Научная статья на тему 'Дополнительные Материалы к орнитофауне окрестностей города Нефтеюганска'

Дополнительные Материалы к орнитофауне окрестностей города Нефтеюганска Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительные Материалы к орнитофауне окрестностей города Нефтеюганска»

Российская академия наук Уральское отделение Институт экологии растений и животных Уральское орнитологическое общество

МАТЕРИАЛЫ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ

птиц

НА УРАЛЕ, В ПРИУРАЛЬЕ И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Сборник статей

Екатеринбург Издательство Уральского университета 2006

УДК 598.2:591 М 341

Ответственный редактор: доктор биологических наук В. К. Рябицев

Материалы к распространению птиц на Урале, в М 341 Приуралье и Западной Сибири: Сб. статей и кратких сообщ. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. — 232 с.

!8БЫ 5-7525-1626-9

Одиннадцатый выпуск сообщений с новыми данными о местах гнездования, зимовки, путях миграций и залетах птиц, статьи с полным обзором орнитофауны отдельных территорий.

Сборник предназначен для орнитологов, биогеографов, преподавателей биологических факультетов, любителей птиц.

© Коллектив авторов, 2006 © Оформление, В. К. Рябицев, 2006

© Издательство Уральского !8БЫ 5-7525-1626-9 университета, 2006

дование этого вида в Омской области. Для спасения популяции кудрявых пеликанов на оз. Тенис необходимо срочное проведение биотехнических мероприятий по сохранению их гнездового местообитания.

Мы благодарим за помощь в работе по кольцеванию кудрявых пеликанов в августе 2006 г. на оз. Тенис сотрудников Россельхознадзо-ра Э. Э. Мезера и Д. Б. Бочко.

ЛИТЕРАТУРА

КаденациА. П. Пеликаны в Сибири // Сельскохозяйственное производство Сибири и Дальнего Востока. 1964. № 10. С. 84.

Калякин М. В., Фладе М., ГиссинигБ, Кернер С., Клосковски Я, КозулинА. В., КрогулецЯ., Морозов В. В., РиславиТ, Соловьев С. А., Винтер С. Авифа-унистические находки в Омской области // Материалы к распространению птиц на Урале, в Предуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 2000. С. 92-94.

Красная книга Омской области. Омск, 2005. 460 с.

Лавров С. Д. Птицы окрестностей Омска и их хозяйственное значение // Тр.

Сибирской сельскохоз. академии. Омск, 1925. Т. 4. С. 1-20.

Мельников И. И. Случайно залетающие в Киргизскую степь птицы // Охотничья газета. 1888. № 19. С. 219.

Миловидов С. П., Шевырногов С. 3. Птицы города Омска // Вопр. биологии. Томск, 1977. С. 15-18.

РузскийМ. Д. Краткий фаунистический очерк южной полосы Тобольской губернии (Отчет г-ну Тобольскому губернатору о зоологических исследованиях, произведенных в 1896 г.) // Ежегодник Тоб. губ. музея. Вып. VII. 1897. С. 37-73.

Якименко В. В., ГаврилинЕ. В. Кудрявый пеликан на юге Западной Сибири // Материалы к распространению птиц на Урале, в Предуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 1995. С. 80-81.

Flade M. Report on the 2. Aquatic Warbler Expedition to Western Siberia. Northern Omsk Oblast 21 May — 4 June 2000. Brodowin, Germany. Jan. 2001. S. 33.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ОРНИТОФАУНЕ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА

М. П. Сульдин

7 микрорайон, д. 25-Д, кв. 23, г. Нефтеюганск Ханты-Мансийского авт. округа, 628307; maksim_s@wsmail.ru

Данное сообщение, наряду с опубликованным ранее (Сульдин, 2004), дополняет и уточняет основной видовой обзор (Сульдин, 2003). Исследования проведены в весенне-летний период 2006 г., до после-

дних чисел июня. Детально исследован спелый смешанный горелый сосняк-брусничник, захламлённый валежником, с примесью берёзы, кедровой сосны, осины, меньше — ели, густые участки чередовались разрежёнными окнами и полянами. Подлесок с кустарниковым ярусом из рябины и с участками довольно густого подроста берёзы. Приозёрная опушка местами переходила в зарастающую порослью берёзы, осины, ивы гарь или вырубку. Этот некрупный массив леса относится к городской «зелёной зоне», зимой здесь проходит лыжная трасса, рядом расположены дачные постройки. Некоторые виды обнаружены впервые и получены доказательства их гнездования, для части видов, найденных в предыдущие годы, также получены новые более точные данные по их размножению или свидетельства гнездования. Для охарактеризованных ранее видов, наряду с новыми данными, приведены сведения, опубликованные в 2003 г. Использованы также результаты наблюдений из полевых дневников, не публиковавшиеся ранее. Для всех описанных в данном сообщении видов приведён их статус, в некоторых случаях — более точный.

Весна наступила позже средних сроков, по темпу наступления — затяжная. Погода была неустойчивая, с частыми возвратами холодов. Апрель — холодный, снеготаяние медленное; в конце 3 декады, в начале «пёстрой весны» — с возвратом морозов до -5° . Первая декада мая выдалась холодной, ночные температуры достигали -10°. Резкое потепление 9 мая до +20° сменилось похолоданием со снегопадом 13 мая. С 15 мая снова началось потепление, начало «голой весны» сменилось в 3-й декаде похолоданием. Массовое распускание листьев на деревьях началось лишь 1 июня («зелёная весна») и только к 10 июня произошло полное облиствение деревьев. Зацветание шиповника 17-18 июня означало окончательный переход к лету. Половодье было поздним, ниже средней нормы. В начале 3 декады мая подъём воды ещё не начался, тогда как в другие годы пойма в это время уже была залита. Таким образом, фенологические явления оказались сдвинуты на 10-15 дней, что отразилось на более поздних сроках прилёта и пролёта птиц и, вероятно, на сроках гнездования. По этой же причине на пролёте были встречены тундровые виды, ранее не зарегистрированные.

Чернозобая гагара Gavia arctica. Редкий, эпизодически встречающийся на весенней миграции вид. Одиночная гагара взлетела с окраины пойменного водоёма 21 мая во время интенсивного пролёта других северных видов. Гнездование в пойме сомнительно, но возможно на обширных водораздельных болотах плакоров. В предыдущие годы не зарегистрирована.

Морянка Clangula hyemalis. Одиночный самец встречен в поздневесеннее время, 4 июня, на слабопроточном пойменном озере у колонии малых чаек и белокрылых крачек. В последующие дни на этом месте не встречался. Видимо это был случайный залёт от основного направления весеннего пролёта, проходящего вдоль арктического побережья. В предыдущие годы вид не зарегистрирован.

Луток Mergus albellus. Довольно малочисленный гнездящийся вид в оптимуме ареала. Весной встречается отдельными парами, прилетает поздно, в конце 1 декады — начале 2 декады мая. В приопушеч-ных зарослях у смешанного сосняка, в 40-50 м от водоёма, 11 июня обнаружено гнездо с насиживающей самкой. Оно располагалось внутри ствола-«остолопа» сухой осины высотой 4-5 м и было открыто сверху. Глубина дупла 30 см, диаметр — около 12 см, в кладке было 6 ненаси-женных яиц. На этом же полулесном водоёме две самки держались 28 июня. В прошлые годы были встречены самки в гнездовое время и нелётные выводки. Осенью на пролёте обычен, в отдельные годы бывает многочисленным.

Тетерев Lyrurus tetrix. Одиночный самец отмечен 22 апреля, единственный раз за всё время наблюдений. Видимо, причина низкой численности — близость города.

Щёголь Tringa erythropus. Довольно малочисленный, фрагментарно встречающийся на весеннем пролёте мигрант. Три щёголя встречены 21 мая в период интенсивного пролёта. Ранее не отмечался.

Мохноногий сыч Aegolius funereus. Встречен 21 мая на участке берёзово-осинового мелколесья с примесью хвойных, у окраины островного леса. В предыдущие годы вид не обнаружен, возможно, из-за довольно скрытного образа жизни.

Вертишейка Jynx torquilla. На опушке смешанного сосняка с многочисленными сухими дуплистыми деревьями в ивняковых приозёрных зарослях 15 июня наблюдал вертишейку. Она держалась с выводками скворцов. Голос вертишейки с этого же места слышал и 16 июня.

Трёхпалый дятел Picoides tridactylus. Довольно обычен, но уступает по встречаемости пёстрому дятлу. На сезонных кочёвках более заметен, чем в гнездовое время. Среди смешанного сосняка в сухой осине на высоте 4,5 м 11 июня найдено дупло, вылетевшая из него самка беспокоилась. При осмотре гнезда 12 июня в нём было 4 голых, недавно вылупившихся птенца и одно яйцо. На осенней кочёвке часто отмечался во второй половине сентября. В зимнее время не зарегистрирован.

Береговая ласточка Riparia riparia. Обычный гнездящийся вид. Известны сезонные и многолетние колонии до нескольких десятков

гнездовых норок в карьерах и береговых обрывах. В колонии из около 30 гнездовых норок, осмотренной 4 июня, часть норок были вырыты на 5-10 см, одно из гнезд было с небольшим количеством выстилки. 28 июня в 5 гнездах были только что вылупившиеся птенцы, из них в 2 гнездах оставалась еще не унесенная ласточками скорлупа. В двух других гнёздах были сильно насиженные кладки из 4 и 6 яиц. В 3 декаде августа ласточки уже не встречались.

Обыкновенный скворец Sturnus vulgaris. Обычный гнездящийся вид. Гнездится в скворечниках в антропогенном ландшафте, не исключено гнездование в естественных биотопах. Наиболее ранний прилет первых пар или одиночных скворцов — 8 апреля 1997 г., поздний — 28 апреля 1998 г., обычно — во 2 декаде апреля. Скопление из 4-5 выводков отмечено в ивняковых приозерных зарослях с 13 по 20-е числа июня, взрослые кормили молодых. Молодые скворцы вместе с взрослыми переместились 28 июня к прибрежным ивнякам более обширного водоема, образовав полусотенное скопление. В 2004 г. один выводок со взрослыми держался в смешанном островном перелеске с 22 по 24 августа. В конце августа — сентябре встречаются стаи до нескольких десятков особей.

Свиристель Bombicilla garrulus. Редкий гнездящийся и обычный кочующий вид, на зиму откочевывает. Наиболее раннее появление стаек весной — 15 марта 2000 г., позднее — 21 мая 2006 г., обычно прилетают в конце марта — апреле. Осенью в массе кочуют в течение сентября. Обычно размер стай — около 20 особей, иногда в скоплениях бывает более сотни птиц. В апреле 2004 г. отмечена необычайно высокая концентрация свиристелей в городе. Стайки стали распадаться 3 мая, после 5 мая свиристели в городе не встречались, переместившись в естественные биотопы. Весной 2006 г. птицы в городе не зарегистрированы. Токовые полеты в распадающейся стайке наблюдал 21 мая. В смешанном сосняке 11 июня одна птица предлагала корм другой, после одна из них собирала лишайники с ветвей сосны. На этом месте внутри леса в колонии рябинников 12 июня найдено гнездо. Оно располагалось на сосне, ниже средней части кроны, лежало в развилке на ветви на расстоянии около 50 см от ствола и было труднодоступно и слабозаметно с земли. Гнездостроение продолжалось и 15 июня, а при осмотре гнезда 16 июня в нем была незаконченная кладка из 2 свежих яиц (для сравнения: у рябинников 11 июня было массовое появление птенцов). В это время пара надолго оставляла гнездо, самец кормил и сопровождал самку; 21 июня в гнезде была завершенная кладка из 5 яиц, самка плотно насиживала. Самец регулярно кормил ее в кроне сухой осины, куда самка слетала, остав-

ляя гнездо. В это время свиристели малозаметны, найти гнездо с насиживающей самкой довольно трудно. Кроме данной пары, регистрировал других свиристелей, что позволяет допустить возможность их группового гнездования.

Садовая славка Sylvia borin. Очевидно гнездящийся, довольно обычный вид. Встречи поющих самцов на зарастающей вырубке у окраины смешанного сосняка отмечены с 21 мая до конца июня (позже наблюдения не проводились), интенсивное пение — с начала июня. Предпочитает заросли без примеси хвойных. В 2002 г. пение слышал 12 июля.

Славка-завирушка S. curruca. Несомненно, гнездящийся, довольно обычный вид. Пение в дачных постройках отмечено 21 мая. Здесь же в 30 см от земли в зарослях шиповника у обочины дороги 8 июня обнаружено прошлогоднее гнездо, рядом пел самец. Пение на постоянном месте в молодом подрастающем сосняке согры слышал с 4 по 21 июня. Беспокоившаяся славка-завирушка встречена у колонии береговушек 28 июня. Немногочисленна на кочёвках в конце августа — начале сентября по пойменным ивнякам, на окраине кедровника.

Пеночка-зарничка Phylloscopus inornatus. Гнездится, очевидно, не ежегодно. Отмечена впервые за все годы исследований, установлено гнездование. Активное пение в горелом смешанном сосновоберёзовом лесу слышал 4 июня. У опушки смешанного сосняка 11 июня обнаружил зарничку с гнездовым материалом в клюве. На этом месте 12 июня на опушке у зарастающей вырубки в моховой кочке найдено гнездо с двумя яйцами, лоток был выстлан сухими травинками; 3 холодных яйца в гнезде было 13 июня. При посещении гнезда 15 июня в кладке нашел 5 яиц, зарничка насиживала, 16 июня — 6 яиц, 19 июня — полная кладка из 7 яиц, зарничка была отловлена для более надежного определения. Интенсивность пения снизилась в середине июня. Кроме данной пары слышал беспокойство других пар. Для зарничек характерно групповое гнездование и ежегодная смена гнездовых мест (Рябицев, 2001). Возможно, затяжная и холодная весна была причиной гнездования зарничек южнее обычных мест.

Мухоловка-пеструшка Ficedula hypoleuca. Обычный гнездящийся вид, предпочитающий опушки лесов, древовидные пойменные ивняки. На окраине сосняка 16 июня в двухметровом трухлявом «остолопе» ивы, в старом дупле малого дятла на высоте 1,8 м обнаружено гнездо. В кладке было 6 средне насиженных яиц. Гнездо второй пары располагалось в стволе высокой сухой осины, в дупле пёстрого дятла на 5-6-метровой высоте и содержало кладку. Между гнёздами было 30-40 м. Ранее были встречи в гнездовое время, но гнездование оставалось не доказанным.

Обыкновенная горихвостка Phoenicurus phoenicurus. Очень обычный гнездящийся вид облесённых местообитаний и населённых пунктов. Первые встречи весной в городе относятся к середине мая. В колонии рябинников среди смешанного сосняка 11 июня найдено гнездо. Оно располагалось в дупле трухлявого «остолопа» осины на высоте около 3 м; в кладке было 6 средне насиженных яиц. Другую горихвостку с кормом видел 28 июня. Хорошо летающего слетка в городе наблюдал 14 июля. В прошлые годы отмечал горихвосток с кормом и слетков.

Длиннохвостая синица Aegithalos caudatus. Малочисленный гнездящийся и эпизодически встречающийся кочующий вид, зимой не зарегистрирован. Размер кочующих стаек не превышает 20-25 особей. На весенней кочёвке 22 апреля стайка около 20 особей перелетала вдоль лесополосы аэропорта. Пара синиц в берёзовом молодняке с примесью осины и хвойных 21 мая беспокоилась на мохноногого сыча. На опушке у лесного озера наблюдал, как одна из синиц 12 июня с зелёной гусеницей в клюве скрылась в сосняке. Здесь же летающий выводок из 4-5 молодых (вероятно, их было больше) встретил 21 июня, взрослая особь была с кормом в клюве. В кронах сосен, в колонии рябинников, 15 июня перемещалась синица с загнутыми рулевыми. На после-гнездовых перемещениях длиннохвостые синицы отмечены 22 и 23 августа. На осенней кочевке две стайки, содержащие 15-20 и около десятка особей встречены 26 сентября 2004 г. на опушке кедровника.

Юрок FringШa топШпдШа. Обычный гнездящийся перелётный вид лесов с преобладанием хвойных; на миграциях также обычен. Прилёт первых вьюрков весной регистрировался в промежутке между 20 апреля и концом 2 декады мая. Готовое к откладке яиц гнездо найдено в смешанном сосняке 8 июня. В другом гнезде в колонии рябинников 12 июня была кладка с 5 средне насиженными яйцами. В той же колонии рябинников гнездо с 6 сильно насиженными яйцами обнаружено 21 июня. Все гнёзда располагались на высоте 4-5 м. Самец с кормом в клюве встречен здесь же 28 июня. На осеннем пролёте в течение сентября юрки встречаются крупными стаями, могут быть многочисленными.

Чечётка Acanthis Ааттеа. Вероятно, гнездится. Обычна на сезонных кочёвках стайками из 20-30 особей и более, эпизодически и не ежегодно регистрируется на зимовке, встречаясь поодиночке и стайками до 10 особей. В стаях отмечаются чечётки форм Латтеа и hornemanni, преобладает первая из них. В крайне суровую зиму 20052006 гг. одиночные чечётки отмечены кормившимися в городе на берёзах: 10 января (в этот день было до -50°), 25 января, во 2 декаде

февраля. Зимой 2003-2004 г. также отмечены в городе; в первых числах мая 2004 г. самцы исполняли токовые полёты, после 10-11 мая чечетки в городе не встречены. В смешанном сосняке, в колонии рябинников регулярно слышал голоса с 12 по 28 июня и отмечал на одной и той же ели самку формы Латтеа, издававшую тревожные звуки. Массовый пролёт осенью отмечался с середины — конца сентября до ноября.

Обыкновенная чечевица Carpodacus erythrinus. Возможно, гнездится, довольно малочисленна в гнездовое время. Прилетает во второй половине мая, в это время первую песню слышал в городе. С зарастающей вырубки на окраине смешанного сосняка пение самца регистрировал с 12 по 21 июня. В 2002 г. пение из ивняковых зарослей слышал в середине мая.

ЛИТЕРАТУРА

Рябицев В. К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. Екатеринбург, 2001. 608 с.

Сульдин М. П. Птицы окрестностей Нефтеюганска // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 2003. С. 176-193.

Сульдин М. П. Дополнения к орнитофауне окрестностей города Нефтеюганска // Там же. 2004. С. 147-150.

К ФАУНЕ ПТИЦ ЛЕСОСТЕПНОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В. В. Тарасов1, В. Е. Поляков1, А. Ю. Давыдов2

1 Институт экологии растений и животных УрО РАН, ул. 8 марта, 202, г. Екатеринбург, 620144; grouse@bk.ru, v.bird@mail.ru 2Ул. Азина, 20, корп.1, кв. 54, г. Екатеринбург, 620081.

С 10 мая по 17 июня 2006 г. мы проводили исследования в окрестностях д. Б. Иркабаево (55° 52' с. ш., 61° 29' в. д.) Кунашакского района Челябинской области. Площадь ключевого участка составила 150 км2, по периметру он ограничен населенными пунктами Б. Тю-ляково (55° 52' с. ш., 61° 32' в. д.), Султанаево (55° 55' с. ш., 61° 28' в. д.), Юлдашева (55° 54' с. ш., 61° 22' в. д.), Дружный (55° 50' с. ш., 61° 21' в. д.), Канзафарова (55° 45' с. ш., 61° 29' в. д.), западным берегом оз. Уелги. Были обследованы также озера Скайлы (у д. Султанаево), Сайгерлы (у д. Канзафарова), Урукуль (у пос. Дружного), долины рек Караболка (у деревень Б. Иркабаево, Б. Тюляково) и Исток (у места впадения в оз. Уелги: 55° 49' с. ш., 61° 31' в. д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.