Научная статья на тему 'Доверие как фактор безопасности'

Доверие как фактор безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
982
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ДОВЕРИЕ / SECURITY / CIVIL SOCIETY / PERSON / STATE / CONFIDENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жбанков Александр Борисович

В статье анализируются актуальные проблемы обеспечения национальной безопасности в аспекте поддержания мер доверия. Автор обращается к философским модификациям безопасности, которые имеют своим основанием социально-этические элементы гражданской доверительности и согласия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the urgent problems of defense of national security in the aspect of maintenance of measures of confidence are analyzed. The author considers a various philosophic aspects of security based on social and ethical elements of civil confidence and consent.

Текст научной работы на тему «Доверие как фактор безопасности»

Александр ЖБАНКОВ

ДОВЕРИЕ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ

В статье анализируются актуальные проблемы обеспечения национальной безопасности в аспекте поддержания мер доверия. Автор обращается к философским модификациям безопасности, которые имеют своим основанием социально-этические элементы гражданской доверительности и согласия.

In the article the urgent problems of defense of national security in the aspect of maintenance of measures of confidence are analyzed. The author considers a various philosophic aspects of security based on social and ethical elements of civil confidence and consent.

Ключевые слова:

безопасность, гражданское общество, личность, государство, доверие; security, civil society, person, state, confidence.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года предусматривает повышение уровня государственной и общественной безопасности, в том числе на основе развития демократии и гражданского общества, гарантирования личной безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения1. Это актуализирует рассмотрение категории «безопасность» в многостороннем антропоцентрическом смысле, необходимом для социально-гуманистического и устойчивого развития государства и общества.

Человек является не только главным объектом защиты, но и активно действующим субъектом (актором) надежного функционирования системы национальной безопасности. Настоящему гражданину, как отмечал И.А. Ильин, «подобает уважение и доверие. Он есть как бы камень государственности; носитель верности и самообладания». Отвергая абсолютную свободу, русский философ подчеркивал, что произвольно действующий человек представлял бы собою «кошмарное создание», общение с которым «исключало бы всякое доверие, всякое воспитание, всякий правопорядок... (курсив мой. — А.Ж.)»2. Согласно социально-этическим трактовкам, доверие реализует «воссоединительную функцию». Оно способствует утверждению целостности отношений, гражданской солидарности на основе взаимозаботы и ответственности и, как следствие, созданию нового человека в политико-духовном и житейски-практическом отношениях. Не случайно в современном понимании системы безопасности доверие рассматривается как фактор геокультурного развития, в частности как особое состояние мировосприятия человека, конструктивной коммуникации между людьми, акторами и институтами, человеком и властью для достижения согласия и компромиссов в глобальном мире3.

В универсальном историческом смысле Р. Полборн отмечал следующие закономерности взаимоотношений «доверия-недоверия», в т.ч. противоречивого соотношения добросовестности и обмана. ЖБАНКОВ В условиях недемократической власти происходит стремительное

Александр погружение в недоверие («никому доверять нельзя»), атмосферу

Борисович - подозрительности по отношению к любой информации (не слу-

аспирант кафедры чайно это приводит к «одиночеству власти»). В результате оформляется «спираль недоверия», которая исключает даже возможность

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

2 Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. В 2 т. Т. 2. - М. : Айрис-пресс, 2008, с. 85, 343.

3 Кузнецов В.Н. Социология безопасности. — М. : КДУ, 2009, с. 49.

философии

Российского

государственного

торгово-

экономического

университета

abgbn@mail.ru

20

ВЛАСТЬ

201 0'08

оспаривать собственное недоверие1. Недоверие всегда начинается с осторожности и сомнения («оказывается, не все так просто», «разве можно этому верить») и является следствием излишней доверительности на основе привычного диагноза отношений в ожидании обмана.

Отмеченные Р. Полборном закономерности иллюстрируются примерами советского периода. Лозунг «беззаветной преданности делу партии и государства» не только сопровождался маниакальной подозрительностью и массовыми репрессиями, но и прерывался разоблачением высших государственных деятелей (не случайно в народе ходила поговорка: «Товарищ Берия вышел из доверия»). Важно понимать, что о доверии как о политическом факте можно говорить только в системе, в которой появляется взаимность отношений. Поэтому традиционное понимание «оттепели» 1960-х гг. следует связывать не только с ростками свободы, но и с наступлением по-настоящему новой фазы доверия как цели общественного развития, причем именно в системе взаимного доверия власти и граждан. Официально признаваемое единодушие народа после периода стагнации 1970-х сменяется фазой «романтической доверчивости» к целям перестройки середины 80-х гг., которая переходит в полное доверие новому российскому лидеру демократических преобразований в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Политическая устойчивость современного российского государства объясняется высоким доверием к ее лидерам.

В коммуникативной теории власти Н. Лумана повседневная гражданская жизнь общества предполагает «нормализованную власть». Качество выбора «за» или «против» в отношении властных действий образует «фасад власти», который попадает в зависимость от точности схем протекания желаемых действий. О позитивности властных решений можно говорить, если они устремлены в открытое пространство будущего. При этом истины общественно-политического поведения «диалекти-зируются» в такие его проявления, как обман, лавирование, увертки и т.д.2 В работе «Социальные системы» Н. Луман анализирует доверие как фундаментальную ос-

1 Полборн Р. Воля и власть. — М. : Московский психолого-социальный институт, 2006, с. 654.

2 Луман. Н. Власть / пер. с нем. — М. : Прогресс,

2001, с. 31, 33, 47, 57.

нову действия. Безопасность и надежность предстают следствием ответного действия власти на «оказанное доверие», проявляются в понижении опасностей рисков, когда предусмотрены и учтены возможные случайности, порядок поддерживается доверием. Переход от недоверия к доверию властным органам осуществляется процессуально, эволюционно, в т.ч. с фрагментами издержек прежнего недоверия на основе возрастающего значения государственного управления и права. Как подчеркивает Н. Луман, доверие должно оказываться в границах равной однородности, т.е. добровольно. Его нельзя отождествлять с жизненным оптимизмом или ситуациями опасения несчастий — это последовательность развития социальных отношений, которые начинаются с взаимных рисков. Доверие гарантировать легче, если оно требуется с обеих сторон — так, чтобы доверие одной стороны (власти или граждан) могло найти поддержку у другой. Н. Луман настаивает на «циркулярном характере» доверия как основании образования систем, из которых черпаются его силы. В итоге доверие является «универсальным социальным фактом» в отношении создания стратегии надежности, определения ее запасов, хотя и при наличии элементов взаимного риска3.

Понимание доверия как политико-властной стратегии со значительным радиусом действия можно сопоставить с рассмотрением Э. Гидденсом «базисного доверия против недоверия». Формирование чувства доверия взаимосвязано с осознанием конкретной деятельности, в т.ч. для сохранения целостной личности и непрерывного воспроизводства социальной системы. Э. Гидденс полагает, что «однообразие жизненно важно для функционирования психологических механизмов, посредством которых в ходе повседневной деятельности удовлетворяется потребность в надежности или онтологической безопасности». Использование понятия «онтологическая безопасность» ориентирует на понимание безопасности в плане обеспечения защиты отдельного человека, преодоления его онтологической неустойчивости. Речь идет о конфиденциальности или доверии, «которые являют собою природный и социальный миры, включая базовые

3 Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / пер. с нем. — СПб. : Наука, 2007, с. 183, 184.

экзистенциальные параметры самости и социальной идентичности»1. Российский исследователь Н.М. Мамедова также полагает, что «онтологическая безопасность личности предполагает чувство доверия и ощущение собственной аутентичности, верности своему "Я"»2.

Согласно В.Е. Кемерову, онтологическое воззрение на человека создает своего рода «картину» позиций и ориентаций «частных» и внутренних видов деятельности. Оно тем самым надстраивается над общефилософским пониманием, но одновременно помогает более четко проявить очертания социально-исторических и социокультурных условий жизнедеятельности. Онтологические схемы есть взаимосвязанное бытие людей, обнаружение «ядерных» сил и структур социального процесса3. Но не случайно И.А. Ильин подчеркивал, что человек, не способный принять ответственность за совершенное и признать свою ошибку, «сам себе не доверяет, а потому и ему не следует доверять». Это значит, что меры и средства обеспечения безопасности требуют именно «онтологической работы», которая реализует интегрирующую функцию действительности («того, что есть на самом деле») как места соотнесения общественных смыслов, целей, ценностей4.

В широком смысле безопасность экзистенциальна, поскольку защите подлежит само существование общества и человека. Так, повседневные встречные потоки людей в столичном метро с точки зрения экзистенциализма означают общение «мимо друг друга», движение «лиц без примет». Но такое происшествие, как террористический акт, демонстрирует отсутствие «разрыва» взаимосвязей между людьми в

1 Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. — 2-е изд. — М. : Академический проект, 2005, с. 18, 19, 499.

2 Мамедова Н.М. Гражданское общество и процессы идентификации личности // Государство — власть — безопасность. Сборник научных статей. Ч. 2. - Омск : Изд-во ОГУ, 2007, с. 35.

3 Социальная философия : словарь / сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. — М. : Академический проект, 2003, с. 290, 291.

4 Бабайцев А.Ю. Онтологическая работа // Всемирная энциклопедия. Философия. — М. : АСТ; Мн. : Харвест, Современный литератор, 2001, с. 731.

трагическом пространстве. Речь идет не просто о настроениях гнева, подвижности настроений, но о появлении гражданских императивов не пренебрегать социально-гуманистическими обязанностями. Люди ощущают существование общей человеческой судьбы (именно как экзистенции). Совместная работа понимания и переживания превращает событие в факт личной биографии, что и порождает силы сопротивления внутри человека, хотя это одновременно выявляет «разных» людей. Подобная поведенческая установка («изготовка») создает социально-нравственный фундамент предотвращения опасностей не только рациональным путем, но и на основе нового мировосприятия, отказа от оправдания прежней безучастности и неспособности прямого личностного действия. Это именно «мой выбор», «мое событие», «мое участие». Истинное со-действие означает не только проявление бдительности, но и способность заново открывать себя. В результате чуткость экзистенциального зрения утверждает новую типичность доверия как отсутствие наивного, «прогрессистского» отношения, заставляет действовать без самообольщения и быть «кем-то иным» по сравнению с прошлыми обстоятельствами, привычным ходом вещей.

По аналогии могут быть с достаточным основанием выделены другие философские модификации безопасности. Среди них:

— феноменологическая безопасность как действия во «взаимности перспектив», когда сокращаются пределы взаимодосягаемости (как синонимичной доверительности);

— антропологическая безопасность в условиях дефицита доверия, обращенная к целостности личности, структурам специфического опыта «человеческого в человеке» (а значит, способности встать над личными обидами, узкоэгоистическими интересами);

— персонологическая безопасность как особое субъективное связующее единство, переживание «другой» жизни в качестве ценности, духа ответственности «быть вместе».

Но эти виды безопасности требуют особого рассмотрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.