- ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ -
УДК 1/14; 76.13.23; 316.05
В. С. Данилова
Дополнительные миссии университета
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.
Аннотация. Кроме двух основных миссий университета, образовательной и научной, в настоящее время много пишут о третьей миссии университета, под которой разные авторы понимают экономическую, инновационную, культурную деятельность, наставничество, непрерывное гуманитарное образование и т. п. Рассматривается функционирование университета и вуза как стейкхолдер-компании, как центра инновационной, технологической и социальной трансформации регионов Российской Федерации, как драйвера экономического роста. Выделяются культуро-созидающая функция университета в пространстве региональной культуры и сетевой университет как модель современных взаимодействий региональных университетов и многопользовательского управления для регионального развития. Разрабатывается методология и различные виды оценок для третьей миссии университетов. Целесообразно развести различные третьи миссии университета по отдельным блокам. Прежде всего, это экономический блок, важность которого обусловлена тем, что многим вузам в современных условиях приходится зарабатывать либо создавать эндаументы и опираться на них. Другим важным блоком является инновационный, предполагающий создание технопарков. Имеются примеры эффективной работы таких парков. Третий блок - культурно-просветительный. В настоящее время много внимания уделяется непрерывному гуманитарному образованию, прежде всего, бесплатному, в которое вовлечены миллионы людей по всему миру. В современных условиях для развития универсальной третьей миссии целесообразно опереться на взаимосвязь между тремя общенаучными картинами мира. При этом особое значение имеет изменение представлений об онтологии, эпистемологии и методологии в классической, неклассической и постне-классической науке и философии. С другой стороны, бурное развитие герменевтики, феноменологии, семиотики, начавшееся в гуманитарной сфере, охватывает все новые сферы научных дисциплин приобретая универсальный характер. Это соответствует основным задачам, стоящим перед современным человечеством. Именно совокупность естественнонаучных и гуманитарных методологических подходов в контексте философии, поскольку она ориентирована на предельные основания науки и культуры, может наиболее эффективно способствовать их решению.
Ключевые слова: наука, образование, универсализм, методология, онтология, эпистемология, классический, неклассический, постнеклассический, естественнонаучный, гуманитарный.
V. S. Danilova
The University's additional missions
M.K. Ammosov North- Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. In addition to the two main missions of any university, educational and scientific, at the present time, much is written about the third mission of the university, by which different authors understand economic,
ДАНИЛОВА Вера Софроновна - д. филос. н., профессор кафедры философии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.
DANILOVA Vera S. - Doctor of Philosophy, Professor Department of Philosophy, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University, Yakutsk, Russia.
innovative, cultural activities, mentoring, continuous humanitarian education, etc. The article considers the functioning of the university and the university as a stakeholder company, as a center for innovative, technological and social transformation of the regions of the Russian Federation, as a driver of economic growth. It also highlights the culture-creative function of the university in the space of regional culture and the network university as a model of modern interactions between regional universities and multi-user management for regional development. A methodology and different types of assessments are being developed for the third mission of universities. It is advisable to divide the various third missions of the university into separate blocks. First of all, this is the economic block, the importance of which is due to the fact that many universities in modern conditions have to earn money, or create endowments and rely on them. Another important block is innovative, which implies the creation of techno-parks. There are examples of the efficient operation of such parks. The third is cultural and educational. Currently, much attention is paid to lifelong education in the humanities, primarily free, in which millions of people around the world are involved. In modern conditions, for the development of the university's third mission, it is advisable to rely on the relationship between the three general scientific pictures of the world. At the same time, the change in ideas about ontology, epistemology and methodology in classical, non-classical and post-non-classical science and philosophy is of particular importance. On the other hand, the rapid development of hermeneutics, phenomenology, semiotics, which began in the humanities sphere, covers all new spheres of scientific disciplines, acquiring a universal character. This corresponds to the main tasks facing the modern mankind. It is the totality of natural science and humanitarian methodological approaches in the context of philosophy, since it is focused on the ultimate foundations of science and culture that can most effectively contribute to their solution.
Keywords: science, education, universalism, methodology, ontology, epistemology, classical, non-classical, post-non-classical, natural science, humanities.
Введение
Традиционно двумя основными миссиями университета считаются образовательная и научная. В настоящее время много пишут о третьей миссии университета, хотя и под университетом, и под миссией часто понимают очень разные вещи. Прежде чем говорить об университетах, необходимо прояснить ситуацию с российскими вузами в целом. По сведениям федерального портала «Российское образование», на сегодняшний день в нашей стране насчитывается 2663 вуза, причем их число за последние годы снизилось по крайней мере в два раза. Это обусловлено невиданной прежде распространённостью, начиная с 1990-х годов, многочисленных филиалов вузов, которых только в г. Якутске было три десятка. Многие из вузов России стали за последние десятилетия именоваться университетами, повышая тем самым свой престиж. Выявить число университетов в России в настоящее время трудно, поскольку вопрос очень размыт. Поэтому следует ориентироваться на университет традиционный, который создавался как таковой и сохранил, несмотря на все трансформации последнего времени, свое лицо.
Под третьей миссией разные авторы понимают экономическую, инновационную, культурную деятельность, наставничество, непрерывное гуманитарное образование и т. п. Университеты могут также рассматриваться как центры глобализационных контактов для сферы социальных и гуманитарных наук. Однако прежде следует отметить два обстоятельства. Во-первых, следует отдельно рассматривать вышеперечисленные миссии. Во-вторых, выход университета за пределы своих двух традиционных миссий произошел очень давно. Например средневековые университеты были традиционными центрами культуры своих регионов и даже стран. В России университеты пользовались большим уважением именно как центры культуры. В поэме «Казанский университет» Е. Евтушенко есть строки, характеризующие такое отношение в первой половине XIX века в разговоре между пожилой женщиной и солдатом во время эпидемии. «.. .Куда ты прешься - входу нет! / Солдатик, боязно - холера.../ Спастись бы в университет.» [1, c. ].
Университеты в строгом смысле слова всегда были ориентированы на универсализм. Это присутствовало в образовательных программах, векторах научного исследования, во всех деталях их идентификации, коммуникации в присущей им ауре. Однако многие из достоинств классических университетов оказались размытыми и, не в последнюю очередь, благодаря
«третьим миссиям». Таким образом, у этих миссий наряду с положительными имеются и отрицательные стороны, что необходимо всесторонне рассмотреть.
Образовательная и научная миссии
Образование, даваемое университетами традиционно, было универсальным. Общий корень в этих двух словах возник не случайно, а выражает самую суть явления. Университеты готовили специалистов по естественным и гуманитарным наукам, как правило, классических профилей: от физиков, астрономов, химиков, биологов, геологов, географов до специалистов по классической филологии, языковедению, праву. Однако всех их отличала фундаментальность приобретаемых знаний, глубокая теоретическая подготовка, широта взглядов по своей специальности. Со временем по самым разным причинам, обычно в угоду ближайшим государственным задачам, эта фундаментальность уступала место все более и более прикладным и даже производственным задачам.
В настоящее время появилась другая проблема, связанная с унификацией образования в результате глобализационных процессов. Глобализация, как и многие из подобных процессов, имеет как явно положительные, так и отрицательные стороны. К положительным относятся быстрое распространение знаний, включая последние достижения на передних рубежах науки, а также методологических приемов, способствующих его усвоению. К отрицательным - проблемы, связанные с унификацией знаний, способные разрушить традиции отдельных университетов, их уникальные ноу-хау и все, что им сопутствует. Образовательная миссия в условиях современного глобализирующегося мира не может оставаться в пределах одного университета и даже региона. В последние десятилетия были созданы образовательные механизмы глобализации, ориентированные на максимально активное вовлечение студентов и преподавателей в различные взаимодействия с коллегами по всему миру. Пока рано говорить о том, что это улучшило образование в масштабах всего мира, но поскольку этот процесс все равно будет продолжаться, то присущие ему недостатки должны быть выявлены как можно скорее.
Нечто аналогичное можно сказать и о научной деятельности университета. Именно в них, как показывает опыт лучших университетов мира, должна быть сосредоточена фундаментальная наука. Прикладную следует относить к конкретным фирмам, которые сразу внедряют свои разработки в самолетостроение, автомобилестроение и т. п. Развитие научных исследований в университетах имеет ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, когда исследователь вовлечен в процесс преподавания, он лучше видит научную проблему. Многие исследователи делали свои открытия, излагая материал студентам. Например, Э. Шреденгер вывел свое знаменитое уравнение во время лекции для аспирантов. Во-вторых, студенты и аспиранты имеют дело с преподавателями-исследователями, которые активно работают в науке. Это совсем другой преподавательский профиль, который глубже и шире, чем у традиционного преподавателя.
Третьи миссии вузов
Различные аспекты миссий университета рассмотрены во многих исследованиях, начиная с Х. Ортеги-и-Гассета [2], Ю. Хабермаса [3] и кончая исследованиями, представленными на научных конференциях и конгрессах 2020-2021 гг. [4-13]. Так Хабермас рассматривает деятельность университетов в контексте своей концепции о роли коммуникаций в современном мире.
Можно только восхищаться разнообразием видения третьей миссии различными исследователями: функционирование вуза как стейкхолдер-компании [4, 5], федеральный университет как центр инновационной, технологической и социальной трансформации регионов Российской Федерации [9], современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии [9], культуросозидающая функция университета в пространстве региональной культуры [5], сетевой университет как модель современных взаимодействий региональных университетов [7], модель многопользовательского управления для регионального развития [11]. Разрабатываются методология и различные виды оценок для третьей миссии университетов
[6, 12]. Много статей посвящено университету как одному из центров развития регионов, что несомненно является правильным,
Целесообразно развести различные третьи миссии университету по отдельным блокам. Прежде всего, это экономический блок, важность которого обусловлена тем что многим вузам в современных условиях приходится зарабатывать либо создавать эндаументы и опираться на них.
Самым известным международным эндаумент-фондом является Нобелевский комитет, созданный в конце XIX века. Рекордсменом среди мировых университетских фондов является фонд Джона Д. Рокфеллера, поскольку его дар в 6,76 $ млрд по сей день никем не превзойден. Крупнейшими эндаумент-фондами в мире являются фонды Гарварда, Йеля, Стэнфорда, Прин-стона. В ведущих американских вузах поступления из данных фондов формируют 25-45% бюджета (табл.).
Таблица
Крупнейшие мировые эндаумент-фонды
Крупнейшие эндаументы мира Размер капитала, млрд. Доля бюджета, формируемая Процент выпускников, которые осуществляют взносы в
эндаументом эндаумент своего университета
Гарвард 25,6 33% 47%
Йель 16,3 35% 45%
Стэнфорд 12,6 23% 39%
Принстон 12,6 23% 64%
Таблица составлена по данным из [14, 15]
К примеру, в Гарвардском университете создан специальный отдел из 280 человек, занимающийся развитием и поддержанием эндаументов, что подтверждает приоритетность этого направления для университета. Отметим для сравнения, что доходы от платы за обучение не превышают 18% годового бюджета Гарварда, а доходы от эндаумент-фонда - 33%.
Другим важным блоком является инновационный, предполагающий создание технопарков. Имеются примеры эффективной работы таких парков. Третьим - культурно-просветительный. В настоящее время много внимания уделяется непрерывному гуманитарному образованию, прежде всего, бесплатному, в которое вовлечены миллионы людей по всему миру.
Основная третья миссия университетов
Пафос статьи Ортеги-и-Гассета пронизан борьбой с пошлостью, которой, по его мнению, пронизано все испанское государство и, в частности, университеты. Он предлагает оригинальную концепцию университета, в основе которой лежит задача воспитания «культурной личности» за счет приобщения студента к современному знанию. В частности, автор пишет: «Таким образом, первая и центральная университета - приобщение к значимым культурным областям з н а н и я. Эти области знания таковы: 1. физический образ мира (Физика); 2. основополагающие проблемы органической ж и з н и (биология); 3. историческое развитие человеческого рода (история); 4. структура и функционирование общественной ж и з н и (социология); 5. план мироздания (философия)». Книга вышла в 1930 г., и многое в деталях устарело, но общий вектор задан автором правильно и может быть использован в настоящее время.
В своей концепции о миссии университета Х. Ортега-и-Гассет выделяет задачу воспитания «культурной личности». Действительно, третью миссию университета можно сформулировать как формирование личности, которая соответствует культуре XXI века, культуре в широком смысле этого слова. Что это означает? Выпускник университета осваивает полный объем знаний по своей специализации и направлениям широкого профиля. Он способен применять эти знания в научно-исследовательской работе, может участвовать в междисциплинарных исследованиях в научном коллективе. Объем усвоенных знаний позволяет в своих взглядах опираться на результаты фундаментальных исследований естественных и социогуманитар-
ных наук. То есть сформировано научное мировоззрение, фундаментом которого будет не только знание, но и понимание проблем современного быстро изменяющегося глобального мира, важности экологического мышления в преодолении противоречий между природой и обществом. И, наконец, «культурная личность» в XXI веке должна соответствовать этике ответственности.
Заключение
Если для выполнения указанных первой и второй миссий университета существуют учебные программы и научные планы в университетах, то как может быть выполнена обсуждаемая третья миссия университета? По-видимому, должны быть примеры для подражания, идеалы среди современников или личностей прошлых эпох. Также весь профессорско-преподавательский состав университета мог бы пропагандировать вышеописанный идеал личности XXI века. В свете представленной третьей миссии университет должен быть центром духовной жизни общества.
В современных условиях для развития универсальной третьей миссии, с одной стороны, целесообразно опереться на взаимосвязь между тремя общенаучными картинами мира [16]. При этом особое значение имеет изменение представлений об онтологии, эпистемологии и методологии в классической, неклассической и постнеклассической науке и философии [17]. С другой стороны, бурное развитие герменевтики, феноменологии, семиотики, начавшееся в гуманитарной сфере, охватывает все новые сферы научных дисциплин, приобретая универсальный характер. Это соответствует основным задачам, стоящим перед современным человечеством. Именно совокупность естественнонаучных и гуманитарных методологических подходов в контексте философии, и ориентация последней на предельные основания науки и культуры может наиболее эффективно способствовать решению всех этих вопросов.
Литература
1. Евтушенко, Е. А. Поэт в России - больше, чем поэт / Е. А. Евтушенко. - Москва : Советская Россия, 1973 - 335 с.
2. Ортега- и- Гассет, Х. Миссия университета / Х. Ортега-и- Гассет ; [перевод с испанского]. - Минск : Издательство БГУ, 2005. - 144 с.
3. Хабермас, Ю. Идея университета : процессы обучения / Ю. Хабермас // Alma mater (Вестник высшей школы). - 1994. - № 4. - С. 9-18.
4. Тамбовцев, В. Л. Стейкхолдерская теория фирмы в свете концепции режимов собственности / В. Л. Тамбовцев // Российский журнал менеджмента. - 2008. - Том 6. - № 3. - С. 3-26.
5. Рахманова, М. С. Принципы функционирования вуза как стейкхолдер-компании / М. С. Рахманова // Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР : материалы конференции. - Владивосток, 2010. - С. 141-145.
6. Коротова, О. Г. Культуросозидающая функция университета в пространстве региональной культуры / О. Г. Коротова // Регионология. - 2013. - №2. - С. 132-140.
7. Мархл, М. Методология оценки третьей миссии университетов / М. Мархл, А. Паусист // Непрерывное образование : XXI век. - Вып. 1. - 2013. - C. 89-101.
8. Юрьев, В. М. Сетевой университет как модель современных взаимодействий региональных университетов / В. М. Юрьев, И. В. Налетова // Вестник ТГУ. - 2014. - № 3. - С. 7-15.
9. Медушевский, Н. А. Интерпретация третьей роли университетов на современном этапе / Н. А. Медушевский, О. В. Перфильева // Вестник РГГУ Серия Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. - 2016. - № 3. - С. 19-31.
10. Бугаенко, О. Д. Третья миссия университетов и их роль в развитии регионов / О. Д. Бугаенко, Е. В. Кудряшова ; под общей редакцией Ю. В. Кудряшовой // Федеральный университет как центр инновационной, технологической и социальной трансформации регионов Российской Федерации : круглый стол (Белгород, 13-14 декабря 2017 г). - Архангельск : САФУ, 2017. - С. 6-9.
11. Карпов, А. А. Современный университет как драйвер экономического. - С. 58-76.
12. Головко, Н.В. Третья миссия университета и модель многопользовательского управления для регионального развития / Н. В. Головко, О. В. Зиневич, Е. А. Рузанкина // Сравнительная политика. - 2018. - № 1. - С. 5-17.
13. Акинфиева, Н. В. Формирование миссии в российских вузах: возможности, ограничения, проблемы I Н. В. Акинфеева. - URL: http:IIwww.sgu.ruIfilesInodesI46640IAkinfieva.pdf (дата обращения 08.06.2020).
14. Эндаументы в мире. - URL: II http:IIeducation.southofrussia.ru
15. Дегтярев, Д. А. Эндаумент-фонды в образовательном фандрайзинге : мировой опыт и Россия I Д. А. Дегтярев, А. В. Стельмах. - URL: http:IIwww.imemo.ru.
16. Кожевников, Н. Н. История и философия науки I Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2020. - 460 с.
17. Кожевников, Н. Н. Философия и методология науки I Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2021. - 288 с.
References
1. Evtushenko, E. A. Pojet v Rossii - bol'she, chem pojet I E. A. Evtushenko. - Moskva : Sovetskaja Rossija, 1973 - 335 s.
2. Ortega- i- Gasset, H. Missija universiteta I H. Ortega-i- Gasset ; [perevod s ispanskogo]. - Minsk : Izdatel'stvo BGU, 2005. - 144 s.
3. Habermas, Ju. Ideja universiteta : processy obuchenija I Ju. Habermas II Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). - 1994. - № 4. - S. 9-18.
4. Tambovcev, V. L. Stejkholderskaja teorija firmy v svete koncepcii rezhimov sobstvennosti I V. L. Tambovcev II Rossijskij zhurnal menedzhmenta. - 2008. - Tom 6. - № 3. - S. 3-26.
5. Rahmanova, M. S. Principy funkcionirovanija vuza kak stejkholder-kompanii I M. S. Rahmanova II Intellektual'nyj potencial vuzov - na razvitie Dal'nevostochnogo regiona Rossii i stran ATR : materialy konferencii. - Vladivostok, 2010. - S. 141-145.
6. Korotova, O. G. Kul'turosozidajushhaja funkcija universiteta v prostranstve regional'noj kul'tury I O. G. Korotova II Regionologija. - 2013. - №2. - S. 132-140.
7. Marhl, M. Metodologija ocenki tret'ej missii universitetov I M. Marhl, A. Pausist II Nepreryvnoe obrazovanie : XXI vek. - typ. 1. - 2013. - C. 89-101.
8. Jur'ev, V. M. Setevoj universitet kak model' sovremennyh vzaimodejstvij regional'nyh universitetov I V. M. Jur'ev, I. V. Naletova II Vestnik TGU. - 2014. - № 3. - S. 7-15.
9. Medushevskij, N. A. Interpretacija tret'ej roli universitetov na sovremennom jetape I N. A. Medushevskij, O. V. Perfil'eva II Vestnik RGGU. Serija Politologija. Istorija. Mezhdunarodnye otnoshenija. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovedenie. - 2016. - № 3. - S. 19-31.
10. Bugaenko, O. D. Tret'ja missija universitetov i ih rol' v razvitii regionov I O. D. Bugaenko, E. V. Kudrjashova ; pod obshhej redakciej Ju. V. Kudrjashovoj II Federal'nyj universitet kak centr innovacionnoj, tehnologicheskoj i social'noj transformacii regionov Rossijskoj Federacii : kruglyj stol (Belgorod, 13-14 dekabrja 2017 g.). - Arhangel'sk : SAFU, 2017. - S. 6-9.
11. Karpov, A. A. Sovremennyj universitet kak drajver jekonomicheskogo. - S. 58-76.
12. Golovko, N.V. Tret'ja missija universiteta i model' mnogopol'zovatel'skogo upravlenija dlja regional'nogo razvitija I N. V. Golovko, O. V. Zinevich, E. A. Ruzankina II Sravnitel'naja politika. - 2018. -№ 1. - S. 5-17.
13. Akinfieva, N. V. Formirovanie missii v rossijskih vuzah: vozmozhnosti, ogranichenija, problemy I N. V. Akinfeeva. - URL: http:IIwww.sgu.ruIfilesInodesI46640IAkinfieva.pdf (data obrashhenija 08.06.2020).
14. Jendaumenty v mire. - URL: II http:IIeducation.southofrussia.ru
15. Degtjarev, D. A. Jendaument-fondy v obrazovatel'nom fandrajzinge : mirovoj opyt i Rossija I D. A. Degtjarev, A. V. Stel'mah. - URL: http:IIwww.imemo.ru.
16. Kozhevnikov, N. N. Istorija i filosofija nauki I N. N. Kozhevnikov, V. S. Danilova. - Jakutsk : Izdatel'skij dom SVFU, 2020. - 460 s.
17. Kozhevnikov, N. N. Filosofija i metodologija nauki I N. N. Kozhevnikov, V. S. Danilova. - Jakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2021. - 288 s.