Научная статья на тему 'ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ'

ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ / ТЭК / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / ПРОГНОЗЫ / RUSSIAN ENERGY INDUSTRY / FUEL AND ENERGY COMPLEX / STRATEGIC PLANNING / ENERGY STRATEGIES / FORECASTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Алексей Александрович

В статье представлена ретроспектива развития стратегического планирования и прогнозирования развития отечественной энергетики, начиная с начала 1960-х годов до настоящего времени. Рассмотрены методические основы системных исследований в энергетике, разработанные отраслевые программы и планы, энергетические стратегии России различных периодов. Проанализированы и отмечены достигнутые результаты, проблемы и недостатки стратегического планирования развития российского энергетического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макаров Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCEMENTS AND CHALLENGES IN STRATEGIC PLANNING OF RUSSIAN ENERGY DEVELOPMENT

The article presents the retrospective view on the development of strategic planning and forecasting for domestic energy growth starting from the early 1960-s until now. System researches methodologies in the energy industry, programs and plans developed for the industry, and Russian energy strategies for different periods are reviewed. The paper analyzes and highlights results achieved as well as challenges and drawbacks as regards the strategic planning of Russian energy complex development.

Текст научной работы на тему «ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ»

УДК 620.9 (470+571) А.А. Макаров1

ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ

Аннотация. В статье представлена ретроспектива развития стратегического планирования и прогнозирования развития отечественной энергетики, начиная с начала 1960-х годов до настоящего времени. Рассмотрены методические основы системных исследований в энергетике, разработанные отраслевые программы и планы, энергетические стратегии России различных периодов. Проанализированы и отмечены достигнутые результаты, проблемы и недостатки стратегического планирования развития российского энергетического комплекса.

Ключевые слова: энергетика России, ТЭК, стратегическое планирование, энергетические стратегии, прогнозы.

Полвека назад школой академика Л.А. Ме-лентьева было сформировано научное направление системных исследований энергетики, получившее широкое развитие в мире и России [1]. Его методология рассматривает энергетику как совокупность систем, которые имеют сложные внутренние и внешние связи и синергические эффекты взаимодействия элементов, включают объект и органы управления для оптимизации своей деятельности при плохо предсказуемом будущем [2]. Инструментарием системных исследований служит математическое описание и компьютерная имитация эволюции природных, производственных и социально-экономических характеристик системы, размещения и связей ее элементов во взаимодействии с другими системами, условий и механизмов управления и критериев эффективности принятия решений.

Математическое моделирование и оптимизация процессов развития энергетики стартовали в мировой практике разработкой в 1962 г. так называемой распределительной модели оптимизации энергетического баланса [3]. В 1964 г. были предложены модели развития топливно-энергетического хозяйства страны и регионов [4], а в 1973 г. - система математических моделей развития энергетического хозяйства СССР [5], оснащенная методами согласований решений в иерархии систем энергетики и принятия решений в условиях неопределенности.

Для применения этих инструментов в практике перспективного планирования Госплан СССР в 1975 г. утвердил разработанные Академией наук2 Методические положения оптимизации развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) [6]. Параллельно были одобрены Руководящие указания к использованию замыкающих затрат на топливо и электрическую энергию [7], которые регламентировали применение ценовых индикаторов, получаемых при оптимизации планов развития ТЭК, для технико-экономических обоснований децентрализованных проектных решений. Позднее АН СССР выпустила Методические рекомендации по технико-экономическому обоснованию проектных решений в энергетике при неоднозначности исходной информации [8].

Во второй половине 1970-х годов Сибирский энергетический институт и Главный вычислительный центр Госплана СССР развернули расчеты по оптимизации плановых годовых и затем пятилетних балансов топлива. Потом началось проектирование подсистемы «Топливно-энергетический комплекс» автоматизированной системы плановых расчетов Госплана СССР [9]. Ее первая очередь применялась для разработки материалов очередных пятилетних планов [10], а в 1979-1980 годах - для подготовки Энергетической программы СССР на длительную пер-спективу3, которая стала первым после принято-

1 Алексей Александрович Макаров - научный руководитель Института энергетических исследований РАН, академик РАН, д.э.н., e-mail: makarov_ire@zmail.ru.

2 Этот и другие названные здесь методические документы подготовлены Сибирским энергетическим институтом (СЭИ, позднее Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева - ИСЭМ) Сибирского отделения АН.

3 Документ не публиковался.

го в 1920 г. Плана ГОЭЛРО документом стратегического планирования развития энергетики страны.

Наряду с задачами планирования развития ТЭК оптимизационные расчеты обосновывали эффективные направления и масштабы его технологического обновления при разработке Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на период до 2010 года.2 Велись работы по оптимизации развития нефтяной и угольной промышленности, газоснабжающей и электроэнергетической систем страны и регионов - большинства союзных республик, крупных зон страны (Урал, Сибирь и Дальний Восток) и территориально-промышленных комплексов (Тюменского, Ангаро-Енисейского, Ленского), зоны Байкало-Амурской магистрали и др. Решались многообразные задачи оптимизации развития систем тепло-, газо- и электроснабжения городов и промышленных центров.

Постановки и методы решения задач оптимизации развития ТЭК СССР должны были следовать законам централизованного планирования, в частности обеспечивать общегосударственный интерес (отвечать единому критерию оптимальности решений) на всех уровнях действующей иерархии управления, не допускать искажений плановой информации и нарушений сроков разработки плановых документов. Многие тогда полагали, что тотальное использование ЭВМ с автоматизированными системами сбора информации, разработки и согласования оптимизированных плановых решений от предприятий до министерств и Госплана СССР решит проблему эффективного управления социалистической экономикой и планирования ее развития. Однако даже жесткая регламентация плановых процессов в СССР не обеспечила выполнение столь идеализированных условий хозяйствования. Из-за объективной неопределенности будущих условий и конфликтов интересов в большинстве хозяйственных трансакций проблема оптимального планирования экономики не поддавалась удовлетворительному решению.

Распад СССР, слом социально-экономической формации в России и последовавший глубокий экономический кризис в корне изменили условия и расширили требования к системным исследованиям развития энергетики. С разру-

шением системы централизованного планирования исчезли необходимые энергетикам источники информации о развитии экономики, а отсутствие в стране достаточной ретроспективы рыночного хозяйствования не позволяло применять для этого экстраполяционные модели. Поэтому для учета взаимосвязей ТЭК с другими отраслями потребовалось дополнить инструменты прогнозирования энергетики моделями развития экономики [11].

Новые экономические условия потребовали существенно обогатить методическую базу [12] и инструментарий системных исследований -модельно-информационный комплекс для разработки обоснований документов стратегического планирования развития ТЭК и входящих в него систем [13, 14]. Если прежде их задачей была оптимизация развития производственных мощностей и связей энергетики, то в рыночных условиях к этому добавилась необходимость оптимизировать финансовые потоки и организационные структуры топливно-энергетических отраслей и крупных компаний. Только такие инструменты позволили обосновывать формирование эффективных энергетических рынков и правильно оценивать варианты реформирования естественных монополий, прежде всего в электроэнергетике и газовой отрасли [15, 16].

Переход к рыночным отношениям повлиял на критерии оптимальности принимаемых решений. Используемый в СССР критерий экономической (народнохозяйственной) эффективности правомочен и в рыночных условиях для решения таких общенациональных задач, как разработка Энергетической стратегии России или генеральных схем развития топливно-энергетических отраслей. Подавляющее же большинство практических задач решаются по локальному критерию коммерческой эффективности. Необходимо так настраивать его параметры, чтобы частным компаниям оказывались выгодны решения, оптимальные по общенациональному критерию экономической эффективности. Для этого при разработке программных документов потребовалось определять такие нормы ценовой и налоговой политики в отраслях ТЭК, которые обеспечили бы максимальные темпы роста ВВП страны [17, 18].

Адаптация к рыночным условиям и качественное развитие методологии и средств системных исследований шли параллельно с организацией регулярного процесса стратегического планирования развития ТЭК России. Уже в начале 1992 г. президент только что созданной Российской академии наук обратился4 к Президенту РФ с предложением организации регулярных работ по нормативным прогнозам развития энергетики страны в рыночных условиях. Ответом стал контракт Минэнерго РФ с ИНЭИ РАН на разработку Концепции новой энергетической политики России [19]. По результатам ее рассмотрения Правительством РФ было принято решение о разработке и периодической корректировке Минэнерго РФ Энергетической стратегии России.

Ее первая версия [20] была разработана в 1993-1994 годах и охватывала период до 2010 г. (ЭС-10). ИНЭИ, как головной разработчик, задействовал доступные тогда инструменты системных исследований энергетики для разработки сценариев развития ТЭК России. Уже на первом этапе реализации ЭС-10 страна попала

в дефолт и экономический кризис, а на втором этапе переживала бурный экономический рост. Тем не менее регулярный мониторинг хода реализации прогнозов ЭС-10 по 11-ти ключевым параметрам развития ТЭК дал вполне приемлемые результаты - табл. 1. В целом за период прогнозы ключевых параметров развития ТЭК на 82% соответствовали или были лучше их фактических значений, причем предсказуемость повысилась с 64% в предкризисном 1997 г. до 92% в последующие периоды. Из 18% невыполненных прогнозных показателей 11% были обусловлены отставанием развития газовой отрасли от прогнозов ЭС-10, что потребовало разработки отдельной Стратегии развития газовой отрасли России [21].

Удачнее оказались прогнозы Энергетической стратегии России на период до 2020 года (ЭС-20) [22]. Подготовленные в 2000-2003 годах, они по 14-ти ключевым показателям развития ТЭК вплоть до 2010 г. (то есть дольше установленных сроков обновления этого документа) на 93% соответствовали действительности -табл. 2. Но последующее существенное отстава-

Таблица 1

Реализация Энергетической стратегии России на период до 2010 года (ЭС-10)

Показатели 1995 г. 1997 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.

ЭС-10 Факт ЭС-10 Факт ЭС-10 Факт ЭС-10 Факт

ВВП, в % к 1990 г. 62 57-60 63,8 65-83 71,9 87-105 96,8 100-122 115

Потребление:

- энергоресурсов, млн т у.т. 931 935-955 935-955 940-995 904 1010-1080 947 1060-1165 990

- электроэнергии, ТВт.ч 841 815-833 815-833 845-890 864 970-1025 941 1100-1210 1021

Экспорт, млн т у.т. 501 433-490 498 438-510 549 452-570 867 555-630 893

- нефть, нефтепродукты 245 187-204 247 163-209 297 163-215 509 158-223 386

- природный газ 227 227-261 228 254-273 223 267-324 293 271-366 223

Производство, млн т у.т. 1388 1370-1445 1362 1395-1505 1416 1470-1650 1733 1525-1795 1822

- нефть, млн т 307 275-292 306 260-305 324 260-320 470 260-350 505

- газ, млрд м3 596 630-655 571 670-690 584 728-785 641 765-850 649

- уголь, млн т 263 245-268 244 250-280 258 270-310 299 300-350 323

Производство электроэнергии, ТВт.ч 860 835-855 834 875-925 878 1000-1060 953 1120-1230 1038

Частота хороших прогнозов 7/11 9/11 9/11 9/11

Итог 82%

Примечания: 000 - ЭС-10, 000 - лучше ЭС-10; 000 - хуже ЭС-10.

Источник: Новая энергетическая политика России. М. 1995, рис. 1, табл. 5.10, 6.14, 7.11.

4 Письмо подготовлено Институтом энергетических исследований (ИНЭИ) РАН.

Таблица 2

Реализация Энергетической стратегии России на период до 2020 года (ЭС-20)

Показатели 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.

ЭС-20 Факт ЭС-20 Факт ЭС-20 Факт ЭС-20 Проект ЭС-35

ВВП, в % к 2000 г. 118-127 135 146-173 165 190-242 170 224-334 181-183

Потребление:

- энергоресурсы, млн т у.т. 931-976 943 972-1097 982 1020-1181 964 1060-1267 988-1002

- электроэнергия, ТВт.ч 912-915 941 995-1035 1021 1085-1155 1051 1185-1290 1096-1104

Экспорт, млн т у.т. 603-711 869 585-838 890 550-873 961 545-897 999-1065

- нефть, млн т 182-241 254 183-277 248 154-296 245 153-308 288-290

- природ. газ, млрд м3 188-197 254 206-265 223 219-277 200 221-281 228-252

Производство, млн т у.т. 1503-1656 1738 1457-1822 1822 1463-1928 1873 1486-2031 1959-2043

- нефть и конденсат, млн т 373-447 470 358-489 505 325-506 533 315-520 548-555

- природ. газ, млрд м3 588-615 641 558-665 651 587-705 633 610-730 670-702

- уголь, млн т 260-280 299 270-330 323 290-360 372 300-430 377-425

Производство электроэнергии, ТВт.ч 902-937 953 940-1070 1038 1000-1205 1064 1070-1365 1106-1116

- гидроэлектростанции 179-183 175 182-190 169 186-200 170 190-215 193-199

- атомные эл. станции 151-160 149 160-192 170 180-240 195 195-300 221

- тепловые эл. станции 572-594 629 598-688 699 634-765 689 685-850 687-690

Частота хороших прогнозов

12/14

13/14

9/14

11/14 Итог 80%

Примечания: 000 - ЭС-20, 000 - лучше ЭС-20, 000 - хуже ЭС-20.

Источник: Энергетика России. Стратегия развития 2000-2020 / Минэнерго России, М. 2003. 800 с.

ние динамики ВВП страны от былых прогнозов Минэкономразвития (МЭР) РФ и связанное с этим замедление роста внутреннего потребления первичной энергии и электроэнергии ухудшили подтверждаемость прогнозов этих показателей до 64% в 2015 г. с ожидаемым ныне ростом до 80% в 2020 году.

Чрезмерный оптимизм в отношении развития экономики стал причиной быстрой потери актуальности прогнозов не только роста ВВП, но и размеров внутреннего энерго- и электропотребления, принятых в поспешно принятой в 2009 г. Энергетической стратегии до 2030 года (ЭС-30) [23]. Как показано на рис. 1, принятые в ней прогнозы роста ВВП оторвались от реальности уже в 2013-2014 годах, сделав неактуальными и прогнозы внутреннего потребления первичной энергии. Тем не менее оценки ЭС-30 по размерам производства основных видов топлива подтверждены в благоприятном сцена-

рии проекта Энергетической стратегии России на период до 2035 года (ЭС-35) [24], но за счет чрезмерных, по нашему мнению, амбиций в отношении роста экспорта топлива, особенно угля (рис. 2).

Разработка проекта ЭС-35 началась в 2013 г. по инициативе Минэнерго РФ. Новая версия должна была, во-первых, соответствовать существенно изменившимся внутренним и внешним условиям развития ТЭК России и, во-вторых, следовать духу и букве долго готовившегося Федерального закона о стратегическом плани-ровании5. Но антироссийские санкции и последующий экономический кризис 2015-16 годов заблокировал полноценную работу по долгосрочным прогнозам социально-экономического развития России. Эпизодические же расчеты МЭР давали на период до 2035 г. настолько скромные темпы роста экономики страны (см. рис. 1), что проект ЭС-35 стал наименее амбици-

5 Федеральный закон № 172-ФЗ «О государственном стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета от 28.06.2014.

ДЩДДД эс-20 I I эс-зо I I СК'-^

2005

2010

2" 15

^020

2030

203?

Рис. 1. Прогнозы МЭР и реализация динамики ВВП страны в версиях Энергетической стратегии России на периоды до 2020 (ЭС-20), 2030 (ЭС-30)

и 2035 (ЭС-35) годов

млн т у.т.

900

Потребление ПЭР

2005

2010

2015

2020

2025

2030

2035

Рис. 2. Прогнозы и реализация динамики производства, потребления и экспорта (разность) первичной энергии (ПЭР) в версиях Энергетической стратегии России на периоды до 2020 (ЭС-20),

2030 (ЭС-30) и 2035 (проект ЭС-35) годов

озным из всех прогнозов развития российского внутреннего энергетического рынка.

После трансформаций начала 1990-х годов ТЭК России развивался преимущественно за счет роста экспорт топлива. К настоящему времени его размеры удвоились и страна удерживает мировое первенство, продавая почти столько же топлива, сколько расходует на внутренние нужды. В этой ситуации странно выглядело отсутствие в России регулярных работ по прогнозированию развития мировых энергетических рынков. Создание соответствующей методологии, информационной базы и модельного инструментария [25] позволило организовать регулярную подготовку собственных мировых энергетических прогнозов [25, 26], что в принципе позволяет снижать внешние риски развития энергетики и экономики страны.

Переход России к рыночной экономике существенно трансформировал силу действия основных факторов роста эффективности в энергетике (подробнее см. [1]). Для плановой экономики характерно сильное влияние факторов концентрации производства и централизации энергоснабжения. Это и было главной предпосылкой формирования в СССР больших систем энергетики.

С переходом к рыночной экономике роль названных факторов роста эффективности существенно ослабла, прежде всего из-за фрагментации управления в результате приватизации государственной собственности. В средствах производства интенсивность факторов концентрации производства энергии и централизации энергоснабжения снизилась в России от сильной до умеренной. Характерная для СССР сильная концентрация финансов сменилась умеренной, а сильная их централизация - слабой. В системах управления интенсивность всех факторов роста эффективности опустилась с умеренной до слабой. Все это существенно ослабило целостность больших систем энергетики, во многом выхолостив категорию единых систем страны и дробя центры управления системами энергетики.

В том же направлении действуют технологический прогресс в области производства энергии и интеллектуализация управления энергетическими объектами и системами. В целом они ведут к ослаблению роли прежних факторов ро-

ста эффективности. Дело в том, что современные технологии производства многих средств преобразования энергии и переработки топлива в наиболее массовых энергетических процессах кратно сократили различия стоимости единицы мощности между крупными и малыми однотипными установками без заметного уменьшения их энергетической и экономической эффективности. С учетом сокращения затрат на транспортировку энергии и на авансирование капитала в период строительства это дает преимущества оборудованию средней и малой мощности у потребителей (или поблизости), уменьшая стоимость производства и особенно распределения энергии при росте надежности энергоснабжения. В пользу формирования так называемой распределенной энергетики действует и резко усилившаяся интеллектуализация всех составляющих хозяйственной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учетом сказанного стратегическое планирование развития энергетики в рамках оптимизации жесткой иерархии БСЭ становится все менее адекватным реальным условиям хозяйствования. Назревает необходимость организации этого процесса как поиска разумных компромиссов между далеко неравноправными участниками энергетических рынков, более крупные из которых к тому же пользуются административным ресурсом и/или аффилированы со смежными, не только энергетическими системами (поставщиками топлива и оборудования или потребителями энергии). Дополнительную проблему в рыночных условиях создает жесткая конкуренция всех участников с сознательным искажением информации о своих намерениях и условиях хозяйствования.

Надежды на создание адекватных изменившейся ситуации инструментов стратегического планирования развития ТЭК мы связываем с созданием так называемых мультиагентских моделей субъектов энергетики и алгоритмов их взаимодействия в соответствии с законодательством и регуляторными правилами страны. Такие модели уже находят применение в задачах оптимизации функционирования систем, например, для прогнозирования валютного курса в России в зависимости от цен экспорта нефти с оценкой его влияния на конкурентоспособность отечественных производителей и потенциал

импортозамещения на внутренних рынках [27]. Но их использование для планирования развития систем увеличивает размерность общей задачи оптимизации в степенной зависимости от продолжительности планового периода и во

столько же раз усложняет процесс согласования решений. Работы в этом направлении уже ведутся [28], но еще не подняли системные исследования развития энергетики на качественно новый уровень.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макаров А.А. Достижения и проблемы системных исследований развития энергетики // 8-е Мелентьевские чтения. М.: МЭИ, 2018, с. 11-23.

2. Мелентьев Л.А. Оптимизация развития и управления больших систем энергетики. М.: Высшая школа, 1976, 336 с.; 1982, 319 с.

3. Кузнецов Ю.А., Мелентьев Л.А., Меренков А., Некрасов А.С. Определение оптимальной структуры энергетического баланса с использованием вычислительных машин // Теплоэнергетика, 1962. № 5.

4. Макаров А.А. Математическая модель для планирования развития топливно-энергетического хозяйства СССР // Известия АН СССР. Энергетика и транспорт. 1964, № 3. 20 с.

5. Макаров А.А., Мелентьев Л.А. Методы исследования и оптимизации энергетического хозяйства. Новосибирск: Наука, 1973. 274 с.

6. Методические положения оптимизации развития топливно-энергетического комплекса. Утв. Госпланом СССР. М.: Наука, 1975, 88 с.

7. Руководящие указания к использованию замыкающих затрат на топливо и электрическую энергию. Утв. Госпланом СССР. М.: Наука, 1974, 54 с.

8. Методические рекомендации по технико-экономическому обоснованию проектных решений в энергетике при неоднозначности исходной информации. АН СССР. М.: 1987, 74 с.

9. Макаров А.А., Белостоцкий А.М., Хазанов М.П. Принципы функционирования подсистемы Топливно-энергетический комплекс // Вопросы создания АСПР Госплана СССР. М. 1976, № 1, 36 с.

10. Вопросы прогнозирования развития топливно-энергетического комплекса / Под ред. Макарова А.А. СЭИ, 1976. 216 с.

11. Макаров А.А., Шапот Д.В., Лукацкий А.М., Малахов В.А. Инструментальные средства для количественного исследования взаимосвязей энергетики и экономики // Экономика и математические методы. 2002. Т. 38. № 1, с. 45-56.

12. Макаров А.А. Методические рекомендации по разработке энергетической стратегии. Формирование Энергетической стратегии России. М.: Папирус ПРО, 2001, 25 с.

13. Модельно-компьютерный комплекс для разработки Энергетической стратегии и мониторинга хода ее реализации. Энергетика России. Стратегия развития. М.: Минэнерго РФ, 2003, с. 677-750.

14. Макаров А.А. Модельно-информационная система для исследования перспектив развития энергетики России (БСАИЕЯ). Управление развитием крупномасштабных систем. М.: Физ-матлит, 2012, с. 102-184.

15. Макаров А.А., Кутовой Г.П., Шамраев Н.Г. Создание благоприятной среды для развития российской энергетики на рыночной основе // Теплоэнергетика, 1997, № 11, с. 3-23.

16. Елисеева О.А., Макаров А.А. Реформирование рынка газа России. Перспективы энергетики. Т. 10, № 2, 2006, 22 с.

17. Макаров А.А., Малахов В.А., Шапот Д.В. Народнохозяйственные последствия роста цен энергоносителей // ТЭК, 2001, № 2.

18. Макаров А.А. Хозяйственные механизмы государственной энергетической политики / Энергетика России. Стратегия развития. Минэнерго РФ. М. 2003, с. 173-197.

19. Концепция новой энергетической политики России. Проблемы энергетики. М.: МТЭА, 1992, 23 с.

20. Новая энергетическая политика России. М.: Атомэнергоиздат, 1995, 511 с.

21. Стратегия развития газовой промышленности России. М.: Атомэнергоиздат, 1997, 693 с.

22. Энергетика России. Стратегия развития. М.: Минэнерго РФ, 2003, 800 с.

23. Энергетика России. Взгляд в будущее. М.: Энергия, 2010, 609 с.

24. Сценарии Энергетической стратегии на период до 2035 //Neftegaz.ru № 1, 2014, 18 с.

25. Эволюция мировых энергетических рынков и ее последствия для России. М.: ИНЭИ, 2015, 395 с.

26. Прогноз развития энергетики мира и России. 2016. М.: ИНЭИ - АЦ Правительства РФ, 2016. 199 с.

27. V. Malakhov, K. Nesytykh, T. Dubynina. A Multi-Agent Approach for the Intersectoral Modeling of the Russian Economy. Tenth International Conference Management of Large-Scale System Development (MLSD), IEEE Conference Publications, 2017.

28. Веселое Ф.В., Макаров А.А. Подходы к исследованию инвестиционного поведения субъектов электроэнергетического рынка на базе агентских моделей /В кн. Управление развитием крупномасштабных систем / Под ред. А.Д. Цвиркуна. М.: Изд-во физ.-мат. лит-ры, 2015.

REFERENCES

1. Makarov A.A. Dostizheniya i problemy sistemnyh issledovanij razvitiya ehnergetiki // 8-e Melent'evskie chteniya. M.: MEHI, 2018, s. 11-23.

2. Melent'ev L.A. Optimizaciya razvitiya i upravleniya bol'shih sistem energetiki. M.: Vysshaya shkola, 1976, 336 s.; 1982, 319 s.

3. Kuznecov Y.A., Melent'ev L.A., Merenkov A., Nekrasov A.S. Opredelenie optimal'noj struktury energeticheskogo balansa s ispol'zovaniem vychislitel'nyh mashin // Teploenergetika, 1962. № 5.

4. Makarov A.A. Matematicheskaya model' dlya planirovaniya razvitiya toplivno-energeticheskogo hozyajstva SSSR // Izvestiya AN SSSR. Energetika i transport. 1964, № 3. 20 s.

5. Makarov A.A., Melent'ev L.A. Metody issledovaniya i optimizacii energeticheskogo hozyajstva. Novosibirsk: Nauka, 1973. 274 s.

6. Metodicheskie polozheniya optimizacii razvitiya toplivno-energeticheskogo kompleksa. Utv. Gosplanom SSSR. M.: Nauka, 1975, 88 s.

7. Rukovodyashchie ukazaniya k ispol'zovaniyu zamykayushchih zatrat na toplivo i elektricheskuyu energiyu. Utv. Gosplanom SSSR. M.: Nauka, 1974, 54 s.

8. Metodicheskie rekomendacii po tekhniko-ekonomicheskomu obosnovaniyu proektnyh reshenij v energetike pri neodnoznachnosti iskhodnoj informacii. AN SSSR. M.: 1987, 74 s.

9. Makarov A.A., Belostockij A.M., Hazanov M.P. Principy funkcionirovaniya podsistemy Toplivno-

energeticheskij kompleks // Voprosy sozdaniya ASPR Gosplana SSSR. M. 1976, № 1, 36 s.

10. Voprosy prognozirovaniya razvitiya toplivno-energeticheskogo kompleksa / Pod red. Makarova A.A. SEI, 1976. 216 s.

11. Makarov A.A., Shapot D.V., LukackijA.M., Malahov V.A. Instrumental'nye sredstva dlya kolichestvennogo issledovaniya vzaimosvyazej energetiki i ekonomiki // Ekonomika i matematicheskie metody. 2002. T. 38. № 1, s. 45-56.

12. Makarov A.A. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke ehnergeticheskoj strategii. Formirovanie Energeticheskoj strategii Rossii. M.: Papir us PRO, 2001, 25 s.

13. Model'no-komp'yuternyj kompleks dlya razrabotki Energeticheskoj strategii i monitoringa hoda ee realizacii. Energetika Rossii. Strategiya razvitiya. M.: Minenergo RF, 2003, s. 677-750.

14. Makarov A.A. Model'no-informacionnaya sistema dlya issledovaniya perspektiv raz-vitiya energetiki Rossii (SCANER). Upravlenie razvitiem krupnomasshtabnyh sistem. M.: Fizmatlit, 2012, s. 102-184.

15. Makarov A.A., Kutovoj G.P., Shamraev N.G. Sozdanie blagopriyatnoj sredy dlya razvitiya rossijskoj energetiki na rynochnoj osnove // Teploenergetika, 1997, № 11, s. 3-23.

16. Eliseeva O.A., Makarov A.A. Reformirovanie rynka gaza Rossii. Perspektivy energetiki. T. 10, № 2, 2006, 22 s.

17. Makarov A.A., Malahov V.A., Shapot D.V. Narodnohozyajstvennye posledstviya rosta cen energonositelej // TEK, 2001, № 2.

18. Makarov A.A. Hozyajstvennye mekhanizmy gosudarstvennoj energeticheskoj politiki / Energetika Rossii. Strategiya razvitiya. Minenergo RF. M. 2003, s. 173-197.

19. Koncepciya novoj energeticheskoj politiki Rossii. Problemy energetiki. M.: MTEA, 1992, 23 s.

20. Novaya energeticheskaya politika Rossii. M.: Atomenergoizdat, 1995, 511 s.

21. Strategiya razvitiya gazovoj promyshlennosti Rossii. M.: Atomenergoizdat, 1997, 693 s.

22. Energetika Rossii. Strategiya razvitiya. M.: Minenergo RF, 2003, 800 s.

23. Energetika Rossii. Vzglyad v budushchee. M.: Energiya, 2010, 609 s.

24. Scenarii Energeticheskoj strategii na period do 2035 // Neftegaz.ru № 1, 2014, 18 s.

25. Evolyuciya mirovyh energeticheskih rynkov i ee posledstviya dlya Rossii. M.: INEI, 2015, 395 s.

26. Prognoz razvitiya energetiki mira i Rossii. 2016. M.: INEI - AC Pravitel'stva RF, 2016. 199 s.

27. V. Malakhov, K. Nesytykh, T. Dubynina. A Multi-Agent Approach for the Intersectoral Modeling of the Russian Economy. Tenth International Conference Management of Large-Scale System Development (MLSD), IEEE Conference Publications, 2017.

28. Veselov F.V., Makarov A.A. Podhody k issledovaniyu investicionnogo povedeniya sub"ektov elektroenergeticheskogo rynka na baze agentskih modelej / V kn. Upravlenie razvitiem krupnomasshtabnyh sistem / Pod red. A.D. Cvirkuna. M.: Izd-vo fiz.-mat. lit-ry, 2015.

Поступила в редакцию 27.03.2018 г.

A.A. Makarov6

ADVANCEMENTS AND CHALLENGES IN STRATEGIC PLANNING OF RUSSIAN ENERGY DEVELOPMENT

Abstract. The article presents the retrospective view on the development of strategic planning and forecasting for domestic energy growth starting from the early 1960-s until now. System researches methodologies in the energy industry, programs and plans developed for the industry, and Russian energy strategies for different periods are reviewed. The paper analyzes and highlights results achieved as well as challenges and drawbacks as regards the strategic planning of Russian energy complex development.

Keywords: Russian energy industry, Fuel and Energy Complex, strategic planning, energy strategies, forecasts.

6 Alexey A. Makarov - Academic Director at the Energy Research Institute of the Russian Academy of Sciences, Academician of the RAS, Doctor of Economy, e-mail: makarov_ire@zmail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.