Научная статья на тему 'Доступность юридической помощи как Конституционный принцип'

Доступность юридической помощи как Конституционный принцип Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1371
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ДОСТУПНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ / LEGAL ASSISTANCE / THE AVAILABILITY OF LEGAL AID / CONSTITUTIONAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Альбрант Наталья Викторовна

Статья посвящена проблеме доступности квалифицированной юридической (адвокатской) помощи. Государство обязано создавать условия, при которых реализация права на доступ к правосудию не будет зависеть от правовой осведомленности человека или его финансовых возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The availability of legal aid as a constitutional principle

The article is devoted to the problem of access to qualified legal (legal aid). The state is obliged to create conditions under which the realization of the right to access to justice will not depend on legal awareness human or financial capability.

Текст научной работы на тему «Доступность юридической помощи как Конституционный принцип»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 25 (380). Право. Вып. 45. С. 26-31.

УДК 342.7 ББК 67.75

ДОСТУПНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ КАК КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП

Н. В. Альбрант

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Статья посвящена проблеме доступности квалифицированной юридической (адвокатской) помощи. Государство обязано создавать условия, при которых реализация права на доступ к правосудию не будет зависеть от правовой осведомленности человека или его финансовых возможностей.

Ключевые слова: юридическая помощь, доступность юридической помощи, конституционные принципы.

Гарантией закрепленного в Конституции РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи может быть лишь доступность такой помощи для большинства населения и всех, кто в ней нуждается. Государство обязано создавать условия, при которых реализация права на доступ к правосудию не будет зависеть от правовой осведомленности человека и его финансовых возможностей.

Сегодня общественно-политическая и экономическая ситуация в стране вызывает острую необходимость в квалифицированной юридической помощи. При этом юридический императив, что каждый гражданин имеет право на адвоката, является фактически частным случаем общепризнанного права, гарантирующего каждому доступ к правосудию. Именно в таком контексте Европейским судом по правам человека определена роль адвоката в деле Голдер против Соединенного Королевства (судебное решение от 21 февраля 1975 г.). В своей жалобе Голдер утверждал, что отказ министра внутренних дел разрешить ему, заключенному, проконсультироваться у адвоката, является нарушением Конвенции, гарантирующей право доступа к правосудию.

Суд, истолковав п. 1 ст. 6 Конвенции, пришел к выводу, что невозможность воспользоваться услугами адвоката является нарушением права доступа к правосудию. При этом было подтверждено, что обеспечение доступа к правосудию является повсеместно призванным принципом права. Суд установил, что отказ заключенному вступить в переписку с адвокатом — это нарушение права на доступ к правосудию, поскольку контакт с адвокатом является предварительным шагом к возбуждению гражданского дела. Довод правительства о том, что после выхода из тюрьмы Голдер

имел возможность обратиться в суд по своему выбору и таким образом реализовать право на доступ к правосудию, был отклонен судом, в связи с тем что создание препятствий для действенного осуществления права, даже если такое препятствие носит временный характер (на период нахождения Голдера в тюрьме), может оказаться равносильным нарушению указанного права [10. С. 39-80].

Анализируя конституционные нормы, можно выделить следующие элементы принципа доступности юридической помощи как конституционного принципа. Во-первых, в ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свобода провозглашаются высшей ценностью и устанавливается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина, когда речь идет о приоритете указанных прав в отношении всех остальных положений Конституции, включая иные нормы-принципы, составляющие основы конституционного строя. Именно эта конституционная норма является исходной базой для действующего законодательства, в том числе и конституционного регулирования оказания правовой помощи. Она ориентирует все государственные и общественные организации, должностных лиц на более внимательный и ответственный подход к защите прав граждан. Во-вторых, в гл. 2 Конституции РФ содержатся более конкретные нормы, раскрывающие сущность этого принципа. Статья 19 провозглашает принцип равенства граждан перед законом и судом, что свидетельствует о возможности оказания гражданам юридической помощи независимо от национальности, языка, происхождения, пола, расы, социальной, религиозной принадлежности и других признаков. Статьей 46 каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

И, наконец, в ст. 48 предусмотрено: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».

Правовая позиция, сформулированная в принципе доступности юридической помощи, несмотря на отсутствие прямой формулировки его в Основном Законе, не препятствует возможности рассматривать его в качестве конституционного. Ведь «форма выражения принципов в праве может быть двоякой. Они могут быть сформулированы в виде конкретных принципов-норм или выражаться в ряде наиболее общих положений отраслей и институтов права» [13. С. 15].

Долгое время законы, закрепляющие права граждан, «считались у нас законами второго сорта, они разрабатывались в последнюю очередь. Законы же, укрепляющие мощь государственного аппарата, считались главными» [12. С. 28]. Задача реформирования судебной системы и нового законодательства об адвокатуре — обеспечить соблюдение интересов личности и человека, гарантировать их охрану от посягательств.

Пунктом 1 ст. 48 Конституции РФ провозглашается: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». Целям реализации этих конституционных норм служит в том числе и принятый 2 ноября 2011 г. закон, который устанавливает основные гарантии реализации права граждан РФ на получение бесплатной юридической помощи, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

Действующее законодательство предусматривает несколько случаев, когда бесплатная юридическая помощь гарантируется: в порядке ч. 4 ст. 16 Уголовно-процессуального кодекса РФ, ст. 50 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также ст. 26 Закона об адвокатуре, по которым юридическая помощь оказывается бесплатно следующим категориям граждан:

1) истцам — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2) ветеранам Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3) гражданам РФ — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

4) гражданам РФ, пострадавшим от политических репрессий,— по вопросам, связанным с реабилитацией.

Причем эти лица должны иметь среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта РФ.

Принятый 21 ноября 2011 г. Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» существенно расширил перечень категорий лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с законодательством РФ, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II групп;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением

и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощью по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными фе -деральными законами и законами субъектов РФ.

Другая проблема состоит в том, что качество безвозмездных услуг адвокатов оставляет желать лучшего. Причина данной ситуации в том, что государство, устанавливая конституционные гарантии на получение бесплатной юридической помощи, длительное время оставляло без внимания финансовую сторону вопроса. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона об адвокатуре на органы государственной власти возложена обязанность финансировать деятельность адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Поэтому термин «бесплатно» не следует понимать как «безоплатно». Бесплатность юридической помощи относится не к адвокату, а лишь к тому лицу, которому она оказывается. Адвокат же вправе получать за свою работу вознаграждение, адекватное затраченным усилиям [11. С. 298]. И одним из достоинств Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» является положение гл. 6, регламентирующей финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи.

В Челябинской области оказание бесплатных юридических услуг дополнительно регламентируется Законом Челябинской области от 22 февраля 2012 г. № 279-ЗО «Об оказании бесплатной юридической помощи в Челябинской области». Для получения бесплатной юридической помощи на территории Челябинской области гражданин должен предоставить следующие документы:

1) заявление об оказании бесплатной юридической помощи (приложение) с указанием вида необходимой бесплатной юридической помощи и основания для ее предоставления;

2) паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий его личность;

3) документы, обосновывающие требования граждан об оказании бесплатной юридической помощи, в случаях, предусмотренных ст. 20 Закона № 324-ФЗ.

Дополнительно представляются:

1) малоимущими гражданами — справка, подтверждающая, что среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума, установленного в Челябинской области;

2) инвалидами I, II и III групп, детьми-инвалидами — справка, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности;

3) ветеранами Великой Отечественной войны, Героями Российской Федерации, Героями Советского Союза, Героями Социалистического Труда, Героями Труда Российской Федерации, гражданами, имеющими звание «Ветеран труда Челябинской области», гражданами, подвергшимися воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» (1957) и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча,— удостоверение, подтверждающее их принадлежность к указанным категориям;

4) детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их представителями — справка, выданная органом опеки и попечительства по месту жительства, подтверждающая указанный статус;

5) лицами пожилого возраста, инвалидами (детьми-инвалидами), проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания,— справка, выданная администрацией учреждения, о нахождении гражданина в данном учреждении с указанием статуса гражданина;

6) несовершеннолетними, содержащимися в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетними, отбывающими наказание в местах лишения свободы, а также их представителями — справка, выданная администрацией учреждения, о нахождении несовершеннолетнего в данном учреждении;

7) лицами, страдающими психическими расстройствами, их представителями — справка, выданная медицинской организацией, о нахождении гражданина на учете в данном учреждении;

8) гражданами, признанными судом недееспособными, их представителями — решение суда о признании гражданина недееспособным;

9) многодетными родителями — свидетельства о рождении детей; в случае, если сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка,— справка органа записи актов гражданского состояния об основании внесения в свидетельство о рождении ребенка сведений об отце; акт органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми);

10) лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы,— справка, выданная администрацией исправительного учреждения, о нахождении лица в исправительном учреждении.

11) лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попе -чения родителей,— заключение о возможности быть усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем), выданное органом опеки и попечительства по месту жительства;

12) усыновителями — свидетельство об усыновлении (удочерении);

13) гражданами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации (супругом (супругой), состоявшим (состоявшей) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации; детьми погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации; родителями погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации; лицами, находившимися на полном содержании погибшего (умершего) в результа-

те чрезвычайной ситуации или получавшими от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иными лицами, признанными иждивенцами в порядке, установленном законодательством РФ; гражданами, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации; гражданами, лишившимися жилого помещения либо утратившими полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации) — справка о признании гражданина пострадавшим от чрезвычайной ситуации, выданная уполномоченным органом государственной власти РФ, органом го -сударственной власти Челябинской области или органом местного самоуправления муниципального образования Челябинской области.

Безусловно, одним из самых важных достоинств законов «Об адвокатуре» и «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» является цель, которую преследовали их разработчики, а именно расширение возможностей российских граждан получать бесплатную квалифицированную юридическую помощь, но для полной ее реализации необходимо соблюдение баланса интересов как граждан, нуждающихся в юридической помощи, так и субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь. В связи с этим стоит внести изменения в налоговое законодательство, позволяющие учитывать реальные доходы адвокатов, подлежащие налогообложению, возможность предоставления льгот и профессиональных налоговых вычетов, которые хотя бы частично позволят им компенсировать расходы. Кроме того, целесообразно было бы обеспечить финансирование расходов на оказание бесплатной юридической помощи из средств федерального бюджета.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод; заключена в г. Риме 04.11.1950 г. с изм. от 13.05.2004 г. вместе с «Протоколом [№ 1]» (подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 2. - Ст. 163.

3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации Российской Федерации» // Рос. газ. - 2002. - 5 июня.

4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Рос. газ. - 2011. - 23 нояб.

5. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожило -го возраста и инвалидов» // Рос. газ. - 1995. - 4 авг.

6. Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании» // Вед. Съезда нар. депутатов Рос. Федерации и Верхов. Совета Рос. Федерации. -1992. - 20 авг.

7. Закон Челябинской области от 22 февраля 2012 г. № 279-ЗО «Об оказании бесплатной юридической помощи в Челябинской области» // Юж.-Урал. панорама. - 2014. - 8 нояб.

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2013 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Архангельского областного Собрания депутатов» // Рос. газ. - 2013. - 19 апр.

9. Определение Верховного Суда РФ от 12 октября 2011 г. № 1-Г11-20 «Об отмене решения Архангельского областного суда от 09.08.2011 и признании недействующим пункта 1 статьи 9 областного Закона Архангельской области от 22.10.2009 № 83-6-ОЗ» // Справочная правовая система «Консультант-Плюс». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=230310 (дата обращения 21.09.2014).

10. Европейский суд по правам человека : избр. решения : в 2 т. - М., 2000. - Т. 1. - С. 39-80.

11. Комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. А. В. Гриненко. - М. : Велби, 2003. - С. 298.

12. Савицкий, В. М. Государство. Право. Личность / В. М. Савицкий // Новое время. - 1998. - № 18. -С. 28.

13. Семенов, В. М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства / В. М. Семенов. -М., 1982.

Сведения об авторе

Альбрант Наталья Викторовна — старший преподаватель кафедры конституционного права и муниципального права Института права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. n.albrant@ list.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 25 (380). Law. Issue 45. Pp. 26-31.

THE AVAILABILITY OF LEGAL AID AS A CONSTITUTIONAL PRINCIPLE

N. V. Albrant

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. n.albrant@list.ru

The article is devoted to the problem of access to qualified legal (legal aid). The state is obliged to create

conditions under which the realization of the right to access to justice will not depend on legal awareness human or financial capability.

Keywords: legal assistance, the availability of legal aid, constitutional principles.

References

1. [The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993]. Sobranie zakonodatel'stvaRossiys-koy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398. (In Russ.).

2. [Convention on protection of human rights and fundamental freedoms; it is concluded in Rome 04.11.1950 with amendment of 13.05.2004 together with "The Protocol [no. 1]" (It is signed in Paris 20.03.1952), "The protocol no. 4 on ensuring some rights and freedoms besides what are already included in the Convention and the first Protocol to it" (It is signed in Strasbourg 16.09.1963), "Protocol no. 7" (It is signed in Strasbourg 22.11.1984)]. Sobranie zakonodatel'stvaRossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2001, no. 2, art. 163. (In Russ.).

3. [The federal law of May 31, 2002, no. 63-FZ "About lawyer activity and legal profession in the Russian Federation the Russian Federation"]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2002, June 5. (In Russ.).

4. [The federal law of November 21, 2011, no. 324-FZ "About free legal aid in the Russian Federation"]. Ros-siyskaya gazeta [Russian newspaper], 2011, November 23. (In Russ.).

5. [The federal law of August 02, 1995, no. 122-FZ "About social service of citizens of advanced age and invalids"]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 1995, August 4. (In Russ.).

6. [The law of the Russian Federation of 02 July 1992, No. 3185-I "About psychiatric care and guarantees of rights in its provision"]. Vedomosti S"ezda narodnykh deputatov Rossiyskoy Federatsii i Verkhovnogo Soveta Rossiyskoy Federatsii [Gazette of the Congress of people's deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation], 1992, August 20. (In Russ.).

7. [The law of Chelyabinsk region of February 2, 2012, no. 279-ZO "About provision of free legal aid in Chelyabinsk region"]. Yuzhnouralskayapanorama [The Southern Ural panorama], November 8, 2014. (In Russ.).

8. [The resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of April 5, 2013, no. 7-P "On the case of check of constitutionality of the paragraph of the fourth of part one of article 6 of the Labour code of the Russian Federation in connection with inquiry of the Arkhangelsk Regional Assembly of deputies".]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2013, April 19. (In Russ.).

9. [The definition of the Supreme Court of the Russian Federation of October 12, 2011, no. 1-G11-20 "About cancellation of the decision of the Arkhangelsk regional court dated 09.08.2011 and the invalidation of paragraph 1 of article 9 of regional Law of the Arkhangelsk region from 22.10.2009 N 83-6-OZ"]. Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=230310, accessed 21.09.2014. (In Russ.).

10. Evropeyskiy sudpopravam cheloveka: izbrannye resheniya v 2 t. [The European Court of human rights. Elected Solution in 2 vol.]. Moscow, 2000. Vol. 1. Pp. 39-80. (In Russ.).

11. Grinenko V.A. (ed.) Kommentariy kFederal'nomu zakonu «Ob advokatskoy deyatel'nosti i advokature v Rossiyskoy Federatsii» (postateyniy) [The commentary to the Federal law "On advocate activity and advocacy in Russian Federation" (item-by-item)]. Moscow, Velbi Publ., 2003. P. 298. (In Russ.).

12. Savitsky V.M. Gosudarstvo. Pravo. Lichnost [The State. Right. Personality]. Novoe vremya [New time], 1998, no. 18, p. 28. (In Russ.).

13. Semenov V.M. Konstitutsionnye printsipy grazhdanskogo sudoproizvodstva [Constitutional principles of civil procedure]. Moscow, 1982. 15 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.