Научная статья на тему 'Дополнительное образование как фактор индивидуализации при обучении иностранному языку'

Дополнительное образование как фактор индивидуализации при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДИСТАНЦИОННОЕ И КОМБИНИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ И ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ФАКТОР ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ADDITIONAL EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / THE DISTANCE AND COMBINED TRAINING / MULTIMEDIA AND DIGITAL RESOURCES / FACTOR OF INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Светлана Анатольевна, Петросян Валерия Мушеговна

Статья посвящена проблеме использования дополнительного образования как одного из факторов индивидуализации при обучении иностранному языку в младшей школе. Раскрывается потенциал и преимущества данного вида обучения для создания ситуации возможного успеха при применении личностно-ориентированного подхода в обучении. Доказывается, что при формировании элементарной иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников в системе дополнительного образования следует учитывать возможности дистанционного и комбинированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова Светлана Анатольевна, Петросян Валерия Мушеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional education as a factor of individualization of instruction foreign language

The article is devoted to issue of the use of additional education as a factor of individualization of instruction foreign language at primary school. It reveals the potential and advantages of this type of training to creation of a situation of possible success at application of student-based approach in training. It is proved that in forming elementary foreign-language communicative competence at primary school students in the system of additional education it is necessary to consider possibilities of the distance and combined training.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование как фактор индивидуализации при обучении иностранному языку»



UJ

S ^

О UJ

< a.

UJ

*

36

ADDITIONAL EDUCATION AS A FACTOR OF INDIVIDUALIZATION OF INSTRUCTION FOREIGN LANGUAGE Gerasimova Svetlana Anatolyevna, PhD of Philology, Senior Lecturer, Department of French Language and Didactics Petrosyan Valeria Mushegovna, Undergraduate student

Modern Languages institute, Moscow City Teachers' Training University, Moscow

The article is devoted to issue of the use of additional education as a factor of individualization of instruction foreign language at primary school, it reveals the potential and advantages of this type of training to creation of a situation of possible success at application of student-based approach in training, it is proved that in forming elementary foreign-language communicative competence at primary school students in the system of additional education it is necessary to consider possibilities of the distance and combined training.

Keywords: additional education; foreign language; primary school students; the distance and combined training; multimedia and digital resources; factor of individualization.

УДК373.016:811 ВАК РФ 13.00.02

© Герасимова С.A., 2018 © Петросян В.М., 2018

ГЕРАСИМОВА Светлана Анатольевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Французского языка и лингводидактики

ПЕТРОСЯН Валерия Мушеговна, магистрант

Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет, Москва

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена проблеме использования дополнительного образования как одного из факторов индивидуализации при обучении иностранному языку в младшей школе. Раскрывается потенциал и преимущества данного вида обучения для создания ситуации возможного успеха при применении лично-стно-ориентированного подхода в обучении. Доказывается, что при формировании элементарной иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников в системе дополнительного образования следует учитывать возможности дистанционного и комбинированного обучения. Ключевые слова: дополнительное образование; иностранный язык; младшие школьники; дистанционное и комбинированное обучение; мультимедийные и цифровые ресурсы; фактор индивидуализации.

I

Проблема адаптации детей к занятиям по иностранному языку (далее - ИЯ) на начальном этапе обучения принадлежит к числу наиболее важных и актуальных. Уже в младшей школе учебная деятельность на уроках ИЯ становится ведущей для обучающихся, происходит формирование её основной структуры. На данном этапе учебная деятельность младшего школьника имеет свои особенности: изменяется субъект образовательного процесса; знания общего характера предшествуют знаниям частного и конкретного характера; усвоение учащимися нового материала требует мотивационного введения в урок. Являясь "опорной ступенью" к успешному усвоению и овладению другими видами деятельности, учебная деятельность становится "плацдармом" для социализации ребенка [15,234].

Сегодня остро встает вопрос о выборе наиболее эффективных средств и методов обучения младших школьников иностранному языку, в том числе в системе дополнительного образования. Стремление российского образования соответствовать единым европейским стандартам, возрастающие требования к уровню подготовки по ИЯ позволяют обучающимся участвовать в межкультурной коммуникации, что обусловливает необходимость разработки новых технологий обучения [7, 405]. В учреждениях дополнительного образования уделяется большое внимание разработке и внедрению инновационных технологий, направленных на повышение качества обучения.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. (далее - Закон) неоднократно уделяется внимание вопросам дополнительного образования детей. Нормативный документ определяет дополнительное образование как сферу, способствующую всестороннему удовлетворению образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном,

физическом и (или) профессиональном совершенствовании (гл. 1, ст. 2). Глава 10 Закона полностью посвящена дополнительному образованию как области с вариативным содержанием, направленной на развитие личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами и особенностями [14].

В настоящее время на уровне региональных образовательных систем существуют подсистемы дополнительного образования детей, реализуемого не только на базе учреждений дополнительного образования, но и в образовательных учреждениях других типов. Интерес к дополнительному образованию возрос не только со стороны родителей и учащихся, но также со стороны педагогов. Вусловиях модернизации системы общего образования создаются условия для реализации учебной деятельности в системе дополнительного образования как одной из самых интегративных составляющих образовательного пространства, обладающей потенциалом преемственности, непрерывности и межведомственного взаимодействия [6, 36].

Возможности дополнительного образования при обучении ИЯ достаточно широки, что позволяет говорить об определенных требованиях к данной образовательной подсистеме [13,4]:

- необходимость формирования условий для свободного выбора каждымучащимся профиля программы, педагога;

- личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

- создание ситуации возможного успеха для каждого изучающего иностранный язык при использовании личностно-ориентированного подхода при обучении;

- многообразие видов деятельности, удовлетворяющих интересы и потребности каждого ученика;

- признание за учащимся права на пробу и ошибку в выборе, пересмотр возможностей в самоопределении.

Согласимся, что использование программ дополнительного образования в области изучения ИЯ играет роль так называемого "социального лифта": открываются альтернативные возможности для развития обучающегося, приобретения им новых навыков, реализации творческих инициатив [8,533]. Вне зависимости от направления учреждения дополнительного образования оно выполняет ряд важных

функций. Среди основных целей и задач данной образовательной сферы при изучении ИЯ назовём:

-обеспечениедополнительного совершенствования личности;

- упрощение использования возможностей окружающей социокультурной среды;

- мотивация учащихся к умственной и творческой деятельности.

Иностранный язык - один из важных предметов в системе подготовки современного младшего школьника вусловиях поликультурного и многоязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением ИЯ входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Интегративной целью обучения ИЯ в начальных классах является формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Подчеркнем, что элементарная иноязычная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения [10]. Важную роль в данном случае играет деятельностное начало, поскольку такой учебный предмет, как иностранный язык, имеет в качестве ведущего компонента именно "способы деятельности", а не "основы науки" (как, например, биология, химия, история) [4, 22].

Думаем, что при формировании элементарной иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников в системе дополнительного образования следует учитывать возможности дистанционного и комбинированного обучения. Сегодня польза мультимедийных и цифровых технологий в повышении эффективности обучения признается многими исследователями-методистами. Так, С.И. Селиванов отмечает, что использование компьютерных средств и технологий "в начальной школе является залогом успешности процесса обучения иностранному языку. Компьютерное сопровождение может рассматриваться как значимый компонент информационно-образовательной иноязычной среды. Это - целостная, достоверная, доступная и полифункциональная, интерактивная система, которая

Î3É

UJ

S ^

О UJ

<

CI UJ

38

отражает в себе совокупность информационного, технического и учебно-методического обеспечения, соответствующего требованиям времени. Она характеризуется параметрами целесообразности, полисубъектности, личностной и возрастной обусловленности, направленности на самостоятельность обучающихся, соответствуя принципам обучения, способна повысить эффективность обучения младших школьников иностранному языку" [12].

Несомненно, в цикле учебных дисциплин иностранный язык занимает одну из лидирующих позиций по использованию различного рода технических средств обучения. Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс в системе дополнительного образования поможет решить ряд важных проблем, в частности, сократить временной разрыв между знакомством учащихся с новыми языковыми явлениями и контролем результатов; решить проблему недостаточной дифференцирован-ности обучения, учёта индивидуальных особенностей обучающихся; наладить процесс целенаправленного обучения приёмам самостоятельной работы [9, 54].

Младшие школьники как возрастная категория обучаемых представляет некоторую сложность с точки зрения преподавания ИЯ, поскольку в данном возрасте начинают ярко проявляться особенности развития учащихся, происходят изменения в строении организма, состоянии здоровья, свойствах психики [3,80]. Потенциальные возможности дистанционного и комбинированного обучения могут помочь компенсировать эти перемены. Мультимедийные и цифровые ресурсы дают учащимся доступ к аккумулированному знанию, представленному в широком спектре форматов. Сегодня не подвергается сомнению факт, что образная информация усваивается школьниками лучше, чем текстовая, и мультимедийные ресурсы в этом плане имеют огромный потенциал. Объединяя в себе вербальную и графическую информацию, динамику и звук, такие ресурсы делают процесс обучения более эффективным за счёт воздействия на несколько каналов восприятия одновременно, а результаты обучения, соответственно, прочнее [1, 155].

Одним из видов дистанционного и комбинированного обучения в современных условиях становится мобильное обучение. Его принципиальным отличием, в том числе в области преподавания и изучения ИЯ в системе дополнительного образования, являются два момента [11,192].

- неформальный характер обучения, по существу, управляемого или контролируемого самообучения, при котором возрастает доля самостоятельной работы обучающихся;

- процесс обучения становится практически постоянным, происходит стирание границ между учебными занятиями и внеучебным временем, работой в классе и за его пределами.

Среди основных преимуществ использования мобильного обучения как образовательного ресурса для дополнительного образования, в том числе в области преподавания ИЯ, исследователи отмечают [5,242]:

- взаимодействие учащихся друг с другом и с преподавателем, а не только с монитором компьютера;

- возможность и удобство размещения в классе несколько мобильных устройств по сравнению с настольными компьютерами;

- использование мобильных устройств в любом месте и в любое время: дома, в поездке, что имеет неоценимое значение для обучения;

- привлечение определённой категории учащихся, не проявляющих или потерявших интерес к обучению с помощью новых технических устройств (мобильные телефоны, гад-жеты, игровые устройства и т.п.);

- индивидуальность обучения через мобильное устройство предоставляет возможность выбора содержания обучения с учетом интересов школьника;

- гибкость мобильных устройств, немедленный доступ к информации, необходимой для конкретной работы позволяет повысить производительность.

На сегодняшний день разработано немалое количество мобильных приложений и программ для изучения ИЯ, направленных как на развитие разных видов речевой деятельности, так и на формирование различных навыков и умений. Широкий спектр мобильных обучающих ресурсов даёт возможность выбирать приложения в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами и уровнем языковой подготовки младших школьников при обучении в системе дополнительного образования. Стоит учитывать тот факт, что практическое применение мобильных приложений при дистанционном и комбинированном обучении несёт в себе большой потенциал в повышении эффективности процесса изучения ИЯ. Мобильные приложения помогают усовершенствовать процессиноязычной подготовки обучающихся, показать его новые стороны и превратить из трудоёмкого процесса в серь-

ёзную и увлекательную игру. Обучение в формате мобильного приложения имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения для учащихся начальной школы, занимающихся в системе дополнительного образования. Такими преимуществами можно считать интенсификацию самостоятельной деятельности, индивидуализацию обучения, повышение познавательной активности, повышение мотивации учащихся.

Таким образом, дополнительное образование позволяет использовать возможности дистанционного и комбинированного обучения для получения более высокой результативности обучающихся при преподавании ИЯ. Правильно организованные дополнительные занятия становятся достаточно эмоциональными, позволяют снять у детей младшего школьного возраста скованность, застенчивость, помогают раскрепостить ребенка в его общении со сверстниками и педагогом. Используя большое количество разнообразных информационных ресурсов, дополнительное образование позволит строить индивидуальные образовательные траектории с акцентом на межкультурный диалог [2,28].

Максимальный учёт способностей учащихся определяет эффективность обучения на дополнительных занятиях. Высокие результаты освоения ИЯ смогут удовлетворить существующие в обществе потребности иноязычного общения в различных сферах деятельности.

Примечания:

1. Ботвенко М.А. Компьютерная лингводидакти-ка: теория и практика : курс лекций / М.А. Ботвенко, А.Д. Гарцов, С.М. Ельникова. - М.: Изд-во Российского университета Дружбы народов. - 2006. - 211 с.

2. Викулова Л.Г. Виртуальное образовательное пространство: музей И.С. Тургенева во Франции / Л.Г. Викулова, С.А. Герасимова, И.В. Макарова // KANT. - 2017. - № 3 (24). - С. 24-28.

3. Викулова Л.Г. Дамян Митев "Категория возраста в аспекте номинативной деятельности языка (на материале русского и болгарского языков)": монография. - Велико Търново : Фабер, 2012. -400с. / Л.Г. Викулова, Э.М. Рянская // Болгарская русистика. - 201 б. - № 3. - С. 79-83.

4. Герасимова С.А. Коммуникативный потенциал методической записки как жанра учебно-дидактического дискурса :автореф. дис____канд. филол.

н. / С. А. Герасимова. - М.: МГПУ, 2011. - 24 с.

5. Голицына И.Н. Мобильное обучение как новая технология в образовании / И.Н. Голицина,

Н.Л. Половникова - Режим доступа: http://library. ¡stu.edu/bulletin/art_tech_2009_05.pdf, свободный, дата обращения: 25.05.2018.

6. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей как фактор социально-экономического развития региональной системы образования / A.B. Золотарева // Вестник образования России. -2008. - № 22. - С. 35-39.

7. Павлова Е. Е. Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей / Е. Е. Павлова // Молодой ученый. - 2013. - №7 (54). - С. 405-407.

8. Потапова Е. Н. Современные принципы дополнительного образования и их теоретическое обоснование / Е. Н. Потапова // Молодой ученый. -

2014.-№17.-С. 532-535.

9. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика : учеб. пособие / Р. К. Потапова. - М.: ЛЕНАНД, 201 б. - 364 с.

10. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации.- Режимдоступа: clc.to/1 IXvnQ, свободный, дата обращения: 16.02.2018.

11. Смолина Л.В. Мобильные приложения для изучения английского языка как средство организации самостоятельной работы обучающихся / Л.В. Смолина // Материалы III международной научно-практической конференции "Инновации в современном языковом образовании". - Воронеж: ВГУ, 2017. - С. 190-196.

12. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации : сборник статей Международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим / отв. ред. Щепилова A.B., Викулова Л.Г. - М.: ТЕЗАУРУС, 2013,- 331 с.

13. Туманова К. Р. Проблема современного развития системы дополнительного образования детей / К. Р. Туманова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - №5(13). - С. 1 -10. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-sovremennogo-razvitiya-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey, свободный, дата обращения: 25.05.2018

14. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovann.ru/, свободный, дата обращения: 19.05.2018.

15. Ященко М.В. Психофизиологические особенности младших школьников и их учет в организации учебной деятельности / М.В. Ященко // Социально-психологические проблемы современного общества и человека: пути решения : материалы Международной научно-практической конференции. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова. -

2015.-С. 234-236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.