Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №9/2021
Научная статья Original article УДК 343.54
ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
DRIVING MINORS TO SUICIDE
Апкаев Дамир Маратович, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета ВЮИ ФСИН России, damirrrhan@mail. т
Семенов Сергей Александрович, доцент кафедры публично-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, kurlak09@rambler.ru
Apkayev Damir M., Senior lecturer of Criminal Law and Criminology Department of VLI of the FPS of Russia, damirrrhan@mail.ru
Semenov S.A., Assistant Professor of Public Law Studies Department of VLI of the FPS of Russia PhD (Law), Associate Professor, kurlak09@rambler.ru
Аннотация. В статье рассмотрена характеристика доведения несовершеннолетних до суицидов. Изучены основные причины, а также предлагаются пути по совершенствованию. Коллектив авторов акцентировал внимание на проблемных вопросах привлечения лиц к уголовной ответственности за доведение до самоубийства несовершеннолетних через Интернет.
Annotation. The article considers the characteristics of bringing minors to suicide. The main reasons are studied, and ways for improvement are also proposed. The team of authors focused on the problematic issues of bringing persons to criminal responsibility for driving minors to suicide via the Internet.
Ключевые слова: несовершеннолетние, суицид, доведение до самоубийства, Интернет.
Keywords: minors, suicide, incitement to suicide, the Internet.
В последнее время в России особенно остро стоит проблема суицида среди несовершеннолетних. В России несовершеннолетним признается гражданин, которому не исполнилось восемнадцать лет. В силу своего возраста, данные лица весьма уязвимы, они имеют психологические особенности, которые отличают их от людей, взрослых, с окрепшей психикой. Именно поэтому государство берет данных лиц под свой особый контроль, защищая не только их права, но и жизнь.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что есть разница между совершением рассматриваемого преступления в отношении лица, которое обладает крепкой психикой и собственным мнением и лица, которое еще в силу возраста или положения морально неустойчиво, беспомощно.
Таким образом, в зоне повышенного риска - подростки, жизнь которых только начинается.
Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы, по возрасту пик суицидов у несовершеннолетних приходится на 15-18 лет, а по половой принадлежности больше склонны к суицидам мальчики [1].
Самоубийство - намеренное лишение себя жизни. Несовершеннолетние могут совершать такие поступки, по многим причинам, так они воспринимают окружающую действительность иначе, чем взрослые люди, имеющие за спиной жизненный опыт. В итоге сделать попытку лишить себя жизни может толкнуть
ребенка: неразделенная любовь, ссоры в семье, конфликты со сверстниками и другие причины.
Именно поэтому, проблема суицида в среде подростков является крайне важной. Предупреждение суицидов несовершеннолетних - это важная задача, особенно, если они его совершают под воздействием извне.
Безусловно, на данный момент, когда существуют компьютеры -социализация ребенка идет через сеть. Однако, в Интернете помимо положительного развития, ребенок имеет доступ к нежелательно контенту, в силу своего возраста и психических особенностей, он не может адекватно оценить поступающую информацию, как следствие, она может негативно отражаться на психике ребенка и даже, привести к его смерти.
Особенно актуальной в наши дни, является проблема доведения до самоубийства через Интернет, долгое время подобные виртуальные преступления, совершаемые в сети, не имели законодательного регулирования.
Однако, после участившихся случаев самоубийств несовершеннолетних, которые активно использовали Интернет ресурсы и вступали в группы, которые откровенно вынуждали ребенка покончить с собой, законодатель ввел сразу несколько статей в текст уголовного закона, с целью криминализировать данные деяния и прекратить череду данных преступлений.
Безусловно, такой шаг законодателя необходим и похвален, однако, на практике это вызывает некоторые вопросы, юридическая техника является еще сырой и требует внесения некоторых коррективов.
В связи с тем, что нормы введены сравнительно недавно, противоречивость статей Уголовного кодекса вызывает вопросы у правоприменителей, в результате данное обстоятельство приводит к ошибкам в квалификации преступлений данной категории, противоречивой судебной практике и необходимости, как следствие, внесения изменений в нормы закона.
Так, приговором районного суда подсудимый признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ, а именно,
доведение потерпевшей Т. до самоубийства, путем угроз и жестокого обращения, при следующих обстоятельствах^].
Подсудимый, будучи пользователем общедоступной социальной сети, достоверно зная о том, что существует интерес в подростковой среде к неким группам, которые заставляют детей покончить жизнь самоубийством, а также имея представление о психическом состоянии и склонности к депрессиям несовершеннолетних, осуществлял мониторинг групп суицидальной направленности, с целью вовлечения лиц в так называемую игру «Синий Кит» конечной целью, которой являлось самоубийство.
Таким образом, не только действия лиц, которые склоняют ребенка к лишению себя жизни, но и действия администраторов подобных сайтов должны быть наказаны. Данные люди должны осуществлять ежедневный мониторинг выставляемого контента, с целью избежать негативных социальных последствий для общества в виде самоубийств несовершеннолетних.
Между тем, родители также должны отслеживать все перемещения ребенка в сети, так как бесконтрольное пользование может привести к необратимым последствиям и навсегда отнять у ребёнка его жизнь.
Для того, чтобы на уровне государства также осуществлять отбор информации, которая не должна быть в доступе граждан, в том числе, несовершеннолетних, был создан специальный реестр - «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно -телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр) [3]. Его по праву можно считать «черным списком» сайтов, которые содержат запрещенную информацию.
Для того, чтобы включить тот или иной адрес в такой реестр, орган федеральной власти в пределах своей компетенции должен принять соответствующее решение.
К примеру, в реестр попадает информация, которая пропагандирует наркотические средства, развращает несовершеннолетних, и в целом имеет противоправный, негативный характер, тем самым отрицательно влияя на общество и отдельных граждан, в частности. Данные сайты, тем самым, принудительно блокируются.
Положениями ст. 15.1 Закона об информации № 149-ФЗ установлена обязанность владельцев интернет-сайтов удалить соответствующую интернет-страницу, на которой размещена запрещенная к распространению информация, после получения соответствующего уведомления от хостинг-провайдера [4].
Кроме того, на действиях по блокировке того или иного сайта, работа правоохранительных органов не заканчивается, полный комплекс действий, также включает поиск лиц, которые размещают запрещенный контент, прекращение их деятельности и привлечение к ответственности.
Так, ст. 14 Закона об информации № 149-ФЗ устанавливает обязанность Федеральной службы по надзору в сфере связи (Роскомнадзор) самостоятельно или через оператора Единого реестра, незамедлительно (в течение суток с момента получения решений в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства) уведомлять правоохранительные органы с целью проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению субъектов, распространяющих преступный контент [5].
Данные действия обеспечивают оперативное вмешательство в противоправную деятельность владельцев таких сайтов, пресечение таких действий, тем самым, защиту прав несовершеннолетних.
Между тем, основанием для включения в реестр запрещенных сведений, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании
указанной информации, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Несовершеннолетний гражданин, не имеющий твердых жизненных установок, может воспринять данную информацию как призыв к действию и совершить самоубийство, в связи с изложенным, суды удовлетворяют требования прокуроров, запрещая информацию, размещенную на подобных сайтах.
Так, Решением районного суда удовлетворено административное исковое заявление прокурора. Информация, содержащая публикации на тему суицида несовершеннолетних, размещённая на странице сайта признана информацией, распространение которой на территории нашей страны запрещено [6].
Судом установлено, что, размещение информации, запрещенной к распространению, направлено на неограниченный круг лиц, в том числе несовершеннолетних и молодежи, вопреки нормам, которые прописаны в законодательстве.
Таким образом, в России проблема уголовно-правовой защиты несовершеннолетних от различных преступных посягательств является одной из важнейших задач правоохранительных органов. Российское законодательство предусматривает ответственность за доведение до самоубийства несовершеннолетнего.
Уголовное законодательство предусматривает целый ряд преступлений, связанных с посягательством на жизнь несовершеннолетних, это:
- п. «а» ч. 2 ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства несовершеннолетнего),
- п. «а» ч. 3 ст. 110.1 УК РФ (склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства несовершеннолетнего),
- ст. 110.2 УК РФ, предусматривающая ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства, но не выделяющая совершение этих действий в отношении несовершеннолетних в качестве квалифицирующего признака.
В связи с тем, что нормы введены сравнительно недавно, противоречивость статей Уголовного кодекса вызывает вопросы у правоприменителей, в результате данное обстоятельство приводит к ошибкам в квалификации преступлений данной категории, противоречивой судебной практике и необходимости, как следствие, внесения изменений в нормы закона.
Что же предопределило такой повышенный интерес в нашей стране к явлению самоубийства. Ведь ни для кого ни секрет, что оно существует давно, имеются свидетельства о его появлении в Древнем мире.
Такая обеспокоенность вызвана именно распространением призывов к совершению самоубийств, преимущественно детей, в Интернете. Компьютеризация и технический прогресс имеют один побочный эффект - это рост числа преступлений, осуществляемых через сеть, что делает, в первую очередь, уязвимыми незащищенные группы населения.
Участившийся рост самоубийств, в том числе среди детей, законодатель связал с появлением групп смерти в сети. Принимая угрожающие масштабы, организаторы данных групп, видели своей целью массовые самоубийства подростков. Проходя квест, ребенок попадал в зависимость, конечным итогом которой было - расстаться с жизнью. Это и послужило толчком к введению новых норм в состав Кодекса.
Склонение к совершению самоубийства осуществляется путем уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства (ч. 1 ст. 110.1 УК РФ).
Также установлена ответственность за «содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства» (ч. 2).
С учетом того что описанные деяния в отношении несовершеннолетнего, как правило, совершаются в информационно-телекоммуникационных сетях
(включая сеть Интернет), в ч. 3 ст. 110.1 УК РФ предусмотрен соответствующий квалифицированный состав преступления.
Квалификация данного преступления может меняться, если организация занимается побуждением к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства (ст. 110.2 УК РФ).
В данном случае речь идет об установлении уголовной ответственности для тех людей, которые не отслеживают пагубный контент, либо собственноручно размещают его, то есть для администраторов сайтов.
Исходя из судебной практики, эти люди хорошо знакомы с психикой несовершеннолетних, они способны манипулировать их чувствами и желаниями, что в конечном итоге ведет к смерти.
Согласно ежегодным сводным статическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ о судимости в Российской Федерации, количество осужденных за преступление, предусмотренное ст. 110 УК РФ, за 2016 г. составило десять человек.
Со вступлением в силу упомянутого Федерального закона, и применением новой нормы УК РФ, указанный показатель за 2017 г. вырос до пятнадцати человек. При этом, за период с 2016 по 2017 г. из двадцати пяти подсудимых, невменяемым был признан лишь один человек, что может свидетельствовать об умышленном характере противоправных действий.
В этих обстоятельствах особую актуальность приобретает изучение вопроса об уголовно-правовой характеристике состава преступления, предусмотренного ст. 110.1 УК РФ, и вопросов отграничения его от смежных составов.
Основным же критерием отграничения составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 110 и 110.1 РФ, как уже рассматривалось выше, следует признать способ совершения указанных преступлений.
Отличает эти два состава еще и тот факт, что перечень способов совершения доведения до самоубийства закрытый, в отличие от склонения,
которое возможно не только перечисленными в норме способами, но и другими, что может не ограничивать полет фантазии правоприменителя, главное, чтобы это не были способы доведения до самоубийства.
Чаще всего, склонение осуществляется через сеть, путем создания различных групп в интернете, которые видят своей целью воздействие на неокрепшую психику подростков, проводящих все свое свободное время в Интернете.
Несмотря на принятые меры правового регулирования, обеспечения безопасности несовершеннолетних в сети Интернет, динамика развития интернет-отношений обусловливает необходимость дальнейшего развития не только законодательства в данном направлении, но также и иных мер, направленных на предупреждения рассматриваемых составов преступлений. Особенно это актуально в современных условиях, когда пандемия напрямую влияет на рост числа преступлений против детей.
Так, дети становятся более легкой мишенью для потенциальных преступлений из-за того, что повсеместно закрываются школы и детские сады, в итоге дети все больше времени проводят в интернете и не осуществляют фильтрование поступающего контента, чем пользуются потенциальные преступники.
При этом социальные службы, которые должны были следить за безопасностью детей, некоторое время не работали, что также могло привести к ухудшению ситуации. Из-за пандемии могли быть нарушены связи между правоохранительными органами разных стран, выявлявшими преступников. Таким образом, на время мог образовываться информационный вакуум, который не давал реального представления о состоянии преступности в отношении несовершеннолетних с использованием сети.
Пандемия, в том числе, привела и к повышению активности запрещенных сайтов, где на форумах собираются потенциальные преступники, которые сознательно пытаются причинить вред общественным отношениям и несовершеннолетним лицам, путем причинения смерти.
Именно поэтому, не лишним на данный момент, с целью предупреждения роста числа рассматриваемой категории преступлений, будет организация специальных встреч, разъяснительных бесед, с целью предупреждения вовлечения подростков в группы смерти, а также с целью повышения их самооценки.
Предполагается, что для проведения данных противосуицидальных мероприятий необходимо активно задействовать все возможные средства межличностной коммуникации, а также лиц, способствующих ее налаживанию.
Кроме того, провозглашение Указом Президента Российской Федерации 2018 - 2027 годы Десятилетием детства говорит о важности тех задач, которые предстоит решить в ближайшие годы в целях совершенствования государственно-правовой политики в сфере обеспечения безопасного детства [7]. В последнее время в России особенно остро стоит проблема суицида среди несовершеннолетних. Помимо блокировки запрещенных сайтов, содержащих суицидальный контент, законодательно закреплен механизм оперативного выявления конкретных лиц, распространяющих запрещенную информацию, пресечения их деятельности и привлечения к ответственности.
Уголовное законодательство предусматривает также ответственность за:
1) доведение до самоубийства несовершеннолетнего,
2) склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства несовершеннолетнего,
3) за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства.
Безусловно, такой шаг законодателя необходим и похвален, однако, на практике это вызывает некоторые вопросы, юридическая техника является еще сырой и требует, внесения изменений в нормы закона.
Таким образом, профилактика, как суицида, так и доведения до него в отношении несовершеннолетних является первостепенной задачей, посильное решение которой правовыми и организационными средствами станет
свидетельством внимания государства и гражданского общества к
подрастающему поколению, которое является будущим нашего государства.
Литература
1. ЕМИСС» — государственная статистика/Смертность от самоубийств // [Электронный ресурс] URL: https: //www.fedstat.ru/indicator/58547 (дата обращения: 06.09.2021).
2. Приговор Урванского федерального районного суда Кабардино-Балкарской Республики № 1-66/2018 от 24 мая 2018 г. по делу № 166/2018// https://sudact.ru/.
3. Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено [Электронный ресурс]. URL: /https://eais.rkn.gov.ru/ (дата обращения: 06.09.2021).
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.
5. Федотов А. В. О некоторых проблемах толкования и применения статьи 110 УК РФ // Уголовное право и современность. - 2016. - Вып.3. - С. 302319.
6. Приговор Ленинского районного суда г. Краснодара от 16 мая 2019 г. по делу № 1-67/2019// https://sudact.ru/.
7. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 // Собрание законодательства РФ, 05.06.2017, № 23, ст. 3309.
References
1. EMISS — state statistics/Mortality from suicide / / [Electronic resource] URL:https://www.fedstat.ru/indicator/58547 (date of appeal: 06.09.2021).
2. Verdict of the Urvan Federal District Court of the Kabardino-Balkar Republic No. 1-66 / 2018 of May 24, 2018 in case No. 1-66/2018// https://sudact.ru/.
3. The Unified Register of domain names, site page indexes in the Internet Information and Telecommunications Network and network addresses that allow identifying sites in the Internet information and Telecommunications network containing information whose distribution is prohibited in the Russian Federation [Electronic resource]. URL: /https://eais.rkn.gov.ru/ (date of appeal: 06.09.2021).
4. Federal Law No. 149-FZ of 27.07.2006 "On Information, information Technologies and information Protection" / / Collection of Legislation of the Russian Federation, 31.07.2006, No. 31 (1 part), Article 3448.
5. Fedotov A.V. On some problems of interpretation and application of Article 110 of the Criminal Code of the Russian Federation / / Criminal law and modernity. - 2016. - Vol.3. - p. 302-319.
6. The verdict of the Leninsky District Court of Krasnodar dated May 16, 2019 in case No. 1-67/2019// https://sudact.ru/.
7. Decree of the President of the Russian Federation No. 240 of 29.05.2017 / / Collection of Legislation of the Russian Federation, 05.06.2017, No. 23, Article 3309.
© Апкаев Д.М., Семенов С.А., 2021 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №9/2021.
Для цитирования Апкаев Д.М., Семенов С.А. ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №9/2021.