Научная статья на тему 'Достоинства и недостатки новой "Стратегии научно-технологического развития российской Федерации"'

Достоинства и недостатки новой "Стратегии научно-технологического развития российской Федерации" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1433
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА / FUNDAMENTAL SCIENCE / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / РАН / RESEARCH AND TECHNOLOGY ADVANCEMENT / RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добрецов Н. Л.

В статье проанализированы основные положения «Стратегии научно-технологического развития РФ», рассмотрены ее недостатки, препятствующие реализации потенциала фундаментальной науки, и представлены предложения по формированию целостной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advantages and Disadvantages of a new Strategy for Research and Technology Advancement in the Russian Federation

The article analyzes the main provisions of the Strategy for Research and Technology Advancement in the Russian Federation, considers its shortcomings impeding the realization of the potential of fundamental science, and presents the proposals for shaping an integrated innovation system.

Текст научной работы на тему «Достоинства и недостатки новой "Стратегии научно-технологического развития российской Федерации"»

ЭКО. - 2017. - №1 ДОБРЕЦОВ Н.Л.

Достоинства и недостатки новой «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»

Н.Л. ДОБРЕЦОВ, академик РАН, Новосибирск

В статье проанализированы основные положения «Стратегии научно-технологического развития РФ», рассмотрены ее недостатки, препятствующие реализации потенциала фундаментальной науки, и представлены предложения по формированию целостной инновационной системы.

Ключевые слова: научно-технологическое развитие, фундаментальная наука, стратегия, РАН

В декабре 2016 г. указом Президента РФ № 642 [1] утверждена «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации», которая определяет основные параметры развития этого процесса в нашей стране на ближайшие десятилетия. «Стратегия», несомненно, несет большой положительный заряд и может сыграть значимую роль в развитии науки и техники, но нельзя сказать, что этот документ лишен недостатков, на что указали участники Совета при Президенте РФ по науке и образованию на заседании 18 ноября 2018 г. [2]. Об этом говорили, в частности, академики В. Е. Фортов, Ю. С. Соломонов, а также А. Л. Кудрин и др.

В «Стратегии» фиксируются как положительные моменты («конкурентные преимущества»), так и «неразрешенные проблемы» современной российской науки. В частности, отмечается, что, несмотря на «значительный потенциал в ряде областей фундаментальных научных исследований» и (успешные) совместные международные проекты, «направления исследований и разработок в значительной степени соответствуют направлениям, актуальным для последних десятилетий прошлого века» (правда, при этом не упоминается, что в течение этого периода институты РАН в совокупности получали средства, не превышающие объем финансирования любого значимого университета в США и Европе).

К сожалению, далеко не все положения, в том числе такие, которые представители научного сообщества считают наиболее важными, получили в документе должное развитие. Это касается, к примеру, следующих принципиальных тезисов (п. 21 и 22):

1) «...поддержка фундаментальной науки как системообразующего института долгосрочного развития нации является первоочередной задачей государства»;

2) «. одним из основных инструментов, обеспечивающих преобразование фундаментальных знаний, поисковых научных исследований и прикладных научных исследований в продукты и услуги. должна стать Национальная технологическая инициатива».

Эти положения как будто повисли в воздухе - нет ни одного упоминания о них в дальнейшем тексте документа, в частности, они не названы среди основных задач научно-технического развития.

На основе анализа современных «больших вызовов» для общества, государства и науки, а также национальных особенностей и внутренних тенденций развития России авторы «Стратегии» отобрали семь приоритетных направлений, которые предлагается выделить и поддержать в течение ближайших 10-15 лет1, а именно:

1) цифровые и информационные технологии, обработка больших объемов данных, роботизированные системы и новые способы конструирования, машинное обучение и искусственный интеллект;

2) энерго- и ресурсосбережение (переход к экологичной и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья; новые источники и способы транспортировки и хранения энергии);

3) переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и здоровьесбережению, в том числе баланс новых лекарств;

4) развитие высокопродуктивного и экологичного агро-и аквахозяйства;

5) противодействие техногенным, биогенным, социальным угрозам, терроризму, экстремизму, киберугрозам;

1 п. 20 «Стратегии».

6) создание новых транспортных и телекоммуникационных систем с учетом большой протяженности России, а также международных транспортно-логистических систем для освоения космического и воздушного пространства, Арктики и Мирового океана;

7) повышение эффективности ответа российского общества на большие вызовы на основе развития российских гуманитарных и социальных наук.

По первому направлению российская наука получила опережающее развитие, это надо сохранить и развить. В остальных нами выделены шрифтом аспекты, которые имеют наибольшее значение с учетом российской специфики.

Гладко было на бумаге...

Целевым и, возможно, единственным сценарием научно-технического развития в России является построение целостной национальной инновационной системы и достижение лидерства по избранным направлениям в рамках как традиционных, так и новых рынков технологий и услуг. С этим положением, конечно, трудно не согласиться. Однако стоит напомнить, что до сих пор о создании целостной национальной инновационной системы, развитии российских центров исследований говорилось и писалось очень много, а делалось мало (и при этом слишком часто - вопреки провозглашенным установкам). Примером неэффективного решения является принудительное объединение в один центр разных институтов в научных центрах на Кавказе, Урале, Сибири, на Дальнем Востоке под давлением Федерального агентства научных организаций (ФАНО) и вопреки мнению РАН. Технопарков создано десятки, но большинство из них малы и неэффективны. Пример наиболее эффективного и достаточно крупного технопарка в новосибирском Академгородке практически не используется ни Правительством, ни региональными властями для тиражирования.

К сожалению, практика слишком часто расходится с провозглашенными принципами в самых разнообразных сферах российской действительности, и государственная политика в области научно-технического развития тут не исключение. Пока «Стратегия» не дает оснований надеяться, что ситуация изменится к лучшему. Принципы госполитики, обозначенные

в ней - свобода научно-технического творчества, системность поддержки, концентрация ресурсов, рациональный баланс, открытость, адресность поддержки при справедливой конкуренции - выглядят как необходимые и достаточные, но есть масса вопросов к практике их применения.

Так, свобода творчества понимается как свобода выбора направления исследований, формы взаимодействия и методов решения задач, но при условии результативности и значимости полученных результатов. А кто и как будет оценивать результативность и значимость, в «Стратегии» не говорится. Есть много вопросов и к предлагаемому принципу системности поддержки научно-технического развития. Точнее, первые две его части (обеспечение полного цикла получения новых знаний и разработка качественно новых технологий) сомнений не вызывают, а вот «создание прорывных продуктов и услуг, формирование новых рынков и занятие устойчивого положения на них» вряд ли применимы во всех случаях - ведь не все продукты исследований являются рыночными, в том числе по причине закрытости.

Необходим рациональный баланс между поддержкой исследований в рамках заданных приоритетов и исследований, инициированных учеными в соответствии с внутренней логикой развития науки. Но каким образом обеспечить этот баланс - этот вопрос остается открытым. Точно так же, как и вопрос обеспечения открытости исследований для эффективного взаимодействия науки и бизнеса, государства и общества в целом.

Наконец, адресность поддержки и справедливую конкуренцию должны обеспечивать публичные механизмы доступа к ресурсам всех субъектов научно-технической деятельности. Но результаты конкурсов сильно зависят от условий и характера экспертизы и т. д.

В каждом случае нужны конкретные критерии и механизмы, вопрос о которых в «Стратегии» даже не ставится. Другими словами, принципы госполитики выглядят как желательные, но без регламентирования и уточнения деталей реальность их выполнения вызывает большие сомнения.

Одним из важнейших условий реализации «Стратегии» является эффективность принятого принципа «управления и инвестиций»2. В соответствующем разделе документа

2 п. 34 «Стратегии».

4 ЭКО. - 2017. - №1

правильно говорится о важности последовательной реализации намеченных планов, значении корректировки и актуализации приоритетов, перехода к модели «квалифицированного заказчика», максимального использования российской инновационной продукции, упрощения налогового и таможенного администрирования, введения налоговых стимулов, возвратного и ваучерного финансирования. Окажут помощь также улучшение научно-технического прогнозирования, анализ мировых тенденций развития науки, повышение качества экспертизы на всех уровнях, переход к современным моделям статистического наблюдения, анализа и оценки. Полезно вспомнить и о национальной технологической инициативе. Но практический опыт управления ФАНО институтами РАН показывает, что ФАНО изобретает свои механизмы планирования, финансирования и отчетности, не имеющие ничего общего с тем, что описано в «Стратегии».

На мой взгляд, с точки зрения эффективного управления важно закрепить на законодательном уровне «базовое» финансирование институтов (утверждаемое Правительством, но инициируемое научными коллективами и Академией в целом), к которому должно добавляться финансирование по госпрограммам в соответствии с утвержденными приоритетами (оформленное, к примеру, в виде госконтрактов) и финансирование по грантам, выигранным коллективами и отдельными исследователями (малыми группами) по конкурсу в научных фондах. Такая система финансирования гораздо больше соответствует целям «Стратегии», ее создание должно стать важнейшей задачей на ближайшее будущее.

Принципиальные замечания

В целом очень многие участники Совета при Президенте РФ по науке и образованию настаивают на необходимости доработки и усиления механизма реализации «Стратегии». В рекомендациях РАН, насколько мне известно, упомянута возможность создания структуры, аналогичной Государственному комитету по науке и технике (ГКНТ), с соответствующими полномочиями и системой финансирования. В прошлом это был основной механизм взаимодействия науки с реальным сектором экономики, обеспечивающий создание производственных цепочек. Однако ни в тексте «Стратегии», ни в мерах по ее реализации ничего похожего на ГКНТ не предусматривается.

Предлагаемый в качестве основного механизма реализации План мероприятий по реализации «Стратегии» (находится в стадии формирования) вместо ГКНТ, имевшего право корректировать планы министерств и давать им задания, предусматривает формирование системы советов по приоритетам, координируемых Президиумом Совета при Президенте РФ по науке и образованию под руководством А. А. Фурсенко. Мониторинг реализации «Стратегии» осуществляется опять-таки Правительством, анализ выполнения плана - Президиумом Совета при Президенте РФ по науке и образованию. Результаты мониторинга реализации «Стратегии» и выполнения плана отражаются в совместном докладе Правительства и Президиума Совета не реже одного раза в три года.

На мой взгляд (и насколько я понял - по мнению многих членов Совета), это будет громоздкий и неповоротливый механизм, полностью контролируемый чиновниками. В бюджет 2017 г. мероприятия по реализации «Стратегии» уже не попали. Остается надеяться, что в течение первых трех месяцев 2017 г. будет подготовлен План мероприятий для первого этапа «Стратегии» (2017-2019 гг.), а в первой половине 2017 г. будут созданы и начнут работать советы по приоритетам, с помощью которых должны быть сформированы и утверждены конкретные программы и проекты по направлениям. В этом случае можно ожидать начала финансирования в 2018-2019 гг. (путем корректировки бюджета).

Слабость и сомнительная эффективность предлагаемого механизма реализации - это первое принципиальное замечание к «Стратегии». Второе замечание касается поддержки фундаментальной науки как «системообразующего института долгосрочного развития нации».

Как известно, все годы существования российского (и советского) государства функцию развития фундаментальной науки выполняла Академия наук, которая с 2014 г. находится в состоянии реформирования в соответствии с ФЗ-253. По словам президента РАН академика В. Е. Фортова, пока эти реформы не привели к сколь-нибудь заметному улучшению работы институтов РАН или отдельных ученых. Более того, в связи с ростом бюрократизации, дальнейшим сокращением расходов на научные исследования по бюджету через ФАНО, отсутствием законодательного разграничения полномочий РАН

и ФАНО делается попытка создать параллельную Академию под руководством ФАНО.

В. Е. Фортов на заседании Совета отметил, что «необходимо поставить в безусловный приоритет фундаментальные исследования; это наше конкурентное преимущество и визитная карточка страны и нашей науки... основа и источник всех технологий и инноваций. Обсуждая механизм реализации, необходимо ясно понимать, что механизм. для фундаментальных наук не будет годиться для прикладных работ и наоборот. Было бы ошибочно. все программы исследований академических, вузовских, корпоративных и оборонных (организаций) решать в рамках одной мегапрограммы, собрав туда все научные средства. Во всем мире принята практика организации многоканального финансирования», о чем говорилось выше.

В. Е. Фортов предложил закрепить в «Стратегии» поручение Российской академии наук «подготовить и представить на рассмотрение Правительства РФ проект программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации в 2018-2025 гг. и дальнейшую перспективу» и сделать Академию ответственной за эту программу с соответствующим финансированием. К сожалению, ни это предложение, ни роль РАН и фундаментальных исследований в утвержденной редакции «Стратегии» должным образом не отражены.

Если же реформирование РАН приведет к исчезновению Академии как научной организации, то, на мой взгляд, закончится и выполнение в полном объеме фундаментальных исследований, перестанут появляться заделы для новых технологий, реализация «Стратегии» останется только на бумаге.

Наконец, третье принципиальное замечание: среди описанных в «Стратегии» «больших вызовов» не упомянуты финансовые дисбалансы в стране и в мире, которые определяют и будут определять до конца века периодические экономические кризисы. Эта тема уже обсуждалась на страницах «ЭКО» [3, 4]. Как писал Томас Пикетти [5], уже сейчас скорость накопления финансового капитала значительно выше, чем скорость экономического роста, что разрушает экономическое развитие, научно-технический прогресс и социальное равновесие. К сожалению, сегодня выгоднее быть рантье - успешным банкиром, чем производственником, рискующим с инновациями. А. А. Балабин [4] на основе обзора программ

стимулирования экономического развития с помощью выкупа финансовых активов (программы «количественного смягчения») делает вывод о господстве фиктивного капитала, не обеспеченного реальными активами, и раздувании государственных долгов.

Казалось бы, эти проблемы не имеют отношения к обсуждаемой «Стратегии научно-технологического развития» в России. Но ведь ключевой вопрос для реализации «Стратегии» - необходимый объем инвестиций. Академик А. Г. Аганбегян напоминает, что в 2011 г. было поручено разработать «Стратегию социально-экономического развития страны до 2020 г.» [6]. Важнейшее положение этой стратегии - повышение доли инноваций в ВВП до 25% к 2015 г. - было внесено лично Президентом РФ В. В. Путиным (указ от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной экономической политике»), однако этот президентский указ так и не был выполнен Правительством [7. С. 7]. А.Л. Кудрин в выступлении на Совете подчеркнул, что наукоемкий бизнес в России невыгоден, «потому что риски в этом секторе намного выше, а затраты для осуществления этих задач тоже выше. Это приводит к тому, что производительность нашего капитала в целом в экономике снижается год за годом».

Что будет со «Стратегией научно-технологического развития в Российской Федерации» при отсутствии необходимого объема инвестиций? Ответ, как мне кажется, очевиден.

Литература

1. Указ Президента РФ «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации». - М., Кремль, 1 декабря 2016 г. № 642.

2. Протокол заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию от 22 ноября 2016 г.

3. Добрецов Н. Л. Финансовые дисбалансы и кризисы в мире и в России // ЭКО. - 2016. - № 6. - С. 68-74.

4. Балабин А. А. Плоды количественного смягчения // ЭКО. - 2016. -№ 6. - С. 50-67.

5. Пикетти Т. Капитал в ХХ1 веке. - М.: Ад. Маргинем. Пресс, 2015. -592 с.

6. Аганбегян А. Г. Как преодолеть стагнацию и восстановить экономическое развитие // ЭКО. - 2016. - № 2. - С. 5-15.

7. Гринберг Р. И. Рубль, выйди в коридор //РГ. - 2016. - № 64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.