© Гильдеева ПН., Картавцова Т.В., 2014 УДК 614.2:615.2/.3.03:616-039.42
Гильдеева Г.Н.1, Картавцова Т.В.2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРФАННЫХ ПРЕПАРАТОВ
1Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, 119435, Москва, Россия; ^Департамент государственного регулирования обращения лекарственных средств Минздрава РФ, 127994, Москва, Россия
Проанализировано законодательство США, стран Европейского союза и Японии в отношении орфанныа заболеваний и препаратов, разработанных для их лечения (орфанные препараты). Рассмотрены основные особенности и этапы регистрации орфанных препарато в США, странах Европейского союза и Японии. Орфанные препараты в Российской Федерации, обзор фармацевтического рынка орфанных препаратов. Законодательное регулирование обращения орфанных препаратов в Российской Федерации, трудности и перспективы.
Ключевые слова: орфанные заболевания; регистрация орфанных препаратов; регулирование обращения орфанныш препаратов.
THE LEGAL REGULATION OF LIFE CYCLE OF ORPHAN PHARMACEUTICALS
Gildeyeva G.N.1, Kartavtsova T. V.2
'The I.M. Sechenov first Moscow medical university of Minzdrav of Russia, 119992, Moscow, Russia; 2The department of public regulation of turnover of pharmaceuticals of Minzdrav of Russia, 127994 Moscow, Russia
The legislation of the USA, countries ofEU and Japan is analyzed concerning orphan diseases and pharmaceuticals developed for their treatment (orphan pharmaceuticals). The main characteristics and stages of registration of orphan pharmaceuticals in the USA, countries of EU and Japan are considered. Thee peculiarities of orphan pharmaceuticals and pharmaceutical market of orphan pharmaceuticals in the Russian Federation are discussed. The legislative regulation of turnover of orphan pharmaceuticals in the Russian Federation and corresponding obstacles and perspectives are considered.
Keywords: orphan diseases; registration; orphan pharmaceuticals; regulation; turnover of orphan pharmaceuticals.
Исторически сложилось так, что медицина в основном направлена на более или менее распространенные и хорошо известные, социально значимые заболевания. Пациенты же с редкими болезнями являются одной из актуальных проблем системы здравоохранения.
Редкие/орфанные ("сиротские") заболевания затрагивают незначительную часть населения и имеют настолько низкую встречаемость, что необходимы особые усилия для привлечения к ним внимания. Для лечения таких заболеваний применяют специально разработанные фармацевтические средства — орфанные препараты (англ. orphan drug).
В настоящее время не существует единого перечня редких заболеваний, признанного на международном уровне, а также утвержденных критериев, в соответствии с которыми болезнь или патологическое состояние было бы отнесено к категории орфанных заболеваний. Даже определение термина "редкое/орфанное заболевание" в законодательствах разных стран различается. Так, в США редким/орфанным заболеванием считается патология, диагностированная менее чем у 200 тыс. человек, что составляет менее 6,4 пациента на 10 тыс. человек (из расчета, что население США составляет 314 млн. человек) [1], в странах Европейского союза (ЕС) болезнь или патологическое состояние относят к категории редких заболеваний, если уровень заболеваемости не превышает 5 случаев на 10 тыс. человек (т.е. 1 случай на 2 тыс. человек) [2], в Японии заболеванию присваивают статус орфанного, если оно встречается у одного (1) из 50 тыс. человек [3] (табл. 1). В России орфанными являются "... заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев на 100 тыс.населения." (Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" Ста-
тья 44. Медицинская помощь гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями) [4].
Перечень орфанных заболеваний пополняется ежегодно, количество больных неуклонно растет. По данным EURORDIS [6], на сегодняшний день в мире существует около 7 тыс. орфанных заболеваний, из которых 80% имеют генетическую природу. Две трети редких заболеваний проявляются в раннем детском возрасте. В 65% случаев они приводят к инвалидности, в 35% случаях становятся причиной смерти на первом году жизни, в 10% — в возрасте 1—5 лет, в 12% — в возрасте 5—15 лет [7].
Имеет место определенный парадокс: хотя "орфан-ные болезни редки, пациенты с орфанными заболеваниями многочисленны". По состоянию на конец 2013 г. суммарное количество пациентов с редкими заболеваниями в Европе составило около 30 млн человек [7], в Северной Америке — около 25 млн [8], в Японии — 5 млн [8]. Таким образом, орфанными заболеваниями страдает от 6 до 8% всех жителей Земли [5, 8], что сравнимо с распространенностью в общей популяции отдельных хронических неинфекционных заболеваний, таких как ишемическая болезнь сердца и хроническая обструктивная болезнь легких.
Орфанные препараты. Зарубежный опыт
Впервые термины "орфанное" заболевание и "ор-фанный" препарат появились в США в 1983 г., когда под влиянием Национального комитета по редким заболеваниям (National Organization for Rare Disorders —NORD) [9] и других организаций на конгрессе был принят законодательный акт "Orphan Drug Act" [10]. Позднее аналогичные меры были приняты в Японии (1993 г.) и в Австралии (1998 г.).
В Европе коренной перелом в отношении орфанных препаратов произошел в 1999 г. после принятия Дирек-
Для корреспонденции: Гильдеева Гэлия Нязыфовна (gilgeln@gmail.com)
тивы ЕС № 141/2000 по орфанным ("сиротским") медицинским препаратам [11]. Директива была принята Европейским парламентом 16 декабря 1999 г. и опубликована в январе 2000 г. Сразу после принятия Директивы в составе Европейского агентства по лекарственным средствам был создан Комитет по орфанным препаратам (Committee on Orphan Medicinal Products (COMP)) [12] для рассмотрения поступающих из стран ЕС заявок о предоставлении лекарственным препаратам статуса орфанных/«сиротских», отслеживания возникающих проблем и совершенствования законодательства в этой области.
Присвоение орфанного статуса как заболеванию, так и препаратам, разработанным для его лечения, является политическим вопросом во многих странах. Это обусловлено прежде всего тем, что лечение орфанных заболеваний требует от государства существенных финансовых затрат, настолько больших, что даже самые развитые страны ЕС не в состоянии обеспечить полное финансирование медицинской помощи таким больным. Принимая во внимание то, что рынок сбыта для любого орфанного препарата по определению не может быть большим и в значительной степени убыточен, необходимо вмешательство государства, для того чтобы мотивировать производителя к разработке и выводу на рынок орфанных препаратов. В США [1], странах ЕС [5] и в Японии [8] разработчикам и производителям препаратов для лечения орфанных заболеваний в законодательном порядке предоставляются финансовые и административные льготы, позволяющие полностью или частично покрыть расходы, связанные с выводом препарата на рынок. Вмешательство государства с целью поддержки в разработку орфанных препаратов может осуществляться в различных формах:
— налоговые стимулы и льготы,
— усиленная защита патентных и рыночных прав,
— государственное субсидирование клинических исследований,
— создание государственного предприятия для участия в исследованиях и разработках.
Некоторые особенности регистрации и выпуска на рынок орфанных препаратов в странах ЕС [14] представлены на рисунке.
Первым шагом в процессе разработки лекарственного средства для лечения редкого заболевания является получение для него статуса орфанного препарата. Услуги по рассмотрению заявок на присвоение медицинским препаратам статуса орфанных рассматриваются бесплатно или с предоставлением значительных скидок. ♦ Статус орфанного препарата присваивается лекарственному средству на любом этапе разработки: как на этапе доклинического изучения, так и на этапе
проведения клинических испытаний с участием пациентов.
♦ Лекарственные средства, предназначенные для лечения редких заболеваний, могут получить статус орфанного препарата при условии соответствия определенным критериям, которые в обобщенном виде можно представить следующим образом:
— препарат предназначен для лечения заболеваний с коэффициентом распространенности, не превышающим 5 случаев на 10 тыс. человек в пределах ЕС;
— болезнь, для лечения которой предполагается использовать препарат, представляет прямую угрозу для жизни больных, значительно подрывает их здоровье или носит серьезный и хронический характер;
— препарат предназначен для пациентов с заболеванием, для которого в ЕС не существует официально признанных удовлетворительных методов диагностики, профилактики и лечения. При наличии официально признанного метода лечения разработчики должны доказать, что предлагаемый ими продукт имеет значительные преимущества по сравнению с лекарством, уже имеющим статус орфанного препарата.
♦ EMЕA оказывает фармацевтическим компаниям помощь в разработке и оформлении протоколов исследований. Вся необходимая информация предоставляется бесплатно или со значительными скидками.
♦ Фармацевтические компании, занимающиеся разработкой орфанных препаратов, могут претендовать на получение целевых грантов из бюджета ЕС для проведения доклинических/клинических исследований.
♦ После получения регистрационного удостоверения от EMЕA (Европейское агентство по лекарственным средствам), подтверждающего орфанный статус препарата, производитель получает эксклюзивность в отношении медицинских показаний к применению. Это значит, что в течение 10 лет после вывода препарата на рынок по этому показанию больше не будет зарегистрировано ни одного препарата. Тем не менее в том в случае, если к 7-му году определенный уровень прибыли от продажи препарата будет превышен, то с препарата будет снят статус орфанного.
♦ Производители зарегистрированных орфанных препаратов, применяемых в педиатрии, пользуются монопольным правом на выпуск в течение последующих 12 лет.
Соединенные Штаты Америки: льготы и стимулы для производителей орфанных препаратов
В соответствии с законом "Об орфанных лекарствах"
[3] 50% расходов, понесенных разработчиком или производителем орфанного препарата в ходе клинических
Таблица 1
Таблица сравнения критериев, используемых в некоторых странах, для присвоения заболеванию статуса орфанного [5]
Критерии США ЕС Япония Австралия Тайвань Корея
Дата установления, год 1983 2000 1993 1998 2000 2003
Орган контроля FDA/Офис EMEA/ Министерство Управление по Комитет по анализу Корейское FDA и
разработки орфанных COMP здравоохранения, терапевтическим редких заболеваний Корейский центр
лекарственных труда и продуктам и орфанных лекар- орфанных лекар-
средств соцобеспечения ственных средств ственных средств
Законодательный базис Закон США о лекар- Постановле- Модифицирован Изменения в За- Закон о лекарствен- Изменения в Закон
ственных средствах ние (ЕС) посредством вне- кон по терапев- ных средствах для
для лечения редких № 141/2000 сения изменений в тическим пре- лечения редких
заболеваний законодательство паратам (1989) заболеваний
Уровень распростра- 7,5 5,0 4,0 1,2 Неизвестен 2,5
ненности (на 10 тыс.)
Число пораженных Менее 200 тыс. Менее 250 Менее 50 тыс. Менее 2 тыс. Менее 2300 Менее 20 тыс.
пациентов тыс.
Страны Европейского союза: льготы и стимулы для производителей орфанных препаратов (Директива ЕС № 141/2000) [11].
испытаний, для которых было предложено орфанное назначение препарата, вычитаются из налогооблагаемой суммы. Производители также освобождаются от регистрационного взноса и получают 7-летнюю эксклюзивность в отношении медицинских показаний к применению. Это значит, что в течение 7 лет после вывода препарата на рынок по этому показанию больше не будет зарегистрировано ни одного препарата. FDA может разрешить другим компаниям поставлять на рынок новый препарат с таким же активным веществом, как у уже зарегистрированного, при условии, что заявитель сможет продемонстрировать лучшую безопасность, эффективность или существенный вклад в оказание помощи пациенту.
Другие стимулы и средства поощрения включают в себя помощь в разработке протокола, советы по проведению клинических исследований и возможность государственной поддержки исследований. Кроме того, компании имеют право на получение субсидии на клинические исследования из специальных фондов правительства и на регистрацию своего орфанного препарата по "ускоренной" схеме, иногда на основании неполных клинических данных.
Благодаря вышеперечисленным мерам за период с 1983 г. по май 2010 г. в США были зарегистрированы 353 орфанных препарата, орфанный статус был предоставлен 2116 фармацевтическим компонентам, появилось лечение для 200 болезней из официального списка в 7 тыс. редких заболеваний. За 10 лет до принятия закона об орфанных препаратах было выпущено менее 10 орфанных препаратов.
Льготы и стимулы для производителей орфанных препаратов, предусмотренные в законодательстве Японии
Японское законодательство также гарантирует 10-летний период рыночной исключительности, существен-
ные налоговые вычеты и покрытие исследовательских грантов до 50% от понесенных затрат.
Орфанные препараты в России.
Проблемы и перспективы
В России редкими/орфанными болезнями страдает от 1,5 до 5 млн человек, вопрос совершенствования мер оказания медицинской помощи таким больным становится все более острым для нашей страны. Тяжелое прогрессирующее и жизнеугрожающее течение, частая инвалидизация и летальный исход придают высокую социальную значимость данной проблеме.
Известно, что на территории Российской Федерации орфанные препараты практически не производятся, поскольку затраты на их разработку, регистрацию и вывод на рынок не окупаются. В результате десятки наименований жизненно необходимых лекарств отсутствуют на российском рынке, ограничивая доступ граждан, страдающих редкими заболеваниями, к медицинской помощи.
Вместе с тем с 2008 г. в РФ уже осуществляется финансирование лечения семи редких болезней с помощью программы "7 нозологий" [15]. Основанием для начала работы программы "7 нозологий" послужил Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год"» № 132-ФЗ от 17 июля 2007 г. [16]. Пациенты с гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, хроническим миелолейкозом, множественной миеломой, рассеянным склерозом получают дорогостоящее лечение 16 препаратами, включенными в Перечень программы [17]. Безусловно, давно назрела необходимость расширения программы "7 нозологий". Это станет возможным лишь при разработке федеральных и региональных персонифицированных регистров редких заболеваний, на основе которых можно рассчитать экономические затраты государства на лечение.
До недавнего времени в российском законодательстве, регулирующем оборот лекарственных средств, отсутствовали понятия "орфанные заболевания" и "орфан-ные препараты". Ситуация изменилась после 1 января 2012 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" [4], в котором одна из статей (44) посвящена редким (орфанным) заболеваниям. Впервые в России на государственном уровне были введены понятия "орфанные заболевания" и "орфанные препараты", дано их определение, указаны критерии отнесения к редким заболеваниям, зафиксированы принципы учета больных, а также закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению лекарственными препаратами граждан, страдающих указанными заболеваниями.
Во исполнение статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" в конце февраля 2012 г. Минздрав Российской Федерации сформировал два перечня редких заболеваний.
Первый перечень: "Перечень редких (орфанных) заболеваний" [18]. Формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, включает в себя заболевания, которые на основе статистики, характеризующей их распространенность на территории России, можно отнести к редким (критерий отнесения — не более 10 случаев на 100 тыс. населения) вне зависимости от того, существуют ли на сегодняшний день методы лечения и адекватная медикаментозная терапия этих заболеваний. В настоящее время в "Перечень редких (орфанных) заболеваний" входит 230 наиболее распространенных, имеющих наследственную этиологию заболеваний. Данный перечень еще не закрыт и будет пополняться по мере выявления новых редких заболеваний.
Второй перечень: "Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к инвалидности" [19] утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 403 от 26 апреля 2012 г. В настоящее время в "Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к инвалидности" входят 24 заболевания, для которых в настоящее время имеется патогенетическое лечение, т.е. лечение, направленное на устранение патологического процесса, а не на симптомы (табл. 2). Финансирование лечения заболеваний, входящих в этот перечень, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
14 июня 2012 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ представила доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2011 г., в котором среди прочего было предложено внести изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон от 12 аптеля 2010 г. № 61-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об обращении лекарственных средств" [20]. В ведомстве полагают, что действующие законы, связанные с регистрацией лекарств, в том числе для лечения редких (орфанных) заболеваний, ущемляют права граждан и препятствуют развитию конкуренции на фармацевтическом рынке. В связи с этим ФАС разработала проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств"» [21], который был направлен в Минздрав России. Законопроект подготовлен с учетом
анализа правоприменительной практики действующего Федерального закона от № 61-ФЗ, развития международного законодательства и направлен на совершенствование системы обращения лекарственных средств, в том числе процедуры государственной регистрации лекарственных препаратов. Разработка законопроекта об изменении законодательства в сфере обращения лекарственных средств позволяет решить ряд целевых задач, связанных с реализацией отдельных мероприятий Стратегии лекарственного обеспечения населения на период до 2025 г. и плана ее реализации, утвержденных приказом Минздрава России от 13 февраля 2013 г. № 66 [22].
Законопроект предполагает введение ускоренной процедуры экспертизы орфанных препаратов в целях последующей государственной регистрации. Предполагается, что процедура государственной регистрации орфанных препаратов будет представлять собой поэтапный процесс.
На первом этапе проводится экспертиза документов лекарственного препарата, представленного в качестве орфанного лекарственного препарата для определения возможности рассматривать его при государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного пре-
Таблица 2
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности [19] (утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 403)
№
Орфанные заболевания
МКБ-10
1. Гемолитико-уремический синдром
2. Пароксизмальная ночная гемоглобинурия (болезнь Маркиафавы—Микели)
3. Апластическая анемия неуточненная
4. Наследственный дефицит факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (болезнь Стюарта—Пра-уэра)
5. Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (синдром Эванса)
6. Дефект в системе комплемента
7. Преждевременная половая зрелость центрального происхождения
8. Нарушения обмена ароматических аминокислот (классическая фенилкетонурия, другие виды гиперфенилаланинемии)
9. Тирозинемия
10. Болезнь "кленового сиропа"
11. Другие виды нарушений обмена аминокислот с разветвленной цепью (изовалериановая аци-демия, метилмалоновая ацидемия, пропионовая ацидемия)
12. Нарушения обмена жирных кислот
13. Гомоцистинурия
14. Глютарикацидурия
15. Галактоземия
16. Другие сфинголипидозы: болезнь Фабри (Фа-бри—Андерсона), Нимана—Пика
17. Мукополисахаридоз, тип I
18. Мукополисахаридоз, тип II
19. Мукополисахаридоз, тип VI
20. Острая перемежающаяся (печеночная) порфирия
21. Нарушения обмена меди (болезнь Вильсона)
22. Незавершенный остеогенез
23. Легочная (артериальная) гипертензия (идиопати-ческая) (первичная)
24. Юношеский артрит с системным началом
Б59.3 Б59.5
Б61.9 Б68.2
Б69.3
Б84.1 Е22.8
Е70.0, Е70.1
Е70.2 Е71.0 Е71.1
Е71.3 Е72.1 Е72 .3 Е74.2 Е75.2
Е76.0 Е76.1 Е76.2 Е80.2 Е83.0 д78.0 П7.0
М08.2
парата на основании копии документов, заверенных в установленном порядке, о регистрации лекарственного препарата на территории других государств в качестве орфанного лекарственного препарата.
В случае положительного решения в отношении орфанных лекарственных препаратов применяется ускоренная процедура экспертизы лекарственных средств (для орфанных лекарственных препаратов признаются результаты доклинических и клинических исследований, выполненные за пределами Российской Федерации в соответствии с правилами надлежащей лабораторной практики и надлежащей клинической практики).
15 октября 2013 г. в Совете Федерации состоялось заседание рабочей группы Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике [23], посвященное обсуждению вопросов обеспечения доступности качественной медицинской помощи больным редкими (орфанными) заболеваниями. По результатам заседания после рассмотрения предложений рабочей группой были определены основные направления деятельности в области совершенствования медицинской помощи пациентам с орфанными заболеваниями [24].
♦ Создание законодательной базы по полному определению содержательной части понятия о редком (ор-фанном) заболевании и включению таких критериев, как показатель распространенности заболевания и жизнеугрожающее течение болезни; определение статуса орфанного лечебного средства.
♦ Разработка подзаконных актов для реализации положений статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" и создание нормативно-правового механизма условий финансирования орфанных заболеваний.
♦ Выделение в системе оказания высокотехнологической медицинской помощи отдельного направления "редкие заболевания", что позволит определить стоимость квоты и учет ЛПУ, следовательно, ускорить возможность получения квалифицированной медицинской помощи по профилю заболевания.
♦ Разработка законодательных мер по упрощению процедуры регистрации орфанных препаратов.
♦ Принятие механизма автоматической регистрации в России препаратов для лечения редких заболеваний после регистрации их в США (FDA) и ЕС.
♦ Законодательное обеспечение пострегистрационной экспертизы.
♦ Разработка законодательной базы по введению государственной регистрации цен на лекарственные препараты для лечения орфанных заболеваний.
♦ Формирование и утверждение Перечня лекарственных препаратов, предназначенных для лечения жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности — согласно показаниям к применению, одобренным в установленном порядке Минздравом РФ.
♦ Включение лекарственных препаратов, предназначенных для лечения жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности в Перечень ЖНВЛП. Признание существования проблемы редких болезней на законодательном уровне — очень важный шаг, который отражает социальную направленность политики Правительства Российской Федерации и создает предпосылки для начала ее комплексного решения на всех уровнях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. Жизненный цикл орфанных препаратов. Available at: http://www.ema.europa.eu/ema/indexj sp?curl=pages/ regulation/general/general_content_000029.jsp&
2. Обращение лекарственных средств на территории Японии. Статья 77-2: Available at: http://www.mhlw.go.jp/english/policy/health-medical/pharmaceuticals/orphan_drug.html
3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Статья 44. "Медицинская помощь гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями". Available at: http://www.rosminzdrav.ru/documents/7025-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21-noyabrya-2011-g
4. Процедура регистрации орфанных препаратов в Европе. Available at: http://www.eurordis.org/content/promoting-orphan-drug-de-velopment
5. Европейская организация по редким заболеваниям. Available at: http://www.eurordis.org/ru
6. Европейская организация по редким заболеваниям. Что такое редкое заболевание? Available at: http://www.eurordis.org/sites/ default/files/publications/Fact_Sheet_RD.pdf
7. Японское министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения (MHLW). Available at: http://www.mhlw.go.jp/ english/policy/health-medical/pharmaceuticals/orphan_drug.html; http://www.orpha.net/consor4.01/www/cgi-bin/Education_Educa-tionTools.php?lng=EN&stapage=ST_EDUCATION_EDUCA-TION_ABOUTORPHANDRUGS_JAP
8. Национальная организация по редким заболеваниям (НОРД). Available at: http://www.rarediseases.org/
9. Закон о редких/орфанных лекарственных препаратах. Available at: http://www.fda.gov/regulatoryinformation/legislation/federal-food drug andcosmeticactfdcact/significantamendmentstothefdcact/ orphandrugact/default.htm; http://history.nih.gov/research/down-loads/PL97-414.pdf
10. Постановление (ЕС) № 141/2000 Европейского Парламента и Совета от 16 декабря 1999 года о редких/орфанных лекарственных препаратах: Официальное издание L 18, 22.1.2000 страницы 1—5. Available at: http://eur-ex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=OJ:L:2000:018:0001:0005:en:PDF
11. Комитет по редким/орфанным лекарственным препаратам (COMP). Available at: http://www.ema.europa.eu/ema/index. jsp?curl=pages/about_us/general/general_content_000263.jsp
12. Регистрация редких/орфанных лекарственных препаратов. Централизованная процедура в Европе. Available at: http://www. eurordis.org/content/promoting-orphan-drug-development
13. Белоусов Ю. Б. Орфанные болезни и орфанные лекарства. Семейная медицина и общая терапия. 2007; 20: 59—60.
14. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2007 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год"». Available at: http://www. rg.ru/2007/07/21/budjet-dok.html
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 1328-р г. Москва; Перечень централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей. Available at: http://www. rg.ru/2007/10/06/lekarstva-dok.html
16. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Перечень редких (орфанных) заболеваний. Ссылка на документ: http://old.rosminzdrav.ru/health/orffs/0
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 403 г. Москва "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента". Available at: http://www.rg.ru/pril/66/76/35/403_perechen.gif
18. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об обращении лекарственных средств". Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154777/
19. Проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств". Available at: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/db5f15804f2089e49 35ad7a2796f7e41/pfz.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=db5f158 04f2089e4935ad7a2796f7e41
20. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 февраля 2013 г. № 66 "Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения
населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации". Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70217532/
21. Положение об Экспертном совете по здравоохранению (Утверждено решением Комитета Совета Федерации по социальной политике 31 января 2012 года протокол № 2). Available at: http:// council.gov.ru/structure/committees/8/advisory/advisory_council_ councils_item30533
22. Итоговый документ заседания рабочей группы экспертного совета по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике на тему: "Вопросы обеспечения доступности качественной медицинской помощи больным (редкими) орфан-ными заболеваниями" от 18.10.2013. Available at: http://council. gov.ru/media/files/41d4aa142030e1c1f18a.pdf
Поступила 04.02.14
REFERENCES
1. Food and Drug Administration (FDA). Orphan Drug Regulations. Available at: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/FR-2013-06-12/ pdf/2013-13930.pdf
2. Pharmaceutical Administration and Regulations in Japan, Article 77-2: Available at: http://www.mhlw.go.jp/english/policy/health-medical/pharmaceuticals/orphan_drug.html
3. Federal Law of 21.11.2011 N 323—FZ "On the Basis of Health Protection in the Russian Federation". Article 44. Available at: http:// www.rosminzdrav.ru/documents/7025-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21-noyabrya-2011-g (in Russian)
4. Orphan Drug Centralised Procedure at European Level. Available at: http://www.eurordis.org/content/promoting-orphan-drug-develop-ment
5. EURORDIS non-governmental patient-driven alliance of patient organisations representing 624 rare disease patient organisations in 58 countries. Available at: http://www.eurordis.org/ru (in Russian)
6. European organization for rare diseases.WHAT IS A RARE DISEASE? Available at: http://www.eurordis.org/sites/default/files/pub-lications/Fact_Sheet_RD.pdf
7. Japanese Ministry of Health, Labour and Welfare (MHLW). Available at: http://www.mhlw.go.jp/english/policy/health-medical/pharma-ceuticals/orphan_drug.html; http://www.orpha.net/consor4.01/www/ cgi-bin/Education_EducationTools.php?lng=EN&stapage=ST_ED-UCATION_EDUCATION_ABOUTORPHANDRUGS_JAP
8. National Organization for Rare Disorders (NORD). Available at: http://www.rarediseases.org/
9. Orphan Drug Act. Available at: http://www.fda.gov/regulatoryinfor-mation/legislation/federalfooddrugandcosmeticactfdcact/significan-tamendmentstothefdcact/orphandrugact/default.htm; http://history. nih.gov/research/downloads/PL97-414.pdf
10. The resolution (EU) No. 141/2000 of the European Parliament and Council of December 16, 1999 about orphan medicines: Official Journal L 18, 22.1.2000 р. 1—5. Available at: http://eur-ex.europa. eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2000:018:0001:0005:en:P DF
11. Committee for Orphan Medicinal Products (COMP). Available at: http://www.ema.europa.eu/ema/index.jsp7curHpages/about_us/gen-eral/general_content_000263.jsp
12. Orphan Drug Regulation. Orphan Drug centralised procedure at European level. Available at: http://www.eurordis.org/content/promot-ing-orphan-drug-development
13. Belousov Yu. B. Orphan diseases and orphan drugs. Family medicine and general therapy. 2007; 20: 59—60. (in Russian)
14. The federal law of the Russian Federation of July 17, 2007 N 132-FZ "About modification of the Federal law "About the federal budget for 2007". Available at: http://www.rg.ru/2007/07/21/budjet-dok.html (in Russian)
15. Decree of the Russian Federation dated October 2, 2007 N 1328-p Moscow; List centrally procured at the expense of the federal budget of drugs intended for the treatment of patients with hemophilia, cystic fibrosis, pituitary dwarfism, Gaucher disease, myeloid leukemia, multiple sclerosis, as well as after organ transplantation, and (or) tissues Available at: http://www.rg.ru/2007/10/06/lekarstva-dok.html (in Russian)
16. Ministry of Health of the Russian Federation. The list of rare (orphan) diseases. Available at: http://old.rosminzdrav.ru/health/orffs/0 (in Russian)
17. Russian Federation Government Resolution of April 26, 2012 N 403 Moscow "On the order of the Federal Register of persons suffering from life-threatening and chronic progressive rare (an orphan) diseases that lead to a reduction in life expectancy of citizens or their disability and its regional segment". Ministry of Health of the Russian Federation. The list of rare (orphan) diseases. Available at: http://www.rg.ru/pril/66/76/35/403_perechen.gif (in Russian)
18. The draft of the Federal law on modification of the federal law "on circulation of medicine". Available at: http://www.economy.gov.ru/ wps/wcm/connect/db5f15804f2089e4935ad7a2796f7e41/pfz.pdf?M OD=AJPERES&CACHEID=db5f15804f2089e4935ad7a2796f7e41 (in Russian)
19. The draft of the federal law on modification of the Federal law "About the address of medicines". Available at: http://www.econo-my.gov.ru/wps/wcm/connect/db5f15804f2089e4935ad7a2796f7e41/ pfz.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=db5f15804f2089e4935ad7a 2796f7e41 (in Russian)
20. The order of Ministry of Health of the Russian Federation of February 13, 2013 No. 66 "About the adoption of Strategy of provision of medicines of the population of the Russian Federation for the period till 2025 and the plan of its". Available at: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/70217532/ (in Russian)
21. Position of the Expert Council on Health (Approved by the Federation Council Committee on Social Policy, January 31, 2012, protocol N 2). Available at: http://council.gov.ru/structure/committees/8/advi-sory/advisory_council_councils_item30533 (in Russian)
22. The final document of the meeting of the expert working group of the Health Council of the Federation Council Committee on Social Policy on "Issues related to the availability of quality health care to patients (rare) orphan diseases" from 10.18.2013k> Available at: http:// council.gov.ru/media/files/41d4aa142030e1c1f18a.pdf (in Russian)
Received 04.02.14