Научная статья на тему 'ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО'

ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО / ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мегрикян Ю.Н., Туницкая С.А., Левшукова О.А.

В статье рассматривается досудебное урегулирование наиболее часто встречаемых налоговых споров по налогу на имущество, обжалование акта налоговых органов, а также формирование акта проверки в вышестоящий налоговый орган.The article deals with the pre-judicial settlement of the most common tax disputes in the property tax, appealing the tax authorities' act, and the formation of an audit report to a higher tax authority.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО»

УДК 336.228.32

Мегрикян Ю.Н. студент

4 курс, факультет «Налоги и налогообложение» Кубанский государственный аграрный университет

Россия, г. Краснодар Туницкая С.А. студент

4 курс, факультет «Налоги и налогообложение» Кубанский государственный аграрный университет

Россия, г. Краснодар Левшукова О.А. старший преподаватель кафедра «Налоги и налогообложение» Кубанский государственный аграрный университет

Россия, г. Краснодар ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО

В статье рассматривается досудебное урегулирование наиболее часто встречаемых налоговых споров по налогу на имущество, обжалование акта налоговых органов, а также формирование акта проверки в вышестоящий налоговый орган.

Ключевые слова: налоговый спор, налог на имущество, досудебное урегулирование.

PROCEDURE FOR SETTLEMENT OF TAX DISPUTES ON THE TAX ON PROPERTY

The article deals with the pre-judicial settlement of the most common tax disputes in the property tax, appealing the tax authorities' act, and the formation of an audit report to a higher tax authority.

Keywords: Tax disputes, property tax, pre-trial settlement.

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров предусмотрен в гл. 19, 20 Налогового кодекса Российской Федерации.

В настоящее времяналогоплательщик может осуществлять обжалование акта налогового органа одновременно и в вышестоящий налоговый орган, и в суд (за исключением решений о привлечении/отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения).

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке (например, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов, решение об отказе полностью или частично в возмещении налога на добавленную стоимость и т.д.)[1].

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа

ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Такая ситуация вызывает загруженность арбитражных судов большим количеством налоговых споров по незначительным поводам, которые вполне могли были быть рассмотрены на уровне управлений Федеральной налоговой службы по субъектам РФ.

Наиболее типичные претензии нарушений прав лица, рассматриваемые в жалобах[3]:

- нарушение сроков исчисления имущественного налога;

- неправомерное выставление требования об уплате налогов;

- отказ в предоставлении налоговых вычетов;

- вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам;

- отказ в возврате налога.

Решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается налоговым органом в двух случаях:

1. В результате проведения камеральной или выездной налоговой проверки лица (группы налогоплательщиков).

В связи с этимпринятое по результатам налоговой проверки лица решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, срок на подачу апелляционной жалобы составляет один месяц[4].

2. В результате обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Налоговым кодексом Российской Федерации.

Принятое налоговым органом решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение вступает в силу с момента его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно принято.

Далее рассмотрим порядок акта проверки налоговых органов (Рис.1).

Нет

Налогоплательщик согласен с

Письменное возражение по акту

Рассмотрение материалов проверки н возражении по акту

Решение руководителя (зам. руководителя) налогового органа:

1) о привлечении к ответственности

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение

Налогоплательщик согласен с

Нет

Добровольная уплата налогов, пеней, шграфов

Нет

Решение вступило в силу

Лдгазшшаа жалоба в вышестоящий налоговый орган

Л?

_1

1 месяи

Жалоба в вышестоящий налоговый орган в течение 1 года с нашента вынесения

1 несли

V

Итоги рассм огренкя: 1) оставить решение 6ш изменения, а жалобу7 без удовлетворения; I) отменить или изменить решение полностью или в части и принять новое решение; 3) огм гнить решение и прекрагигь производство по делу.

\

Исковое заявление в фоигра:-кный суд или суд оошеи юрнгликиии

Рисунок 1 - Акт проверки

Рассмотрим наиболее подробно о налоговых спорах по налогу на имущество:

1. Споры по поводу использования налоговых льгот (пониженных ставок);

Налогоплательщики могут использовать льготы по налогу на имущество при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах[1].

2. Споры в части льготирования линий энергопередач;

Большая часть налоговых споров касается правомерности применения

налоговых льгот, установленных старой редакцией НК РФ в части железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Следует отметить, что суть этих споров не теряет актуальность и сейчас, в связи с тем, что налоговые ставки, устанавливаемые законами субъектов РФ в отношении данных объектов, не могут превышать в 2016 году - 1,3 %, в 2017 году - 1,6 %, в 2018 году - 1,9 %. А до 2013 г. такое имущество было освобождено от налогообложения^].

Как свидетельствует арбитражная практика, неправильное определение налогоплательщиком кода общероссийского классификатора основных фондов при постановке объекта основных средств на учет не может служить основанием для отказа в признании его права на налоговую льготу.

Согласно правовым подходам, изложенным в постановлениях обязанность по предоставлению доказательств в обоснование правомерности применения налоговых льгот возлагается на налогоплательщика^].

Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в соответствующем перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов которой является закрытым.

Таким образом, в данном споре рассматривались следующие объекты:

1) здание центрального теплового щита, здание фидерщ>й пристройки (с учетом их назначения можно отнести к льготируемым объектам по ОКОФ)

Проанализировав представленную в материалы делЯ техническую документацию, соответствующие схемы, а также фотоматериалы, суд пришел к выводу о том, что назначением указанных объектов является размещение специального оборудования электрических и тепловых Ьетей: пульты управления и щиты КИП, фидера, представляющего собой линии электропередач.

Данный объект (здание центрального теплового щитаЯсоответствует критериям общестанционного пункта управления, являетсяинеотъемлемой технологической частью линий электропередач (ЛЭП).

2) здание главного распределительного устройства

Распределительное устройство (РУ) предстагатяет собой

электроустановку, служащую для приема и распределения электроэнергии и содержащую коммутационные аппараты, сборные и соединиптальные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторный»! др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи I ш измерений.

Обязательное наличие РУ на электростанции предусмотрено нормами технологического проектирования тепловых электрических станций ВНТП 81.

В связи с чем, суд счел заявленную налогоплательщиком льготу в отношении вышеуказанных объектов правомерной.

Таким образом, право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения.

3. Споры, связанные с установлением кадастровой стоимостью недвижимого имущества;

Теперь перейдем к анализу спорных ситуаций, касающихся случаев расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Напомним, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества рассчитывается как их кадастровая стоимость.

К таким объектам относятся[1]:

- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

- нежилые помещения, назначение которых, в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий[1]:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. Для включения здания, в соответствии с НК РФ, в перечень объектов по виду фактического использования, требуется проведение мероприятий по определению вида его фактического использования.

Стоит отметить, что вышеуказанные льготы не сильно разгрузят налоговое бремя, возложенное на «спецрежимников». Однако уже сейчас

можно говорить о том, что плата за занимаемую площадь возросла, а значит, налоговая нагрузка на малый бизнес стала довольно ощутимой.

Учтем и то, что ставка налога на имущество организаций постепенно будет расти, и к 2019 году составит уже 2,2%. Соответственно, даже при том размере кадастровой стоимости, который действует сегодня, размер земельного налога увеличится более чем в два раза.

Использованные источники: 1.НК РФ. Части первая и вторая. - Официальный текст. - М.: «Проспект», (ред. От 28.12.2016г.) - 839 с.

2.Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2014 N 305-КГ14-3662 по делу N А40-98472/13 Требование: О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о признании

З.Смолина, О. Встретились, поговорили: урегулирование налоговых споров во внесудебном порядке / О. Смолина // Консультант. - 2013.- С. 31 - 37. 4.Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 - 2018 гг. : приказ ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7-9/78@ [Электронный ресурс].

УДК 338.22

Митаева А.С. студент

4 курс, факультет «Экономико-математический»

Нефтекамский филиал БашГУ Россия,г.Нефтекамск Рафиков Р.И. старший преподаватель Нефтекамский филиал БашГУ Россия, г. Нефтекамск ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Аннотация: В статье изучены основные задачи инвестиционной политики, реализуемой на территории Российской Федерации. Отдельно дана характеристика понятий инвестиционная активность, инвестиционная привлекательность. Отражена сущность инвестиционного потенциала регионов Российской Федерации.

Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционная активность, инвестиционный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.