Яна Аржанова
ТЕХНОДРОМ ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
J
1С Y/
г
к
Рожденная для использования в военной авиации, технология дополненной реальности стремительно спускается с небес на землю. Одно из направлений ее наиболее массового применения — системы автомобильной навигации. Мировые автоконцерны и гиганты хайтека уже включились в эту технологическую гонку. А вместе с ними — и российский стартап WayRay, который разработал компактное устройство, проецирующее «дополняющую» информацию для водителя прямо на лобовое стекло автомобиля.
Это не совсем равный бой, но руководитель стар-тапа WayRay Виталий Пономарев не скрывает амбиций. «У нашего проекта есть все шансы сделать первый в мире массовый продукт с дополненной реальностью», — утверждает он. За три года удалось проделать путь от идеи до прототипа устройства, на что ушло около миллиона долларов инвестиций. Ближайшие полгода у стартапа будут посвящены инжинирингу и созданию промышленного образца, что потребует еще больших финансовых затрат. «Одно дело — собрать прототип
ценой в миллион рублей, другое — подготовиться к промышленному выпуску устройства, которое должно стоить 500 долларов, — поясняет Пономарев. — Но для начала нужно понимать, как собирается каждый элемент, и отладить технологии».
Горячая точка
Сама по себе технология создания проекций на лобовом стекле для мирового автопрома давно никакая не новость и используется в серийных автомобилях с конца 1980-х годов1. Известна она под аббревиатурой HUD — от английского «head-up display»,
что буквально означает «дисплей, позволяющий не опускать голову». Сейчас считывать показания приборов, не отрывая взгляда от дороги, могут водители автомобилей бизнес-класса целого ряда производителей — Audi, BMW, Cto^n, Honda, KIA и др. Однако настоящая дополненная реальность гораздо сложнее: проекция должна накладываться на то, что видит водитель со своего места, и «взаимодействовать» с дорожной ситуацией и окружающим миром. Например, система должна привлекать внимание водителя к потенциальным опасностям (колдобины, ремонтные работы,
перебегающие дорогу пешеходы) или чертить маршрут движения прямо «поверх» реального вида, открывающегося из кабины. Словом, автомобильная навигация с дополненной реальностью — это интеллектуальная система, которая вбирает в себя целый ряд технологий, замешенных на ИТ.
Между тем конкуренты WayRay весьма имениты и не дремлют. General Motors сейчас активно работает над созданием специального лобового стекла-дисплея с покрытием из прозрачных люминофоров красного и синего свечения; картинка на нем будет возникать при воздействии ультрафиолетовыми лазерами. Предполагается, что навигационная система станет выдавать водителю предупредительные сигналы об опасности и помогать в условиях плохой видимости. В свою очередь, японская компания Pioneer уже предложила авторынку новый GPS-навигатор,
áá
I «Дополненная» автомобильная навигация сейчас — одна из горячих технологических точек в глобальном смысле. в этом направлении движутся r&d крупных автоконцернов и целой плеяды стартапов. Ставки в гонке высоки: рынок огромен, а будущий индустриальный стандарт только формируется ^^
усовершенствованный с помощью технологии дополненной реальности, — Cyber Navi. Дисплеем навигатора становится кусок специального прозрачного пластика, который крепится на лобовое стекло на уровне глаз водителя, — и таким образом реальность «дополняется» цифровой картинкой.
Параллельными курсами движется целая плеяда стартапов. Один из них — калифорнийская Making Virtual Solid — был удостоен первого места на конкурсе технологий Galileo Master в 2011 году за разработку системы навигации с дополненной реальностью Virtual Cable. Система легко инте-
грируется с большинством бортовых автомобильных навигаторов и проецирует на лобовое стекло «путеводную нить» маршрута, которая словно висит над дорогой. Попутно водителю выдаются сведения о ближайших отелях, АЗС, заведениях общепита и проч.
Иными словами, «дополненная» автомобильная навигация сейчас — одна из «горячих» технологических точек в глобальном смысле.
1 Первопроходцами были General Motors (модель Chevrolet Corvette, начиная с 1988 года выпуска), Nissan (модель 240SX, с 1989 года) и Toyota (Crown Majesta в версии для японского рынка, с 1991 года).
Потенциальный рынок огромен, а будущий индустриальный стандарт лишь начинает формироваться. Так что ставки в технологической гонке высоки.
Виталий Пономарев рассчитывает вывести продукт на рынок гораздо раньше, чем это сделает General Motors со своим навигационным решением (автогигант уже заявил, что это произойдет никак не ранее 2018 года). Так что временнaя фора у стартапа есть. А это уже что-то, когда речь заходит о конкуренции соперников, столь разных по весовой категории. Глава WayRay уверен, что у его проекта, живущего в условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов, есть неоспоримое преимущество: компактная команда, умеющая быстро и без бюрократических проволочек, свойственных крупным корпорациям, принимать важные решения, касающиеся разработки. Сейчас в проекте Пономарева задействовано около сорока человек, включая подрядчиков, выполняющих работы по дизайну и программированию. Проект весьма наукоемок, так что то и дело приходится обращаться за консультациями к большим ученым — в частности в МГТУ им. Баумана и в Государственный оптический институт им. С. И. Вавилова в Санкт-Петербурге.
Гаджет? Экосистема!
Как это часто бывает с гаджета-ми, продукт WayRay — это сумма уже известных технологий, дающая в результате новое качество. Собственно говоря, и компоненты, из которых собирается система, также большей частью известны и свободно продаются на рынке. В чем же тогда, если задуматься, ценность проекта стартаперов? В том, что они интегрировали в единую систему разнообразное «железо» и придали получившемуся продукту «мозги» — управляющий софт.
Внешне система WayRay незамысловата. Она включает в себя камеру, два проектора поляризованного света и пульт управления (голосовое управление также предусмотрено). Лобовое стекло автомо-
биля превращается в информационное табло после того, как на него наклеивают с внутренней стороны тройную нанопленку толщиной менее 100 микрон. Подключенное к CAN-шине2 автомобиля устройство передает по Bluetooth данные о скорости, расходе топлива и проч. Фронтальная камера системы может выступать в роли автомобильного видеорегистратора, который ведет запись с привязкой к географическим координатам. Данные передаются в «облако», так что владельцу при необходимости будет несложно проследить, что и когда происходило с его автомобилем, — через личный кабинет на сайте или с помощью специального мобильного приложения для смартфона.
WayRay выдает водителю на лобовое стекло яркую линию маршрута, границы дорожной разметки, указатели безопасного расстояния до ближайшего автомобиля с учетом скорости, расстояние до предстоящего маневра, рекомендуемую скорость для данного участка дороги и массу другой полезной информации.
На данном этапе развития технологии речь идет лишь об удобствах для отдельно взятого водителя, пользующегося системой. Однако Виталий Пономарев смотрит гораздо дальше и шире: самое интересное начнет происходить на улицах городов тогда, когда пользователей системы станет много, причем WayRay каждого окажется на связи с городской службой информации и автоматизации дорожного движения. Вот тогда-то трафик в городах и станет по-настоящему «умным» — будет распределяться по улицам самым оптимальным образом во избежание пробок и наносить минимальный вред экологии. «Остановка автомобиля перед светофором и последующий разгон — всегда потеря топлива, — приводит пример Виталий. — Наша система сможет заранее рекомендовать водителю снизить скорость — с учетом цикла работы светофора и числа
2 Аббревиатура от англ. controller area network — бортовая «ИТ-система», объединяющая в сеть различные датчики и исполнительные устройства.
других участников движения, — чтобы проехать перекресток без остановки».
Или взять хотя бы функцию автоматического оповещения о ДТП, которая также предусмотрена в системе WayRay. Технически это уже осуществимо: стоит автомобилю попасть в аварию, как видеосъемка происшествия тут же автоматически отправляется по 3G-каналу на сервер городской службы или к страховщику А теперь представьте себе, куда нас может завести развитие этой идеи со временем — при соответствующем масштабировании. Отпадет необходимость выезда инспекторов ГИБДД на место — по крайней мере на небольшие аварии, из-за которых сейчас на долгие часы парализуется
лисов. Не говоря уже о проблемах экономических. Так, за прошлый год средняя скорость автомобильного движения на улицах Москвы снизилась с 27 почти до 23 км/ч. Серьезность такого удара по экономике столицы трудно оценить в деньгах. Но «потерянные 4 км/ч», настаивает Пономарев, играют весьма важную роль в логистике города.
Расширитель реального
Еще три года назад Виталий Пономарев занимался проектами, весьма далекими от разработки новых технологий: у него было свое маркетинговое агентство. Идея нового бизнеса родилась из чистой воды фантазии. Сидя в своем офисе в одной из башен «Москва-Сити», Пономарев раз-
ââ,
I Виталий Пономарев мечтает о времени, когда пользователи его системы и городские службы автоматизации
дорожного движения сформируют единую информационную сеть. Вот тогда-то трафик в городах станет по-настоящему «умным» и будет распределяться по улицам самым оптимальным образом! i
ff
движение: съемка с камер всех участников ДТП позволит составить объективную картину происшествия — быстро и в удаленном режиме. Более того: Пономарев обещает, что в городе будущего даже функцию определения виновника ДТП человек получит лишь в самых спорных случаях — ведь большинство стандартных ситуаций на дороге вполне способна разобрать беспристрастная ИТ-система, которая проанализирует все полученные данные и тут же вынесет свой вердикт.
Глава WayRay называет все это «транспортной экосистемой города будущего», в которой все автомобилисты и городские службы объединены в информационную сеть, важнейший элемент которой — технология дополненной реальности. По мнению Пономарева, это ключ к решению транспортных и экологических проблем мегапо-
глядывал через огромные окна от пола до потолка соседний деловой центр, заселенный множеством компаний. Неплохо было бы, глядя на чьи-то окна, сразу узнавать, что это за компания и чем занимается, подумалось ему: ведь там могут быть потенциальные клиенты агентства. Как это можно реализовать? Можно оцифровать здание и перенести в виртуальное пространство, снабдив информацией об арендаторах, — в виде сайта. Можно придумать гаджет на манер подзорной трубы с всплывающими в окуляре «подсказками». Кажется, это называется «дополненная реальность»...
Тратить время и силы на придумывание инструмента для праздного разглядывания чего бы то ни было, разумеется, не хотелось. А вот то, что подобная технология может быть очень востребованной среди автомобилистов,
стало понятно сразу. Постепенно будущее устройство обрастало дополнительным функционалом и способностями. Первоначально Виталий Пономарев рассчитывал лишь придумать концепт продукта, а потом найти команду разработчиков для технической реализации. Но нет: масштаб задач оказался таков, что в итоге пришлось самому перековываться в технологического предпринимателя и посвятить стартапу все свое время. Вместе с двумя другими участниками проекта устроили мозговой штурм и детально проработали техническое задание и бизнес-план. С этими документами на руках Виталий Пономарев отправился за рубеж, чтобы встретиться с представителями известной американской
но иначе. Аналогичным образом поступали с расположением различных элементов интерфейса: нам приходилось тестировать разные варианты. И по-другому было нельзя».
Самому Виталию на время пришлось забыть о своем экономическом образовании и подналечь на изучение оптики. Ведь ему предстояло решить ключевую техническую задачу — сделать возможным изображение с фокусом в бесконечность, а не на поверхности лобового стекла автомобиля. Тяга к физике у него была всегда, так что разбираться в принципах работы колли-маторных прицелов истребителей, в которых прицельная метка также проецируется в бесконечность, ему было не в тягость.
йй
1у небольшого стартапа wayray есть все шансы сразу шагнуть в мир большого бизнеса и стать партнером гигантов автопрома. По крайней мере, тех из них, кто отстал с разработкой собственных ar-теxнoлoгий i
ff
ЗОт англ. crowd funding — «толпа» и «финансирование» — кампании по сбору средств на различные цели, включая коммерческие проекты; как правило, координируются через Интернет. Подробный обзор инструмента см. в статье: «Ковровые» коммуникации»// Бизнес-журнал. — 2012. — №5. — С. 82.
венчурной компании. Инвесторы вроде бы впечатлились, но вкладываться согласились лишь тогда, когда появится прототип устройства. «Мы задумали очень сложную систему, которая требовала не менее 100 млн евро инвестиций, — признается Пономарев. — И череда дальнейших встреч с инвесторами помогла нам понять, что нужно начинать с чего-то более простого и на первых этапах постараться как можно больше сделать собственными силами».
Частный инвестор у проекта все-таки появился. Миллиона долларов хватило, чтобы изготовить прототип устройства. Сам Пономарев уверяет, что для проекта такого масштаба, как WayRay, — это относительно небольшая сумма. Самым дорогим оказалось прототипирование софта. «Нам приходилось делать многое из того, что потом по сути выбрасывалось, — рассказывает он. — Мы создавали, проверяли, как работает, — и делали все снова,
Возможны варианты
Итак, прототип системы WayRay уже есть. Собран из импортных компонентов — китайских, корейских, американских, японских (российские, как ни жаль, не сгодились). На следующий шаг — разработку промышленного образца и запуск производства — потребуется, по оценкам Пономарева, еще 5 млн долларов. Сумма его не пугает: просто нужно выбрать оптимальный способ «поднять» такие инвестиции. Продавать значительную долю в компании венчурным инвесторам, чтобы привлечь деньги на развитие, он пока не торопится. «Я достаточно уверен в своей разработке, чтобы взять банковский кредит, — говорит он. — Но для этого нужно иметь гарантию, которую мог бы предоставить, например, один из институтов развития». Другой вариант — получить финансирование непосредственно какого-либо института развития: руководитель WayRay
всерьез задумывается о запуске производственного предприятия в России — при условии государственной поддержки.
В России свои устройства Виталий Пономарев рассчитывает продавать за 15-25 тыс. рублей в зависимости от комплектации и дизайна (владельцам дорогих авто, надо полагать, может потребоваться люксовое исполнение). Но конечный потребитель — вовсе не единственное направление продаж. В автопроме найдутся и промышленные партнеры, которые — не исключено! — захотят интегрировать систему WayRay в свои автомобили. Где их искать, ясно как божий день — среди производителей автомобилей люксовых брендов, которые по какой-то причине отстали от конкурентов в развитии собственных HUD-технологий. «Без этих технологий они начинают выглядеть аутсайдерами рынка, — объясняет Пономарев. — А с нашей помощью могут быстро догнать конкурентов». И тут возможны различные варианты сотрудничества маленькой WayRay с автогигантами: она может создавать для них эксклюзивные решения или предоставлять платформу, которую заказчик станет использовать по своему усмотрению за определенные роялти. Как уверяет стар-тапер, весьма обнадеживающие переговоры с одним из крупных европейских автопроизводителей у него уже прошли.
Пока же Виталий Пономарев решил опробовать популярный нынче в США метод краудфан-динга3 и уже в начале этого года заявить свой проект на самой известной американской онлайн-платформе Kickstarter. Собрать он намеревается не менее $10 млн. А что? Один раз такую рекордную для краудфандинга сумму Kickstarter уже собирал — для стартапа Pebble Technology в мае 2012 года. Почему бы не попытать счастья и российскому проекту? Не получится — все равно неплохо: даже неудачная попытка позволит заявить о себе в зарубежной инновационной среде. Но шансы на успех имеются: все-таки дополненная реальность нынче штука модная! ■