China: Trends in the Development of Education in the 21st Century: Comparative Analysis / Ed. V. P. Borisenkov, Mei Hancheng. Moscow, 2019, 662 p. (In Russian).
11. Czyan Syaoyan'. Osnovnye tendencii modernizacii sistem professional'nogo obrazovaniya v Kitae i Rossii (sravnitel'nyj ana-liz) [The main trends in the modernization of vocational education systems in China and Russia (comparative analysis)]. Author. dis. ... cand. ped. Sciences. Kazan., 2009, 27 p. (In Russian).
12. CHen' CHzhaomin. Reformirovanie sistemy obrazovaniya v Kitae [Reforming the Education System in China]. Humanitarian Vector. Pedagogy, 2010, no. 1, pp. 61-69. (In Russian).
13. Human Capital Development in the People's Republic of China and India: Achievements, Prospects, and Policy Challenges.
Asian Development Bank, 2015, 148 p. Available at: https://www. adb.org/sites/default/files/publication/178614/human-capital-prc-india.pdf. (In English).
14. Innovative China: New Drivers of Growth. World Bank Group, Development Research Center of the State Council, the People's Republic of China, 2019, 187 p. Available at: http://docu-ments1 .worldbank.org/curated/en/833871568732137448/pdf/ Innovative-China-New-Drivers-ofGrowth.pdf. (In English).
15. [The Central Committee of the Communist Party of China and the State Council issued the «China Education Modernization Plan 2035»]. Available at: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/s6052/ moe_838/201902/t20190223_370857.html. (In Chinese).
УДК/UDC 377
DOI10.54509/22203036_2023_2_200 EDN GWQNLT
Кутейницына Татьяна Григорьевна
кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, Самарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Самара
Посталюк Наталья Юрьевна
доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Самарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Самара
Прудникова Виктория Аркадьевна
кандидат педагогических наук, доцент, директор, Самарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Самара
Kuteinitsyna Tatiana G.
Ph. D. (Sociology). Leading Researcher of the Samara branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Samara
Postalyuk Natalia Yu.
Dr. Sci. (Pedagogy), Professor. Chief Researcher of the Samara branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Samara
Prudnikova Victoria A.
Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor,
Director of the Samara branch of the Russian Presidential
Academy of National Economy and Public Administration,
Samara
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ С ПРИКЛАДНЫМИ КВАЛИФИКАЦИЯМИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ1
CONTINUING VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING OF STAFF WITH APPLIED QUALIFICATIONS: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE
Введение. Актуальность и практическая значимость проблематики дополнительного профессионального образования (ДПО) обусловлена тем, что в ситуациях структурных трансформаций в экономике и усиления
неопределенности в социальной сфере повышение квалификации и переподготовка работников становятся важнейшим инструментом балансировки кадрового спроса и предложения на рынках труда. Однако
1 Статья подготовлена в рамках НИР государственного задания РАНХиГС на 2023 год «Исследование потенциала развития дополнительного профессионального образования в региональных системах СПО».
численность обучающихся по дополнительным профессиональным программам в России заметно ниже, чем в странах ОЭСР, и это соотношение существенно не меняется. В научном обеспечении данной проблематики существует дефицит исследований, посвященных ДПО кадров с прикладными квалификациями. Цель статьи - на основе анализа теории и практики дополнительного профессионального образования в России и за рубежом выявить и обобщить современные тенденции, проблемы и ограничения развития ДПО кадров с прикладными квалификациями. Научная новизна заключается в определении организационно-управленческих условий, обеспечивающих эффективные практики повышения квалификации и переподготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.
Методология. Методологическая база исследования включает в себя современные концепции и теории развития систем ДПО, ориентированных на запросы рынков труда; принципы деятельностного подхода и системности в исследовании многофакторных явлений и проблем. Информационную базу исследования составляют академические информационные ресурсы; нормативные источники по организации функционирования региональных систем ДПО в России; материалы Росстата (формы № 1-ПК и № ПО); национальные и отраслевые правовые документы различных стран и объединений в области образования; публикации и отчеты международных организаций; практические кейсы, содержащие описание различных аспектов развития систем ДПО (CVET-систем) в России и за рубежом. Использованы методы экспертных оценок, контент-анализа документов, синтеза, обобщения, сравнения и сопоставления.
Результаты. Наиболее заметной тенденцией в развитии ^Б1-систем за рубежом является использование такого инструмента структурирования программ, который в российской практике почти не используется, как микрокредиты или микрозачетные единицы. Основополагающей тенденцией эволюции ДПО в России выступает диверсификация этой образовательной системы в различных ее аспектах: в институциональном оформлении, в используемых образовательных технологиях, в содержательном наполнении, в номенклатуре заказчиков, пользователей и провайдеров. Выявлен ряд «нестыковок» понятийно-терминологических систем, используемых в официальных статистических формах Росстата, действующем российском законодательстве и инструктивно-методических материалах различного уровня. Установлено, что независимо от страновых различий контекстных условий и организационных моделей ДПО для высокоэффектив-
ных систем характерен ряд специфических особенностей, обеспечивающих их высокую результативность.
Заключение. Результаты исследования могут быть использованы специалистами региональных органов управления образованием и руководителями образовательных организаций для разработки и реализации эффективных стратегий развития ДПО как важного инструмента балансировки кадрового спроса и предложения на рынках труда.
Introduction. The relevance and practical significance of the issue of continuing vocational education and training (CVET) is due to the fact that in situations of structural transformations in the economy and increased uncertainty in the social sphere, advanced workers reskilling and upskill-ing become the most important tool for balancing personnel demand and supply in the labor markets. However, the number of CVET-students in Russia is noticeably lower than in OECD countries, and this ratio does not change significantly. In the scientific support of this issue, there is a lack of research on the CVET of staff with applied qualifications. The purpose of the publication is, based on the analysis of the theory and practice of CVET in Russia and abroad, to identify and summarize current trends, problems and limitations in the development of CVET for personnel with applied qualifications. Scientific novelty lies in the definition of organizational and managerial conditions that provide effective practices for advanced of workers and mid-level specialists reskilling and upskilling.
Methodology. The methodological basis of the research includes modern concepts and theories of the development of focused on the demands of labor markets CVET-systems; principles of the activity approach and consistency in the study of multifactorial phenomena and problems. The information sources of the study is academic information resources; normative sources on the functioning of regional CVET-systems in Russia; Rosstat materials (forms No. 1-PK and No. PO); national and sectoral legal documents of various countries and associations in the field of education; publications and reports of international organizations; practical cases containing a description of various aspects of the development of CVET-systems in Russia and abroad. The methods of expert assessments, content analysis of documents, synthesis, generalization, comparison and comparison were used.
The outcome. The most noticeable trend in the development of CVET systems abroad is the use of such a tool for structuring programs, which is almost never used in Russian practice, like microcredits or microcredit units. The fundamental trend in the evolution of CVET in Russia is the diversification of this educational system in its various aspects: in insti-
tutional design, in educational technologies used, in content, in the range of customers, users and providers. A number of "inconsistencies" in the conceptual and terminological systems used in the official statistical forms of Rosstat, the current Russian legislation and instructive and methodological materials of various levels are revealed. It has been established that, regardless of country differences in contextual conditions and organizational models of CVET, highly effective systems are characterized by a number of specific features that ensure their high performance.
Conclusions. The results of the study can be used by specialists of regional education authorities and heads of educational organizations to develop and implement effective strategies for the development of continuing vocational education and training as an important tool for balancing staff demand and supply in the labor markets.
Ключевые слова: дополнительное (непрерывное) профессиональное образование и обучение, кадры с прикладными квалификациями, переподготовка, повышение квалификации, рынок труда.
Keywords: continuing vocational education and training (CVET), staff with applied qualifications, reskilling, upskill-ing, labor market.
Введение
Для современного мира характерно взрывное развитие интереса к дополнительному профессиональному образованию (ДПО) и образованию взрослых в целом. В университетах и колледжах многих стран фиксируется значительное расширение этого направления деятельности [29]. Эксперты и исследователи объясняют данный феномен старением населения планеты и общим сокращением численности студентов в связи с демографическими факторами, а также скоростью изменений требований к квалификационным характеристикам работников на рынках труда.
В России эта тенденция проявляется не столь заметно. По данным Росстата, доля лиц, обучающихся по программам ДПО и профессионального обучения на протяжении профессиональной карьеры, неуклонно снижается [21]. В то же время в условиях структурных трансформаций экономики и, как следствие, высокой волатильности кадрового спроса на рынках труда (что сегодня характерно для нашей страны) необходимо постоянное обновление квалификации работников, корректировка их профессионального профиля и карьерных маршрутов, переучивание и доучивание. Исследователи констатируют, что численность обучающихся по программам дополнительного профессионального образования в России всегда была значи-
тельно ниже, чем в странах ОЭСР, и это соотношение существенно не меняется.
Почему именно дополнительное профессиональное образование сегодня становится важнейшим инструментом достижения эффективной занятости? Судя по оценкам специалистов, прежде всего это связано с западными санкциями, спровоцировавшими проблемы, которые эксперты обозначают как «примитивизация» производственных технологий, снижение «планки» высокотехнологичной оснащенности в ряде отраслей промышленности и сельского хозяйства. Вследствие этого возникают риски избыточности квалификаций кадров, чьи умения работы с высокотехнологичным оборудованием, которое постепенно «вымывается» из производственных процессов этих отраслей, оказываются не востребованными. Закономерным итогом этих процессов выступает необходимость переподготовки персонала.
Региональные системы среднего профессионального образования, предназначенные для подготовки кадров с прикладными квалификациями (рабочих, служащих и специалистов среднего звена), в не меньшей степени, чем вузы, начинают принимать на себя эту миссию. По оценкам специалистов Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), «... российские колледжи стали такими же рыночными игроками в области послешкольного образования, как и университеты» [15, с. 88], поэтому для них «. новые социально-экономические и технологические вызовы формируют спрос на новую повестку развития» [10, с. 17].
Следует иметь в виду, что дополнительное профессиональное образование характеризуется сравнительно коротким жизненным циклом образовательных результатов (знаний, умений, компетенций), поэтому обновление его составляющих должно происходить непрерывно в соответствии с трансформациями квалификационных требований на рынках труда (а еще лучше - в опережающем режиме). В связи с указанными обстоятельствами представляет исследовательский интерес вопрос о глубине и направленности изменений, которые произошли в дополнительном профессиональном образовании кадров с прикладными квалификациями как в России, так и за рубежом.
Методология
Методологические основы исследования составляют:
- современные концепции развития систем профессионального образования, ориентированных на запросы рынков труда;
- принципы деятельностного подхода и системности в исследовании многофакторных явлений и проблем;
- современные теории дополнительного профессионального образования (vocational adult education, post qualification development), непрерывного профессионального образования (continuing professional/ vocational education and training), образования взрослых (adult education, recurrent education), повышения квалификации (upskilling), переподготовки (reskilling).
Объект исследования - современные мировые практики дополнительного профессионального образования кадров с прикладными квалификациями, модели их концептуализации, нормативного и управленческого обеспечения.
Цель статьи - на основе анализа теории и практики организации дополнительного профессионального образования в России и за рубежом выявить и обобщить современные тенденции, проблемы и ограничения развития систем ДПО кадров с прикладными квалификациями.
В опыте зарубежных стран для обозначения систем дополнительного и/или непрерывного профессионального образования и обучения кадров с прикладными квалификациями чаще всего используется термин "Continuing Vocational Education and Training" (CVET).
Информационная база исследования включает в себя:
- академические информационные ресурсы;
- нормативные источники по организации функционирования региональных систем ДПО в России;
- материалы Федерального статистического наблюдения (Росстат): формы № 1-ПК «Сведения об образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам» и ПО «Сведения о деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения»;
- национальные и отраслевые правовые документы различных стран и объединений в области образования: Европейского союза (ЕС), Совета Европы, Европейского центра развития профессионального образования (CEDEFOP), Международной организации труда;
- отчеты международных организаций (UNESCO, OECD);
- практические кейсы, содержащие описание различных аспектов развития систем ДПО (CVET-систем) в России и за рубежом.
Методы исследования: метод экспертных оценок, контент-анализ документов при работе с источниками, методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения и сопоставления, абстрагирования при интерпретации результатов исследования.
Результаты
Исследование показало, что феномен дополнительного профессионального образования отражается в мировом научно-прикладном дискурсе вариативно: система ДПО (CVET-система) рассматривается в самых разных ее аспектах, плоскостях и функциональной наполненности. Экономические потрясения, структурные трансформации отраслевых укладов, беспрецедентная миграция, а также заметные изменения климата сказываются на национальных рынках труда и влекут за собой изменения спроса на рабочую силу как в количественном, так и в качественном выражении. Ответом на данные вызовы являются различные инициативы международного уровня. Так, два года назад принята Новая Европейская программа обучения взрослых на 2021-2030 годы (NEAAL2030) [39]; проблематика "Adult learning" определена в качестве основной темы Европейского образовательного пространства на период до 2030 года [25], а 2023 год объявлен Европейской комиссией Европейским годом навыков -The European Year of Skills (EYS2023) [36].
Данные инициативы продиктованы необходимостью реакции на глобальные изменения и проблемы, происходящие в результате фундаментальной трансформации рынков труда, которые, в свою очередь, вызваны ситуацией пермакриза (термин, объединяющий понятия «постоянный» и «кризис»2). Сюда относят пандемии и их последствия, военные конфликты, продвижение энергетической независимости, отказ от углеродного сырья и финансовые трудности, вызванные резким ростом цен. Актуальность существующих проблем обоснована данными Евростата, согласно которым в настоящее время более трех четвертей компаний в ЕС сообщают о трудностях поиска работников с необходимыми навыками, и только 37% взрослых проходят обучение на регулярной основе. Индекс цифровой экономики и общества (DESI)3 показывает, что
2 В 2022 году термин был выбран словом года в словаре Коллинза (https://theconversation.com/permacrisis-what-it-means-and-why-its-word-of-the-year-for-2022-194306).
3 Digital Economy and Society Index (DESI) представляет собой сводный индекс, который агрегирует соответствующие показатели по эффективности цифровых технологий в Европе и предназначен для отслеживания эволюции государств - членов ЕС в области цифровой конкурентоспособности.
в Европе четверо из десяти взрослых и каждый третий работающий не имеют базовых цифровых навыков, что свидетельствует о насущном спросе на овладение данными компетенциями [38]. Согласно целевым показателям развития непрерывного образования, к 2030 году не менее 60 % взрослого населения ЕС будут ежегодно проходить обучение или повышение квалификации и не менее 80 % всех взрослых освоят, как минимум, базовые навыки работы с цифровыми технологиями.
«Европейский год навыков» направлен на повышение конкурентоспособности, инвестиций в обучение и расширение возможностей повышения квалификации работников. Приобретение навыков, востребованных на рынке труда, призвано сыграть центральную роль в решении существующих проблем и сформировать успешные практики преодоления последствий кризиса, устранить пробелы и несоответствия спроса и предложения рабочей силы.
В правоустанавливающих документах российского законодательства дополнительное профессиональное образование признается в качестве одного из видов дополнительного образования, которое «... направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды»4. Его рассматривают также как компонент непрерывного образования (В. Н. Воронин, Г. А. Ключарев, Т. Л. Клячко, М. Т. Громкова, Д. Л. Константиновский, Е. А. Полуш-кина и др.) [4; 6; 16]. В ряде работ ДПО помещают в контексты профессионального и высшего образования и анализируют его свойства дополнительности по отношению к основным профессиональным образовательным программам (П. В. Травкин, Ю. С. Тюнни-ков, И. Д. Чечель и др.) [1; 17-19; 22]. Во многих исследованиях авторы фокусируются на образовании взрослых и ДПО как составляющей этой андрагогической системы (И. А. Коршунов, С. Б. Крайчинская, С. Б. Серя-кова и др.) [7-9; 11].
Предназначение ДПО в социальных системах трактуется также неоднозначно. Имеется группа работ, в которых освоение человеком дополнительных навыков и компетенций анализируют с точки зрения их влияния на обновление квалификации работника. В этом случае статус ДПО фиксируется как значимый фактор адаптации к быстро меняющимся требованиям рынков
труда. Довольно распространены подходы, в соответствии с которыми дополнительные компетенции, приобретаемые в ходе профессионализации человека, признаются в качестве средства построения его трудовой карьеры,развития профессиональной мобильности и укрепления социального статуса [2; 21]. Наряду с внеэкономическими эффектами, активно исследовалась и отдача от ДПО для рынков труда, экономики региона, страны, заработной платы работника [3; 9; 17; 24]. Доказана связь образования взрослых с уровнем развития человеческого капитала, валовым региональным продуктом,инвестиционной привлекательностью территорий [31].
Существуют и другие, иногда довольно экзотичные, примеры обозначения трансформационной роли ДПО в образовании взрослых. Например, в Греции и Швеции в тюрьмах существуют «школы второго шанса» для заключенных (SCS), где они овладевают актуальными профессиональными квалификациями не только с целью социальной реинтеграции, профессиональной реабилитации и содействия трудоустройству после отбытия наказания, но и для развития жизнестойкости личности. Исследователи доказали, что у заключенных, которые осваивали профессиональные компетенции в тюрьмах, вероятность рецидива после освобождения на 43 % ниже, чем у тех, кто не участвовал в таких программах [34].
В России проблематика ДПО специалистов с высшим образованием разрабатывается активно, в том числе исследовательскими коллективами НИУ ВШЭ, Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС и др. [4; 8; 17; 19]. Однако для кадров с прикладными квалификациями такие исследования единичны [5; 10]. В российской традиции рассмотрение ДПО ориентировано на вертикальную (восходящую) динамику профессионализации: переход с одного уровня образования на следующий. Как отмечают эксперты: «... уже несколько десятилетий дополнительное профессиональное образование служит именно дополнением к основному высшему. Если же допустить, что современный специалист имеет только среднее профессиональное образование, то для него очевидным вариантом реально повысить свою квалификацию будет как раз поступление в университет» [20, с. 64].
В то же время в условиях быстрых изменений потребностей в квалификациях более актуальным становится горизонтальное наращивание компетенций без изменения образовательного ценза. Целевые
4 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023), ст. 76.
группы потребителей услуг ДПО для рабочих кадров и специалистов среднего звена многообразны: персонал предприятий (прежде всего по заказу работодателей), безработные и высвобождающиеся работники (в том числе по заказам центров занятости населения), студенты старших курсов вузов и организаций СПО для расширения и корректировки профессионального профиля релевантно динамике требований рабочих мест и другие категории занятого и незанятого населения регионов. По прогнозам экспертов, людей, желающих осовременить или полностью сменить профессию/специальность, с каждым годом будет становиться все больше, т.к. непрерывное обновление квалификации становится обязательным компонентом успешной профессиональной карьеры.
Этот факт уже нашел отражение в российской образовательной политике в сфере непрерывного профессионального образования: в 2020-2021 гг. были запущены национальные образовательные инициативы по обучению взрослых граждан в целях поддержки занятости населения:
- программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц, пострадавших от последствий распространения коро-навирусной инфекции;
- программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста и лиц старшей возрастной когорты (федеральный проект «Старшее поколение» национального проекта «Демография»);
- программа обучения наиболее уязвимых категорий граждан (федеральный проект «Содействие занятости» национального проекта «Демография»).
Такая полифункциональность и многоаспектность дополнительного профессионального образования провоцирует высокий уровень неопределенности и синонимии в понятийно-терминологической системе рассматриваемой научной проблемы. Терминологический аппарат, используемый в зарубежных публикациях и правительственных документах для обозначения образования на протяжении всей жизни человека, не имеет жестко разграниченной детерминации и включает в себя синонимичные конструкции: «перманентное образование» (education permanent, permanent education), «возобновляемое образование» (recurrent education),
«продолженное образование» (continuing education). Исследователи отмечают, что используемая англоязычная терминология значительно подвержена авторской трактовке и страновому влиянию, однако сохраняет базовую характеристику, присущую непрерывному образованию: систематическое целенаправленное непрерывное профессиональное развитие личности [14].
В российском научно-прикладном дискурсе также существуют терминологические разночтения, которые затрудняют согласование исследовательских позиций, гармонизацию научных подходов и масштабирование практических решений в этой сфере. В ходе исследования выявлены неточности и нестыковки понятийно-терминологических систем, используемых в официальных статистических формах Росстата, действующем российском законодательстве и инструктивно-методических материалах различного уровня. Это ведет к искажению статистической отчетности, что снижает объективность и достоверность информации, которая используется в составе научного аппарата исследований и аналитической работе, а также в повседневной образовательной практике.
Например, в действующем законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 73 и 76 использованы разные термины по отношению к программам переподготовки: в дополнительном профессиональном образовании - это «профессиональная переподготовка», в профессиональном обучении - «переподготовка», хотя сущностное содержание данных дополнительных профессиональных программ эквивалентно (освоение новой профессии/квалификации в дополнение к уже имеющейся)5. Там же программы повышения квалификации и переподготовки рабочих/служащих отнесены к основным программам обучения, в то время как они выполняют компенсирующую и дополняющую функции, поскольку их реализуют по отношению к лицам, уже имеющим профессию рабочего или должность служащего6. В форме № ПО Росстата и Инструкциях по ее заполнению программа повышения квалификации рабочих, служащих ошибочно именуется образовательной программой, а не программой обучения7. Имеются и другие погрешности в используемых терминах и их трактовках. Таким образом, необходима унификация понятий и терминов, содержащихся в раз-
5 ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации», ст. 73, 76.
6 Там же, ст. 73, ч. 3-4.
7 Приказ Росстата от 30.11.2021 № 849 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения» (Форма № ПО, Раздел 1.3, Графа 3, Строка 03).
личных фрагментах нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения развития систем повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров с прикладными квалификациями.
Среди факторов, препятствующих дальнейшему развитию дополнительного профессионального образования, можно отметить выход России из Болонского и Копенгагенского соглашений, регламентирующих модульно-компетентностный формат программ профессионального образования и обучения. Именно такая структура программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки придает им свойства гибкости и обеспечивает оперативное обновление в соответствии с динамикой требований работодателей. По оценкам Е. Н. Чикилевой, «... лимитирующими факторами в процессе успешного институционального развития системы ДПО в регионе являются: отсутствие образовательных программ нужной направленности и содержания, плохая информированность работодателей о реализуемых образовательных программах, неуверенность руководителей предприятий в результативности и эффективности обучения» [23, с. 21]. Ряд экспертов обращают внимание на то, что российскую систему ДПО отличает недостаточная модернизацион-ная активность, исключение из учетных данных на различных этапах профессионализации работника неформального и информального дополнительного профессионального образования, а также резистентность системы ДПО к внешним запросам.
Перспективным направлением развития ^ЕТ-системы в зарубежных странах, судя по публикациям, выступает освоение персоналом любых компаний т.н. сквозных навыков, которые инвариантны относительно профессий и специальностей, однако являются профессиональными (обеспечивают выполнение трудовых должны быть освоены в связи с технологическими изменениями на рабочих местах, требую-
щих прикладных квалификаций. Результаты европейских исследований указывают на то, что доминирующей тенденцией на рынке труда в предстоящем десятилетии будет расширение потенциала и роли ^ЕТ-систем и, прежде всего, продвижение дополнительных программ по освоению квалификаций в сферах цифровой и «зеленой экономики», а также увеличение охвата взрослого населения.
Востребованность наращивания цифровых компетенций в прикладных квалификациях подтверждают данные Второго европейского исследования навыков и рабочих мест, проведенного в 2021 году [28]. Как показали результаты исследования в 27 государствах -членах ЕС, а также в Норвегии и Исландии, 52% персонала компаний нуждаются в дальнейшем развитии своих цифровых навыков для повышения качества и производительности труда, при этом у двух из трех работников, профессиональная деятельность которых претерпела технологические изменения, наблюдается их дефицит (табл. 1) [35].
В области развития экологичных технологий, согласно задачам Европейской программы «Зеленый курс» [26], дополнительными профессиональными программами планируется охватить работников в сфере управления отходами, агропродовольственной деятельности и экономики замкнутого цикла.
Развитие процессов обновления квалификаций предполагается осуществлять по двум направлениям: 1) расширять возможности для обучения взрослого населения и 2) создавать оптимальные условия для наращивания численности участников - обучающихся и различных компаний (предприятий реального сектора экономики и других организаций, объединений работников). В таблице 2 представлены стратегические направления развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки взрослого населения в ЕС [27].
Таблица 1
Потенциал освоения цифровых компетенций (доля в ЕС в 2021 году взрослых работников, не владеющих этими компетенциями)
Цифровые компетенции базового уровня % Цифровые компетенции среднего уровня % Цифровые компетенции высокого уровня %
Просмотр веб-страниц, электронная почта, социальные сети 20 Использование специализированного программного обеспечения 50 Работа с базами данных 81
Работа с текстом 28 Работа с презентациями 60 Работа с программным и аппаратным обеспечением информационных систем 87
Использование электронных таблиц 38 Использование продвинутых электронных таблиц 74 Программирование, написание кода 92
Источник: Setting Europe on course for a human digital transition (2022) [37]
08118725
Таблица 2
Стратегические направления развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки взрослого населения в ЕС
Расширение возможностей доступа Наращивание численности участников
- Устранение барьеров доступа к качественному обучению; - проведение информационных кампаний, создание методических руководств с разъяснением преимуществ дополнительной профессиональной подготовки и обучения, мануала для пользователей; - мотивация с помощью нефинансовых поощрений; - расширение финансовых стимулов, адресной поддержки работодателей, осуществляющих переподготовку персонала или реализующих подобные программы в своих компаниях; - создание гибких механизмов организации обучения; - разработка программ с учетом особенностей взрослых - Понимание мотивации участников (взрослых и компаний) в использовании программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки; - четкое определение реальных потребностей, которые могут удовлетворить программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки; - привлечение профсоюзов и работодателей наряду с государственными органами, сотрудничество между государственными и частными службами занятости
Источник: Apprenticeships to spearhead reskilling and upskilling of adults (2021) [27]
Наиболее заметной тенденцией в развитии ^ET-систем за рубежом является относительно новый инструмент структурирования краткосрочных образовательных программ, позволяющих осуществить квалификационное развитие работников - т.н. микрокредиты8, или микрозачетные единицы (micro-credentials). Различные учебные заведения, предприятия, компании интенсивно продвигают краткосрочное обучение, документальное подтверждение которого компонуется в форме альтернативных удостоверений, отличных от официальных дипломов, степеней и аттестатов. Сегодня термин «микрокредит» как верифицированный результат обучения объединяет все возможные вариации альтернативных удостоверений: цифровые бейджи/значки (digital badges), цифровые удостоверения (digital credentials), минидипломы (nanodegrees), цифровые сертификаты (digital certificates), магистерские микро-удостоверения (micromasters), модульные или частичные квалификации (teilqualifikationen), короткие онлайн-курсы (short online courses) и т.д. [33].
Отличительной особенностью микрокредитов является получение зачетных единиц по краткосрочным учебным модулям и их учет т.н. нарастающим итогом. Обучающийся имеет возможность подтвердить получение квалификации, соответствующей национальному стандарту, посредством накопленных микрокредитов [30; 40]. Возможность реактивного реагирования на быстрые изменения, происходящие на рынке труда и в обществе в целом, дает системе микрокредитов неоспоримые преимущества в области повышения квалификаций и профессиональной переподготовки работников. Отметим, что в российской образо-
вательной практике этот подход пока не нашел широкого применения.
Рассматривая направления развития системы ДПО кадров с прикладными квалификациями в России, можем выделить в качестве основополагающей тенденцию ее диверсификации. Характерно, что усиление разнообразия происходит в различных аспектах: в институциональном оформлении системы дополнительного профессионального образования и обучения, в используемых образовательных технологиях, в содержательном наполнении,в номенклатуре заказчиков, пользователей и провайдеров.
Возрастающая структурная дифференциация ДПО зафиксирована в диссертационном исследовании Е. Н. Чикилевой и ряде других работ [23]. Этот предиктор развития системы («диверсификация провайдеров») характеризует усиление многообразия единиц сети организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы. Если раньше это были в основном специализированные организации ДПО и подразделения вузов, то в результате институциональной эволюции в процессы реализации дополнительных профессиональных программ включены колледжи/техникумы, корпоративные учебные центры, индивидуальные предприниматели, частные структуры и т.д. Содержательная эволюция систем ДПО характеризуется диверсификацией содержания и форм реализации программ, стремлением к обеспечению вариативности и регулярному обновлению перечней реализуемых дополнительных образовательных программ. Эти факты можно толковать как симптом усиления клиентоориентированности систем ДПО, поскольку
8 Зачетная единица (или «кредит», англ. credit) - универсальная единица измерения трудоемкости образовательной программы, фиксирующая время, которое должен потратить среднестатистический обучающийся на достижение планируемых образовательных результатов (включая самостоятельную работу).
именно вариативность и разнородность запросов провоцирует диверсификацию содержания образования. Следует отдельно отметить и заметную диверсификацию образовательных технологий (дистанционное, электронное, онлайн-обучение), которая в значительной степени была спровоцирована необходимостью обеспечения доступа потребителей к дополнительным профессиональным программам в период пандемий-ных пространственных ограничений.
Еще одной тенденцией, которая в последние годы ярко проявилась в мировых исследовательских подходах и практиках реализации дополнительных профессиональных программ, выступает существенное расширение аналитического фокуса и прикладного поля дополнительных образовательных практик. Сегодня в мировой практике признается и формальное (formal education), и неформальное (nonformal education), и информальное (informaleducation) дополнительное профессиональное образование. Формальное образование реализуется в официальных образовательных институциях; под неформальным образованием принято понимать любое организованное обучение вне стен таких официально признанных организаций. Информальное образование институционально не оформлено и осуществляется посредством социальных контактов, практического опыта и самообразования [32].
В российской образовательной практике все тенденции, рассмотренные выше, начали проявляться и фиксироваться намного позже, чем в зарубежных системах образования. Либерализация деятельности по повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров произошла только в последние годы после отмены государственной аккредитации, которая многими экспертами оценивалась как фактор сдерживания развития дополнительных профессиональных программ. В связи с этими законодательными решениями возникло (заметно расширилось) конкурентное поле на рынке соответствующих услуг, что и обусловило интенсивное развитие ДПО. Кроме того, определенные академические свободы, в рамках которых происходит эволюция российских систем ДПО, предоставляет действующее российское законодательство, не предполагающее использования в сфере ДПО федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. В то же время нормативными документами регламентировано требование соответствия содержания программ ДПО нормам профессиональных стандартов Национальной системы квалификаций РФ.
В исследовании О. В. Ройблат систематизированы неформальные и информальные организационные модели ДПО применительно к российским педагогическим работникам. В их числе: обмен знаниями или взаимное обучение (конференции, рабочие группы, профессиональные «кружки знаний»); «обучающиеся сообщества» - неформальные группы педагогов, которые собираются для обсуждения различных профессиональных проблем и др. [13]. Сетевые сообщества профессионалов-практиков (интернет-форумы, чаты и т.д.) сегодня представляют собой одну из наиболее интенсивно развивающихся организационных моделей информального ДПО, что обусловлено технологическим обогащением среды жизнедеятельности общества.
Следует особо подчеркнуть, что статистическая информация в России собирается и аккумулируется на государственном уровне только для подсистемы формального дополнительного профессионального образования и обучения. Систематизированные данные о неформальном и информальном повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров с прикладными квалификациями отсутствуют, что затрудняет объективные исследовательские оценки параметров развития обсуждаемых систем.
В любом случае усиление разнообразия - это всегда предиктор развития так же, как нарастание однообразия и монотонности системы - признак ее вырождения. С этой точки зрения уровень вариативности региональных систем дополнительного профессионального образования и обучения целесообразно использовать в качестве одного из показателей их развития.
Заключение
Основополагающие идеи рассмотренных концепций дополнительного профессионального образования кадров с прикладными квалификациями в России и за рубежом заключаются в декларации необходимости предоставления доступа и обеспечения условий для обновления и развития знаний, умений, компетенций, квалификаций на протяжении всей трудовой карьеры работников. Дополнительным профессиональным программам мировым сообществом отводится инструментальная роль в реализации заявленных принципов непрерывного образования человека.
Актуализация данной проблематики сегодня происходит под влиянием внешних (контекстных) факторов функционирования систем ДПО (СУЕТ-систем), таких как цифровизация, глобализация, нестабильность политических процессов и структурные сдвиги в экономиках, рост миграционных потоков, вызыва-
ющих заметные и часто слабо предсказуемые трансформации экономики и, соответственно, рынков труда. Это в свою очередь требует нового структурирования процессов профессионализации человека: увеличение числа «точек входа и выхода» в системы профессионального образования и обучения в рамках карьерных треков субъектов профессиональной деятельности, использование принципа наращивания компетенций и квалификаций. Одним из наиболее эффективных и популярных инструментальных способов реализации такого подхода к дополнительному профессиональному образованию являются микрокредиты.
В то же время исследователи указывают на необходимость оптимизации рассматриваемой модели структурирования СУЕТ-систем с учетом сильных и слабых сторон концепции усиления дискретности маршрутов профессионального развития [33].
Обобщая результаты проведенного анализа развития СУЕТ-систем, можем констатировать, что, несмотря на страновые различия контекстных условий, институционального оформления и организационных моделей дополнительного профессионального образования, для высокоэффективных систем характерен ряд общих параметров и характеристик (табл. 3).
Таблица 3
Характеристики высокоэффективных систем дополнительного профессионального образования и обучения (в зависимости от области принятия решений в сфере CVET)
Стратегии развития системы
- Задачи и проблемы развития СУЕТ-систем актуализированы на государственном уровне и регулируются соответствующим законодательством, целевыми программами развития различного уровня (наднационального, национального, регионального);
- непрерывное профессиональное образование и обучение является частью национальной системы обучения на протяжении всей жизни;
- приоритетным направлением функционирования СУЕТ-систем является вовлечение разнообразных групп населения: безработных, низкоквалифицированного персонала, лиц, подверженных риску безработицы, представителей социально уязвимых групп населения, мигрантов, беженцев и т.д.
Определение содержания дополнительных профессиональных программ
- Программы ориентированы на потребности локальных и региональных рынков труда (инфраструктурные организации выполняют идентификацию и интеграцию потребностей в квалификациях) и ориентируют на освоение квалификаций в соответствии
с требованиями цифровой трансформации профессиональной деятельности и переходом на экологические технологии «зеленой экономики»;
- содержание обучения реализуется на основе накопительного принципа освоения компетенций и квалификаций, инструментом реализации которого является дискретная компоновка программ с использованием микрокредитов (тЛсгос^епйаЬ), что обеспечивает получение определенного набора компетенций в узкой области обучения в краткосрочный период
Балансировка кадрового спроса и предложения
- Усиление ориентации на региональную специфику достигается за счет включения представителей реального сектора экономики и социальных партнеров в работу специальных структур и подразделений: местные центры непрерывного образования взрослых и специальные отраслевые комитеты по образованию (Дания), Совет по профессиональному обучению и учебные советы (Гонконг)
и т.д._
Организация обучения
- Наличие разнообразных форматов обучения (очное, дистанционное, онлайн, индивидуальное, смешанное, офлайн, ученичество);
- учет результатов, полученных в формальном, неформальном и информальном профессиональном образовании и обучении
Финансирование
- Внедрение специальных механизмов управления и финансирования, предполагающих сопровождение процесса обучения человека на протяжении всей трудовой карьеры: система персональных учебных аккаунтов (Франция);
- наличие государственных программ стимулирования и поддержки обучающихся: персональные ваучеры, бонусное финансирование, грантовая поддержка, финансирование курсов повышения квалификации и т.д.;
- участие работодателей в финансирование дополнительного профессионального обучения посредством специальных условий налогообложения: фиксированный налог (Дания, Франция);
- финансовая поддержка работодателей государством через компенсацию затрат на обучение персонала и прямых субсидий на повышение квалификации работников
Мониторинг, экзамены и сертификация
- Наличие систем мониторинга СУЕТ-систем, специальных информационных ресурсов по вопросам дополнительного профессионального образования и обучения, реестров реализуемых программ;
- система сертификации направлена на признание компетенций, полученных в результате формального, неформального обучения или в рамках системы микрокредитов с целью их интеграции и подтверждения квалификаций, соответствующих национальным стандартам
Источник: составлено авторами на основе анализа и обобщения зарубежных источников
Следует отметить, что эффективные зарубежные практики в определенной мере были учтены при разработке российских федеральных программ, сформированных и реализуемых для поддержки занятости взрослого населения. Например, в федеральном проекте «Содействие занятости» в 2022 году целевые группы, на которые была направлена программа, дополнены группой лиц в возрасте до 35 лет9. Расширились, в том числе, по причинам пандемии коронавируса онлайн-форматы обучения, активизировалось использование в российских колледжах и техникумах дистанционных технологий и электронного обучения. Работодатели все чаще участвуют в процессах разработки образовательных программ, субсидируемых государством [11, с. 6].
В целом, процессы диверсификации российской системы ДПО кадров с прикладными квалификациями подтверждают позитивный характер происходящих в ней процессов. В то же время результаты ее сравнения с масштабами и интенсивностью реализации дополнительных профессиональных программ в зарубежных СУЕТ-системах свидетельствуют о необходимости выработки и реализации региональными органами управления образованием и администрацией профессиональных образовательных организаций эффективных стратегий развития ДПО как важного фактора балансировки кадрового спроса и предложения на рынках труда.
Литература
1. Бельчик Т. А. Направления развития системы дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3. С. 15-24.
2. Бурак И. Д. Дополнительное профессиональное образование как фактор развития трудовой карьеры: Автореф. канд. эк. наук по спец. 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда). М, МГУ 2018. 38 с.
3. Воронин А. В. Дополнительное профессиональное образование как способ улучшить экономическую ситуацию регионов // Перспективы науки. 2021. № 7 (142). С. 168-172.
4. Воронин В. Н. Роль дополнительного профессионального образования в системе непрерывного образования // Стандарты и качество. 2021. № 9. С. 63-69.
5. Дежина И. Г., Ключарев Г. А. Среднее профессиональное образование для инновационной экономики // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 1. С. 120-138. Э01: https://D0I.Org/10.19181/vis.2019.28.1.560.
6. Диденко Д. В., Дорофеева З. У., Ключарев Г. А. Некоторые оценки эффективности дополнительного профессионального образования в России (2001-2008) // Мир России. 2011. - № 1. С. 125-146.
7. Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы: сопоставительный анализ: Учебное пособие / С. Б. Серякова, В. В. Кравченко; под науч.
ред.д.п. н., профессора С. Б. Серяковой. Москва: МПГУ 2016. 212 с.
8. Коршунов И. А., Кужелева К. С., Грачев Б. А., Сергеев К. А. Обучение и образование взрослых: востребованные программы, возрастная и отраслевая структуры. Факты образования № 1 (16). М.: Изд. дом ВШЭ, 2018. 32 с.
9. Коршунов И. А., Гапонова О. С., Гапонова Н. С. Обучение и образование взрослых в контексте экономического развития регионов // Экономика региона. 2019. Т. 15, вып. 1. С. 107-120. DOI: 10.17059/2019-1-9.
10. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / Ф. Ф. Дудырев, О. А. Романова, А. И. Шабалин, И. В. Абанкина; под ред. Ф. Ф. Дудырева, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 271 с.
11. Образовательные программы для поддержки занятости населения: информационный бюллетень / И. А. Коршунов, Н. Н. Ширкова, С. Б. Крайчинская, М. Л. Горбунова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2022. 28 с. (Мониторинг экономики образования, № 24 (41)).
12. Обучение участников федерального проекта «Содействие занятости» повышает их заработную плату // Мониторинг экономики образования. Информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований. Выпуск № 2, 2022. НИУ «Высшая школа экономики», 2022. 10 с.
13. Ройтблат О. В. Неформалное образование в контексте рассмотрения вопросов развития дидактики взрослых // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 5. С. 234-239.
14. Серякова С. Б., Кравченко В. В. Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы: сопоставительный анализ. М.: Прометей, 2016. 164 с.
15. Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала: аналитический доклад / Ф. Ф. Дудырев, К. В. Ани-симова, И. А. Артемьев и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2022. 164 с.
16. Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны: информ. бюл. М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2017. 28 с.
17. Травкин П. В. Оценка отдачи от дополнительного профессионального обучения российских работников: подход с учетом влияния способностей на заработную плату: препринт WP15/2013/02 /Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 64 с. URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2314 (дата обращения: 01.03.2023).
18. Тюнников Ю. С., Мазниченко М. А. Развитие системы дополнительного профессионального образования: современные вызовы, теория и практика: Монография. 3-е изд., стер. М: ФЛИНТА, 2019. 383 с.
19. Федотов А. В., Беляков С. А., Клячко Т. Л., Полу-шкина Е. А. Периодичность обучения по программам дополнительного профессионального образования: факты и потребности // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Том 22, № 1. С. 38-50. DOI: 10.15826/ umpa.2018.01.004.
20. Флеров О. В. Генезис отечественного дополнительного профессионального образования: от истоков к современным
9 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2021 № 481 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.2021 № 1603). URL: http://government.ru/docs/all/133718/.
проблемам / Современное образование. 2017. № 2. С. 57-82. DOI: 10.25136/2409-8736.2017.2.19191.
21. Федеральная государственная служба госстатистики (2021). Бюллетень «Подготовка (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное образование работников организаций». В 2-х томах. URL: https:// rosstat.gov.ru/compendium/document/13287 (дата обращения: 01.03.2023).
22. Чечель И. Д. Посттехнократическая модель дополнительного профессионального образования // Научный электронный ежеквартальный журнал «Непрерывное образование: XXI век». Выпуск 4 (12). Winter 2015. С. 1-17. URL: http:// LLL21.petrsu.ru (дата обращения: 01.03.2023).
23. Чикилева Е. Н. Развитие дополнительного профессионального образования в регионе: социально-институциональные аспекты: Автореф. канд. социол. наук по спец. 22.00.04 -Социальная структура, социальные институты и процессы. Пенза, 2018. 28 с.
24. Яшин С. Н., Иванова О. Е. Влияние дополнительного профессионального образования на рынок труда в условиях цифровизации экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 7-1. С. 160-165.
25. Adult learning initiatives. URL: https://education.ec.europa.eu/ education-levels/adult-learning/adult-learning-initiatives (дата обращения: 01.03.2023).
26. A European Green Deal. URL: https://commission.europa.eu/ strategy-and-policy/priorities-2019-2024/european-green-deal_ en (дата обращения: 07.02.2023).
27. Apprenticeships to spearhead reskilling and upskilling of adults. URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/news/apprenticeships-spearhead-reskilling-and-upskilling-adults (дата обращения: 01.03.2023).
28. Cedefop's European skills and jobs survey (ESJS, 2021). URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/projects/european-skills-and-jobs-survey-esjs (дата обращения: 01.03.2023).
29. Hinton K. E. (2012). A Practical Guide to Strategic Planning in Higher Education. URL: http://www.sunymaritime.edu/sites/ default/files/media/Documents/A%20Practical%20Guide%20 to%20Strategic%20Planning.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
30. Joint ETUC - ETUCE Position on Micro-credentials in VET and tertiary education (2020). URL: https://www.csee-etuce. org/images/attachments/2020_06_Joint_ETUC-ETUCE_posi-tion_on_MICRO-CREDENTIALS_FINAL.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
31. Kraay A. C. (2018). Methodology for a World Bank Human Capital Index. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bit-stream/handle/10986/30466/WPS8593.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
32. Lifelong Learning in the Global Knowledge Economy Challenger for Developing Countries. A World Bank Report. He World Bank Washington. DC, 2003.
33. Microcredentials for labour market education and training. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2022. URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/projects/microcredentials-labour-market-education-and-training (дата обращения: 01.03.2023).
34. Petros Tzatsis, Evaggelos Anagnou, Efthymios Valkanos, Iosif Fragkoulis (2019). The Profile of the Inmates' Adult Educator: A Greek Case Study. Hellenic Open University, University of Macedonia, Greece. URL: https://www.asianinstituteofresearch. org/post/the-profile-of-the-inmates-adult-educator-a-greek-case-study (дата обращения: 01.03.2023)
35. Powering the European digital transition. What can we learn from Cedefop's second European skills and jobs survey? URL: https:// www.cedefop.europa.eu/en/events/powering-european-digital-transition (дата обращения: 01.03.2023).
36. Proposal for a Decision of the European Parliament and Council on a European Year of Skills (2023). URL: https://ec.europa.eu/ social/main.jsp?langId=en&catId=89&furtherNews=yes&newsId =10431#navItem-6 (дата обращения: 01.03.2023).
37. Setting Europe on course for a human digital transition. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/3092_en.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
38. Shaping Europe's digital future. URL: https://digital-strategy.ec. europa.eu/en/policies/digital-skills-and-jobs (дата обращения: 01.03.2023).
39. The New European Agenda for Adult Learning 2021-2030. Council Conclusions on the follow up of the report on concrete future objectives of education and training systems (2021). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A 32021G1214%2801%29 (дата обращения: 01.03.2023).
40. Towards a common definition of micro-credentials (2022). URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000381668 (дата обращения: 01.03.2023).
References
1. Bel'chik T. A. Napravleniya razvitiya sistemy' dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad]. 2017. № 3. S. 15-24. (In Russian).
2. Burak I. D. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie kak faktor razvitiya trudovoj kar'ery': Avtoref. kand. e'k. nauk po specz. 08.00.05 - E'konomika i upravlenie narodny'm xozyajstvom (e'konomika truda). M, MGU, 2018. 38 s. (In Russian).
3. Voronin A. V. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie kak sposob uluchshit' e'konomicheskuyu situaciyu regionov // Pers-pektivy' nauki [Perspectives of Science]. 2021. № 7 (142). S.168-172. (In Russian).
4. Voronin V. N. Rol' dopolnitel'nogo professional'nogo obrazo-vaniya v sisteme neprery'vnogo obrazovaniya // Standarty' i kachestvo [Standards and Quality]. 2021. № 9. S. 63-69. (In Russian).
5. Dezhina I. G., Klyucharev G. A. Srednee professional'noe obrazovanie dlya innovacionnoj e'konomiki // Vestnik Instituta soci-ologii [Bulletin of the Institute of Sociology]. 2019. Tom 10. № 1. C. 120-138. DOI: https://DOI.org/10.19181/vis.2019.28.1.560. (In Russian).
6. Didenko D. V., Dorofeeva Z. U., Klyucharev G. A. Nekotory'e ocenki e'ffektivnosti dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v Rossii (2001-2008) // Mir Rossii [Universe of Russia]. 2011. № 1. S.125-146. (In Russian).
7. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v Rossii i stranax Zapadnoj Evropy': sopostavitel'ny'j analiz: Uchebnoe posobie / S. B. Seryakova, V. V. Kravchenko; pod nauch. red.d.p. n., professora S. B. Seryakovoj. Moskva: MPGU, 2016. 212 c. (In Russian).
8. Korshunov I. A., Kuzheleva K. S., Grachev B. A., Sergeev K. A. Obu-chenie i obrazovanie vzrosly'x: vostrebovanny'e programmy', vozrastnaya i otraslevaya struktury'. Fakty' obrazovaniya № 1 (16). M.: Izd. dom VShE', 2018. 32 s. (In Russian)
9. Korshunov I. A., Gaponova O. S., Gaponova N. S. Obuchenie i obrazovanie vzrosly'x v kontekste e'konomicheskogo razvitiya regionov // E'konomika regiona [Economy of Regions]. 2019. T. 15, vy'p. 1. S. 107-120. DOI: 10.17059/2019-1-9. (In Russian).
10. Molody'e professionaly' dlya novoje'konomiki: srednee professional'noe obrazovanie v Rossii / F. F. Dudy'rev, O. A. Romanova, A. I. Shabalin, I. V. Abankina; pod red. F. F. Dudy'reva, I. D. Frumina; Nacz. issled. un-t «Vy'sshaya shkola e'konomiki», In-t obrazovaniya. M.: Izd. dom Vy'sshej shkoly' e'konomiki, 2019. 271 s. (In Russian).
11. Obrazovatel'ny'e programmy' dlya podderzhki zanyatosti nasele-niya: informacionny'j byulleten' / I. A. Korshunov, N. N. Shirk-ova, S. B. Krajchinskaya, M. L. Gorbunova; Nacz. issled. un-t
«Vy'sshaya shkola e'konomiki». M.: NIU VShE', 2022. 28 s. (Monitoring e'konomiki obrazovaniya, № 24 (41)). (In Russian).
12. Obuchenie uchastnikov federal'nogo proekta «Sodejstvie zanya-tosti» povy'shaet ix zarabotnuyu platu // Monitoring e'konomiki obrazovaniya. Informacionno-analiticheskie materialy' po rezul'tatam statisticheskix i sociologicheskix obsledovanij. Vy'pusk № 2, 2022. NIU «Vy'sshaya shkola e'konomiki», 2022. 10 s. (In Russian).
13. Rojtblat O. V. Neformalnoe obrazovanie v kontekste rassmo-treniya voprosov razvitiya didaktiki vzrosly'x // Regional'noe obrazovanie XXI veka: problemy' i perspektivy' [Regional education of the 21st century: problems and prospects]. 2012. № 5. S. 234-239. (In Russian).
14. Seryakova S. B., Kravchenko V. V. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v Rossii i stranax Zapadnoj Evropy': sopostavitel'ny'j analiz. M.: Prometej, 2016. 164 s. (In Russian).
15. Srednee professional'noe obrazovanie v Rossii: resurs dlya raz-vitiya e'konomiki i formirovaniya chelovecheskogo kapitala: ana-liticheskij doklad / F. F. Dudy'rev, K. V. Anisimova, I. A. Artem'ev i dr.; Nacz. issled. un-t «Vy'sshaya shkola e'konomiki». M.: NIU VShE', 2022. 164 s. (In Russian).
16. Stanovlenie v Rossii neprery'vnogo obrazovaniya: analiz na osnove rezul'tatov obshherossijskix oprosov vzroslogo nasele-niya strany': inform. byul. M.: NIU «Vy'sshaya shkola e'konomiki», 2017. 28 s. (In Russian).
17. Travkin P. V. Ocenka otdachi ot dopolnitel'nogo professional'nogo obucheniya rossijskix rabotnikov: podxod s uchetom vliyaniya sposobnostej na zarabotnuyu platu: preprint WP15/2013/02 / Nacz. issled. un-t «Vy'sshaya shkola e'konomiki». M.: Izd. dom Vy'sshejshkoly' e'konomiki, 2013. 64 s. URL: https://vaael. ru/ru/article/view?id=2314 (data obrashheniya: 01.03.2023). (In Russian).
18. Tyunnikov Yu.S., Maznichenko M. A. Razvitie sistemy' dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: sovremenny'e vy'zovy', teoriya i praktika: Monografiya. 3-e izd., ster. M: FLINTA, 2019. 383 s. (In Russian).
19. Fedotov A. V., Belyakov S. A., Klyachko T. L., Polushkina E. A. Peri-odichnost' obucheniya po programmam dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: fakty' i potrebnosti // Uni-versitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2018. Tom 22, № 1. S. 38-50. DOI: 10.15826/umpa.2018.01.004. (In Russian).
20. Flerov O. V. Genezis otechestvennogo dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: ot istokov k sovremenny'm problemam / Sovremennoe obrazovanie [Contemporary education]. 2017. № 2. S.57-82. DOI: 10.25136/2409-8736.2017.2.19 191. (In Russian).
21. Federal'naya gosudarstvennaya sluzhba gosstatistiki (2021). Byulleten' «Podgotovka (professional'noe obrazovanie i professional'noe obuchenie) i dopolnitel'noe obrazovanie rabot-nikov organizacij». V 2-x tomax. URL: https://rosstat.gov.ru/com-pendium/document/13287 (data obrashheniya: 01.03.2023). (In Russian).
22. Chechel' I. D. Posttexnokraticheskaya model' dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Nauchny'j e'lektronny'j ezhekvartal'ny'j zhurnal «Neprery'vnoe obrazovanie: XXI vek» [Scientific electronic journal «Lifelong education: 21st century»]. Vy'pusk 4 (12). Winter 2015. S.1-17. URL: http://LLL21.petrsu.ru (data obrashheniya: 01.03.2023). (In Russian).
23. Chikileva E. N. Razvitie dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovaniya v regione: social'no-institucional'ny'e aspekty': Avtoref. kand. sociol. nauk po specz. 22.00.04 - Social'naya struktura, social'ny'e instituty' i processy'. Penza, 2018. 28 s. (In Russian).
24. Yashin S. N., Ivanova O. E. Vliyanie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya na ry'nok truda v usloviyax cifrovizacii e'konomiki // Vestnik Altajskoj akademii e'konomiki
i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2022. № 7-1. S. 160-165. (In Russian).
25. Adult learning initiatives. URL: https://education.ec.europa.eu/ education-levels/adult-learning/adult-learning-initiatives (data obrashheniya: 01.03.2023).
26. A European Green Deal. URL: https://commission.europa.eu/ strategy-and-policy/priorities-2019-2024/european-green-deal_ en (data obrashheniya: 01.03.2023).
27. Apprenticeships to spearhead reskilling and upskilling of adults. URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/news/apprenticeships-spearhead-reskilling-and-upskilling-adults (data obrashheniya: 01.03.2023).
28. Cedefop's European skills and jobs survey (ESJS, 2021). URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/projects/european-skills-and-jobs-survey-esjs (data obrashheniya: 01.03.2023).
29. Hinton K. E. (2012). A Practical Guide to Strategic Planning in Higher Education. URL: http://www.sunymaritime.edu/ sites/default/files/media/Documents/A%20Practical%20 Guide%20to%20Strategic%20Planning.pdf (data obrashheniya: 01.03.2023).
30. Joint ETUC - ETUCE Position on Micro-credentials in VET and tertiary education (2020). URL: https://www.csee-etuce. org/images/attachments/2020_06_Joint_ETUC-ETUCE_posi-tion_on_MICRO-CREDENTIALS_FINAL.pdf (data obrashheniya: 27.01.2023).
31. Kraay A. C. (2018). Methodology for a World Bank Human Capital Index. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bit-stream/handle/10986/30466/WPS8593.pdf (data obrashheniya: 01.03.2023).
32. Lifelong Learning in the Global Knowledge Economy Challenger for Developing Countries. A World Bank Report. He World Bank Washington. DC, 2003.
33. Microcredentials for labour market education and training. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2022. URL: https://www.cedefop.europa.eu/en/projects/microcredentials-labour-market-education-and-training (data obrashheniya: 01.03.2023).
34. Petros Tzatsis, Evaggelos Anagnou, Efthymios Valkanos, losif Fragkoulis (2019). The Profile of the Inmates' Adult Educator: A Greek Case Study. Hellenic Open University, University of Macedonia, Greece. URL: https://www.asianinstituteofresearch. org/post/the-profile-of-the-inmates-adult-educator-a-greek-case-study (data obrashheniya: 01.03.2023)
35. Powering the European digital transition. What can we learn from Cedefop's second European skills and jobs survey? URL: https:// www.cedefop.europa.eu/en/events/powering-european-digital-transition (data obrashheniya: 01.03.2023).
36. Proposal for a Decision of the European Parliament and Council on a European Year of Skills (2023). URL: https://ec.europa.eu/ social/main.jsp?langId=en&catId=89&furtherNews=yes&newsId =10431#navItem-6 (data obrashheniya: 01.03.2023).
37. Setting Europe on course for a human digital transition. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/3092_en.pdf (data obrashheniya: 01.03.2023).
38. Shaping Europe's digital future. URL: https://digital-strategy. ec.europa.eu/en/policies/digital-skills-and-jobs (data obrashheniya: 01.03.2023).
39. The New European Agenda for Adult Learning 2021-2030. Council Conclusions on the follow up of the report on concrete future objectives of education and training systems (2021). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A 32021G1214%2801%29 (data obrashheniya: 01.03.2023).
40. Towards a common definition of micro-credentials (2022). URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000381668 (data obrashheniya: 01.03.2023).