СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
«СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЕЛ!»
© 2007 г. С. С. Балабанов1, И.А. Дербенева2
1 Нижегородский отдел Института социологии РАН 2 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 12.03.2007
На материалах опроса аспирантов, принятых в институт докторантуры и аспирантуры Нижегородского госуниверситета в 2003-2005 гг., анализируется их социально-демографический состав, мотивация поступления и готовность заниматься научной работой, профессиональные планы после окончания аспирантуры. Показаны существенные различия между окончившими естественные и социогуманитарные факультеты, а также между выпускниками ННГУ и студентами других вузов по ряду показателей, важных для успешного обучения в системе послевузовского профессионального образования.
Стремительный рост численности аспирантов в системе послевузовского профессионального образования российских вузов в последние полтора десятка лет в некоторой степени смягчил острейшую проблему воспроизводства кадров высшей квалификации для науки, вызванную оттоком научных работников и преподавателей -кандидатов и докторов наук за границу и в другие отрасли народного хозяйства внутри страны, а также их старением и естественной убылью.
Не обсуждая вопрос о количественных характеристиках новой волны аспирантов, сосредоточим внимание на качественных характеристиках юношей и девушек, пришедших в аспирантуру российских вузов в начале ХХ1 века, мотивах их поступления, ориентации на научно-педагогическую деятельность после окончания аспирантуры.
В настоящее время в аспирантурах 621 российского вуза и 831 научной организации проходят подготовку свыше 140 тыс. аспирантов, при этом процент защит от выпуска аспирантов не превышает 25%. В последующие после выпуска один-два года еще примерно четверть или треть бывших аспирантов защищают диссертации, т.е. эффективность работы аспирантур при таком критерии не может быть признана удовлетворительной. Кроме того, еще не факт, что защитившиеся аспиранты пополнят ряды научных работников и преподавателей вузов.
В соответствии с названием статьи рассмотрим, какой контингент молодежи
приходит сегодня в аспирантуру, с какими целями и уровнем подготовки,
профессиональными планами после ее окончания. В данной статье мы сосредоточим внимание на дисциплинарных особенностях аспирантов очной формы обучения, пришедших учиться по специальностям естественного и социогуманитарного профиля. Статистические показатели выпуска аспирантов в плановые сроки с защитой диссертаций говорят о том, что аспиранты по точным, естественным и техническим наукам неизменно уступают социогуманитариям по защитам
диссертационных работ в плановые сроки.
В статье приведены данные анкетных опросов аспирантов первых лет обучения Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского приема 2003, 2004, 2005 гг., проведенные по единой методике. Всего опрошено 298 человек. Эта цифра для очной аспирантуры одного вуза достаточно велика, что позволяет надеяться на устойчивость данных, их надежность и обоснованность полученных результатов. Мы полагаем, что основные характеристики социокультурного портрета аспирантов первого года очной формы обучения ННГУ выходят за пределы одного вуза, занимающего лидирующие позиции в подготовке научных кадров в Приволжском федеральном округе. Как всякий лидер, аспирантура ННГУ раньше других высших учебных заведений ощутила новые веяния, происходящие в системе послевузовского профессионального образования, в социальной и образовательной среде.
Таблица 1
Показатели «неравного» старта «своих» и «чужих» выпускников вузов при приеме в аспирантуру ННГУ, %
Показатели Естест- венники (ННГУ) Социогуманитарии
ННГУ других вузов
Чем привлекает аспирантура?
- позволяет полностью сосредоточиться на подготовке диссертации 34 63 69
- отсрочкой от призыва в армию (юноши) 57 50 54
- хорошим началом профессиональной карьеры 64 59 85
Поступили на бюджетное место 89 68 54
Был конкурс при поступлении: два и более человек на бюджетное место 4 38 54
Уже определена тема диссертации 77 71 54
Имеется научный задел по диссертации 36 29 8
Активно занимались на старших курсах научной работой 44 15 31
Владеют свободно иностранным языком 11 33 54
Есть домашний компьютер 54 59 100
Кто-либо из родителей работает в вузе или в научных учреждениях 24 32 31
Кластер аспирантов-естественников состоит из юношей и девушек, пришедших обучаться по физико-математическим, химическим,
биологическим, техническим дисциплинам (всего 54%); социогуманитарии представлены экономистами, юристами, историками, социологами, политологами, филологами (46% всего массива). Специфика ННГУ и его аспирантуры состоит в том, что здесь сильны традиции подготовки ученых, в первую очередь в области физико-математических наук и химии. Практически все аспиранты-естественники окончили Нижегородский госуниверситет, тогда как среди социогуманитариев каждый десятый -«чужой» - выпускник другого вуза. По сути дела, сегодня ННГУ им. Н.И. Лобачевского самодостаточен в обеспечении своими выпускниками набора аспирантов по всем специальностям аспирантуры, но принимает на подготовку и выпускников других высших учебных заведений. Какие следствия проистекают из этого факта? Чей исследовательский потенциал выше и кто из них проявит больше упорства в том, чтобы «грызть гранит науки»?
Выпускники ННГУ, поступившие в аспирантуру своего вуза, имеют заметную фору в научно-исследовательской работе по подготовке диссертации по сравнению с молодыми специалистами из других вузов города (табл. 1). Они раньше выпускников из других вузов имеют возможность выбрать тему диссертационной работы, начать по ней работать и накопить к моменту зачисления в аспирантуру заметный научный задел.
Большинство естественников и
гуманитариев, своих и чужих, считают учебу в
аспирантуре хорошим началом трудовой карьеры, высшая квалификация для них не пустой звук, а весомая заявка на получение достойной их способностей творческой и хорошо оплачиваемой работы.
Снижение престижа службы в армии усилило мотивацию поступления в аспирантуру как способа получения отсрочки от службы. Каждый второй юноша упомянул этот мотив в качестве значимого для него. Если данный мотив поступления в аспирантуру у части юношей не сопутствующий другим, а самый значимый, то вряд ли можно надеяться на становление из этих молодых людей научных работников и закрепление их в научнопедагогической сфере.
Очная аспирантура по своей сути и предназначению должна создавать максимум удобств аспирантам для работы над диссертацией, но часть респондентов, особенно аспирантов-естественников, убеждены, что они не смогут полностью сосредоточиться на научно-исследовательской работе. Проза жизни такова, что значительная доля юношей (и девушек) вынуждены подрабатывать, расходуя на заботу о хлебе насущном главный и остродефицитный ресурс - свое время. Впрочем, на аспирантскую стипендию не могло прожить ни одно поколение аспирантов. Подработки, к великому сожалению, - атрибут аспирантской жизни. В аспирантуру, как было показано в прежних наших исследованиях, идет не самая обеспеченная часть студенчества [1, с. 70].
Впрочем, есть изящный выход из этой патовой ситуации. За границей профессор
получает грант на научно-исследовательскую работу, набирает аспирантов, дает тему диссертации по теме гранта (хозяйственного договора) и платит аспиранту за его научную(!) работу. В этом случае аспиранты счастливо избавлены от разделения работы на диссертацию и постороннюю работу ради заработка. Такая практика есть и в российских вузах на кафедрах, участвующих в солидных научно-технических программах, имеющих долгосрочные договора. Целесообразно, чтобы финансирование подготовки кадров в системе послевузовского профессионального
образования было привязано к финансированию науки.
Фактически многие поступившие в аспирантуру выпускники Нижегородского госуниверситета начали работать над кандидатскими диссертациями еще по время подготовки дипломных проектов, учась в магистратуре или на старших курсах вуза, под руководством преподавателей - их будущих научных руководителей, получив тем самым преимущество во времени перед выпускниками других вузов, для которых, как правило, выбор и утверждение темы диссертации состоится только после зачисления в аспирантуру и назначения научного руководителя.
Действительно, у 77% аспирантов-естест-венников против 71% у университетских социогуманитариев уже известны темы диссертаций, которые в 60 случаях из ста -продолжение дипломной работы или магистерской диссертации. У
социогуманитариев, пришедших со стороны, только 43% опрошенных будут продолжать развивать темы дипломных работ или магистерских диссертаций в кандидатские диссертации.
Положительным фактором биографии при каждом новом приеме аспирантов является их учеба в магистратуре. Среди зачисленных в аспирантуру выпускников ННГУ более трети заканчивали магистратуру, тогда как в других вузах региона магистратура пока получила меньшее развитие, среди этой части гуманитариев окончили магистратуру менее четверти опрошенных.
При каждом приеме в аспирантуру встречаются юноши и девушки как с нулевым заделом по теме диссертации, так и с имеющимися наработками по теме. Наличие научного задела отметили 37% математиков, физиков, химиков и других представителей естественных и точных наук, среди социогуманитариев - 27%. Наконец, аспиранты-
естественники заметно раньше стали заниматься научной работой на старших курсах, нежели социогуманитарии (44% и 17% соответственно).
Если в советское время защита диссертации и работа в науке и высшей школе считались среди выпускников вузов однозначно хорошей профессиональной карьерой, то сегодня все меньше способных к научной работе выпускников вузов выбирают научную карьеру. Среди естественников ННГУ более половины аспирантов (54%) говорят о том, что в их академических группах способные к научной деятельности студенты продолжают обучение в аспирантуре. Такие утверждения относительно сокурсников или одногруппников звучат из уст 38% социогуманитариев ННГУ и среди 31% социогуманитариев других вузов. Специфика подготовки студентов в классическом университете такова, что она сравнительно чаще и раньше приучает молодежь к научной деятельности, дает возможность проверить свои способности к научной деятельности и ориентирует студенческую молодежь на профессиональные занятия наукой.
Задача вступительных экзаменов в аспирантуру - отобрать наиболее перспективных для научной деятельности молодых людей. Первый этап отбора -рекомендация кафедры, подтверждающая способности молодого специалиста к научной деятельности. Для большинства поступивших в аспирантуру по естественным наукам фактически не было вступительных экзаменов как соревнования за право получить место в аспирантуре. У социогуманитариев ситуация иная, здесь надо не только показать свои знания в соответствующей области, но и превзойти соперников.
Регулирование числа бюджетных мест при приеме в аспирантуры вузов имеет свои жесткие ограничения в перспективном количестве рабочих мест для специалистов -кандидатов наук в науке и высшей школе. В Нижегородской области, как и в России в целом, наибольший рост отмечается на направлении «педагогика» (575% за 6 лет), на втором месте - «юридические науки» (456%), «экономические науки» (317%) - на третьем месте [2, с.146].
Сомнительно, что такой рост аспирантур по данным специальностям за 1998-2004 гг. вызван потребностью науки и высшей школы в специалистах высшей квалификации.
Некоторое представление о научном потенциале аспирантов - естественников и
социогуманитариев дают показатели знания иностранного языка, абсолютно необходимого для потенциального научного работника как средства научной коммуникации. Здесь превосходство социогуманитариев над естественниками бесспорно.
Принимая во внимание совокупность объективных показателей научного потенциала аспирантов - естественников и
социогуманитариев, можно сказать, что первый кластер аспирантов (естественники) имеет в целом лучшие предпосылки для успешной подготовки и защиты кандидатских диссертаций. Менее благоприятны стартовые
студентов должна развиваться не только между российскими и западными университетами, но и, в первую очередь, между вузами России. Тем более что по ряду научных направлений в стране немало провинциальных университетов с сильными научными школами, которые по потенциалу подготовки научных кадров находятся на столичном и европейском уровне. Такое предложение, скорее всего, встретит поддержку в сильных в научном плане университетах и протест в слабых.
Знают ли молодые люди, какие трудности ожидают их на тернистой тропе науки? Ожидают ли они «яростной борьбы с
Таблица 2
Ожидаемые трудности обучения в аспирантуре ННГУ, %
Ожидаемые трудности в подготовке диссертаций Естест- венники (ННГУ) Социогуманитарии
ННГУ других вузов
Дефицит времени для научной работы из-за необходимости подрабатывать 69 76 92
Маленькая стипендия 51 38 0
Слабая материально-техническая база для исследовательской работы 39 33 0
Нехватка нужной научной литературы 27 42 39
Недостаточное знание иностранного языка 20 19 31
Жилищная проблема 19 10 31
Недостаточная мотивация на научную работу 12 14 12
предпосылки у аспирантов-социогуманитариев - выпускников ННГУ, еще меньше - у специалистов с высшим образованием, поступивших в аспирантуру ННГУ из других высших учебных заведений.
Можно ли (и нужно ли) стремиться создавать равные исходные условия для всех поступающих в аспирантуру молодых специалистов независимо от того, по каким специальностям они собираются готовить диссертации и в каких вузах они получили высшее образование? Речь, естественно, не идет о том, чтобы ограничивать прием в аспирантуру ННГУ выпускников других вузов города и региона как потенциально менее подготовленных к учебе в системе послевузовского образования. Напротив, констатация данного факта - аргумент в пользу реализации предложений о целевом обучении в магистратуре ННГУ перспективных студентов-старшекурсников других вузов, имеющих склонность к научной работе, для завершения высшего образования в ННГУ по магистерским программам и последующего поступления в аспирантуру ННГУ. Это предложение лежит в русле практики межвузовской студенческой мобильности, поощряемой Болонской декларацией. Думается, что мобильность
неподатливым материалом диссертационного исследования», либо их пытливый ум будет решать другие проблемы? Увы! Погрузиться с головой в решение научных проблем удастся немногим. «Аспиранты... существуют как бы в двух параллельных реальностях: обыденной, состоящей из забот о приработке, семейноличных отношений, заботы о родителях, квартире или досуге, и научно-идеальной, обещающей какие-то перемены, надежды, связанной с миром абстракций, условностей, гипотез и миражей» [3, с. 191]. Действительно, ссылок на свою неорганизованность, слабые навыки научной работы, «нехватку ума (низкий 10)», на состояние здоровья, взаимоотношения с научным руководителем чрезвычайно мало. Самые распространенные предположения о барьерах на пути к кандидатским диссертациям лежат в иной сфере - в решении проблем своего жизнеобеспечения (табл. 2). Опрос аспирантов первого, второго и третьего годов обучения в четырех университетах Приволжского федерального округа (2002 г.) дал похожий рейтинг проблем прохождения аспирантуры: материальные трудности, необходимость
приработков, нехватка средств на проведение исследований, нехватка научной литературы, слабая материально-техническая база для
научных исследований и т.д. [4, с. 153]. Это сходство ответов говорит, во-первых, об адекватном понимании трудностей обучения в аспирантуре, во-вторых, что эти трудности вызваны в первую очередь проблемами отнюдь не научного плана, а жизнеобеспечением юношей и девушек, продолжающих образование в системе послевузовского профессионального образования.
Тем не менее когда молодые кандидаты наук, только что окончившие аспирантуру, дают советы новоявленным аспирантам, как учиться в аспирантуре и в срок окончить диссертацию, то первые слова - об экономии времени, о том, что нельзя разбрасываться на мелочи, надо чаще встречаться с научным руководителем, и о других прописных истинах, которые каждое новое поколение аспирантов
привлекательность наукоемкого бизнеса как места трудоустройства в глазах аспирантов начала XXI века заметно выросла.
Для будущих специалистов высшей квалификации гуманитарного профиля самым привлекательным и распространенным местом работы остается высшая школа. Среди женской части аспирантов-гуманитариев три четверти опрошенных выбрали бы вуз как место будущей работы в качестве преподавателя с ученой степенью. Других мест работы, где были бы востребованы профессиональные знания, умения и навыки социогуманитариев с дипломом кандидата наук, сегодня, как и прежде, существенно меньше, чем у естественников.
По сравнению с аспирантами, опрашиваемыми по той же методике 3-4 года
Таблица 3
Привлекательные сферы профессиональной деятельности после окончания аспирантуры и защиты диссертации (выбор не более трех вариантов), %
Показатели Естест- венники (ННГУ) Социогуманитарии
ННГУ других вузов
Работать преподавателем в вузе 33 50 62
Работать в НИИ, КБ... 26 13 15
Работать в наукоемком бизнесе (наемным работником) 51 40 39
Уйти работать по специальности туда, где больше платят 38 48 15
Работать по любой хорошо оплачиваемой специальности 12 22 15
Уехать работать за границу 32 12 15
Открыть собственное дело 15 14 12
постигает обычно путем собственных проб и ошибок, а не анализом чужого опыта.
Уровень притязаний относительно размера стипендии (или заработка, если аспирант занимается научной работой по теме диссертации), при котором можно не отвлекаться на приработки, для 60% аспирантов лежит в диапазоне 2-5 тыс. рублей, у трети превышает 5 тыс. рублей.
Характер социально-профессиональных планов играет важную роль в научной активности аспирантов, в успешности прохождения аспирантуры и в ее результатах. Последний вопрос из анкеты знакомства с юношами и девушками, пришедшими в аспирантуру ННГУ, касается желаемых перспектив трудоустройства после защиты диссертаций.
Наукоемкий инновационный бизнес привлекателен для половины опрошенных естественников тем, что здесь наиболее тесно и органично удовлетворяются потребности научных работников в творческом характере труда и достойной его оплате. По сравнению с аспирантами конца 90-х годов прошлого века
назад, заметно меньше лиц, готовых оставить полученную научную специальность и работать на любой хорошо оплачиваемой работе - всего 12%. Ценность полученных знаний в своей научной области, приобретенные в аспирантуре навыки и умения исследовательской работы пока что представляются большинству новичков-аспирантов весьма ценным
капиталом, которым они не хотят разбрасываться.
Работа за границей после окончания аспирантуры присутствует в жизненных планах примерно трети естественников и 12% социогуманитариев. Последних не ждут за рубежом, и юноши и девушки,
специализирующие в этой области, ясно представляют конъюнктуру на рынке высококвалифицированных кадров за границей. Среди аспирантов-гуманитариев прежних лет выезд на работу за границу представлялся желательной перспективой для четверти опрошенных молодых людей.
В итоге можно сделать вывод о том, что новые пополнения аспирантуры
Нижегородского госуниверситета им. Н.И.
Лобачевского по своим социокультурным характеристикам в основном соответствуют требованиям, предъявляемым к будущим кандидатам наук. У четверти аспирантов ННГУ последних лет кто-то из родителей работает в вузе или в научных учреждениях, что способствует передаче научного этоса из поколения в поколение не только в вузе, но и по семейным каналам социализации. Необходимо на государственном уровне поднять престиж научно-педагогических работников высшей квалификации повышением их заработной платы, а не унижая нищенским пособием и таким же нищенским финансированием научных исследований. Сегодня много способных к научной работе выпускников вузов не ориентируются на научную деятельность, что представляется нам тревожным обстоятельством.
Список литературы
1. Нижегородское студенчество на рубеже веков (По материалам социологического исследования): Монография / Научн. ред. А.Ф. Хохлов. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2001.
2. Бабанов Н.Ю., Захаров И.Л., Зверева И.А., Цветков В.Е. Система высшего и послевузовского профессионального образования Нижегородской области / Н.Ю.Бабанов... / Сохранение и развитие научного потенциала Приволжского федерального округа. Вып. 3. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005.
3. Фортунатова В. А. / В. А. Фортунатова. аспирантов естественно-научных и
Аспирантура как объект социогуманитарного социогуманитарных специальностей / С.
«LOOK, WHO'S COME!»
S.S. Balabanov, I.A. Derbeneva
Social-demographic structures, motivation of entrance, willingness to be engaged in scientific work and career plans after graduating from a graduate school are analyzed on the base of the survey of postgraduate students, entered in 20032005 years. A number of characteristics, important for successful study in the postgraduate professional education system, presents essential distinctions between postgraduate students, who graduated faculty of natural sciences, and postgraduate students, who graduated liberal faculty, and distinctions between graduates of Nizhny Novgorod State University and universities.
познания / Подготовка научных кадров в Российской Балабанов. Сохранение и развитие научного
Федерации. Состояние, перспективы развития. Н. потенциала Приволжского федерального округа.
Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета Вып. 3. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И.
им. Лобачевского, 2002. Лобачевского, 2005.
4. Балабанов С.С., Бедный Б.И., Козлов Е.В.
Социально-профессиональные характеристики