Реформы здравоохранения
© Гриднев О.В., Загоруйченко А.А., 2015 УДК 614.2:616-08-039.57
Гриднев О.В.1, Загоруйченко А.А.2
ДОСТУПНОСТЬ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ СТОЛИЧНОГО РЕГИОНА
1ГБОУ ВПО Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, 119435, Москва, Россия; 2ФГБНУ "Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко", 105064, Москва, Россия
В статье методом неформализованного интервью представлены материалы социологической оценки организации первичной медико-санитарной помощи в рамках внедрения трехуровневой системы, представлены положительные и отрицательные стороны на примере амбулаторных центров и их филиалов, обслуживающих взрослое население СВАО города Москвы.
Ключевые слова: амбулаторные объединения; трехуровневая система; неформализованное интервью. Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (2): 13—15.
Для корреспонденции: Загоруйченко Анна Анатольевна, [email protected]
Gridnev O.V.', ZagoruichenkoA.A.2 THE ACCESSIBILITY OF ORGANIZATION OF PRIMARY MEDICAL SANITARY CARE DURING THE PERIOD OF REFORMING OF AMBULATORY POLYCLINIC INSTITUTIONS OF METROPOLITAN REGION
1The I.M. Sechenov first Moscow state medical university of Minzdrav of Russia, 119992, Moscow, Russia;
2The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064, Moscow, Russia
The article presents materials of sociological evaluation of organization of primary medical sanitary care within the framework of implementation of three-level system. The technique of non-formalized sociological interview was applied. The positive and negative aspects are presented exemplified by ambulatory centers and their subdivisions providing health services to adult population of the North East administrative okrug of Moscow. Key words: ambulatory association; three-level system; non-formalized sociological interview.
Citation: Problemi socialnoi gigieni, zdravokhranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (2): 13—15.
For correspondence: Zagoruichenko Anna, [email protected]
Received 20.11.2014
Реформирование системы здравоохранения должно учитывать не только уровень удовлетворенности пациентов медицинской помощью, но и оценку персоналом ЛПУ [1]. Поэтому огромное значение имеет социологическая информация, основанная на применении различных методов опроса [1, 2].
В соответствии с приказом Департамента здравоохранения г. Москвы "О мерах по дальнейшему совершенствованию организации оказания амбулатор-но-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы" от 20.01.2012 г. № 38 созданы амбу-латорно-поликлинические объединения и их филиалы. В существующих условиях внедрение новой системы амбулаторно-поликлинической службы вызвало большой резонанс в обществе, поэтому нами были изучены основные положительные и отрицательные стороны организации первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) на примере амбулаторных центров и их филиалов, обслуживающих взрослое население Северо-Восточного административного округа (СВАО) Москвы.
Особую роль при рассмотрении основных аспектов реформирования амбулаторно-поликлинической службы столичного региона играет доступность ПМСП, поэтому нами было рассмотрено влияние внедрения данной трехуровневой системы на организацию помощи до и после реорганизации.
До внедрения новой системы в деятельность АПУ в Москве при отсутствии в поликлинике врача-специалиста пациент по договоренности направлялся в поликлинику, имеющую в штате необходимого врача (рис. 1).
После внедрения трехуровневой системы в рамках амбулаторного отделения на базе амбулаторного центра имеются нужные врачи-специалисты, к которым при необходимости могут быть направлены пациенты из филиалов. Кроме того, используется "общедоступный ресурс", позволяющий при отсутствии или перегруженности врача-специалиста в поликлинике направлять пациента в любое учреждение в рамках амбулаторного объединения (рис. 2).
Методика исследования
Для детального анализа в качестве метода исследования было выбрано неформализованное интервью, в котором приняли участие главные врачи взрослых амбулаторных объединений на базе основных учреждений, входящих в состав амбулаторно-поликлинической службы СВАО Москвы, в том числе городских поликлиник № 12, 218, 107, Диагностического центра № 5 и поликлиник, представленных на первом уровне новой системы и являющихся филиалами амбулаторных центров.
Целью интервью стало получение информации о качестве и доступности ПМСП в условиях реформирования амбулаторно-поликлинической службы.
Основным преимуществом данного метода является возможность выяснить нюансы, связанные с реформированием системы амбулаторно-поликлиниче-ской службы в Москве. При проведении исследования неформализованное интервью проводилось в рамках свободного диалога с респондентом один на один, что
Рис. 1. Организация первичной медико-санитарной помощи до реформирования амбулаторно-поликлинической службы Москвы.
ГП — городская поликлиника.
позволяло ему высказать развернутые суждения в отношении основных преимуществ и недостатков данной системы организации ПМСП в Москве.
Результаты исследования
Исследование показало, что среди опрошенных существуют разные мнения по отношению к реформе амбулаторно-поликлинической службы в Москве: большая их часть отметила, что "реформа амбулаторно-по-ликлинической службы в Москве назрела", некоторые из опрошенных считали, что "в краткосрочном периоде, несмотря на имеющиеся сложности, внедрение новой системы может привести к положительным результатам".
К положительным изменениям, произошедшим в результате реформирования амбулаторно-поликлини-ческой службы, респонденты отнесли следующие:
♦ повышение оснащенности амбулаторных объединений и филиалов и более эффективное использование приобретенного в результате реформирования медицинского оборудования экспертного класса (компьютерные томографы, магнитно-резонансные томографы, гастростойки, колоностойки);
♦ создание в амбулаторных объединениях полноценной диагностической базы для обслуживания населения нескольких районов города;
♦ повышение укомплектованности специалистами высокого уровня (класса) всех амбулаторно-поликли-нических учреждений и снижение коэффициентов совместительства, высококвалифицированный состав врачебного персонала;
♦ рационализация и совершенствование маршрутизации пациентов: распределение потоков в зависимости от сложности диагностического и лечебного процесса и формирование стабильных маршрутов направления пациентов на диагностические и лечебные мероприятия;
♦ внедрение Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС), позволяющей отслеживать время ожидания приема у врачей-специалистов в амбулаторных объединениях и филиалах;
♦ повышение заработной платы персонала филиалов и амбулаторных центров;
♦ упрощение системы направления пациентов на плановую госпитализацию со второго уровня на третий, что позволило повысить преемственность и взаимосвязь между различными ЛПУ.
Рис. 2. Организация первичной медико-санитарной помощи после реформирования амбулаторно-поликлинической службы Москвы.
АЦ — амбулаторный центр (головная поликлиника), ФАЦ — филиал амбулаторного центра (бывшая городская поликлиника).
В филиалах по сравнению с амбулаторными объединениями респондентами было отмечено, что для пациентов "стало возможным получить медицинскую помощь в день обращения, со сроками ожидания все в порядке и особо важным оказалась возможность попасть к терапевту в день обращения, провести КТ-, МРТ- и прочие виды исследования вовремя, 2—3 года назад пациенты ждали очереди для обеспечения данными услугами".
По мнению респондентов из разных амбулаторно-поликлинических учреждений, были выявлены также отрицательные стороны:
♦ Нехватка врачей первичного звена, врачей общей практики, участковых врачей-терапевтов, в то время как для повышения эффективности функционирования трехуровневой системы амбулаторно-поликли-нической службы штат врачей-терапевтов должен быть укомплектован не менее чем на 90%, низкая укомплектованность гастроэнтерологами, инфекционистами, урологами, врачами клинико-диагностических лабораторий, кардиологами, офтальмологами.
♦ Недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей, приводящий к тому, что ряд заболеваний, которые должны выявляться и лечиться на уровне участкового врача-терапевта или первом уровне медицинской помощи, выявляется на более высококвалифицированных уровнях, что ведет к увеличению времени от обращения пациента до установления диагноза и начала лечения.
♦ "Консерватизм" населения, проявляющийся в неприятии необходимости обращения пациентов в разные учреждения.
♦ Недостаточная отработка маршрутизации пациентов.
♦ Проблемы технического характера при внедрении информационных технологий в деятельность амбулаторных объединений и филиалов, в частности ЕМИАС.
♦ Отсутствие четко регламентированных порядка и стандартов оказания медицинской помощи в рамках трехуровневой системы первичной медико-санитарной помощи, способствующие появлению нерациональных механизмов использования возможностей
новой системы, поскольку при утвержденных стандартах врач четко знает, при каком заболевании и какой объем исследований, консультаций необходим на первичном приеме.
Среди негативных сторон реформирования некоторые респонденты отмечали недостаточное время приема пациентов, неудобное месторасположение филиалов и амбулаторного объединения с точки зрения транспортной доступности.
В плане повышения эффективности функционирования трехуровневой системы амбулаторно-поликли-нической службы СВАО Москвы респондентами было предложено:
♦ оптимизировать обеспеченность врачами-специалистами;
♦ повысить квалификацию врачей, в том числе специалистов, связанных с работой на новом оборудовании "экспертного класса";
♦ перейти на систему эффективного контракта, в котором будут прописаны все обязанности и требования, предъявляемые к персоналу;
♦ утвердить стандарты оказания медицинской помощи, чтобы врач четко знал объем исследований и консультаций на первичном приеме при каждом заболевании;
♦ внедрить с целью четкого структурного администрирования потоков пациентов в АПУ новую штатную единицу администратора лечебного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Решетников А.В. Медико-социологический мониторинг: Руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2013: 46—8.
2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М; 2004: 426—7.
Поступила 20.11.2014
REFERENCES
1. Reshetnikov A.B. Medico-sociological Monitoring: Manual [Mediko-sotsiologicheskiy monitoring: Rukovodstvo]. Moscow: GEOTAR-Media; 2013: 46—8. (in Russian)
2. Dobrenkov V.I., Kravchenko A.I. Methods of Sociological Research: A Tutorial. Moscow: INFRA-M; 2004: 426—7. (in Russian)
© Коллектив авторов, 2015 УДК 614.2:616.8-082
Гришина Н.К.1, Соловьева Н.Б.1, Абдулсаламова З.А.2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОМ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ДНЕВНЫХ СТАЦИОНАРОВ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
1ФГБНУ "Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко", 105064, Москва, Россия; 2Городская поликлиника № 22, филиал 3, 117447, Москва, Россия
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся повышения качества и доступности медицинской помощи, в том числе неврологического профиля, в Москве за счет широкого внедрения в практику специализированных дневных стационаров. Проведенный анализ основан на среднемосковских показателях деятельности государственных учреждений здравоохранения, а также особенностей клинического течения заболеваний данного профиля.
Ключевые слова: дневные стационары; неврологические заболевания; совершенствование организации медицинской помощи.
Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (2): 15—17.
Для корреспонденции: Абдусаламова Заира Абдуллатиповна, [email protected]
Grishina N.K.1, SolovievaN.B.1, Abdulsalamova Z.A.2
THE DEVELOPMENT OF MEDICAL CARE OF POPULATION IN CONDITIONS OF SPECIALIZED DAY-TIME HOSPITALS OF NEUROLOGICAL PROFILE
'The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064 Moscow, Russia;
2The municipal polyclinic № 20, subdivision № 3, 117447 Moscow, Russia The article considers issues concerning increasing of quality and accessibility of medical care in Moscow neurological profile included at the expense of wide-spread implementation of specialized day-time hospitals in health care practice. The analysis applied was based on average Moscow indicators of functioning of public health institutions and characteristics of clinical course of diseases of the mentioned profile.
Key words: day-time hospital; neurological disease; development; organization of medical care.
Citation: Problemi socialnoi gigieni, zdravokhranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (2): 15—17.
For correspondence: Abdulsalamova Zaira, [email protected]
Received 17.01.2015
В Послании к Федеральному Собранию президент РФ В.В. Путин отметил, что главной целью модернизации российского здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. В связи с этим приоритетным направлением отрасли становится обеспечение максимальной доступности медицинской помощи населению за счет широкого внедрения в практику малозатратных технологий и развитие стационарзамещающих форм организации медицинской помощи.
Одной из возможных и наиболее эффективных ресурсосберегающих стационарзамещающих форм являются дневные стационары (ДС). Они представляют собой структурные подразделения лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и могут быть образованы на базе как стационаров, так и амбулаторно-поликли-нических учреждений здравоохранения. Дневные стационары становятся все более популярным и прогрессивным способом организации лечения, позволяющим проводить в амбулаторных условиях диагностические,