Сохранение архитектурного наследия
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
УДК 72.03:711.4
О.С. СУББОТИН, канд. архитектуры ([email protected]), Кубанский государственный аграрный университет (Краснодар)
Архитектурно-градостроительная эволюция г. Туапсе
Рассмотрена история формирования архитектурного облика г. Туапсе. Значительное место уделено началу возникновения города, происхождению различных версий его названия. Акцентируется внимание на мегали-тическмо комплексе - кургане Псынако-1. Особая роль отводится сохранению историко-культурных ценностей и архитектурного наследия.
Ключевые слова: город-колония, дольмен, сооружение, укрепление, форт, архитектурное наследие, памятники архитектуры.
Разнообразна архитектура городов и населенных мест Кубани. Примечательна также история возникновения и формирования архитектурных обликов городов Краснодарского края, особенности процесса их территориального роста и архитектурного содержания.
Ведущее место среди муниципальных образований края занимает Туапсинский район и сам Туапсе - промышленно-портовый город краевого подчинения, административный центр Туапсинского района, расположенный на побережье Черного моря в устье рек Туапсе и Паук (рис. 1).
Существует много версий о происхождении топонима «Туапсе».
Некоторые исследователи усматривают в топониме персидское «персик»; другие утверждают, что в названии - черкесское «две души». Есть версия, что Туапсе переводится как «место апсов (абхазцев)». По нашему мнению (А.В. Твердый), самая аргументированная версия, где в основе названия адыгские элементы: туа - два и псе - вода, река, - двуречье, две воды. Эта версия также объясняется по-разному. Первый вариант: р. Туапсе образуется из слияния двух рек (Пшенахо и Чилипси). Второй - город расположен в устье двух рек (Туапсе и Паук) [1].
Знаменателен тот факт, что район нынешнего размещения города был заселен греками с V в. до н. э. по V в. н. э. Местечко Туапсе на Черноморском побережье Кавказа было хорошо известно в древнем мире. На ранних картах (рис. 2), составленных в V в. до н. э., на довольно протя-
женном побережье Северного Кавказа бухта современного города Туапсе именовалась как древнегреческий город-колония Топсида. Остатки указанного поселения в настоящее время под водой, в районе городского пляжа.
Можно вернуться и к древнегреческому варианту города-колонии Топсиды, который, безусловно, созвучен с названием Туапсе. В течение веков древнегреческое название могло трансформироваться в современное: Топсида - Топсид - Туапсид - Туапси - Туапсе. Топсида, по-видимому, - сложное слово, состоящее из двух греческих слов: топос - место и индрос - железо, в сочетании означающее место железа или железное место. Косвенным подтверждением такой трактовки перевода могут служить и некоторые местные топонимы Туапсинского района с элементом в названии железо. К примеру, р. Азугуч (бассейн реки Небуг) и г. Азып (долина реки Агой), в переводе с черкесского соответственно абхазское железо, железная вершина [2].
Следует отметить также, что Туапсинский район - одно из немногих мест в России, где имеются памятники древности - дольмены (М-И в. до н. э.). Сооружения чаще всего складывались из пяти огромных каменных плит - четыре стены и крыша; в одной из стен прорубали отверстие. Предположительно сооружения использовались для захоронений. Дольмены, ровесники египетских пирамид, - самые древние и священные культовые объекты адыгейской культуры, места поклонения и уникальные свидетельства исто-
Рис. 1. г. Туапсе. Вид со стороны моря Рис. 2. Этническая карта Рис. 3. Схема расположения дольменов на Север-
Кавказа. V—IVвв. до н. э. ном Кавказе
Научно-технический и производственный журнал
Сохранение архитектурного наследия
рии Черноморского побережья. Они встречаются на северном и южном склонах Кавказского хребта. В Туапсинском районе их более ста (рис. 3).
В 1983 г. археолог М.К. Тешев открыл в 25 км от Туапсе в окрестностях села Анастасиевки самый загадочный в России мегалитический комплекс - курган Псынако-1. Под курганом ученые обнаружили дольмен, но необычным в Псынако-1 был не сам дольмен, а целый ряд сооружений, связанных с ним (рис. 4, а).
Последующий анализ показал, что на том месте, где позже построили дольмен, еще в III в. до н. э. находилось святилище. Оно было окружено особыми каменными кольцами. Обычно такими кольцами - кромлехами окружались могильные сооружения. Однако в Псынако не было обнаружено следов погребения. Могильные ямы были, но они оказались забиты камнями. Дольмен был окружен постройкой со стенами толщиной 1,8 м, высотой 3 м. Данное сооружение - подкурганный дольмен с подземным ходом. Предположительно сначала построили дольмен, обложили камнем, укрепили снаружи слоем глины, провели сделанный из плоских подогнанных плит подземный ход к фасаду с пробкой, затем все это еще засыпали камнями. Подземный ход идет от входа дольмена к яме. Длина хода, выложенного плоскими плитами неправильной формы, около 12 м, средняя высота и ширина 0,5 м. Высота кургана около 4,8 м, ориентировочный диаметр насыпи около 57 м (рис. 4, б).
Вероятно, древние зодчие хотели возвести купольное сооружение. Возможно также, что при помощи этого сооружения хотели установить связь постройки с небесной сферой. В этом курган Псынако очень похож на знаменитый английский мегалитический комплекс Стоунхендж.
Рядом с Псынако-1 на левом берегу реки открыты новые, еще малоизученные археологические объекты: предполагаемое поселение и древний глиняный карьер; кромлех, окруженный полумесяцем из пяти дольменов под каменными насыпями; разрушенный дольмен с оригинальным орнаментом, читающийся как план мегалитического комплекса, и другие древние сооружения, которые необходимо еще исследовать.
В середине I в. до н. э. территория Туапсинского района входит в состав Зихии - союза племен, объединившего более мелкие племена Черноморского побережья, на которые со временем перешло наименование зихов (рис. 5).
В античные времена вдоль побережья на месте современного Туапсе возникали греческие колонии. Это были временные стоянки для мореплавателей. В районе Туапсе, близ мыса Кадош, в устье реки Паук в былые времена находился один из крупнейших на Черном море рынков работорговли [3].
На Церковной горке (ныне Горка Героев) к июлю 1838 г. было построено укрепление, названное Вельяминовским фортом. Форт располагался на небольшой плоской возвышенности вблизи берега моря, на правобережье долины р. Туапсе (рис. 6). В нем были постройки для гарнизона (солдатские казармы, офицерские дома, лазарет, кухня и т. п.). Три блокгауза были внутри крепости и четыре за его стенами на расстояниях от 160 до 300 м; выше на горе, на расстоянии пушечного выстрела была построена каменная башня. В начале Крымской войны в 1854 г. Вельями-новский форт, как и другие укрепления береговой линии, из-за невозможности их оборонять был взорван, гарнизон эвакуирован.
б
f-i"
Рис. 4. Курган Псынако-1: а — современное состояние кургана; б — поперечный разрез остатков кургана
Рис. 5. Народы Кавказа в Iтыс. до н. э.
Рис. 6. Вельяминовское укрепление
Датой основания современного города Туапсе принято считать 1864 г., когда на развалинах бывшего военного укрепления Вельяминовское построили военный пост Ве-льяминовский в составе Туапсинско-Чилипсинской кордонной линии. Вокруг военного поста поселились 69 семейств в количестве 590 душ обоего пола, которые образовали род военного поселения. Со временем начал формироваться поселок (посад).
Посад Туапсе - административный центр Туапсинского округа Черноморской губернии учрежден в 1896 г.
В городскую черту посада Туапсе вошли ранее образованные населенные пункты (административные единицы):
- посад Вельяминовский, образованный в 1871-1872 гг. в долине речки Тешепс (современные улицы Ленина и Клары Цеткин) и Екатериновской долине (современные улицы Рабфаковская, Морская и Калинина);
- село Вельяминовское, образованное в 1864 г. как станица Вельяминовская, преобразованная в село Велья-миновское с 4 декабря 1869 г.;
Сохранение архитектурного наследия
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
Рис. 7. План г. Туапсе с окрестностями (из карты Кубанской области, составленной действительным членом Кубанского областного статистического комитета Н.С. Иваненковым. 1902 г.)
Рис. 8. Туапсе. Улица Петра I
Рис. 9. Туапсе. Церковная гора, вид с кладбища
- местечко Туапсе располагалось на месте современных улиц Шаумяна, Красной Армии, Герцена, Даховской, Геймана.
Со времени учреждения в Туапсе упрощенного городового положения (1896 г.) самоуправлением было уже много сделано для упорядочения места (рис. 7). Задача города сводилась к очищению лучших мест от жалких лачуг поселившегося (с 1878 г.) в низах у подножия бывшей крепости разношерстного люда. На постепенно очищенной ровной площади низов городом был устроен базар с двумя корпусами крытого рынка и мощеной площадью; урегулированы торговые ряды частных лавок; замощены улицы между ними и отведены места для общественных построек, из которых первым был выстроен Народный дом. Большая часть
приречной территории (25 десятин) была передана Обществу Армавиро-Туапсинской железной дороги для путей и станционных сооружений.
Нижняя часть города от верхней отделялась довольно широкой улицей - Романовским проспектом, на двух ближайших к морю кварталах которого устроено по бульвару с одной просторной аллеей. Самое бойкое место в городе - улица Петра I (рис. 8).
Верхняя часть города утопала в зелени и походила на дачную местность. Из горок наиболее выделяется Церковная (рис. 9). Здесь была крепость, а затем построена небольшая церковь, единственная на всю округу; несколько ниже церкви построено небольшое здание с арочками на колоннах - для библиотеки или музея. Позади него чуть выступают руины крепостной стены, около которой находится могила важнейшего местного общественного деятеля А.Н. Кривенко. Выше, за церковью разбросано по горке заброшенное и запущенное кладбище [5].
На приморском нижнем уступе Церковной горки помещается солидное каменное здание морских ванн в мавританском стиле, рядом контора Русского общества пароходства и торговли, за ней табачные склады. Несколько выше - городской сад (рис. 10). Здесь лучший уголок города. Сад невелик, но прекрасен по насаждениям субтропической флоры и содержанию, составляющим пока лишь малую часть обширной площади будущего городского сада, занимающего большую котловину между двумя горками. Соседняя с Церковной Султанская горка еще ближе подходит к морю. Эта горка интереснее первой. Принадлежит она частному лицу. Далее - Виноградная горка, расположенная против старого порта.
В центре города выступает Перцовская горка, отделенная от Церковной широкой долиной с оврагом посредине и двумя улицами по сторонам. По этой долине, по одной из улиц проходит Новороссийское шоссе (рис. 11), к северу перекатываясь перевалом через тыл Церковного хребта, а в сторону Сочи проходя городом и перекинувшись железным мостом через реку Туапсинка на южную Вельяминовскую сторону щели.
На Перцовской горке были построены полиция, податная инспекция, управление береговой стражи, казначейство, шоссейная контора, таможня, почта и телеграф, учебные заведения и пр.
Разрастание города пошло главным образом по его нагорной части, куда ни торговое движение, ни сопряженное с ним некоторое загрязнение не достигали. Здесь уже существовал ряд улиц с дачами, тонущими в садах, были расположены учебные заведения, скверы и площадки для детских игр, а также могли быть санатории, пансионы для больных. Торговая жизнь города протекала по его главной артерии - Романовскому проспекту, идущему рядом с железнодорожной территорией вплоть до порта. Немало трудов и средств было потрачено, чтобы привести город в один из красивейших на побережье [5].
Если в конце XIX в. Туапсе носил характер маленького восточного городка (выгодным являлось сообщение морем: из Туапсе можно было достичь Джубги и Сочи), то в начале XX в. значение Туапсе как привлекательного курортного местечка возросло. Здесь появляется большое количество частных гостиниц и кабинетов частнопрактикующих врачей.
Одним из немногочисленных культурных центров Туапсе было Варваринское училище (рис. 12). Вторым таким центром был Народный дом, где находилась городская библио-
Научно-технический и производственный журнал
-------ЖИЛИЩНОЕ ---
СТРОИТЕЛЬСТВО
Сохранение архитектурного наследия
тека, а на сцене ставились любительские спектакли. В Варварин-ском училище воспитывалось до 40 учеников - будущих специалистов по виноградарству и виноделию. Здесь был разбит неплохой сад, в котором культивировались различные сорта винограда.
В 1910-1912 гг. в Туапсе среди культурных учреждений имелись частные фотоателье, цирк шапито, кинотеатр. Процветали Русско-азиатский банк, несколько гостиниц и магазинов.
В начале XX в. построены цементный и кирпичный заводы, расширен порт, завод «Юрмез», «Дубло», строится железная дорога Армавир - Туапсе.
С промышленным оживлением в Туапсе развивается культура, увеличивается число учебных заведений, культурных объектов. В 1916 г. в Туапсе работало семь учебных заведений, начальное четырехклассное училище, одна библиотека, два кинематографа, научно-промышленный музей.
В конце 1890-х гг. в городе жил и творил художник-передвижник, академик живописи А.А. Киселев. Ныне особой любовью гостей города пользуется названная в его честь скала Киселева, которую он изобразил в своей работе (рис. 13).
Скала Киселева - одно из удивительных природных мест окрестностей Туапсе. Гладко отполированный, достигающий в высоту 46 м каменный утес, выступающий на берег Черного моря.
Одним из самых загадочных и красивых зданий в Туапсе был знаменитый дом Перцова - дача, возведенная в начале прошлого века московским строителем железных дорог, которому приглянулся маленький городок. П.Н. Перцов построил дачу в мавританском стиле. К сожалению, с дореволюционных времен сохранились лишь открытки с изображением этого маленького шедевра архитектуры (рис. 14).
В 1920 г. произошла реорганизация Черноморской губернии. Она была включена в состав Кубано-Черноморской области и разбита на восемь волостей: Новороссийскую, Геленджикскую, Туапсинскую, Лазаревскую, Джубгскую, Сочинскую, Адлерскую и Гагринскую.
Во второй половине 1920-х гг. московскими архитекторами Л.А. Весниным и А.В. Щусевым велась работа над проектом реконструкции Туапсе. Нынешний больничный городок (поликлиника, больница, роддом) является как бы первоначальным ядром запроектированного тогда больничного района от ул. Армавирской до левого берега реки Паук.
Во время Великой Отечественной войны город подвергся сильному разрушению. Полностью было разрушено 309 домов, 719 нуждались в капитальном ремонте. В 1943 г. началось его восстановление.
В 1947 г. под руководством архитектора А.В. Щусева был разработан генеральный план реконструкции Туапсе. Однако материалы, на основе которых можно было бы проанализировать позиционные принципы, характеризующие застройку города, найти, к сожалению, не удается.
В мае 2008 г. Указом Президента РФ г. Туапсе было присвоено почетное звание «Город воинской славы».
Туапсе по своему статусу и географическому положению занимает уникальное место на Черноморском побережье. Это одновременно многофункциональный порт, курорт и административно-хозяйственный и культурный центр. По инженерно-геологическим изысканиям территория города представляется довольно сложной. Более половины занято предгорными и лесными массивами, которые исключают там какую-либо застройку; в то же время градостроительное развитие города определяется необходимостью гармонизации отношений города и порта.
Вместе с тем следует учитывать наличие исторически сложившихся композиционных и планировочных решений, обуслов-
TyntfGO, TtyiOMKaü iJab.
Рис. 10. Городской сад
Рис. 11. Новороссийское шоссе
t г
Рис. 12. Вид Варваровского училища
Рис. 13. Туапсе. Скала Киселева
12'2012
21
Сохранение архитектурного наследия
------ЖИЛИЩНОЕ ---
СТРОИТЕЛЬСТВО
Научно-технический и производственный журнал
Рис. 14. Вилла Перцова
ленных социально-экономическими факторами, создание единой взаимосвязанной структуры, объединяющей разнохарактерные по своим планировочным принципам старую и новую части города и порта. При этом должно быть выполнено четкое функциональное зонирование территорий по назначению и характеру использования, которое предусматривает взаимное размещение жилой и промышленной застройки на основе компактности и возможности дальнейшего развития. Структура города должна удовлетворять самым разнообразным потребностям общества, что достижимо при условии максимально возможного приведения функций к упорядоченной пространственной системе.
Ведущая роль должна отводиться также выделению композиционных доминант, формирующих фронт застрой-
ки. При построении пространственной композиции градостроительного объекта важно эстетически осмысленное использование природно-ландшафтных особенностей местности.
Повышение архитектурно-художественных качеств застройки достигается сохранением и завершением старых и формированием новых архитектурных ансамблей, созданием наиболее благоприятных условий для обзора скульптурных монументов и памятников архитектуры. Рациональные и эстетически совершенные планировка и застройка городов создаются путем формирования систем пространственно взаимосвязанных архитектурных ансамблей и всестороннего и наиболее эффективного учета местных природно-климатических условий.
Список литературы
1. Твердый А.В. Кавказ в именах, названиях, легендах: опыт топонимического словаря. Краснодар: Платонов И., 2008. 432 с.
2. Ковешников В.Н. Очерки по топономике Кубани. Краснодар: РИЦ Мир Кубани, 2006. 252 с.
3. Кубань: от невероятного - к очевидному / Автор-сост. Е.А. Тончу. М.: Издательский Дом Тончу, 2010. 256 с.
4. Военная энциклопедия. Т. V. СПб.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1911. 421 с.
5. Черноморское побережье Кавказа / сост. В.П. Доброхотов / Под. ред. Н.И. Воробьева. Краснодар: Традиция, 2009. 526 с.
Художественная выставка - к юбилею архитектора
19 декабря в Российской академии Архитектуры и строительных наук открылась выставка акварельных этюдов Заслуженного архитектора Российской Федерации и Республики Башкортостан, действительного члена РААСН Льва Васильевича Хихлухи, приуроченная к 75-летию автора.
Коллеги и друзья пришли, чтобы поздравить Л.В. Хихлуху с юбилеем, полюбоваться его живописными работами, еще раз с благодарностью вспомнить совместную работу.
Более четверти века трудился Л.В. Хихлуха в Республике Башкортостан сначала в Башкиргражданпроекте, затем заместителем главного архитектора г. Уфы, начальником Управления по делам строительства и архитектуры при Совете Министров Башкирской АССР, Председателем Госстроя республики. Творческие работы Л.В. Хихлухи воплощены в жизнь, а творческие и дружеские связи с башкирскими коллегами сохранились на десятилетия.
В период работы заместителем Председателя Госстроя РСФСР, Госстроя России (1987-1998 гг.) Л.В. Хихлуха проводил работу по созданию зональных серий жилых домов индустриального домостроения, по внедрению малоэтажной городской застройки повышенной плотности с созданием предприятий домостроения малой мощности. Новаторской работой в этот период его деятельности стала программа функционального использования плоских покрытий и чердаков жилых зданий для надстройки мансард. О совместной работе по реализации данной концепции говорили А.В. Захаров, бывший в конце 1990-х гг. мэром подмосковного г. Лыткарино, и A.B. Бровкин, директор фирмы «Полиалпан».
Знакомство с Л.В. Хихлухой A.B. Бокова, президента Союза архитекторов России, произошло в то время, когда Лев Васильевич работал заместителем председателя Госстроя России. Поздравляя юбиляра, Андрей Владимирович с сожалением отметил, что Л.В. Хихлуха относился к той уходящей категории государственных чиновников-профессионалов, хорошо знавших направление, которым руководили. А сравнивать А.В. Бокову, директору государственного проектного института, активно работающему архитектору есть с кем.
Высоко оценили живописное мастерство Л.В. Хихлухи не только коллеги по архитектурному цеху. В предисловии к каталогу С.Б. Краснов, действительный член Российской академии художеств, отметил, «тонкое понимание природы и профессиональность мастера».
В настоящее время Л.В. Хихлуха возглавляет Творческую архитектурную мастерскую, занимается живописью, ведет научную работу в институте НИИТАГ РААСН.
Редакция, редакционный совет, коллеги и друзья сердечно поздравляют Льва Васильевича Хихлуху с 75-летием, желают ему крепкого здоровья, творческого долголетия и большого личного счастья.