Научная статья на тему 'Достоевский и Лев Толстой: сопоставления мировоззрения и творчества писателей в русской религиозно-философской критике конца XIX начала XX вв'

Достоевский и Лев Толстой: сопоставления мировоззрения и творчества писателей в русской религиозно-философской критике конца XIX начала XX вв Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5219
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф.М ДОСТОЕВСКИЙ / Л.Н. ТОЛСТОЙ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОПОСТАВЛЕНИЕ / ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ / АНАЛИЗ / FYODOR DOSTOYEVSKY / LEO TOLSTOY / OUTLOOK / COMPARISON / CONTRAST / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шаваринская Светлана Руфимовна

Статья посвящена истории сопоставительного анализа творчества Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fyodor Dostoyevsky and Leo Tolstoy: comparing attitudes and creative work of writers in Russian religious and philosophical criticism in the late 19th early 20th century

The article is devoted to the comparative analysis of the history of creative work of Fyodor Dostoyevsky and Leo Tolstoy.

Текст научной работы на тему «Достоевский и Лев Толстой: сопоставления мировоззрения и творчества писателей в русской религиозно-философской критике конца XIX начала XX вв»

Достоевский и Лев Толстой: сопоставления мировоззрения и творчества писателей...

УДК 821.161.1.09

Шаваринская Светлана Руфимовна

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

institute.k @yandex.ru

ДОСТОЕВСКИЙ И ЛЕВ ТОЛСТОЙ: СОПОСТАВЛЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЕЙ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ КРИТИКЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

Статья посвящена истории сопоставительного анализа творчества Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Ключевые слова: Ф.М Достоевский, Л.Н. Толстой, мировоззрение, сопоставление, противопоставление, анализ.

В истории русской литературной критики о Ф.М. Достоевском и Л.Н. Толстом имеется огромное количество публикаций, в которых творчество писателей чаще рассматриваются изолированно, реже во взаимосвязи, причем противопоставление преобладает над сопоставлением. Интересен и тот факт, что в поле пристального внимания критики оказываются не только и не столько художники слова, сколько мыслители, масштаб личностей которых не позволяет оставаться равнодушными к их идеям, творчеству не только коллег по цеху, но и философов, государственных деятелей, читателей в самых отдаленных уголках планеты. Сегодня важно по-новому осмыслить историю развития критической мысли в области сопоставления творчества писателей как на мировоззренческом, так и на собственно художественном, эстетическом уровнях.

Среди небольшого количества дореволюционных публикаций, где размышления о творчестве, жизни Достоевского и Толстого представлены вместе, наиболее известны труды русских критиков, в которых сравниваются религиозные взгляды писателей (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, В.В. Розанов, С.Н. Булгаков и др.). Уже современники, рассматривая проблему «Достоевский и Толстой», резко противопоставляли религиозные, мировоззренческие начала и художественные принципы писателей. Позднее Д.С. Мережковский утверждал, что если бы «в литературе всех веков и народов пожелали мы найти художника наиболее противоположного Л. Толстому, то нам пришлось бы указать на Достоевского» [4, с. 230].

Вл. Соловьев в работе «Три речи в память Достоевского» определил ведущую тенденцию противопоставления творчества Толстого и Достоевского как статику и динамик . Подчеркивая в художественном мире Толстого неподвижность, ясность и определенность, указывая на мастерство Толстого «в детальной живописи» и «тончайшем воспроизведении механизма душевных явлений», философ заявлял: «В этом неподвижном мире все ясно и определенно, все установилось; если есть желание чего-то другого, стремление выйти из этих рамок, то это стремление обращено не вперед, а назад, к еще более простой и неизменной жизни, - к жизни природы ("Казаки", "Три смерти")» [5, с. 36]. Художественный мир Досто-

евского, по Соловьёву, «противоположен»: «Здесь все в брожении, ничто не установилось, все еще только становится. Предмет романа здесь не быт общества, а общественное движение. Изо всех наших замечательных романистов один Достоевский взял общественное движение за главный предмет своего творчества» [5, с. 36].

В статье «Толстой и Достоевский» А.Л. Волынский, идеолог журнала «Северный вестник», резко противопоставляя Достоевскому творчество Толстого, развивал мысль Вл. Соловьева далее: «Именно Достоевский, а не Толстой, призван довершить ту ломку старых основ и устоев, при которой открываются для жизни и искусства новые пути» [2, с. 493]. По мнению критика, Толстой есть «изобразитель существующего мира в его неизменных, можно сказать, ветхозаветных основах», который «чертит схемы новой жизни, выводя их рассудком...» [2, с. 494]. В отличие от рационалиста Толстого, Достоевский есть «великий безумец». «Он умел видеть все в живой борьбе безличных и личных начал, в Боге и безбожии, так что каждое его произведение, залитое высшим экстазом, является истинной трагедией.» [2, с. 496]. Сопоставляя духовные основы творчества писателей, Волынский упрекает Толстого в том, что тот «и к новому завету подошел по-ветхозаветному», взяв «из вдохновенной легенды Христа трезвую программу доброй нравственной жизни» [2, с. 495]. У Достоевского же, напротив, имя Христа является «символом вечного горения души, символом духовных страстей, идущих через распятие к высшим озарениям» [2, с. 495]. Титанический талант Толстого подобен могучему дубу, возросшему «на плодородной, сочной почве, в свежей благодатной тени богатой русской усадьбы» [2, с. 494], а творчество Достоевского бросает читателя в «хаотические глубины» [2, с. 494] человеческой души, т.к. его произведения подобны собраниям таинственных миров и неожиданных новых правд. «Эти правды и делают Достоевского, в отличие от Толстого, особенною живою силою в эпоху духовных брожений и новых исканий» [2, с. 494-495] (Курсив мой - С.Ш.). Обращаясь к поэтике писателей, критик указывает на могучую, неутомимую, выстраданную, «с глубоким дыханием» логику произведений Достоевского, порожденную «пронизывающим самоощущением» [2, с. 496], благодаря которому «художник

© Шаваринская С.Р., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2014

153

видит основные силы жизни, ея метафизические начала, чувства и предчувствия, абсолютную правду, Бога» [2, с. 496]. Психология его героев доведена до безумной остроты, тогда как Толстой даже «при анализе своей души не достигает глубины и «метафизической основы» [2, с. 495]. Волынский пишет: «В огромном стихийном таланте Достоевского ярко выступают две стороны: огненное самоощущение и необычайная сила мысли. Если продолжить параллель с Толстым, то... во всех отношениях Достоевский и глубже, и выше, и в идейном смысле слова новее Толстого. У Толстого широкая творческая работа сопровождается работою отчетливого самосознания. Это сознание его, ясное и гуманное, обращено к внешнему миру <.> Если бы не было таких великих безумцев как Достоевский, человек не знал бы своей истинной глубины и, может быть, не ощущал бы с такой ясностью своей принадлежности к иным высшим мирам, <...> стремления души к бесконечному» [2, с. 495-496] (Курсив мой - С.Ш.).

Сопоставительный анализ мировоззрения и творчества Толстого и Достоевского проводит в своих работах К.Н. Леонтьев. Считая Достоевского писателем, благотворно влияющим на «молодых русских читателей», Леонтьев именует его скорее моралистом, чем публицистом, который даже в «Дневнике писателя» «занят гораздо более психическим строем лиц, чем строем социальным» [3, с. 20-21]. В работе «Наши новые христиане.» философ отмечает отступление Достоевского и Толстого от истинного учения Церкви, не обещающего «повсеместного торжества любви и всеобщей правды на земле». При всей разнице таланта и выбора «предметов для творчества» Толстой и Достоевский «за последнее время стали проповедниками того одностороннего христианства, которое можно позволить себе назвать христианством "сентиментальным" или "розовым" <.> Об одном умалчивать; другое игнорировать; третье отвергать совершенно; иного стыдиться, и признавать святым и божественным только то, что наиболее приближается к чуждым православию понятиям европейского утилитарного прогресса вот черты того христианства, которому служат теперь многие русские люди и которого, к сожалению, провозвестниками явились на склоне лет своих наши литературные авторитеты [3, с. 56]. Упрекая Достоевского в «космополитической» любви, ссылаясь на личный опыт военного врача, автор указывает, что такая «любовь» принимает перед европейцами подобострастный и жалкий вид, а космополитизм православия уже воплощен в «живой личности распятого Иисуса» [3, с. 14]. Хотя Леонтьев признает Достоевского за одного из немногих мыслителей, не утративших веру в человека, однако подчеркивает, что люди, в силу ограниченности их природы, не в состоянии осознать последствий

своих «гуманных» деяний. «Горе, страдание, разорение, обиду христианство зовет даже иногда посещением Божиим» [3, с. 35]. Земные испытания лечат искалеченную грехом душу человека. Начало премудрости (религиозной и житейской) есть страх Божий. Об этом-то как раз и умалчивает Достоевский. «Горести, обиды, буря страстей, преступления, ревность, зависть, угнетения, ошибки с одной стороны, а с другой - неожиданные утешения, доброта, прощение, отдых сердца, порывы и подвиги самоотвержения, простота и веселость сердца! Вот жизнь, вот единственно возможная на этой земле и под этим небом гармония. Гармонический закон вознаграждения - и больше ничего. Поэтическое, живое согласование светлых цветов с темными - и больше ничего» [3, с. 28]. Будущий монах Климент, Леонтьев сомневается в необходимости для России «неопределенно-евангельского» христианства Достоевского: ведь было «нашей нации поручено одно великое сокровище - строгое и неуклонное церковное православие» [3, с. 31]. Он укоряет Достоевского в европеизме мысли (на пушкинском празднике) и в утопичном стремлении ко всеобщей мировой гармонии, усматривая сбивчивое и отчасти ложное начало в словах «смирение перед народом». Леонтьев призывает русскую интеллигенцию научиться любить сначала свое, а не чужое, Церковь, а не самовлюбленную Европу, ценить народное мировоззрение, а не личные, в широком смысле слова, качества простолюдина. Писатель-философ согласен смиряться лишь перед Истиной, хранимой Церковью.

Относясь к творчеству Достоевского рассудочно, порой отождествляя писателя с его художественными образами, Леонтьев совсем по-иному воспринимает Л. Толстого. В статье «Страх Божий и любовь к человечеству по поводу рассказа Л.Н. Толстого "Чем люди живы?"» К. Леонтьев указывает, что в повести Толстого отразился взгляд автора на христианскую мораль. Леонтьев утверждает, что при отсутствии твердого христианского духа и страха Божьего «рассказ этот мил и трогателен, но не свят. Он прекрасен, но высшей гениальности в нем вовсе нет» [3, с. 49]. Литератор упрекает «гениального повествователя» в наивной сентиментальности, именует его весьма несовершенным христианским мыслителем, новатором христианства с нежно-розовым оттенком. Он считает Толстого «рабом общеевропейского сантиментального лжехристианства», а не «смиренным сыном истинной Церкви» [3, с. 63]. Удивляясь излишней простоте Толстого при выборе эпиграфов о любви из одного евангелия, мыслитель заключает: «Любовь к человечеству самовольная, чисто утилитарная, ничем не сдержанная и не направленная есть односторонность и ложь» [3, с. 53]. Разбирая рассказ Толстого с «особой строгостью», К. Леонтьев подчеркивает, что люди, «поставленные осо-

Достоевский и Лев Толстой: сопоставления мировоззрения и творчества писателей..

бым Божьим даром на ту степень славы, на которой стоит творец Войны и мира, должны помнить, что всякая книга, изданная ими, всякая статья, ими подписанная, может судиться не только как произведение мысли и поэзии, но и как нравственно-гражданский поступок» [3, с. 55]. Приводя пример любви к Церкви Христовой снизу, философ замечает, что христианство не нуждается в опрощении, а самого носителя веры поднимает на недосягаемую высоту.

А. Белый, пытаясь сблизить Гоголя, Достоевского и Толстого путем осмысления трагического воздействия творчества на их жизнь и судьбу, где национальное и религиозное слились воедино, пишет: «.. .Все трое связали новое человечество с новой, им приснившейся Россией, все трое религиозно осознали свое отношение к родине» [1, с. 9-10]. Поэт считает, что великое творчество разрушает своего создателя, а читатели, принимая гениальное произведение, пугаются гения-человека. Личностное (мировоззренческое) начало, подчеркивает автор, всегда первично в искусстве, так как «гений есть человек в художнике, а не художник в человеке» [1, с. 15]. Искусство, по мнению поэта, живет отдельной от творца жизнью, а высокое художественное творчество борется даже с самой жизнью; оно «уже не есть ни классицизм, ни романтизм», творчество вступает в борьбу «с классически спокойным, уравновешенным искусством», с самим собой, «отрицая себя как деятельность, направленную к созданию прекрасных форм», которые уподобляются бездушному идолу. Белый убежден, что «в этой борьбе художник или разрушается как художник (Толстой), или он разрушается как человек (Достоевский), или он гибнет и как художник, и как человек (Гоголь)» [1, с. 17]. Художественный гений есть гений не только художественный. «Эта не только художественность чрезвычайно подчеркнута у Толстого, Гоголя, Достоевского. Всем трем она помешала создать образы столь законченного художества» [1, с. 32]. А. Белый утверждает, что художник и в себе и других видит прообраз иной действительности, и творца подстерегает двойная опасность смешение иллюзорного будущего с настоящим и разложение реальной жизни художника прошлым. Художник, в конце концов, «путает как провидец» и «чахнет как мастер формы»; «проповедь вырождается в публицистику (Гоголь, Толстой, Достоевский); а художественная форма в риторику (Гоголь)» [1, с. 18-19]. Символист, опираясь на мнение Н.Н. Страхова и поэта К.К. Случевско-го, отмечает героический пафос деятельности Толстого и Достоевского: «.Оба богатыри не в фигуральном, а в реальном смысле этого слова» [1, с. 9], однако, осмысливая «невероятную» деятельность Гоголя, Достоевского и Толстого, Белый замечает: «Три величайших русских писателя: один маниак, другой эпилептик, третий либо святой, либо су-

масшедший» [1, с. 13]. Бездна, дно и глубина объединяют, по его мнению, Достоевского и Толстого. Первый не просто «заглянул в бездну», но и бросился в нее «вверх пятами» как и вся Россия, этой бездной поэт считает самого Достоевского. У Толстого же.: «чем проще, тем бездоннее; ясно, а дна нет: только ясность глубины» [1, с. 44].

Анализируя поэтику Достоевского, Белый указывает на то, что в произведениях писателя романтический, классический и религиозный моменты «странно перепутаны» [1, с. 20]. Сам Достоевский «и отчетлив и неотчетлив», в творчестве, его образы не успокаивают, а пугают. Сила Достоевского заключается в единстве формы и содержания: «Одно живое, как пламень сожигающее в нем нас видение и мучит, и давит, и зовет» [1, с. 21]. Главное в них - отчетливая мысль. Неряшливость слога писателя оправдывается раздвоенностью его героев. Форма как необходимая часть искусства «вовсе выпадает, вываливается у Достоевского. В этом смысле Достоевский ужасен; если сравнить его с Шекспиром, Гете, Данте, Эсхилом, то может показаться, что Достоевский никогда не был художником» [1, с. 32]. В психологии Достоевского нет дна, т.к. «психология его не основа, а покров, не цель, а средство» [1, с. 22]. Она, психология, вращается у Достоевского на «маниакальной» центральной оси, вокруг которой строится реальность, в которую писатель заставляет с содроганием верить читателей. Его герои - люди, «у которых та или иная глубоко верная черта доведена до предела» [1, с. 22]. Обычные формы душевных проявлений (любовь, ненависть, страсть, сострадание), их «размер» до неузнаваемости преувеличены, «точно перед нами души нам неведомых титанов, воплотившихся в тела больных, слабых, нервно-усталых людей, проживающих в обыденности» [1, с. 31]. Переживания любви, стремления к счастью и красоте объясняются реальной (не фигуральной) ареной борьбы Бога с реальным чертом. Для Белого образ самого Достоевского двойственен, он «созерцает солнце» и «видит огромные тени» [1, с. 30].

Поэт убежден, что Толстой, самое выдающиеся явление русской жизни XIX столетия, поднявшись на высшую «темную» точку своей гениальности, не находит обычных слов в жажде «сочетать слово о жизни с жизнью». Начинает «говорить немота». На пике своего развития гений оказывается абсолютно непонятен окружающим. Толстой желал победы и просветления, но говоря «о свете, сам еще не был в свете. Глухая земная тяжесть еще пребывала в нем» [1, с. 43]. Образ Толстого-художника и мыслителя у Белого монументален: «Как неподвижная глыба многие годы над Европой занесенный Толстой каменел вопросом <...> И вот каменная глыба тронулась, покатилась» [1, с. 7]. «Толстой сидел тридцать лет в тупике: ни взад, ни вперед. Тридцать лет переживал он трагедию творчества. И вот

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2014

155

Толстой встал и пошел, тронулся» [1, с. 78]. Белый сравнивает Толстого с некрасовским Власом, однако используемая аллюзия вызывает у читателей различные ассоциации с былинными богатырями: с Ильей Муромцем, жаждущим тридцать лет исцеления, чтобы защищать землю-матушку «не для золота или корысти», но и со Святогором-богаты-рём, копящем силушку, чтобы с землей-матушкой потягаться. Для какого же делания копил силы «краса русской жизни» Лев Толстой? По мнению поэта, «с ним русская литература пошла в далекое странствие, к Новому граду, ей увиденному» [1, с. 8-9]. Белый уверен, что многие гении, поднимаясь к вершине гениальности, гибнут недалеко от неё: «Здесь погиб Ницше, мучился Гоголь, изнемогал в эпилепсии Достоевский. На этой вершине недавно стоял перед лицом вселенной Лев Толстой <.> мудрость его жизни погасила в нем прежний художественный гений; и вторую половину жизни он уже не говорил о том, о чем сказал нам "Войной и миром" и "Анной Карениной"; никогда уже более он так не говорил: он молчал» [1, с. 41]. Немотой «титанической силы» считает поэт и то, что Толстой третьим своим гениальным произведением считал «Круг чтения», выборки из мудрецов всего мира. Попутно, указывая на «выпуклость фразы у Льва Толстого» [1, с. 10], его художественные образы поэт сравнивает с грузными «рубенсовскими телами» [1, с. 33]. Он подчеркивает стремление писателя к простоте и ясности; но «эта ясная простота и намеренное непонимание всего утонченного в утонченнейшем человеке своего времени есть самая большая непростота опростившегося Толстого, самая отчаянная неясность детски ясных его слов» [1, с. 41-42]. Толстой стал «живой загадкой человеческого творчества; с ним спорят все, опровергают толстовство, эту бледную тень живого Толстого» [1, с. 42]. Последним актом трагедии творчества Толстого является его бегство из Ясной Поляны: «И вдруг это молчание разорвалось; разорвался покров толстовства: гениальный художник слова оказался гениальным творцом собственной жизни в эту длительную эпоху молчания. Слово стало плотью: гений в жизни и гений слова соединились в высшем единстве; две сферы творчества соприкоснулись. <...> Толстой встал, пошел в мир и умер. Своим уходом и смертью где-то в русских полях он осветил светом скудные поля русские» [1, с. 45]. Движение гения возвеличиваются до святости: «И последний творческий жест Толстого есть первое его религиозное действие, первый луч восходящего над русской землей солнца жизни» [1, с. 46].

Творчество великих русских писателей обращено в будущее: «Все трое увидели севшее на русскую землю вечернее солнце» [1, с. 33]. «Отрицая сокровенное чаяние Гоголя, Толстого и Достоевского, должны бы мы отрицать и Россию. Ведь в выводах своих о России они сошлись тем, что в русском мужике увидел Толстой основу будущего развития человечества; и его развил Достоевский утверждением: "Да, мы веруем, что русская нация необыкновенное явление в истории всего человечества"» [1, с. 34]. Писатель называл русский народ «богоносцем», т. е. вынашивающим Бога. Поэтому у последней черты встанет над бездной «образ Того, кто ходил по водам, руку протянет и мы, если не усум-нимся, и мы вместе с Ним пойдем по водам бездны» [1, с. 24]. Поэт утверждает, что раскрыть смыслы творчества и действия гениев бывает не под силу не только современникам, но и потомкам. Не мир, но меч принесли нам Гоголь, Толстой, Достоевский, не мир, но меч приносит нам гений вообще... Сравнение и сопоставление гениев Толстого и Достоевского сошлось у А. Белого в точке высокой трагедии, на пике самопожертвования ради Истины, стоящей выше творчества, да и самой жизни.

Аналитическая мысль выдающихся современников великих писателей не была лишена тенденциозности, сказались не только личностные художественные предпочтения, но и мировоззренческий водораздел. Антиномизм, свойственный религиозно-философской критике в отношении Достоевского и Л. Толстого, есть следствие анти-номизма русской культуры и русского человека, корнями вросших в православную почву, где категории самоценности и неслиянности сходятся в точке единства противоположных начал.

Библиографический список

1. Белый А. Трагедия творчества: Достоевский и Толстой. - М.: Мусагет, 1911. - 46 с.

2. Волынский А.Л. Толстой и Достоевский // Волынский А.Л. Борьба за идеализм: Критич. статьи. -СПб.: Типография М. Меркушева, 1900. - 546 с.

3. Леонтьев К. Наши новые христиане. Ф.М. Достоевский и Лев Толстой (по поводу речи Достоевского на празднике Пушкина и повести гр. Толстого «Чем люди живы?»). - М.: Типография Е.И. Погодиной, 1882. - 68 с.

4. Мережковский Д.С. Полн. собр. соч., т. VII. -СПб., 1912. - 230 с.

5. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли / сост. В.М. Борисов, А.Б. Рогин-ский. - М.: Книга, 1990. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.