Научная статья на тему 'Досуг университетских профессоров Казани конца XIX-начала XX в'

Досуг университетских профессоров Казани конца XIX-начала XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
573
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / ПРОФЕССОРА / КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / EVERYDAY LIFE / LEISURE TIME ARRANGEMENTS / PROFESSORS / KAZAN UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бушуева Л. А.

В статье рассмотрен досуг университетских профессоров Казани конца XIX-начала XX в., выявлены особенности организации их неслужебного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бушуева Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEISURE TIME OF KAZAN UNIVERSITY PROFESSORS IN THE LATE XIX EARLY XX CENTURIES

In the article leisure activities of Kazan university professors in the late XIX early XX centuries are analyzed, specific features of their spare time arrangement are revealed.

Текст научной работы на тему «Досуг университетских профессоров Казани конца XIX-начала XX в»

УДК 379.8(470.41-25)+394

ДОСУГ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ПРОФЕССОРОВ КАЗАНИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в.

© 2011 Л.А. Бушуева Национальный музей Республики Татарстан, г.Казань Поступила в редакцию 05.09.2010

В статье рассмотрен досуг университетских профессоров Казани конца Х1Х-начала XX в., выявлены особенности организации их неслужебного времени.

Ключевые слова: повседневность, организация досуга, профессора, Казанский университет.

Сфера досуга являлась важной частью повседневной жизни жителей провинциального губернского города. В конце XIX-начале XX в. сохранялись традиционные способы организации свободного времени, характерные для всего XIX в. Однако под воздействием научно-технических достижений и развития массовой культуры в данный период в сфере досуга произошли изменения. Появились новые формы его проведения, например, занятие спортом и увлечение кинематографом. Кроме того, досуг горожан уже не был направлен на «убийство» свободного времени, что было часто характерно для провинциальных обывателей первой половины и середины XIX в., а являлся способом удовлетворения возросших культурных запросов.

Профессора Казанского университета являлись особой категорией жителей провинциальной Казани. Составляя «интеллектуальное лицо» города, они во многом оказывали воздействие на его повседневность, в том числе и на сферу городских развлечений.

В конце XIX-начале XX в. организация трудового и свободного времени университетских служащих регулировалась университетским уставом 1884 г. Свободное время складывалось из выходных дней (52-х воскресений), летних отпусков в размере 29 дней, дополнительных восьми дней, которые преподаватели могли взять в удобное время, и праздников (32-х церковных и государственных)1. «Неприсутственными днями» в университете являлись дни православных торжеств, дни рождения, тезоименины членов императорской фамилии и восшествия на престол императора2. Однако особенность профессиональной деятельности ученых часто вносила корректировки в организацию их свободного времени. Согласно университетскому законодательству в служебную нагрузку профессоров

Бушуева Людмила Александровна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела хранения документальных источников. E-mail: [email protected]

входила только преподавательская работа. Время на научные занятия, кроме поездок в командировки, университетским законодательством не фиксировалось, поэтому научной работой профессора занимались в свободное время. Занятость профессиональной деятельностью в нерабочие часы отличала университетских преподавателей от других слоев казанцев.

Формы проведения свободного времени преподавателей были схожи с проведением досуга высшими и средними слоями горожан. Их домашнее время разделялось на приемы пищи, которые обязательно были совместными, личное время каждого из членов семьи, прием гостей и т.д. К примеру, семья профессора Д.А. Корсакова завтракала в час дня, обедала в пять часов, вечером члены семьи расходились по своим комнатам. По средам в доме профессора принимали гостей. Однако ежедневно, как в будние дни, так и в выходные, Д.А. Корсаков готовился к лекциям и занимался научной работой, что отличало его как типичного университетского профессора от городских обывателей3.

В свободное время и праздничные дни профессора наносили визиты и принимали гостей4. Посетителями профессорских домов часто являлись их коллеги. В преподавательских семьях организовывались домашние музыкальные и литературные вечера, спектакли, танцы. В 18601870-е гг. было распространено проведение салонов. Преподаватели собирались на частных квартирах, где обсуждали научные вопросы. В качестве примера можно привести кружок математиков под руководством профессора А.Ф. Попова, существовавший в начале 1860-х гг. В 1870-е гг. под руководством профессора И.А. Бодуэна-де-Куртенэ проводились собрания филологов5. В конце Х1Х-начале XX в. с развитием общественных организаций кружковая форма общения переместилась из частных квартир на заседания научных обществ.

Другим излюбленным видом проведения свободного времени были прогулки. Казань рас-

полагала условиями для подобного времяпрепровождения. Гуляния в наиболее престижных местах Казани - Державинском и Лядском садах, саду Русская Швейцария и других воспринимались казанцами как вид культурного отдыха6. На рубеже XIX-XX вв. прогулки не только были одним из видов проведения свободного времени, но и считались признанным способом укрепления здоровья7. Об их пользе часто писали местные газеты. Пропагандируя входившие в моду занятия спортом, «Казанские губернские ведомости» сообщали: «личности, убедившись ... в значении телодвижения, стали стремиться к развитию вкуса к пешеходным прогулкам в окружающей среде»8. В начале XX в. в Казани активно развивался общественный транспорт, поэтому пешие прогулки, по-видимому, воспринимались профессорами и как физические упражнения, отдых от напряженного умственного труда. Регулярно ходили пешком профессора Н.Ф. Катанов, В.А. Богородицкий9.

Среди университетских профессоров было много театралов. Театр являлся одним из ведущих городских развлечений Казани. Здесь представители местного общества воспринимали художественные произведения, а также встречались и общались друг с другом. В 1900-е гг. в Казани работало семь-восемь профессиональных драматических трупп. Профессора и их семьи обычно посещали старейший Городской театр, расположенный на Театральной площади. Ярким событием становилось прибытие на гастроли в Казань столичных актерских трупп. О.В. Левашова в письме к родителям в 1897 г. упоминала о приезде артистов московского театра, основанного предпринимателем Ф.А. Коршем10. Среди профессоров Казанского университета были поклонники оперы. Частыми посетителями оперных представлений были А.М. Бутлеров, Н.П. Загоскин и др.11

В университетской среде, как и в среде других слоев горожан, было принято отмечать праздники. Семейными праздниками традиционно являлись дни рождения, именины, крещение. Профессора православного вероисповедания, даже не отличавшиеся особой религиозностью, большими праздниками считали Рождество и Пасху. Городские праздничные мероприятия, организованные клубами города, по-видимому, преподаватели посещали редко. К примеру, среди посетителей балов Дворянского собрания, сохранявшего и в 1900-е гг. репутацию самого аристократического клуба Казани, в источниках упоминается только профессор Д.А. Корсаков12. Он, будучи потомственным дворянином, был связан родственными узами с представителями местного дворянства, поэтому поддерживал формы досуга представителей этого слоя казанцев.

В университетской среде существовали и свои корпоративные формы проведения досуга. Профессора организовывали и посещали корпоративные праздники - ежегодные торжества в честь открытия Казанского университета, а также благотворительные балы в пользу нуждающихся студентов13. В отличие от торжеств аристократического Дворянского собрания эти мероприятия не были замкнутыми, к участию в них университет привлекал широкие слои казанцев. В профессорской среде также было принято обязательно поздравлять коллег и наносить им ви-зиты14, посещать университетскую Крестовозд-виженскую церковь15.

Время летних вакаций многие профессора проводили за городом. Казань в представлении ее жителей в данное время уже являлась крупным промышленным городом. Отдых за городом предполагал тишину и спокойствие, отвлечение от городской суеты. Большинство преподавателей Казанского университета рассматриваемого периода являлись выходцами из семей личных дворян, чиновников, священников и собственными имениями не владели. На лето профессорские семьи снимали дачи. Такая практика проведения летнего отдыха была обычной для казанцев. За 80 рублей на три летних месяца можно было снять дачный дом из пяти комнат с садом. При годовом окладе профессора от 2000 до 3000 рублей в год это был довольно недорогой вид отдыха. Профессорские дачи располагались как вблизи от Казани, так и на достаточно большом расстоянии от города. Семьи ректора университета К.В. Ворошилова, профессоров С.В. Левашова и С.П. Ше-стакова отдыхали недалеко от города - в Дер-бышках и на Голубом озере, семья профессора Н.А. Осокина проводила летние месяцы в другом уезде губернии - вблизи Козмодемьянска16. Дачный отдых отличался разнообразием: на даче читали, играли в крокет, лото, катались на велосипедах, женская половина семей ученых занималась рукоделием, варила варенье. Однако многие профессора продолжали интенсивно заниматься научной деятельностью и во время проведения отпусков. Сохранились свидетельства о распорядке дня на даче В.М. Бехтерева. С восьми утра Владимир Михайлович писал на открытом балконе, куда ему подавали чай. Днем иногда катался на лодке, перед обедом работал в саду или катался на велосипеде. После обеда профессор отдыхал, затем пил чай и снова садился за свои труды, часто до поздней ночи17.

Большое влияние на организацию досуга профессоров оказывали их увлечения. Университетских ученых отличала разносторонность в занятиях. Многие профессора увлекались музыкой. Это занятие занимало большое место в жиз-

ни интеллигенции XIX-начала XX в. Домашнее обучение игре на фортепьяно имело место почти что в каждой интеллигентной семье18. Музыка являлась прежде всего коллективной формой досуга. Совместные музыкальные занятия сплачивали университетских преподавателей. После серии студенческих беспорядков в университетах страны в 1899 г. правительство стало способствовать появлению студенческих кружков под руководством преподавателей. Университетская администрация поддержала инициативу профессора Н.В. Сорокина о создании студенческого оркестра19. В Казанском университете в 1900-е гг. возник ряд музыкальных коллективов. Профессора А.Е. Арбузов и В.Ф. Бургсдорф играли вместе со студентами в квартете на скрипке и виолончели. Как писал А.Е. Арбузов: «Это тоже было приятное и полезное отвлечение от усиленных научных химических работ»20. Музыкальные коллективы с участием студентов и преподавателей принимали участие в ежегодных балах в честь открытия университета и благотворительных вечерах21. Наиболее популярными были оперные арии П.И. Чайковского, Дж. Верди, Н.А. Римского-Корсакова, а также романсы русских композиторов на стихи А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Профессорский статус влиял и на появление особых форм досуга. Многие увлечения университетских преподавателей имели характер научных занятий, они нередко выходили далеко за рамки специализации ученых. Профессора гуманитарных специальностей часто увлекались естественными науками. Так, в сфере интересов профессора истории русского права Н.П. Загоскина были биология, астрономия, а также считавшаяся в данный период отраслью естествознания археология. Как писала дочь профессора - О.Н. Загоскина: «Всем он интересовался: с братом моим сооружал террариум, аквариум, занимался наблюдением жизни инфузорий в микроскоп, астрономией. Имея хороший телескоп, ездил с проф. Дубяго в Кукарку смотреть полное солнечное затмение. Два раза поднимался на аэростате. Раз чуть было не погиб»22.

Особый интерес со стороны казанских ученых вызывали технические новинки, входившие в городскую повседневность. С выпуском в конце XIX в. в продажу фотографических приборов среди казанцев стало распространяться занятие фотографированием. Супруга профессора С.В. Левашова Ольга Васильевна с восторгом писала 29 мая 1894 г. своему отцу - попечителю Западносибирского учебного округа профессору В.М. Флоринскому о появлении в их семье фотоаппарата: «Эту неделю занимались - представь фотографией и ужасно этим увлекаюсь»23. Фо-

тографии для семьи профессора С.В. Левашова стали одним из важнейших способов поддержания семейных связей с родственниками, жившими далеко от Казани24.

Профессора не просто увлекались техническими новшествами, но и пропагандировали эти занятия среди казанцев посредством деятельности в общественных организациях. Так, профессор Н.В. Сорокин в 1895 г. стал основателем Казанского общества фотолюбителей и был избран его первым председателем25. Членство в таких организациях отвечало потребностям университетских профессоров в активной общественной деятельности и давало больше материальных возможностей для занятия любимым делом (например, благодаря совместной покупке оборудования). Профессора университета Д.Ф. Беляев, В.А. Ульянин, Б.К. Поленов, Э.П. Янишевский, И.Г. Савченко были членами спортивной организации Казанского общества правильной охоты. Кроме занятий охотой, их деятельность была направлена на сохранение редких видов животных и птиц Казанской губернии и повышение знаний о них среди жителей Казани26.

Таким образом, университетские профессора поддерживали виды досуга, типичные для образованных высших и средних слоев горожан. Однако в связи с особенностями организации трудовой деятельности их свободное время часто являлось продолжением служебного времени. Это отличало ученых от других городских обывателей. Поскольку университетские преподаватели позиционировали себя в качестве особой социальной группы, в данный период они поддерживали главным образом корпоративные виды досуга. Их увлечения нередко выходили за рамки индивидуальных форм проведения свободного времени. Профессора зачастую становились организаторами и активными участниками общественных организаций, тем самым способствуя развитию общественных форм досуга казанцев и усложнению интеллектуальной жизни Казани.

ПРИМЕЧАНИЯ

1Вишленкова Е.А., Малышев С.Ю., Сальникова А.А. Культура повседневности провинциального города. Казань и казанцы в Х1Х-ХХ веках. Казань, 2008. С.391.

2 В качестве примера можно привести праздничные неприсутственные дни мая 1904 г.: 6 мая - рождение его Императорского Величества, день рождения Николая II, 9 - перенос мощей Св. Николая Чудотворца, 14 -коронование их императорских величеств, 25 - пятидесятница, рождение Александры Федоровны, 26 - день святого духа. См.: Национальный музей Республики Татарстан (НМ РТ). Отдел хранения документальных источников (ОХДИ). Ед. хр.79. Б/н. Л.1.

3 НМ РТ. ОХДИ. Ед.хр. К3. КППи-123666/1313. Л.1об.

4 Зорин А.Н. Города и посады дореволюционного Повол-

жья. Казань, 2001. С.57.

5 Николаев Г.А. Иван Александрович Бодуэн-де-Курте-нэ. 1845-1929. Казань, 2001. С.7.

6 Спутник по Казани. Казань, 2005. С.481.

7 Солодянкина ОЮ. Формирование ежедневных практик детей в дворянских семьях иностранными наставницами: роль межкультурной коммуникации // Мир Клио. Т.2. М., 2007. С.434.

8 Казанские губернские ведомости. 1880. 9 января. С.2.

9 НМ РТ. ОХДИ. Ед. хр. А2. КППи-123666/81. Л.1.

10 Там же. Ед. хр.79Л. КППи-117959/756. Л.Зоб.

11 Загоскина О.Н. Воспоминания о Николае Павловиче Загоскине. Казань, 2002. С.16.

12 НМ РТ. ОХДИ. Ед. хр. К4. КППи-123666/345. Л.2об.

13 Там же. Ед. хр. 79. КППи- 123734/6. Л.1.

14 Там же. Ед. хр. К1. КППи-123666/1015; Ед. хр. А2. КППи-123666/79.

15 Там же. Ед. хр. К1. КППи-123666/1015. Л.2об.; Елда-шев А. К истории Крестовоздвиженской домовой церкви Казанского университета // Эхо веков. 2008. №3. С.264-269.

16 Там же. Ед. хр. 79Л. КППи-117579/567. Л.1.

17 Никифоров А.С. Бехтерев. М., 1986. С.115.

18 Из истории музыкального воспитания: хрестоматия. М., 1990. С.17.

19 Национальный архив Республики Татарстан. Оп. Совет. Д.10017. Л.256.

20 Академик А.Е. Арбузов: мировоззрение, наука, жизнь. Казань, 1975. С.234.

21 НМ РТ. ОХДИ. Ед. хр. 79. КППи-123734/ 5. Л.1.

22 Загоскина О.Н. Указ. соч. С.16.

23 НМ РТ. ОХДИ. Ед.хр. 79Л. КППи-117579/789. Л.Зоб.

24 Там же. КППи-117959/568. Л.3.

25 Отчет о деятельности Казанского фотографического общества от 6 октября 1895 г. до 1 марта 1896 г. // Труды Казанского фотографического общества. Казань, 1896. С.20.

26 Алиев И.А. Казанское общество охоты: история, люди, события. Казань, 2008. С.383; Егоров АД. Из воспоминаний о медицинском факультете Казанского университета (1909-1914) // История Казанского государственного медицинского университета. Казань, 2006. С.327.

LEISURE TIME OF KAZAN UNIVERSITY PROFESSORS IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

© 2011 L.A. Bushueva

National Museum of the Republic of Tatarstan, Kazan

In the article leisure activities of Kazan university professors in the late XIX - early XX centuries are

analyzed, specific features of their spare time arrangement are revealed.

Key words: everyday life, leisure time arrangements, professors, Kazan University.

Ludmila Bushueva, Candidate of History, Senior Fellow, Storage of Documentary Sources Department. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.