Научная статья на тему 'Дорога к вершинам'

Дорога к вершинам Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дорога к вершинам»

ДОРОГА К ВЕРШИНАМ

В. М. Лыткин

Василий Михайлович Лыткин,

кандидат географических наук, научный сотрудник лаборатории общей геокриологии Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН, г. Якутск

Впервые я побывал в горах во время летней студенческой практики. Тогда я был студентом 4-го курса кафедры географии биолого-географического факультета СВФУ. В то жаркое лето 2010 г. я и мой однокурсник искали кратер Зашиверского вулкана на Чибагалинском хребте. Этот вулкан был обнаружен геологами экспедиции «Янгеология» в 70-х годах 20-го столетия. После нескольких недель, проведённых в горах, я понял справедливость слов из песни В. Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы...». С этого времени ни один полевой сезон не обходился у меня без экспедиций в горные районы. Среди многих мест, которые мне довелось посетить, особенно запомнился хр. Улахан-Чистай.

Этот район расположен на Севере-Востоке Якутии и является осевой частью горной страны Черского. Он протягивается на 250 км от устья р. Эрикит до верховий р. Омулевка. Самой высокой точкой этого горного сооружения, как и всего Северо-Востока России, является гора Победа (3003 м), которая притягивает многих

DOI: 10.24411/1728-516Х-2019-10004

экстремальных туристов. Путешественники могут увидеть здесь не только острые пики гор, сложенных верхнеюрскими субвулканическими образованиями [1], но и современные ледники, площадь которых во второй половине XX в. составляла 85 км2 [2]. Этому способствует резко континентальный климат, со средней годовой температурой воздуха минус 12,6 °С [2]. Такой суровый климат оказывает влияние и на развитие многолетне-мёрзлых пород, которые имеют здесь сплошное распространение, мощность от 300 до 600 м и температуру от -5,6 до -14 °С [3].

Нам посчастливилось посетить хр. Улахан-Чистай в июле 2018 г. в рамках реализации проекта Российского фонда фундаментальных исследований «Строение, возраст и географический анализ каменных глетчеров хребта Черского». Главной целью этого проекта является изучение строения, возраста и географии каменных глетчеров хребта Улахан-Чистай (рис. 1). Под каменными глетчерами понимаются стратифицированные (слоистые),

Рис. 1. Присклоновый каменный глетчер в верховьях р. Курэтэр

сцементированные конжеляционным льдом грубообло-мочные образования, имеющие вид языков, лопастей и террасовидных шлейфов со слабонаклонной поверхностью и крутым фронтальным уступом. Эти образования способны к монолитному пластическому течению вследствие деформации содержащегося в них льда [4].

Несмотря на широкое распространение в этом регионе каменных глетчеров, они остаются практически не изученными. В научной литературе есть лишь одно указание об их наличии в данном регионе, более того, их называют «псевдотеррасами» [5]. Следует отметить, что они обнаружены в большинстве горных сооружений Северо-Востока Азии [6]. Изучение каменных глетчеров хребта Улахан-Чистай и других малоисследованных горных сооружений Северо-Востока Азии имеет фундаментальное значение в области региональной геокриологии и гляциальной геоморфологии.

Ключевым районом исследований был выбран бассейн верхнего течения р. Курэтэр (см. рис. 1). Он расположен на восточном склоне горы Победа (3003 м). Река Курэтэр берёт своё начало из двух долинных ледников, краевые части которых расположены на высотах 2342 и 2442 м над уровнем моря. Во время камеральных работ были дешифрированы каменные глетчеры разных морфодинамических типов, которые нам предстояло детально изучить. В этот труднодоступный горный район в 2018 г. отправилась экспедиция Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН.

Путь до места исследований был длинный и состоял из трёх участков (рис. 2).

145ЧГВ М5Р50ГВ

Рис. 2. План-схема маршрута экспедиции ИМЗ СО РАН.

Места стоянок: 1 - местность «Мраморная гора»; 2 - местность «Тымныы-Улаах»; 3 - брод через р. Арга-Тарыннаах; 4 - высокогорный лагерь экспедиции

Первый участок нашего маршрута пролегал от г. Якутска до пос. Усть-Нера по знаменитой трассе «Колыма». История строительства ключевой автодороги Северо-Востока страны была трагична. Многие называют её «дорогой на костях». Её первые километры были заложены от г. Магадана в 1932 г. заключёнными ГУЛАГа. Строительство было завершено в 1953 г. Всеми работами руководило Главное управление строительства Дальнего Севера НКВД СССР «Дальстрой». В настоящее время, после нескольких лет реконструкций на трассе «Колыма», многое изменилось. Она была расширена, разрушены и построены заново многие мосты, которые до последнего времени напоминали о тех трагических событиях. Сейчас можно легко добраться на легковой машине от г. Якутска до г. Магадана. Многочисленные путешественники на машинах и мотоциклах часто встречаются на трассе «Колыма» (рис. 3). Данный участок мы преодолели за два дня и прибыли в пос. Усть-Нера.

Посёлок Усть-Нера - один из центров золотодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия). Он основан в 1939 г геологами «Дальстроя» в месте впадения р. Неры в р. Индигирку. Посёлок расположен в узкой долине и окружён с четырёх сторон горными грядами хребтов Уолчанский и Тас-Кыстабыт. Долины рек, бассейны которых охватывают эти хребты, содержат большое количество россыпного золота, добываемого с 1942 г.

Рис. 3. «Знаменитая» заправка на р. Кюбэмэ.

Здесь оставлены своеобразные «памятники» многочисленных путешественников, проезжающих на своих автомобилях и мотоциклах

Золотая Индигирка хоть и уступала по мощности Колыме и Чукотке, но всё же давала до 12 т жёлтого металла в год. Благодаря этому численность населения посёлка в 60-х годах XX в. достигала 16 тыс. человек. В тяжёлые для нашей страны 90-е годы ХХ в. «Индигирзолото», как и многие другие горнодобывающие предприятия, обанкротилось. Из-за этого люди стали уезжать на «материк». Сейчас в посёлке осталось не более 5 тыс. человек, которые, как и в былые времена, трудятся на приисках.

В пос. Усть-Нера началась вторая часть нашего маршрута. Здесь мы объединились с группой геоботаников из Института биологических проблем криолитозо-ны СО РАН и Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Их целью было исследовать флору и фауну южной границы национального природного парка «Момский». Он расположен в восточной части Момо-Селенняхской впадины и охватывает территорию верхнего и среднего течения р. Момы, включая водосборы обрамляющих её горных хребтов Момского и Улахан-Чистай. Вместе с ними мы должны были дойти до среднего течения р. Тирехтях (рис. 4).

Рис. 5. Дорожный указатель на р. Бурустах, где начинается автозимник «Арктика»

автомобиля «Урал» выбрал путь по долине р. Анта-гачан. Это левый приток р. Неры, которая берёт своё начало на юго-восточном склоне хр. Эрикит. Здесь до настоящего времени старатели добывали россыпное золото, превратив долину реки в «лунный ландшафт» (рис. 6). Громоздкие отвалы и глубокие отстойники с зеленоватым оттенком воды тянутся на 20 км от её устья.

Рис. 4. Исследователи Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН, Института биологических проблем криолитозоны СО РАН (г. Якутск) и Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

С этого момента наш путь пролегал по долинам рек, которые берут своё начало в хр. Эрикит. Эта «дорога» соединяет отдалённый пос. Сасыр (Момский район) с остальным миром. Зимой по этому маршруту прокладывается автозимник «Арктика», который доходит до сёл, расположенных в бассейне р. Колымы, и до Чукотки. По зимнику от трассы «Колыма» до пос. Сасыр всего 187 км, и это расстояние можно преодолеть за несколько часов (рис. 5). Летом это может занять целый месяц из-за паводков, которые здесь случаются довольно часто.

Состояния некоторых участков маршрута в долине р. Бурустах было плохое, поэтому водитель нашего

Рис. 6. Техногенные ландшафты в долине р. Антагачан

Техногенные ландшафты сменила привычная для глаза картина - долина горной реки с кристально чистой водой. Чем дальше мы ехали, тем выше становились горы, которые нас окружали, однако заметно меньше становилось деревьев. Начиналась горная тундра (на юго-восточном склоне хр. Эрикит с абсолютной высоты 1100 м). Горную тундру местные жители называют «чистай» (от рус. слова «чистый»). По рассказам местных жителей, во времена существования «Дальстроя» в этих местах содержали многочисленные стада оленей. Заключенных, которые присматривали за ними, никто не охранял. Ведь бежать отсюда не было смысла - вокруг только суровые горы.

В верховьях р. Антагачан, на абсолютной высоте 1600 м, расположен перевал, который именуется

Рис. 7. Перевал «Антон» на хр. Эрикит.

Здесь начинается национальный природный парк «Момский»

«Антон» (рис. 7). В этом месте в северо-восточном направлении берёт своё начало р. Тирехтях, по которой мы спустились. Это левый приток р. Мома, который прорезает хр. Улахан-Чистай и устремляется в Момо-Селенняхскую впадину. Хребты Эрикит и Ула-хан-Чистай разделяет обширная межгорная впадина, заполненная ледниковыми отложениями последнего оледенения. В этой впадине распложены крупные ледниковые озёра, рядом с которыми находятся летние стойбища кочево-родовых общин пос. Сасыр, занимающихся оленеводством. В их хозяйстве содержится около 10 тыс. голов оленей.

На вторые сутки пути мы добрались до местности «Мраморная гора», которая расположена в среднем течении р. Тирехтях. Здесь река по крупному разлому разделяет хр. Улахан-Чистай на две части (рис. 8). Местные жители именуют его «Тирехтяхскими воротами». Здесь расположено мраморное месторождение «Солнечное», мощность которого составляет 800-900 м. Протяжённость выхода мраморных массивов достигает 11 км, ширина около 1,5 км. Они имеют красивую ослепительно белую и бледно-розовую окраску, часто с тёплым бежевым оттенком. На этом участке осталась группа геоботаников, а мы продолжили путь до местности «Тымны-Улаах».

Рис. 8. Долина р. Тирэхтэх, разделившая хр. Улахан-Чистай на две части.

Справа возвышается «Мраморная гора»

Отсюда начинался последний этап нашего маршрута. Он оказался самым трудным, потому что нам предстояло пройти пешком 50 км через болота Момо-Селенняхской впадины и выйти к хр. Улахан-Чистай с восточного склона. В местности «Тымны-Улаах» нас

ожидали каюры с вьючными лошадьми для заброски нашего груза. Эта местность расположена в предгорьях хребта, в среднем течении р. Тирехтях, рядом с крупной наледью. В осеннее время здесь пасутся табуны многочисленных лошадей (рис. 9). В этом регионе наледи занимают обширные территории. Самая знаменитая из них - «Улахан-Тарын» (Большая Момская наледь), которая является крупнейшей в мире, её площадь около 100 км2.

Рис. 9. Местность «Тымныы-Улаах».

На заднем плане виден Момский хребет

На шестой день, загрузив вещи на лошадей, мы двинулись в сторону долины р. Курэтэр. К этому времени горы окружил обширный циклон. На высоте 2000 м над уровнем моря в хр. Улахан-Чистай годовое количество осадков может достигать 700 мм [2]. Этот циклон дал о себе знать, когда мы подошли к броду на р. Арга-Тарыннаах. На переправе бурлила тёмно-серого цвета вода, она заполнила низкую пойму. Здесь нам пришлось задержаться (рис. 10).

Через несколько дней уровень воды в реке понизился, что позволило нам перейти её верхом на лошадях. Мы с каюрами заранее договорились, что они забросят наш груз в верховья р. Курэтэр. Но этим планам не суждено было сбыться. Когда мы дошли до среднего

Рис. 10. В долине р. Арга-Тарыннаах

Рис. 11. Верхняя фотография сделана В. С. Шейнкманом 17 июля 1967 г. в период

полевых исследований сотрудниками Института мерзлотоведения СО АН СССР на хр. Улахан-Чистай, а нижняя - автором данной статьи 19 июля 2018 г.

Рис. 12. Отряд экспедиции.

Слева направо: м.н.с. лаборатории инженерной геокриологии ИМЗ СО РАН К. И. Бажин; студент 3-го курса Института естественных наук СВФУ Д. Д. Григорьев; н.с. ИМЗ СО РАН В. М. Лыткин; студент 3-го курса Института естественных наук СВФУ С. А. Аманатов

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-35-00402 мол_а. Автор выражает особую признательность директору национального природного парка «Момский» М. Н. Иванову, водителю автомобиля «Урал» М. Сергееву, коневодам Н. Слепцову и Айаалу за помощь в проведении экспедиционных работ.

течения этой реки, уровень воды в ней был настолько высоким, что даже лошади не смогли перейти её. Отсюда до верховьев эта река протекает в узкой троговой долине, образуя в некоторых местах прижимы, а склоны загромождены крупноглыбовыми отложениями последнего оледенения. Здесь мы сняли с лошадей груз и расстались с каюрами, которые ушли обратно, чтобы успеть до повышения уровня воды в р. Арга-Тарыннаах.

Снова горы затянуло дождевыми облаками. На следующее утро мы проснулись от холода и сдавившего палатку снега (рис. 11). Он растаял довольно быстро. Водрузив на себя некоторую часть своих вещей, мы решили их перебросить к намеченному базовому лагерю. У нас было около 300 кг груза (научное оборудование и запасы еды). За два дня мы сделали два 12-километровых похода по долине р. Курэтэр и разбили высокогорный базовый лагерь. Путь от г. Якутска до верхнего течения р. Курэтэр занял у нас две недели, а затем была обратная дорога домой (рис. 12).

Список литературы

1. Геология СССР. Том XXX. Северо-Восток СССР. Гдологическое описание. - М. : Недра, 1970. - Кн. 2. -536 с.

2. Каталог ледников СССР. - Л. : Гидрометео-издат, 1981. - Т. 17, вып. 7, ч. 2, 4; Т. 19, ч. 4. - 88 с.

3. Некрасов, И. А. Криолитозона Северо-Востока и Юга Сибири и закономерности её развития / И. А. Некрасов. - Якутск: Якутское кн. изд-во, 1976. -248 с.

4. Галанин, А. А. Каменные глетчеры : вопросы терминологии и классификации / А. А. Галанин // Вестн. СВНЦ ДВО РАН. - 2010. - № 4. - С. 2-11.

5. Галанин, А. А. Каменные глетчеры Северо-Востока России : строение, генезис, возраст, географический анализ : автореф. дис. ... д-ра геогр. наук / Алексей Александрович Галанин. - Владивосток : ТИГ ДВО РАН, 2009. - 35 с.

АФХШ м<у<гт1ХШ1сл<Ей

Природный ум может заменить собою образование, но никакое образование не может заменить природного ума.

Артур Шопенгауэр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.