УДК 316.6 Монаков Владимир Викторович соискатель кафедры
социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета [email protected]
ДОВЕРИЕ К ОРГАНАМ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА В 2004-2011 ГГ.
(НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСТАНА): ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Monakov Vladimir Viktorovich
PhD applicant of the Social and Political Conflict Resolution Department Kazan National Research Technological University [email protected]
YOUTH CONFIDENCE IN GOVERNMENT AUTHORITIES: TRENDS OF LEGAL NIHILISM DEVELOPMENT IN 2004-2011 (CASE STUDY OF TATARSTAN)
Аннотация:
Статья посвящена анализу результатов панельных опросов, посвященных исследованию изменения доверия российской молодежи к органам власти с 2004 по 2011 гг. в Татарстане как развитие правового нигилизма.
Ключевые слова:
гражданское общество, правовой нигилизм, правовая социализация, девиантность, ценности, преступные группировки, правопорядок, управление, закон, мотивация.
Summary:
The article reviews research results of the panel inquiry dealing with change of the Russian youth’s confidence in government authorities during 2004-2001 in Tatarstan in the context of legal nihilism development.
Keywords:
civil society, legal nihilism, legal socialization, deviation, values, criminal groups, law and order, management, law, motivation.
В период 2000-2010 гг. руководителями российского государства был предпринят ряд неотложных мер административного, социально-экономического характера, одной из целей которых было преодоление правового нигилизма. Результаты этих мероприятий имели противоречивый и неоднозначный характер. Так, наряду с позитивными тенденциями, связанными с успехами в борьбе с организованной преступностью, ростом экономики, подъемом жизненного уровня населения, укреплением государственных структур проявились негативные тенденции, связанные, прежде всего, с ростом коррупции, что привело к трансформации, видоизменению форм правового нигилизма в российском обществе в среде российской молодежи.
Объектом исследования была определена российская молодежь, как возрастная группа от 18 до 30 лет. При установлении рамок предмета исследования была выявлена проблема социологического понимания правового нигилизма как социального явления. В научной и публицистической литературе используется правоведческое определение правового нигилизма, предложенное проф. Н.И. Матузовым [1] и дополненное проф. В.А. Тумановым [2, с. 24], в котором указывается, что правовой нигилизм представляет собой патологию общественного сознания, которое проявляется в отрицании социальной ценности права. Тем самым, несмотря на выявление главной черты правового нигилизма - отрицания социальной ценности права, пра-воведческое определение сужает понимание правового нигилизма до уровня общественного сознания, не раскрывая его социальный характер. По сути, оно представляет правовой нигилизм как систему негативных норм и установок в общественном сознании по отношению к праву. Учитывая связь данного явления с пониманием социального факта, была выявлена необходимость включить в рамки социологического понимания данного явления и негативное отношение (attitude) к праву, а также как результату правоприменительной практики - правопорядку, которое в объективной реальности проявляется как деятельность государственных органов. В связи с этим установлено, что правовой нигилизм как социальное явление характеризуется.
1. Отрицанием социальной ценности государства и права. 2. Отказом от правового решения проблем в отношениях государства и личности; а также межличностных отношений. 3. В негативном отношении к правопорядку, к результатам деятельности государственных органов как результатам правоприменительной практики. Итак, предметом исследования являются тенденции изменения правового нигилизма российской молодежи, которые проявляются в изменении отношения к деятельности государственных органов, осуществляющих правоприменительную практику, результатом которой является правопорядок.
Целью исследования было определить - тенденции развития правового нигилизма в среде российской молодежи, на основе исследования генеральной выборки - молодежи Татарстана. Для этого были установлены и решены задачи: 1. Разработка программы и проведение панельных опросов совместно с Казанским Центром аналитических исследований и разработок (ЦАИР). Были проведены ежегодные панельные опросы с 2004 по 2011 гг. для выяснения изменения отношения молодежи Татарстана к деятельности президента России, полиции (милиции), суду, Государственной Думы, местным органам исполнительной власти. 2. Была установлена квотная выборка исследования, которая составляла от 1860 до 1924 респондентов. 3. В программе исследования отношение респондентов определялось на основе ответов, расположенных в порядковой шкале - «Безусловно, не доверяю», «Скорее не доверяю», что в целом характеризовало негативное отношение, и ответов респондентов - «Безусловно, доверяю» и «Скорее доверяю», что в целом характеризовало позитивное отношение. 4. Анализ результатов опросов, позволил установить причинно-следственные связи, между социальноэкономическими, социально-политическими изменениями, происходящими в российском обществе в этот период и динамикой изменения отношения молодежи к вышеуказанным государственным органам. Результаты этого исследования позволили нам предположить тенденции развития и видоизменения правового нигилизма как следствие изменения отношения молодежи к деятельности государственных органов России, которые осуществляли и олицетворяли правопорядок, правоприменительную практику в 2004-2011 гг.
В целом результаты анализа развития отношения российской молодежи к деятельности российских государственных органов отразили противоречивость социально-экономических, социально-политических тенденций, определяющих формирование российского молодежного сознания с 2004 по 2011 гг. Отношения молодежи к деятельности различных органов российской государственной власти дифференцировано и полярно, от стабильно позитивного высокого уровня доверия на уровне 70-80 % респондентов, до стабильно негативного уровня доверия на уровне 40-48 % на всем протяжении исследуемого периода. Следует отметить наличие устойчивых позитивных тенденций в изменении отношения российской молодежи к деятельности некоторых государственных органов, проявляющемся в росте доверия, наблюдавшемся в течение 3-4 последних лет, а также точки флуктуации тенденций к позитивному росту в 2005-2007 гг., что подтверждает тезис об инерции общественного сознания [3, с. 11].
В результате опросов было установлено, что уровень доверия к президенту России оставался в целом высоким на протяжении всего исследуемого периода и колебался в коридоре от 85 % - 69 %, как представлено в таблице 1 [4, с. 24].
Таблица 1 - Отношение к деятельности Президента РФ
2004 2005 2006 2007 2008-2009 2010 2011
В целом не доверяю 9,7 21,6 18,4 10,9 18,5 12,5 13.1
В целом доверяю 85 69 78,9 78,6 74,4 80,5 78
Затрудняюсь ответить 5,3 9,4 2,7 10,5 7,1 15 8.9
Наиболее высокий уровень доверия российской молодежи Президент РФ имел в 2004 г. -85 %, что объясняет популярность экстренных мер, предпринятых президентской администрацией в борьбе с сепаратистскими движениями, укреплению государственного аппарата, централизации власти, начатых еще в начале 2000-х. Наиболее низкий уровень доверия показали респонденты в 2005 г. - 69 %, как следствие негативных последствий, предпринятых президентской администрацией управленческих решений - свертывания демократических процедур в формировании власти, усиления коррупции. Начиная с 2006 г. по 2011 г., когда появились стабильные показатели экономического роста, ощущение стабильности в обществе, проявились в высокой степени доверия к деятельности Президента РФ российской молодежи и сохранялись на уровне 74,4 % - 80,5 %. При этом уровень негативной оценки деятельности Президента РФ демонстрировал стабильно низкий процент, с небольшим увеличением в 2005 г. -21,5 %, что, в целом, демонстрирует позитивное отношение российской молодежи к деятельности Президента РФ в исследуемый период [5, с. 24].
Далее, чтобы подчеркнуть противоречивость отношения российской молодежи к деятельности государственных органов, осуществляющих правопорядок, перейдем к оценке деятельности российской полиции (милиции). В целом, состояние доверия российской молодежи к деятельности российской полиции (милиции) можно определить как стабильно низкое или недостаточное в период с 2004 г. по 2011 г. Анализ результатов опросов показал стабильно-низкий уровень доверия к деятельности полиции (милиции) при медианном значении 40 % респондентов, выражающих позитивное отношение, против 53 % респондентов, выражающих негативное
отношение. При этом, ситуация не позволяет говорить о какой-либо позитивной тенденции к улучшению ситуации (см. таблицу 2) [6, с. 26].
Таблица 2 - Отношение к деятельности полиции
2004 2005 2006 2007 2008-2009 2010 2011
В целом не доверяю 48,3 61 55,9 62,1 47,9 49,3 49.1
В целом доверяю 42,3 31,7 34,9 27,1 45 42,8 41
Затрудняюсь ответить 9,2 7,3 9,8 10,9 7,1 7,9 9.9
Вместе с тем анализ развития отношения российской молодежи к другим органам позволяет предполагать наличие позитивных тенденций по увеличению уровня доверия к деятельности этих органов государства. В целом доверие российской молодежи к Государственной Думе можно охарактеризовать как низкое или недостаточное, а в отдельные годы его можно охарактеризовать как катастрофически низкое. В 2005 г. уровень доверия молодежи к деятельности Государственной Думы показал катастрофически низкий показатель - 26,2 % респондентов, при соответственно высоком уровне недоверия - 54,5 % респондентов. Такая же негативная ситуация характеризует и 2006 г., при - 31,3 % респондентов, выразивших позитивное отношение к деятельности Государственной Думы, по отношению к 53,2 % респондентов, выразивших негативное отношение. Перелом ситуации наступает в 2007 г., что выразилось в соотношении 39,3 % респондентов с позитивной оценкой, против 38 % респондентов с негативной оценкой, что позволяет говорить о позитивной тенденции изменения отношения российской молодежи к деятельности Государственной Думы. Мы наблюдаем устойчивый рост увеличения респондентов с позитивной оценкой до уровня 51,7 % в 2010 г. и одновременным уменьшением респондентов с негативной оценкой до уровня 33,5 % в 2010 (см. таблицу 3) [7, с. 27].
Таблица 3 - Отношение к деятельности Государственной Думы
2004 2005 2006 2007 2008-2009 2010 2011
В целом не доверяю 40,8 54,5 53,2 38 41,7 33,5 34.2
В целом доверяю 38,1 26,2 31,3 39,3 44,6 51,7 52.3
Затрудняюсь ответить 20,8 19,3 15 8,7 13,7 14,9 13.5
Аналогичная ситуация наблюдается и в изменении отношения российской молодежи к суду. Прежде, учитывая важность и значимость этого органа в правоприменительной практике, стоит отметить в целом низкий уровень доверия к его деятельности российской молодежи в исследуемый период с 2004 г. по 2011 г., он находился в коридоре от 42,5 % до 55,8 % респондентов, поставивших позитивную оценку. Вместе с тем следует отметить позитивную тенденцию к изменению ситуации, которая начинается с 2077 г., когда количество доверяющих деятельности суда достигло 40,6 % респондентов, против количества не доверяющих 38,4 % респондентов. Далее эта тенденция заметно прогрессирует и достигает к 2010 г., соответственно, 55,8 % доверяющих респондентов против 32,5 % не доверяющих (см. таблицу 4) [8, с. 29].
Таблица 4 - Отношение к деятельности судов
2004 2005 2006 2007 2008-2009 2010 2011
В целом не доверяю 42,6 41,4 42,6 38,4 38,8 32,5 32
В целом доверяю 42,5 39,7 42,5 40,6 53,1 55,8 56
Затрудняюсь ответить 14,8 19 14,8 21 9 11,6 12
Аналогичное развитие отношения российской молодежи наблюдается в исследуемый период с 2004 г. по 2010 г. и к деятельности органов местной власти. В целом, состояние доверия российской молодежи к деятельности органов местной власти можно характеризовать как низкое, неудовлетворительное. Позитивная оценка колебалась в коридоре от 24,36 % в 2004 г. с падением до критического уровня до 19,3 % в 2006 г. и с позитивной тенденцией роста до уровня 56 % в 2011 г.
Тенденция развития количества респондентов, дающих негативную оценку деятельности, имеет обратную зависимость, от уровня 56,2 % в 2004 с повышением до уровня 63,3 % в 2006 г. и устойчивым падением до уровня 38 % в 2011 г. При этом следует заметить, что переломный момент изменения тенденций наступает в 2007 г., когда количество не доверяющих респондентов и доверяющих деятельности органов местной власти максимально приблизилось друг к
другу 36,7 % и 32,3 % соответственно. Данный факт, заставляет выдвинуть предположение об устойчивой позитивной тенденции в молодежном сознании, которая начинается в 2007 г. (см. таблицу 5) [9, с. 32].
Таблица 5 - Отношение к деятельности местной власти
2004 2005 2006 2007 2008-2009 2010 2011
В целом не доверяю 56,2 59,5 63,3 36,7 39,7 38,1 38
В целом доверяю 24,36 22,8 19,3 32,3 48,7 50,7 51.2
Затрудняюсь ответить 16,5 17,7 15,2 23,6 11,6 11,2 10.8
Таким образом, в результате анализа можно сделать заключение, что в целом к 2010 г., уровень доверия российской молодежи к деятельности государственных законодательных и исполнительных органов России можно обозначить как низкий, а в отношении к полиции (милиции) как очень низкий или неудовлетворительный. Однако следует отметить устойчивую позитивную тенденцию роста доверия российской молодежи, которая начинается в 2007 г., исключением является уровень доверия российской молодежи к деятельности полиции (милиции), который не имеет позитивной тенденции к росту и продолжает оставаться на крайне низком уровне. При этом можно констатировать позитивную ситуацию, которую демонстрирует постоянно высокий уровень доверия к президенту РФ в период 2004-2010 гг.
Анализ вышеизложенных данных, проведенных социологических исследований и их выводов (приведенных выше) позволяет нам обозначить следующие тенденции развития правового нигилизма в среде российской молодежи в исследуемый период.
1. Произошло изменение соотношения форм проявления правового нигилизма в сторону уменьшения «стойкого» правового нигилизма как формы решительного отрицания и российского права, и российского государства как социально-значимых институтов в принципе, к увеличению «колеблющегося» правового нигилизма, при котором социальная значимость этих институтов признается, однако, преимущественно в случаях их «эффективной» применимости. При этом «эффективная» применимость понимается российской молодежью прежде всего как использование коррупционных схем.
2. Произошло изменение в такой форме правового нигилизма как подмена правовых регуляторов иными «альтернативными» регулятивными системами, когда молодой человек, столкнувшись с необходимостью решить какую-либо проблему социального свойства, предпочитал обращаться к криминальным группировкам, которые сами были вне закона и действовали незаконными средствами. В связи с тем, что к 2011 г. влияние криминальных группировок резко сократилось, а в отдельных случаях просто исчезло, в результате успехов борьбы с преступностью, в сознании молодежи возросла значимость институтов суда, исполнительных органов, в решении социально-значимых проблем по отношению к уровню 90-х гг. Однако коррупция, недостаточная эффективность в работе этих органов не позволили сформировать в сознании молодежи уважения к ним и к их деятельности.
3. В связи с тем, что к 2011 г., влияние и значимость криминала в российском обществе значительно уменьшилось, а в отдельных случаях исчезло полностью, сократилось количество молодежи, которые входят в криминальные группировки, где существует своя субкультура, свои правила и законы, чаще всего привнесенные из уголовного мира, которые представляют собой «альтернативные» закону правила и нормы поведения.
4. В связи с сужением «внеправового» пространства, молодые люди вынуждены больше изучать право, что повышает социальную значимость последнего. Однако это обстоятельство не формирует в сознании молодежи понимания права как единственно возможной, справедливой, «честной» основы их жизни в социуме. Возникает коллизия между пониманием «права» как установленных «правил игры», которые приходится принимать во внимание при поведении в социуме, и понимании «справедливого», «честного» порядка в обществе.
Ссылки:
1. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм: курс лекций. М., 1994.
2. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8.
3. Материалы исследования ЦАИР 2004-2011 гг. Казань, 2011.
4. Там же.
5. Там же.
6. Там же.
7. Там же.
8. Там же.
9. Там же.
References (transliterated):
1. Matuzov N.I. Pravovoy nigilizm i pravovoy idealizm: kurs lektsiy. M., 1994.
2. Tumanov V.A. Pravovoy nigilizm v istoriko-ideologicheskom rakurse. // Gosudarstvo i pravo. 1993. № 8.
3. Materialy issledovaniya TSAIR 2004-2011 gg. Kazan', 2011.
4. Ibid.
5. Ibid.
6. Ibid.
7. Ibid.
8. Ibid.
9. Ibid.