Научная статья на тему 'Допинг для рынка'

Допинг для рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Арабаджи

С весны в салонах российских автодилеров вновь появились многомесячные очереди на приобретение новых автомобилей. Возник и дефицит на ряд моделей, как это бывало в докризисные времена. Что это, признак выздоровления индустрии? Ситуацию анализирует Татьяна Арабад жи, директор Russian Automotive Market Research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Допинг для рынка»

механика бизнеса

рынки

Допинг для рынка

С весны в салонах российских автодилеров вновь появились многомесячные очереди на приобретение новых автомобилей. Возник и дефицит на ряд моделей, как это бывало в докризисные времена.

Татьяна Арабаджи

директор аналитического агентства Russian Automotive Market Research

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первой половине 2010 года в России было продано 790,5 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей — на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Можно ли назвать все это явным признаком того, что российский авторынок наконец-таки прошел кризисное «дно» и начинается последовательный рост из месяца в месяц, как полагают многие его участники?

К сожалению, все не так однозначно, если начать вдаваться в детали. На рост, безусловно, весьма эффективно работают государственные меры по стимулированию

авторынка — программы субсидирования ставки по автокредитам и утилизации. Против — целый ряд неблагоприятных макроэкономических тенденций. Так что вопрос в том, сохранится ли и дальше сложившийся баланс разнонаправленно действующих факторов, который дал нам трехпроцентный рост.

Нужно отдать должное госпрограммам поддержки рынка: в первом полугодии 2010-го каждая десятая машина в России продавалась по программе утилизации. Этот результат мог быть даже более существенным, если бы автопроизводители оказались готовы к повышенному спросу и смогли предложить рынку большее количество автомобилей. В первую очередь это касается АвтоВАЗа, поскольку львиная доля машин, реализуемых по программе (около 80%), — это продукция именно тольяттинского автозавода.

Если исключить автомобили, проданные по программе утилизации, то полученный результат полугодовых продаж (709,5 тыс.) оказался бы даже ниже прошлогоднего (767,2 тыс.) на 7,5%. Так что с уверенностью можно сказать: без господдержки рынок в первом полугодии продолжал бы, скорее всего, демонстрировать отрицательную динамику. Подтверждает этот вывод и ход продаж иномарок — легковых и легких коммерческих автомобилей. Государственные меры поддержки напрямую затронули этот сегмент лишь в незначительной степени, так что статистика здесь носит исключительно «рыночный» характер. Иномарок за полгода продано 497,5 тыс., и это на 5,7% меньше, чем за аналогичный прошлогодний период. Впрочем, в мае-июле наблюдалось некоторое улучшение продаж иномарок почти всех клас-

Неустойчивый позитив

Продажи легковых автомобилей в РФ, шт.

Продажи легких коммерческих автомобилей, шт.

0 1 II III IV V VI Vil VIII IX X Я XII о

Источники: данные Ассоциации европейского бизнеса, анализ Russian Automotive Market Research

VI VII VIII IX

81 тыс. _ автомобилем

удалось продать по программе утилизации в первой половине 2010 года. Без них авторынок продемонстрировал бы не 3-процентный рост, а 7,5-процентное падение

механика бизнеса рынки

г

сов, в том числе и тех, которые не вошли в программу утилизации, — в сравнении с тем же отрезком 2009-го. Но эта активизация, в свою очередь, обнажила другую проблему — недооценку спроса многими дилерами, которые оказались не готовы к активизации покупателей и заказывали автомобили, исходя из неутешительной прошлогодней динамики. Сейчас маятник ожиданий дилеров качнулся в другую сторону: предполагается, что в последнем квартале 2010 года в дилерские сети поступит значительное количество иномарок, и есть опасения, что возникнут проблемы со сбытом.

В отличие от государства, макроэкономика вовсе не стимулирует спрос на автомобили. Очень настораживает характер изменения реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы — в сравнении со статистикой двухлетней давности. С марта 2010-го рост реальных располагаемых доходов по отношению к тому же периоду 2008

года замедлился, а в июле эта цифра оказалась даже ниже. С мая текущего года резко сократились темпы роста реальной заработной платы. Статистика по ВВП также заставляет относиться к чересчур оптимистичным прогнозам с настороженностью. Пока не прослеживается четкой положительной динамики, но в среднем этот показатель держится на уровне 95% к 2008 году.

Следует отметить, что в июле продажи легковых и легких коммерческих автомобилей были чуть ниже, чем месяцем ранее. С одной стороны, это может быть связано с традиционным летним затишьем. С другой — возможно, свидетельствует о том, что на автомобильном рынке обозначился новый тренд — фиксация среднемесячных продаж на уровне 167-170 тыс. автомобилей до конца года. В таком случае этот сегмент авторынка по итогам года может составить 1,79-1,81 млн автомобилей, что превышает недавний прогноз Ассоциации европейского бизнеса на 1,67 млн единиц.

Таким образом, пока трудно охарактеризовать развитие автомобильного рынка одним словом — положительное или отрицательное. Показатели по ряду ключевых параметров «скачут»; продажи марок, которые оказались в рамках действия программы утилизации и вне ее, демонстрируют разнонаправленную динамику. Так, например, продажи Ford и Chevrolet в январе-июле по сравнению с прошлым годом снижались, а KIA и Renault — росли.

При этом важно помнить, что госпрограммы поддержки авторынка конечны и по времени, и по объему выделяемых средств. Европейский опыт использования утилизационных программ показывает нам, что сразу же после их завершения, как правило, начинается заметный спад продаж.

Итак, главная интрига в вопросе развития российского авторынка переносится на период окончания утилизационной программы. Уже сейчас можно приблизительно спрогнозировать, когда это должно произойти, отталкиваясь от темпов продаж по программе, набранных в первой половине года. Для того чтобы реализовать машины по второму этапу и остатки по первому, потребуется около десяти месяцев. То есть до июня 2011 года рынку обеспечена «стимуляция». Впрочем, если автопроизводители, в первую очередь АвтоВАЗ, сумеют скорректировать производственные планы и набрать обороты, то автомобили по программе могут реализоваться быстрее — к следующей весне. Пока правительство рассчитывает, что к окончанию действия второго этапа программы утилизации российский авторынок встанет на ноги, и тогда отечественные автопроизводители (прежде всего) смогут обходиться и без государственной поддержки. Понадобится ли третий этап? Это уже будет зависеть от динамики макроэкономических показателей: цен на нефть, уровня ВВП, роста реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения и доступности кредитных ресурсов. ■

Доходы снижаются

Изменение реальных располагаемых доходов населения Изменение реальной заработной платы в % к соответствующему периоду

в % к соответствующему периоду

Источники: данные Росстата, анализ Russian Automotive Market Research

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.