Научная статья на тему 'Дорогая, а главное редкая. Обзор сегмента ЛС для лечения редких и высокозатратных нозологий'

Дорогая, а главное редкая. Обзор сегмента ЛС для лечения редких и высокозатратных нозологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕДКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ОРФАННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЛЬГОТНЫЕ КАТЕГОРИИ / АУКЦИОННЫЕ ЗАКУПКИ / RARE DISEASES / ORPHAN DRUGS / PUBLIC FINANCING / CATEGORIES OF REIMBURSED DRUGS / AUCTION PURCHASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Инна

В сфере обеспечения групп населения, страдающих редкими, или «сиротскими», заболеваниями, есть множество проблем. Шаги, принимаемые правительством для их решения, позволяют говорить о том, что ситуация постепенно сдвигается с мертвой точки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPENSIVE AND RARE. OVERVIEW OF THE MARKET OF DRUGS FOR THE TREATMENT OF RARE AND COSTLY NOSOLOGIES

Pharmaceutical provision of patients suffering from rare or «orphan» diseases is characterized by a number of challenges. Thanks to the actions taken by the government to address those challenges, the situation starts to change for the better.

Текст научной работы на тему «Дорогая, а главное редкая. Обзор сегмента ЛС для лечения редких и высокозатратных нозологий»

PEMtiïUUM 2м0а1й 33

Инна СИДОРОВА, «Ремедиум»

Дорогая, а главное редкая

ОБЗОР СЕГМЕНТА ЛС ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ

РЕДКИХ И ВЫСОКОЗАТРАТНЫХ НОЗОЛОГИИ

В сфере обеспечения групп населения, страдающих редкими, или «сиротскими», заболеваниями, есть множество проблем. Шаги, принимаемые правительством для их решения, позволяют говорить о том, что ситуация постепенно сдвигается с мертвой точки.

Ключевые слова: редкие заболевания, орфанные препараты, государственное финансирование, льготные категории, аукционные закупки

Год 2012-й объявлен в России годом орфанных заболеваний — столь пристальное внимание государства к этой проблеме свидетельствует об увеличении социальной ответственности государства, направленной на поддержание здоровья населения. В сфере обеспечения групп населения, страдающих редкими, или «сиротскими», заболеваниями, есть множество

проблем. Шаги, принимаемые правительством для их решения, позволяют говорить о том, что ситуация постепенно сдвигается с мертвой точки. Хотелось бы отметить, что термин «орфанные» одним из первых прозвучал на страницах нашего издания. В журнале Ремедиум №6 (64) за 2002 г. в статье Елены Вольской «Сиротские лекарства» — шанс для российских производи-

таблица Г 1 Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности

1. Гемолитико-уремический синдром

2. Пароксизмальная ночная гемоглобинурия (Маркиафавы-Микели)

3. Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (синдром Эванса)

4. Классическая фенилкетонурия

5. Другие виды гиперфенилаланинемии

6. Тирозинемия

7. Нарушения обмена гистидина

8. Болезнь «кленового сиропа»

9. Изовалериановая ацидемия

10. Метилмалоновая ацидемия

11. Пропионовая ацидемия

12. Гомоцистинурия

13. Глютарикацидурия

14. Гиперлизинемия

15. Болезнь Помпе

16. Недостаточность галактокиназы

17. Галактоземия

18. Болезнь Фабри (-Андерсон)

19. Болезнь Нимана-Пика

20. Мукополисахаридоз, тип I

21. Мукополисахаридоз, тип II

22. Мукополисахаридоз, тип VI

23. Нарушения обмена меди (Болезнь Вильсона)

24. Легочная (артериальная) гипертензия (идиопатическая) (первичная)

Key words: rare diseases, orphan drugs, public financing, categories of reimbursed drugs, auction purchases

Pharmaceutical provision of patients suffering from rare or «orphan» diseases is characterized by a number of challenges. Thanks to the actions taken by the government to address those challenges, the situation starts to change for the better. Inna SIDOROVA, «Remedium». EXPENSIVE AND RARE. OVERVIEW OF THE MARKET OF DRUGS FOR THE TREATMENT OF RARE AND COSTLY NOSOLOGIES.

телей?» был представлен анализ Постановления ЕС о введении этого нового понятия на фармацевтическом рынке и, по сути, об образовании нового сегмента рынка — орфанных препаратов. На правительственном уровне о редких заболеваниях в России заговорили относительно недавно — в 2008 г. появилась программа государственного финансирования льготников, страдающих редкими1 заболеваниями, стоимость лечения которых в десятки раз превышает затраты на льготников программы ОНЛС (ранее ДЛО). В результате стали централизованно закупаться лекарственные средства (ЛС) для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и тканей. Сегодня пере-

1 В России сейчас редкими признаются заболевания при показателе заболеваемости не более 10 больных на 100 000 населения. В Европе статус орфанной присваивается нозологии, заболеваемость которой составляет 5 случаев на 10 000 человек.

РОССИИСКИИ И ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ

рисунок Г 1 Основные перечни редких заболеваний, существующих в России

230 НОЗОЛОГИИ

Перечень будет регулярно корректироваться и дополняться при появлении новых зарегистрированных случаев редких заболеваний

24 ЖИЗНЕ-УГРОЖАЮЩИЕ НОЗОЛОГИИ

Региональный бюджет;

федеральные субсидии (возможны после формирования регистра пациентов)

«7 НОЗОЛОГИИ»

Федеральный бюджет (с 2014 г. закупки за счет субвенций федерального бюджета будут осуществлять регионы)

рисунок Г 2 Число лончей новых молекулярных субстанций в США 2002—2011

6

_ 7 5 3

3 5

13 15 12

оо

0 0 0 0

оо оо оо оо

- Новый механизм □

6

5

6

12

| | — Орфанные

| | — Существующий механизм

13

8

6

6

6

9

0

34 июнЬ Р€МШииМ

чень централизованно закупаемых ЛС за счет средств Федерального бюджета включает 18 МНН. Согласно докладу Татьяны Голиковой «Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2011 г. и задачах на 2012 г.» численность пациентов, которым требуется дорогостоящее лечение по программе «7 нозологий», в январе 2012 г. составила 116 500 человек. После удачного старта этой программы многие заговорили о необходимости ее расширить. Однако правительство представило отдельный перечень из 24 нозологий — так называемых редких, жизнеугрожающих заболеваний (табл. 1). Финансирование больных этими заболеваниями будет осуществляться регионами, однако не исключается механизм софинансирования дотационных регионов, не способных обеспечить таких пациентов лекарственными препаратами. Планируется, что список будет обновляться раз в полгода. Помимо этого списка был создан общий перечень редких заболеваний из 230 наименований, который будет регулярно пересматриваться при появлении новых зарегистрированных случаев редких заболеваний (рис. 1).

Отдельного списка препаратов для лечения жизнеугрожающих заболеваний пока нет, поэтому, анализируя рынок орфанных препаратов, мы ориентировались на Список редко применяемых медицинских технологий Формулярного комитета2. Из представленного Формулярным комитетом списка для анализа было отобрано 35 МНН (83 торговых марки). Согласно данным аналитического агентства IMS Health, среди них основные продажи приходятся на противоопухолевые препараты, а также ЛС для лечения гемофилии, при этом средняя стоимость упаковки этих препаратов составляет 50 000—60 000 руб. (табл. 2). В 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года максимальный прирост продаж в стоимостном выражении пришелся на препарат для лечения множественной миеломы — лена-лидомид (Ревлимид) и препарат для лечения легочной артериальной ги-пертензии — бозентан (Траклир). Общий объем закупок препаратов данно-

го списка за прошлый год составил около 30,2 млрд. руб., это на 4% меньше, чем в 2010 г. Снижение объемов главным образом обусловлено снижением стоимости контрактов на поставки за счет приобретения более дешевых аналогов.

Закупка лекарств на аукционах по принципу низкой цены вызывает множество споров. Понятие биоэквивалентности крайне важно, особенно в сегменте закупок дорогостоящих ЛС. Многие представители фармацевтических сообществ и пациентских органи-

2 Формулярный комитет является общественным экспертным органом Российской академии медицинских наук, правопреемником экспертного органа, созданного в 1997 г. С 2000 года за экспертным органом закрепилось название Формулярный комитет МЗ РФ (Приказ МЗ РФ от 02.08.00 №304 «О Формулярном комитете МЗ РФ»). Одной из функций формулярного комитета относится участие в ежегодном пересмотре Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств; Перечня жизненно необходимых лекарственных средств Формулярного комитета; Перечня лекарственных средств для оказания медицинской помощи в условиях стационара; негативного перечня медицинских технологий; редко применяемых (сиротских) медицинских технологий.

заций неоднократно обращались к правительству с просьбой урегулировать этот вопрос. То, что государство, стремясь обеспечить большее число льготников, прибегает к экономии — факт неоспоримый. Вместе с тем есть примеры, когда льготники отказываются от терапии препаратом-аналогом по причине возникающих сильных побочных эффектов, непереносимости или из-за меньшей эффективности по сравнению с оригинальным препаратом. Невостребованность таких лекарственных препаратов вызывает вопрос о целесообразности подобной экономии, особенно в условиях, когда многие пациенты вынуждены приобретать лекарства за свой счет.

Проблемы существуют и на уровне регистрации орфанных препаратов. Редкие заболевания подразумевают, что число больных ими крайне мало, а это, соответственно, затрудняет набор таких больных для проведения клиничес-

ДОРОГАЯ, А ГЛАВНОЕ РЕДКАЯ. ОБЗОР СЕГМЕНТА ЛС ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ РЕДКИХ НОЗОЛОГИЙ

ршшиим 35

таблица Г 2 Сравнительный анализ продаж редко применяемых медицинских препаратов (без учета розничного коммерческого сегмента)

МНН Число торговых наименований Прирост потребления в упак., 2011 Объем продаж в млн. руб., 2011 Средняя цена за упак., тыс. руб.

адалимумаб 1 80 121,2 75,3

алтеплаза 1 -15 446,4 22,9

бозентан 1 106 27,5 205,3

бортезомиб 1 4 4416,7 53,6

дазатиниб 1 31 108,1 244,1

десмопрессин 4 -1 289,9 2,3

деферазирокс 1 -39 49,8 72,0

дорназа альфа 1 20 955,1 8,0

идурсульфаза 1 18 463,7 309,1

иматиниб 1 9 4963,7 66,2

имиглюцераза 1 -2 1074,2 71,8

инфликсимаб 1 26 1576,2 41,7

кортикотропин 1 -45 7,3 0,8

ларонидаза 1 7 158,1 73,8

леводопа + карбидопа 4 -37 19,1 1,4

леналидомид 1 438 129,5 535,1

микофеноловая кислота 1 -2 533,1 12,7

микофенолата мофетил 3 7 253,7 4,5

молсидомин 4 15 8,6 0,1

нилотиниб 1 46 129,1 240,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

октоког альфа 2 17 1114,6 7,8

паклитаксел 1 42 37,8 7,0

ритуксимаб 1 13 4921,5 45,6

соматропин 5 -12 341,4 1,3

такролимус 3 35 580,1 5,1

тобрамицин 8 40 90,8 1,7

фактор свертывания крови IX 5 4 526,5 4,5

фактор свертывания крови VIII 7 -5 4413,6 5,6

фактор свертывания крови VIII + фактор Виллебранда 1 -37 66,2 19,4

флударабин 5 4 305,1 18,7

циклоспорин 8 2 589,8 3,3

эверолимус 2 -20 73,2 43,8

элтромбопаг 1 — 0,6 95,0

эптаког альфа (активированный) 2 -18 1405,5 53,0

эсмолол 1 -5 9,7 2,4

Источник: IMS Health

ких исследований, в результате процесс регистрации может затягиваться на длительный период. Регистрация также невозможна при отсутствии заявки от производителя, т.е. если он не планирует выходить на российский рынок со своим продуктом, зарегистрировать орфанный препарат на территории РФ невозможно. Что касается ввоза таких препаратов, то здесь процедура была

упрощена. Новый порядок ввоза незарегистрированных лекарственных препаратов ограничивает максимальный срок рассмотрения заявки до 5 дней, помимо этого подать заявку теперь можно на местах (ранее пациентам или представителям необходимо было приезжать в Москву).

Осуществлять мониторинг заболеваемости, а также определять количество

таких больных в отдельных регионах с целью оказания им дополнительной финансовой помощи поможет федеральный регистр этих больных. Помимо экономической составляющей, регистры пациентов позволят оценивать терапевтический эффект орфанных препаратов, а также стать базой для дальнейшего изучения этих болезней. Несмотря на существующие проблемы в законодательстве, а также отсутствие преференций для производителей препаратов для лечения сиротских заболеваний, эксперты отмечают интерес крупных западных компаний к таким препаратам. Если раньше их разработкой занимались, как правило, небольшие биотехнологические компании, то сейчас орфанные препараты начинают включать в свои портфели уже крупные корпорации. Кроме того, западные аналитики прогнозируют, что следующие 3 года лекарства-сироты станут драйверами роста мирового фармацевтического рынка. При среднем темпе роста рынка в 3—4% сегмент орфанных препаратов будет расти в среднем примерно на 40% в год к 2020 г. Столь бурному росту способствует, прежде всего, государственная политика стран США и Европы. Например, принятый в 1983 г. в США закон об орфанных препаратах (Orphan Drug Act) поощряет компании, занимающиеся разработкой этих ЛС путем предоставления налоговых льгот и продления периода эксклюзивности данных регистрационных досье ЛС. Согласно докладу IMS Institute for Healthcare Informatics в 2011 г. на 9 вышедших оригинальных лекарственных препаратов пришлось 12 препаратов для лечения редких заболеваний (рис. 2).

Ни одно государство не может полностью обеспечить потребность больных редкими заболеваниями в ЛС, поэтому решать эту проблему государству, бизнесу, а также общественным организациям необходимо совместными усилиями. Создание комфортных условий для компаний-производителей, а также конструктивный диалог с общественными организациями могут снять большую нагрузку с государства. Как показывает мировая практика — это вполне осуществимо.

Ф

фРШбПШ

Новое поколение справочныкое

для высоких стандартов врачебной практики

АТЛАСЫ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

УНИКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АТЛАСА

^^^ ы В

н п,

|1гть ПН* К

Л _ ы1 кпч^в. т—гт~

* н

[ 1 .'' ■ты л

- ■ л-- ^МЛ

иАЁь. Як. -н

■ Наличие исол ТН с высокой (более 40%) првдстовлеиносгью воптичнОй рознице

* Результаты маркетинговые исследований, включающие среднюю стоимость прелорша в аптеке

■ Визуализированные дойные по взаимодействию лекарственных средств

* Широкий спектр медицински* направлений

* Удобное н ав нгсци и, альбомный формат и качественная полиграфия

н

В 2012 году

запланирован #

выпуск Атласов I + I

по специальностям: * Г

• Кардиология > Урология

• Ревматологии

• Бр□ типупьмонолагш к ЛОР + Педиатрия

Тел.: 7

wwwTemedijm.ru

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ

РЕМШииМ 37

NB!!! [дополнительная информация]

СТОМАТОФИТ®

АО «Фитофарм Кленка», Польша. Эксклюзивный дистрибьютор ЗАО «Европлант», Россия

Состав: экстракт для местного применения (жидкий) 100 г содержит цветков ромашки аптечной 13 г, коры дуба 13 г, листьев шалфея лекарственного 13 г, травы арники 6,5 г, корневищ аира 6,5 г, листьев мяты перечной 6,5 г, травы тимьяна обыкновенного 6,5 г.

Форма выпуска: экстракт жидкий для местного применения по 50 и 100 мл во флаконе. Показания: применяют для полосканий при воспалительных заболеваниях полости рта — стоматит, гингивит, пародонтит и др.

Способ применения и дозы: 7,5 мл препарата развести в 50 мл (1/4 стакана) теплой кипяченой воды. Полученный раствор использовать для полосканий полости рта. Процедуру повторять 3-4 раза в день. Курс лечения 10—15 дней. Проведение повторного курса лечения возможно после консультации с врачом. Для дозирования использовать мерный стаканчик, вложенный в упаковку. Перед употреблением взбалтывать.

( ОТС — отпускается без рецепта.

Экстракт для местного применения

РЫНОК ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ МЕСТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ

Объем продаж, млн. руб.

В сегменте препаратов для местного использования, применяемых в стоматологии1, находится порядка 10 торговых марок, при этом почти половина всех продаж приходится на комплексный растительный препарат Стоматофит®. Он является лидером по объему продаж в денежном выражении, по итогам 2-х месяцев (февраль-март) 2012 г. его продажи превысили 34,5 млн. руб. Лекарственное средство Стоматофит® оказывает противовоспалительное, вяжущее и антисептическое действие, которое обусловлено входящими в его состав 7 лекарственными растениями. В 2011 г. препарат претерпел изменения: первоначальный объем упаковки вместимостью 45 и 120 мл был заменен на новый — 50 и 100 мл соответственно. Для удобства потребителей флакон был снабжен полиэтиленовым ограничителем вытекания, а также завинчивающейся крышкой с контролем первого вскрытия и мерным стаканчиком. В 2012 г. произошла смена дизайна упаковки.

1 Анализ розничных продаж ОТС-препаратов жидкой лекарственной формы группы А01А (по АТС-системе классификации EphMRA).

Свид. о гос. регистрации: П N013059/01 от 07.08.2007 Дата изменения: 20.04.2012 ф

38 июн Р€МШииМ

_20 12_

РОССИИСКИИ И ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ

Виталий СМЕРДОВ:

« КОМПАНИ! Я "С

СТРАТЕГИЮ "ФАРМА - 2020

Принятая два года назад в России «Стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2020 г.» поставила перед фармацевтической отраслью цель — наполнить отечественный рынок препаратами собственного производства, постепенно переходя от выпуска дженериков на инновационную модель развития. Насколько амбициозна эта задача для отечественных фармацевтических производителей и как она конкретно решается в отдельно взятой компании, мы решили выяснить у Виталия СМЕРДОВА, ген. директора ЗАО «ФармФирма «Сотекс».

?— Виталий Леонидович, как Вы относитесь к принятию данной • «Стратегии», насколько велика ее роль в развитии отечественной фармацевтической промышленности? — Я расцениваю это как очень нужный и важный шаг, особенно с учетом тех изменений, которые произошли в стране за последние 20 лет. В 90-е годы, когда в бывшем СССР началось формирование рыночных отношений, фармацевтическая отрасль, как и многие другие секторы экономики, оказалась в очень сложном положении. Специализация, существовавшая в государствах, входящих в Совет экономической взаимопомощи, одним из участников которого была наша страна, существенно ограничивала деятельность отечественного фармпро-ма. В результате в новой России собственная фармацевтическая промышленность не дотягивала до современного уровня мировых компаний, при этом потребность в лекарствах была огромная. Разумеется, этим воспользовались иностранные игроки, увеличив поставки ввозимых препаратов. По мере того как отечественный рынок развивался, все больший интерес к нему проявляла Big Pharma: мировые производители начали активно продвигать в России свои продукты. Поскольку возможности и ресурсы западных и российских участников рынка были несоизмеримы, формирование современной отечественной фармацевтической промышленности оказалось под угрозой. Требовались системные шаги государства по поддержке отрасли. Такими шагами стало принятие Стратегии «Фарма—2020» и появление

Федеральной целевой программы (ФЦП), благодаря которой отрасль получила преференции и льготы: софи-нансирование государством некоторых разработок, обеспечение технического перевооружения, развитие кадрового потенциала и информационной инфраструктуры. Появились такие дополнительные возможности, как таможенные послабления при ввозе некоторых видов оборудования и 15%-ные преференции при государственных закупках. Важно отметить, что принятие Стратегии «Фарма—2020» и ФЦП свидетельствуют об изменившемся векторе интересов и новых приоритетах государства.

?— Компания «Сотекс» почувствовала поддержку государства?

• — Не просто почувствовала, а стала активным участником реализации Стратегии. В ее рамках мы выводим на рынок новые продукты, в т.ч. входящие в Пере-

чень стратегически важных лекарств. Хочу подчеркнуть, что сегодня «Сотекс» является одним из немногих российских предприятий, на практике воплощающих Стратегию «Фарма—2020». Мы не только предлагаем рынку качественные отечественные аналоги известных зарубежных брэндов по доступной цене, но и активно идем по пути создания инновационных препаратов. Первым шагом стало открытие линии преднапол-ненных шприцев и выпуск препарата Эральфон. Другой важный шаг — вхождение компании, как структурного подразделения ГК «ПРОТЕК», в состав биофармацевтического кластера «Северный». В рамках кластера компания намерена реализовывать совместные проекты с ЦВТ «ХимРар», взаимодействовать с другими ведущими научными центрами страны, ориентированными на создание и внедрение наукоемких инновационных продуктов.

?— Какие препараты помимо Эральфона являются основными

• брэндами компании «Сотекс»?

— Компания «Сотекс» стремится улучшить качество жизни людей, предлагая широкий ассортимент высокоэффективных препаратов для лечения различного рода заболеваний. В настоящее время основу продуктового портфеля составляют лекарства, применяемые в кардиологии, неврологии, ревматологии, онкологии и нефрологии. Основными брэндами являются Лик-ферр100, Амелотекс, Нейрокс, Церетон, Фламакс, КомплигамВ, БлоккоС, Нему-лекс и др.

?— Стратегия «Фарма—2020» предполагает увеличение экспор-

• та фармацевтической продукции в 8 раз к 2020 г. Насколько это совпадает со стратегическими целями компании «Сотекс»?

— Развитие экспортного направления компания начала в 2009 г. За это время выручка по обороту экспорта продукции увеличилась в 4 раза и продолжает расти. На данный момент «Сотекс» поставляет продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья — Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Кыргызстан, Македонию, Армению и др.

?— Закон «Об обращении ЛС» обязал российских фармацевтических

• производителей до 1 января 2014 г.

РШШЦЦМ 39

перейти на стандарты GMP. Пока это сделали немногие: порядка 10% участников рынка работают согласно правилам GMP, еще около 40% — имеют отдельные цеха. Что, по Вашему мнению, препятствует реализации этой задачи?

— Гармонизация российских стандартов качества с международно признанными правилами GMP — основной вектор развития отечественной фармацевтической промышленности. Для реализации этой задачи, во-первых, необходимо создать соответствующую инфраструктуру, а во-вторых, персонал должен постоянно, на уровне рефлекса, соблюдать правила GMP. Для большинства российских предприятий эта задача очень непростая. Старые советские заводы создавались без учета современных требований, и перестроить их практически невозможно. Не менее сложно привить сотрудникам культуру GMP. Это длительный процесс. Должна сформироваться генерация людей, которые будут работать по GMP и передавать накопленный опыт новичкам.

?— В какой степени эта задача решена в компании «Сотекс»? — Нам было легче, чем другим участникам рынка, внедрять стандарты GMP, поскольку наш завод (он был запущен в 2005 г.) создавался с нуля, изначально с этой идеологией. Предприятие оснащено современным оборудованием ведущих мировых производителей, на нем работают сотрудники, подтвердившие свою квалификацию. В течение года компания проходит не менее двух технологических аудитов известных зарубежных компаний (Nyco-med, Sanofi и др.).

?— Как на заводе организована система контроля качества?

• — Вопрос качества продукции был и остается приоритетным для нашей компании.

На предприятии работает служба качества, в которую входят три подразделения: отдел контроля качества, отдел обеспечения качества и отдел обучения персонала производственного комплекса.

В функции отдела обеспечения качества входит внедрение и поддержание системы обеспечения качества при производстве фармацевтической про-

дукции. Отдел осуществляет введение и контроль соответствующих докумен-тационных систем согласно требованиям GMR Отдел обучения персонала производственного комплекса проводит работу по обучению сотрудников на безошибочное выполнение задач, поддержанию необходимого уровня квалификации персонала, освоению прогрессивных технологий. В отдел контроля качества входят три лаборатории: аналитическая, микробиологическая и лаборатория контроля и документации. Здесь осуществляется отбор проб на входной контроль. Также сотрудники отдела осуществляют отбор проб и проведение межоперационного контроля на всех стадиях производства ЛС, от приготовления раствора до упаковки. Важно отметить, что подтверждение качества продукции осуществляется путем сертификации в рамках действующего законодательства.

?— Вы затронули вопрос обучения кадров. Расскажите, пожалуйста,

* об этом поподробнее.

— Мы понимаем, что люди — наш главный ресурс, который позволит нам успешно конкурировать в будущем с другими участниками рынка. Поэтому мы тщательно подбираем кадры, обучаем их новейшим технологиям производства ЛС, работе на современном оборудовании, знакомим с действующими стандартами производства.

В компании реализуется система внутреннего и внешнего обучения. Ключевой персонал, занятый в производственном процессе, на этапах контроля прошел стажировку за рубежом на предприятиях ведущих европейских фармацевтических производителей. Для остальных сотрудников проводится обучение в учебном центре на территории производственного комплекса. Ни один сотрудник, не прошедший полный курс обучения и последующую итоговую аттестацию, не допускается до работы.

? — Компания «Сотекс» одной из первых в стране пошла по пути

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• импортозамещения. Как Вы сегодня оцениваете этот стратегический выбор?

— В данном контексте я бы говорил не об импортозамещении, а о производст-

ве высококачественных препаратов на территории России. Сегодня на это направлены основные усилия «Сотекса». Компания выпускает эффективные, современные и востребованные препараты, использование которых дает несомненные плюсы: здравоохранение получает возможность экономии бюджета при государственных закупках, пациенты могут лечиться безопасными и доступными ЛС, а сама компания — развиваться и инвестировать в создание новых продуктов. Наряду с выпуском собственной продукции мы столь же активно занимаемся трансфером технологий — реализацией лицензионных проектов с нашими зарубежными партнерами — представителями Big Pharma, решившими локализовать производство в России. В рамках этих проектов мы не только гарантируем качество выпускаемой продукции, но и отвечаем за ее продвижение и сбыт.

?— Какие препараты компания «Сотекс» сегодня выпускает в парт* нерстве с ведущими мировыми фармпроизводителями?

— Мы предоставляем зарубежным производителям проверенные практикой решения, позволяющие ускорить и облегчить процесс переноса производства в Россию и его организацию в соответствии с требованиями GMP. Наиболее успешные лицензионные проекты: Структум (Pierre Fabre) — с 2004 г., Палин (Lek) — с 2004 г., Клафоран (Sanofi) — с 2005 г., Актовегин (Nycomed)

— с 2006 г., Урографин (Bayer) — с 2008 г.

?— В чем в данном случае заключается основной интерес компаний • Big Pharma?

— Такое взаимодействие позволяет западной компании получить ощутимый синергетический эффект. В рамках договора мы берем на себя ответственность за часть ее препаратов, а компания, в свою очередь, может сконцентрировать усилия на более приоритетных направлениях развития. Кстати, «Сотекс» давно идет по этому пути, предлагая партнерам полный спектр услуг — от осуществления полного производственного цикла до маркетинговой поддержки и реализации ЛС.

Беседовала Ирина ШИРОКОВА. ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.