Научная статья на тему 'Дореволюционная начальная школа Восточной Сибири в годы падения самодержавия и прихода советской власти (1917-1920)'

Дореволюционная начальная школа Восточной Сибири в годы падения самодержавия и прихода советской власти (1917-1920) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / ВЫСШЕЕ НАЧАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ И ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ПОРЯДКОВ / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СИБИРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА / ПЛАН ВВЕДЕНИЯ ВСЕОБЩЕГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТ РЕФОРМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ / УЧИТЕЛЬСКИЙ СЪЕЗД / ШКОЛЬНЫЙ СОВЕТ / EASTERN SIBERIA / HIGHER ELEMENTARY TRAINING SCHOOL / PRE-REVOLUTIONARY ELEMENTARY SCHOOL / LIBERALIZATION AND DEMOCRATIZATION OF SCHOOL POLICY / THE MINISTRY OF EDUCATION OF THE SIBERIAN GOVERNMENT / THE PLAN TO INTRODUCE UNIVERSAL EDUCATION / COMPREHENSIVE SCHOOL REFORM PROJECT / PARENT-TEACHER ORGANIZATION TEACHERS'' CONGRESS / SCHOOL BOARD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шилов Александр Иванович

В статье дан анализ развития дореволюционной начальной школы Восточной Сибири в 1917-1920 гг. Раскрыт ряд вопросов ее функционирования в трудный период революций и гражданской войны. Показано, что в эти сложные годы, несмотря на тяжелые социально-экономические, военно-политические условия жизни, дореволюционная система начального образования в целом сохранила образовательный потенциал низшей начальной школы и увеличила таковой высших начальных училищ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREVOLUTIONARY ELEMENTARY SCHOOL OF EASTERN SIBERIA DURING THE FALL OF AUTOCRACY AND THE ADVENT OF THE SOVIET POWER (1917-1920)

The article analyzes the development of the prerevolutionary elementary school in Eastern Siberia in 1917-1920. It discloses a number of issues concerning its functioning during the difficult period of revolutions and the civil war. Besides, the article shows that during these difficult years, despite hard socio-economic, political and military life conditions, the pre-revolutionary system of elementary education maintained the educational potential of the lower elementary school in general and increased that of the higher elementary training schools.

Текст научной работы на тему «Дореволюционная начальная школа Восточной Сибири в годы падения самодержавия и прихода советской власти (1917-1920)»

ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В ГОДЫ ПАДЕНИЯ САМОДЕРЖАВИЯ И ПРИХОДА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917-1920)

PREREVOLUTIONARY ELEMENTARY SCHOOL OF EASTERN SIBERIA DURING THE FALL OF AUTOCRACY AND THE ADVENT OF THE SOVIET POWER (1917-1920)

А.И. Шилов

Восточная Сибирь, высшее начальное училище, дореволюционная начальная школа, либерализация и демократизация школьных порядков, Министерство народного просвещения Сибирского правительства, план введения всеобщего обучения, проект реформы общеобразовательной школы, родительский комитет, учительский съезд, школьный совет. В статье дан анализ развития дореволюционной начальной школы Восточной Сибири в 1917-1920 гг. Раскрыт ряд вопросов ее функционирования в трудный период революций и гражданской войны. Показано, что в эти сложные годы, несмотря на тяжелые социально-экономические, военно-политические условия жизни, дореволюционная система начального образования в целом сохранила образовательный потенциал низшей начальной школы и увеличила таковой высших начальных училищ.

Февральская буржуазно-демократичес-кая революция 1917 г. в школах Восточной Сибири, как и в России в целом, была надеждой на коренные перемены, скорейшее преодоление тех трудностей, которые принесла с собой Мировая война, начавшаяся в 1914 г. Сокращение правительственных ассигнований на народную школу, ограничение возможности местных бюджетов вели к расстройству материальной базы начальных училищ, нехватке учебных пособий, школьных принадлежностей и всего необходимого для нормальной организации учебного процесса.

Большей частью в постановлениях правительства и министерства намечались меры, направленные на устранение уродливых сословных предрассудков в системе народного образования, и отменялись реакционные циркуляры

A.I. Shilov

Eastern Siberia, higher elementary training school, pre-revolutionary elementary school, liberalization and democratization of school policy, the Ministry of Education of the Siberian government, the plan to introduce universal education, comprehensive school reform project, parent-teacher organization teachers' congress, school board.

The article analyzes the development of the prer-evolutionary elementary school in Eastern Siberia in 1917-1920. It discloses a number of issues concerning its functioning during the difficult period of revolutions and the civil war. Besides, the article shows that during these difficult years, despite hard socio-economic, political and military life conditions, the pre-revolutionary system of elementary education maintained the educational potential of the lower elementary school in general and increased that of the higher elementary training schools.

прежнего Министерства народного просвещения, издавались распоряжения и циркуляры, направленные на либерализацию и демократизацию школьных порядков.

Среди изданных распоряжений правительства отметим постановления от 8 мая, согласно которому в ведение Министерства народного просвещения переходили все действовавшие в стране учебные заведения церковного ведомства - церковноприходские школы, а 20 июня вышло постановление о передаче в МНП всех училищ, включенных в школьную сеть всеобщего обучения, или пользовавшиеся казенными деньгами на содержание учителей или школы в целом.

История церковных школ - это сплошной свиток страданий приходского духовенства, учителей и учащихся. Приходские священники под угрозой наказания вынуждены были изыскивать средства

на школы и бесплатно в них работать. Церковные школы стали тяжелым игом духовенства. Холод, теснота, грязь, недостаток учебников и классных пособий были обычным явлением во многих церковных учебных заведениях. Естественно было при этих условиях желание крестьян передать церковные школы земству или министерству.

Тяжелые условия работы при скудном содержании заставляли церковноприходских учителей бежать при первой возможности. Для многих епархий процент смены учителей в течение года был равен 30-35 %, т.е. целая треть ежегодно уходила со службы (ГАЧО. Ф. 273. Оп. 1. Д. 14. Л. 29).

Учащиеся страдали более всего от недостатка учебников, письменных принадлежностей и книг для чтения. Нередким явлением в церковных школах было употребление в одном отделении трех-четырех разных книг для чтения или одной на целую парту с четырьмя учащимися.

Согласно постановлению от 8 мая школы через министерство передавались органам местных самоуправлений. Учителя всех школ уравнивались в своих правах. Воцарялось единство начального образования в средствах содержания и в управлении при широкой возможности приспособления просветительской деятельности к разнообразным местным условиям [Шилова, 2013, с. 149].

Небезынтересен тот факт, что духовенство, увлекаемое ходом политических событий и общественно-педагогического движения, начало выдвигать вопросы по слиянию с министерскими школами.

Февральская революция, давшая мощный толчок подъему общественно-педагогического движения по всей стране, выразилась инициативой и последовательностью в борьбе за демократизацию образования в Сибири и на Дальнем Востоке. Во всех регионах и уездах Восточной Сибири проходили съезды учителей и деятелей народного образования, в том числе духовенства.

Однако на всех съездах, при определенной специфики каждого из них, общим было единодушное стремление к единой демократической школе.

Курс начальной школы расширяется, продолжительность времени обучения определяется в 5-6 лет, продолжительность учебного года и устройство начальных классов при школе определяются местными условиями и требованиями

населения. Начальная школа служит прямой переходной ступенью к следующей за ней средней школе.

Управление школами на местах возлагается на школьные советы, состоящие из представителей от учащих, местных самоуправлений и представителей родительских комитетов, которые ведают хозяйственной и учебно-воспитательной частью школы, не нарушая и не отрицая общегосударственных принципов введения всеобщего и обязательного обучения [Средняя школа, 1919, с. 105].

Решения учительских съездов в Восточной Сибири в известной мере были реализованы в наступившем 1917/18 учебном году. Но затем с осуществлением Октябрьской революции 1917 г. жизнедеятельность начальных школ стала корректироваться.

С 1 марта(16 февраля)постановили прекратить преподавание религии во всех учебных заведениях Забайкальской области - низших, высших начальных и средних общеобразовательных и специальных, государственных (казенных), общественных и частных. Преподавание религии сохранилось лишь в специальных богословских учебных заведениях (духовных семинариях и др.), содержимых частными религиозными обществами и ставивших своей целью подготовку священнослужителей.

Во всех светских школах отменялись всякого рода религиозные обряды. Заведующих учебными заведениями за несоблюдение настоящего постановления решено было отстранять от работы и привлекать к законной ответственности.

Сибирский совет по делам народного образования не оказал сколько-нибудь существенного влияния на развитие народной школы. Как положительное явление следует отметить тот факт, что за период советской власти автономия средних школ и высших начальных училищ в лице школьных советов почти не была тронута.

В мае 1918 г. начался мятеж чехословацкого корпуса, в результате чего власть сначала перешла к сепаратистам, так называемым областникам, а затем к адмиралу Колчаку. Все советские декреты по народному образованию были аннулированы, проведенные немногие школьные преобразования отменены, организованные советской властью просветительные учреждения ликвидированы.

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

Н

и

щ м

Были упразднены установленная при Временном правительстве и просуществовавшая целый учебный год автономия высших начальных училищ и средней школы и все школьные советы. Министерство народного просвещения Сибирского правительства продолжало действовать в духе этого министерства Временного правительства, выполняя и продолжая развивать начинания, которые были разработаны в министерстве Мануйлова - Ольденбурга - Салазкина [Средняя школа, 1919, с. 109].

Говоря о последних четырех годах функционирования существовавшей школьной системы начального образования, необходимо отметить, что, несмотря на очень тяжелое военно-политическое и социально-экономическое положение Восточной Сибири, в крае был сохранен образовательный потенциал низшей начальной школы, заметно прибавилось число высших начальных училищ.

Прежние церковноприходские школы окончательно закрепились в составе начальных училищ Министерства народного просвещения после их передачи в ведомство МНП с 1 сентября 1917 г.

Кроме того, Министерство народного просвещения Сибирского правительства, так же как и МНП Временного правительства, занималось разработкой реформы общеобразовательной школы. Согласно проекту реформы общеобразовательная школа должна была быть единой, состоящей из 3 ступеней, каждая из которых давала бы законченное образование и право поступления без испытаний на следующую ступень.

Предусматривался 11-12-летний курс обучения. Низшие начальные школы образовывали по проекту первую ступень, высшие начальные училища и младшие 4 класса гимназий и реальных училищ-вторую ступень, и старшие классы (5-7) реальных училищ и (5-8) гимназий образовывали школу третьей ступени [Средняя школа, 1919, с. 106].

Школа должна была быть демократической и национальной в широком смысле слова и подготавливать людей, годных к практической деятельности.

Не менее важной заботой Министерства народного просвещения Сибирского правительства было и проведение в жизнь всеобщего образования. Война, смена правительства приостановили широкие планы введения всеобщего обучения

в стране и за Уралом, но к началу 1919 г. в Министерстве народного просвещения Сибирского правительства имелся уже вполне законченный план для всей Сибири и Дальнего Востока. План был рассчитан на 10 лет, с 1 января 1919 г. по 1 января 1929 г.

Проведение в жизнь всеобщего обучения за Уралом вызывало необходимость довольно значительных ассигнований из средств государственного казначейства. В силу общих экономических условий субсидирование однокомплектного начального училища из средств казны было увеличено с 420 руб. в год по закону 7 июля 1913 г. до 6 600 руб. в год согласно ставкам от 6 декабря 1918 г., т.е. в 15,7 раза больше [О всеобщем..., 1919, с. 111].

После свершения Февральской революции 1917 г. Временное правительство 14 июня приняло постановление об отпуске 5,4 млн руб. на открытие 100 четырехклассных гимназий и реальных училищ, новых высших начальных училищ, 25 учительских семинарий и 5 учительских институтов. Кредиты Временного правительства на расширение сети высших начальных училищ способствовали заметному увеличению числа учебных заведений этого типа в Сибири.

За 2 года процентный рост высших начальных училищ был чрезвычайно велик, причем в Западной Сибири открытие начальных школ повышенного типа шло более интенсивно, чем в Восточной Сибири. Например, число высших начальных училищ увеличилось за 2 года в Восточной Сибири: в Забайкальской области - на 28 %, в Якутской - 100 %, в Иркутской - 33 %, в Енисейской - 70 %, в то время как в Западной Сибири в Тобольской губернии их рост составил 76,5 % и в Алтайской - 260 %.

Примечательным явлением было то обстоятельство, что почти все новые высшие начальные училища открылись в сельской местности, потому что в деревне наблюдался довольно сильный подъем в сторону получения высшего начального образования, но также училища открывались и в городах.

Открытие новых высших начальных училищ встречало довольно сильные затруднения в чрезвычайно слабом финансовом положении земств и городов. До 80 % высших начальных училищ содержались государственной казной, остальные 20 % приходились на средства земств и городов.

Больным вопросом русской школы являлось отсутствие собственных специально приспособленных помещений, и высшие начальные училища не составляли в этом отношении исключения. Свыше 50 % из них ютились в наемных помещениях, мало пригодных для учебных занятий и совершенно антигигиеничных. Многие высшие начальные училища, преимущественно в городах, занимались во вторую и даже третью смену, так как здания училищ были заняты под военные нужды. В целом 66 % зданий существовавших училищ являлись неудовлетворительными в санитарно-гигиеническом и педагогическом отношениях.

Необходимо отметить, что все проекты развития народного образования, выдвигавшиеся в период нахождения у власти Временного правительства, при советской власти и Сибирском правительстве представляли собой большей частью бумажные проекции, во многом неуспевшие реализоваться в жизнь [Юрцовский, 1923, с. 125].

Таким образом, в итоге анализа фактического материала сделаны следующие выводы.

Интересы развивающегося капиталистического способа производства потребовали более грамотного, конкурентоспособного в условиях рынка работника и поставили на повестку дня вопрос о всеобщем обучении. Значение начального всеобщего обучения было настолько актуальным, что эта проблема находила отражение в означенный период почти во всех основных вопросах начальной школы в России.

Начавшаяся Первая мировая война приостановила широкие планы введения всеобщего обучения, но их разработка продолжалась все время, даже в Министерстве народного просвещения Сибирского правительства, имевшего уже вполне законченный план для всей Сибири.

В годы революций и гражданской войны сокращение правительственных ассигнований на народную школу, ограничение возможностей местных бюджетов вели к расстройству учебно-материальной базы училищ, нехватке учебных, наглядных и технических пособий и средств, школьных принадлежностей и всего необходимого для нормальной организации учебного процесса.

Февральская революция, давшая мощный толчок подъему общественно-педагогического движения по всей стране, выразилась инициативой и последовательностью в борьбе за демо-

кратизацию образования в Сибири и на Дальнем Востоке. На проходивших во всех регионах и уездах Восточной Сибири съездах учителей и деятелей народного образования обсуждались в полном объеме вопросы и проблемы текущей и будущей жизни школ, учителей, учащихся и их родителей; однако при определенной специфике каждого из них, общим было единодушное стремление к единой демократической школе.

При установлении советской власти в Восточной Сибири, ввиду ее кратковременности, предпринятые попытки реорганизации школы и обеспечения наиболее полного охвата детей школьным обучением не были достигнуты. Реально была осуществлена лишь отмена преподавания религии и всякого рода религиозных обрядов в значительной части народных школ.

В последние годы существования, несмотря на тяжелые социально-экономические, военно-политические условия жизни, дореволюционная система начального образования в целом сохранила образовательный потенциал низшей начальной школы и увеличила таковой высших начальных училищ; прежние церковноприходские школы окончательно закрепились в составе начальных училищ ведомства МНП.

Список сокращений

1. МНП - Министерство народного просвещения.

2. ГАЧО - Государственный архив Читинской области.

3. Ф. 273 - Фонд 273. Бюро Забайкальского областного комитета по народному образованию.

Библиографический список

1. О всеобщем начальном образовании в Сибири // Настольный календарь на 1919 год / под ред. М.Н. Пинегина. Томск, 1919. С. 109-112.

2. Средняя школа // Настольный календарь/ под ред. М.Н. Пинегина. Томск, 1999. С. 102-106.

3. Шилова Н.В. Организация учебно-воспита-тельного процесса в церковноприходских школах и школах грамоты в Восточной Сибири конца XIX - начала XX вв. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2. С. 146-150.

4. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. 1703-1917. Новонико-лаевск, 1923. 246 с.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

Н U

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.