Научная статья на тему 'ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ СОЧИ: ЭВОЛЮЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ'

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ СОЧИ: ЭВОЛЮЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сочи / Даховский посад / историческое поселение / пространственно-планировочная структура / Sochi / Dakhovsky Posad / historical settlement / spatial-planning structure

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виталий Вячеславович Бондарь

Реконструирован процесс пространственно-планировочного развития Сочи в дореволюционный период. Сопоставление с ныне существующей улично-квартальной сетью позволило выявить качественные характеристики, определить степень сохранности подлинной, выступающей важнейшим ценностным показателем исторического поселения, улично-квартальной сети центральной части города, и отнести ее к типу комбинированных, сочетающих участки регулярного расположения улиц с территориями свободной планировки, подчиненной рельефу местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-REVOLUTIONARY SOCHI: THE EVOLUTION OF THE SPATIAL-PLANNING STRUCTURE

The article reflects the results of a retrospective reconstruction of the process of spatial planning development of Sochi in the pre-revolutionary period. The theoretical basis of the research was the works that comprehend the forms and patterns of the development of urban planning systems, the source base is statistical, reference, cartographic material, travel notes, guidebooks, memories; a special source is the modern cultural landscape of the city. Along with the diachronic and comparative methods of research, the methods of urban planning analysis are applied. The settlement that arose in 1864 at the mouth of the Sochi River initially served as a reference point for the development of the Black Sea coast by the Russian Empire. The status of a posad, which Sochi acquired in 1874, for a long time, before the establishment of the resort and recreational function of the place at the beginning of the XX century, was nominal. The surveying of the territory of the Sochi posad reflected the nature of the terrain the mouth of the river and the sea shore, forming a combination of two types of landscape: opening into the valley and frontally deployed, limited by a chain of mountains in the distance. The first plan of the posad, drawn up in 1893, recorded the initial stage of the formation of the street-quarter network and reflected a characteristic feature of the cultural landscape of Sochi that still persists: the division of its territory into its lower part extending from the left bank of the river and its upper part, extending to the east and southeast parallel to the sea shore. At the beginning of the XX century, the network of streets covered the entire territory of the posad and reflected the desire of the authorities to maximize the adaptation of the principle of regularity to heterogeneous forms of relief. The formation of the integral character of the spatial planning structure of Sochi was completed by the time the рosad turned into a city in 1917, the boundaries of which included the surrounding area. The layout of these territories was similar in nature to the layout of the former posad. The spatial-planning structure of the Sochi posad reflected the nature of its urban development and was formed as a combined one, including sections of a regular, orthogonal, street-block network and zones of relatively free, adapted to the relief, street layout. The composition was based on two sections of a regular layout, departing from the historical core: the “upper city” and the “lower city”. The main compositional axis was the emerging highway passing from the northwest to the southeast-the line of the future Kurortny Prospekt. The spatial planning structure of Sochi, which developed in pre-revolutionary times, determined the development of the urban planning system throughout the XX century and with minor changes, it has been preserved to the present time. Along with the historical buildings, it forms the basis of the value characteristics of the historical settlement.

Текст научной работы на тему «ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ СОЧИ: ЭВОЛЮЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2024. № 53. С. 218-235. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 53. pp. 218-235.

МУЗЕЙ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Научная статья УДК 904 : 711.4 doi: 10.17223/22220836/53/18

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ СОЧИ: ЭВОЛЮЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ

Виталий Вячеславович Бондарь

Южный филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Краснодар, Россия, bonvita@yandex.ru

Аннотация. Реконструирован процесс пространственно-планировочного развития Сочи в дореволюционный период. Сопоставление с ныне существующей улично-квартальной сетью позволило выявить качественные характеристики, определить степень сохранности подлинной, выступающей важнейшим ценностным показателем исторического поселения, улично-квартальной сети центральной части города, и отнести ее к типу комбинированных, сочетающих участки регулярного расположения улиц с территориями свободной планировки, подчиненной рельефу местности. Ключевые слова: Сочи, Даховский посад, историческое поселение, пространственно-планировочная структура

Благодарности: Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Южного филиала Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва по теме «Исторические поселения как категория недвижимого культурного наследия: проблема охранного статуса и социально-культурных функций».

Для цитирования: Бондарь В.В. Дореволюционный Сочи: эволюция пространственно-планировочной структуры // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 53. С. 218-235. doi: 10.17223/22220836/53/18

MUSEUM AND CULTURAL HERITAGE

Original article

PRE-REVOLUTIONARY SOCHI: THE EVOLUTION OF THE SPATIAL-PLANNING STRUCTURE

Vitaly V. Bondar

Southern Branch, Russian Research Institute of the Cultural and Natural Heritage, Krasnodar, Russian Federation, bonvita@yandex.ru

Abstract. The article reflects the results of a retrospective reconstruction of the process of spatial planning development of Sochi in the pre-revolutionary period.

The theoretical basis of the research was the works that comprehend the forms and patterns of the development of urban planning systems, the source base is statistical, reference, cartographic material, travel notes, guidebooks, memories; a special source is the modern

© В.В. Бондарь, 2024

cultural landscape of the city. Along with the diachronic and comparative methods of research, the methods of urban planning analysis are applied.

The settlement that arose in 1864 at the mouth of the Sochi River initially served as a reference point for the development of the Black Sea coast by the Russian Empire. The status of a posad, which Sochi acquired in 1874, for a long time, before the establishment of the resort and recreational function of the place at the beginning of the XX century, was nominal. The surveying of the territory of the Sochi posad reflected the nature of the terrain - the mouth of the river and the sea shore, forming a combination of two types of landscape: opening into the valley and frontally deployed, limited by a chain of mountains in the distance.

The first plan of the posad, drawn up in 1893, recorded the initial stage of the formation of the street-quarter network and reflected a characteristic feature of the cultural landscape of Sochi that still persists: the division of its territory into its lower part extending from the left bank of the river and its upper part, extending to the east and southeast parallel to the sea shore. At the beginning of the XX century, the network of streets covered the entire territory of the posad and reflected the desire of the authorities to maximize the adaptation of the principle of regularity to heterogeneous forms of relief.

The formation of the integral character of the spatial planning structure of Sochi was completed by the time the рosad turned into a city in 1917, the boundaries of which included the surrounding area. The layout of these territories was similar in nature to the layout of the former posad.

The spatial-planning structure of the Sochi posad reflected the nature of its urban development and was formed as a combined one, including sections of a regular, orthogonal, street-block network and zones of relatively free, adapted to the relief, street layout. The composition was based on two sections of a regular layout, departing from the historical core: the "upper city" and the "lower city". The main compositional axis was the emerging highway passing from the northwest to the southeast-the line of the future Kurortny Prospekt.

The spatial planning structure of Sochi, which developed in pre-revolutionary times, determined the development of the urban planning system throughout the XX century and with minor changes, it has been preserved to the present time. Along with the historical buildings, it forms the basis of the value characteristics of the historical settlement. Keywords: Sochi, Dakhovsky Posad, historical settlement, spatial-planning structure

Acknowledgments: The article was prepared as part of the state assignment of the Southern Branch of the Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev on the topic "Historical settlements as a category of immovable cultural heritage: the problem of conservation status and socio-cultural functions".

For citation: Bondar, V.V. (2024) Pre-revolutionary Sochi: the evolution of the spatial-planning structure. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i is-kusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 53. pp. 218-235. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/53/18

Реконструкция обстоятельств и характера трансформаций пространственно-планировочной структуры поселения относится к категории конкретно-исторических исследований, имеющих ясную практическую цель -создание научной базы различного вида проектных работ - от мероприятий по сохранению недвижимого культурного наследия и регенерации историко-градостроительной среды до выработки методов современного архитектурного проектирования в старых кварталах. Научная же ценность такого рода исследований заключается в обогащении теории и истории градостроительства и в целом урбанизации, а также введении в научный оборот массива новых эмпирических данных и результатов их анализа. Особая важность изучения города-курорта Сочи с позиций исторической и, в частности, историко-архитектурной науки обусловлена его статусом исторического поселения.

История планировочного развития дореволюционного Сочи до сих пор не была предметом специального исследования. Единственный краткий

очерк градостроительной системы посада, приведенный во второй книге фундаментальной трилогии «Градостроительство России середины XIX -начала XX века» [1. С. 290-295], характеристики улично-квартальной сети не содержит; отрывочные же упоминания эпизодов ее формирования, встречающиеся в научно-популярных изданиях, историографическими фактами считаться не могут. В смысле же общей панорамы исторической действительности дореволюционного Сочи и его округи базовым для нашего исследования является труд И.А. Тверитинова «Социально-экономическое развитие Сочинского округа во второй половине XIX - начале XX века» [2].

Теоретическую базу исследования составили труды, фиксирующие достигнутый историко-архитектурной отраслью науки уровень осмысления форм и закономерностей развития пространственно-планировочных структур поселений, в числе которых выделяются классические труды В.А. Шкварико-ва «Планировка городов России XVIII и начала XIX века» [3], А.В. Бунина и Т.Ф. Саваренской «История градостроительного искусства» [4] и книга первая «Общая характеристика и теоретические проблемы» упомянутой выше трилогии «Градостроительство России середины XIX - начала XX века» [5].

Эмпирической основой выступают отдельные, косвенно относящиеся к теме, статьи, а также разнообразные источники - рукописные и печатные планы посада Сочи (три из них - 1893, 1897 и 1910 гг. - вводятся в научный оборот впервые), статистические и справочные издания, путевые заметки, путеводители, воспоминания. Отдельным многокомпонентным источником выступает современный культурный ландшафт исторического центра, сохранивший первоначальную композиционную основу пространства города и трассировку большинства улиц.

Методологическое кредо автора - комплексный, в отдельных аспектах -междисциплинарный подход к изучению поселений и культурных ландшафтов, в рамках настоящего исследования проявился, наряду с применением традиционных для конкретно-исторических исследований диахронного, синхронного и сравнительного методов, в использовании методов градостроительного анализа и результатов тотального натурного изучения городского пространства, полученных в ходе разработки Проекта предмета охраны и границ территории исторического поселения город Сочи в 2018-2019 гг. [6].

Город Сочи (в границах современных Центрального и частично Хостин-ского районов Большого Сочи) происходит от основанного в 1864 г. Дахов-ского поста, вокруг которого к 1870 г., когда здесь был учрежден центр Сочинского попечительства Черноморского округа, сформировалось небольшое гражданское поселение [2. С. 28]. О его размерах и степени благоустройства можно судить по немногочисленным источникам, в частности по относящимся к июлю 1869 г. путевым заметкам П.В. Верещагина, одного из инициаторов «культурной колонизации» черноморского побережья: «Сочи имел на горе дом попечителя, несколько грязных домиков, духанов и лавок туземцев, расположенных на реке Сочи. Чтобы осмотреть какую-либо часть побережья, нужно было ехать верхом по берегу и потом прокладывать себе путь в горы рабочими с топорами» [7. С. 11].

В 1874 г. поселение при бывшем Даховском посте, насчитывавшее всего 15-16 семей постоянных обитателей, было преобразовано в посад, которому предназначалась территория в 400 десятин [2. С. 29]. Очевидно, причиной

обретения поселением нового статуса послужили, наряду со значением административного центра территории Сочинского попечительства, благоприятные перспективы хозяйственно-экономического развития места, которые должны были обеспечиваться возможностями роста численности жителей и освоения территории. Еще в июле 1873 г., как писал А.В. Верещагин (брат П.В. Верещагина, один из первых «мирных колонизаторов» Сочи), от упраздненного укрепления «оставались лишь полуразрушенные стены, казармы и посредине площади круглое здание, без купола и крыши, бывшее прежде церковью», деревянные здания, остававшиеся от выведенного гарнизона, были заняты лазаретом и «нестроевой командой»; в полуразрушенных каменных казармах размещался казачий пост. При этом левобережное плато близ устья реки Сочи уже было «предназначено для основания города или посада; нарезаны городские участки размером 1/2 десятины, составлены правила для отвода этих участков и лишь ожидается утверждение» [8. С. 38-39]. Фактическое же отведение земель посаду и межевание территории, в силу разных обстоятельств, состоялось гораздо позже.

В мае 1877 г., во время Русско-турецкой войны, под угрозой бомбардировок и захвата Сочи неприятелем гражданское население полностью покинуло посад, который остался под прикрытием регулярных войск и частей Кубанского казачьего войска. В ходе боевых действий Сочи был частично разрушен, а по возвращении его жителей оказалось, что жилища и хозяйства многих разграблены мародерами [9]. Составленные через два года после этих событий «Правила для отвода городских участков» были утверждены Кавказским наместником лишь в 1881 г., но на тот момент, как сообщал А.В. Верещагин, еще не был составлен план посада, а в ходе первого межевания территория поселения оказалась отделенной от выгона частновладельческим участком. Результаты же второго межевания, произведенного в 1883 г., вызвали возмущение как собственников частновладельческих участков, примыкавших к посаду и выгону, так и «смежных с посадскою землей поселян, которые дали свои приговоры в пользу посада и отказались подписать составленные землемером план и другие межевые акты». К 1885 г., по сведениям А.В. Верещагина, ситуация не изменилась: «посадский план до сих пор не утвержден, а по отводу городских участков изобретаются только новые и новые тормозы», поэтому автор писал о необходимости «произвести ревизию межевых дел в Черноморском округе и направить их на должный путь» [10. С. 29-30].

По прошествии нескольких лет противоречия между интересами развития посада, частновладельческих земель и окрестных селений были преодолены. Об этом свидетельствует первый из известных планов Сочи - хранящийся в Музее истории города-курорта «Межевой план участка земли в Черноморском округе Сочинского участка отмежеванному посаду Даховско-му (Сочи) на основании Высочайше утвержденного в 13 день апреля 1874 года Положения Кавказского комитета в количестве четырехсот десятин под постройки и выгон», оригинальный экземпляр которого был «подписан владельцами и понятыми 28 августа 1893 г.» [11] (см. рис. 1). Из него следует, что межевание территории и предполагавшийся характер градостроительного освоения местности изначально соответствовал естественным условиям местности - устья реки Сочи и прилегающих участков морского берега, формирующих сочетание глубинно раскрывающегося (в долину) и фронтально

развернутого, ограниченного цепью гор на отдалении, типов ландшафта. Территория собственно посада с юго-востока ограничивалась морем, с запада и частично юго-запада - рекой Сочи; обозначенные ломаными линиями северная и восточная границы селитебной территории определялись примыканием частновладельческих земель, не относящихся к посаду. К этому времени вполне сформировалось ядро поселения - пространство, тяготеющее к устью реки Сочи и расположенной здесь морской пристани и ограниченное с юго-запада «казенной береговой полосой» вдоль моря; с северо-востока -линией улицы, будущей композиционной осью (ныне Курортный проспект); с северо-запада - границей площади (по линии нынешней улицы им. Поярко); с юга и юго-востока - Турецким оврагом. Далее к юго-востоку, за оврагом, показан участок с регулярной планировкой - девять кварталов, образованных пересечением под прямым углом двух продольных улиц (общим азимутом 134°) с двумя поперечными - будущий «верхний город».

Рис. 1. Межевой план Даховского посада (Сочи). 1893 г. Fig. 1. Boundary plan of Dakhovsky Posad (Sochi). 1893

Помимо селитебной территории на плане показан примыкавший к ее северо-восточной оконечности почти соразмерный ей городской выгон - на гористом, судя по обозначению рельефа, участке местности. Он распространялся на север, северо-восток и восток, примыкая к частным владениям Р.И. Гарбе и А.К. Ермолова, юртовым землям деревни Навагинки, казенным участкам и намеченному наделу деревни Раздольной. Собственно посад с запада граничил с землями В.А. Хлудова, с востока к нему примыкали упомянутые владения А.К. Ермолова. Почти в центре поселения, за бывшим Да-ховским постом, на равнине и частично склоне господствовавшей над местностью горы Батарейка находилось окруженное со всех сторон землями посада владение Т.А. Мамонтовой размером 6,5 десятины, известное как первая сочинская дача - вилла «Вера» [12. С. 62, 101-103]. Еще одна небольшая усадьба, принадлежавшая И.Е. Гарбе и так же, как мамонтовская, не относившаяся к землям посада, «вклинивалась» в его территорию с востока, гранича с группой «регулярных» кварталов.

Характерной чертой первоначального функционального зонирования и в целом планировки посада было выраженное разделение территорий собственно поселения и выгона, соединенных посредством узкой, не более 100 саженей (около 200 м) «перемычки», ограниченной с севера и юга участками крупных землевладельцев Р.И. Гарбе и А.К. Ермолова. Возможно, это явление было следствием компромисса: еще применительно к 1881 г. А.В. Верещагин упоминал о принадлежавшем некоему «господину К.» «неправильно и в излишнем количестве десятин отведенном участке», который нужно было «возвратить посаду для восстановления непрерывности его участков, без чего посад лишается возможности иметь выгон» [10. С. 29].

Примечательно, что площадь изначально отведенных Даховскому посаду земель была по величине сопоставима с территориями уездных городов центральной России того времени. Например, в Московской губернии, одной из наиболее густонаселенных в империи, уже в начале XX в. городские земли занимали: Рузы - 629 десятин при 3,8 тыс. жителей, Серпухова - 596 десятин при 36 тыс. человек, Коломны - 416 десятин при 27 тыс. человек, Дмитрова -365 десятин при 5,3 тыс. человек, Клина - 300 десятин при 4,5 тыс. человек, Можайска - 220 десятин при 4,1 тыс. человек, Вереи - 212 десятин при 3,6 тыс. человек, Бронниц - 139 десятин при почти 4 тыс. человек [13. С. 190, 196]. Население же Даховского посада в 1887 г. составляло, по сведениям Е.Г. Вейденбаума, всего 98 человек [14. С. 360], и лишь через десятилетие, по данным Всеобщей переписи, его численность относительно соответствовала административному статусу центра Сочинского округа в составе образованной годом ранее Черноморской губернии - 1 352 человек [15. С. 51].

Составленный в 1897 г. «План посада Даховского Черноморского округа» (фактически посад на тот момент был административным центром Сочинского округа учрежденной в 1896 г. Черноморской губернии [16. С. 5657]), копия которого также хранится в Музее истории города-курорта Сочи [17], зафиксировал ряд существенных трансформаций пространства поселения (рис 2). К этому времени ядро посада было разделено расположенным по линии «юго-запад - северо-восток» прямым отрезком улицы, обозначенной как «Пластунская» (ныне им. Войкова), а прибрежный квартал, в котором показаны «площадь для предполагаемого сада» и торговый ряд, отделялся

улицей Бульварной (ныне Несебрская). На плане обозначены названия и других улиц: Мамонтовский спуск - отрезок нынешнего Курортного проспекта в месте понижения рельефа, Соборная - отрезок между северо-восточной стороной храмовой площади и Мамонтовским спуском, а также улицы «верхнего города»: продольные, параллельные друг другу Приморская, Московская (ныне им. Орджоникидзе), Подгорная (часть нынешнего Курортного проспекта) и поперечные им Александровская, Михайловская и Пограничная (ныне соответственно Морской переулок, им. Соколова и Театральная).

Рис. 2. План Даховского посада (Сочи). 1897 г. Fig. 2. The plan of the Dakhovsky Рosad (Sochi) in 1897.

Вместе с новой продольной улицей, расположенной выше Подгорной улицы и получившей позже название «Нагорная», они сформировали регулярную, почти ортогональную, планировку юго-восточной части поселения. Эти кварталы получили прямоугольную форму со значительным превышением длин сторон, проходящих по продольным улицам. Такова же была и их парцелляция: плановые места, от четырех до двенадцати в квартале, располагались в два ряда, симметрично (за единственным исключением) относительно центральной оси. К северо-западу от Пластунской и к северо-востоку от Бульварной улиц показаны два прямоугольных, поставленных под прямым углом квартала, разделенных на прямоугольные же плановые участки, далее к северу и северо-востоку обозначена неправильной формы площадь, на поздних планах отмеченная как «базар».

В отличие от плана 1893 г., в значительной степени схематичного, план 1897 г. подробно зафиксировал характер пространства собственно посада, без выгона. Посредством отражения картографическим способом перепадов рельефа здесь показана наиболее характерная историческая черта культурного ландшафта Сочи: разделение территории поселения на простирающуюся от левого берега реки Сочи нижнюю его часть и верхнюю, распространявшуюся на восток и юго-восток параллельно берегу моря. Условные обозначения дают представление, помимо прочего, о расположении существовавших и проектировавшихся внутригородских (посадских) объектов и элементов инфраструктуры.

Большинство плановых мест, которых показано более трехсот, обозначены как «застроенные»; единичными были участки «под культурой» и «принадлежащие посаду»; группу из четырех кварталов, ограниченных безымянными улицами у северной и северо-западной границ поселения, составляли «участки, подлежащие разбивке, внесению в план и продаже с торгов». При этом по официальным данным, приведенным в «Справочной книге Черноморской губернии на 1899 год» в Сочи числилось всего 145 дворов, в которых располагалось 145 жилых строений; еще 155 построек имели хозяйственное и 55 - торговое назначение. Общественных построек было четыре: каменный храм, ряд лавок на базаре, бойня и строившееся училище [18. С. 104].

Картину пространства посада Сочи последнего десятилетия XIX в., зафиксированную картографическим и статистическим материалом, а также сохранившимися изображениями (рис. 3), выразительно дополняет отрывок из относящихся к 1894 г. путевых заметок «По Черноморскому побережью» С.Ф. Шарапова: «Сочи и сейчас развивается с большой быстротой. Распланировывается (так в тексте. - В.Б.) город, строится множество дач. Местоположение и климат самые счастливые... Представьте себе красивый высокий берег с отлогим в одном месте спуском и широкой площадкой у самого моря. По спуску проложено в гору отличное шоссе. Внизу домики жителей победнее, преимущественно туземцев, наверху, на обширной площади десятин в 400 - красивая каменная церковь, первая настоящая церковь после Новороссийска, и вокруг нее быстро, по-американски растущий город. Это - Сочи» [19. С. 36-37].

Сочи. Общш видъ съ моря.

Рис. 3. Фрагмент «морского фасада» Сочи начала XX в. Постовая карточка. Издательство братьев

Борисовых. Новороссийск, б/г

Fig. 3. A fragment of the "sea facade" of Sochi at the beginning of the XX century. A postcard. Borisov Brothers Publishing House. Novorossiysk, no dated

Развитие планировочной композиции посада Сочи в первом десятилетии XX в. в полной мере отразило стремление властей к максимальной адаптации принципа регулярности к разнородным формам рельефа территории. Сформировавшаяся тогда улично-квартальная сеть, как следует из хранящейся в сочинском городском архиве копии «Плана земли, отмежеванной в количестве 400 десятин в 1893 году посаду Сочи Черноморской губ. Сочинского округа» с актуальными на 1910 г. дополнениями городского архитектора А.Я. Буткина [20. Л. 127], охватывала всю селитебную зону и состояла из нескольких групп кварталов - прямоугольных, трапецеидальных, треугольных и неправильных форм, соответствующих рельефу фрагментов местности (рис. 4). Общее их число составляло 61, не считая протяженной вдоль берегового склона парковой зоны с начатками локальной планировочной структуры в юго-восточной части посада. Часть кварталов по периметру поселения - в местах примыкания к реке и по северной границе - были разбиты на плановые места не полностью и оставались с одной стороны незамкнутыми линиями улиц.

Помимо кварталов исторического ядра посада и «верхнего города» к этому времени сформировалась группа кварталов к северу от ядра, вдоль русла реки, по ее левому (орографически) берегу. Сетку этой «западной» группы кварталов образовали пять продольных, протяженных вдоль реки, улиц направления «юго-запад - северо-восток» (азимут - 28°): Приреченская (ныне ул. Роз), Надеждинская (ныне им. Воровского), Ореховская (ныне им. Островского), Навагинская и Мингрельская (ныне Советская) и поперечные им Шкиперский переулок (ныне не существующий), улицы Дагомысская (ныне Парковая), Куропаткинская (ныне им. К. Либкнехта), Кирпичная (ныне Московская). К северной стороне Кирпичной примыкал доходящий до север-

ной границы посада и выгона ряд «северных» кварталов, пять из которых были прямоугольными, а крайние восточные - криволинейных очертаний.

Рис. 4. План посада Сочи. 1910 г. Fig. 4. The plan of the Sochi posad. 1910.

Парцелляция большей части кварталов в западной и северной частях селитебной территории была обусловлена их формой: вытянутые с юго-запада на северо-восток прямоугольники были разделены надвое центральной осью, пересекающей перпендикулярные ей границы участков, образуя от восьми до сорока плановых мест в квартале. Ортогональность композиции нарушалась как отклонением участков улиц относительно общего направления, так и смещением квартальных отрезков относительно оси, что обусловило наличие треугольного и нескольких трапецеидальных и даже пятиугольных кварталов.

«Западная» группа кварталов с востока ограничивалась Шоссейной улицей (ныне им. Горького), проходившей по границе террасы долины и имевшей вследствие этого вид протяженной с юга на север кривой. К юго-востоку от нее проходили параллельные ей (условно) на большей части своей длины и ритмично отстоящие на равные расстояния улицы Пластунская (ныне им. Войкова) и еще одна, названная на более поздних картах Покровской (ныне Первомайская). Первая из них в месте, где Мамонтовский спуск переходил в

Ремесленный переулок, поднимаясь по склону горы Батарейка, несколько отклонялась к северу относительно первоначального южного своего отрезка. Вторая же, начинаясь от Мамонтовского спуска и будучи почти прямолинейной, на протяжении более чем четырехсот метров меняла, следуя рельефу местности, северо-восточное направление на юго-восточное, проходя по искусственной террасе южного склона горы Батарейка; верхний отрезок улицы был почти равен нижнему. Пространства между Шоссейной, Пластунской и Покровской улицами были разделены на прямоугольные и подпрямоуголь-ные участки, очевидно, городские усадьбы. В справочной книге «Черноморское побережье Кавказа» об этом месте сообщалось: «По юго-западному склону верхнего Сочи, отделяющему его от нижнего, как бы обособившись и от того, и от другого, идут две улицы, направляясь вглубь материка параллельно улицам нижнего Сочи, но возвышаясь над ним (Пластунская и Покровская). Обилие света, невозможность застаивания воды благодаря скату делают это место одним из наиболее здоровых в городе» [21. С. 239].

Севернее мамонтовского владения, между «западной» и «северной» группами кварталов и восточной границей селитебной зоны посада сформировалась выделяющаяся в общей структуре посада зона свободной планировки, охватывавшая западный и частично южный и северный склоны горы Батарейка. Трассирование возникавших здесь улиц, названия которых на дореволюционных планах посада не зафиксированы, не было обусловлено геометрически заданным планом, но было подчинено топографическим условиям местности, т.е. расположению на искусственных (возможно, и естественных) террасах склонов. Это обстоятельство обусловило «структурную гибкость» территории: плавность поворотов улиц, разнообразие форм условных «кварталов» - пространств между улицами и характер их парцелляции, отсутствие необходимости вертикальной планировки. В общем массиве частновладельческих плановых мест выделялся участок на северном склоне близ северной группы регулярных кварталов, отведенный под общественное кладбище.

Здесь, к северу от оконечности Пластунской улицы, упиравшейся в склон, в числе прочих «кварталов» неправильной формы был сформирован условный квартал, протяженный вдоль склона и разделенный на три плановых места. Видимо, эта территория не была застроена, и через несколько лет ее функциональное назначение изменилось: на «Плане посада Сочи с показанием направления Черноморской ж. д. (по предварительному проекту)», помещенном в изданной в 1913 г. книге «Строящаяся Черноморская железная дорога» [22], она показана как непосредственно прилегающая к железнодорожному полотну у северо-западной оконечности тоннеля, в начале плавного поворота дороги к юго-востоку. Впоследствии территория, отведенная больнице, составила часть пространственного контекста полотна железной дороги, сооружение которой в пределах Сочи было в целом завершено в 1917 г. [23], и вокзального комплекса, непосредственно примыкавшего с севера.

Южной границей зоны свободной планировки служил проходящий в широтном направлении отрезок Покровской улицы и расположенные ниже него плановые места, примыкавшие к упоминавшемуся обширному «культурному владению» М.А. Костарёвой (наследницы Т.А. Мамонтовой - см. выше), простиравшемуся вверх по склону от Мамонтовского спуска на севе-

ро-восток. Примыкавший к костаревскому участку с востока «плохо очищенный от колючек и кустарников городской лес» на горе Батарейка С.П. Дороватовский называл в своем путеводителе 1911 г. «Верхним парком» [24. С. 50, 67]; судя по приложенному к книге плану, юго-западной границей парка, отделявшей его от кварталов верхнего города, служила улица, названная на плане 1910 г. Абазинской.

Два парка располагались в юго-восточной части посада. На плане Сочи, помещенном в «Практическом путеводителе по Кавказу» 1915 г. (рис. 5), они обозначены как «гор. парк» (ныне Приморский) и «Ермоловский парк» (изначально Верещагинский, ныне им. Фрунзе). Первый, протяженный вдоль моря и близкий по характеру к бульвару, был устроен между Приморской улицей и береговым обрывом и уже к 1910 г. имел регулярную сеть аллей и пешеходных троп. Второй, располагавшийся в южной части так называемых Верещагинских участков, был близок в плане к треугольнику и состоял из двух частей - возвышенной северной, упиравшейся в изгиб Российской (ныне Черноморская) улицы, и нижней, лежавшей на пространстве между небольшой речкой Верещагинкой и приморским шоссе. В этом парке, отделенном от городского парка территорией имения Е.Н. Толоконниковой (с пансионом «Эйрене»), отмечено лишь две аллеи: вдоль реки и вдоль берега моря [25]. Небольшая парковая зона в размерах одного квартала показана на том же плане к югу от Бульварной улицы, в сторону моря. Этот прямоугольный в плане сквер лежал на одной оси с протянувшимся вдоль моря городским парком и визуально выступал его продолжением в нижней части посада.

Ближайшие окрестности посада Сочи в конце XIX - начале XX в. составляли располагавшиеся по обе его стороны крупные земельные массивы: на западе, за рекой Сочи - Хлудовская сторона, на востоке и юго-востоке -Верещагинские участки, названные так по именам соответственно В.А. Хлудова и братьев П.В. и А.В. Верещагиных, владельцев этих земель в последней четверти XIX в., продавших на рубеже столетий свои имения государственной казне. Эти громадные территории в несколько сот десятин были раздроблены на отдельные дачные участки, которые обрели новых собственников, включая посадскую казну.

В черту поселения эти окрестности, наряду с прочими, общей площадью 762 десятины вошли лишь в 1917 г., обеспечив Сочи, согласно постановлению Особого Закавказского комитета, статус города [2. С. 34-35], хотя фактически они составляли его часть раньше и территориально развивались вместе с посадом с начала столетия. С.П. Дороватовский в своем путеводителе сообщал: «Рядом с городом находятся Верещагинские участки, застроенные дачами и сплошь покрытые садами. Эта часть, хотя и не принадлежит городу, но служит его естественным продолжением и отличается от других улиц только топографией местности. С другой стороны к городу примыкает Хлу-довская дачная местность. Присоединение этих двух частей состоится в недалеком будущем. А в настоящее время, не принимая во внимание административного давления, населенная часть города растянулась по берегу версты на четыре» [24. С. 48-49]. На территориальное единство посада и окрестностей обращали внимание и составители все той же справочной книги 1916 г.: «Сочи делится на четыре части: собственно город, состоящий из верхнего и нижнего Сочи, и два пригорода, из которых, по имени бывших владельцев,

один носит название „Хлудовской стороны", другой - „Верещагинские участки"» [21. С. 236].

Рис. 5. План Сочи. Из путеводителя по Кавказу Г. Москвича. 1915 г. Fig. 5. The plan of Sochi. From the guide to the Caucasus by G. Moskvich. 1915

План Сочи, помещенный в вышедшем в 1915 г. 22-м издании «Путеводителя по Кавказу» Г.Г. Москвича [25], в отличие от более ранних планов, содержит графическую информацию, дающую представление о планировочных структурах названных окрестностей. Протяженный в меридиональном направлении центр Хлудовской стороны сформировался на Виноградной горе - вокруг бывших «хлудовских виноградников»; с запада и востока он ограничивался параллельными руслу реки Сочи улицами, названия которых на плане не обозначены (ныне восточная улица носит имя Егорова и является южным отрезком ул. Виноградной; западная сохранилась без южной части и представляет собой отрезок улицы Виноградной и безымянный проезд вдоль восточной границы санатория «Сочи»). Обе улицы отходили к северу от улицы Новой (ныне не существующей), поднимающейся на востоке от расположенного по оси Дагомысской улицы моста и отделяющей расположенные к югу, на берегу моря, участки Русского Общества Пароходства и Торговли и курорта «Кавказская Ривьера».

Ядро Хлудовской стороны составляли прямоугольный в плане парк, также называвшийся Хлудовским (ныне парк «Ривьера»), и прилегавшие к нему по обе стороны подпрямоугольные дачные кварталы с парцелляцией, аналогичной таковой в «регулярных» кварталах посада. Имеющиеся картографические источники не содержат детальной информации о планировке территории парка, характеристики же, приводимые в литературе, разнятся. В ряде статей сообщается, что при разбивке парка владелец имения «выделил возвышенное место для строительства дачи и от нее, как от центра, проложил несколько аллей, расходящихся лучами. Между аллеями, на просторных полянах, были высажены экзотические декоративные растения» [12. С. 94; 26. С. 24; 27. С. 39], ранее же приводились иные сведения: «Парк Хлудова имел прямолинейную, довольно схематическую дорожную сеть, небольшой ассортимент интродуцированных экзотов и значительное количество сохранив-

шихся местных пород» [28. С. 366]. Разночтения могут быть объяснены перепланировкой после приобретения бывшего усадебного парка посадской казной в 1902 г. и открытия здесь общедоступного парка: превращением первоначальной радиально-лучевой композиции сети аллей в прямолинейную.

Планировочная схема района Верещагинских дач в нижней, примыкавшей к Ермоловскому парку части была приближена к регулярной - с прямоугольными, подпрямоугольными и треугольными кварталами и геометрически четкой парцелляцией. Проложенные здесь улицы, названия которых планом 1915 г. не были зафиксированы (ныне улицы Южная, Гагринская), до настоящего времени сохраняют первоначальный композиционный замысел. Ограничивавшая эту часть поселения с востока улица (ныне Депутатская) поднималась далеко на север, на нагорную часть Верещагинских дач, где сформировался участок со своеобразной сетью параллельных (условно) речке Вереща-гинке изгибающихся по рельефу улиц близкого к меридиональному направления (ныне улицы Красная, Пионерская, Комсомольская, им. Грибоедова, Учительская, им. Лермонтова, им. Дмитриевой), не пересеченных поперечными, но соединявшихся плавными закругляющимися переходами либо диагональными и перпендикулярными переулками. На северо-западе район Верещагинских дач граничил с упоминавшимся выше Верхним парком.

Небольшой участок регулярной планировки был сформирован к востоку от улицы Пограничной, от места примыкания к ней со стороны посада Нагорной и Московской улиц.

На восток от улицы, ныне именуемой Депутатской - условной границы района Верещагинских дач, - до несуществующего ныне ручья узкой полосой, протянувшейся с юга на север, обозначены владения А.В. Горинова с кварталами, между которыми проходили проезды широтного направления. Во внутриквартальных пространствах показана парцелляция, аналогичная «регулярным» кварталам посада.

Еще далее на восток до реки Гнилушки без обозначения планировки показана большая территория имения С.Н. Худекова, ныне занимаемая сочинским Дендрарием. Здесь еще в 1892 г. владельцем был заложен сад-питомник при усадьбе, постепенно увеличивавшийся в размерах и превратившийся к началу XX в. в обширный ботанический нагорный парк в «пейзажной» стилистике французских и итальянских террасных парков второй половины XIX столетия, с комплексом усадебных сооружений и выраженными признаками регулярности в планировке и размещении деревьев и кустарников [29. С. 139-147]. Композиция ядра парка - наиболее выразительная из всех парков Сочи того времени, построенная на сочетании сети аллей с центральной осью, заданной главной лестницей, и полностью сохранившаяся, заключает в планировочном рисунке ряд фигур - крест, полумесяц, окружность и другие, которые, по мнению сочинского исследователя Г.А. Солтани, имеют тайное символическое значение [30. С. 264]. Восточнее имения С.Н. Худекова располагалась территория са-дово-сельскохозяйственной опытной станции, прямые сведения о планировке которой в дореволюционный период отсутствуют.

Подводя итог, констатируем следующее. Формирование пространственно-планировочной структуры посада Сочи (Даховского) происходило на протяжении более чем трех десятилетий и в полной мере отражало содержание и характер постепенно ускорявшегося вовлечения этого пункта черно-

морского побережья в общекавказские и общероссийские административно-хозяйственные и социально -культурные процессы. Сложившаяся в целом к 1917 г. планировочная композиция относилась к числу комбинированных: соответственно условиям местности она включила участки регулярной, приближенной к ортогональной улично-квартальной сети и зоны относительно свободного, адаптированного к рельефу расположения улиц. Основу композиции составляли два участка регулярной планировки, отходящие от исторического ядра: протяженного к юго-востоку вдоль берега моря «верхнего города», и обращенной в долину реки Сочи, протяженной вдоль ее русла в северо-восточном направлении части «нижнего города». Главной композиционной осью выступала проходящая с северо-запада на юго-восток формирующаяся магистраль, состоявшая из трех отрезков - Ремесленного переулка, Мамонтовского спуска и Нагорной улицы, - линия будущего Курортного проспекта. Формировавшиеся в предреволюционные годы улично-кварталь-ные сети пригородов - Хлудовской стороны и Верещагинских участков, вошедших в городскую черту, в целом соответствовали заложенным ранее принципам планировки поселения, которые были в определенной степени развиты впоследствии - в ходе реконструкции Сочи-Мацестинского курорта 1930-х гг., что заслуживает отдельного рассмотрения.

Сложившаяся в дореволюционное время пространственно-планировочная структура Сочи определяла развитие градостроительной системы на протяжении всего XX столетия и в целом, с незначительными изменениями, сохранилась в пределах исторической части города - современного Центрального и западной части Хостинского районов. Обладая характеристиками подлинности, наряду с исторической застройкой она составляет основу ценностных характеристик (предмета охраны) исторического поселения, к числу которых отнесен город-курорт Сочи.

Список источников

1. Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX -начала XX века. Книга вторая / под общ. ред. Е.И. Кириченко. М. : Прогресс-Традиция, 2003. 560 с.

2. Тверитинов И.А. Социально-экономическое развитие Сочинского округа во второй половине XIX - начале XX веков. 2-е изд. Майкоп : Полиграф-Юг, 2009. 124 с.

3. Шквариков В.А. Планировка городов России XVIII и начала XIX века. М. : Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1939. 256 с.

4. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства : в 2 т. Т. 1: Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. М. : Стройиздат, 1979. 495 с.

5. Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX -начала XX века / редкол.: Е.И. Кириченко и др. : в 3 кн. Кн. 1: Общая характеристика и теоретические проблемы. М. : Прогресс-Традиция, 2001. 340 с.

6. Архив управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. Историческое поселение регионального значения город Сочи. Проект предмета охраны и границ территории : науч.-проект. документация / МУП г. Сочи «Муниципальный институт генплана» ; Архитектурный центр «Югреставрация». Сочи ; Краснодар, 2018-2019.

7. Верещагин П.В. Черноморское побережье: Русская Ривьера. М. : Университетская типография, 1902. 55 с.

8. Верещагин А.В. Путевые заметки по Черноморскому округу : с прил. 2 фасадов, плана и разреза Сочинской церкви и карты Черноморского округа. М. : Издание Н.Н. Мамонтова, 1874. 204 с.

9. Ходоров О.И. События кампании 1877 г. на территории Большого Сочи: одна малоизвестная страница русско-турецкой войны 1877-1878 гг. // Исторический журнал: научные исследования. 2020. № 1. С. 129-146. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31811]

10. Верещагин А.В. Исторический обзор колонизации Черноморского прибрежья Кавказа и ее результат. СПб. : Тип. товарищества «Общественная польза», 1885. 36 с.

11. Музей истории города-курорта. Фонды. ОФ 1876.

12. История Сочи в открытках и воспоминаниях. Ч. I. Старый Сочи. Забытые страницы. Конец XIX - начало XX вв. Майкоп : Полиграфиздат «Адыгея», 2007. 136 с.

13. Города России в 1910 году. СПб. : Центральный Статистический комитет М.В.Д., ти-по-литография Н.Л. Ныркина, 1914. 1158 с.

14. Вейденбаум Е.Г. Путеводитель по Кавказу, составленный по поручению командующего войсками округа. С 12 рис. и дорожной картой. Тифлис : Тип. канцел. главноначальствующе-го градж. частью на Кавказе, 1888. 434 с.

15. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Вып. 6. Наличное население обоего пола по уездам и городам с указанием преобладающих вероисповеданий и главнейших сословий / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб. : Паровая типо-литография Н.Л. Ныр-кина, 1905. 60 с.

16. Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (17931985 гг.) / Гос. архив Краснодар. края ; сост. А.С. Азаренкова, И.Ю. Бондарь, Н.С. Вертышева. Краснодар : Кн. изд-во, 1986. 394 с.

17. Музей истории города-курорта Сочи. Фонды. ВФ-283.

18. Справочная книга Черноморской губернии на 1899 год / составил по поручению Черноморского губернатора старший помощ. правителя канцелярии П. Леонтьев. Новороссийск, 1899. 168 с.

19. Шарапов С.Ф. По Черноморскому побережью. Письма из поездки в составе экспедиции министра земледелия и государственных имуществ осенью 1894 года. СПб. : Типогр. Товар. «Общественная польза», 1896. 110 с.

20. Сочинский городской архив. Фонд Р-158. Оп. 1. Д. 1.

21. Черноморское побережье Кавказа : справочная книга / сост. Ф.П. Доброхотов и др. ; предисл. А.С. Ермолова ; под ред. Н.И. Воробьева. Петроград : Издание М.А. и Б.А. Сувориных, 1916. 616 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Строящаяся Черноморская железная дорога (Туапсе-Квалони). СПб. : Изд-е Правления общества Черноморской жел. дор., 1913. 116 с.

23. Леусян О.А. Из истории Черноморско-Кубанской железной дороги // Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. 2000. № 3-4. С. 71-75.

24. Дороватовский С. Сочи и Красная Поляна с окрестностями : путеводитель с 12 рис., картой и планом. СПб. : Изд. С. Дороватовский и А. Чарушников, 1911. 248 с.

25. Москвич Г. Кавказ. Иллюстрированный практический путеводитель с приложением 10 карт и пр. 22-е изд. Петроград : Редакция путеводителей, 1915. 514 с.

26. Масловская М.Г., Солодько А.С., Гусева А.В. Зеленые уголки курорта // Сочи: страницы прошлого и настоящего. Иллюстрированный сборник статей / Музей истории города-курорта Сочи. Сочи : Деловой Сочи, 2003. С. 24-33.

27. Солодько А.С., Кривошапка Д.И. Парки, сады и скверы Сочи. К истории паркострое-ния / Сочинск отделение Русского географического общества. Сочи, 2014. 131 с.

28. Коркешко А.Л. История паркового строительства на территории Сочи (1866-1969) // Доклады Сочинского отдела Географического общества СССР. Вып. II. Л. : Главполиграфпром, 1971. С. 364-376.

29. Колесников А.И. Архитектура парков Кавказа и Крыма. М. : Гос. архитектур. изд-во, 1946. 170 с.

30. Солтани Г.А. Романтизм Худековского парка. К семантике сочинского «Дендрария» // Hortus botanicus. 2015. Т. 10. C. 250-269. URL: http://hb.karelia.ru/journal/article.php?id=4181

References

1. Kirichenko, E.I. (ed.) (2003) Russkoe gradostroitel'noe iskusstvo. Gradostroitel'stvo Rossii serediny XIX - nachala XX veka [Russian urban planning art. Urban planning in Russia in the mid-19th - early 20th centuries]. Vol. 2. Moscow: Progress-Traditsiya.

2. Tveritinov, I.A. (2009) Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Sochinskogo okruga vo vtoroy polovine XIX- nachale XXvekov [The socio-economic development of the Sochi district in the second half of the 19th - early 20th centuries]. 2nd ed. Maykop: Poligraf-Yug.

3. Shkvarikov, V.A. (1939) Planirovka gorodov Rossii XVIII i nachala XIX veka [The layout of Russian cities of the 18th and early 19th centuries]. Moscow: All-Union Academy of Architecture.

4. Bunin, A.V. & Savarenskaya, T.F. (1979) Istoriya gradostroitel'nogo iskusstva [The History of Urban Planning Art]. Vol. 1. Moscow: Stroyizdat.

5. Kirichenko, E.I. (ed.) (2001) Russkoe gradostroitel'noe iskusstvo. Gradostroitel'stvo Rossii serediny XIX - nachala XX veka [Russian urban planning art. Urban planning in Russia in the mid-19th - early 20th centuries]. Vol. 2. Moscow: Progress-Traditsiya.

6. MUP of Sochi. (2018-2019) Istoricheskoe poselenie regional'nogo znacheniya gorod Sochi. Proektpredmeta okhrany i granits territorii: nauch.-proekt. dokumentatsiya [Historical settlement of regional significance, the city of Sochi. Project of the subject of protection and boundaries of the territory: scientific and design documentation]. The Archive of the Department of State Protection of Cultural Heritage Objects of the Krasnodar Territory. Sochi; Krasnodar: Arkhitekturnyy tsentr "Yugrestavratsiya."

7. Vereshchagin, P.V. (1902) Chernomorskoe poberezh'e: Russkaya Riv'era [The Black Sea coast: The Russian Riviera]. Moscow: Universitetskaya tipografiya.

8. Vereshchagin, A.V. (1874) Putevye zametkipo Chernomorskomu okrugu [Travel notes on the Black Sea district]. Moscow: N.N. Mamontov.

9. Khodorov, O.I. (2020) Sobytiya kampanii 1877 g. na territorii Bol'shogo Sochi: odna maloizvestnaya stranitsa russko-turetskoy voyny 1877-1878 gg. [Events of the 1877 campaign on the territory of Greater Sochi: One little-known page of the Russian-Turkish War of 1877-1878]. Istoricheskiy zhurnal: nauchnye issledovaniya. 1. pp. 129-146. [Online] Available from: https://nbpublish.com/library-_read_article.php?id=31811.

10. Vereshchagin, A.V. (1885) Istoricheskiy obzor kolonizatsii Chernomorskogo pribrezh'ya Kavkaza i ee rezul'tat [A historical review of colonization of the Black Sea coast of the Caucasus and its result]. St. Petersburg: Obshchestvennaya pol'za.

11. The Museum of the History of the Resort City of Sochi. Funds. OF 1876.

12. Polukhina, T.N. (ed.) (2007) Istoriya Sochi v otkrytkakh i vospominaniyakh [The History of Sochi in Postcards and Memoirs]. Maykop: Adygeya.

13. The Central Statistical Committee of the Ministry of the Interior. (1914) Goroda Rossii v 1910 godu [Russian Cities in 1910]. St. Petersburg: Central Statistical Committee of the Ministry of the Interior, N.L. Nyrkin.

14. Veydenbaum, E.G. (1888) Putevoditel'po Kavkazu, sostavlennyy poporucheniyu komanduy-ushchego voyskami okruga [A guide to the Caucasus, compiled on behalf of the commander of the district troops]. Tiflis: Office of the Commander of the Civilian Unit in the Caucasus

15. Troynitsky, N.A. (ed.) (1905) Pervaya vseobshchayaperepis' naseleniya Rossiyskoy imperii 1897 g. [The first general population census of the Russian Empire in 1897]. St. Petersburg: N.L. Nyrkin.

16. Azarenkova, A.S. Bondar, I.Yu. & Vertysheva, N.S. (1986) Osnovnye administrativno-territorial'nye preobrazovaniya na Kubani (1793-1985 gg.) [The main administrative-territorial transformations in the Kuban (1793-1985)]. Krasnodar: Kn. izd-vo.

17. The Museum of the History of the Resort City of Sochi. Funds. VF-283.

18. Leontiev, P. (1899) Spravochnaya kniga Chernomorskoy gubernii na 1899 god [Reference Book of the Black Sea province for 1899]. Novorossiysk: [s.n.].

19. Sharapov, S.F. (1896) Po Chernomorskomu poberezh'yu. Pis'ma iz poezdki v sostave ekspeditsii ministra zemledeliya i gosudarstvennykh imushchestv osen'yu 1894 goda [Along the Black Sea coast. Letters from a trip as part of the expedition of the Minister of Agriculture and State Property in the autumn of 1894]. St. Petersburg: Obshchestvennaya pol'za.

20. The Sochi City Archive. Fund R-158. List 1. File 1.

21. Dobrokhotov, F.P. et al. (1916) Chernomorskoe poberezh'e Kavkaza: spravochnaya kniga [The Black Sea coast of the Caucasus: A reference book]. Petrograd: M.A. and B.A. Suvorin.

22. Anon. (1913) Stroyashchayasya Chernomorskaya zheleznaya doroga (Tuapse-Kvaloni) [The Black Sea Railway under construction (Tuapse-Kvaloni)]. St. Petersburg: The Board of the Society of the Black Sea Railway.

23. Leusian, O.A. (2000) Iz istorii Chernomorsko-Kubanskoy zheleznoy dorogi [From the history of the Black Sea-Kuban railway]. Golos minuvshego. Kubanskiy istoricheskiy zhurnal. 3-4. pp. 71-75.

24. Dorovatovsky, S. (1911) Sochi i Krasnaya Polyana s okrestnostyami [Sochi and Krasnaya Polyana with its surroundings]. St. Petersburg: S. Dorovatovsky and A. Charushnikov.

25. Moskvich, G. (1915) Kavkaz. Illyustrirovannyy prakticheskiy putevoditel's prilozheniem 10 kart i pr. [The Caucasus. Illustrated practical guide with 10 maps, etc.]. 22nd ed. Petrograd: Redaktsiya putevoditeley.

26. Maslovskaya, M.G., Solodko, A.S. & Guseva, A.V. (2003) Zelenye ugolki kurorta [Green corners of the resort]. In: Sochi: stranitsy proshlogo i nastoyashchego [Sochi: Pages of the past and present]. Sochi: Delovoy Sochi. pp. 24-33.

27. Solodko, A.S.& Krivoshapka, D.I. (2014) Parki, sady i skvery Sochi. K istoriiparkostroeniya [Parks, gardens and squares of Sochi. To the history of park building]. Sochi: The Sochi Branch of the Russian Geographical Society.

28. Korkeshko, A.L. (1971) Istoriya parkovogo stroitel'stva na territorii Sochi (1866-1969) [History of park construction on the territory of Sochi (1866-1969)]. Doklady Sochinskogo otdela Geograficheskogo obshchestvaSSSR. 2. pp. 364-376.

29. Kolesnikov, A.I. (1946) Arkhitektura parkov Kavkaza i Kryma [Architecture of Parks of the Caucasus and Crimea]. Moscow: Gos. arkhitekturnoe izd-vo.

30. Soltani, G.A. (2015) Romantizm Khudekovskogo parka. K semantike sochinskogo "Den-drariya" [Romanticism of The Khudekov Park. On the semantics of the Sochi "Arboretum"]. Hortus botanicus. 10. pp. 250-269. [Online] Available from: http://hb.karelia.ru/journal/article.php?id=4181

Сведения об авторе:

Бондарь В.В. - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Краснодар, Россия). E-mail: bonvita@yandex.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Bondar V.V. - Southern Branch, Russian Research Institute of the Cultural and Natural Heritage (Russian Federation, Krasnodar). E-mail: bonvita@yandex.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 06.11.2021; одобрена после рецензирования 08.01.2022; принята к публикации 15.02.2024.

The article was submitted 06.11.2021; approved after reviewing 08.01.2022; accepted for publication 15.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.