14. Торговля сельскохозяйственными товарами и продовольствием государств -членов ТС и ЕЭП / ЕЭК, Департамент агропромышленной политики. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agrop rom/monitoring/Pages/trade.aspx
15. Финансовая статистика государств - членов ЕАЭС // ЕЭК, Департамент статистики. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_mak roec/dep_stat/fin_stat/Pages/default.aspx
2018.01.040. ПОЛОЖИХИНА М.А. ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА. (Обзор).
Ключевые слова: Евразийский экономический союз; Евразийский банк развития; экономическая динамика; евразийская интеграция.
Перспективы начавшего функционировать в 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС) продолжают оставаться предметом дискуссий. Различные аналитические структуры, занимающиеся вопросами евразийской интеграции, отмечают как достигнутые успехи, так и существующие проблемы в этой области.
Так, Группа главного экономиста Евразийского банка развития (ЕАБР) публикует свои оценки текущего экономического состояния, макроэкономической политики и стратегий государств-участников1 в виде специальных докладов - ежемесячных и ежеквартальных «макрообзорах ЕАБР». На сайте ЕАБР в разделе «аналитика» в свободном доступе представлено девять таких ежемесячных обзоров за 2017 г. и 24 ежеквартальных обзора за период 2011-2017 гг. (1).
В одном из докладов за 2017 г. (2) подчеркивается, что восстановление мировых цен на биржевые товары, а также ослабление валютных дисбалансов положительным образом сказались на экономике и социальной сфере стран ЕАБР. Все они в 2017 г. демонстрируют рост экспорта. А оживление экономической деятельности в России через каналы денежных переводов способствовало улучшению счета текущих операций в Армении, Кыргызстане и Таджикистане. Восстановление экономической активности, сопровож-
1 Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь, Республики Армения и Кыргызской Республики (членов ЕАЭС), а также Республики Таджикистан, т. е. регионы стран ЕАЭС и ЕАБР можно считать практически идентичными. - Прим. автора.
даемое ослаблением инфляционных рисков, привело к росту уровня жизни населения в регионе. В пяти из шести стран ЕАБР по итогам 2016 г. отмечено сокращение уровня бедности. В I квартале 2017 г. реальная заработная плата демонстрировала положительную динамику во всех странах ЕАБР, за исключением Казахстана, хотя и здесь темпы ее сокращения замедлились.
Улучшение экономической динамики в странах ЕАБР явилось поводом для пересмотра прогноза ВВП по итогам 2017 г. в сторону увеличения. Исключение составил Таджикистан, для которого из-за нарастания инфляционных рисков и повышенной уязвимости банковского сектора долгосрочные перспективы экономического роста оцениваются более консервативно (2, с. 2).
Повышение темпов роста экономики стран региона в течение 2017 г. отражается на их оценках рейтинговыми агентствами. Так, хотя уровни кредитных рейтингов России международных агентств «Fitch» и «S&P» сохраняются на прежнем уровне, но прогноз по экономике России изменился со «стабильного» на «позитивный». «S&P» также улучшило прогноз кредитного рейтинга Казахстана с «негативного» на «стабильный». Специалисты ЕАБР считают, что при сохранении темпов экономического роста возможен выход РФ в 2018 г. в зону инвестиционного рейтинга по крайней мере двух из трех ведущих международных рейтинговых агентств (7).
На фоне улучшения региональной экономической ситуации и сохранения относительно высоких процентных ставок страны ЕАБР повысили активность на международных рынках капитала. В сентябре 2017 г. Таджикистан осуществил дебютный выпуск государственных ценных бумаг на международном рынке на сумму 500 млн долл. Доходность 10-летних облигаций составила 7,125% годовых. В июне 2017 г. Минфин России разместил суверенные еврооблигации на 3 млрд долл. двумя траншами - со сроками обращения 10 и 30 лет. Доходность 10-летних бумаг на 1 млрд долл. составила 4,25%, 30-летних на 2 млрд долл. - 5,25% годовых. В июне 2017 г. Белоруссия впервые за шесть лет вышла на международный рынок капитала. Были размещены пятилетние облигации на 800 млн долл. с доходностью 7,125% и десятилетние - на 600 млн долл., с доходностью 7,625% (7, с. 1).
Несмотря на относительно благоприятную картину, авторы докладов констатируют, что многое в экономике стран ЕАБР про-
должает зависеть от глобальной экономической ситуации, которая, в свою очередь, не лишена рисков. В этих условиях требуются укрепление макроэкономической стабильности государств-участниц, особенно в бюджетной сфере, а также улучшение координации их экономических политик и более эффективное использование интеграции как инструмента ускорения роста.
Информационно-аналитическим сопровождением интеграционных процессов на евразийском пространстве занимается специально созданный в 2011 г. Центр интеграционных исследований ЕАБР (ЦИИ ЕАБР). Его ключевая задача состоит в подготовке докладов и рекомендаций по вопросам региональной экономической интеграции правительствам государств-участников. Основой для этого служат результаты исследовательской деятельности, организованной в рамках нескольких проектных направлений (5).
К Санкт-Петербургскому международному экономическому форуму 2017 г. ЦИИ ЕАБР подготовил доклад «Евразийская экономическая интеграция - 2017» (3). Доклад имеет следующую структуру. В первой главе «Динамика евразийской экономической интеграции» в структурированном виде показана динамика текущей работы внутри ЕАЭС по ключевым направлениям: Таможенный кодекс, общий рынок лекарственных средств и медицинских изделий, нетарифные барьеры, финансовые рынки, переговоры по зонам свободной торговли. Во второй главе «Динамика макроэкономических процессов в ЕАЭС» дан анализ наиболее важных индикаторов социально-экономического развития стран ЕАЭС и сближения их экономик. В третьей главе «Общий рынок товаров и услуг», наибольшей по объему, в фокусе внимания находятся развитие взаимной торговли, а также динамика создания общих рынков товаров и услуг. В четвертой главе «Динамика инвестиций в ЕАЭС» приведен анализ динамики взаимных инвестиций в ЕАЭС, а также внешних инвестиционных потоков с другими странами Евразии. В пятой главе «Динамика общего рынка труда» представлена информация по одному из зачастую недооцениваемых успешных направлений евразийской интеграции. Речь идет о важных вопросах, касающихся рынка труда: мобильности пенсий, денежных переводов и обеспечения трудовых мигрантов медицинским страхованием. В шестой главе «Восприятие евразийской интегра-
ции обществом» анализируются данные об отношении населения к различным аспектам евразийской интеграции (3, с. 12).
На основе анализа разнообразной информации авторы доклада делают следующий вывод. Евразийская экономическая интеграция достигла содержательных результатов. Однако фаза быстрого начального прогресса подошла к концу. В частности, на это указывает сложность процессов согласования позиций по Таможенному кодексу и общему рынку лекарственных средств и медицинских изделий. При этом ряд потенциальных последствий евразийской экономической интеграции не реализовались на практике из-за последствий, прежде всего, высокой доли государства в экономике и все еще высоких нетарифных барьеров в ЕАЭС.
Так, в настоящее время на рынках союза сохраняют свое действие свыше 450 препятствий. Хотя 80% из них относятся к категории допустимых изъятий и ограничений Договора о ЕАЭС, остальные не соответствую его нормам и правовому полю (3, с. 11). Дальнейшее развитие интеграции представляется гораздо более сложным процессом и требует большого количества рутинной работы по устранению разнообразных препятствий.
Кроме того, в 2016 г. не удалось остановить негативную динамику взаимной торговли и взаимных инвестиций в ЕАЭС. Стоимостные объемы взаимной торговли по-прежнему коррелируют с мировыми ценами на углеводороды, хотя степень корреляции снижается. ЕАЭС в определенной степени играет роль «амортизатора» негативного влияния внешних шоков для стран-участников (3, с. 10).
Интернет-портал «Евразия. Эксперт» - информационно-аналитическое издание о Евразийском регионе (свидетельство о регистрации СМИ от 16.09.2016, представительства редакции в Москве и Минске) - публикует мнения экспертов о развитии и проблемах евразийской интеграции.
В частности, Е. Кузьмина (к. полит. н., зав. сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова) отмечает, что Евразийский союз постепенно набирает обороты (4). Однако первичные позитивные эффекты от участия в ЕАЭС быстро исчерпываются. Если в первые три года функционирования Таможенного союза торговля между Россией, Казахстаном и Беларусью интенсивно росла, то затем темпы ее роста стали сокращаться. Существует ряд внутренних факторов, связанных с особенностями
национальных экономик государств-участников, которые тормозят развитие евразийской интеграции.
К числу основных проблем ЕАЭС автор относит, во-первых, преимущественную ориентацию на рынки третьих стран в силу идентичности экспортируемых товаров (природные ресурсы или продукция их первичной переработки) и большей величины спроса на них в странах Евросоюза и Китае. Во-вторых, минимальное количество общих производственных проектов, а также отсутствие детальной программы развития производственных мощностей. В-третьих, конкуренцию, а не взаимодополняемость экономик при высокой степени совпадения отраслевых приоритетов развития промышленных комплексов. В-четвертых, недостаток инвестиций в инновационную сферу и интегрирование преимущественно традиционных отраслей (энергетики, химической и нефтехимической промышленности, металлургии). Наконец, недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры.
По мнению автора, необходимо создание новых общих производств в ЕАЭС и увеличение за счет этого номенклатуры торгуемых товаров. При этом следует придерживаться специализации стран в производственной сфере, чтобы на общем рынке было как можно меньше идентичных товаров, производимых в разных странах. Для решения части транспортных проблем предлагается увеличить скорость движения транзитных контейнерных поездов, расширить использование информационных технологий как при перевозках, так и в продвижении транспортных услуг, а также расширить географию транзитных контейнерных сервисов в ЕАЭС.
В. Стариченок (канд. ист. наук, доцент БГПУ, Минск) считает одной из основных проблем ЕАЭС несоразмерность экономик его участников, а также то, что они связаны преимущественно через российскую территорию (6). Отсюда вытекают постоянные подозрения России в «имперских» амбициях, которые выражают определенные круги в Белоруссии, в Казахстане, на Западе, да и в самой России тоже. Проблема несоразмерности может быть частично решена путем «уравновешивания» России другими, более сопоставимыми партнерами. По мнению автора, в качестве такого партнера может выступить Иран. Эта страна «придаст объединению новое качество и поставит точку в разговорах о том, что ЕАЭС является реликтом советской эпохи или запоздалой реставрацией
прошлого. Не говоря уже о "воротах" на Ближний Восток, которые откроются благодаря Персии» (6).
Другую проблему ЕАЭС автор связывает с существующими импорто-экспортными отношениями стран-участников. Страны ЕАЭС выступают для других (прежде всего для Запада) источником энергоресурсов, свободной территории и рынков сбыта. В свою очередь западные страны являются для ЕАЭС источником передовых технологий и примером экономической организации. ЕАЭС должен сам создавать товары и оборудование, в максимальной степени обеспечивать ими себя. В условиях глобализации важным также является развитие собственных транснациональных корпораций в ЕАЭС, выводящих на рынок различную конкурентоспособную продукцию обрабатывающих производств (6).
Наконец, автор указывает на имиджевую проблему ЕАЭС: Россия, будучи ключевым игроком на евразийском пространстве, пока не выступает в качестве эталона, каким для многих граждан государств - участников евразийской интеграции являются страны Запада. Стариченок подчеркивает, что жизнеспособность ЕАЭС, как и любого другого интеграционного проекта, определяется одновременно и его экономической мощью, и возможностью обеспечить такой порядок, который позволит всем жителям на пространстве Евразии чувствовать себя уютно и комфортно (6).
Список литературы
1. Группа главного экономиста / Евразийский банк развития. Аналитика. - Режим доступа: https://eabr.org/analytics/chief-economist-group/ (Дата обращения: 01.11.2017.)
2. Евразийская трансмиссия: От интеграции к росту: Макрообзор. - Август 2017 / Евразийский банк развития, Группа главного экономиста. - СПб., 2017. - 67 с. -Режим доступа: https://eabr.org/upload/iblock/0e8/Makroobzor_PUS_24_08.pdf
3. Евразийская экономическая интеграция 2017: Доклад № 43 / Евразийский банк развития, Центр интеграционных исследований. - СПб., 2017. - 88 с. - Режим доступа: https://eabr.org/upload/iblock/518/EDB-Centre_2017_Report-43_EEI_ RUS. pdf
4. Кузьмина Е. Пять ключевых рисков Евразийского экономического союза // Евразия. Эксперт. - М., 2017. - 16.10. - Режим доступа: http://eurasia.expert/5-klyuchevykh-riskov-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza/
5. О Центре интеграционных исследований / Евразийский банк развития. Аналитика. Интеграционные исследования. - Режим доступа: https://eabr.org/ analytics/integration-research/about-cii/
6. Стариченок В. Болевые точки Евразийского союза: Взгляд из Беларуси // Евразия. Эксперт. - М., 2016. - 25.08. - Режим доступа: Шр://еига81а.ехрег1:/Ьо1еууе-1осЬкьеуга71у8ко§о-8оуша-уг§1уа(1-17-Ье1агш1/
7. Страны ЕАБР: повышение прогнозов по рейтингам: Ежемесячный макрообзор. Сентябрь 2017 г. / Группа главного экономиста. Евразийский банк развития. -СПб., 2017. - 19 с. - Режим доступа: Шр8://еаЪг.ог§/апа1у1;1с8/сЫе1-есопот181;-§гоир/топ1;Ыу-геу1еш/8еп1уаЬг-2017-81хапу-еаЬг-роуу8Ьеше-рго§по7оу-ро-геуй^ат-/