Научная статья на тему 'ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКИХ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ'

ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКИХ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / КОММУНИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ СВЯЗИ / ПРИМЕР ПЕДАГОГА / РОЛЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Ольга Вадимовна, Галеева Миляуша Загитовна, Калинкина Татьяна Евгеньевна

Авторы статьи преследовали две основные цели при написании данной статьи. Первая цель состояла в том, чтобы изучить влияние диалогической беседы в классе на языковые навыки детей путем изучения их устной коммуникативной компетенции и восприимчивого словарного запаса. Вторая цель состояла в том, чтобы изучить влияние диалогической беседы в классе на социальную компетентность детей путем изучения влияния этого типа беседы в классе на два аспекта социальной компетентности: теорию мышления (уровень навыков) и социальное принятие (уровень индекса).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова Ольга Вадимовна, Галеева Миляуша Загитовна, Калинкина Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

АACHIEVING HIGH LANGUAGE SKILLS IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS THROUGH MODELING DIALOGICAL SITUATIONS

The authors of the article pursued two main goals when writing this article. The first goal was to study the impact of dialogical conversation in the classroom on children's language skills by studying their oral communicative competence and receptive vocabulary. The second goal was to study the impact of dialogical conversation in the classroom on children's social competence by studying the impact of this type of conversation in the classroom on two aspects of social competence: theory of thinking (skill level) and social acceptance (index level).

Текст научной работы на тему «ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКИХ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ»

Одним из важных моментов при реализации социокультурного потенциала арт-терапии в реабилитационной практике учреждений культуры нам видится в создании команды высокопрофессиональных специалистов, что может быть достигнуто прохождением специализированного обучения, повышения квалификации и переподготовки по вопросам реабилитационной деятельности средствами арт-терапии.

Особенности использования потенциала арт-терапии в социокультурной реабилитации всегда находятся под воздействием специфических условий и возможностей каждого отдельного учреждения культуры (наличия высококвалифицированных специалистов, достаточной материально-технической оснащенности, научно-методического сопровождения и др.) и это необходимо учитывать при организации их реабилитационной работы.

Выводы. Подводя итог теоретическому анализу социокультурного потенциала арт-терапии в реабилитационной практике учреждений культуры, следует сделать вывод о том, что степень социокультурной реабилитации в условиях деятельности учреждения культуры находится в прямой зависимости от степени реализации методов арт-терапии и овладения личностью определёнными видами искусства.

Эффективность арт-терапии основана, прежде всего, на соблюдении основных принципов последовательности, непрерывности и поэтапности, системности и комплексности, индивидуального подхода.

Выпадение того или иного вида социокультурной реабилитации могут привести к упущению возможностей социального функционирования личности, ее творческого самовыражения, обогащения субъективного опыта, стать неэффективной, неполной в реализации главных целей социокультурной реабилитации.

В целом можно заключить, что успешность реабилитационной работы в условиях деятельности учреждения культуры определяется не только разумно спланированной программой арт-терапии, выделением ее целей и задач, подбором соответствующих методов реабилитационного социокультурного воздействия, активности личности в культурно-досуговых мероприятиях, но и организационно-педагогическими условиями.

Литература:

1. Вичулене, Е.В. Методы социокультурной реабилитации инвалидов/ Е.В. Вичулене // Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому развитию личности: материалы краевой практической конференции «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому развитию личности» (27 ноября 2019 года, г. Красноярск). - Красноярск: КГАУК КСК «Дворец Труда и Согласия им. А.Н. Кузнецова», 2020. -С. 4-7.

2. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия: учебное пособие / А.И. Копытин. - Москва: Когито-Центр, 2015. - 526 с.

3. Сивов, С.А. Организация досуга лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами арт-терапии / С.А. Сивов // Культура: теория и практика. - 2015. - № 9. - URL: https://cyberienmka.m/artide/n/organizatsiya-dosuga-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-sredstvami-art-terapii (дата обращения: 20.01.2022).

4. Теоретическое обеспечение социальнокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства / Е.И. Григорьева, Ю.В. Ганичева, Н.Н. Илларионова, И.С. Казакова // Вестник МГУКИ. - 2016. - № 3 (71). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-obespechenie-sotsialnokulturnoy-reabilitatsii-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-sredstvami-iskusstva (дата обращения: 20.01.2022).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат философских наук, доцент Миронова Ольга Вадимовна

Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Галеева Миляуша Загитовна Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань); доцент Калинкина Татьяна Евгеньевна Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань)

ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКИХ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Аннотация. Авторы статьи преследовали две основные цели при написании данной статьи. Первая цель состояла в том, чтобы изучить влияние диалогической беседы в классе на языковые навыки детей путем изучения их устной коммуникативной компетенции и восприимчивого словарного запаса. Вторая цель состояла в том, чтобы изучить влияние диалогической беседы в классе на социальную компетентность детей путем изучения влияния этого типа беседы в классе на два аспекта социальной компетентности: теорию мышления (уровень навыков) и социальное принятие (уровень индекса).

Ключевые слова: диалог, коммуникация, образовательный процесс, межличностные связи, пример педагога, роль педагога.

Annоtation. The authors of the article pursued two main goals when writing this article. The first goal was to study the impact of dialogical conversation in the classroom on children's language skills by studying their oral communicative competence and receptive vocabulary. The second goal was to study the impact of dialogical conversation in the classroom on children's social competence by studying the impact of this type of conversation in the classroom on two aspects of social competence: theory of thinking (skill level) and social acceptance (index level).

Key words: dialogue, communication, the educational process, interpersonal relationships, the example of the teacher, the role of the teacher.

Введение. Первой целью настоящего исследования было изучить влияние диалогической беседы в классе на языковые навыки детей (т. е. устную коммуникативную компетенцию и восприимчивые знания лексики). Вторая цель состояла в том, чтобы изучить влияние такого рода бесед в классе на социальную компетентность детей (т.е. теорию разума и социального принятия). Многоуровневый анализ показал, что вмешательство оказало значительное влияние на устную коммуникативную компетенцию детей. Не было обнаружено существенного влияния на восприимчивый словарный запас детей, теорию мышления и социальное принятие. Результаты этого исследования показывают, что диалогическая беседа в классе полезна для развития устной коммуникативной компетенции детей. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы

выяснить, как диалогическая беседа в классе может повлиять на восприимчивую лексику, знания и социальную компетентность.

Изложение основного материала статьи. В большинстве случаев, значительное количество времени на уроках иностранного языка тратится на беседы. Мы считаем, что разговоры в классе положительно влияют на обучение и развитие детей. Кроме того, поскольку исследования влияния аудиторных бесед, как правило, сосредоточены на результатах, касающихся предметных знаний или навыков рассуждения, многое неизвестно о потенциале аудиторных бесед для других аспектов развития детей. Поэтому важно продолжить изучение того, как беседы в классе могут способствовать обучению и развитию детей. В настоящей работе мы покажем влияние диалогической беседы в классе на языковые навыки и социальную компетентность детей.

Хотя вовлечение детей в беседы и взаимодействие в классе, как правило, полезно для развития детей, не все виды бесед в классе одинаково эффективны. Исследуя разговор в классе, можно поместить разговор в классе в континуум от монологического до диалогического. Монологическая беседа в классе характеризуется большим количеством выступлений учителей и акцентом на воспроизведение фактических знаний. Это часто влечет за собой доминирование последовательности инициации, ответа и оценки, в которой учитель задает закрытый вопрос, ребенок дает короткий ответ, а учитель оценивает ответ (часто с точки зрения правильного или неправильного. Напротив, в диалогической беседе в классе дети активно участвуют и позиционируются как мыслители. В таких беседах детям рекомендуется делиться своими идеями, размышлять о своем собственном и чужом вкладе и прилагать усилия для понимания друг друга.

Несколько исследований показали, что по сравнению с монологическим разговором в классе диалогический разговор в классе особенно эффективен для развития языковых навыков у детей. Например, было показано, что вовлечение учащихся в диалогическую беседу в классе поддерживает их устную коммуникативную компетенцию. Устная коммуникативная компетенция - это способность эффективно и адекватно использовать язык в социальных ситуациях. Вывод о том, что диалогическая беседа в классе способствует развитию этой способности, может быть объяснен тем фактом, что этот тип беседы в классе предоставляет детям возможность активно использовать язык, который, в свою очередь, известно, что это полезно для их языкового развития. Однако исследования влияния диалогической беседы в классе на устную коммуникативную компетенцию в контексте образования остаются недостаточными. Поэтому в данном исследовании мы стремились расширить доказательную базу эффективности диалогической беседы в классе для поддержки языковых навыков детей. Помимо устной коммуникативной компетенции, в предыдущих исследованиях также изучалось влияние диалогической беседы на знание восприимчивой лексики (т.е. понимание слов, которые слышат или читают). Например, дополнительные текстовые беседы во время совместного чтения книг положительно связаны с увеличением словарного запаса. Этот вывод можно объяснить тем фактом, что вовлечение детей в дискуссии дает им явные возможности использовать слова. На самом деле, было показано, что дети должны не просто слышать слова, но также должны использовать их для передачи идей и получения обратной связи. Тем не менее, предыдущие исследования влияния диалогической беседы на знание рецептивной лексики в основном были сосредоточены на контексте совместного чтения книг. В результате остается в значительной степени неизвестным, существует ли этот эффект также вне этого конкретного контекста. В настоящем исследовании мы рассмотрели, способствует ли диалогическая беседа усвоению словарного запаса детьми в контексте общегрупповых бесед в классе.

В дополнение к влиянию диалогической беседы в классе на языковые навыки (т.е. устную коммуникативную компетенцию и знание восприимчивой лексики), в настоящей работе также изучалось влияние этого типа беседы в классе на социальную компетентность учащихся. Социальная компетентность относится к способности эффективно участвовать в социальных взаимодействиях с другими людьми. Развитие социальной компетентности важно для будущего функционирования учащихся. Можно наблюдать значительные связи между социально-эмоциональными навыками и результатами для молодых людей во многих областях занятости, преступной деятельности, употребления психоактивных веществ и психического здоровья. Более того, социальная компетентность связана с мотивацией учащихся и академическими достижениями. Из-за важности социальной компетентности важно поддерживать ее развитие, желательно с раннего возраста. Социальная компетентность может быть изучена эмпирически на двух уровнях: уровне навыков и уровне индекса. Уровень навыков состоит из базовых навыков социальной компетентности, таких как восприятие перспективы. Уровень индекса относится к сводным показателям социальной компетентности в реальной жизни. В настоящем исследовании оба уровня были приняты во внимание, сосредоточив внимание на теории мышления (уровень навыков) и социальном принятии (уровень индекса). Теория разума является ключевым аспектом социальной компетентности и относится к пониманию того, что другие могут придерживаться иных убеждений или мнений, чем они сами. Социальное принятие указывает на степень, в которой ребенок принимается сверстниками, и является близким показателем социальной компетентности. Диалогическая беседа в классе может быть эффективным средством повышения социальной компетентности (т.е. теории сознания и социального принятия в контексте текущего исследования). В частности, было высказано предположение, что обмен мнениями, происходящий в диалоге с другими, способствует пониманию детьми того, что у каждого есть субъективный взгляд на мир и что этот взгляд может не разделяться другими. Более того, в диалогических беседах в классе учащиеся совместно обмениваются идеями и знаниями, а не соревнуются друг с другом. Таким образом, диалогические беседы в классе могут способствовать созданию атмосферы в классе, способствующей равенству и доступу к академическому обучению. Потому что было продемонстрировано, что благоприятный климат в классе защищает детей от отвержения сверстников, можно ожидать, что вовлечение детей в диалогическую беседу в классе - и, таким образом, косвенная работа над благоприятным климатом в классе - улучшает степень принятия детей сверстниками. Существуют некоторые эмпирические доказательства гипотезы о том, что диалогическая беседа в классе способствует развитию социальной компетентности детей. То есть предыдущие исследования показали положительную связь между вовлечением учащихся в диалогические практики и социальной компетентностью детей. Однако это исследование было сосредоточено на разговорах родителей и детей, а не на разговорах в классе. Тем не менее, в контексте образования мы видим, что устная коммуникативная компетенция учащихся положительно связана с их теорией мышления и степенью, в которой они принимаются сверстниками. Поскольку предыдущие исследования показали, что диалогическая беседа в классе способствует развитию устной коммуникативной компетенции, а устная коммуникативная компетенция, как было установлено, связана с социальной компетентностью, диалогическая беседа в классе может также повлиять на социальную компетентность учащихся. Однако эмпирических доказательств такого эффекта недостаточно. Поэтому остается неизвестным, может ли диалогическая беседа в классе повлиять не только на языковые навыки учащихся, но и на их социальную компетентность.

Выводы. Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы оценить, является ли диалогическая беседа в классе продуктивным контекстом, который поддерживает языковые навыки учащихся и их социальную компетентность. Результаты показали, что диалогическая беседа в классе не оказала существенного влияния на восприимчивый словарный запас и социальную компетентность. Если диалогическая беседа в классе должна быть эффективной для усвоения

словарного запаса и социальной компетентности, возможно, потребуется изучить реализацию диалогической беседы в классе в течение более длительного периода времени или более четко сфокусировать беседы в классе на преподавании лексики и темах, связанных с социальной компетентностью. Существует положительное и незначительное или среднее влияние диалогической беседы в классе на устную коммуникативную компетенцию детей. Результаты текущего исследования подтвердили, что поддержка учителей в проведении диалогических бесед в классе является эффективным средством развития способности учащихся общаться с другими людьми. Поэтому учителям, которые стремятся повысить устную коммуникативную компетентность своих учеников, рекомендуется вовлекать детей в диалогическую беседу в классе.

Литература:

1. Бреннер, Гейл Английский язык для чайников / Гейл Бреннер. - М.: Диалектика, 2018. - 368 с.

2. Горлач, Б.А. Английский язык для студентов гуманитарных факультетов. Пособие по разговорной речи: Учебное пособие / Б.А. Горлач. - СПб.: ИнЪязиздат, 2005. -- 192 с.

3. Камянова, Т.Г. Успешный английский. Системный подход к изучению английского языка / Т.Г. Камянова. - М.: Эксмо, 2017. - 96 с.

4. Карпенко, Е.В. Английский язык. 3-й класс. Запоминаем, повторяем, играем / Е.В. Карпенко. - М.: Эксмо, 2010. - 96 с.

5. Крылова, И.Д. Английский язык. Фразовые глаголы: Практическое пособие / И.Д. Крылова. - М.: Живой язык, 2012. - 256 с.

6. Матвеев, С.А. Английский язык на каждый день. Полезный ежедневник / С.А. Матвеев. - М.: АСТ, 2014. - 88 с.

7. Назарова, Т.Б. Филология и семиотика. Современный английский язык. / Т.Б. Назарова. - М.: Высшая школа, 2003. - 191 с.

8. Пельц, С. Веселый английский для детей - учимся, играя!: игровой учебник английского языка для детей / С. Пельц. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 184 с.

9. Хацкевич, М.А. Английский язык. Чтение. 2-4 кл / М.А. Хацкевич. - М.: Эксмо, 2018. - 384 с.

10. Чимирис, Ю.В. Английский язык. Словарный запас для начальной школы / Ю.В. Чимирис. - М.: Омега-Л, 2018. - 192 с.

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Мунгиева Нина Зурабовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Магомедова Замира Шахабутдиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Абдурахманова Марина Асадуллаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В

ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в процессе взаимодействия с семьей. Проведенный анализ научных исследований, посвященных проблеме педагогического сопровождения, позволил автору уточнить, что сопровождение включает в себя диагностику и анализ динамики развития, разработку индивидуальных траектории развития каждого ребенка, осуществление выбора средств и форм организации образовательной деятельности, консультации и просвещение родителей, создание ситуации сотрудничества с ними. Педагогическое сопровождение предполагает не воздействие, а взаимодействия с ребенком, опираясь на его интересы и потребности. Главную роль в процессе воспитания играет семья, и от уровня личной ответственности и педагогической компетентности родителей зависит формирование моделей взаимодействия ребенка раннего возраста с окружающим миром, его отношение к действительности, педагогическое сопровождение ребенка, по сути, является педагогическим сопровождением семьи.

Annotation. The article discusses the pedagogical support of the social development of young children in the process of interaction with the family. The analysis of scientific research on the problem of pedagogical support allowed the author to clarify that support includes the diagnosis and analysis of developmental dynamics, the development of individual development trajectories for each child, the choice of means and forms of organizing educational activities, consultations and education of parents, the creation of a situation of cooperation with them. Pedagogical support does not involve exposure, but interaction with the child, based on his interests and needs. The family plays the main role in the process of upbringing, and the formation of models of interaction between a young child and the outside world, his attitude to reality, the pedagogical support of the child, in fact, is the pedagogical support of the family, depends on the level of personal responsibility and pedagogical competence of parents.

Key words: pedagogical support, social development, children, early age, interaction, family.

Введение. В настоящее время семья признана важнейшим социальным институтом. Как указано в «Концепции семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года» повышение уровня семейного благополучия, усиление социальной роли семьи в жизни общества, создание условий для выполнения семьей ее основных функций являются основополагающими целями семейной политики Российской Федерации. В настоящий момент решить эту проблему могут группы кратковременного пребывания в детском саду, хотя наличие мест для детей раннего возраста в дошкольных организациях ограничено. Решить проблему поддержки и сопровождения детей раннего возраста, а также сохранить единое социальное пространство отношений для всех педагогических субъектов, обеспечивающих вхождение ребёнка в социум, могут негосударственные учреждения дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.