемы является обращение к фундаментальным ценностям и принципам, определяющим поведение каждого человека.

Система ценностного корпоративного управления (СЦКУ) предполагает, что при принятии решений на уровне общего собрания акционеров, совета директоров и менеджмента следует учитывать интересы всех лиц и групп (stakeholder), имеющих отношение к компании. СЦКУ нацелена на недопущение незаконных, нечестных методов ведения бизнеса (коррупция, взяточничество, договоренности картельного характера, нелегальное использование рабочей силы и т.п.) с целью обеспечения устойчивого развития репутационного капитала. Ценностно-ориентированное корпоративное управление предполагает, что органам управления и контроля компании необходимо усилить меры по управлению репутационными рисками на основе ценностного подхода, предполагающего анализа и учет ценностей стейкхолдеров и их использование для формирования долгосрочных устойчивых доверительных отношений (авторское определение Х.П. Харчилава).

СЦКУ предполагает создание ценностно-ориентированной модели корпоративного управления компанией на основе добровольно принимаемых на себя обязательств и самоограничений, четко очерчивает возможности применения этой модели. Главной целью данной модели является формирование четких ориентиров для обеспечения эффективного управления кооперационными связями между всеми участниками бизнеса, т.е. стейкхолдерами: собственниками, инвесторами, а также иными экономическими субъектами, различными социальными группами, имеющими определенные интересы и ожидания.

В контексте корпоративного управления под ценностной ориентацией понимаются нравственные, кооперационные, коммуникативные и достижительские ценности (Leistungswerte), которыми руководствуется компания. Вышеперечисленные ценности должны быть интегрированы в систему корпоративного управления таким образом, чтобы стать основой для корпоративной идентичности компании и надежным ориентиром для принятия сложных управленческих решений.

Система ценностного корпоративного управления включает в себя следующие компоненты:

- ценности нравственного характера - высокая мораль, порядочность, честность, верность договорным обязательствам, ответственность;

- кооперационные ценности - лояльность, командный дух, противоконфликтная устойчивость, открытость;

- коммуникативные ценности - взаимное уважение, чувство общности, коммуникативность, транспарентность, взаимопонимание;

- достижительские ценности - эффективность, компетентность, самоотдача, гибкость, креативность, инновационность, стремление к высокому качеству.

Как показывает опыт, национальная законодательная и нормативная база является необходимым, но недостаточным условием при ведении бизнеса, поскольку жесткие требования играют важную роль в реализации механизмов сдержек и противовесов с целью предотвращения нежелательного делового поведения. Соответственно, разработка и внедрение этических стандартов ведения бизнеса скорее обусловлена индивидуальным лидерством и соблюдением принципов в масштабах всей компании. Корпоративная этика является хрупкой субстанцией и подобна доверию в том отношении, что ее создание требует колоссальных организационно-управленческих усилий и времени, а подорвать ее без возможности на восстановление можно за короткий срок [3].

Развитие этической культуры ведения бизнеса возможно только в том случае, когда компания готова интегрировать этические стандарты в бизнес-стратегию и деловые операции. Акционеры, менеджеры, члены совета директоров, сотрудники в своем поведении и решениях должны демонстрировать приверженность ценностям и стандартам, определенным в этической программе. Компании, которые дорожат своей репутацией, готовы скорее потерять бизнес, чем поступиться своими ценностями.

Интегрирование этики в систему корпоративного управления состоит из нескольких этапов:

1. Первый этап. Формирование основополагающих принципов по соблюдению правовых и нормативных требований. Специально назначенное должностное лицо по вопросам этики, компла-енс-менеджер, ответственный за соблюдение всех законодательных и нормативных требований, предоставление отчетности и раскрытие информации. Вовлечение стейкхолдеров компании в процесс подготовки кодекса этики. Утверждение советом директоров письменного кодекса этики.

2. Второй этап. Институционализация комплексной программы этических норм поведения компании. Организация и проведение внешнего аудита этической программы компании на предмет выявления рисков и подготовки рекомендации по совершенствованию кодекса этики. Формирование при совете директоров комитета по этике. На уровне менеджмента компании - формирование отдела по комплаенсу и деловой этике. Разработка стратегии по взаимодействию со стейкхолдерами. Обеспечение безопасных коммуникационных каналов для информирования об неэтичном поведении. Разработка и реализация программы обучения корпоративной этике для сотрудников компании и ключевых стейкхолдеров. Подготовка отчетов о соответствии компании стратегическим стандартам ведения бизнеса. Независимая внешняя экспертиза комплесной этической программы компании и ее практической ценности.

Таким образом, соблюдение правовых и формально установленных норм оказывается нежизнеспособными из-за своей недостаточной убедительности. В свою очередь, корпоративное управление, ориентированное только на моральные ценности, оказывается нежизнеспособным из-за трудностей своей практической реализации. Эффективная система ценностного корпоративного управления предполагает единство формально установленных норм и этических стандартов ведения бизнеса и следование двум правилам: «делать правильные вещи» (doing the right things) и «делать вещи правильно» (doing the things right).

Библиографический список

1. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. Манифест современной институциональной экономической теории / Дж. Ходжсон. - М.: ДЕЛО, 2003. - С. 180-181.

2. Харчилава Х.П. Корпоративное управление: теория, методология, практика: монография / Х.П. Харчилава. - М.: Издательство «ММТК-Строй», 2011. - С. 82-83.

3. Национальный доклад по корпоративному управлению. - М.: Спутник, 2013. - С. 217-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.