Научная статья на тему 'ДОРАБОТКА ЛОКАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОСАДКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА НА БАЗЕ ПСЕВДОСПУТНИКОВ'

ДОРАБОТКА ЛОКАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОСАДКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА НА БАЗЕ ПСЕВДОСПУТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
псевдоспутник / навигационная система / модернизация / pseudosatellite / navigation system / upgrade

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Р.И. Филатов, Н.С. Бурханов, Р.А. Акзигитов

Рассмотрены системы локальной навигации и их возможная модернизация с помощью использования псевдоспутников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Р.И. Филатов, Н.С. Бурханов, Р.А. Акзигитов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL LOCAL SYSTEM OF AIRCRAFT LANDING ON THE ON THE BASIS OF PSEVDOSPUTNIKOV

This article discusses local navigation systems and their possible upgrades using pseudosatellites.

Текст научной работы на тему «ДОРАБОТКА ЛОКАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОСАДКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА НА БАЗЕ ПСЕВДОСПУТНИКОВ»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 2

УДК 629.7.05

ДОРАБОТКА ЛОКАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОСАДКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА

НА БАЗЕ ПСЕВДОСПУТНИКОВ

Р. И. Филатов, Н. С. Бурханов Научный руководитель - Р. А. Акзигитов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: romfil13@yandex.ru

Рассмотрены системы локальной навигации и их возможная модернизация с помощью использования псевдоспутников.

Ключевые слова: псевдоспутник, навигационная система, модернизация.

ADDITIONAL LOCAL SYSTEM OF AIRCRAFT LANDING ON THE ON THE BASIS OF PSEVDOSPUTNIKOV

R. I. Filatov, N. S. Burhanov Scientific Supervisor - R. A. Akzigitov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: romfil13@yandex.ru

This article discusses local navigation systems and their possible upgrades using pseudosatellites.

Keywords: pseudosatellite, navigation system, upgrade.

В современной гражданской авиации наиболее опасное время полёта начинается с момента захода на посадку, так как за очень ограниченное время пилотам приходиться выполнить множество действий и принимать важные решения.

Задача так же может усложниться при неблагоприятных метеорологических условиях, таких как боковой ветер и плохая видимость. И никогда нельзя исключать человеческий фактор. Для успешного полёта и посадки у пилотов должна быть своевременная, полная и точная информация о положении самолёта, для его определения сейчас используется сигналы космических навигационных систем (КНС) GPS/ГЛОНАСС, которых достаточно для следования по маршруту, но не для посадки воздушного судна (ВС). Практическое применение разработок, основывающихся на использовании сигналов КНС, в системе навигации посадки ВС, встречает две основные проблемы низкая помехоустойчивость и недостаточная точность навигационного оборудования [1,2].

Для решения этих проблем перспективным стоит считать использование псевдоспутников (ПС) в зонах аэродромов. Представлявших собой систему наземных устройств излучающих сигнал, похожий по параметрам с локальным навигационным сигналом GPS/ГЛОНАСС. Данный сигнал может быть принят и обычным приемником GPS/ГЛОНАСС, претерпевшим минимальные модификации программной части.

Отсутствие у ПС ионосферных и эфемеридных погрешностей, а также увеличения количества навигационных опорных точек позволит значительно увеличить точность определения местоположения. Но перед внедрением ПС следует решить следующие задачи:

Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

Потребное количество ПС и их оптимальное размещение относительно взлётно-посадочной полосы (ВИН). При размещении одного ПС непосредственно возле ВИН, его сигнал будет или слишком мощным в близи, что приведёт к появлению помех в работе радиооборудования или не будет достаточно сильным для приёма на удалении. Также можно разместить передатчики ПС на расстоянии 10-15 км от ВПП, но при таком размещении возникает потеря сигнала ПС в зоне ВПП на малых высотах, а также усложнение обслуживания, синхронизации и контролировании ПС, как составляющих одной системы.

Выбор частоты сигнала ПС. Так, как использование частот GPS/ГЛОНАСС хоть и позволит использовать уже имеющееся оборудование, после небольших доработок, но это может вызвать создание помех для навигационного оборудования GPS/ГЛОНАСС у ВС заходящего на посадку вследствие гораздо большей мощности сигнала принимаемого от ПС [3].

Разрешение принимающей антенны ВС. «Верхнее» расположение антенны, при соответствующем выборе частотного диапазона ПС, позволит использовать ту же антенну и оборудование что и КНС. Конечно, потребуется соответствующая доработка аппаратной части программного обеспечения. Но данное расположение антенны приводит к плохому приёму сигнала от ПС т.к. конструктивно антенна предназначена для приёма сигнала из верхней полусферы, также фюзеляж ВС будет препятствовать прохождению сигнала. Отсюда следует, что «нижнее» размещение антенны является более приемлемым так, как это позволит более эффективно и качественно принимать сигнал ПС хотя и приведёт к усложнению системы.

Из рассмотренного выше можно подчеркнуть, что внедрение псевдоспутников в систему локальной посадки хоть и является перспективной и вполне реализуемой, пока что требует доработок.

Библиографические ссылки

1. Использование псевдоспутников группировки ГЛОНАСС/GPS в системах посадки воздушных судов / Борсоев В.А., Галеев Р.Г., Гребенников А.В и др. // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2011. № 164. С. 17-23.

2. Скрыпник О.Н. Радионавигационные системы воздушных судов. - М.: Инфра-М, 2014. 348 с.

3. Скрыпник О.Н., Арефьев P.O., Астраханцева Н.Г. Методика построения и анализ полей точности ГЛОНАСС в заданной зоне воздушного пространства // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2015. № 221. С. 43-49.

© Филатов Р. И., Бурханов Н. С., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.