3. Pyasetskiy M. Op. cit. P. 965.
4. Svyatiteli zemli Nizhegorodskoj - Saints of Nizhny Novgorod land. N. Novgorod. 2003. P. 59.
5. Pyasetskiy M. Op. cit. P. 1007.
6. Ibid. Pp. 1013, 1014.
7. Ibid. Op. cit. P. 1022.
8. Ibid. P. 1036.
9. Ibid. P. 1051.
10. Pamyati Preosvyashchennogo Irineya, episkopa Orlovskogo i Sevskogo - To the memory of the Reverend Iriney, Bishop of Orel and Sevsk // Orlovskie eparhial'nye vedomosti (dalee - OEV) - Oryol diocesan Gazette (hereinafter - OEV). 1904, No. 16, official part (further - Ch/o). P. 384.
11. OEV. 1865. No. 2. Ch/O. Pp. 23-24.
12. OEV. 1865. No. 4. Ch/O. P. 65.
13. OEV. 1865. No. 2. Ch/O. P. 26.
14. OEV. 1865. No. 3. Ch/O. P. 48.
15. PSZ-2. Vol. 16. No. 14409; Complete collection of laws of the Russian Empire. Coll. third. Vol. 3. No. 1495. (in Russ.)
16. Adres-kalendar' Orlovskoj gubernii (sostavlen po svedeniyam k 1 aprelya 1860 g.) (dalee AKOG) - The address calendar of the Orel province (based on information as of April 1, 1860) (hereinafter ACOG). Orel. 1860. P. 47.
17. ACOG. 1870. Orel. 1870. P. 34.
18. ACOG. 1880. Orel. 1880. P. 40.
19. ACOG. 1860. P. 47; ACOG. 1864. P. 45; ACOG. 1868. P. 54; ACOG. 1869. S. 35.
20. PSZ-2. Vol. 44. Part 3. States and timesheets to No 46899. (in Russ.)
21. ACOG. 1890. P. 35.
22. ACOG. 1898. P. 46.
23. ACOG. 1900. Pp. 46, 47.
24. ACOG. 1880. P. 40; ACOG. 1885. P. 53; ACOG. 1888. P. 42; ACOG. 1890. P. 35; ACOG. 1892. Pp. 34, 35; ACOG. 1893. Pp. 38, 39; ACOG. 1894. Pp. 35, 36; ACOG. 1895. P. 61, 62; ACOG. 1896. P. 86; ACOG. 1897. P. 63; ACOG. 1898. P. 46; ACOG. 1899. P. 45; ACOG. 1900. P. 46, 47.
25. ACOG. 1880. P. 9, 27; ACOG. 1885. P. 6, 37.
26. ACOG. 1880. P. 9, 29; ACOG. 1885. P. 6.
27. OEV. 1866. No. 1. P. 9.
28. OEV. 1897. No. 1. P. 9.
29. OEV. 1891. No. 1. Pp. 49-50. 30 OEV. 1898. No. 1. P. 32.
31. OEV. 1901. No. 1-2. P. 34.
32. Ibid. Pp. 34-36.
33. OEV. 1865. No. 19. Pp. 420-421.
34. OEV. 1869. No. 1. P. 19.
35. OEV. 1888. No. 1. Pp. 64-65.
36. OEV. 1892. No. 5. P.136.
37. OEV. 1898. No. 17. Pp. 602-605.
38. OEV. 1898. No. 19. Pp. 667-668.
39. OEV. 1898. No. 23. Pp. 817-818.
УДК 342.518
Н. Г. Савосина
Дореволюционное Забайкалье в таможенной политике России
Изучение роли и функций таможенных органов, их места в государственном устройстве всегда было актуальным, при этом сложные и подчас противоречивые управленческие процессы необходимо анализировать в контексте становления Российского государства. В настоящей работе освещаются особенности реализации направлений государственной таможенной политики на территории исторического Забайкалья. Уделяется внимание как общим признакам таможенного управления регионами российского государства, так и отдельным региональным особенностям, обусловленным расширением российских территорий и необходимостью организации таможенного надзора с учетом специфики территории и направлениями таможенной политики. Отмечено, что изучение деятельности таможенных органов в истории Российского государства имеет большое значение и позволяет восполнить существующие в науке пробелы.
Studying the role and functions of the Custom authorities their position in state structure has always been important but at the same time some complex and sometimes contradictory management processes should be analyzed in the context of the Russian state formation. The article presents the characteristics of activities of customs
© Савосина Н. Г., 2016
authorities in the territory of historical Transbaikalia, from the point of view of the implementation of the main priorities of the customs policy in the border regions. Focuses on how the common grounds of the Customs Department of the Russian State, regions and individual regional characteristics arising from the expansion of the Russian territories and the need for organisation of customs supervision, taking into account the specificities of the territory and the areas of customs policy. It is noted that the study of the activity of customs authorities in the history of the Russian state, is of great value and allows you to fill the existing science gaps.
Ключевые слова: таможенные органы, государственная таможенная политика, приграничные регионы, таможня, Забайкалье.
Keywords: custom authority, the state customs policy, border regions, customs, Transbaikalia.
По отношению к восточным территориям российская таможенная политика руководствовалась идеями и целями, отличными от тех, которыми определялось ее отношение к территориям европейским. Интересы России на востоке были связаны с политическими планами государства в части усиления политического влияния и установления новых направлений для русского экспорта. Учитывая специфику Забайкальского региона, следует констатировать, что традиционные подходы в развитии таможенной политики не всегда могли применяться к этой территории.
Чем же обусловлены особенности таможенной политики на территории Забайкалья?
Таможенная политика России первоначально строилась исключительно на основе торговых отношений с Китаем. Выстраивая этот новый «Сибирский торговый путь», необходимо было решить ряд стратегических задач. Одна из них - это освоение малонаселенных территорий. Ключевую роль в новом маршруте играла территория Забайкалья. В силу своего географического положения Забайкалье является своего рода границей между собственно Сибирью и Дальним Востоком. Это и обусловило своеобразное отношение властей к региону.
Традиционно территория забайкальских земель рассматривались как часть Сибири. Административное деление сибирских территорий, входивших в состав Московского царства, существовало еще с конца XVI в. До 1851 г. забайкальский регион был представлен двумя восточными округами Иркутской губернии - Верхнеудинским и Нерчинским. Согласно Высочайшему Указу Правительствующему Сенату 11 июля 1851 г. Забайкалье, состоявшее из двух округов - Верхне-удинского и Нерчинского, было выделено из Иркутской губернии и преобразовано в самостоятельную область, с закреплением областного статуса за городом Чита. Забайкальская область «располагалась в Восточной Сибири, к юго-востоку от Байкала, граничила с запада и севера с Иркутской губернией, на востоке - с Амурской областью, часть восточной и южной границы - с Китаем. Общая площадь области исчислялась в 613 000 км [1].
В 1884 г. наступили преобразования в административно-территориальном устройстве Забайкалья. Забайкальская область, прежде принадлежавшая к Восточно-Сибирскому генерал-губернаторству, вошла в состав Приамурского генерал-губернаторства, что кардинально отразилось на управленческих процессах. Но такая система просуществовала 10 лет, уже 17 марта 1906 г. Забайкальская область вновь вошла в состав Иркутского генерал-губернаторства и состояла там до 1917 г. Система управления Забайкальской областью имела ряд особенностей, прежде всего во главе Забайкальской области стоял военный губернатор, с должностью которого были соединены должности командующего войсками и наказного атамана. Первым военным губернатором Забайкальской области был назначен генерал-майор Запольский (1851-1855 гг.), в обязанности которого входили и пограничные дела, проводимые под руководством генерал-губернатора Восточной Сибири (до 1887 г. военный губернатор Забайкальской области непосредственно подчинялся Главному управлению Восточной Сибири, но зависел и от Правительственного Сената и министерств). Казачьи станицы распределялись между тремя военными отделами, атаманы которых наблюдали за исправным отбыванием казаками воинской повинности; станичные управления были подчинены не атаманам, а (гражданским) окружным начальникам.
В своих рассуждениях об организации на восточных территориях таможенной политики С. Ю. Витте писал, что устройство таможенной части на востоке - сложный и запутанный вопрос, который связан с договорными отношениями с Китаем и интересами внутренней торговли [2].
Ключевыми событиями, повлиявшими на развитие таможенного дела Забайкалья, были договоры с Китаем, введение 50-верстной полосы беспошлинной торговли, строительство КВЖД.
Торговая и: таможенная политика в Забайкалье изначально была политически зависимой. Известно, что «Мировой торговый путь» был обусловлен видами на влияние в Китайском государстве. Чтобы не испугать таможенными санкциями китайских поставщиков на рынках, Российское государство установило свободную экономическую зону для вновь образованного Амурского генерал-губернаторства, которое простиралось от озера Байкал на Восток до Тихого океана,
включая в себя Забайкалье, Амурскую и Приморскую области. Все это способствовало провозглашению на востоке России «политики открытых дверей», этим и воспользовались сопредельные государства. Цель последних заключалась в увеличении экспорта товаров в Сибирский регион. Между тем беспошлинный ввоз импортных товаров не мог не вызвать недовольства, поскольку по существу эта мера нарушала интересы русской торговли. Для содействия торговли и промышленности неоднократно высказывалось мнение, предполагавшее, чтобы восток России подчинялся правилам общего таможенного тарифа.
Малонаселенность территории Забайкалья и отсутствие в Забайкалье зачатков обрабатывающей промышленности делали совершенно бесцельной как в фискальном, так и экономическом отношении таможенную охрану границы огромного протяжения. Сами же труднопроходимые пространства Забайкалья служили преградой от проникновения с востока в Сибирь и далее в Европейскую Россию заграничных товаров.
Рассеянное внутри края малочисленное население ни в каких товарах иностранного привоза не нуждалось, а по сухопутной границе с Китаем предметом ввоза были исключительно китайские товары, главным образом шелк и чай. По правилам сухопутной торговли с Китаем 1862 г., подтвержденным Петербургским договором 1881 г., эту торговлю разрешено было производить беспошлинно на 50 верст в обе стороны от границы, а так как такая 50-верстная полоса ничем не ограждалась и не охранялась, то никем и не соблюдалась, и, следовательно, фактически все Забайкалье были царством свободной торговли. Таможенной границей по существу являлся Байкал, и таможенный надзор за немногими бухтами его совершенно удовлетворяя своему назначению, а Иркутская и Кяхтинская таможни служили теми воротами, через которые проходили товары из Китая в Россию.
Еще одна возникавшая проблема - это неокупаемая охрана чинами пограничной стражи границы огромного протяжения (протяжение охраняемой границы Забайкалья - 280 верст), которая даже в малой степени не покроется возможным доходом от таможен края. Оставив мысль о полной охране границы и удовлетворившись надзором за наиболее важными путями и наиболее населенными пунктами, надо предвидеть, что в обход этих путей и пунктов широкой волной двинется контрабанда, и для того чтобы не допустить ее в пределы Сибири, требуется усиление таможенного надзора на Байкале, с таможнею в Иркутске. Но сохранение подобной второй линии таможенной границы поставит в тяжелое положение Забайкалье и затруднит их сношения с Западной Сибирью, ибо местные товары, прибывающие из-за Байкала, будут досматриваться Иркутской таможней, которая для беспошлинного пропуска их будет требовать доказательств их русского происхождения.
Ну и последнее обстоятельство - это открытие Сибирского железнодорожного пути. Каждый метр железнодорожного пути сблизил Дальний Восток с Сибирью и Европейской Россией, открывая путь иностранным товарам через восточную границу на наш внутренний рынок. Когда железнодорожная линия дошла до Иркутска, перешла за Байкал и дошла до Сретенска, то установившийся по ней и Амуру сплошной паромный путь до побережья Тихого океана совершенно открыл нашу восточную границу для всех иностранных товаров и грозил подорвать всю нашу охранительную таможенную систему. То есть в регионе возникла необходимость решения вопроса об усилении таможенной части.
В своих рассуждениях об организации на восточных территориях таможенной политики С. Ю. Витте пишет: «...вопросы о постановке таможенной части на Дальнем Востоке и о дальнейшем направлении нашей торговой и таможенной политики представляются ныне настолько сложными и запутанными, затрагивают и договорные отношения с Китаем, и столь существенные интересы нашей внутренней торговли и промышленности.» [3]
Режим порто-франко неоднозначно трактуется исследователями. В нем просматриваются как положительные, так и отрицательные стороны влияющие на развитие государства в целом и территорий в частности. Порто-франко на территории России впервые был введен в г. Одесса, в 1826 г. под действие порто-франко попала Качатка.
Оформление порто-франко на территориях Приамурья и Забайкалья связывают с 60-ми гг. XIX в. Сущность порто-франко - беспошлинная торговля. Конечно, наличие такого режима не способствовало развитию таможенной системы, но «Приамурский порто-франко» не устанавливал полной свободы торга на определенные товары, такие как алкоголь, табак, чай и др. Для детализации таможенных процедур принимались соответствующие правила, регулирующие данную ситуацию. 3 июля 1867 г. был определен порядок ввоза на территорию Приамурья и Забайкалья спиртных напитков. Отмена порто-франко произошла в 1900 г., но в условиях русско-японской войны система была восстановлена. В собрании узаконений и распоряжений правительства 23 января 1909 г. № 11 ст. 50 содержится одобренный Государственным советом и
55
Государственной думой закон о закрытии порто-франко по привозу иностранных товаров в Приамурское генерал-губернаторство и Забайкальскую область Иркутского генерал-губернаторства, об отмене ст. 939 Таможенного устава и о некоторых изменениях в тарифных ставках, установленных законом 10 июня 1900 г.
Названный закон отменял ст. 939, 937, 940 и примечание к ст. 942 Таможенного устава 1904 г. Статья 943 Таможенного устава теперь выглядела иначе: «Всякие русские и иностранные товары, вывозимые в Китай, пропускаются беспошлинно, причем товары, вывозимые в Китай, не подлежат никаким таможенным формальностям».
Стремление российских властей сделать из таможенной политики в Забайкалье средство для развития национального производства, которое при этом почти совершенно не считалось с местными особенностями, должно было потерпеть крах после тех потерь, которые были принесены в интересах расширения влияния России в Азии.
Результативность таможенной политики во многом зависела и от другого обстоятельства -организации управления таможенными органами региона. Как было сказано ранее, территория Восточной Сибири находилась под особым вниманием государственных властей, что, безусловно, отражалось на особенностях таможенного управления этой территорией.
На момент создания первых таможенных структур говорить о существовании четкой системы управления было сложно. Централизованная система таможенного управления регионами сложилась в XIX в., но даже при этом определенности не было. XIX в. для таможен Забайкалья был нестабилен. Существовавшая Кяхтинская таможня попадала под ведение Иркутской таможни, последняя же находилась в прямом подчинении отраслевых органов управления - департаментов. Но переподчинение таможенных структур Забайкалья все еще существовало, что было связано с таможенными округами. Территория Забайкалья не имела стабильного подчинения округу, как и большинство таможенных органов Российского государства.
На момент образования Забайкальской области в Российской империи существовала окружная система управления. На тот период времени Кяхтинская таможня утратила свои позиции, находилась в г. Иркутске. Иркутская таможня относилась к таможням, подконтрольным департаменту внешней торговли, а затем департаменту таможенных сборов. В 1862 г. 3 апреля было утверждено «Положение об устройстве таможенной части в Сибири», где местное таможенное управление было образовано из таможни в г. Иркутске и таможенных застав, находившихся в непосредственном ведении департамента. Генерал-губернатору Восточной Сибири были предоставлены общие права руководства края. Для предупреждения тайного провоза с китайской границы учреждена была таможенная линия, охрана которой впредь до образования особой таможенной стражи была возложена на отряд местного казачьего войска, который в отправлении таможенной службы был подчинен местному таможенному начальству. Автор констатирует, что таможенное управление в регионе осуществлялось по особой схеме. Таможенное регулирование осуществлялось в соответствии с таможенным тарифом по Азиатской торговле.
Позже Иркутская таможня стала частью Семипалатинского округа [4], после упразднения которого были учреждены две должности ревизоров в Сибири и семь участковых инспекторов в Азии.
Таким образом, существование таможенных органов Забайкалья было связано с периодами подконтрольности Сибирскому таможенному округу, созданному 21 сентября 1824 г. по Указу царя Александра I, Семипалатинскому таможенному округу, учрежденному в 1890 г., Приамурскому таможенному округу, созданному в 1909 г.
После образования Приамурского таможенного округа в 1909 г. территория Забайкалья попала в его состав, но просуществовал округ до 1912 г., как и вся окружная система. Вместо окружной системы управления была учреждена участковая. Учреждение инспекторств в 1912 г., сохранившихся вплоть до революционных событий, стало значительной вехой в управлении таможенными органами Забайкалья - территория Забайкалья попала в ведение Читинского таможенного участка с центром в г. Чите.
Не стоит забывать о том, что в 1899 г. при департаменте таможенных сборов были учреждены должности двух ревизоров для производства ревизий таможенных учреждений Сибири и Приамурья.
Таким образом, Забайкальский регион в общероссийскую систему таможенного управления вписывался специфично, что, прежде всего, было обусловлено подходами в реализации таможенной политики на этой территории. Непосредственное влияние на это оказывала совокупность факторов, прежде всего, экономический потенциал региона и геополитическая ситуация. При этом можно отметить, что именно региональные особенности позволяют дать необходимую оценку государственной стратегии в области таможенного дела дореволюционной России. 56
Примечания
1. История таможенного дела и таможенной политики: справ. пособие / сост. Н. А. Беляева. Владивосток: ВФ РТА, 2008.
2. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1622. Оп. 1. Д. 711. Л. 10-11. «Всеподданнейший доклад Министра финансов Витте по поездке на Дальний Восток».
3. Там же.
4. Список таможенных учреждений в географическом порядке с указанием их местоположения, прав, штатов и других сведений. СПб., 1897.
Notes
1. Istoriya tamozhennogo dela i tamozhennoj politiki: sprav. posobie - History of customs affairs and customs policy: ref. manual / comp. N. A. Belyaeva. Vladivostok. VF RTA. 2008.
2. The Russian State Historical Archive (RGIA). F. 1622. Sh. 1. File 711. Sh. 10-11.«Vsepoddannejshij doklad Ministra finansov Vitte po poezdke na Dal'nij Vostok» - "Most humble report of the Minister of Finance Witte on the trip to the far East."
3. Ibid.
4. Spisok tamozhennyh uchrezhdenij v geograficheskom poryadke s ukazaniem ih mestopolozheniya, prav, shtatov i drugih svedenij - List of customs in geographical order, showing their location, rights, states and other information. SPb. 1897.
УДК 94(470.342) «1921/1923»+330.8
П. В. Поздеев
Экономические совещания Вятской губернии в 1921-1923 гг.: статус, деятельность, значение
В статье рассматривается история возникновения, статус, деятельность и значение экономических совещаний в период 1921-1923 гг. Указаны причины и предпосылки создания вертикали экономических совещаний, их статус, функции, формы деятельности. Особое внимание уделено губернскому экономическому совещанию Вятской губернии. Проанализированы особенности этой системы и деятельности экономических совещаний на примере вятского губернского экономического совещания. Отмечается, что Вятское губернское экономическое совещание сыграло важную роль в преодолении кризиса в 1921 г., что было обусловлено его статусом как оперативного антикризисного штаба. Рассмотрены его взаимоотношения с совещаниями нижестоящего уровня: уездными совещаниями. Выяснено, что волостные и фабрично-заводские совещания развития не получили. Приведены причины ликвидации системы экономических совещаний и их значение. Причиной ликвидации стало отсутствие разграничения полномочий между губернским совещанием и Президиумом исполкома; а значение заключалось в преодолении кризисных явлений в 1921 г. и содействии в переходе экономики губернии к новой экономической политике.
In the article the history of creation, status, activity and value economic meetings in the period 1921-1923. Specify the reasons and background of the establishment of vertical economic meetings, their status, functions and forms of activity. Special attention is paid to the provincial economic meeting Vyatka province. The article analyses the peculiarities of this system and the economic activity of meetings on the example of Vyatka provincial economic meeting. It is noted that the Vyatka province economic meeting played an important role in overcoming the crisis in 1921, due to its status as operational headquarters crisis. Considered his relationship with meetings of lower level: County-level meetings. Stated that township and factory development meeting is not received. Reasons for the elimination of the system of economic meetings and their importance. The reason for the liquidation was the lack of separation of powers between the provincial and the meeting of the Presidium of the Executive Committee; and the value was in overcoming the crisis in 1921, and helping to move the economy of the province to the new economic policy.
Ключевые слова: экономические совещания, система экономических совещаний, Вятское губернское экономическое совещание, уездные экономические совещания, период 1921-1923 гг.
Keywords: economic meeting, the system of economic meetings Vyatskoe provincial economic meeting, the county economic meeting, the period of 1921-1923.
История совещательных, консультативных и координационных органов в советской системе государственного управления начинается, во многом, с создания, развития и упразднения в начале 1920-х гг. системы экономических совещаний (ЭКОСО). Целью данной работы является
© Поздеев П. В., 2016