[Social and cultural identity of the inhabitants of the capital city: the psychological aspect]. Moskovskaya model' upravleniya: teoriya i praktika [Moscow model of management: theory and practice]. Moscow, 2009.
8. Vendina O. I. Zhiteli Moskvy kak "rossiyane" [Residents of Moscow as "Russians"]. Demoscope Weekly. 2011, No.467—468 (May 23 - June 5).
9. Goykhman O. Ya. Organizatsiya i provedenie meropriiatiy [Organization and holding of events]. Moscow, Infra-M Publ., 2012. 136 p.
10. Goryunova I. E. Rezhissura massovykh teatralizovannykh zrelishch i muzy-kalnykh predstavleniy [Direction of the mass dramatized shows and musical representations]. St. Petersburg, Compozitor Publishing House • Saint-Petersburg, 2009. 204 p.
11. The resolution of the government of Moscow of September 20, 2011 N 431-PP "About the statement of a state program of the city of Moscow " Culture of Moscow for 2012—2018" (with changes of July 18, 2014 N 408-PP). Available at: base.garant.ru/397755/#ixzz3SwfGYcet (accessed: 16.03.2015). (In Russian, unpublished)
12. Yaroshenko N. N., ed. Tsennostno-smyslovoe soderzhanie sotsiaVno-kuVturnoy deyatelnosti v sovremennoi Rossii [The valuable and semantic content of social and cultural activity in modern Russia]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. 219 p.
13. Yaroshenko N. N. Istoriya i metodologiya teorii sotsiaVno-kuVturnoy deyatelnosti [History and methodology of the theory of social and cultural activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State university of Culture and Arts, 2013.455 p.
УДК 008.2:379.8.091 В. З. Ду ликов
Московский государственный институт культуры
В статье идёт речь о влиянии новейших информационно-компьютерных технологий на досуго-вую сферу современного человека. Поскольку досуговая деятельность рассматривается в контексте дихотомии «работа — досуг», постольку прослеживаются изменения в каждой из частей данного смыслового словообразования и воздействие их друг на друга. Высказывается точка зрения о том, что в случае полного отсутствия работы у той или иной группы населения вернее говорить не о досуге представителей этой группы (будь то безработные или бездомные), а об их образе жизни, или «жизненном положении», в котором отсутствуют обязательные занятия, а имеется много свободного времени, которое трудно наполнить социально значимыми занятиями, что, в свою очередь, порождает серьёзные проблемы социального характера. Отдельно рассматривается вопрос о соотношении старого и нового в досуговом технологическом процессе. Достижение баланса в данном соотношении является одной из важнейших задач как для сегодняшнего времени, так и ближайшего будущего.
Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии, свободное время, досуговое время, дихотомия «работа — досуг», «жизненная политика», образ жизни, «жизненное положение», тенденции развития досуга ближайшего будущего, баланс нового и старого в досуговых технологиях.
ДУЛИКОВ ВЯЧЕСЛАВ ЗАХАРОВИЧ — кандидат педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности факультета СКД Московского государственного института культуры
DULIKOV VYACHESLAV ZAKHAROVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Department of social and cultural activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
В СТРУКТУРЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Дуликов В. З., 2015
V. Z. Dulikov
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
LEISURE COMPONENT IN STRUCTURE OF FREE TIME OF THE PERSON OF AN ERA OF COMPUTER TECHNOLOGIES
The article deals with the influence of the latest information and computer technology to recreational areas of modern man. As leisure activities are considered in the context of the dichotomy of "work — leisure", traced the changes in each of the parts of the semantic derivation. And their impact on each other. Expressed the view that in the case of a complete lack of work in a particular group of the population, not correct to speak about the leisure of this group (either unemployed or homeless), and on their way of life, or "life situation" in which there are no required classes, and there are a lot of free time, which is difficult to fill the socially important lessons, which in turn gives rise to serious social problems. Separate issue of the relationship between the old and the new in leisure process. Striking a balance in this relationship is one of the most important tasks for today's time and the near future. Keywords: information and computer technology, leisure, leisure time, the dichotomy of "work — leisure", "life policy" lifestyle, "living situation", the development trend of leisure near future, the balance of new and old technologies in leisure.
Вряд ли будет преувеличением сказать, что именно информационно-компьютерные технологии оказали и продолжают оказывать наибольшее влияние на жизнь современного человека. Без этого достижения научно-технического прогресса сегодня трудно представить какую-либо сторону человеческого существования, будь то производственная или бытовая, включая досуговую. Можно предположить, что и дальше эти технологии будут играть определяющую роль в судьбе мирового сообщества, в том числе в автоматизации производства, создании робототехники нового образца и т.п.
В соответствии с заявленной темой важно рассмотреть влияние информационно-компьютерных технологий на досуговую сферу современного человека, а именно — попытаться ответить на вопросы: как видоизменяется эта сфера, в каком соотношении она находится как с рабочим, так и нерабочим временем. Исходя из дихотомии «работа — досуг», важно проследить, как изменения в одной части данной взаимосвязи влияют на другую и наоборот.
Уже сегодня ясно, что автоматизация, компьютеризация и роботизация приводят в ряде случаев к полной или частичной замене человека в различных видах деятельности компьютерами и автоматами. В конечном счёте это
может закончиться тем, что большинство трудовых операций (прежде всего трудоёмких в физическом отношении и опасных для жизни и здоровья человека) будет выполняться механизмами, а число занятых в трудовой деятельности будет неуклонно сокращаться. Выражаясь иначе, число безработных возрастёт до такого уровня, что они будут составлять большую часть населения, то есть большинство не будет иметь работы. Подтверждением данной тенденции может служить прогноз британских учёных, согласно которому в ближайшие 10—20 лет компьютеры и роботы лишат граждан Англии 10 млн. рабочих мест. То же самое происходит и в других индустриально развитых странах [см.: 3, с. 5].
прежде всего нас интересует вопрос, каким образом данная тенденция отразится на дихотомии «работа — досуг»?
Если рассуждать логически, то напрашивается ответ: дихотомия претерпит существенные изменения, а в конечном счёте — разрушится. И иначе быть не может. Если в связке «работа — досуг» исчезнет один из компонентов, то исчезнет и сама связка.
А что же будет? Что будет в случае, если большинство населения той или иной страны потеряет работу?
В связи с этим вряд ли следует буквально понимать название книги французского со-
циолога Ж. Дюмазадье — «На пути к "обществу досуга"» (1962). Ибо «общества досуга» в чистом виде в принципе быть не может. Человек в той или иной степени должен заниматься производственной деятельностью. Как нам представляется, своим названием Ж. Дю-мазедье хотел обратить внимание на возрастание роли досуга в жизни граждан индустриально развитых стран.
Вне поля зрения зарубежных учёных не остались и изменения в дихотомии «работа — досуг». И связано это, прежде всего, с уменьшением доли первой части дихотомического образования, то есть того, что называется «работа». Как бы предчувствуя исчезновение производственной составляющей для значительного числа граждан своих стран, зарубежные исследователи досуга пытаются не акцентировать внимание на тесной взаимосвязи понятий «работа» и «досуг», а найти новое наименование ситуации, сложившейся в социокультурной сфере. Так, английский социолог досуга Крис Роджек «обратил внимание на новый термин "life politics" ("жизненная политика"), в котором в концентрированном виде представлена предложенная Э. Гидденсом концепция, обосновывающая возможности и проблемы самореализации индивидов в современном обществе... Крис Род-жек рисует оригинальную картину применения концепта "жизненная политика" к процессам в сфере свободного времени и досуга» [12, c. 125—126].
Приведённое выше высказывание свидетельствует о попытке зарубежных учёных найти место досугу, не связывая его тесно с производственной деятельностью человека. Но, как нам представляется, сделать им этого не удаётся. Ибо дихотомия «работа — досуг» — это не чьё-то умозаключение, а реально существующее явление, обойти которое невозможно. Не случайно в градации досуговых явлений, которую даёт канадский учёный Р. А. Стеббинс, присутствует и такая: серьёзный и обычный досуг. При этом под серьёзным досугом понимается заменитель работы [10], то есть при характеристике понятия «досуг»
невозможно обойтись без первой части дихотомической связки «работа» или её заменителя.
Но как же можно назвать (определить) ситуацию, при которой у значительной группы населения нет работы, но много свободного времени?
И, вообще, можно ли говорить о досуге человека без определённого вида занятий, то есть безработного, или о досуге человека без определённого места жительства, то есть бомжа?
Вряд ли.
Можно, конечно, воспользоваться термином «жизненная политика», предложенным Э. Гидденсом, У. Беком, а вслед за ними и К. Роджеком. Но, на наш взгляд, следует поискать более точное определение, связанное именно с досуговой сферой и позволяющее ответить на выше поставленный вопрос (о досуге / недосуге безработного, бомжа и т.п.).
По нашему мнению, речь в данном случае может идти не о досуге безработного или бомжа, а о его образе жизни, или жизненной позиции, или жизненном положении, в котором нет места для обязательных занятий (прежде всего работы), но много ничем не занятого времени (то есть свободного времени). Не вступая в полемику с К. Роджеком по поводу «альтернативного праздного класса», к которому он относит в основном лиц с де-виантным поведением [6], отметим, что речь в данном случае может идти о том, как сделать образ жизни этих людей, их жизненное положение менее девиантным. Другими словами, речь идёт, по существу, о ресоциализации данной группы населения [8]. Но не менее важен вопрос о том, чем заполнить громадное пространство свободного времени этих людей. Последнее обстоятельство тем более важно, что численность так называемого праздного класса (Т. Веблен) неуклонно возрастает. И обществу в ближайшем будущем придётся заниматься не только «альтернативным», но и просто «праздным» классом, своеобразным совершенствованием его образа жизни.
Можно предположить, что по мере разви-
тия компьютеризации и роботизации население наиболее развитых стран будет делиться на три неравные части: тех, кто имеет постоянную работу (их число будет уменьшаться); тех, кто занят на работе неполный день (или неполную рабочую неделю), и тех, кто является, по существу, безработным (их число будет неуклонно увеличиваться).
Следовательно, можно говорить о характере (стиле) досуга только первой и второй групп населения, где присутствует феномен досуга или его часть. Что касается третьей группы, то здесь речь может идти не столько о досуге, сколько, как мы уже говорили, об образе жизни и характере времяпрепровождения (то есть о переходе от ничегонеделания к поиску занятий чем-либо).
На образ жизни человека ближайшего будущего в целом, по нашему мнению, решающее значение будут оказывать два фактора: наличие работы и количество свободного времени.
простейшие расчёты показывают, что при восьмичасовом рабочем дне современного человека (с учётом времени на сон, дорогу на работу и обратно, для удовлетворения физиологических потребностей) свободное время, в том числе досуговое, составляет примерно четыре часа. Это и немного, но и немало.
В случае если рабочее время сокращается до четырёх часов, резко возрастает свободное время, в том числе досуговое — примерно до восьми часов. при нормальной зарплате, разумеется.
А вот в случае полного отсутствия работы свободное время (как правило, без определённых видов занятий) может составить четырнадцать и более часов. Ясно, что заполнить такое количество времени позитивными видами деятельности проблематично.
попытаемся рассмотреть ещё один немаловажный вопрос — как компьютеризация и роботизация влияют на саму досуговую сферу?
Влияние — это весьма и весьма существенное, и можно предположить, что оно будет усиливаться.
но прежде коснёмся другого вопроса:
досуг будущего, каким он видится? понимая, что никто сегодня не может дать ответа на этот вопрос, коснуться его желательно для того, чтобы выявить хотя бы тенденции развития досуговой сферы.
В своё время Джон Граффит, анализируя британскую, американскую и советскую утопическую и научную фантастику, пришёл к следующему заключению: «Самое плохое в этих утопиях — это банальность и поразительно плохой вкус в досуговой деятельности» [5, с. 18—19].
В ближайшее будущее попыталась заглянуть и американская исследовательница И. Спрай (Филадельфия, 1988), затронув экономические и финансовые аспекты досуга. по её мнению, в «эру ограничений» надо ориентироваться не на коммерческие формы досуга, нуждающиеся в дорогом и сложном оборудовании, «пожирающем пространство и разрушающем красоту», а на виды досуговой деятельности, которые не требуют больших затрат, но способствуют всестороннему развитию человека, стимулируют его творческое начало. «удовлетворение, а не потребление» — таков, по её мнению, должен быть основной принцип досуга завтрашнего дня [7, с. 47—48].
Трудно определить характер досуга будущего ещё и вот почему — не ясно, каким будет само это будущее. В прогнозировании будущего человечества испытывают трудности как писатели-фантасты, так и футурологи. На это обстоятельство указывает отечественный публицист Александр Роджерс [9, с. 11]. По его мнению, «уже лет сорок в области проектирования будущего не появилось ничего принципиально нового. Литература, фильмы, игры все более увязают в стиле фэнтези, которое представляет собой романтизацию прошлого, но не конструирование будущего» [9, с. 11].
О трудностях социокультурного прогнозирования говорит и российский культуролог А. Я. Флиер. основанием для культурологического прогноза он предлагает следующее: «...предвидимая в будущем совокупность
социальных интересов людей, значимой частью которых являются их культурные интересы, и внешних условий, в которых протекает их социальная и культурная жизнь» (курсив наш. — В. Д.) [11, с. 632]. По мнению исследователя, труднее спроектировать будущее внешних условий социокультурного существования. «...Ответственно (их можно) прогнозировать только в виде предположения о более или менее вероятном инерционном сохранении существующей ныне композиции этих условий примерно в том же виде, что и сейчас (по крайней мере, не меняющейся радикально для всего человечества в целом» (курсив наш. — В. Д.) [11, с. 632—633].
А. Я. Флиер выделяет три временных параметра прогноза: далёкий (более чем на полвека), на короткую дистанцию (менее чем на 20 лет) и среднесрочный прогноз (на 3—5 лет). Из трёх видов, по мнению исследователя, наиболее реалистичным в сфере развития культуры является среднесрочный прогноз, учитывающий тенденции дня сегодняшнего и в какой-то степени позволяющий заглянуть в день завтрашний.
Заслуживает внимания и предложение А. Я. Флиера прогнозировать «не вообще» на тему — культурное развитие через 30—50 лет, а применительно к конкретным социальным группам населения (интеллектуальная элита, «средний класс», «все остальные» и т.п.) [см.: 11, с. 643—659].
Данное предложение, по нашему мнению, годится и для выявления тенденций в развитии досуговой сферы. У разных групп досуг будет, конечно же, разным, но что-то общее просматривается уже сейчас.
Среди общих тенденций развития досуго-вой сферы отметим следующие:
1. Ускоренное внедрение в досуговую сферу новейших технологий. Сегодня трудно назвать тот или иной вид досуговой деятельности, где бы они ни использовались. В целом, новейшие (компьютерные) технологии, как правило, усиливают позитивную сторону той или иной досуговой формы. В последнее время заметно использование в до-
суговой сфере и робототехники.
2. Следует отметить также, что новейшим средствам отдаётся предпочтение по сравнению с традиционными — без проверки на безопасность и независимо от того, в какой степени они соответствуют природе человека.
3. Можно говорить также о нарушении баланса между новейшими и традиционными досуговыми технологиями.
Примером воплощения досуговых фантазий при наличии неограниченных финансовых средств служит описание «чудо-дома» основателя "МкгоэоЙ", одного из богатейших людей мира Билла Гейтса.
Вроде бы чего только там, в этом доме, нет (для жизни и отдыха) — «.по отзывам, здесь творятся чудеса, не уступающие восточным сказкам, где оживают смелые мечты и фантазии (курсив наш. — В. Д.). Картинная галерея со специальной сигнализацией, домашний театр, кино- и танцзалы полностью автоматизированы... Огромная библиотека с куполообразным читальным залом. Здесь собраны старинные и современные издания. Можно не только полистать страницы, но и считывать текст с настенных экранов. Нажатием на клавишу можно заказать любую мелодию, отрывки из фильмов или телешоу. Изображение и музыка будут следовать за человеком повсюду, даже в бассейне. Ландшафтные дизайнеры украсили фронтон виллы живописно вьющимися виноградными лозами, заполнили пруд на заднем дворе водяными лилиями и установили выше него киноэкран. Наслаждаться любимыми фильмами на свежем воздухе. Что может быть лучше!» — восклицает автор заметки [4].
Читаешь данное описание, и что-то тебя настораживает. И это что-то: «Все помещения оснащены микрокамерами. Они повсюду: в стенах, потолках, перилах лестниц, в полу». [4]
Другими словами, каждый шаг и владельца, и гостя находится под бдительным оком электроники. А ещё добавим от себя — электромагнитное излучение и т.п.
Приведённый пример заслуживает неодно-
значной оценки. Во всяком случае, просматривается «перебор» электронной техники, которую человек не способен «усвоить», находясь в предложенном досугово-бытовом пространстве.
Но если не замыкаться на частностях, то напрашивается общий вывод о направлении оптимального использования информационно-компьютерных технологий в досуговой сфере. Наибольший эффект достигается там, где удаётся добиться баланса между новым и старым, где за основу эффективности берутся принципы природосообразности (Ян Амос Комен-ский) и человекомерности (Т. А. Полозова). И здесь многое зависит и от самого человека (от его разума и воли), и от общества в целом или хотя бы его разумной части.
В качестве примера удачного сочетания старого и нового (в технологическом плане) расскажем о таком виде времяпрепровождения, как игра Геокэшинг, которая родилась в 2000 году на Западе. Суть её — одни игроки организуют тайники, с помощью GPS определяют их координаты и сообщают о них в Интернете. А другие используют эти координаты и свои GPS-приёмники для поиска тайников.
В России эта игра (объединила уже более 60 тыс. чел.) приобрела новые уникальные черты — познавательную составляющую: тайник должен быть не просто организован, но помещён в знаковом, интересном с познавательной точки зрения месте [1, с. 25].
В данной игре просматривается удачное сочетание старого и нового: новейшая поисковая система GPS и традиционные формы передвижения — на каком-либо виде транспорта или пешим ходом.
по сути, Геокэшинг напоминает ещё недавно хорошо известную детско-подростковую военно-спортивную игру «Зарница», что по-своему подтверждает пословицу «новое — это хорошо забытое старое».
Другой пример — поиск новых форм работы в зарубежных парках развлечений.
«...В последнее время большой популярностью в Европе стала пользоваться такая услуга, как "ночёвка в парке". Речь идёт не об
отеле поблизости, где могут остановиться родители с детьми, а об оригинальном самобытном аттракционе. Как, например, это устроено в парке "Kulturinsel" (Германия), где посетители могут остановиться на несколько дней в сказочных домиках, расположенных прямо на деревьях. Это позволяет не только подарить своим гостям незабываемые эмоции, но и увеличить время пребывания в парке» [2, с. 48-50].
Таким образом, парк развлечений эффективно и оригинально использует новейшие компьютерные технологии и технические средства, с одной стороны, а с другой - предлагает вернуться на время чуть ли не в «первобытное состояние» (провести ночь в домике на дереве).
Найти баланс между старым и новым в культурно-досуговой сфере - это, по нашему мнению, задача на долгие времена.
Подведём некоторые итоги сказанному выше.
1. Значение досуговой составляющей в структуре свободного времени человека эпохи компьютерных технологий неуклонно возрастает. Увеличивается и само досуговое время, так как в связи с автоматизацией производственных процессов неизбежно сокращается рабочее время.
2. Сущность досуговой деятельности следует рассматривать, прежде всего, в контексте дихотомии «работа — досуг». Если исчезает одна из частей этого смыслового словообразования, например «работа», то исчезает и досуг в его общепринятом понимании.
3. В эпоху постиндустриального общества увеличивается число людей, не имеющих возможности получить работу. Вынужденный или сознательный простой, длительный или кратковременный, в корне меняет положение человека в обществе. Отсутствие работы (жизнь на пособие) не даёт основания говорить о досуге неблагополучных слоёв населения. Человек, потерявший работу, постоянное место жительства, переходит в другое состояние, когда неправомерно говорить о его досуге. Речь может идти о его образе жизни,
жизненной позиции, жизненном положении, в котором нет работы, но много свободного времени.
4. Увеличение числа безработных (бездомных) не означает, что государство (общество) не должно заниматься обустройством их жизни. Речь может идти и о предоставлении работы (жилья), но и о предоставлении услуг по времяпрепровождению, которое, по сути, хотя и не является досуговым, но от этого не менее важно. Так как речь идёт о том, чем занимается человек, куда направлены его мысли (на позитивное или негативное).
5. Информационно-компьютерные технологии оказывают влияние и на саму досу-говую сферу, усиливая и обогащая её, делая более привлекательной. В то же время новые технологии рождают немало проблем гума-
нитарного типа, в том числе уводят человека в так называемое виртуальное (развлекательное) пространство. И здесь важно найти «золотую середину» между традиционными и новыми технологиями. Ориентиром могут служить принципы природосообразности и чело-векомерности. Баланс между новым и старым в культурно-досуговой сфере — это задача на длительное время. И сам человек (индивид), и общество в целом должны стремиться к соблюдению этого баланса. А это требует и разума, и целеустремлённости, и силы воли.
По всей вероятности, соблюдение баланса — это задача и на ближайшую, и на среднюю, и на далёкую перспективу.
Каковы бы ни были достижения научно-технического прогресса, он не должен препятствовать естественному развитию человека.
Примечания
1. Алексеева М. Наш ответ Индиане Джонсу // Мир новостей. 2014. 18 марта. С. 25.
2. Бергман Ю. В поисках приключений. Общественные аспекты развития индустрии досуга в Европе // Аттракционы и развлечения. 2014. № 17. С. 48—50.
3. Европу ожидает тотальная безработица // Мир новостей. 2014. 18 ноября. С. 5.
4. Калиничев В. К Биллу Гейтсу — в замочную скважину. Чудо-дом основателя «Microsoft» // Культура. 2006. 7 декабря.
5. Киселева Т. Г. Теория досуга за рубежом. Москва, 1992. 50 с.
6. Клюско Е. М. Досуг в контексте тенденций мирового развития; Формы социальной организации досуга постиндустриального общества // Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в современной России : коллективная монография / [Н. Н. Ярошенко и др.] ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский гос. ун-т культуры и искусств», НИИ МГУКИ, Каф. социально-культурной деятельности ; под науч. ред. Н. Н. Ярошенко. Москва : МГУКИ , 2012. С. 117—123, 136—146.
7. Кротова Ю. Н. Педагогика досуга в англоязычных странах. Санкт-Петербург, 1994. 164 с.
8. Мацукевич О. Ю. Социально-культурная ресоциализация бездомных: технологический подход // Стрель-цовские чтения — 2011. Москва : МГУКИ, 2012. С. 189—195.
9. Роджерс А. Провидцев.пе^ Почему технический прогресс не приводит к прогрессу нравственному? // Культура. 2014. 4 июля. С. 11.
10. Стеббинс Р. А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 64—72.
11. Флиер А. Я. Культурология для культурологов : учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей / Науч.-образовательное культурологическое о-во, Науч. коллегия, Московский гос. ун-т культуры и искусств, Высш. шк. культурологии. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Согласие, 2010. 671 с.
12. Ярошенко Н. Н. Ценности досуга и «жизненная политика» // Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в современной России : коллективная монография / [Н. Н. Ярошенко и др.] ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский гос. ун-т культуры и искусств», НИИ МГУКИ, Каф. социально-культурной деятельности ; под науч. ред. Н. Н. Ярошенко. Москва : МГУКИ , 2012. С. 123—136.
References
1. Alekseeva M. Nash otvet Indiane Dzhonsu [Our answer to Indiana Jones]. Mir novostey. 2014. March 18. P. 25.
2. Bergman. Yu. V poiskakh priklyucheniy. Obshchestvennye aspekty razvitiya industrii dosuga v Evrope [In search of adventures. Public aspects of development of the industry of leisure in Europe]. Amusement rides and Entertainment. 2014, No. 17, pp. 48—50.
3. Evropu ozhidaet total'naya bezrabotitsa [Europe is expected by total unemployment]. Mir novostey. 2014. November 18. P. 5.
4. Kalinichev V. K Billu Geytsu — v zamochnuyu skvazhinu. Chudo-dom osnovatelya "Microsoft" [To Bill Gates — in a keyhole. Wonderful house of the founder of "Microsoft"]. Kultura [Culture]. 2006. December 7.
5. Kiseleva T. G. Teoriya dosuga za rubezhom [Theory leisure abroad]. Moscow, 1992. 50 p.
6. Klyusko E. M. Dosug v kontekste tendentsiy mirovogo razvitiya; Formy sotsial'noy organizatsii dosuga postindustrial'nogo obshchestva [Leisure in the context of tendencies of world development; Forms of the social organization of leisure of post-industrial society]. Tsennostno-smyslovoe soderzhanie sotsial'no-kul'turnoy deyatelnosti v sovremennoi Rossii [The valuable and semantic content of social and cultural activity in modern Russia]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. Pp. 117—123, 136—146.
7. Krotova Yu. N. Pedagogika dosuga v angloyazychnyh stranah [Pedagogy of leisure in the English-speaking countries]. Saint Petersburg, 1994. 164 p.
8. Matsukevich O. Yu. Social'no-kul'turnaya resocializaciya bezdomnyh: tehnologicheskiy podhod [Socio-cultural resocializatsiya homeless: technological approach]. Streltsovskie chteniya — 2011 [Streltsovsky readings — 2011]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. Pp. 189—195.
9. Rodzhers A. Providtsev.net. Pochemu tekhnicheskiy progress ne privodit k progressu nravstvennomu? Kultura [Culture]. 2014. July 4. P. 11.
10. Stebbins R. A. Svobodnoe vremya: k optimal'nomu stilyu dosuga (vzglyad iz Kanady) [Free time: to optimum style of leisure (a look from Canada)]. Sociological Studies. 2000, No. 7, pp. 64—72.
11. Flier A. Ya. Kul'turologiya dlya kul'turologov [Cultural science for culturologists]. Moscow, Soglasie Publ., 2010. 671 c.
12. Yaroshenko N. N. Tsennosti dosuga i "zhiznennaia politika" [Values of leisure and "vital policy"]. Tsennostno-smyslovoe soderzhanie sotsial'no-kul'turnoy deyatelnosti v sovremennoi Rossii [The valuable and semantic content of social and cultural activity in modern Russia]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. Pp. 123—136.
Эстетическое воспитание молодёжи в учреждениях культурно-досугового типа
УДК 379.831:37.036 С. С. Семенов
Московский государственный институт культуры
В статье раскрываются структура и содержание эстетического воспитания молодёжи в учреждениях культурно-досугового типа. обращается внимание на такие важные организационно-педагогические слагаемые, как сопереживание, соучастие, сотворчество, а также получил осмысление эстетико-воспитательный процесс, развивающийся по формуле: личность — коллектив — общество — коллектив — личность.
Автор определяет конкретные задачи эстетического воспитания молодёжи в культурно-досуго-вой сфере, направленные на формирование эстетического сознания (интересов, вкусов, потребностей, способностей, ценностных ориентиров, мировоззрения) и эстетической деятельности. Указывается, что положительным фактором эстетического воспитания молодёжи в учреждениях культурно-досугового типа является опора на развивающую функцию педагогики культуры, педагогики художественного творчества, педагогики социально-культурной деятельности. Ключевые слова: эстетическое воспитание молодёжи.
СЕМЕНОВ СЕРГЕЙ СТЕПАНОВИЧ — аспирант кафедры культурно-досуговой деятельности факульте-160 та СКД Московского государственного института культуры
SEMENOV SERGEY STEPANOVICH — doctoral student of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: ccc-cc@list.ru © Семенов С. С., 2015