Научная статья на тему 'Доступность аспирантуры в институтах российской академии наук'

Доступность аспирантуры в институтах российской академии наук Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТЫ / МОТИВАЦИЯ АСПИРАНТОВ НА РАБОТУ В НАУКЕ / MOTIVATION OF POSTGRADUATE STUDENTS TO WORK IN SCIENCE / ИНСТИТУТЫ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК / INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN ACADEMYOF SCIENCES / ДОСТУПНОСТЬ АСПИРАНТУРЫ / ОПЛАТА ТРУДА УЧЁНЫХ / THE SALARIES OF SCIENTISTS / POST-GRADUATE STUDENT / THE ACCESSIBILITY OF POSTGRADUATE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Александровна

В статье анализируется доступность аспирантуры и мотивация аспирантов на работу в науке. Доступность аспирантуры определяется статусом школ, которые окончили аспиранты, местом их расположения, доходом семьи, образованием родителей. По всем факторам аспирантура в академических институтах доступна для большинства населения. Имеет значение только образование родителей, менее 10% родителей аспирантов имеют среднее образование. Что касается целей поступления в аспирантуру, впечатлений от процесса обучения в аспирантуре и мнений о привлекательности научной деятельности, то примерно половина аспирантов считает, что наука это то, что их устраивает. Но значительная доля аспирантов (в основном естественнонаучного профиля) считает, что оплата труда научных сотрудников недостаточна и, соответственно, их будущее в науке неопределённо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accessibility of graduate courses at the institutes of the Russian Academy of Sciences

The article examines the accessibility of postgraduate school and motivation of postgraduates for work in science. The accessibility of postgraduate education is determined by the status of schools, where students come from, their location, family income, and parents’ education.Postgraduate education at academic institutions available for the majority of population. Parental education only matters, as less than 10% of parents of graduate students have secondary education. Concerning the goals of admission to graduate schools, the experiences from the process of postgraduate education and opinions about attractiveness of scientific activities, about half of graduate students believe that science is what satisfies them. However, significant proportion of graduate students (mostly in Natural Sciences) believe that the wages of research staff is insufficient and their future in science is uncertain.

Текст научной работы на тему «Доступность аспирантуры в институтах российской академии наук»

доступность аспирантуры в институтах

российской академии наук1

Иванова Елена Александровна

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского научного центра

РАН; Санкт-Петербург, Россия e-mail: ea.ivanova@spbrc.nw.ru

В статье анализируется доступность аспирантуры и мотивация аспирантов на работу в науке. Доступность аспирантуры определяется статусом школ, которые окончили аспиранты, местом их расположения, доходом семьи, образованием родителей. По всем факторам аспирантура в академических институтах доступна для большинства населения. Имеет значение только образование родителей, менее 10% родителей аспирантов имеют среднее образование. Что касается целей поступления в аспирантуру, впечатлений от процесса обучения в аспирантуре и мнений о привлекательности научной деятельности, то примерно половина аспирантов считает, что наука - это то, что их устраивает. Но значительная доля аспирантов (в основном естественнонаучного профиля) считает, что оплата труда научных сотрудников недостаточна и, соответственно, их будущее в науке неопределённо.

Ключевые слова: аспиранты, институты Российской академии наук, доступность аспирантуры, мотивация аспирантов на работу в науке, оплата труда учёных.

В 2014 году прошел опрос аспирантов академических институтов и вузов Санкт-Петербурга. Опрос проводился Санкт-Петербургским научным центром РАН и Социологическим институтом РАН через Интернет. Первичная обработка осуществлялась с помощью программы SPSS, ее результаты отражены в ряде публикаций (Бояр-кина, Иванова 2016). Автор данной статьи произвел вторичную

1 Исследование проводилось при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 14-06-00414).

обработку ответов только аспирантов академических институтов города. Анкеты обрабатывались вручную, так как более трети из них содержали рукописные пояснения. В опросе приняли участие 98 аспирантов. Это составляет примерно четвертую часть всех аспирантов петербургских академических институтов. Респонденты были разделены на две группы: аспиранты естественнонаучного профиля (53 чел.), к которым относились физики, химики, биологи, геологи, энергетики, специалисты по вычислительной технике и т.д., и гуманитарного профиля (45 чел.), к которым относились историки, филологи, социологи, экономисты. В каждой группе примерно поровну были представлены все три курса аспирантуры. По гендерному признаку в группе аспирантов, представляющих естественные науки, преобладали мужчины (55%). В группе гуманитариев женщины составляли 72%. Средний возраст в обеих группах: у мужчин — 25 лет, у женщин — 26 лет.

Анкета включала несколько блоков. В данной статье мы рассмотрим только два из них: блок вопросов, который характеризует доступность аспирантуры, и блок вопросов, который отражает цели поступления в аспирантуру. Доступность аспирантуры определяется статусом школы, которую они окончили, и доходом семьи. Кроме того, было важно посмотреть какие аспиранты являются жителями Петербурга, а какие приехали из других городов.

В России имеется несколько видов учреждений, которые дают среднее образование: общеобразовательные школы, гимназии. Школы с углубленным изучением языков или каких-нибудь предметов (физика, химия, биология и др.) носят название специализированных. Кроме того, среднее образование может быть получено в среднем специальном учебном заведении. Общеобразовательную школу окончило около половины аспирантов, чуть больше — естественнонаучного профиля (46%) и немногим меньше — гуманитарного (42%). Доля аспирантов по естественным наукам, окончивших среднее специальное учебное заведение, составляет 10% и 7% — по гуманитарным. Эта доля может быть прибавлена к выпускникам общеобразовательных школ: 56% и 53%, соответственно.

Обучались в гимназиях и спецшколах с разным уклоном (языковым и по разным наукам) 44% аспирантов естественнонаучного профиля и 51% гуманитарного. Причем, гимназию окончили

21% аспирантов по естественным наукам и 32% аспирантов по гуманитарным, а спецшколы - 23 и 19% соответственно. Это довольно высокий процент выпускников, специально подготовленных по отдельным предметам, но цифры все же чуть ниже доли выпускников общеобразовательных школ. Именно это доказывает, что молодежь, окончившая общеобразовательную школу, вполне может поступить в высшее учебное заведение, а потом в аспирантуру (рис. 1, 2).

Доля аспирантов по естественным наукам, зарегистрировавших свой брак, составляет 22%. К ним мы можем добавить 8% тех,

Рис. 1. Учебные заведения, которые окончили аспиранты естественнонаучного профиля

Рис. 2. Учебные заведения, которые окончили аспиранты гуманитарного профиля

которые состоят в так называемом гражданском браке, таким образом общая сумма семейных аспирантов-естественников насчитывает 30%. У гуманитариев эта сумма достигает 38%, из них 33% - зарегистрировали брак и 5% - состоят в гражданском браке. Эти аспиранты не ответили на вопрос о семейных доходах, остальные представили свой семейный доход на человека в месяц, он также демонстрирует доступность образования. В семьях, где есть аспиранты, отмечены все варианты доходов: от 19 до 60 и более тыс. руб. В семьях у аспирантов по естественным наукам он несколько выше: у них гораздо больше тех, чьи семейные доходы составляют 60 и более тыс. руб. Их почти в два раза больше, чем у гуманитариев - 30 и 17% (рис. 3, 4).

Гораздо большее значение имеет образование родителей. Более 71% аспирантов по каждой из специализаций, у которых родители имеют высшее образование или научную степень. Еще около 15% родителей аспирантов получили среднее специальное образование и только менее 10% - среднее (рис. 5, 6).

Среди аспирантов по естественным наукам 21% проживает в общежитие и 12% снимают жильё. У аспирантов-гуманитариев 28% занимают съёмное жильё и 6% живут в общежитии. Это свидетельствует о том, что среди аспирантов по естественным наукам много молодежи из других городов, из провинции, что тоже доказывает доступность образования (рис. 7, 8).

I

|||

—I——I——I——I——I——

до 19 тыс. 20-29 тыс. 30-39 тыс. 40-49 тыс. 50-59 тыс. 60 и более руб. руб. руб. руб. руб. тыс. руб.

Рис. 3. Семейный доход аспирантов по естественным наукам

Рис. 4. Семейный доход аспирантов по гуманитарным наукам

Рис. 5. Образование родителей аспирантов по естественным

наукам

Рис. 6. Образование родителей аспирантов по гуманитарным

наукам

Квартира в ипотеку Рис. 7. Жильё аспирантов по естественным наукам

Рис. 8. Жильё аспирантов по гуманитарным наукам

На вопрос: «С какой целью Вы поступили в аспирантуру?» предлагалось восемь вариантов ответов: «чтобы самому участвовать в приращении научного знания»; «чтобы получить возможность работать в НИИ»; «чтобы получить возможность преподавания в университете»; «чтобы получить возможность трудоустройства в научно-исследовательских центрах профильных предприятий города»; «чтобы получить ученое звание как залог личной карьеры в бизнесе, управлении и проч.»; «чтобы избежать призыва в армию»; «поступил без особой цели, просто для себя»; «другое».

О причинах поступления в аспирантуру большинство аспирантов ответили - «чтобы самому участвовать в приращении научного знания». Но есть разница между гуманитариями и представителями естественных наук. Большинство гуманитариев (60%)

ответили, что главное для них участие в приращении знаний. Если добавить тех, кто хочет работать в научных институтах и в университетах, получим почти 90%.

В ответах аспирантов по естественным наукам только половина считает, что главное участвовать в приращении знаний. Правда, если учесть тех, кто собирается работать в научном институте или преподавать в университетах, получим почти 70%. Но главное то, что почти половина считает, что их карьера после защиты диссертации будет проходить более успешно в бизнесе, управлении и т.п. Это свидетельствует о более прагматичном подходе аспирантов-естественников к своей будущей карьере.

Ответил: «Чтобы избежать призыва в армию» только один гуманитарий. В то же время ответ: «Поступил без особой цели, просто для себя» выбрали 3 аспиранта по естественным наукам и 4 - по гуманитарным, то есть угроза призыва в армию не является причиной поступления в аспирантуру.

На этот вопрос можно было дать не более двух ответов, но тринадцать человек дали еще и свои пояснения. Чтобы заниматься одной из перспективных тем прикладного характера, создать высокотехнологичный прибор; чтобы развить и закончить научную работу, начатую до поступления в аспирантуру; занимаясь студенческой работой, познакомился с руководителем, научные разработки которого были мне интересны - так аспиранты поясняют, почему они поступили в аспирантуру. Большинство подобных ответов носили положительный характер, выражали интерес к науке. Иногда аспиранты отвечали: чтобы проверить собственные способности; для саморазвития. В общем можно сказать, что половина аспирантов настроена на то, чем занимается наука, на производство знаний.

Другой вопрос, касающийся причин привлекательности научной работы, формулировался таким образом: «Что для Вас является наиболее важным и ценным в научной работе?» В ответах молодые ученые в большинстве отметили возможность проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные творческие способности: 58% естественников и 51% гуманитариев.

Представители естественных наук связывают перспективы пребывания в науке с высокой зарплатой. «Возможность получения

высокого заработка, обеспечивающего хорошие материальные условия» - этот ответ дали около 30% аспирантов-естественников. У гуманитариев таких ответов в три раза меньше, как правило, они считают, что будут зарабатывать немного. Перспектива достигнуть высокого общественного положения у естественников больше -примерно седьмая часть, а не девятая, как у гуманитариев.

У естественнонаучных аспирантов больше тех, кто считает, что наука даст возможность освободить энергию и время для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями и близкими. Их - пятая часть, в два раза больше, чем у гуманитариев.

Только около половины аспирантов видят важность в научной работе в творчестве. На вопрос: «Каковы ваши впечатления от аспирантуры?», большинство отвечают, что очень позитивное: 60% аспирантов естественнонаучных специальностей и 73% гуманитарных. Аспиранты-естественники отмечают, что со стороны администрации организация процесса обучения оставляет желать лучшего (30%), этот ответ у гуманитариев нашел всего двоих сторонников. Ответ: «В основном положительные, но руководитель не всегда поддерживает информационно и морально», - тоже имеет мало сторонников: 4 естественника и 2 гуманитария.

Интересно, что представители естественных наук написали 9 пояснений. Так, уточняется ответ на вопрос, что со стороны администрации организация процесса обучения оставляет желать лучшего: «Условия желают быть лучшими, но не со стороны администрации, а со стороны ФАНО и Министерства образования и науки». Или о занятости научного руководителя: «В целом положительные, однако руководитель часто бывает занят административной работой, не связанной с научной деятельностью». Высказываются аспиранты и по поводу содержания учебы: «Философия отняла много времени, занятия по английскому языку неэффективны» или «В основном положительные, но удручает отсутствие курса по специальности». Один аспирант сделал заключение о положении науки в России: «Пока не встретил ни одного ученого моложе 30 лет. Мне это говорит о плохой мотивированности выпускников вузов и о состоянии науки в России в целом». Другие аспиранты обращают внимание на проблемы: «Самые положительные, но необходимо совмещать работу с семьей», «В основном положительные, но остро беспокоит материальная

составляющая», «В основном положительные, но сильно устаю», «Пока не определился, не хватает знаний о том, как правильно организовать свои действия».

Гуманитарии также отмечают свои проблемы: «Положительные, но сталкиваюсь с проблемой нехватки времени». Но они отмечают и другие отрицательные стороны: «Положительные в плане организации, негативные в отношении свободы выбора темы», «От самого научного руководителя - положительные, а от осознания того, что это хобби, а не база для высокооплачиваемого труда - негативные».

Подводя итог ответам на этот вопрос, можно констатировать, что немногим больше, чем половина аспирантов имеет позитивное впечатление от обучения в аспирантуре.

На вопрос: «Не изменилось ли Ваше мнение о привлекательности научной деятельности?» предполагалось лишь два ответа: не изменилось и изменилось. «Не изменилось» ответили 58% аспирантов естественнонаучных специальностей и 80% гуманитарных, но половина всех аспирантов написали еще свои комментарии.

Из 24 комментариев аспирантов по естественным наукам шесть безусловно отрицательных: «мнение не улучшилось»; «частично изменилось в худшую сторону, научная деятельность стала менее привлекательной»; «изменилось, скорее, не привлекательна»; «изменилось в худшую сторону»; «изменилось не в лучшую сторону»; «изменилось в худшую сторону, идеализация прошла, больше лицемерия и цинизма». Причем эти положения высказываются аспирантами и первого, и второго, и третьего годов обучения, по два на каждом курсе.

Есть и положительные высказывания, таких суждений собралось пять. Аспирантка второго курса пишет: «Научная деятельность стала, скорее, ещё привлекательней, т.к. по роду занятий её результаты могу наблюдать, использовать в своей ежедневной работе». А вот мнения аспирантов третьего курса: «Нет, мнение не изменилось, наоборот, окрепла уверенность в том, что необходимо получить ученую степень», «Мне по-прежнему интересна научная деятельность», «Не изменилось, всегда привлекала», «Мнение только улучшилось».

Пять мнений касается оплаты труда научных работников. «В России эта профессия оплачивается все еще ниже, чем это

заслуживают многие (но не все) ученые. В моем случае спасла стипендия Президента РФ, без нее смысла в аспирантуре вообще бы не было. В науке очень много бездельников, т.к. профессия неконкурентная в нашей стране», - это мнение аспиранта 3-го курса. Мнение аспирантки второго курса: «Осознала, что в России зарабатывать в этой сфере довольно трудно. Мне еще более-менее повезло». Она не пишет, в чем ей повезло, но скорее всего она устроилась на работу по месту прохождения аспирантуры. А вот мнение аспиранта первого курса: «Нет, но я считаю ее (имеется в виду «научная деятельность» - Е. И.) недостаточно оплачиваемой, что приведет к необходимости поиска дополнительных источников дохода после окончания аспирантуры и скажется на научной активности». На втором курсе аспирант думает по-другому: «Изменилось, но не сильно. При поступлении я хотел сделать карьеру ученого, а теперь я хочу сделать карьеру, где бы то ни было, чтобы мог позволить себе быть в науке, чтобы не думать о том, что есть и где жить». В этом мнении видно, что человек уже сомневается в том, что ему удастся получать приличную зарплату, но подсознательно ещё надеется, что будет работать в науке. Аспирант третьего курса поясняет уже более чётко: «Изменилось, невозможно качественно совмещать научную деятельность с работой, не связанной с наукой, нужно уходить работать в научную сферу, либо бросать эти занятия». «Изменилось, но не в лучшую и не в худшую сторону, а просто появилась определенность понятия "научная деятельность", я увидел определённые плюсы, перспективы, но и узрел однозначные минусы, недостатки» - так ответил аспирант третьего курса и, как нам кажется, его мнение отражает мнение большей части аспирантов. Приведем ещё одно мнение аспиранта третьего курса: «Особенности научной деятельности в России понимал заранее, ещё до поступления в аспирантуру».

Подводя итог, можно сказать, что аспирантура в академических институтах доступна для большинства населения, точнее сказать, была доступна в 2014 г., когда проводился опрос. Что касается целей поступления в аспирантуру, впечатлений от процесса обучения в аспирантуре и мнений о привлекательности научной деятельности, то примерно половина аспирантов считает, что наука - это то, что их устраивает. Но значительная доля аспирантов

(в основном естественнонаучного профиля) считает, что оплата труда научных сотрудников недостаточна и, соответственно, их будущее в науке неопределённо.

Список литературы

Бояркина С.И., Иванова Е.А. Проблемы аспирантов Санкт-Петербурга технических, естественнонаучных и гуманитарных специальностей / / Социология науки и технологий. 2015. Т. 6. № 3. С. 50-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.