Сведения об авторе
Варинов Владислав Владимирович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), начальник кафедры боевой тактико-специальной и физической подготовки, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: Vladvarin@mail.ru
Information about the author
Varinov Vladislav Vladimirovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), the chief of department of combat, tactical and special and physical training, candidate of pedagogical sciences, assistant professor. E-mail: Vladvarin@mail.ru
УДК 372.881.111.1, 372.881.161.1 О. А. Реймер
ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗАХ ФСИН РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (на примере дисциплины «Русский язык в деловой документации»)
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностно-го подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся. В статье представлен обобщенный анализ опыта работы по достижению результатов освоения по дисциплине «Русский язык в деловой документации» с использованием активных и интерактивных методов обучения. Исходя из опыта организации учебного процесса специализировнных вузов, рассматривается применение методики работы в парах, малыми группами, «эвристический метод», методика деловой игры. Рассматриваются педагогические технологии, применяемые при изучении основных дидактических единиц по дисциплине в соответствии с освоением ООП и реализацией компетентностного подхода. Приводится анализ основных этапов реализации компетентностного подхода при изучении дисциплины. В рамках практико-ориентированного обучения обосновывается привлечение к участию в учебном процессе действующих сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: компетентность; компетентностный подход; результат обучения; контроль; оценка обучения; эвристический метод; технологии обучения.
O. A. Reymer
ACHIEVING RESULTS IN THE DEVELOPMENT
OF THE DISCIPLINE RUSSIAN LANGUAGE IN BUSINESS DOCUMENTS THROUGH INTERACTIVE TEACHING METHODS
In accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards of the Higher Professional Education implementation of competence-based approach involves the widespread use in the educational process of active and interactive forms of em-
© Реймер О. А., 2016.
ployment in conjunction with the extracurricular work with a view to the formation and development of professional and general cultural competence of students. The article presents a generalized analysis of the experience to achieve development results on the subject "Russian language in business documents" with the use of active and interactive learning methods. Based on the experience of the educational process specialized universities, considered the application of working procedures in pairs, in small groups, "heuristic " method of the business game. We consider the educational technologies used in the study of basic teaching units on the subject in accordance with the development of the PLO and the implementation of competence-based approach. The analysis of the main stages of the competence-based approach in the study of the discipline. As part ofpractically oriented training is justified involvement and participation in the learning process of existing employees of the correctional system.
Keywords: competence; competency approach; training results; monitoring; evaluation; learning; heuristic technology of training.
Сегодня в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального обучения (ФГОС ВПО) для достижения результатов освоения (РО) актуальным становится использование интерактивных методов (ИАМ) обучения. Требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) подготовки специалиста обозначены во ФГОС ВПО, где представлены компетенции (ОК — общекультурные компетенции, ПК — профессиональные компетенции, ПСК — профессионально-специализированные компетенции), которыми должен овладеть специалист по разным направлениям подготовки, в том числе и по направлению подготовки (специальность) 40.05.02 «Правоохранительная деятельность». Как известно, под результатами освоения дисциплины подразумеваются формируемые компетенции выпускника вуза.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Русский язык в деловой документации» включает формирование общекультурных компетенций, в частности — ОК-14, а именно: знание особенностей юридической лексики, правила составления и оформления текстов деловых бумаг и служебных документов, нормы официально-делового стиля, специфику письменного делового общения; умение правильно употреблять юридическую лексику в деловой речи, составлять тексы различ-
ных видов деловых документов и служебных документов в соответствии с языковыми и стилистическими нормами, правильно оформлять их; владение навыками составления деловых бумаг и служебных документов. ПК-7 предполагает формирование знаний о правилах оформления юридических и служебных документов; умение анализировать и обобщать изученный материал; организовать работу с организационными, распорядительными и справочно-информационными документами; овладение навыками разработки и оформления юридических и служебных документов в соответствии с предъявляемыми требованиями. Интерактивные методы обучения позволяют достичь желаемых результатов обучения посредством вовлечения в учебный процесс максимального количества обучающихся.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентност-ного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся. Общее количество часов, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, содержанием учебной дисциплины, и в целом в учебном процессе составляет не менее 30 % аудиторных занятий по всем
видам обучения. О. В. Игумнова справедливо отмечает, что «готовность курсантов и слушателей 1 курса к интеракции должна быть обусловлена высоким уровнем развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых процессов личности» [1, с. 187]. Нельзя не согласиться с исследователем, так как на это и направлен компе-тентностный подход в реализации ФГОС и в достижении результатов освоения знаний по дисциплине «Русский язык в деловой документации», которая изучается на первом курсе во втором семестре. По дисциплине предусмотрено проведение только практических занятий (аудиторная контактная работа) и самостоятельная работа (внеаудиторная).
Как показывает практика, уровень учебной мотивации вчерашних школьников находится на стадии формирования и завершается к окончанию 1 курса. Это в значительной степени осложняет применение интерактивных технологий при проведении занятий по дисциплинам, изучающимся на 1 курсе (в основном это дисциплины гуманитарного цикла). Одновременно интерактивные методы обучения направлены на развитие учебной мотивации обучающихся. Парадокс заключается в том, что познавательные процессы у данной возрастной категории доминируют над мотива-ционными. Преподаватель вынужден проявлять гибкость и постепенно, дози-рованно адаптировать обучающихся к новым методам обучения особенно при изучении дисциплины «Русский язык в деловой документации», формирующей профессиональную компетенцию
(ПК-7).
Изучение дисциплины «Русский язык в деловой документации» способствует повышению как общей грамотности, так и формированию моральной ответственности обучающихся за результат будущей служебной деятельности, следовательно, подразумевает логическую и содержательно-методическую взаимосвязь с теоретико-практическими
дисциплинами (например, «Профессиональная этика и служебный этикет», «Логика», «Философия», «Иностранный язык», «Делопроизводство и режим секретности» и др.). Это одна из немногих дисциплин, изучению которой предшествует школьный курс («Русский язык»).
Занятия по теме № 1 «Официально-деловой стиль в системе функциональных стилей современного русского языка» предполагают повторение изученного материала и выход на следующий уровень освоения материала по восходящей от порогового уровня до базового и до повышенного. Система дидактических единиц по дисциплине включает: 1) функциональные стили современного русского литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорно-бытовой); 2) официально-деловой стиль, сфера его функционирования, интернациональные свойства деловой речи;
3) история становления делового стиля;
4) этапы развития делопроизводства в России; 5) общие особенности официально-делового стиля: точность и лаконизм формулировок, стандартизи-рованность, нейтральный тон изложения, долженствующий характер; 6) разновидности официально-делового стиля (официально-документальный, обиходно-деловой); 7) жанры официально-делового стиля: служебная переписка (деловое письмо, коммерческая корреспонденция), официальные деловые бумаги (справка, удостоверение, акт, протокол), частные деловые бумаги (заявление, доверенность, расписка, автобиография). Использование интерактивных методов обучения продиктовано уже содержательной составляющей учебного материала.
Поскольку материал в части стилистики уже известен обучающимся, то вполне приемлемо на первых занятиях использовать интерактивные методы обучения, активизирующие и развивающие учебную мотивацию курсантов. Наибольший эффект может быть
достигнут при применении методики программного обучения, которая предполагает использование интернет-ресурсов, различных обучающих программ, симуляторов. Это может быть результативным еще и потому, что «ведущей деятельностью» (согласно Л. С. Выготскому) этой возрастной категории обучающихся является работа с ПК (чаще всего игровая), которую допустимо использовать в интересах учебного процесса. Поскольку работа с ПК им интересна и знакома, то у обучающихся снижается уровень внутреннего дискомфорта при усвоении материала, не всегда интересного и занимательного. Последующие занятия по теме повышают познавательную активность курсантов при помощи «эвристического метода», суть которого предполагает активный поиск решения познавательных задач. «Эвристический метод» постепенно подготавливает обучающихся к самостоятельному решению проблем и одновременно способствует формированию мотивационных процессов личности. Таким образом, постепенно создаются условия перехода к обучению в сотрудничестве.
При использовании методики обучения в сотрудничестве (ОС), как известно, «тактика работы с материалом должна быть четкой и недвусмысленной» [2, с. 79]. О. В. Игумнова подразумевает в этом случае прежде всего работу в малых группах, однако следует отметить, что аналогичная тактика вполне приемлема и при работе в парах. С одной стороны, методика работы в парах обучает сотрудничеству, с другой — преследует цель научить структурировать материал, выделять стержневые мысли, представлять их в более доступной форме на этапе «обучающийся-обучающийся». Такая модель взаимодействия моделирует профессиональную ситуацию, направленную на решение служебных вопросов.
Поэтому будет вполне оправданным проведение занятий по теме № 2 «Правила составления и оформления доку-
ментов. Виды документов в УИС» на основе педагогики сотрудничества, используя на занятиях по дисциплине «Русский язык в деловой документации» методический прием работы в парах. Практические занятия по теме № 2 «Правила составления и оформления документов. Виды документов в УИС» предполагают решение дидактической задачи — составление и оформление конкретного документа (в соответствии с ведомственной специализацией). В паре обучающихся (курсантам или слушателям) легче справиться с поставленной задачей, так как легче отследить последовательность создания документа. Исходя из собственного опыта работы, представляется возможным выделить несколько этапов реализации данной методики. 1. На первом этапе педагог ставит задачу разбиться на пары. 2. На втором этапе обучающиеся выбирают пару в соответствии со своим психотипом для осуществления взаимодействия. 3. Преподаватель при помощи мультимедийного проектора на экране поэтапно выполняет оформление какого-либо документа (например, протокол или приказ). 4. Курсанты (или слушатели) в парах на своих компьютерах повторяют по очереди каждый элемент работы, высказывая друг другу критические замечания. 5. По окончании работы обучающиеся осуществляют взаимопроверку. 6. На завершающем этапе преподаватель принимает работу и оценивает работу в паре. Состав пар от занятия к занятию желательно менять, чтобы избежать субъективизма в оценивании результатов выполненной работы. Это позволит достичь желаемых (запланированных) результатов обучения.
Возможно варьирование данной методики: добавить экспертов как внутри пары, так и привлечь извне. Как показывает практика, чужие ошибки и недочеты обнаруживаются легче. Если добавить элемент деловой игры «обучающийся в роли проверяющей инстанции» и «обучающийся в роли исполнителя»,
то можно достичь моделирования служебной ситуации. Тогда степень ответственности за оформленный документ возрастет в разы.
В рамках практико-ориентированного обучения в теме № 2 «Правила составления и оформления документов. Виды документов в УИС» вполне приемлемо проведение занятия с привлечением практического работника в качестве эксперта-консультанта или соучастника учебного процесса. Поскольку тема в соответствии с рабочей программой предполагает освоение таких дидактических единиц, как: 1) понятия «документ» и «служебный документ»; 2) виды документов: по характеру переписки (внутренние, внешние); по сфере функционирования (управленческие, научные, технические и др.); по содержанию и назначению (распорядительные, отчетные, справочные и др.); по фактору доступности (открытого пользования, ограниченного доступа, конфиденциальные); по срокам исполнения (срочные, итоговые, периодические); оригинал/копия; 3) служебные документы: типология, композиционные особенности, реквизиты. Приемы унификации языка служебных документов; 4) основные требования к оформлению документов: логичность и структурированность изложения, унификация языковых средств, точность, лаконизм, достаточность информационного сообщения, ясность, грамотность. Речевой этикет в документе; 5) требования к языку и стилю документов; 6) язык и стиль распорядительных и административно-организационных документов; 7) виды документов в уголовно-исполнительной системе; 8) нормативно-правовые акты, регламентирующие ведение делопроизводства в Федеральной службе исполнения наказаний; 9) структура и содержание отдельных видов документов. Правила составления и редактирования документов; 10) этапы редактирования и виды правки. Все разделы заявленной темы строго конкретизированы, не выходят за рамки профессиональной дея-
тельности, т. е. связаны со спецификой будущей служебной деятельности.
В целях достижения результатов обучения по дисциплине необходимо практиковать привлечение к занятию действующего работника УИС (начальника отряда, сотрудника отдела кадров или секретариата и др.), что будет способствовать как развитию учебной мотивации, так и позволит решить одновременно и воспитательные задачи. При участии действующего сотрудника системы исполнения наказаний у курсантов повышается порог ответственности за выполняемую работу. Особенно важно при изучении данной темы учитывать специфику ведомственной специализации. Так, например, документация ведомственной специализации «Организация охраны и конвоирования в УИС» будет отличаться от служебной документации по специализации «Организация режима в УИС», а тем более — от документации «Оперативно-розыскная деятельность в УИС». Преподаватель должен уметь перестраивать материал с учетом специализации, а главное — знать специфику данной документации. Следовательно, присутствие практического работника значительно облегчит поставленную задачу в достижении результатов освоения материала.
Рассмотрим возможности применения интерактивных методов обучения при изучении темы № 3 «Лексика деловой документации». Уже на первых занятиях по теме преподаватель сталкивается с так называемым «языковым барьером». Даже успевающие курсанты, имеющие хорошие результаты по ЕГЭ, начинают допускать речевые ошибки, когда сталкиваются со специальной лексикой. Из опыта работы хочется отметить, что на первых этапах изучения темы юридическая лексика сложна для восприятия вчерашних школьников, поэтому первые письменные работы показывают неудовлетворительный результат. По истечении адаптивного периода обучающиеся (курсанты) достаточно хорошо справляются с заданиями типа:
«вставьте пропущенную фразу (словосочетание)», «замените оборот речи», «найдите (исправьте) ошибку». В рамках темы «Лексика деловой документации» рассматриваются следующие дидактические единицы: «Языковые (лексические, морфологические, синтаксические) особенности официально-делового стиля. Особенности лексики деловой и процессуальной документации: точность словоупотребления, использование однозначных слов, правовой терминологии, устойчивых сочетаний, клише. Понятие юридического термина. Классификация юридических терминов (общеупотребительные, специальные технические, специальные юридические). Языковые формулы официальных документов. Лексические нормы (нормы в области семантики, словоупотребления) современного русского литературного языка и их соблюдение в текстах официально-делового стиля». Вполне оправданным поэтому будет использование репродуктивных методов обучения, а именно: восстановить информацию по опорным словам, найти несоответствие в похожих текстах, составить инструкцию для другого, составить таблицу лексической сочетаемости.
Перечисленные задания дадут весомый результат при работе в малых группах, так как использование этой методики облегчает выбор поиска вариантов решения задач, и адаптация к семантике юридической терминологии проходит легче. В психологическом аспекте курсантам также легче выслушать первую критику от равных по статусу и психологическому развитию, чем от педагога. Поэтому перед педагогом стоит задача создания наиболее комфортных условий для работы в группах.
Завершает изучение дисциплины «Русский язык в деловой документации» тема № 4 «Грамматические нормы деловой речи» — самая сложная, но и самая необходимая при оформлении документов. Данная тема формирует умение видеть и корректировать ошибки в
употреблении синтаксических норм в текстах официально-делового стиля. Формируется знание-трансформация, которое позволяет отслеживать очередной этап формирования профессиональной компетенции (ПК-7). Методически оправданным будет использование приема взаимного контроля (взаимопроверки), что соответствует компе-тентностному подходу. Данная технология применяется в рамках методики работы в парах и может варьироваться до работы малыми группами. Чаще всего используется прием поиска ошибок или их нумерации другим цветом, что позволяет обучающимся ярче представить недочеты в собственной работе. Контроль при этом может осуществляться как непосредственно на занятии, так и после. На занятии хорошие результаты дает прием совместного анализа допущенных ошибок с их последующим устранением. При работе в малых группах допустим элемент соревновательности с применением балльной системы оценок. Эта технология достаточно трудоемка (требует дополнительной подготовки педагога), однако результаты использования интерактивных методов обучения оправдывают затраченные усилия.
В рамках реализации компетент-ностного подхода на практических занятиях организуется работа с персональными компьютерами, что способствует реализации межпредметных связей с дисциплинами, изучаемыми одновременно на первом курсе — «Информационные технологии в правоохранительной деятельности», «Информационная безопасность».
Описание показателей и критериев оценивания компетенций включает оценку навыков и умений работы с научной литературой, с текстами первоисточников, нормативных правовых актов, способность к самостоятельному анализу и использованию методологии для прогнозирования основных направлений развития русского языка. Промежуточная аттестация по дисциплине
«Русский язык в деловой документации» проводится в виде зачета в форме теста. Причем оценка «зачтено» ставится, если обучающийся дал положительный ответ на 60 % заданий, что соответствует базовому уровню освоения компетенций (ОК-14 и ПК-7). Тестовая форма предусматривает как контроль знаний по изучению терминологии и понятийного аппарата, так и проверку владения практическими навыками и проверку умений применить их в служебной документации.
Таким образом, для достижения результатов обучения по дисциплине «Русский язык в деловой документации» необходимо прежде всего четкое видение цели обучения, знание приемов формирования учебной мотивации у обучающихся, владение педагогическими технологиями и интерактивными методами обучения в соответствии с освоением ООП и реализацией компетент-ностного подхода.
Литература
1. Игумнова О. В. Психолого-педагогический аспект понятия «готовность курсантов и слушателей ведомственного вуза к осуществлению группового взаимодействия» // Перспективы науки и образования. — 2014. — № 1 (7).
2. Игумнова О. В. Применение методики обучения в сотрудничестве в работе с курсантами вузов ФСИН (на примере иностранного языка) // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы научно-практической конференции, 14-15 ноября 2013 г. — Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2014.
Информация об авторе
Реймер Ольга Александровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат филологическ их наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования. E-mail: rejmer@mail.ru
Information about the author
Reymer Olga Aleksandrovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), associate professor of the Chair of the Humanities, Social-Economic and Natural Sciences, candidate of philology, associate professor, honorary worker of higher education. E-mail: rejmer@mail.ru