Научная статья на тему 'Архитектурно-исторические аспекты вилл и дач Черноморского побережья'

Архитектурно-исторические аспекты вилл и дач Черноморского побережья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3902
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДАЧА / ВИЛЛА / КУЛЬТУРА / ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ / НАСЛЕДИЕ / АСПЕКТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Субботин О. С.

Рассматривается история формирования дачных комплексов Черноморского побережья России концаХIХ – начала ХХ в. Значительное место уделено архитектуре вилл и дач Сочи, характерной окружающей среде, связанной с исторической архитектурной планировочной композицией. Выделены аспекты актуальности рассматриваемой темы. Освещены вопросы сохранения памятников историко-архитектурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-исторические аспекты вилл и дач Черноморского побережья»

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Страницы истории

УДК 728.03

О.С. СУББОТИН, канд. архитектуры, доцент ([email protected]), Кубанский государственный аграрный университет (Краснодар)

Архитектурно-исторические аспекты вилл и дач Черноморского побережья

Рассматривается история формирования дачных комплексов Черноморского побережья России конца XIX - начала ХХ в. Значительное место уделено архитектуре вилл и дач Сочи, характерной окружающей среде, связанной с исторической архитектурной планировочной композицией. Выделены аспекты актуальности рассматриваемой темы. Освещены вопросы сохранения памятников историко-архитектурного наследия.

Ключевые слова: дача, вилла, культура, памятник архитектуры, наследие, аспекты.

Русский дачный стиль сформировался в России во второй половине XIX в. - в период массового распространения летней дачной культуры. Наиболее яркое подтверждение данному факту - застройка Черноморского побережья России, и прежде всего Сочи, в начале XX в. Многие русские дачи были построены по оригинальным проектам известных архитекторов. При этом проекты XIX-XX вв. смогли бы с легкостью конкурировать на нынешнем рынке, а некоторые из них актуальны до сих пор. Большие входы, порталы, высокие потолки, гармоничное сочетание формы и стиля нашло отражение в дачных строениях Юга России.

Архитектурный стиль южного дачного дома - большая квадратная или прямоугольная в плане постройка. При этом южная дача в большей степени - это комплекс жилых, хозяйственных, садово-парковых и иных построек, вписанных в окружающий пейзажный усадебный парк. На территории усадебного парка прокладывались аллеи, ставились ротонды.

Примечателен тот факт, что как город Сочи начал развиваться в конце XIX - начале ХХ в. В этот период начинает создаваться своеобразная культура градостроительства, свойственная только черноморским курортным городам. Так, многие общественные и частные объекты возводились в модном тогда европейском стиле модерн, где легко можно угадать элементы крепостных стен и замков. В связи с этим, анализируя архитектуру дачных комплексов этого периода, целесообразно прежде всего иметь четкое представление о самом стиле модерн.

Рис. 1. Дача В.А. Хлудова. Первоначальный вид

Рис. 2. Схема генерального плана реконструкции парка. Арх. О.Ф. Козинский

Модерн - одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX в. Для него характерны отказ от ордерной системы и других заимствований из прошлых стилей; единство конструктивного и художественного начал; многообразие форм, каркасные конструкции; новые строительные материалы (металл, железобетон); витражи, серебро, полудрагоценные камни, материалы из экзотических деревьев; причудливые криволинейные очертания; плавные, вытянутые формы, заимствованные у природы. Большое внимание уделяли декоративности. Распространенные мотивы: женские фигуры с развевающимися волосами и одеждой, русалки, стилизованные цветы, болотные растения, птицы, насекомые, экзотические орнаменты [1].

В то время Сочи условно делился на верхнюю и нижнюю части. Верхняя была отведена под здания рекреационного назначения - гостиницы, пансионы, дачи; нижняя - деловая и торговая часть, где располагались многочисленные лавочки, конторы, рынок, жилые постройки средних и низших сословий.

В начале XX в. с обеих сторон к Сочи примыкали два пригорода или, как их тогда называли «стороны» - Хлудовская и Верещагинская. В 80-х гг. XIX в. богатый московский предприниматель Василий Алексеевич Хлудов приобрел за 500 тыс. р. 1000 десятин земли по правому берегу реки Сочи. Однако В.А. Хлудова, как и многих других людей, обманула роскошная природа побережья. Неосведомленность о местных

Страницы истории

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

природно-климатических условиях стала главной причинои указанных обстоятельств. В.А. Хлудов был вынужден продать обратно почти всю землю, и государственная власть, разбив ее на небольшие участки, пустила в продажу. Часть земли, более близкую к морю, вблизи виллы ее прежнего владельца превратили в общедоступный парк с декоративными посадками, бетонными лесенками, фонтанами.

Большой, пустынный и тенистый парк, часть которого ныне является Ривьерским парком, называется Хлудов-ским. В то же время на территории парка «Ривьера» сохранилась дача основателя парка В.А. Хлудова Это уникальный памятник архитектуры и истории, одна из самых старых построек в Сочи (рис. 1, 2).

Дача В.А. Хлудова была построена в 1896 г. по проекту молодого московского архитектора Л.Н. Кекушева. Месторасположение было выбрано удачно - в самой лучшей равнинной части сочинского имения. Здание представляет собой двухэтажный объем с хозяйственной постройкой и выполнено в смешанном стиле древнерусского теремного зодчества с элементами модерна. Обращаясь к прекрасным произведениям русского теремного зодчества - носителям исконно национальных черт и традиций, автор проекта использовал мотивы средневековой московской архитектуры. Флигель, являясь неотъемлемым элементом дачи, составлял вместе с ней комплекс дачной усадьбы.

Интересна дальнейшая судьба этого здания. В советское время, с 1920 по 1937 гг. в здании размещалось Сочинское курортное управление, с 1938 г. - филиал центральной курортной поликлиники. С 1941 по 1947 гг. в нем временно размещался штаб истребительного батальона и с 1947 г. вновь поликлиника. С начала 1990-х г. здание постепенно приходило в упадок. Это были самые бесславные годы существования здания. При этом декоративное убранство и живописные полотна, которыми обладала дача, были утеряны, фрески погублены, а окна, двери, перекрытия уничтожены.

Вместе с тем, несмотря на превратности судьбы, в 2007 г. ООО «Мастерские Андрея Анисимова» Международного академического архитектурного центра выполнило «Проект реставрации дачи Хлудова в парке «Ривьера» в городе Сочи», и в настоящее время дача В.А. Хлудова воссоздана в ее первозданном виде (рис. 3).

Рис. 3. Проект реконструкции исторического облика дачи В.А. Хлудова в парке «Ривьера» г. Сочи, 2007г.: а — вид 1; б — вид 2; в — общий вид, современное состояние; г — фрагмент фасада, современное состояние

Верещагинская сторона примыкала к Сочи с юго-восточной стороны города, границей между ней и городом была река Верещагинка. Это пространство, значительно меньшее, чем владения В.А. Хлудова, было также по сравнительно малой цене приобретено у казны в 70-е гг. XIX в. Н.В. Верещагиным.

Верещагинская сторона в начале XX в. представляла собой лесной массив, в зелени которого лишь кое-где были расчищенные участки с построенными на них дачами. Непосредственно против середины Ермоловского парка, по другую сторону проходившего вдоль него Новороссийско-Сухумского шоссе, находилось здание в два этажа - пансионат «Светлана». Несколько выше в 1902-1903 гг. известным петербургским врачом А.В. Якобсоном была построена очень красивая дача с высокой башенкой. Дача эта имеет одну особенность: при ее строительстве каштановые доски клались плашмя одна на другую и таким образом складывались стены [2].

Автором проекта дачи А.В. Якобсона был архитектор Р.И. Будник. Здание фахверковой конструкции, оштукатуренное, двухэтажное с мансардой. Кроме того, указанные формы придают даче вид романтического замка (рис. 4, а, д). По периметру дачу окружает галерея на каменном фундаменте - цоколе. Вход в галерею расположен в северо-восточной ее части, выше по склону Верещагинской балки. Восточная галерея посередине прорезается вестибюлем с лестницей на второй этаж и мансарду. В уровне первого и второго этажей к лестничной клетке с востока примыкает помещение для отхожих мест. Первоначально планировка была анфиладной - следы ее сохранились в первом этаже; несмотря на многочисленные переделки, анфилада угадывается во втором этаже и в мансарде (рис. 4, б-г).

Завершает здание объем мансардного этажа, архитектурно расчлененный на самостоятельные элементы - высокий щипец в центре главного фасада и круглая башня фонаря, увенчанная конусом, зрительно объединены небольшим слуховым окном с треугольным фронтоном. Обилие щипцов, фронтонов, консолей, дающих глубокие тени, создают выразительную композицию архитектурных объемов, зависимую от освещенности и ракурса осмотра. Основное здание прямоугольное в плане, вытянутое в направле-

Научно-технический и производственный журнал

ЖИЛИЩНОЕ

Л

Страницы истории

Рис. 4. Дача А.В. Якобсона: а — первоначальный вид; б — план 1-го этажа; в — план 2-го этажа; г — план 3-го этажа; д — подъем к даче, обустроенный в 1930-х гг.; е — современное состояние

нии север - юг и усложненное в юго-западном углу круглой трехчетвертной башней.

Темные деревянные детали галереи и декора щипца мансарды подчеркивают вертикали высветленных объемов основного здания. Нарастание светлых поверхностей вверх подчеркнуто серебристыми покрытиями скатной крыши и конусом фонаря, крытым под черепицу. В противоположность объемному построению декоративное убранство фасадов несложно - прямоугольные оконные и дверные проемы имеют оштукатуренные тянутые наличники простого профиля. В общем виде для построек такого типа характерны сочетания разнофактурных поверхностей. Все вертикали здания завершены небольшими шпилями из дерева. В интерьерах сохранились фрагменты первоначальной отделки - кессонированные потолки в залах, часть паркетов, филенчатые двери. Дача Якобсона - один из лучших памятников архитектуры романтического направления стиля модерн начала XX в. (рис. 4, е).

Несколько выше было построено еще три-четыре дачи. Наиболее интересной была дача известного инженера Покровского. Ее хозяин был строителем Восточно-Китайской железной дороги, и поэтому дача построена в китайском стиле с большими навесами крыши и с водосточными трубами в виде драконов. Выше дачи Покровского располагалась небольшая дачка известного петербургского врача Полякова, а еще выше - солидная дача директора Каслинского завода художественного чугунного литья Боклевского (рис. 5). Все эти три дачи примыкали к улице, которая начиналась у моря, поднималась прямой линией до вершины горы и являлась границей Верещагинской стороны [2].

Вилла «Вера» одна из немногих сохранившихся построек начала XX в. Осенью 1872 г. московский потомственный почетный гражданин Н.Н. Мамонтов построил первую дачу в Сочи. Дом возведен из сосновой древесины, с двухскатной крышей и оштукатурен не только внутри, но и снаружи. По описанию современников, дача была выстроена весьма приличная, без вычурных прикрас и буквально утопала в зелени и цветах. Примечателен и тот факт, что дом срублен был в Ростове-на-Дону и оттуда доставлен в Сочи, где его собрали и привели в надлежащий вид [3].

В 1910 г. новый владелец дачи сочинский городской глава Н.А. Костарев на месте деревянной постройки возвел новую двухэтажную виллу из местного природного камня-песчаника и кирпича. В архитектурном отношении вилла «Вера» выполнена в стиле эклектики, что являлось отличительной чертой данного объекта и выделяло его среди других окружающих зданий. Здание имеет асимметричное решение: с фасадной стороны - двухэтажная галерея с парадной лестницей, колоннами, террасами и балконами [4] (рис. 6).

Дачи и виллы Черноморского побережья представляют собой значительную часть историко-архитектурного наследия Юга России. Они являются памятниками истории и архитектуры, т. е. объектами, обладающими исторической, историко-архитектурной, художественной, научной, мемориальной и иной культурной ценностью. При этом особая роль должна отводиться охраняемому ландшафту - характерной окружающей среде, связанной с исторической архитектурной планировочной композицией, которая должна быть сохранена или воссоздана. Перед нами стоит актуальная задача:

- сохранение памятников историко-архитектурного наследия как произведений искусства, обладающих определенной исторической и художественной ценностью;

- создание на базе памятников истории и культуры историко-архитектурных музеев-заповедников;

- разработка комплексных программ реставрации памятников истории и культуры, реконструкции и регенерации исторических населенных мест, районов исторической застройки;

- разработка программ по охране окружающей среды и материально-технического обеспечения.

Суммируя вышесказанное, можно выделить несколько аспектов актуальности рассматриваемой темы:

- научно-познавательный (получение новых знаний путем выявления новых памятников историко-архитектурного наследия и осмысления не изученных до настоящего времени особенностей вилл и дач города-курорта Сочи);

- научно-теоретический (изучение творческих методов зодчих прошлого с целью обогащения современной архитектуры Черноморского побережья, выработки более точных

Страницы истории

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 5. Дача А.В. Боклевского

Рис. 6. Вилла «Вера»: а — первоначальный вид; б — современное состояние; в — план 1-го этажа

критериев их оценки в архитектурно-художественном аспекте в конкретных природно-климатических условиях Сочи);

- научно-практический (выявление градостроительных, структурных и образно-художественных характеристик научно-просветительских типов вилл и дач с целью использования их в современной архитектурно-строительной практике Сочи).

Черноморские виллы и дачи, в частности сочинские имения, - замечательная страница нашей истории, важная часть отечественного культурного наследия. Ни один путеводитель по Кавказу конца XIX - начала XX в. не обходил своим вниманием черноморские имения и дачи, связанные с выдающимися передовыми деятелями России. Многие из них погибли в пожаре революции и гражданской войны. Часть из них была перестроена и использовалась как санаторно-

лечебные учреждения. Но пришло время сохранять и ценить культурное наследие Черноморского побережья.

Список литературы

1. Ивянская-Гессен И.С. Русско-английский архитектурный словарь: около 13000 архитектурных терминов с ил. М.: Астрель: АСТ, 2008. 719 с.

2. Гордон К.А. Старый Сочи конца XIX - начала XX века (воспоминания очевидца). Сочи: ЗАО «Дория», 2005. 164 с.

3. Субботин О.С. Дворянские усадьбы, особняки и виллы в структуре поселений Кубани (XIX-XX вв.) // Жилищное строительство. 2013. № 7. С. 36-40.

4. Субботин О.С. Архитектурно-планировочное наследие Сочи // Жилищное строительство. 2012. № 5. С. 48-51.

АНКЕРНЫЕ СИСТЕМЫ

Винтовые анкера

¡пГо@а пкег-$у .ги

Реклама

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.