Научная статья на тему 'Доверие как феномен повседневности'

Доверие как феномен повседневности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
262
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ / SOCIAL CONFIDENCE / ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ / СОЦИАЛЬНЫЙ СЛЕНГ / SOCIAL SLANG / СИНОНИМИЗАЦИЯ ЧУВСТВА ДОВЕРИЯ / МУЛЬТИМЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / MULTIMETHODOLOGY OF RESEARCHING / EVERY DAY PRACTICES / SYNONIMIZATION OF CONFIDENTAL SENSES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Глушко Ирина Васильевна

В статье анализируется проблема изучения такого сложного феномена, как социальное доверие. Автор полагает методологически корректным начинать теоретическое исследование данного феномена с уровня здравого смысла, с анализа повседневных практик, смыслов социального сленга и социально-бытовой синонимизации чувства доверия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confi dence as an Every Day Phenomenon

The problem of studying such a difficult phenomenon as a social confidence is analyzed in the given article. The author considers to begin theoretical researching of the given phenomenon from the level of mind, from the analysis of every day practices and meaning of social slang and social synonimization of confidence is a methodologically the correct way.

Текст научной работы на тему «Доверие как феномен повседневности»

Черноус В.В. О формировании системы государственного управления и местного самоуправления на Северном Кавказе // Государственное управление: проблемы теории, истории, практика прогнозирования. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1993; Этноэкономика в модернизационной парадигме развития национального хозяйства / Отв. ред. В.Н. Овчинников, Ю.С. Колесников. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2004.

6. Известия. 2010. 30 окт.

7. Вижутович В. Клан кланом / Российская газета. 2010. 3 сен.

8. Известия. 2010. 24 авг.

9. Известия. 2010. 27 сент.

10. Лубский А.В. Методология региональных социально-гуманитарных исследований. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. С. 206.

11. См., напр.: Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. Силуэты региональной экономической политики на Юге России. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2008.

12. Альтудов Ю.К. Использование трансформационного потенциала факторов посткризисного развития экономики регионов России. М.: Издательский Центр РГГУ, 2002; Авксептьев В.А.

Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь: Изд-во СГИ, 2001; Дружинин А.Г. Глобальное позициирование Юга России: факторы, особенности, стратегии. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009; Канцеров Р.А. Многоуклад-ность региональных экономик: стратегии и механизмы модернизации. Ростов н/Д: Терра Принт, 2006; Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. Указ. соч.

13. См.: Поволоцкая И. Тема недели // Российская газета. 2011, 2 фев.

14. Кавказские миллиардные воды // Известия. 2011, 22 янв.

15. См.: Черноус В.В. Юг России в нулевые годы и после раздела на два федеральных округа. // Юг России в первое десятилетие XXI века: итоги, проблемы и перспективы. Ч. I. Южнороссийское обозрение. Вып. 63. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. С. 14.

16. Иноземцев В. Нация без этнофактора // Известия. 2011, 25 янв.

17. См.: Колесников Ю.С., Дармилова Ж.Д. Ресурсы модернизации многоукладной экономики России. //Проблемы прогнозирования. 2009. № 1. С. 67.

8 февраля 2011 г.

УДК 1(091)

ДОВЕРИЕ КАК ФЕНОМЕН ПОВСЕДНЕВНОСТИ

И.В. Глушко

Феномен социального доверия стал самостоятельным объектом научного исследования сравнительно недавно, однако на сегодняшний день востребован в различных отраслях знания. Представители не только социально-гуманитарных, но и других наук, анализируя феномен доверия, выделяют разные его стороны - эмоционально-психологические, когнитивные, знаково-символические, социально-экономические, прагматические, коммуникативные, политические и др. Весьма весомы на сегодняшний день достижения психологической науки, и об этом свидетельствует возрастающее количество как зарубежных, так и отечественных исследований. Это обусловлено тем, что доверие есть базисное чувство личности, поэтому необходимо,

Глушко Ирина Васильевна - кандидат философских наук, доцент кафедры истории, философии и политологии Азово-Черноморской государственной агроинже-нерной академии, 347740, г. Зерноград, ул. Ленина, 21, т. 8(8635)943735.

прежде всего, изучить его психологическую природу. Психологическая сущность доверия исследована во многих своих аспектах: как личностная характеристика, как элемент общения и коммуникации, как форма социального поведения, поведения в организации, профессионально компетентного поведения и т.д. Не менее продуктивен социологический подход, хотя бы потому, что сам термин "социальное доверие" был конституирован именно в социологии. Социологическая наука полагает, что потенциальными основаниями отношений доверия между людьми является повторяемость определенных действий как ответ на человеческие интересы и потребности, и соответствующих определенным нормам и правилам. Это позволяет понимать доверие как некий универсальный социальный инсти-

Irina Glushko - Ph.D. in philosophy, associate professor of the Departament of History, Philosophy and Political Science the Azov-Black Sea State AgroEngineering Academy, 21 Lenina Street, Zernograd, 347740, ph. +7(8635)943735.

тут, существующий в течение всей истории человеческого общества.

Исследователь С. Касталдо заметил важную особенность: "общая черта исследований доверия - разнообразие концептуальных типологий, отсутствие ясного и общего определения концепции доверия. Этот недостаток выверенности уже повлек за собой множество "коммуникационных" проблем» [1]. Автор полагает, что основная причина разнообразия определений состоит в том, что доверием называют самые разные феномены. Мы считаем, что это стало возможным также в силу ограниченности и методологической разрозненности подходов разных наук к изучению феномена доверия. Данное обстоятельство предполагает поиск новых методологических ориентиров в исследовательской практике, направленных на изучение глубинных доминант доверия, находящихся в "генетике" социума, и которые в значительной мере способствуют его воспроизводству в условиях социокультурных преобразований. Поэтому становится очевидной необходимость согласования дисциплинарных подходов, основанного на углубленном философском анализе этого сложного социального феномена.

В исследованиях доверия есть общее, что их объединяет, общая исходная позиция. Таковой является осмысление ценности и целостности самой человеческой личности. Представляется правомерным утверждение о том, что вне доверия и без доверия индивид не дорастает до уровня личности, а сама личность не может быть социальной. Однако исследование доверия как социального отношения осложняется тем, что оно имеет не только субъектно-объектную основу, но и сложную диалектику самой доверительной связи. Имеется прямая и обратная связь между участниками доверительных отношений, и разрушение связи ведет к разрушению социокультурной коммуникации, механизма взаимодействия между людьми. Это означает, что в основе доверия лежит духовная компонента. В качестве социокультурной коммуникации доверие характеризуется также экономической компонентой. В силу вышесказанного, доверие формирует общество как социальное, культурное, хозяйственное и духовное единство людей, как органично организованную социальную реальность.

Теоретический анализ содержания, масштаба, характера и степени распространения

социального доверия на его различных уровнях, в различных социально-культурных формах позволяет приблизиться к исследованию единого социального феномена доверия, имеющего в предельно обобщенном виде сходные условия возникновения, характеристики проявления и закономерности функционирования.

Поэтому мультиметодология исследования социального феномена и понятия "социальное доверие" независимо от того, в какой сфере и на каком уровне жизнедеятельности доверие проявляется, представляет особый интерес, является актуальной теоретической и практической проблемой.

Доверие принадлежит к числу фундаментальных состояний и социальных чувств человека, лежит в основе социальных связей между людьми. Поэтому мы полагает методологически корректным начинать изучение данного феномена с уровня здравого смысла, с анализа повседневных практик и смыслов социального сленга.

В современной литературе нам удалось выявить несколько смысловых конструктов, отражающих наиболее общее содержание понятия доверия: доброжелательность, заботливость, внимательность, компетентность, благосклонность. Они по-разному характеризуют отношения доверия, но их объединяет тот факт, что доверие изначально является социальным чувством, эмоцией. Источниками доверия признается любовь, согласие по поводу верований и ценностей, а условиями его сохранения - последовательность и постоянство. Анализ научных работ по проблеме [2] показал, что ассоциативный ряд понятия "доверие" содержит следующие аспекты повседневных практик и смыслов социального сленга: уверенность и убежденность; согласование, сотрудничество и соработничество; дружба, содружество и расчет, связанный с риском; предсказуемость, предположение и предрасположенность; понимание и согласие; интуиция, наитие и предчувствие; надежность, готовность объединяться с другими людьми, возможность оказывать влияние на основе общих ценностей и норм и т.д. Тем не менее, в повседневном обиходе термин "доверие" все же наиболее близок к повседневному толкованию термина "уверенность" (понимаемого как степень "надежности" оценки контрагента), и в этом смысле противопоставляется понятиям "скептицизм", "настороженность" и "подозрительность".

С точки зрения А. Алексеевой, разграничение понятий "доверие" и "уверенность" является одним из дискуссионных моментов в исследованиях проблемы доверия [3]. Мы выяснили, что большинство авторов считают уверенность свойством социальной системы (системное доверие), считая его объектом исключительно отдельного индивида. Доверие же, в отличие от уверенности, обладает такими чертами, как ориентированность на личность партнера (его намерения и мотивы) в конкретных обстоятельствах взаимодействия. Уверенность связана с риском, ожиданием опасности, вытекающей из неспособности социальных институтов поддерживать безопасность. Конкретизирующее понятие "уверенность в безопасности" отражает уверенность в стабильности социального порядка, обусловленную либо длительностью отношений (в семье, общине и других закрытых сообществах), либо рутинизацией мира (его традиционностью). Уверенность рассматривается, прежде всего, как вера в стабильное функционирование социальных институтов и в надежность социальных ролей. Доверие всегда формируется в ситуации межличностного взаимодействия и испытывает влияние ситуационных факторов и личностных характеристик коммуникатора, поэтому доверие принципиально социально. Уверенность в этом смысле является постоянной величиной, в известной степени зафиксированной в процессе первичной социализации.

Понятия "доверие" и "уверенность" дифференцируются понятием "вера". Понятия "доверять" и "верить" в некоторых языках первоначально даже имели общее значение -"выбирать" [4]. Известный исследователь феномена доверия Т.П. Скрипкина полагает, что доверие как самостоятельная форма веры представляет акт одновременного отношения человека к внешнему миру и к самому себе, предшествующий его взаимодействию с миром. Поэтому понять смысл и сущность доверия как самостоятельной формы веры можно, лишь рассматривая систему "человек и мир" как единую систему [5]. Диалектика понятий веры и доверия такова, что существует взаимосвязь и взаимопереход между ними. Доверие характеризуется социальным уровнем и наполнено совершенно определенными рационалистическими смыслами, ориентирует человека на само бытие, на самого себя, тогда как вера мо-

жет обращать человеческий взор за пределы его собственного бытия. Доверие выступает первичным предикатом в социальной онтологии и охватывает все сферы и уровни человеческого бытия. Как на уровне межличностном, так и на уровне общественном, доверие должно выражать соответствие субъекта и объекта, прямой и обратной связи между ними. Соблюдение принципа соответствия способствует возрастанию степени доверия до сакрального уровня (веры), не требующего каких-либо обоснований.

Доверие осмысливается Т.П. Скрипки-ной как исходное условие позитивности межличностных отношений и как исходное условие подлинного общения [5]. Феномен доверия, понимаемый с таких позиций, называют обобщенным (социальным) доверием. Научные практики обобщенного (социального) доверия представлены двумя подходами. В рамках первого направления А. Алексеева трактует обобщенное доверие как мировоззренческую установку, отражающую позитивный взгляд на мир, а потому связанную с социально-психологическими характеристиками индивида. Основным источником обобщенного доверия является онтологический опыт, полученный индивидом в процессе первичной социализации, поэтому обобщенное доверие здесь означает потенциальную готовность (предрасположенность) доверять окружающим -диспозиционное доверие. Во втором подходе социальное доверие признается и используется в различных исследованиях в качестве индикатора накопленного обществом (общностью) социального капитала. Несмотря на то, что факт взаимосвязи доверия и социального капитала является предметом дискуссий, здесь особое значение отводится культуре доверия. Межличностное доверие "традиционного" общества уступает место обобщенному доверию в современном индустриальном и постиндустриальном обществе [3].

Исследователи выделяют несколько ключевых различий обобщенного и межличностного доверия. Обобщенное доверие может рассматриваться как феномен макроуровня, когда речь идет о кросс-культурных исследованиях уровня доверия, описании культуры доверия общества. Межличностное доверие формируется на микроуровне; обобщенное доверие не связано с конкретной ситуацией взаимодействия, предметом и объектом доверия, в то время как эти элементы являют-

ся неотъемлемым контекстом формирования межличностного доверия; объектом обобщенного доверия является "незнакомец", "чужой", "обобщенный другой", тогда как межличностное доверие - это доверие конкретному индивиду (как личности или как исполнителю социальной роли); обобщенное доверие - это опыт нашего доверия, усвоенный в детстве. Межличностное доверие - более "гибкий" феномен, зависящий от ситуативных факторов и опыта оказания доверия. Потому оно более хрупкое, чем обобщенное (генерализированное) доверие.

Обобщенное доверие, понимаемое как доверительное отношение к людям (доверие к людям вообще), о которых индивид не имеет никакой априорной информации, позволяющей ему предвидеть последствия контакта, в изученной нами литературе по проблеме доверия обозначается сразу несколькими терминами - "генерализированное", "общее", "дедуктивно-системное", "общественное", "институциональное" доверие. Межличностное доверие конкретизируется в категории "особо личного доверия" - доверия индивида к своему ближайшему окружению, членам семьи и родственникам.

В современном российском обществе исследователями зафиксирована ассиметрич-ность межличностного доверия. Если динамика "особо личного" доверия в России в начале XXI в. развивается по возрастающей траектории* то уровень обобщенного доверия, по их мнению, довольно низок, практически не изменился за последние десять лет и существенно проигрывает дореформенному российскому обществу по таким категориальным показателям, как искренность, доброжелательность, толерантность и т.д. [2].

Диалектика форм доверия детерминируется множественностью форм социальности. Исследователи различают доверие доказательное и бездоказательное, оправданное и неоправданное, осознанное и неосознанное, осмысленное и бессмысленное, высокое и низкое, полное и частичное, постоянное и временное.

Социальные смыслы повседневного дискурса доверия определены, прежде всего, нравственными основаниями: начало доверительности полагает формальное доверие, синонимом которого является простое чело-

* Так, В. О. Рукавишниковым зафиксирован его рост в 2008 г. в полтора раза в сравнении с 2000 г. [6].

веческое уважение, и так называемое полное доверие, предполагающее любовь в разных ее проявлениях. Оба эти начала основаны на понимании и согласии.

В онтологическом плане выделяются три измерения доверия: базисное как мера отношений (односторонних или взаимных); личностное как психологические качества; культурное измерение как ценностно-нормативные системы, сдерживающие или поощряющие проявление доверия. На всех уровнях показаны пять социальных характеристик доверия: порядочность, компетентность, последовательность, лояльность и открытость. Теоретико -методологическая матрица доверия включает разнообразные, зависящие от типов личности, модели доверия: сциентистскую, релятивистскую, редукционистскую и телеологическую (буквально-целевую) модель [7].

Итак, анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме позволяет квалифицировать доверие как феномен повседневности, развивающийся по спирали, в виде циклического процесса в соответствии с уровнями - базисным, личностным, социальным и культурным. Начало становления процесса доверия происходит на базовом уровне, когда индивид доверяет самому себе и миру, в котором он живет. Далее человек начинает доверять другому человеку, и доверие переходит на личностный уровень. Следующим этапом развития доверия является возникновение его социальной, надындивидуальной природы, когда доверие становится самостоятельным ресурсом действия в рамках социальной группы. На культурном же уровне доверия индивид создает культуру, позволяющую воспроизводить, поддерживать и восстанавливать доверие на предыдущих уровнях. Однако вышеназванные уровни должны являться объектом отдельного исследования, выходящего за рамки настоящей статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Castaldo S. Trust Variety: Conceptual Nature, Dimensions and Typologies // The 19th IMP-conference. Lugano, Switzerland, 4-6 September 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.impgroup. org/paper_view.php?viewPaper=4317.

2. Рукавишников В.О. Межличностное доверие: измерение и межстрановые сравнения // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 17-25; Козырева П.М. Межличностное доверие в контексте формирования социального капитала // Социологические исследования. 2009. № 1. С. 43-54;

Галицкая Е., Петренко Е. Давайте доверять друг другу с полуслова // Гражданское общество: картография российских регионов по результатам опросов ФОМ 2007-2008 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/news/recent/5019896.html; Алешин С.В. Доверие как социально-философская категория // Научная мысль Кавказа. 2010. № 3. С. 35-40.

3. См.: Алексеева А. Уверенность, обобщенное доверие и межличностное доверие: критерии различения // Социальная реальность. 2008. № 7. С. 85-98.

4. Большой психологический словарь /Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 672 с. С. 367.

5. Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление: Дис. ... д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 1998. 392 c.

6. Рукавишников В.О. Указ. соч. С. 19.

7. Гельфанова С.В., Шабатура Л.Н. Вера и доверие как проблема человека // [Электронный ресурс]. URL: http://www.delorus.com/medialibrary/ detail.php?ID=1893.

8 февраля 2011 г.

УДК 1:316

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Ю.В. Соболевская

Современный эколого-глобальный кризис имеет качественно иную природу и масштабы, нежели те кризисные ситуации во взаимоотношениях человека и природы, которые были раньше. Он не только обусловлен развитием экономики, научно-технической революцией, но носит и мировоззренческий характер. Тем самым можно предположить, что он имеет социокультурную природу. Исходя из этого, в коренном изменении в первую очередь будут нуждаться именно социокультурные основания экологического кризиса и лишь как следствие - его аспекты.

Поиск выхода из сложившейся ситуации порождал и порождает самые разнообразные решения. Однако, несмотря на все предпринимаемые попытки реализовать те или иные подходы, проблема современного экологического кризиса остается предметом теоретического анализа его оснований, поскольку, во-первых, природа рассматриваемого явления требует своего дальнейшего осмысления и, во-вторых, отдельные подходы, реализуемые в социальной практике, не дают полноценного результата. В силу этого пред-

Соболевская Юлия Викторовна - кандидат философских наук, преподаватель кафедры философии и социологии Таганрогского института управления и экономики, 347900, г. Таганрог, ул. Петровская, 45-47 / пер. Тургеневский, 13, e-mail: yu.sobolevskaya@tmei.ru, т. 8(8634)611192 (доб. 105).

лагаемая тема исследования обретает свою актуальность.

Современный экологический кризис стал предметом изучения в трудах В.И. Вернадского [1], Н.Н. Моисеева [2], Д.Ж. Марковича [3] и других [4]. Однако интенсивные исследования данного феномена в настоящее время не привели к системным обобщениям как содержательного, так и концептуального характера. Дискуссионными остаются вопросы, касающиеся причин экологического кризиса и возможных путей выхода из него.

Цель данного исследования - на основе целостного социально-философского анализа феномена глобального экологического кризиса определить условия формирования экологически ориентированного сознания как одного из возможных (в социокультурном контексте) путей выхода из него.

В соответствии с поставленной целью требуется решить следующие задачи:

- раскрыть сущность глобального экологического кризиса как социокультурного яв-

Yulia Sobolevskaya - Ph.D. in philosophy, teacher of the Philosophy and Sociology Department of the Taganrog Institute of Management and Eœnomics, 45-47 Petrovskaya / 13 Turgenevskij Street, Taganrog, 347900, e-mail: yu.sobolevskaya@tmei.ru, ph. +7(8634)611192 (105).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.