Научная статья на тему 'ДОРОБОТКА ЛОКАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОСАДКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА НА БАЗЕ ПСЕВДОСПУТНИКОВ'

ДОРОБОТКА ЛОКАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОСАДКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА НА БАЗЕ ПСЕВДОСПУТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСЕВДОСПУТНИК / НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Филатов Р.И., Шахматов И.С.

В данной статье рассмотрены системы локальной навигации и их возможная модернизация с помощью использования псевдоспутников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Филатов Р.И., Шахматов И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL LOCAL SYSTEM OF AIRCRAFT LANDING ON THE ON THE BASIS OF PSEVDOSPUTNIKOV

This article discusses local navigation systems and their possible upgrades using pseudosatellites.

Текст научной работы на тему «ДОРОБОТКА ЛОКАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОСАДКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА НА БАЗЕ ПСЕВДОСПУТНИКОВ»

Секция ««Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

УДК 629.7.05

ДОРОБОТКА ЛОКАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОСАДКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА

НА БАЗЕ ПСЕВДОСПУТНИКОВ

Р.И. Филатов, И. С. Шахматов Научный руководитель - А. В. Кацура

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: romfil13@yandex.ru

В данной статье рассмотрены системы локальной навигации и их возможная модернизация с помощью использования псевдоспутников.

Ключевые слова: псевдоспутник, навигационная система, модернизация.

ADDITIONAL LOCAL SYSTEM OF AIRCRAFT LANDING ON THE ON THE BASIS OF

PSEVDOSPUTNIKOV

R.I.Filatov, I.S. Shahmatov Scientific Supervisor - A.V. Kasura

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: romfil13@yandex.ru

This article discusses local navigation systems and their possible upgrades using pseudosatellites.

Keywords: pseudosatellite, navigation system, upgrade.

В современной гражданской авиации наиболее опасное время полёта начинается с момента захода на посадку, так как за очень ограниченное время пилотам приходиться выполнить множество действий и принимать важные решения. Задача также может усложниться при неблагоприятных метеорологических условиях, таких как боковой ветер и плохая видимость. И никогда нельзя исключать человеческий фактор. Для успешного полёта и посадки у пилотов должна быть своевременная, полная и точная информация о положении самолёта, для его определения сейчас используется сигналы космических навигационных систем (КНС) GPS/ГЛОНАСС, которых достаточно для следования по маршруту, но не для посадки воздушного судна (ВС). Практическое применение разработок, основывающихся на использовании сигналов КНС, в системе навигации и посадки ВС, встречает две основные проблемы низкая помехоустойчивость и недостаточная точность навигационного оборудования.

.Для решения этих проблем перспективным стоит считать использование псевдоспутников (ПС) в зонах аэродромов. Представлявших собой систему наземных устройств излучающих сигнал, похожий по параметрам с локальным навигационным сигналом GPS/ГЛОНАСС. Данный сигнал может быть принят и обычным приемником GPS/ГЛОНАСС, претерпевшим минимальные модификации программной части.

Отсутствие у ПС ионосферных и эфемеридных погрешностей, а также увеличения количества навигационных опорных точек позволит значительно увеличить точность определения местоположения. Но перед внедрением ПС следует решить следующие задачи:

Потребное количество ПС и их оптимальное размещение относительно взлётно-посадочной полосы (ВПП). При размещении одного ПС непосредственно возле ВПП, его сигнал будет или слишком мощным вблизи, что приведёт к появлению помех в работе радиооборудования или не

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 2

будет достаточно сильным для приёма на удалении. Также можно разместить передатчики ПС на расстоянии 10-15км от ВПП, но при таком размещении возникает потеря сигнала ПС в зоне ВПП на малых высотах, а также усложнение обслуживания, синхронизации и контролировании ПС, как составляющих одну систему.

Выбор частоты сигнала ПС. Так, как использование частот ОР8/ГЛОНАСС хот и позволит использовать уже имеющееся оборудование, после небольших доработок, но это может вызвать создание помех для навигационного оборудования ОР8/ГЛОНАСС у ВС заходящего на посадку в следствии гораздо большей мощности сигнала принимаемого от ПС.

Разрешение принимающей антенны на ВС. «Верхнее» расположение антенны, при соответствующем выборе частотного диапазона ПС, позволит использовать ту же антенну и оборудование что и КНС. Конечно, потребуется соответствующая доработка аппаратной части и программного обеспечения. Но данное расположение антенны приводит к плохому приёму сигнала от ПС т.к. конструктивно антенна предназначена для приёма сигнала из верхней полусферы, также фюзеляж ВС будет препятствовать прохождению сигнала. Отсюда следует, что «нижнее» размещение антенны является более приемлемым так, как это позволит более эффективно и качественно принимать сигнал ПС хотя и приведёт к усложнению системы.

Из рассмотренного выше можно подчеркнуть, что внедрение псевдоспутников в систему локальной посадки хоть и является перспективной и вполне реализуемой, пока что требует доработок.

Библиографические ссылки

1. ГребенниковА.В., КазанцевМ.Ю., СизасовС.В., ХазагаровЮ.Г. Локальная система посадки воздушных судов на базе псевдоспутников - особенности построения наземного сегмента и бортового оборудования: сб. докладов научно-технической конференции «Радионавигационные технологии в приборостроении». - Туапсе, 2010..

2. Скрыпник О.Н. Радионавигационные системы воздушных судов. - М.: Инфра-М, 2014. -348 с..

3. Скрыпник О.Н., Арефьев Р. О., Арефьева Н.Г. Расчет характеристик навигационного сеанса системы ГЛОНАСС. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ, № 2016617951 ЯИ от 19.07.2016

© Филатов Р.И., Шахматов И.С., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.