Научная статья на тему 'Доверие к институтам как фактор политических процессов в новых демократиях на примере постсоветской России'

Доверие к институтам как фактор политических процессов в новых демократиях на примере постсоветской России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доверие / политические институты / политические процессы / история России / демократия / trust / political institutions / political processes / history of Russia / democracy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Подольский В. А.

Особенностью новых демократий в конце XX века было низкое доверие, что затрудняло проведение реформ и обостряло те факторы, которые вредили доверию. После перехода к демократии во многих постсоциалистических государствах снизилось доверие к институтам из-за ухудшения экономической конъюнктуры, снижения социальной поддержки, роста преступности, этнических и политических конфликтов. Особенность воздействия доверия на политические процессы в новых демократиях была связана с низкой эффективностью институтов и преобладанием частного доверия. В политических процессах в новых демократиях доверие играло большую роль, чем в старых демократиях, и политические конфликты были связаны больше с доверием, чем с обсуждением количественных параметров решений в сфере государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trust in institutions as a factor of political processes in new democracies on the example of Post-Soviet Russia

The low trust was a feature of the new democracies at the end of the 20th century, which made reform difficult and exacerbated those factors that harmed trust. After the transition to democracy in many post-socialist states, trust in institutions has decreased due to the deteriorating economic environment, declining social support, increased crime, ethnic and political conflicts. The peculiarity of the influence of trust on political processes in new democracies was associated with the low efficiency of institutions and the predominance of particularised trust. In political processes in new democracies, trust played a greater role than in old democracies, and political conflicts were associated more with trust than with the discussion of the quantitative parameters of public administration decisions.

Текст научной работы на тему «Доверие к институтам как фактор политических процессов в новых демократиях на примере постсоветской России»

Подольский В.А.

Кандидат политических наук, доцент факультета политологии. Государственный академический университет гуманитарных наук.

Доверие к институтам как фактор политических процессов в новых демократиях на примере постсоветской России

Статья подготовлена в ФГБОУ ВО «Государственный академический университет гуманитарных наук» в рамках выполнения государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (проект FZNF-2022-0009 - Проблема доверия к институтам как фактор политических процессов, 122101000044-7).

Значение доверия в политике было отмечено ещё в древней политической философии: доверие необходимо как для взятия, так и для удержания власти. В политической науке XX века было выделено три вида доверия, имеющих политическое значение: частное доверие, общее доверие и доверие к институтам. Частное доверие характерно для групп, объединённых общим признаком, например, корпоративной, партийной, этнической, религиозной принадлежностью, и имеет небольшой радиус. Общее доверие - это абстрагированная готовность доверять, отражающая настроения в обществе и ряд характеристик этого общества - культуру, состояние экономики, остроту внутренних противоречий [1, р. 42]. Американский политолог Роберт Патнэм использовал термин «связующего доверия» для описания ассоциаций, объединённых общим признаком, и «соединяющего доверия» для описания ситуаций, когда объединяющей силой служит общая задача. Прочность доверия выше при связующих отношениях, но соединяющие отношения обеспечивают вынос доверия за пределы узких групп и создают условия для общего доверия и доверия институтам [2]. Доверие к институтам иерархически выше частного и общего доверия и зависит от них, но корреляция нелинейна и определяется рядом других характеристик доверяющего субъекта, включая уровень дохода и образования [1, р. 47]. Различные институты, согласно работам зарубежных и отечественных исследователей, пользуются разным уров-

нем доверия. Обычно могут быть выделены партийные - парламент - и нейтральные институты, такие, как суды, госслужащие [1, р. 41]. Доверие к партийным институтам будет зависеть от партийной принадлежности и в среднем будет ниже, также законодательная власть обычно пользуется меньшим доверием, чем исполнительная, в том числе и в России [3, с. 95].

Организация системы сдержек и противовесов при демократической форме правления означает институционализацию недоверия для защиты от злоупотреблений. Разделение властей и верховенство права создают условия, при которых исполнение обязательств обеспечивают механизмы, а не частное волеизъявление. Институциональные средства позволяют направлять конфликты между группами интересов и отдельными акторами в русло диалога и голосования [4, р. 78]. Недоверие к конкретным политикам - органичная часть демократических процедур по распределению властных полномочий. Но сами институты, которые призваны служить средством для публично-правового согласования интересов, должны пользоваться доверием, иначе демократические механизмы не смогут выполнять свои функции.

Распад СССР привёл к тому, что существовавшая вертикаль доверия была упразднена [5]. Новые демократии унаследовали сравнительно низкий уровень общего доверия и доверия к институтам. Доверие несколько выросло сразу после перехода к демократической форме правления, а затем драматически снизилось из-за воздействия ряда негативных факторов. По оценке исследователей, изначально доверие в новых демократиях было не ниже, чем в старых [6], но измерение динамики доверия показало, что новые демократии острее реагируют на эффективность институтов [7, р. 346]. На снижение доверия повлияли такие факторы, как ухудшение экономической конъюнктуры, рост бедности и неравенства, снижение качества социальной поддержки, рост преступности и межнациональных конфликтов, снижение качества работы институтов из-за коррупции. Низкое доверие к институтам было фактором, которое негативно влияло на качество их работы, а слабые институты, не пользующиеся доверием, не могли создать среду, в которой обеспечивалось бы качественное выполнение институтами функций и безопасность транзакций. Доминирование неформальной экономики затрудняло сбор налогов и финансовое обеспечение деятельности государства, что ещё больше ухудшало работу институтов. Частное доверие, сложившееся ещё в социалистический период, преобладало, и радиус доверия был небольшим. Частное доверие с ограниченным радиусом не содействует повы-

шению экономической эффективности и политической устойчивости, поскольку характерно в первую очередь либо для узких групп, либо для неформальной экономической активности и коррупции [8]. Отечественные исследователи выявили сильную зависимость доверия к институтам от уровня доверия к лицам, занимающим руководящие должности, то есть в России частное доверие сосуществует с персонализированным доверием к институтам [9, с. 49]. Такое сочетание создает риски для государства, фактически теряющего монополию на создание правил для организации взаимодействия между индивидами и группами из-за того, что совмещение частного и персонализированного доверия предполагает коммуникацию и урегулирование споров в обход существующих институтов [10, с. 75]. Персонализированное доверие многие исследователи связывают с такой серьёзной угрозой для демократии, как популизм, поскольку популизм представляет собой борьбу некоторых политиков с устоявшимися политическими силами через критику институтов. Популисты призывают граждан доверять им, а не институтам [4, р. 87]. Слабое доверие к институтам подрывает стабильность, поскольку государство вынуждено тратить больше ресурсов на обеспечение правопорядка из-за большего числа нарушений законов и правил, а получает ресурсов меньше из-за снижения мотивации граждан и компаний платить налоги. Перенапряжение административно-репрессивного аппарата создает угрозы государству и ещё больше снижает доверие к институтам.

Исследователи указывали на то, что для улучшения точности измерения доверия при формулировании вопросов необходимо указывать и на контекст доверия, и на объект доверия. С организационно-иерархической точки зрения, в демократической форме правления предполагается недоверие граждан власти, от которой требуется доверие гражданам, а в автократической предполагается недоверие власти гражданам, от которых требуется доверие власти [11, с. 380-389]. Устойчивость автократий обеспечивается, по наблюдениям исследователей, эффективностью работы институтов [4, р. 79]. Новые демократии сталкиваются с проблемой сочетания факторов, характерных для автократических и демократических режимов. С одной стороны, низкая эффективность институтов вредит их легитимности, с другой стороны, формальная опора на демократические принципы ведёт к ещё большему росту недоверия к институтам, переносимого от недоверия к конкретным политикам или решениям. Для постсоветского периода истории России, по мнению исследователей, характерна проблема демодернизации как возврата к со-

словному обществу, которое опирается не на институты, а на частное доверие, клановость, привилегии [10]. По наблюдениям исследователей, на доверие к институтам, помимо этнической и партийной принадлежности, влияли уровень образования и дохода, причём наиболее обеспеченные и образованные граждане обычно доверяли больше. Исследователи объясняли такую закономерность тем, что состоятельные граждане связывали свое благополучие с качественной работой институтов [1, р. 47]. В России же сосуществование двух факторов, демократических институтов и домодерновых практик, порождает парадоксальный феномен обратной зависимости уровня доверия от уровня благосостояния, вопреки тем закономерностям, которые обнаруживали исследователи на Западе. Недоверие к институтам, основанное на демократических установках, в России сосуществует с патриархальным доверием [10 , с. 74].

Хотя уровень доверия к институтам в России несколько вырос в XXI веке, он по-прежнему остается более низким, чем в Европе [12]. Наиболее заметный пример проявления влияния низкого доверия к институтам на политические процессы в России - реакция на пенсионную реформу. У государства были объективные причины повышать пенсионный возраст - число получателей пенсий выросло в XXI веке на 15%, или на 5 миллионов, с 38 до 43 миллионов человек, а уровень расходов на пенсии вырос с 4,5 до 7,5% ВВП. Общий объём зарплат в стране вырос в XXI веке в 16 раз, а пенсий - в 24 раза. Если в 2000 году пенсионеры составляли 25% населения, то за два десятилетия XXI века их доля выросла до 30% [13 , с. 152-154]. Сохранение уровня замещения дохода от зарплат пенсионными выплатами даже на сравнительно невысоком уровне в 30% становилось затруднительным. Из-за низкого институционального доверия отношение к пенсионной реформе было резко отрицательным. Согласно опросам Фонда «Общественное мнение», в июне 2018 года, после сообщения о реформе, против повышения пенсионного возраста выступало 80% респондентов. Пенсионная реформа, в свою очередь, отрицательно повлияла на доверие институтам, по некоторым оценкам, в моменте доверие снижалось в среднем почти на треть [14 , с. 14].

Согласно наблюдениям исследователей, важнейший фактор доверия к институтам - это их эффективность. Низкое качество работы института будет подрывать доверие к нему, особенно сильна эта закономерность в отношении институтов социальной поддержки: сокращение объёмов или снижение качества социальных услуг обычно вызывает заметный спад уровня доверия к институтам [8, р. 343]. Доверие к институтам ди-

намично. Оно может снижаться из-за тех или иных информационных поводов, негативно воспринимаемых экономических, социальных, политических или иных событий. Напротив, в случае распространения положительной информации, связанной с институтами и их деятельностью, или общих положительных экономических и социальных изменений, доверие будет возрастать. Авторы отмечают, что утраченное доверие может быть восстановлено [1, р. 41], но скорость восстановления доверия затрудняется тем фактом, что негативная информация влияет на уровень доверия сильнее, чем положительная [15, р. 102]. Так, в начале 90-х доверие к институтам в России снизилось из-за роста преступности, снижения покупательной способности населения, а в XXI веке возросло из-за улучшения экономической конъюнктуры, но рост происходил гораздо медленнее, чем снижение [10, с. 72].

Доверие основывается на опыте и зависит как от интеракции индивида с институтом, так и от мнения, сформированного индивидом об институте на основании информации, полученной через СМИ или от других индивидов. Среди всех факторов, способных снизить доверие к институтам, исследователи указывают коррупцию в качестве наиболее значимого. Имущественное неравенство, некачественную работу чиновников и злоупотребления на выборах в качестве признаков неэффективности институтов в ходе социологических опросов указывало меньшее число респондентов [3, с. 100]. Оценивая корреляцию между уровнем коррупции и доверием, исследователи указывали, что коррупция основана на частном доверии, а общее доверие снижает уровень коррупции. Низкое доверие к институтам способствует коррупции, а высокое доверие делает избыточным использование неформальных каналов и содействует снижению коррупции [16].

Особенность политических процессов в постсоветской России состоит в том, что фактор доверия при принятии решений имеет ключевое значение как при выборе из альтернатив, так и при реакции на последствия принятых решений. Рост недоверия, измеряемого через антирейтинг, воспринимается как значимый риск при оценке эффективности работы институтов и принятии политических решений [17]. Низкое доверие к институтам осложняет принятие непопулярных политических решений, поскольку в старых демократиях институты могли канализировать недовольство через электоральные механизмы, а в новых демократиях протестные настроения создают риски, которые могут приводить к неприемлемым последствиям. В старых демократиях политики

могли терять власть из-за снижения уровня электоральной поддержки и роста недоверия, но в следующем электоральном цикле вновь выигрывать выборы в случае, если практика подтверждала правоту их действий. В новых демократиях рост недоверия к институтам вследствие неприятия некоторых решений или результатов политических процедур создавал угрозу не только конкретному правительству, но и самой демократической форме правления, поскольку повышал угрозу сворачивания демократии [8, р. 339].

Исследователи указывают на ряд предпосылок для доверия к институтам, но важнейшим следует считать их эффективность. Прозрачность работы институтов, хорошо настроенная коммуникация с населением, и надлежащее качество услуг вкупе с высокой скоростью работы увеличивают доверие к институтам. В постсоветской России уровень доверия к институтам увеличился вместе с улучшением экономической конъюнктуры и снижением уровня преступности. Характер влияния доверия на политические процессы в новых демократиях в целом и в постсоветской России в частности выражается в ряде особенностей. Во-первых, новые демократии острее реагируют на эффективность институтов, чем старые. Во-вторых, конфликты и девиантное поведение, которые сдерживала автократическая форма правления, негативно повлияли на уровень доверия к институтам, что затруднило подготовку и реализацию надлежащей реакции государства на эти вызовы в рамках правовых процедур. В-третьих, антирейтинг институтов и риск его увеличения оказывает существенное влияние на процесс принятия решения. В-четвёртых, для России характерна персонализация доверия при оценке уровня доверия к институту. Если доверие к должностному лицу, обеспечивающему функционирование института, высоко, то это доверие будет экстраполировано на сам институт. Объём работы, проделанный в России для повышения доверия к институтам, отличается от региона к региону и от ведомства к ведомству. Высокий уровень доверия важен для сохранения политической, экономической и социальной устойчивости и надлежащего функционирования институтов. Согласно исследованиям о взаимосвязи видов доверия, доверие к институтам содействует росту общего доверия и снижает издержки на защиту от злоупотреблений, позволяя использовать больше ресурсов институтов для выполнения их основных функций. Продолжение работы по улучшению эффективности институтов, следовательно, будет оказывать благотворное влияние на стабильность и соблюдение процедур в рамках политических процессов.

Список литературы:

1. Newton K., Stolle D., Zmerli S. Social and Political Trust // The Oxford Handbook of social and political trust. Ed. by Uslaner E.M. New York: Oxford University Press, 2018. P. 37-56.

2. Putnam R.D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon & Schuster, 2000. 541 p.

3. Терин Д.Ф. Конструкция политического доверия в России: эффективность и справедливость политических институтов // Социологический журнал. 2018. Том 24. № 2. С. 90-109.

4. Warren M.E. Trust and Democracy // The Oxford Handbook of social and political trust. Ed. by Uslaner E.M. New York: Oxford University Press, 2018. P. 75-94.

5. Данилов С.А. Политический порядок и доверие: риски посткоммунистического транзита // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. Том 15. Выпуск 4. С. 18-23

6. Mishler W., Rose R. Trust, distrust and skepticism: Popular evaluations of civil and political institutions in post-communist societies // Journal of Politics, 1997. Vol. 59. Issue 2. P. 418-451.

7. Thomassen J., van der Kolk H. Effectiveness and political support in old and new democracies // The Comparative Study of Electoral Systems. Ed. by Klingemann H.D. New York: Oxford University Press, 2009.

8. Letki N. Trust in Newly Democratic Regimes // The Oxford Handbook of social and political trust. Ed. by Uslaner E.M. New York: Oxford University Press, 2018. P. 336-352.

9. Гужавина Т.А. Доверие как форма поддержки социальных институтов // Государство, гражданское общество и стабильность, 2019. № 4. С. 40-54.

10. Мартьянов В.С. Доверие в современной России: между поздним Модерном и новой сословностью? // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Екатеринбург, 2017. Том 17. Выпуск 1. С. 61-71.

11. Штомпка П. Доверие - основа общества. Москва: Логос, 2012. 440 с.

12. Половнёв А. В. Доверие институтам государства: Россия в контексте общеевропейских тенденций // Вестник МГЛУ 2015. Выпуск 2 (713). С. 116-132.

13. Российский статистический ежегодник. 2021. Москва: Росстат, 2021. 692 с.

14. Ильин В.А., Морев М.В. Пенсионная реформа и нарастающие проблемы легитимности власти // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 4. С. 9-34

15. Kramer R.M. Ingroup-Outgroup Trust: Barriers, Benefits, and Bridges // The Oxford Handbook of social and political trust. Ed. by Uslaner E.M. New York: Oxford University Press, 2018. P. 95-115.

16. Uslaner E.M. Corruption, Inequality, and the Rule of Law: The Bulging Pocket Makes the Easy Life. New York: Cambridge University Press, 2008.

17. Никовская Л.И., Якимец В.Н. О состоятельности институтов публичной политики // Власть, 2015. № 6. С. 16-22.

Bibliography

1. Newton K., Stolle D., Zmerli S. Social and Political Trust // The Oxford Handbook of social and political trust. Ed. by Uslaner E.M. New York: Oxford University Press, 2018. P. 37-56.

2. Putnam R.D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon & Schuster, 2000. 541 p.

3. Terin D.F. The construction of political trust in Russia: the efficiency and justice of political institutions // Sociological journal. 2018. Volume 24. № 2. Р. 90-109.

4. Warren M.E. Trust and Democracy // The Oxford Handbook of social and political trust. Ed. by Uslaner E.M. New York: Oxford University Press, 2018. P. 75-94.

5. Danilov S.A. Political Order and Trust: Risks of Post-Communist Transit // Bulletin of the Saratov University. New series. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2015. Volume 15. Issue 4. P. 18-23

6. Mishler W., Rose R. Trust, distrust and skepticism: Popular evaluations of civil and political institutions in post-communist societies // Journal of Politics, 1997. Vol. 59. Issue 2. P. 418-451.

7. Thomassen J., van der Kolk H. Effectiveness and political support in old and new democracies // The Comparative Study of Electoral Systems. Ed. by Klingemann H.D. New York: Oxford University Press, 2009.

8. Letki N. Trust in Newly Democratic Regimes // The Oxford Handbook of social and political trust. Ed. by Uslaner E.M. New York: Oxford University Press, 2018. P. 336-352.

9. Guzhavina T.A. Trust as a form of support for social institutions // State, civil society and stability, 2019. № 4. P. 40-54.

10. Martyanov V.S. Trust in modern Russia: between the late Modern and the new class? // Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. Yekaterinburg, 2017. Volume 17. Issue 1. P. 61-71.

11. Sztompka P. Trust is the basis of society. Moscow: Logos, 2012. 440 p.

12. Polovnev A. V. Trust in the institutions of the state: Russia in the context of pan-European trends // Vestnik MSLU. 2015. Issue 2 (713). P. 116-132.

13. Russian statistical yearbook. 2021. Moscow: Rosstat, 2021. 692 p.

14. Ilyin V.A., Morev M.V. Pension reform and growing problems of legitimacy of power // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2018. Vol. 11. № 4. Р. 9-34

15. Kramer R.M. Ingroup-Outgroup Trust: Barriers, Benefits, and Bridges // The Oxford Handbook of social and political trust. Ed. by Uslaner E.M. New York: Oxford University Press, 2018. P. 95-115.

16. Uslaner E.M. Corruption, Inequality, and the Rule of Law: The Bulging Pocket Makes the Easy Life. New York: Cambridge University Press, 2008.

17. Nikovskaya L.I., Yakimets V.N. On the solvency of public policy institutions // Power, 2015. № 6. P. 16-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.