Научная статья на тему 'ДОРОГА К СОБСТВЕННОМУ ФАКУЛЬТЕТУ: КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ МГПИ В 1993-1996 ГГ'

ДОРОГА К СОБСТВЕННОМУ ФАКУЛЬТЕТУ: КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ МГПИ В 1993-1996 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГНИТОГОРСК / МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернова Н. В., Свиричевская Л. И.

История образования исторического факультета Магнитогорского государственного педагогического института (МГПИ) представляет собой необычный пример развития высшего образования на региональном уровне в условиях социально-экономического кризиса в России 1990-х гг. Особенность исследования определяется практически полным отсутствием научных трудов, посвященных историческому факультету МГПИ. В данной статье предпринимается попытка воссоздания истории становления высшего исторического образования в Магнитогорске за период 1993-1996 гг. на основе анализа протоколов заседаний кафедры, а также отчетов по научной, учебной и воспитательной работе последней. Подробное изучение источников позволяет выявить факторы, способствовавшие успешному развитию исторического отделения на филологическом факультете, а также дает возможность последовательно проследить предысторию создания самостоятельного исторического факультета. Для целостного изучения проблемы был использован комплексный подход, включающий в себя применение общенаучных и специально-исторических методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROAD TO OWN FACULTY: DEPARTMENT OF GENERAL HISTORY OF MSPI IN 1993-1996

The chronicle of the Historical Faculty of the Magnitogorsk State Pedagogical Institute is an unusual example of the higher education development at the regional level in conditions of the socio-economic crisis in Russia in the 1990s. The peculiarity of the study is determined by the almost complete absence of any scientific papers devoted to the historical faculty of the Magnitogorsk State Pedagogical Institute. This article attempts to reconstruct the narration of the higher historical education formation in Magnitogorsk for the period of 1993-1996 basing on the analysis of the written records of the meetings at the department, as well as the reports on the scientific, educational and extra curriculum work. A detailed study of the sources allows to identify the factors that contributed to the successful development of the historical department within the Philological Faculty, and also makes it possible to outline consistently the background of creation of an independent historical faculty. To make the whole study on the problem, there was used an integrated approach, including the general scientific and special historical methods.

Текст научной работы на тему «ДОРОГА К СОБСТВЕННОМУ ФАКУЛЬТЕТУ: КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ МГПИ В 1993-1996 ГГ»

VI. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК: 378.4:94(470.55)

DOI: 10.18503/2658-3186-2022-6-4-57-64

Н. В. Чернова (Магнитогорск, Россия) Л. И. Свиричевская (Магнитогорск, Россия)

ДОРОГА К СОБСТВЕННОМУ ФАКУЛЬТЕТУ: КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ МГПИ

В 1993-1996 гг.

Аннотация. История образования исторического факультета Магнитогорского государственного педагогического института (МГПИ) представляет собой необычный пример развития высшего образования на региональном уровне в условиях социально-экономического кризиса в России 1990-х гг. Особенность исследования определяется практически полным отсутствием научных трудов, посвященных историческому факультету МГПИ. В данной статье предпринимается попытка воссоздания истории становления высшего исторического образования в Магнитогорске за период 1993-1996 гг. на основе анализа протоколов заседаний кафедры, а также отчетов по научной, учебной и воспитательной работе последней. Подробное изучение источников позволяет выявить факторы, способствовавшие успешному развитию исторического отделения на филологическом факультете, а также дает возможность последовательно проследить предысторию создания самостоятельного исторического факультета. Для целостного изучения проблемы был использован комплексный подход, включающий в себя применение общенаучных и специально-исторических методов.

Ключевые слова: Магнитогорск, Магнитогорский государственный педагогический институт, кафедра всеобщей истории, историческое образование, преподаватели, студенты.

Введение

1990-е годы - один из переломных этапов в истории России, характеристикой которого, в числе прочего, является социально-экономический кризис. Происходившая трансформация государства и общества затронула и систему высшего образования в Российской Федерации. Вузы испытывали серьезные трудности с финансированием, сокращалось число студентов. В то же время вновь формирующиеся социально-экономические отношения создавали спрос на новых специалистов, который, однако, не был ни чётко сформулирован, ни тем более профинансирован. Стоит добавить, что государство в условиях экономических трудностей стремилось, в первую очередь, поддержать ведущие вузы страны, что приводило как к снижению качества образования в региональных высших учебных заведениях, так и к сокращению числа последних [2, с. 56-57]. В этом контексте кажется уникальной история образования исторического факультета в Магнитогорском государственном педагогическом институте, за короткий срок (всего три года) прошедшего путь от структурного подразделения факультета русского языка и литературы до самостоятельного перспективного отделения института.

Научные исследования, посвященные истории высшего исторического образования в Магнитогорске 1990-х гг., ограничиваются статьей М. Н. Потёмкиной и В. В. Филатова «Высшее историческое образование в Магнитогорске (1932-2019 годы)» [5]. Авторы исследования на основе документального материала двух магнитогорских университетов - педагогического и горнометаллургического - попытались проанализировать проблему высшего исторического образования в России 1930-2020-х гг. Небольшой блок рассматриваемой статьи посвящен непосредственно возрождению магнитогорского исторического факультета 1990-х гг. Остальная литература представляет собой публицистические статьи или заметки, изданные к тем или иным знаменательным датам в истории МГПИ (позже - Магнитогорского государственного университета (МаГУ). Среди них можно отметить энциклопедию МаГУ «Люди, дела, традиции (1932-2012)» [3], где содержится информация об историческом факультете МГПИ, а также ряд статей о преподавателях истфака. К 10-летию и 15-летию факультета были изданы буклеты соответственно «Исторический факультет 1932-1953 гг.; 1996-2006 гг.» [3] под редакцией М. Г. Абрамзона и «Исторический факультет 2006-2011» [4], где содержится краткая история подразделения.

Целью исследования настоящей статьи является воссоздание истории становления высшего исторического образования в Магнитогорске в период 1993-1996 гг. Для решения поставленной проблемы был рассмотрен значительный ряд неопубликованных архивных источников и проанализированы следующие аспекты: первый профессорско-преподавательский состав кафедры, повышение квалификации кадров, международное и межвузовское сотрудничество, научно-исследовательская работа преподавателей (НИР) и студентов (НИРС), учебно-воспитательная работа, подготовка учебного плана факультета и взаимодействие со школами. Источниковая база представляет собой протоколы заседаний кафедры, отчеты по учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе за

этот период 1993-1996 гг. Протоколы заседаний позволяют в хронологическом порядке восстановить ключевые события, которые имели место быть на кафедре Всеобщей истории 1993-1996 гг., оценить вклад каждого сотрудника отделения в организацию учебного процесса, создание факультета. Отчеты по НИР и учебно-воспитательной работе включают в себя непосредственно изложение итогов деятельности кафедры за 1993-1994, 1994-1995 и 1995-1996 уч. гг., а также планы и постановку задач на будущее (рассмотрены планы на 1994-1995, 1995-1996 уч. гг.), что дает возможность определить ключевые направления в развитии кафедры и сравнить полученные результаты с ожидаемыми. Исследование проводилось в рамках локальной истории и отражает специфику развития высшего исторического образования в г. Магнитогорске.

1. Основные вехи формирования высшего исторического образования в Магнитогорске

Историческое образование в Магнитогорске является одним из старейших направлений подготовки студентов высших учебных заведений города. В 1932 г., согласно постановлению Коллегии Народного Комиссариата просвещения РСФСР, в городе был основан вечерний индустриально-педагогический институт, который начал подготовку учительских кадров на физико-математическом, химическом и социально-экономическом отделениях [3, с. 464]. На последнем уже с 1 октября 1932 г. стали готовить учителей истории для полной средней школы. Обучение велось без отрыва от преподавательской деятельности. В 1934 г. открылся Дневной педагогический институт с аналогичными факультетами, где обучали педагогов для неполной средней школы с отрывом от производства1, а 27 сентября 1936 года состоялся первый выпуск специалистов-историков вечернего пединститута. Восемь человек получили дипломы о неполном высшем образовании [3, с. 464].

К началу Великой Отечественной войны процесс становления исторического отделения МГПИ был практически завершен: имелась необходимая учебно-материальная база, был подобран квалифицированный профессорско-преподавательский состав, написаны первые кандидатские диссертации2. Однако в конце 1940-х гг. государственный запрос на подготовку квалифицированных учителей-историков оказался в целом удовлетворен, что привело к закрытию исторического отделения Магнитогорского пединститута. В 1953 г. состоялся его последний выпуск [3, с. 464].

Возрождение высшего исторического образования в городе пришлось на конец перестройки. В 1990-м г. по инициативе доктора филологических наук, профессора С. Г. Шулежковой и на тот момент старшего преподавателя М. Г. Абрамзона на факультете русского языка и литературы открылось историко-филологическое отделение. Началась подготовка студентов по специальности «Русский язык, литература и история». С 1993 г. была образована кафедра всеобщей истории [3, с. 476]. Ее первым заведующим стал кандидат исторических наук, доцент Геннадий Иванович Лузянин.

В 1993-1994 уч. г. целью кафедры Всеобщей истории было обеспечение полноценного функционирования историко-филологического отделения. Актуальными были: кадровый вопрос, комплектование библиотеки института и кабинета истории учебно-методической и научно-исследовательской литературой, организация научно-исследовательской работы студентов, взаимодействие со школами города3. Для решения каждой задачи необходимо было действовать сразу в нескольких направлениях. Так, кадровый вопрос включал в себя обеспечение условий для научной работы профессорско-преподавательского состава кафедры, принятие в коллектив новых специалистов и содействие повышению их квалификации4, приглашение ученых из отечественных и зарубежных университетов для чтения спецкурсов студентам отделения. Взаимодействие со школами подразумевало под собой разноплановую профориентационную работу (от проведения олимпиад по исто-рии5 до издания специализированных пособий для абитуриентов6), открытие спецклассов, проведение консультаций для учителей города7. Организация НИР студентов начиналась с распределения тем курсовых работ и формирования проблемных групп8, а продолжалась в открытии секций в рамках вузовских конференций9 и сотрудничестве с Российской академией наук10. Формирование библиотеки учебно-методической и научно-исследовательской литературой включало в себя задачи, начиная от налаживания межвузовских связей до оформления заявок на заказ книжных шкафов11.

1 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 1. Д. 10 Л. 1.

2 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 1. Д. 15.

3 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3369. Л. 1, 4.

4МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3370. Л. 9.

5 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3369. Л. 1-3.

6 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3690. Л. 3.

7 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3528. Л. 10.

8 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3369. Л. 20.

9 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3370. Л. 11.

10 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3529. Л. 11.

11 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3369. Л. 2

2. Профессорско-преподавательский состав исторической кафедры

В 1993-1994 учебном году, согласно отчету о работе кафедры, ее профессорско-преподавательский состав насчитывал 5 человек. Среди них: заведующий кафедрой, доцент Г. И. Лузянин, доцент Ю. Д. Коробков, доцент М. Г. Абрамзон, старший преподаватель Н. В. Свешникова12 и ассистент Н. С. Шкурат (Юношева, Фролова). Для преподавания методики истории была приглашена учитель истории школы № 51 г. Магнитогорска, отличник народного образования Н. Н. Свечкина13. Первым лаборантом кафедры была О. А. Ушакова14. В начале второго семестра сменился заведующий кафедрой. Новым руководителем стал М. Г. Абрамзон. Как отметил Г. И. Лузянин, во время избрания своего коллеги: «Михаил Григорьевич по научному положению -феноменальное явление, человек, который очень грамотно подбирает коллектив кафедры»15.

К началу 1994-1995 уч. г. в штат кафедры были приняты выпускники Челябинского государственного университета Т. А. Хворостьянова и В. А. Токарев на вакантные ставки ассистентов. В должности лаборантов на кафедре приступили к работе И. В. Нагимова, как ответственная за обеспечение методическими пособиями, подготовленность аудиторий к занятиям и выдачу методического материала, и И. Р. Атнагулов, который стал вести «часы по этнографии»16.

В 1995-1996 уч. г. на кафедре начали работать учителя г. Магнитогорска: СОШ № 65 - кандидат исторических наук М. Н. Потёмкина и Н. Р. Сафаргалеева, которую вскоре сменила Р. Ф. Бикбаторова (СОШ № 33)17.

1993-1996 гг. можно назвать периодом формирования коллектива кафедры. В это время происходит смена руководства, поиск и прием на работу молодых специалистов-историков, устанавливается связь со школами. На кафедре под руководством М. Г. Абрамзона начали совместную работу опытные педагоги и совсем молодые, подающие надежды сотрудники, общие усилия которых станут основой для развития высшего исторического образования в Магнитогорске в этот период.

3. Повышение квалификации кадров

Коллектив кафедры с самого начала показывал значительный профессиональный рост. Так, на момент ее создания, сотрудниками были 3 кандидата исторических наук. Однако уже в 1996 г. в институте археологии РАН М. Г. Абрамзон защитил докторскую диссертацию на тему: «Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи» [1], став самым молодым доктором исторических наук в свое время в стране. При этом стоит отметить, что степень кандидата исторических наук Михаил Григорьевич получил лишь три года назад, в 1993 г. под научным руководством доктора исторических наук, проф. Г. А. Кошеленко (г. Москва) [3, с. 5].

Особое внимание уделялось вновь принятым специалистам. В отчете кафедры всеобщей истории в 1993-1994 уч. г. в качестве отдельных задач указывалось создание условий для успешной работы ассистентам В. А. Токареву и Т. А. Хворостьяновой и старшему преподавателю Н. С. Юношевой, а также создание условий для поступления последних в аспирантуру . Задачи не просто ставились, они выполнялись. Так, В. А. Токарев начал заочное обучение в аспирантуре при кафедре всеобщей истории ЧГУ-ЧГПИ. Н. С. Юношева поступила в очную аспирантуру при кафедре всеобщей истории ЧГПУ в 1994 г. Т. А. Хворостьянова прошла стажировку в УрГУ и определилась с темой диссертации, аспирантурой и научным руководителем19. С приходом на кафедру трех молодых сотрудников процент дипломированных специалистов по сравнению с 1993 годом снизился наполовину. Однако следует отметить, что «это не свидетельствует о снижении качественного уровня кафедры»20. Все трое защитили кандидатские диссертации:

- в 1998 г. В. А. Токарев (на тему «Пакт Молотова-Риббентропа: генезис и политико-правовые аспекты») в УрГУ под научным руководством доктора исторических наук, профессора А. Б. Цфасмана [5, с. 440];

- в 2001 г. Н. С. Фролова (на тему «Америка и американцы в восприятии советского общества в 1920-1930-е гг.») там же тоже под научным руководством доктора исторических наук, профессора А. Б. Цфасмана [5, с. 485];

- 2005 г. Т. А. Хворостьянова (на тему «Социоментальное настоящее как темпоральная характеристика человеческого бытия») в МаГУ под научным руководством кандидата философских наук,

12 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3370. Л. 9.

13 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3369. Л. 19.

14 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3370. Л. 9.

15 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3527. Л. 7.

16 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3528. Л. 12.

17 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3689. Л.1, 4.

18 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3370. Л. 9.

19 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3529. Л. 10-11.

20 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3529. Л. 4.

профессора Е. В. Дегтярева. Кафедра получила двух кандидатов исторических наук и одного философских [5, с. 490].

М. Н. Потёмкина защитила кандидатскую диссертацию еще до приема на работу в МГПИ - в мае 1994 г. [6], поэтому ее приход укрепило квалификационные показатели кафедры.

4. Научно-исследовательская работа кафедры

Научно-исследовательская работа преподавателей кафедры всеобщей истории впечатляет своими масштабами: публикации статей и монографий, подготовка к защите диссертаций, участие в научных конференциях, создание международного межвузовского сборника «Проблемы истории, филологии и культуры», ставшего теперь солидным рецензируемым журналом, входящим в Перечнь ВАК. И все это с первых дней функционирования нового подразделения.

За 1993-1994 уч. г. был опубликован первый и подготовлен для сдачи в печать второй номер упомянутого сборника. Преподаватели кафедры приняли участие в ряде конференций: XXXI внутри-вузовской, «Художественное воспитание и проблемы искусствоведения», «Человек, личность, индивидуальность». Доцент М. Г. Абрамзон опубликовал 2 статьи, монографию и подготовил к печати 3 статьи, в это же время продолжал работу над докторской диссертацией. Доцент Г. И. Лузянин опубликовал 2 статьи и столько же подготовил к печати, продолжал работу над монографией. Сдал в печать статью доцент Ю. Д. Коробков. В рамках научно-исследовательской работы сотрудников кафедры ездили в командировки в Челябинск, Екатеринбург, Санкт-Петербург и Москву21.

В 1994-1995 уч. г. научная работа кафедры получила развитие в индивидуальных исследованиях в рамках классической археологии и истории Урала, а также дискуссионных проблемах исторического процесса. За 1994-1995 уч. г. М. Г. Абрамзон опубликовал монографию «Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи», 2 статьи, 2 тезисов, сдал в печать ряд работ, стал ответственным редактором сборника «Проблемы филологии, культуры и истории». Четыре

работы опубликовал Г. И. Лузянин, одну - Ю. Д. Коробков. В. А. Токарев и Н. С. Юношева сдали

22

каждый по 2 кандидатских экзамена .

В 1995-1996 в уч. г. возросла и качественно усилилась публикационная активность кафедры. Традиционными остались участие в конференциях, однако расширилась география конференций, на которых выступали члены кафедры: ХХХ111-ая научная конференция МГПИ, Челябинская конференция, посвященная 50-летию памяти Победы, конференция «II Мировая война» (по архивным документам), Блаватские и Сергеевские научные чтениях. Помимо статей копилка научных исследований пополнилась монографией Г. И. Лузянина, методическим пособием Ю. Д. Коробкова для поступающих в вуз. Качественным достижением стала защита докторской диссертации М. Г. Абрамзоном23.

5. Научно-исследовательская работа студентов

С самого начала своей деятельности преподаватели кафедры всеобщей истории стремились не только обеспечить качественный учебный процесс, но и привлечь к исследовательской работе студентов. Если забегать вперед, можно отметить, что такой подход привел к успешному пополнению кадрового состава истфака из числа собственных талантливых выпускников.

В 1993-1994 уч. г. тематику курсовых работ определяли направлениями исследований научных руководителей, что позволяло студентам развивать свои работы до дипломных сочинений и научных докладов. Для этой же цели были сформированы 3 проблемные группы: проблемы археологии и Древнего мира под руководством М. Г. Абрамзона, история России в XIX - XX вв. под руководством Ю. Д. Коробкова и дипломатическая история I и II мировых войн под руководством Г. И. Лузянина.

18 апреля 1994 г. в рамках проходящей XXXII внутривузовской конференции студентов МГПИ начала свою работу секция новой и новейшей истории. С докладами выступили студенты Н. Дроздова, Ю. Рябова, А. Макаров, К. Беликов, Е. Надеева (научный руководитель -Г. И. Лузянин). 22 апреля провела свою работу секция всеобщей истории совместно с секцией политической истории, где докладчиками были А. Безруков и Р. Мефтахутдирова (научный руководитель - М. Г. Абрамзон), О. Франчук (научный руководитель - Ю. Д. Коробков) и А. Тимощенко (научный руководитель - Г. И. Лузянин)24. Участник конференции, А. В. Безруков, на следующий год подготовил исследование на конкурс научных студенческих работ. В дальнейшем именно Андрей Викторович станет первым преподавателем кафедры всеобщей истории МГПИ и ее выпускником.

Летом 1994 г. студентам историко-филологического отделения открылась еще одна возможность научно-исследовательской работы. Археологический отряд исторического отделения впервые

21 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3370. Л. 11.

22 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3529. Л. 4, 6.

23 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3691. Л. 11.

24 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3369.Л. 20, 27-28, 32.

принял участие в раскопках города Фанагории, после чего трое студентов кафедры были прикреплены для проведения научной работы к Департаменту классической археологии ИА РАН. Под руководством М. Г. Абрамзона силами студентов готовилась выставка-отчет о раскопках этого года25.

6. Международное и межвузовское сотрудничество

С самого начала работы кафедры активно развивалось межвузовское и международное сотрудничество. Уже на первом заседании кафедры была сформулирована просьба ректорату об организации приглашения профессора Антони Швингхамера из Чикагского колледжа США и доцента Челябинского педагогического института, доктора исторических наук, археолога, блестящего специалиста по бронзовому веку степной полосы Южного Урала - Николая Борисовича Виноградова. Планировалось, что А. Швингхамер прочитает 13-17 декабря 1993 г. курс истории Древней Америки, а Н. Б. Виноградов в феврале-марте 1994 г. - курс лекций археологии и исторического краеведения26.

В начале марта 1994 года для чтения открытых лекций магнитогорским студентам-историкам приехал доктор исторических наук, профессор-германист, создатель челябинской научной школы по изучению истории Германии и других стран Западной Европы в XX веке Аркадий Беньяминович Цфасман27. Подобные встречи закладывали фундамент дальнейшей совместной научной деятельности. Так, в 1995-1996 уч. г. по заказу УНО Челябинской области было опубликовано пособие по истории родного края «Исчезнувший мир: атлас Древней истории Южного Зауралья», подготовленное М. Г. Абрамзоном и Н. Б. Виноградовым. Как уже упоминалось выше, А. Б. Цфасман стал научным руководителем диссертационных исследований Н. С. Фроловой и В. А. Токарева.

Помимо перечисленных очных встреч в отчете по научно-исследовательской работе кафедры за 1993-1994 уч. г. отмечается сотрудничество кафедры всеобщей истории МГПИ с рядом зарубежных и отечественных вузов. Среди первых: Лаборатория Антропологии Первого Реннского Университета, кафедра истории Бухарестского университета, кафедра филологии университета Торонто, национальный центр научных исследований Франции, университет Флориды, департамент культуры Каталонии, первый университет Чикаго, институт истории АН Азербайджана. Если говорить о межвузовском сотрудничестве с российскими вузами, то следует назвать МПГУ им. Ленина, Ярославский университет, УрГУ, ИА РАН, Саратовский университет, ИВ РАН, Белгородский пединститут, ИЖСА им. Репина, Российскую академию художеств. Обширные международные и межвузовские связи позволяли кафедре всеобщей истории МГПИ набираться опыта, формировать собственную библиотеку учебно-методической и научно-исследовательской литературы. Они способствовали созданию международного межвузовского сборника кафедры, реализации совместных проектов. Так, 19931994 уч. г. ознаменовался выходом первого номера уже международного межвузовского журнала «Проблемы истории, филологии и культуры», а отряд студентов исторического отделения принял участие в международной программе русско-французской экспедиции «Памятники РЖВ (раннего железного века - Н. Ч., Л. С.) Урала»28.

7. Взаимодействие со школами

Взаимодействие кафедры всеобщей истории со школами города, также как НИР и НИРС, началось буквально с первых дней ее существования. Уже на первом заседании кафедры был поднят вопрос об организации олимпиады по истории для школьников. Г. И. Лузянин предложил пересмотреть привычный формат, при котором олимпиаду проводил гороно, приглашая преподавателей университета в качестве специалистов. Отныне данное мероприятие решено было проводить как заключительное мероприятие в педагогической практике студентов IV курса29. Таким образом кафедра не только наладила собственное взаимодействие со школами, но и привлекла к нему студентов.

С 1994-1995 года кафедрой начала проводиться профориентационная работа. Ю. Д. Коробков подготовил статью в газету «Магнитогорский рабочий», что стало потом традиционным профориен-тационным мероприятием. В следующем году вышли 3 телепередачи и 3 выступления по местному и областному радио, где сообщалось об открытии в МГПИ нового отделения «История и социология». Велась работа по открытию спецклассов с историческим уклоном. Ю. Д. Коробков Н. С. Юношева организовали подготовительные курсы для абитуриентов30, специально для которых Ю. Д. Коробков подготовил учебно-методическое пособие по истории Отечества31.

25 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3529. Л. 11.

26 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3369. Л. 3-4.

27 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3369. Л. 25.

28 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3370. Л. 11.

29 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3369. Л. 1-2.

30 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3528. Л. 10.

31 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3690. Л. 3.

В 1994-1995 уч. г. началась работа кафедры с органами народного образования города. М. Г. Абрамзон несколько раз был приглашен методическим советом на заседание учителей истории, участвовал во Всероссийском совещании деканов истфаков в Министерстве Образования, оказывал помощь в проведении уроков истории в школе № 6 г. Магнитогорска, где когда-то работал учителем, организовывал консультации. Ю. Д. Коробков 5 раз выезжал в совхоз Кизильский, где проводил лекции для сельских учителей об изменениях преподавания истории в школе32. В 1995-1996 уч. г. был заключен договор о сотрудничестве между кафедрой и средней школой № 58 г. Магнитогорска33.

Кафедра истории не была обособленным образованием - она стремилась установить прочные деловые и творческие контакты с теми организациями, для которых готовила специалистов.

8. Учебно-воспитательная работа

Преподаватели кафедры всеобщей истории всегда стремились создать условия для обеспечения качественного учебного процесса. Уже 16 сентября 1993 г. на первом заседании кафедры Ю. Д. Коробков сообщил, что сумел установить связь с библиотекой Екатеринбургского университета, которая выслала для исторического кабинета МГПИ практикумы по истории России, истории Древнего мира, истории Средних веков и Новой и новейшей истории34. Это позволило предварительно укомплектовать историческую библиотеку, а вместе с этим наладить самостоятельную работу студентов на семинарских занятиях и коллоквиумах. Преподаватели кафедры активно выступали с открытыми лекциями и докладами, что позволяло знакомить студентов с темами, которые трудно было изучить из-за острой нехватки специализированной литературы, более подробно. Так, в 19941995 уч. г. Ю. Д. Коробков выступил с теоретическим докладом «Русская философия истории», текст которого был впоследствии рекомендованным к выпуску в виде методического пособия для студентов; провел открытую лекцию «Реформы П. А. Столыпина в России». Открытую лекцию «Внутренняя политика Александра I» прочитала Н. С. Юношева. В. А. Токарев выступил с докладом «Новые подходы к советско-германскому пакту о ненападении» и провел открытый семинар «Движение декабристов». Т. А. Хворостьянова представила доклад «Картины мира средневекового человека».

Учебная работа на кафедре всеобщей истории шла бок о бок с воспитательной. Уже на следующий год после создания подразделения была налажена работа кураторов. Первым куратором на историческом отделении стал Ю. Д. Коробков. С 1994-1995 уч. г. к кураторской работе присоединились Н. С. Юношева и В. А. Токарев35. Раз в месяц начал проводиться общий совет кураторов. Проходило посещение общежитий, организовывались встречи с родителями студентов, составлялись индивидуальные графики работы со студентами, работающими по совместительству, имеющими детей, нетрудоспособных родителей36. Преподаватели смотрели на студента не только как на человека, которому нужно дать определенный набор знаний, но и как на личность, в становлении которой они принимают самое прямое участие.

9. Открытие исторического факультета

В протоколах заседаний кафедры всеобщей истории за 1993-1996 гг. среди обсуждений, постановлений, отчетов самого разного характера можно отметить одну идею, которая проходила красной нитью через все документы, - мечта об открытии собственного исторического факультета. К образованию такого структурного подразделения МГПИ преподаватели кафедры шли планомерно, не забывая ни о НИР и НИРС, ни об учебно-воспитательной работе, ни о хозяйственной части.

Коллектив кафедры активно разрабатывал учебный план будущего факультета. За основу изначально предлагалось взять наработки ЧГПИ, внеся собственные коррективы. При подготовке плана никто из преподавателей не остался в стороне. М. Г. Абрамзон привез с челябинской командировки учебный план ЧГПИ, университетский план исторического отделения предоставил Ю. Д. Коробков. Поделился опытом после увиденной в Глазовском педагогическом институте двухуровневой системой обучения Г. И. Лузянин. В разработке новых учебных планов методично увеличивали часы на блок исторических дисциплин, за счет чего получали возможность приглашать необходимых специалистов и таким образом расширять штат. И это при условии, что начальный период работы кафедры всеобщей истории совпал с распоряжением Министерства образования РФ № 84 от 11 мая 1993 г. о переходе на новую структуру исторического образования в школах РФ. Преподавателям кафедры пришлось с нуля разрабатывать лекционные курсы и семинарские занятия по историческим дисциплинам, готовить и публиковать учебно-методические материалы для студентов. Началась подготов-

32 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Ф 132. Д. 3528. Л. 10.

33 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3690. Л. 2.

34 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3369. Л. 2.

35 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3527. Л. 2.

36 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3370. Л. 6.

ка специалистов для работы в школе с учетом нового стандарта, согласно которому историю России необходимо было рассматривать в контексте мировой истории. В то же время деканат факультета русского языка и литературы требовал корректировки рабочих программ кафедры с ориентированием на изучение литературы. Требование деканата учитывали: во время археологической практики студенты собирали фольклорный материала и изучали этнографию Уральского региона, а для зачета по истории средних веков писали реферат, тематика которого была связанна с литературоведением.

Однако, несмотря на значительный блок филологических дисциплин среди своих предметов, «студенты считали себя историками»37 и доказывали на деле. По итогам зимней сессии 1993-1994 уч. г. абсолютная успеваемость в рамках исторических дисциплин составила: 100 % по истории Древнего мира и 97 % по истории России. Качественная, соответственно: 70 % и 68 %. С течением времени показатели только росли. Так, итогом летней сессии 1993-1994 и зимней - 1994-1995 уч. гг. стала уже 100 % успеваемость по всем сдаваемым историческим дисциплинам. Качественная также возросла^ %, 92 % и 89% - по истории Древнего мира, Средних веков и истории России; летом и 100 %, 83 % и 95 % - по истории Древнего мира, истории России и методике преподавания истории зимой. Отличные показатели даже по меркам «старых» кафедр, существовавших не один год. Неудивительно, что преподаватели кафедры всеобщей истории всеми силами стремились получить для своих студентов статус «историков» официально.

Однако первый вариант учебного плана для исторического отделения, предоставленный в министерство весной 1995 года, одобрен не был. В министерстве оказались подготовлены новые варианты учебных планов. В рамках последних стало практически невозможно совместить исторический и филологический блоки. Пришлось начинать сначала. Была выбрана новая дополнительная специальность «Социология» и подготовка к получению лицензии на специальность «История». Только таким образом можно было снова поставить вопрос об открытии в институте нового отделения «История и социология»38. Это был вопрос о будущем кафедры: будет ли она существовать как самостоятельное подразделение или нет. М. Г. Абрамзон и Ю. Д. Коробков, не прекращая активной научной, учебной, воспитательной работы, в максимально сжатые сроки составили новый учебный план, который утвердила Москва. 10 апреля 1996 года кафедра всеобщей истории отделилась от литфака. 19 апреля был организован самостоятельный исторический факультет. 23 апреля 1996 г. кафедра всеобщей истории проводила заседание уже как независимое подразделение.

Заключение

Созданная в 1993 г. кафедра всеобщей истории Магнитогорского педагогического университета прошла сложный путь трансформации от структурного подразделения факультета русского языка и литературы до самостоятельного отделения со статусом факультета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из изложенных фактов, в 1993-1996 гг. на кафедре шла активная работа по всем возможным направлениям развития. Создавалась собственная библиотека учебно-методической литературы, призванная обеспечить условия для качественного образовательного процесса. С этой же целью шло налаживание межвузовского и международного сотрудничества, приглашались преподаватели, расширялся штат, увеличивалось количество часов на исторические дисциплины в учебных планах. Проводилась научная, учебная, воспитательная работа со студентами, что приводило к высоким отчетным показателям. Укреплялось взаимодействие со школами, позволяющее своевременно реагировать на запрос работодателя.

За период 1993-1996 гг. на кафедре всеобщей истории сформировался коллектив высококвалифицированных, инициативных преподавателей, совместные усилия которых в конечном счете смогли обеспечить все необходимые условия для эффективной подготовки студентов-историков и создать перспективы для дальнейшего развития высшего исторического образования в Магнитогорске.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамзон М. Г. Становление императорского культа в древнем Риме: По данным нумизматики : авто-реф. дис. ... канд. истор. наук : 07.00.03. Москва, 1992. 19 с.

2. Ибрагимов А. С. Трансформация высшего образования России в 1990-е годы // Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. Общественные науки. 2020. С. 55-58.

3. Исторический факультет 1932-1953 гг.; 1996-2006 гг. / сост. М. Г. Абрамзон, И. Н. Кравцова, А. А. Осипова; под ред. А. А. Осиповой. Магнитогорск : МаГУ, 2006. 56 с.

4. Исторический факультет 2006-2011. Магнитогорск : МаГУ, 2011. 22 с.

5. Люди, дела, традиции : энциклопедия МаГУ (1932-2012) / сост. Н. В. Меркулова, А. Н. Михин, Л. Н. Мишина, А. А. Осипова, С. Г. Шулежкова; отв. ред. С. Г. Шулежкова. Изд. 3-е, перераб. и доп. Магнитогорск : МаГУ, 2012. 546 с.

37 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3527. Л. 8.

38 МКУ «ГА» Магнитогорска. Ф. 132. Оп. 2. Д. 3527. Л. 17.

6. Потёмкина М. Н. Проблемы эвакуации и эвакуированного населения на Урале в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 : (Историко-партийный аспект) : автореф. дис. ... канд. истор. наук : 07.00.01. Челябинский гос. ун-т. Челябинск, 1994. 15 с.

7. Потёмкина М. Н., Филатов В. В. Высшее историческое образование в г. Магнитогорске (1932-2019 годы) // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 34-43.

N. V. Chernova (Magnitogorsk, Russia) L. I. Svirichevskaya (Magnitogorsk, Russia)

THE ROAD TO OWN FACULTY: DEPARTMENT OF GENERAL HISTORY OF MSPI IN

1993-1996

Abstract. The chronicle of the Historical Faculty of the Magnitogorsk State Pedagogical Institute is an unusual example of the higher education development at the regional level in conditions of the socio-economic crisis in Russia in the 1990s. The peculiarity of the study is determined by the almost complete absence of any scientific papers devoted to the historical faculty of the Magnitogorsk State Pedagogical Institute. This article attempts to reconstruct the narration of the higher historical education formation in Magnitogorsk for the period of 1993-1996 basing on the analysis of the written records of the meetings at the department, as well as the reports on the scientific, educational and extra curriculum work. A detailed study of the sources allows to identify the factors that contributed to the successful development of the historical department within the Philological Faculty, and also makes it possible to outline consistently the background of creation of an independent historical faculty. To make the whole study on the problem, there was used an integrated approach, including the general scientific and special historical methods.

Keywords: Magnitogorsk, Magnitogorsk State Pedagogical Institute, Department of General History, historical education, teachers, students.

REFERENCES

1. Abramzon M. G. Stanovlenie imperatorskogo kul'ta v drevnem Rime : Po dannym numizmatiki : avtoref. dis. ... kand. istor. nauk: 07.00.03, Moscow, 1992, 19 p.

2. Ibragimov A. S. Transformatsiya vysshego obrazovaniya Rossii v 1990-e gody, Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Severo-kavkazskii region. Obshchestvennye nauki, 2020, pp. 55-58.

3. Istoricheskii fakul'tet 1932-1953 gg.; 1996-2006 gg. / sost. M. G. Abramzon, I. N. Kravtsova, A. A. Osipova; pod red. A. A. Osipovoi, Magnitogorsk, MaGU, 2006, 6 p.

4. Istoricheskii fakul'tet 2006-2011. Magnitogorsk : MaGU, 2011, 22 p.

5. Lyudi, dela, traditsii : entsiklopediya MaGU (1932-2012) / sost. N. V. Merkulova, A. N. Mikhin, L. N. Mishi-na, A. A. Osipova, S. G. Shulezhkova; otv. Red. S. G. Shulezhkova. Izd. 3-e, pererab. i dop., Magnitogorsk, MaGU, 2012, 546 p.

6. Potemkina M. N. Problemy evakuatsii i evakuirovannogo naseleniya na Urale v gody Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 : (Istoriko-partiinyi aspekt) : avtoref. dis. ... kand. istor. nauk: 07.00.01, Chelyabinskii gos. un-t. Chelyabinsk, 1994, 15 p.

7. Potemkina M. N., Filatov V. V. Vysshee istoricheskoe obrazovanie v g. Magnitogorske (1932-2019 gody) // Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no. 1, pp. 34-43.

Чернова Н. В., Свиричевская Л. И. Дорога к собственному факультету: кафедра всеобщей истории МГПИ В 1993-1996 гг. // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 4. С. 57-64.

Chernova N. V., Svirichevskaya L. I. The Road to the Own Faculty: Department of General History of MSPI in 1993-1996, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2022, vol. 6, no 4, pp. 57-64.

Дата поступления статьи - 11.10.2022; 0,88 печ. л.

Сведения об авторах

Чернова Нина Викторовна - доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия; ni-na_chernova@mail. ru.

Свиричевская Лада Игоревна - студентка кафедры всеобщей истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия; sviricevskaalada@gmail.com.

Authors:

Nina V. Chernova, Ph.D. in History, Associate Professor, Department of World history, Institute of Humanitarian Education, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; ni-na_chernova@mail.ru.

Lada I. Svirichevskaya, student, Department of World history, Institute of Humanitarian Education, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; sviricevskaalada@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.