Научная статья на тему 'ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ РУССКОЕ СЕКТАНТСТВО ЮЖНОГО УРАЛА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ'

ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ РУССКОЕ СЕКТАНТСТВО ЮЖНОГО УРАЛА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКТАНТСТВО / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ЮЖНЫЙ УРАЛ / ОРЕНБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ / RUSSIAN SECTARIANISM / RUSSIAN EMPIRE / SOUTH URAL / ORENBURG REGION / HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Заруцкий А.Г.

В статье анализируется развитие региональной историографии «русского сектантства» в дореволюционный, советский и современный периоды. Отмечены особенности изучения данной тематики на каждом из названных этапов, подчеркнуты те недостатки, которые заставляли исследователей переходить к поиску новой методологической основы исследований. Сделан вывод, что комплексное изучение неформальной религиозности на Южном Урале в дореволюционной России остается актуальной научной задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Заруцкий А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«RUSSIAN SECTARIANISM» IN THE SOUTH URAL IN REGIONAL HISTORIOGRAPHY

The article provides an analysis of development of regional historiography of «Russian sectarianism» in the pre-revolutionary, Soviet and contemporary periods. The author highlights the peculiarities of studying this issue at each stage, and underlines the shortcomings that forced the researchers to search for a new methodological basis. He comes to the conclusion that a comprehensive study of informal religiosity in the Southern Ural in pre-revolutionary Russia remains an actual scholarly task.

Текст научной работы на тему «ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ РУССКОЕ СЕКТАНТСТВО ЮЖНОГО УРАЛА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ»

УДК 93:342.5(045)

ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ РУССКОЕ СЕКТАНТСТВО ЮЖНОГО УРАЛА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

© 2020 А.Г. Заруцкий

Оренбургский государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 01.09.2020

В статье анализируется развитие региональной историографии «русского сектантства» в дореволюционный, советский и современный периоды. Отмечены особенности изучения данной тематики на каждом из названных этапов, подчеркнуты те недостатки, которые заставляли исследователей переходить к поиску новой методологической основы исследований. Сделан вывод, что комплексное изучение неформальной религиозности на Южном Урале в дореволюционной России остается актуальной научной задачей. Ключевые слова: сектантство, Российская империя, Южный Урал, Оренбургская губерния, историография. DOI: 10.37313/2658-4816-2020-2-3-56-60

Изучение русского сектантства историками, религиоведами, антропологами и филологами активизировалось в постсоветский период в связи с отказом от идеологизированного подхода к данной теме, обусловленного политикой Российской империи и Советского Союза в отношении религии. Тем не менее для современного ученого труды предшественников, дореволюционных и советских исследователей, остаются важным источником уникальной информации о так называемых «русских сектах», которые можно определить как неформальные религиозные движения неправославного и нестарообрядческого толка, не имеющие отношения к «иностранным» исповеданиям и политеистическим верованиям коренных народов страны1. На Южном Урале первые сектанты-молокане появились еще в первой четверти XIX века, с середины столетия в регионе широкое распространение получили так называемые мистические секты - хлысты и скопцы, а также евангельское движение в лице штундистов. В этом состояла специфика Южного Урала по сравнению с соседними территориями, в частности Средним Ура -

Заруцкий Антон Георгиевич, аспирант кафедры истории России. E-mail: foraz15@yandex.ru

лом, где хлыстовщина была распространена значительно меньше, а евангельское христианство в виде южнорусского штун-дизма практически не было представлено. Таким образом, изучение южноуральского сектантства является важным не только для понимания его региональной специфики, но и для того, чтобы сформировать правильное представление об особенностях данного явления религиозной жизни в масштабах Российской империи в целом.

Первые публикации, в которых рассматривалась история русского сектантства на территории Южного Урала, стали появляться в официальном церковном издании «Оренбургские епархиальные ведомости» в конце XIX века. Это связано с активизацией православного миссионерства, в том числе направленного против распространения «мистических» (хлыстов, скопцов) и «рационалистических» (молокан, штундистов) сект. Авторами статей обычно выступали окружные и епархиальные миссионеры. Помимо рассказов о проводившихся ими публичных собеседованиях и личных беседах с сектантами миссионеры публиковали сведения об исторических корнях и развитии неформальных религиозных движений в регионе.

В частности, С. Словоохотов в статье «Люди божьи» в «Оренбургской епархии» описывает историю секты начиная с 1848 года2. Примечательно, что возникновение секты «Людей Божьих» автор связывает с эпидемией холеры в Оренбургской губернии, вследствие которой местные жители, не имеющие возможности посещать храмы, стали собираться по домам, что привело к распространению сектантских идей. Особо пристально он исследует деятельность наиболее значительного лидера оренбургской хлыстовщины Василия Балабанова, казака, впоследствии вернувшегося в православие и ставшего монахом на Афоне. Деятельность урядника П.Ф. Лосева, бывшего своего рода предшественником Балабанова, подробно рассматривает Н. Чернавский3. Миссионер М. Головкин в серии статей «Очерки оренбургской хлыстовщины» предпринимает попытку рассмотреть историю сектантства в крае в еще более широком контексте, возводя ее к раннехристианским ересям4. Схожим образом Н. Гринякин связывает генезис движения русских иудействующих - субботников с московско-новгородской «ересью жидовствующих»5. Такие умозрительные и идеологически обусловленные конструкции, противоречащие данным современной науки, выступают слабой стороной дореволюционных исследований, в то время как обширный фактический материал с привлечением широкого круга документальных источников является их несомненным достоинством. В знаменитом историческом журнале «Русская старина» в 1886 году была опубликована статья о региональном южноуральском религиозном движении, известном как секта «квасников»6. Автор статьи А.П. Жакмон высказывает версию о том, что «квасники» представляют собой новое законспирированное ответвление скопчества. В целом в дореволюционный период историография русского сектантства на Южном Урале ограничивалась журнальными статьями.

По понятным причинам в советский период проблематика сект не привлека-

ла большого исследовательского интереса. Некоторые исторические сведения о южноуральских неформальных религиозных движениях можно найти в публикациях издания «Блокнот агитатора», призванных помочь организаторам антирелигиозной пропагандистской деятельности7. Проблема борьбы с сектой хлыстов оставалась актуальной для государственной власти в Оренбуржье вплоть до 1970-х годов, поэтому в этот период продолжали выходить статьи по истории оренбургской хлыстовщи-ны8, в большей степени пропагандистского, нежели научного характера. В них отчасти повторяются обличительные тенденции дореволюционных публикаций, однако через призму марксистской методологии, которая отличалась двойственным отношением к сектантству. В сектантских движениях дореволюционного периода советские авторы склонны были видеть социальный протест против крепостнического гнета, однако в послеоктябрьский период сектантство рассматривалось исключительно как реакционная сила. Столь схематический и противоречивый подход не способствовал научной объективности, препятствовал выявлению подлинных корней неформальных религиозных движений и описанию их исторического развития.

В постсоветский период в обществе произошел всплеск интереса к различным формам религиозности, в том числе и к дореволюционному русскому сектантству, исследование которого актуализировалось в отечественной гуманитарной науке. Уже в 1992 году в областной газете «Оренбуржье» были опубликованы исторические очерки о распространении секты «Людей Божьих» в Оренбургском казачьем войске9. Примечательно, что их автором выступил В. Авдеев, который в 1970-х годах писал статьи о сектантах для «Блокнота агитатора». С середины 2000-х годов стали активно выходить научные публикации по истории дореволюционного сектантства на Южном Урале. В первую очередь внимание исследователей привлекла секта «Людей Божьих», также из-

вестная как хлыстовщина или христоверие. Одна из первых обзорных статей по теме принадлежит А.Н. Потаповой10. Работы С.В. Голиковой11 и А.С. Легостаева12 затрагивают различные аспекты и характерные особенности духовной практики оренбургских христоверов. Особое внимание А.С. Легоста-ев уделяет деятельности ранее упомянутого хлыстовского лидера Василия Балабанова13. В 2013-2014 годах опубликованы статьи В.В. Амелина и Д.Н. Денисова, в которых впервые с дореволюционных времен исследовалось молоканство в Оренбуржье14. К.А. Моргунов рассматривает историю оренбургской хлыстовщины в период с 1917 по 1991 год15.

В 2011 году в Челябинске Д.Г. Кориков защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук по теме «Государство, церковь и сектантство в России во второй половине XIX - начале XX в. (на примере Южного Урала и Приуралья)». Данная работа стала первым диссертационным исследованием, целиком посвященным южноуральскому сектантству в дореволюционный период. В первой главе исследователь описывает вероучение, практики и происхождение дореволюционных сект, разделяя их на две категории - «ми-стико-экстатические движения» и «движения протестантского типа». Во второй главе диссертации Д.Г. Кориков рассматривает отношение государства и общества к сектантским течениям. Третья и четвертая главы посвящены мистико-экстатическим и протестантским движениям соответственно. В заключении автор делает, на наш взгляд, верные выводы о том сложном и многоаспектном характере религиозной жизни России в пореформенный период, понять который невозможно, если придерживаться строгого противопоставления «церкви» и «сектантства», «официальной» и «народной» религиозности. Правомерен вывод челябинского ученого о том, что в ЮжноУральском регионе и Приуралье существовало такое явление, как «неофициальное православие», близкое к хлыстовщине и представляющее собой некую переходную

между «нормативной» и «сектантской» форму духовной практики. В то же время работа Д.Г. Корикова имеет некоторые существенные недостатки. Во-первых, это весьма ограниченная источниковая база, в которой не задействованы документы, хранящиеся в фондах ряда региональных архивов - Го -сударственного архива Оренбургской области, Национального архива Республики Башкортостан, а также центральных - Российского государственного исторического архива и Государственного архива Российской Федерации. Данный факт представляется труднообъяснимым с учетом того, что в одном лишь Оренбургском государственном областном архиве хранятся десятки дел о сектантах. Во-вторых, перечень сектантских движений, рассмотренных автором в диссертационной работе, представляется нам неполным. Так, Д.Г. Кориков полностью игнорирует движение русских иудействую-щих - субботников, возможно, по причине того, что оно не вписывается в рамки предложенных им категорий «мистико-экстати-ческих» и сект «протестантского типа». До недавнего времени исследования суббот-ничества в региональной историографии полностью отсутствовали, за исключением фрагментарных упоминаний в статье В.В. Ежкова об оренбургских адвентистах16. Лишь в последние пару лет стали появляться соответствующие публикации17.

В 2015 году в Оренбурге вышел фундаментальный трехтомный справочник «Религии Оренбургского края: систематическое описание». В первом томе содержится раздел «Духовное христианство», в котором приводятся исторические очерки о молоканстве и хлыстовстве в регионе с дореволюционного периода до наших дней18. Во втором томе имеется раздел о баптизме, распространение которого в крае связано с сектами южнорусских штундистов и мо-локан19. Выход этого справочника сыграл важную роль в комплексном изучении эт-ноконфессиональной истории края. Однако его спецификой, помимо свойственной справочной литературе лаконичности, яв-

ляется то, что в нем рассмотрены только те религиозные движения, которые дожили до наших дней. Авторы вновь игнорируют проблематику субботничества, не упоминая его в разделе, посвященном иудаизму, хотя, по сведениям от наших информантов, представители данного религиозного течения, восходящего к дореволюционному сектантству, еще восемь лет назад посещали синагогу в Оренбурге. Не упоминается в работе и зародившаяся на Урале в XIX веке своеобразная секта «еговистов-ильинцев», присутствие которой в Оренбургской области неоднократно отмечалось региональными средствами массовой информации20.

В настоящее время исследование русского сектантства на Южном Урале продолжается. В частности, данной проблематике уделяют внимание С.В. Любичанковский в своей статье о противосектантской деятельности Оренбургской епархии в пореформенный период21, А.Д. Камзина и М.Н. Ефименко, которые впервые в отечественной науке рассматривают сектантство в Российской империи как объект политики ак-культурации22. Южноуральское сектантство было рассмотрено в контексте религиозной миграции на окраины Российской империи в совместной статье С.И. Ковальской и А.Г. Заруцкого23. Однако тематика остается во многих отношениях неисследованной. Интерес представляют такие научные проблемы, как механизмы проникновения и распространения сектантства в регионе, демографические аспекты, региональная специфика неформальных религиозных движений, взаимоотношения сектантов с церковью, государством и местным православным населением, особенности их повседневной жизни. Некоторые секты на территории региона остаются практически неизученными (субботники, еговисты-ильинцы, «русские мормоны»). Задача комплексного изучения русского сектантства в пореформенный период на Южном Урале и в Оренбургской губернии в частности на данный момент является актуальной и требует своего решения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Эткинд А.М. Хлыст: секты, литература и революция. М.: Новое литературное обозрение, 1998. С.33.

2 Словоохотов С. «Люди божьи» в Оренбургской епархии // Оренбургские епархиальные ведомости. 1880. № 18. № 19-20. № 21. № 23. № 24. С. 731-744, 764-778,824-837, 920-935, 983-996.

3 Чернавский Н. Урядник А.Ф. Лосев и его выступления по делам Оренбургской епархии // Оренбургские епархиальные ведомости. 1916. № 33-34. № 35-36. С. 415-430, 442-449.

4 Головкин М. Очерки оренбургской хлыстовщины // Оренбургские епархиальные ведомости. 1897. № 19. № 20. № 21. № 22. № 23. С. 683-688, 723-732, 775-781, 832-837, 887-894.

5 Гринякин Н. Сектанты Оренбургского уезда и их самозащита // Оренбургские епархиальные ведомости. 1898. № 20. № 22. № 23. С. 799-807, 881-889, 924-931.

6 Жакмон А.П. Сектанты в Оренбургском крае. Очерки и заметки // Русская старина. 1886. № 12. С.691-698.

7 Ипатов А. Сектантство и его вред. // Блокнот агитатора. 1964. № 14. С. 18-31.

8 Авдеев В. Бог Данила и «Божьи люди». // Блокнот агитатора. 1972. № 19. С. 28-37.

9 Авдеев В. «Люди Божьи» в Оренбургском казачьем войске // Оренбуржье. 1992. 6 мая. С. 5.

10 Потапова А.Н. Христоверы в Оренбургском крае // Культура славян Оренбуржья. Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2003. С. 357-361.

11 Голикова С.В. Путь хлыстов к Богу как вариант локальной конфессиональной традиции: (По материалам «Оренбургских епархиальных ведомостей») // Документ. Архив. История. Современность: сб. науч. тр. Вып. 6. Екатеринбург, 2006. С.175-188.

12 Легостаев А. С. Традиция исихазма в религиозном учении христовщины во второй половине XIX века (на материалах Оренбургской епархии) // Актуальные проблемы региональной истории: материалы межвузовской конференции / Отв. ред. И.А. Коробецкий. Орск: Изд-во ОГТИ, 2009. С. 42-45.

13 Легостаев А.С. Распространение христовщи-ны в Оренбургской епархии в XIX веке // Этносы и культуры Урало-Поволжья: История и современность. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Уфа, 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://posredi.ru/sektanty-xlysty-na-yuzhnom-urale.html/ (дата обращения: 31.08.2020).

14 Амелин В.В., Денисов Д.Н. Оренбургские моло-

кане в XIX - начале XX веков // Славяне в этнокультурном пространстве Южно-Уральского региона: Материалы X Всеросс. науч.-практ. конф., посвященной Дню славянской письменности и культуры. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. С. 26-36.

15 Моргунов К.А. Религиозные организации хлыстов в Оренбургском крае (1917-1991 гг.) // Религиозное многообразие Уральского региона. Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. С. 154-167.

16 Ежков В.В. Адвентисты Оренбуржья: история и вероисповедная практика // Протестантизм в Оренбургском крае: история и современность. Материалы Международной и Всероссийской научно-практических конференций. Оренбург: ИПК «Университет», 2013. С. 320-329.

17 Заруцкий А.Г. Повседневная жизнь русских иу-действующих в Оренбургской губернии конца XIX - начала XX века // История повседневности и образ жизни россиян в XIX-XXI вв.: Материалы Всерос.оч.-заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24 октября 2019 г., по-свящ. 80-летию Шадр. гос. пед. ун-та / Редкол. Н.Ф. Чипинова, С.А. Парфенова, Е.А. Бурла-кова; Шадр. гос. пед. ун-т. Шадринск: ШГПУ, 2019. С.122-126.

18 Амелин В.В., Денисов Д.Н., Моргунов К.А. Религии Оренбургского края: систематическое описание в 3-х томах. Том 1. Восточное христианство. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. С.357-402.

19 Амелин В.В., Денисов Д.Н., Моргунов К.А. Ре-

лигии Оренбургского края: систематическое описание в 3-х томах. Том 2. Западное христианство. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. С.229-304.

20 Жители Оренбурга и Орска обнаружили в своих почтовых ящиках странные религиозные брошюры // Урал56.Ру. 15.08.2017 URL: https:// www.ural56.ru/news/553854/ (Дата обращения: 31.08.2020).

21 Любичанковский С.В. Деятельность Оренбургской епархии по борьбе с христианским сектантством в пореформенный период // Известия Самарского научного центра РАН. Самара, 2016. Т. 18. № 3. С. 46-49.

22 Ефименко М.Н., Камзина А.Д. Русское сектантство как «иная культура» и объект аккультурации на территории Оренбургской епархии второй половины XIX - начала XX вв. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10. [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: https:// history.jes.su/s207987840006013-3-1/ (Дата обращения: 31.08.2020). DOI: 10.18254/ S207987840006013-3.

23 Заруцкий А.Г., Ковальская С.И. Религиозная миграция на восточные окраины как фактор стягивания империи в XIX — начале XX вв. // Электронный научно-образовательный журнал «История». Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: https://history.jes. su/s207987840006021-2-1/ (дата обращения: 29.12.2019). DOI: 10.18254/S207987840006021-2.

«RUSSIAN SECTARIANISM» IN THE SOUTH URAL IN REGIONAL HISTORIOGRAPHY

© 2020 A.G. Zarutsky Orenburg State Pedagogical University

The article provides an analysis of development of regional historiography of «Russian sectarianism» in the pre-revolutionary, Soviet and contemporary periods. The author highlights the peculiarities of studying this issue at each stage, and underlines the shortcomings that forced the researchers to search for a new methodological basis. He comes to the conclusion that a comprehensive study of informal religiosity in the Southern Ural in pre-revolutionary Russia remains an actual scholarly task.

Keywords: Russian sectarianism, Russian Empire, South Ural, Orenburg region, historiography. DOI: 10.37313/2658-4816-2020-2-3-56-60

Anton Zarutsky, Graduate Student, Department of Russian History. E-mail: foraz15@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.