Научная статья на тему 'ДОНОРСТВО КАК КОМПОНЕНТ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ'

ДОНОРСТВО КАК КОМПОНЕНТ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
177
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / ДОНОРСТВО / МОТИВАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ГУМАНИЗМ / РЕГИСТР ДОНОРОВ КОСТНОГО МОЗГА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ильенко Л. И., Мурадян Т. Г., Орлова Н. В., Нечмирь М. А., Некрасова А. М.

Цель. Гуманистическое воспитание студентов через привлечение к донорству крови. Материал и методы. Проведено анкетирование 4020 участников Дня доноров в ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова МЗ РФ с последующим анализом и статистической обработкой полученных данных. Результаты. Развитие донорства в рамках воспитательной внеучебной деятельности позволило увеличить количество доноров в РНИМУ им. Н. И. Пирогова до 2 тыс. человек. По данным анкетирования: 88,6% опрошенных на первое место выдвигают мотивацию оказания помощи нуждающимся, 44,2% считают донорство полезным для здоровья, а 24,4% считают донорство своим гражданским долгом, 9,2% сдают кровь в связи с тем, что друзьям или родственникам помогло переливание крови. Наилучшим форматом признан выезд в университет бригады специалистов учреждений службы крови. Причины отказа от участия в донорском движении: 17,5% не знают, где и как можно стать донором, 16,0% уверены, что во время донации ухудшится самочувствие, 14,4% не находят свободного времени и 11,4% не устраивает расположение учреждений службы крови, а 13,7% избегает проблем с работодателем или ВУЗом. С 2020г создан собственный регистр доноров костного мозга, входящий в состав Федерального регистра доноров костного мозга. Более 1 тыс. студентов вступили в Регистр, 9 сдали костный мозг для пациентов. Заключение. Воспитательная работа со студентами-медиками должна включать популяризацию донорства, как формирование морально-этической нормы и гражданского долга. Необходимо информирование студентов о донорстве, создание комфортных условий и маршрутизация доноров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ильенко Л. И., Мурадян Т. Г., Орлова Н. В., Нечмирь М. А., Некрасова А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DONORSHIP AS A COMPONENT OF HUMANISTIC EDUCATION OF MEDICAL STUDENTS

Aim. Humanistic education of students through involvement in blood donation. Material and methods. A survey of 4020 participants of the Donor Day was conducted at the Pirogov Russian National Research Medical University with subsequent analysis and statistical processing of the data obtained. Results. The development of donation within the educational extracurricular activities has made it possible to increase the number of donors in the Pirogov Russian National Research Medical University to 2000 people. According to the survey, 88,6% of respondents put forward the motivation to help those in need in the first place, while 44,2% consider donation to be beneficial for health, and 24,4% consider donation to be their civic duty. In addition, 9,2% donate blood due to the fact that friends or relatives benefited from blood transfusions. Departure of a team of specialists from blood service institutions to the university was recognized as the best format. There were following reasons for refusing to participate in the donorship: 17,5% do not know where and how to become a donor, 16,0% are sure that health will worsen during donation, 14,4% do not find free time, 11,4% are not satisfied the location of blood service institutions, and 13,7% avoid problems with the employer or the university. Since 2020, our own register of bone marrow donors has been created, which is part of the Federal Register of Bone Marrow Donors. More than 1000 students entered the Register, while 9 donated bone marrow for patients. Conclusion. Educational work with medical students should include the popularization of donation, as the formation of a moral and ethical standard and civic duty. It is necessary to inform students about donation, create comfortable conditions and route donors.

Текст научной работы на тему «ДОНОРСТВО КАК КОМПОНЕНТ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ»

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(S4):3414. doi:10.15829/1728-8800-2022-3414 ISSN 1728-8800 (Print) ISSN 2619-0125 (Online)

KS

¿Йч м

РОПНИЗ

РОССИЙСКОЕ

КАРДИОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБЩЕСТВО

Донорство как компонент гуманистического воспитания студентов медицинских ВУЗов

Ильенко Л. И., Мурадян Т. Г., Орлова Н. В., Нечмирь М. А., Некрасова А. М.

ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова" Минздрава России. Москва, Россия

Цель. Гуманистическое воспитание студентов через привлечение к донорству крови.

Материал и методы. Проведено анкетирование 4020 участников Дня доноров в ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова МЗ РФ с последующим анализом и статистической обработкой полученных данных. Результаты. Развитие донорства в рамках воспитательной внеучеб-ной деятельности позволило увеличить количество доноров в РНИМУ им. Н. И. Пирогова до 2 тыс. человек. По данным анкетирования: 88,6% опрошенных на первое место выдвигают мотивацию оказания помощи нуждающимся, 44,2% считают донорство полезным для здоровья, а 24,4% считают донорство своим гражданским долгом, 9,2% сдают кровь в связи с тем, что друзьям или родственникам помогло переливание крови. Наилучшим форматом признан выезд в университет бригады специалистов учреждений службы крови. Причины отказа от участия в донорском движении: 17,5% не знают, где и как можно стать донором, 16,0% уверены, что во время донации ухудшится самочувствие, 14,4% не находят свободного времени и 11,4% не устраивает расположение учреждений службы крови, а 13,7% избегает проблем с работодателем или ВУЗом. С 2020г создан собственный регистр доноров костного мозга, входящий в состав Федерального регистра доноров костного мозга. Более 1 тыс. студентов вступили в Регистр, 9 сдали костный мозг для пациентов.

Заключение. Воспитательная работа со студентами-медиками должна включать популяризацию донорства, как формирование морально-этической нормы и гражданского долга. Необходимо информирование студентов о донорстве, создание комфортных условий и маршрутизация доноров.

Ключевые слова: студенты-медики, донорство, мотивация, воспитательная работа, гуманизм, регистр доноров костного мозга.

Отношения и деятельность: нет.

Поступила 14/09-2022 Рецензия получена 21/10-2022 Принята к публикации 24/10-2022

Для цитирования: Ильенко Л. И., Мурадян Т. Г., Орлова Н. В., Нечмирь М. А., Некрасова А. М. Донорство как компонент гуманистического воспитания студентов медицинских ВУЗов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21^):3414. doi:10.15829/1728-8800-2022-3414. EDN MPRLAO

Donorship as a component of humanistic education of medical students

Ilyenko L. I., Muradyan T. G., Orlova N.V., Nechmir M. A., Nekrasova A. M. Pirogov Russian National Research Medical University. Moscow, Russia

Aim. Humanistic education of students through involvement in blood donation.

Material and methods. A survey of 4020 participants of the Donor Day was conducted at the Pirogov Russian National Research Medical University with subsequent analysis and statistical processing of the data obtained.

Results. The development of donation within the educational extracurricular activities has made it possible to increase the number of donors in the Pirogov Russian National Research Medical University to 2000 people. According to the survey, 88,6% of respondents put forward the motivation to help those in need in the first place, while 44,2% consider donation to be beneficial for health, and 24,4% consider donation to be their civic duty. In addition, 9,2% donate blood due to the fact that friends or relatives benefited from blood transfusions. Departure of a team of specialists from blood service institutions to

the university was recognized as the best format. There were following reasons for refusing to participate in the donorship: 17,5% do not know where and how to become a donor, 16,0% are sure that health will worsen during donation, 14,4% do not find free time, 11,4% are not satisfied the location of blood service institutions, and 13,7% avoid problems with the employer or the university. Since 2020, our own register of bone marrow donors has been created, which is part of the Federal Register of Bone Marrow Donors. More than 1000 students entered the Register, while 9 donated bone marrow for patients. Conclusion. Educational work with medical students should include the popularization of donation, as the formation of a moral and ethical standard and civic duty. It is necessary to inform students about donation, create comfortable conditions and route donors. Keywords: medical students, donation, motivation, educational work, humanism, bone marrow donor registry.

*Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): e-mail: vrach315@yandex.ru

[Ильенко Л. И. — д.м.н., профессор, декан педиатрического факультета, зав. кафедрой госпитальной педиатрии № 2 педиатрического факультета, ORCID: 0000-0001-8375-4569, Мурадян Т. Г. — начальник лечебного отдела, руководитель Донорского движения, начальник отдела по развитию регистра доноров костного мозга, ORCID: 0000-0002-4322-4958, Орлова Н. В.* — д.м.н., профессор, профессор кафедры факультетской терапии педиатрического факультета, ORCID: 0000-0002-4293-3285, Нечмирь М. А. — старший инспектор отдела по развитию регистра доноров костного мозга, ORCID: 0000-0003-2688-7060, Некрасова А. М. — старший инспектор отдела по развитию регистра доноров костного мозга, ORCID: 0000-0002-2705-8769].

Relationships and Activities: none.

Ilyenko L. I . ORCID: 0000-0001-8375-4569, Muradyan T. G. ORCID: 0000-0002-4322-4958, Orlova N. V.* ORCID: 0000-0002-4293-3285, Nechmir M. A. ORCID: 0000-0003-2688-7060, Nekrasova A. M. ORCID: 0000-0002-2705-8769.

Corresponding author: vrach315@yandex.ru

ВУЗ — высшее учебное заведение, COVID-19 — новая коронавирусная инфекция.

В 2020г в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" были внесены изменения по вопросам воспитания обучающихся. Воспитание рассматривается, как "деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде"1. Воспитание формирует гражданскую ответственность и патриотизм, которые являются основой донорского движения.

Воспитательная работа со студентами является важной составляющей образовательного процесса, наряду с учебной и научной деятельностью.

1 Федеральный закон № 304-ФЗ от 31.07.2020 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". Собрание законодательных актов РФ. 2020. № 31. Ст. 5063.

Received: 14/09-2022 Revision Received: 21/10-2022 Accepted: 24/10-2022

For citation: Ilyenko L. I., Muradyan T. G., Orlova N. V., NechmirM. A., Nekrasova A. M. Donorship as a component of humanistic education of medical students. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(4S):3414. doi:10.15829/1728-8800-2022-3414. EDN MPRLAO

В 1999г в РНИМУ им. Н. И. Пирогова состоялось совещание проректоров, на котором была утверждена концепция воспитательной работы в медицинском высшем учебном заведении (ВУЗ), был рекомендован проректор по воспитательной работе и заместители деканов по воспитательной работе. Основой воспитания студента медицинского ВУЗ в нашей стране является формирование личности врача-гуманиста, готового применять свои знания и опыт во благо пациента. Формами нравственного воспитания являются волонтерское и донорское движение. Донорство воспитывает у студентов доброту, отзывчивость, бескорыстность, гуманизм и патриотизм.

В Российской Федерации донорство регламентируется Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентов" № 125-ФЗ от 20.07.2012г (далее — Федеральный закон) [1]. Донорская кровь используется при лечение широкого спектра заболеваний, начиная от наследственных, онкологических заболеваний, до травм. Трансфузиологическое пособие является вспомогательным методов в большинстве областей медицины, при этом полноценной замены донорской крови и компонентам, несмотря на стремительное развитие медицинской науки, нет. В настоящее время добровольные доноры крови являются единственным источником кро-

Ключевые моменты

Показана важная роль донорства в воспитательной работе студентов-медиков и формировании у них морально-этической нормы и гражданского долга.

Участие в донорском движении способствует гуманистическому воспитанию поколения медиков, способных сопереживать и проявлять активную гражданскую позицию. Для эффективности донорства крови и костного мозга требуются психологические консультации, информированность и логистика для создания благоприятных условий донорства.

Key messages

The important role of donation in the educational work of medical students and the formation of their moral and ethical standards and civic duty is shown. Participation in the donor movement contributes to the humanistic education of physicians who are able to empathize and take an active civic stand. Efficient blood and bone marrow donation requires psychological counselling, awareness and logistics to create an conducive environment for donation.

ви и компонентов для пополнения запасов центров крови и отделений переливания крови. Для поддержания достаточного уровня посещения донорами учреждений службы крови вне зависимости от внешних факторов (сезон, время года, чрезвычайные происшествия, пандемия и т.д.) необходимо повышение и поддержка высокого уровня осведомленности населения в донорстве крови.

В этом году исполнилось 190 лет с тех пор, когда в России впервые было проведено первое переливание крови. Переливание крови, проведенное А. Вольфом, позволило спасти жизнь роженице после большой кровопотери. Более широко переливание крови стали применять во время Первой мировой войны. В 1926г в Москве был открыт Институт переливания крови, где были разработаны научные подходы к переливанию крови, разработаны сыворотки для определения групп крови, разработаны инструкции для донорства. В период Великой Отечественной войны только официальное количество доноров составило 5,5 млн, что спасло жизни многим тяжелораненым. В послевоенные десятилетия трансфузиология переживала этапы бурного развития, однако в 1990-х годах в связи с тяжелым социально-экономическим положением произошел серьезный спад донорской активности населения, что привело к внедрению платного донорства крови и/или компонентов. В 2008г Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральным медико-биологическим агентством была принята к реализации масштабная программа развития Службы крови, что в корне изменило ситуацию с донорством: донорство перестало быть "проблемой" и стало элементом активности гражданской позиции.

Студенты, являясь социально активным и достаточно здоровых слоем населения, должны становиться основной целевой аудиторией донорской пропаганды. Абитуриенты медицинских ВУЗ в процессе подготовки к поступлению в медицинские университеты более детально изучают биологию, анатомию, в частности, разделы, посвященные группам и переливанию крови. Наиболее активными донорами являются студенты медицинских ВУЗ, которые осознают необходимость донорской крови для медицины, а также более осведомлены не только о безопасности донорства, но и о пользе для здоровья донора [2].

Студенты медицинских ВУЗ, попадая в медицинскую среду, проходя учебную и производственную практику, изучая клинические дисциплины на базе различных медицинских организаций, в т.ч. больниц, оказывающих экстренную медицинскую помощь и/или имеющих в своем составе отделения переливания крови, видят потребность в донорской крови, ее применение и результаты, что благо-

приятно влияет на их решение становиться донором крови.

Целью данного исследования послужил поиск подходов к гуманистическому воспитанию студентов через информирование и привлечение к донорству крови и/или компонентов (далее — донорство).

Материал и методы

Проведено анкетирование (с возможностью множественного выбора) 4020 участников Дня донора в ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России с последующим анализом и статистической обработкой полученных данных. Исследование, представленное в статье, выполнено с соблюдением этических норм и в соответствии с Хельсинкской декларацией. Работа выполнена без задействования грантов и финансовой поддержки от общественных, некоммерческих и коммерческих организаций.

Результаты и обсуждение

По данным анкетирования, проведенного РНИМУ им. Н. И. Пирогова, 42,3% опрошенных считают, что донорство должно быть исключительно безвозмездным (или с компенсацией питания), 46,4% допускают параллельное существования платных донаций крови, при этом 11,4% считают, что донорство должно быть платным.

В Российской Федерации >95% сдают кровь безвозмездно. Наряду с этим, существует система компенсаций и вознаграждения, такие как освобождение от работы в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день медицинского обследования с сохранением за ним среднего заработка за эти дни, а также льготы и меры социальной поддержки для почетных доноров (внеочередное лечение в государственных или муниципальных организациях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения; предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года; ежегодная денежная выплата) [3]. В то же время социологические исследования показывают, что мотивирующие факторы у доноров, как правило, имеют комплексный характер. Но даже в случае, если донор сдает кровь за вознаграждение, очень часто на первом месте среди причин стоит стремление помочь людям. С принятием Федерального закона в 2012г удалось отказаться от платного донорства, оставив лишь исключительные случаи. Всемирная организация здравоохранения рассматривает донорство в первую очередь как альтруистическое движение. В странах Западной Европы и в США с осуждением относятся к платному донорству.

Личный опыт необходимости донорской крови

Гражданский долг

Польза для здоровья

Оказание помощи нуждающимся

0,00%

Рис. 1 Мотивация к сдаче крови и/или ее компонентов.

20,00%

40,00%

60,00%

80,00%

100,00%

Согласно анкетированию, проведенному РНИМУ им. Н. И. Пирогова, 88,6% опрошенных на первое место выдвигают мотивацию оказания помощи нуждающимся, 44,2% при этом считают донорство полезным для здоровья, а 24,4% считают донорство в т.ч. своим гражданским долгом. 9,2% сдают кровь в связи с тем, что друзьям или родственникам помогло переливание крови (рисунок 1).

Студенты других ВУЗ России также принимают активное участие в донорском движении. Примером участия студентов в донорстве является движение "Подари каплю надежды", которое ежегодно проходит в московских ВУЗ, наряду с РНИМУ им. Н. И. Пирогова, являются МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, МАИ и другие ВУЗ. Важным фактором сдачи крови является мотивация. Опрос 80 студентов различных ВУЗ города Москвы: МАИ (НИУ) им. Орджоникидзе, МГУ им. Ломоносова, РЭУ им. Г. В. Плеханова, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУДТ, МГППУ, МИФИ, МГИУ, МГСУ во время Дней Доноров выявил, что активными донорами являются 3% студентов, >90% принимают участие в этих акциях впервые2. Изучением отношения студентов к донорскому движению занимались в Шуйском филиале Ивановского государственного университета. Было проведено анкетирование 105 студентов, в результате которого выявлено, что для >50% опрошенных мотивацией для сдачи крови является стремление помочь людям, 75% студентов указали, что донорство — это благородное дело [4].

Студенты медицинских ВУЗ России также принимают активное участие в донорском движении и сдают кровь на безвозмездной основе. Исследование, проведенное среди студентов 1 курса Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского показало, что

2 Лукахина Ю. А. Отношение студенческой молодежи к донорству. В Сб. Ю. А. Лукахина, Е. А. Коган. Инновационный потенциал молодежи: патриотизм, образование, профессионализм. Сборник материалов Международной молодежной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 27-28 октября 2015 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2015:191-195.

главным движущим стимулом к сдаче крови является стремление помогать людям. Было отмечено, что в проводимых в ВУЗ Днях Донора количество желающих стать донорами постоянно увеличивается [5]. Анализ донорского движения с участием студентов РостГМУ показал, что на первом месте мотивирующих факторов стоят именно гуманистические идеалы, в то время как материальное поощрение респонденты ставили на последнее место3.

История донорского движения в РНИМУ им. Н. И. Пирогова начинается со времен Великой Отечественной войны, когда студенты и сотрудники сдавали кровь для фронта. В послевоенные годы не регулярных донорских акциях, курируемых Союзом Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, тысячи студентов и сотрудников сдавали кровь на выездных акциях в Университете. Забор крови осуществляли работники московской городской станции переливания крови. Как и во всей стране в 1990-х годах в Университете также был спад донорского движения. С 2008г в РНИМУ им. Н. И. Пирогова в рамках программы развития Службы крови начало возрождаться донорское движение, и 27 октября 2008г был организован и проведен первый День донора в РГМУ в здании Медицинского центра. В акции приняло участие 404 студента и 3 преподавателя. С учетом необходимости обеспечения процесса карантинизации плазмы донорские акции планировались 1 раз в семестр с разницей минимум в 180 дней. Далее донорское движение развивалось по пути увеличения числа дней в рамках одной донорской акции и увеличения количества таких акций, достигнув 32 дней в рамках 4 "Недель донора" к 2021г.

Развитие донорства в рамках воспитательной деятельности с первых дней пребывания в медицинском ВУЗ позволило увеличить количество до-

Сидоренко Ю. А., Якименко Л. А. Донорство как духовно-материальная ценность гуманистического воспитания. Современные научные исследования и инновации. 2016;(3). [Электронный ресурс. https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65836. (дата обращения: 14.08.2022).

3

Опасение проблем с руководством I

Неудобство расположения службы крови I

Отсутствие свободного времени I

Боятся ухудшения самочуствия I Не знают, где и как можно стать донором

0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00%

Рис. 2 Причины отказа стать донором.

норов, ежегодно сдающих кровь в Университете до 2 тыс. и более. Донорское движение РНИМУ им. Н. И. Пирогова вышло за рамки одного ВУЗа. По данным анкетирования, проведенного РНИМУ им. Н. И. Пирогова, среди участников донорского движения только 48,2% являются обучающимися РНИМУ им. Н. И. Пирогова, 33,0% — это обучающиеся других ВУЗ Москвы, в т.ч. медицинских, 17,4% — другие доноры, включающие в себя родственников обучающихся и сотрудников, выпускников, жителей близлежащих районов и 1,3% — сотрудники РНИМУ им. Н. И. Пирогова, как из числа профессорско-преподавательского состава, так и администрации.

Наилучшим форматом развития донорства среди обучающихся признаны выезды в университеты бригад специалистов учреждений службы крови, что позволяет без больших затрат времени пройти краткое медицинское обследование и в случае допуска со стороны врача-трансфузиолога сдать кровь. При правильной организации маршрутизации доноров весь процесс от момента регистрации до получения справки о кроводаче может занять не >30 мин. Отмечается большая вовлеченность в донорское движение студентов 1-3 курсов (1 курс — 20,8%, 2 курс — 18,7%, 3 курс — 15,1%) по сравнению со студентами 4-6 курсов (4 курс — 8,6%, 5 курс — 7,8%, 6 курс — 5,2%).

Стоит отметить, что недостаточная информированность и организационные вопросы являются причиной отказа от участия в донорском движении, исключая медицинские противопоказания. Так, среди респондентов, которые в настоящее время не являются донорами крови, 17,5% сообщили, что не знают, где и как можно стать донором, 16,0% уверены, что во время донации ухудшится самочувствие, 14,4% не находят свободного времени для сдачи крови и 11,4% не устраивает расположение учреждений службы крови, а 13,7% избегает проблем с работодателем или ВУЗом (рисунок 2).

Ежегодно увеличивается потребность медицины в стволовых гемопоэтических клетках. Особенностью нашего времени является тот факт, что для многих пациентов трансплантация костного мозга является единственным шансом на спасение жизни. Для возможности подбора донорских стволовых клеток необходима большая база, чтобы была возможность подбора донора для биологической совместимости. Потенциальным донорам необходимо пройти HLA-типирование, результаты которого заносятся в регистр. В настоящее время потребность РФ в стволовых гемопоэтических клетках составляет около миллиона образцов, по факту имеются только ~ 130 тыс. Опрос студентов Кировского ГМУ показал готовность студентов стать донорами стволовых клеток. Среди причин отказа были указаны отсутствие информации о существующей потребности в стволовых клетках, о процедуре забора клеток и донорских пунктах, а также опасение возможных осложнений. Большим объемом знаний обладали студенты старших курсов медицинского ВУЗ. Таким образом, причиной низкого уровня донорства стволовых клетках является низкая информированность студентов4. С 2020г на базе РНИМУ им. Н. И. Пирогова создан собственные регистр доноров костного мозга (далее — Регистр), входящий в состав Федерального регистра доноров костного мозга. В настоящее время >1 тыс. студентов вступили в Регистр, из которых 9 сдали костный мозг (стволовые клетки крови) для пациентов трансплантационных центров различных регионов России.

Потребность в донорской крови возрастает в условиях массовых катастроф. В период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19),

4 Панкратова А. С. Информированность студентов Кировского ГМУ о процедуре донорства костного мозга. Всероссийская научно-практическая конференция. "Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации" 2022:12-5.

с одной стороны, наблюдался рост в потребности донорской крови, а с другой стороны, отмечено значительное снижение доноров, что в итоге привело к дефициту крови во всех странах. В своем исследовании, проведенном в США, Khatun R, et al. (2021) отметили, что студенты-медики всегда являются потенциальным пулом доноров крови. Целью исследования явилось изучение отношения студентов-медиков к донорству крови в периоды повышенной потребности. Более 90% студентов были готовы сдать кровь, однако отметили, что в предыдущие компании сдавали кровь не добровольно [6]. На протяжении 2020 и 2021гг в период распространения и борьбы с COVID-19 РНИМУ им. Н. И. Пирогова стал единственным ВУЗом, который не отменил запланированные ранее донорские акции, также ввел дополнительные дни. Несмотря на введенные ограничительные меры в 2020г на донорских акциях в Университете кровь сдали 1171 студент, в 2021г — 1955, оказав реальную поддержку Службе крови, испытывающей дефицит доноров (не крови) в различные периоды самоизоляции. В т.ч. благодаря студентам, сдавшим кровь в период пандемии COVID-19, удалось сохранить стабильность работы Службы крови.

В зарубежных странах студенты-медики также рассматриваются как наиболее активная группа потенциальных доноров. Joseph N, et al. (2022) провели оценку осведомленности индийских студентов-медиков в отношении донорства крови во время пандемии COVID-19. В исследовании приняли участие 461 человек. Только 171 участник (37,1%) знал, что коронавирус не передается при переливании крови. Желание сдать кровь во время текущей пандемии выразили 339 (73,5%) участников. Осведомленность участников о некоторых ключевых вопросах, связанных с донорством крови и COVID-19, была признана недостаточной. Для улучшения практики донорства крови среди студентов требуются психологические консультации для уменьшения страхов, связанных с донорством крови, и информационные занятия для устранения неправильных представлений [7]. Исследование с участием 225 студентов-медиков и аспирантов, проведенное в Эфиопии, выявило, что 79,2% имели адекватные знания и положительное отношение к донорству крови. Хотя большинство студентов положительно относились к донорству крови, практика донорства крови была низкой. Всего 12,5% студентов когда-либо сдавали кровь. Проведенное исследование определило необходимость разработки целевых стратегий для повышения осведомленности студентов, изучающих медицинские науки, о донорстве крови, а также мотивацию, побуждающую студентов добровольно сдавать кровь [8].

Исследование среди 362 студентов-медиков Португалии выявило, что 80,0% студентов бакалав-

риата, изучающих медицинские науки, не являются донорами, но они могут сдать кровь по запросу. Кампании и методы рекламы, ориентированные на возникающие потребности в донорстве крови, могут сыграть важную роль в привлечении новых доноров среди студентов [9]. Исследования выявили, что наряду с религиозными убеждениями, на отношение к донорству может влиять расовая принадлежность. Исследование, проведенное с участием 500 студентов первого и второго курсов медицинских школ штата Огайо, оценивало готовность стать донором. Было выявлено, что азиаты (отношение шансов: 0,5, 95% доверительный интервал: 0,2-0,9) и чернокожие (отношение шансов: 0,1, 95% доверительный интервал: 0,1-0,2) были менее склонны к донорству, чем белые. Среди причин отрицательного отношения были указаны религиозные мотивы, а также опасение, что при наличии донорской карты в критических ситуациях им может быть оказана медицинская помощь в недостаточном объеме [10].

В зарубежной практике проблема донорства рассматривается более широко, чем сдача крови или костного мозга. Донорство включает ткани, органы, а также "продукты жизнедеятельности", такие как абортированные плоды и грудное молоко. В связи с этим вопросы донорства затрагивают социологические и этические проблемы. Но большинство сходится во мнении, что донорство в развитых западных странах позиционируется с пожертвованием.

Результатами донорства являются:

• спасение жизни (с помощью трансплантации и переливания крови),

• создание жизни (с помощью искусственного зачатия),

• поддержка жизни (донорство грудного молока),

• улучшение жизни (донорство в исследовательской работе).

В случае донорства органов большая часть деятельности в поддержку донорства и многие кампании опирались на дискурс "подари жизнь", который отличает дар органа от других подарков, изображая его как бесценный дар жизни [11]. Донорство крови было основано на чувстве межличностной связи с другими людьми и на понимании уязвимости нас самих и/или наших близких, которым может понадобиться этот щедрый дар от других [12].

Заключение

Донорство крови является важной структурой отечественного здравоохранения. Поддержание достаточного уровня запасов крови и/или ее компонентов и развитие Федерального регистра доноров костного мозга имеет стратегическое значение

для обеспечения национальной безопасности, доступности медицинской помощи и благополучия населения. Донорство основано на принципах добровольных начал и безвозмездности, а также является высокосознательным патриотическим долгом каждого здорового человека, проявлением гуманизма и человеколюбия5. Воспитательная работа со студентами-медиками должна включать популяризацию донорства как формирование морально-этической нормы и гражданского долга. При построении грамотной информационной политики с представлением достоверных фактов о до-

5 Кислякова Л. П. Донорство как компонент национальной безопасности. Современные проблемы науки и образования. 2014;4. https://science-education.ru/ru/article/view?id=14092. (дата обращения: 28.08.2022).

Литература/References

1. Kiryuhina AM. Blood donation system in developed countries (using the example of the USA). Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Ser. 11: Sociology. 2021;(2):109-15. (In Russ.) Кирюхина А. М. Система донорства крови в развитых странах (на примере США). Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11: Социология. 2021;(2): 109-15. doi: 10.31249/rsoc/2021.02.09.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Chechetkin AV, Danil'chenko VV, Grigoryan MSh, et al. The main results of the Blood Service in the Russian Federation in 2015. Transfuziologiya. 2016;(3):4-12. (In Russ.) Чечеткин А. В., Да-нильченко В. В., Григорян М. Ш. и др. Основные итоги деятельности Службы крови в Российской Федерации в 2015 году. Трансфузиология. 2016;(3):4-12. EDN: ZHJYQN.

3. Orloveckaya AG. Blood donation as a social practice: Russian specifics. Journal of Social Policy Research. 2017;(14):7-20. (In Russ.) Орловецкая А. Г. Донорство крови как социальная практика: российская специфика. Журнал исследований социальной политики. 2017;(14):7-20. doi:10.17323/1727-0634-2017-15-1-7-20.

4. Kislyakova LP. Directions of formation of blood donation culture among students. Modern studies of social problems (electronic scientific journal), Modern Research of Social Problems. 2014;(5). (In Russ.) Кислякова Л. П. Направления формирования у студенческой молодежи культуры донорства крови. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems. 2014;(5). doi:1012731/2218-7405-2014-5-13.

5. Batkaeva R, Malinina D. Attitude of medical university students to the problem of blood donation in Russia Bulletin of Medical Internet Conferences. 2017;(7):124-5. (In Russ.) Баткаева Р., Малинина Д. Отношение студентов медицинского вуза к про-

норстве, создании благоприятных и комфортных условий с точки зрения логистики, маршрутизации доноров возможна полноценная реализация донорского потенциала студентов-медиков, осознающих потребность, отсутствие альтернативы в донорской крови и безопасность донорства. При этом вовлечение будущих медиков в такой гуманистический процесс, как донорство крови и компонентов, позволяет воспитать поколение медиков, способное сопереживать и проявлять активную гражданскую позицию, как в коллективе в целом, так и индивидуально при необходимости.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

блеме донорства крови в России. Bulletin of Medical Internet Conferences. 2017;(7):124-5.

6. Khatun R, Otaibi BW, Ssentongo A, et al. Medical Student Attitudes Toward Blood Donation in Times of Increased Need. Am Surg. 2021:31348211011083. doi:101177/00031348211011083.

7. Joseph N, Khaitan S. Awareness, Perception, and Practices Towards Blood Donation Among Undergraduate Health Science Students of India During the COVID-19 Pandemic. Indian J Hematol Blood Transfus. 2022:1-8. doi:10.1007/s12288-022-01548-8. Epub ahead of print.

8. Melku M, Asrie F, Shiferaw E, et al. Knowledge, Attitude and Practice Regarding Blood Donation among Graduating Undergraduate Health Science Students at the University of Gondar, Northwest Ethiopia. Ethiop J Health Sci. 2018;28(5):571-82. doi:10.4314/ejhs.v28i5.8.

9. Gomes MJ, Nogueira AJ, Antao C, et al. Motivations and attitudes towards the act of blood donation among undergraduate health science students. Transfus Apher Sci. 2019;58(2):147-51. doi:10. 1016/j.transci.2018.12.018.

10. Edwards TM, Essman C, Thornton JD. Assessing racial and ethnic differences in medical student knowledge, attitudes and behaviors regarding organ donation. J Natl Med Assoc. 2007;99(2):131-7.

11. Zeiler K. Neither property right nor heroic gift, neither sacrifice nor aporia: The benefit of the theoretical lens ofsharing in donation ethics. Medicine, Health Care and Philosophy. 2014;17:171-81. doi:101007/s11019-013-9514-0.

12. Richard M. Titmuss, The Gift Relationship: From Human Blood to Social Policy, Allen and Unwin. London. 1970. p. 339. doi:10.1017/ S004727940000221X.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.