ряженной забрюшинной гематомы и неповрежденном заднем листке париетальной брюшины после санации и дренирования брюшной полости за пострадавшим устанавливается динамическое наблюдение. Обнаружение забрюшинных гематом в панкреатодуоденальной зоне подразумевает выполнение традиционной лапаротомии и ревизии указанной зоны. Эта операция может носить срочный характер и выполняться после стабилизации состояния пострадавшего. Экстренной ревизии из традиционного доступа подлежат напряженные забрюшинные гематомы в области почек и магистральных сосудов.
Показаниями к выполнению экстренной лапа-ротомии с полноценной ревизией органов брюшной полости (или забрюшинного пространства) являются:
х продолжающееся кровотечение в брюшную полость, угрожающее жизни пострадавшего;
х напряженные, имеющие тенденцию к увеличению забрюшинные гематомы в проекции почек и магистральных сосудов.
Все остальные оперативные вмешательства по поводу повреждений органов брюшной полости у пострадавших с сочетанной шокогенной травмой живота могут выполняться в срочном порядке после стабилизации состояния пациента.
Учитывая изложенное, следует признать, что применение малоинвазивных эндовидеохирургических лечебно-диагностических методов в хирургии повреждений, особенно при сочетанной шокогенной травме весьма перспективно. Следует использовать все возможности для создания в каждом многопрофильном стационаре, занимающемся оказанием помощи пострадавшим с политравмой, отделений эндовидеохирургии, и использовать их возможности не только в плановой хирургии, но и в экстренных случаях, особенно при шокогенной травме. Использование этих методик неизменно приводит к уменьшению количества неоправданных лапаро- и торакотомий, а вследствие этого — к снижению числа осложнений и общей летальности, приводя в конечном счете к улучшению результатов лечения указанного контингента пострадавших.
Е.Т. Рустамова, А.В. Новожилов, С.Е. Григорьев, В.И. Батеха, М.Н. Корнилов, Д.В. Косенкова
ДОМИНИРУЮЩИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЖИВОТА В СТРУКТУРЕ СОЧЕТАННОЙ АБДОМИНАЛЬНОЙ ТРАВМЫ В ПРОМЫШЛЕННЫХ ЦЕНТРАХ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
Иркутский государственный медицинский университет (Иркутск)
НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН (Иркутск)
Традиционно анализируют результаты лечения пострадавших, что маскирует наиболее тяжелые варианты сочетанной абдоминальной травмы, когда пострадавшие погибают на догоспитальном этапе. Таким образом, при обработке клинических данных всегда существует вероятность ошибки вследствие смещения результатов исследования в сторону уменьшения тяжести травмы. В связи с этим целью нашего исследования явилось изучить характеристики доминирующих повреждений живота в структуре сочетанной абдоминальной травмы, в том числе у умерших пострадавших, провести их сравнительный анализ и выявить возможные различия.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Фрагмент исследования в рамках протокола МОСТ (мониторинг сочетанной травмы), разработанного К.А. Апарциным и соавт. Проанализированы результаты наблюдений в гг. Иркутск и Улан-Удэ за 2004 г.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Всего выявлено в Иркутске 439 (40 %) и Улан-Удэ 202 (43,3 %) случая сочетанной травмы живота. Повреждения живота доминировали в 159
(36,2 %) и 69 (34,1 %) случаях соответственно. Распределение по полу: мужчин было 114 (71,6%) и 54 (78,2 %), средний возраст которых составил 34,4 года (31,7 — 37,1) и 37,2 года (33,6 — 40,9), женщин 45 (28,4 %) и 15 (21,8%), средний возраст — 36,4 года (33,1 —39,6) и 45,2 года (33,3 — 57,2), при этом значимых различий не наблюдалось. В структуре сочетаний повреждений живота с другими областями в Иркутске значимо чаще (9,1 % против 5,7 %; р = 0,05) встречалось сочетание «грудь + живот». По механизму повреждений в обоих городах чаще встречалась тупая травма — 69 (43 %) и 32 (46 %) соответственно. На втором месте в Иркутске была колото-резаная — 47 (30 %), затем автомобильная травмы — 24 (15 %). В Улан-Удэ, наоборот, автомобильная — 20 (29 %), колото-резанная — 11 (16 %). По тяжести повреждений в обоих городах превалировала автомобильная травма, при этом в Иркутске тяжесть была достоверно выше: ISS 30,8 (23,4 — 38,3) баллов, ВПХ 8 (5,3—10,6) баллов против КЗ 17,8 (11,5-24,0) баллов, ВПХ 6,18 (1,76-10,59) баллов соответственно. Летальность при автомобильной травме в Иркутске была значимо выше (62 % против 20 %, р < 0,005). В структуре тяжелой (более 1 балла по шкале ВПХ) сочетанной абдоминальной травмы по тяжести повреждений в обоих го-
170
Хирургия сочетанных повреждений
родах доминировал живот — 129 (38 %) и 55 (33 %). В группе пострадавших с легкими повреждениями (0,05 — 0,4 баллов по ВПХ) оказалось 14 (8,8 %) и 3 (4,3 %), со среднетяжелыми (0,5 — 0,9 баллов) — 16 (10 %) и 11 (15,9 %) соответственно. Летальности в данных группах не было. С тяжелыми (1 — 12 баллов) повреждениями было 105 (66 %) и 47 (68,1 %), летальность — 36,1 % и 29,7 % случая. С крайне тяжелыми (более 12 баллов) повреждениями оказалось 24 (15 %) и 8 (11,5 %), при этом летальность в данной группе в г. Улан-Удэ была достоверно выше, чем в г. Иркутске — 8 (100 %) против 20 (83,3 %). Общая летальность при сочетанной абдоминальной травме в Иркутске — 211 (48 %), в Улан-Удэ — 114 (56,4 %). У пострадавших с доминирующими повреждениями живота летальность 58 (36 %) и 22 (32 %), при этом на долю догоспитальной приходилось 51 (32 %) и 18 (26 %) случаев. Тяжесть повреждений у погибших на догоспитальном и госпитальном этапах значимо не различалась. Средняя продолжительность пребывания пострадавших в стационарах города Иркутска достоверно (р < 0,004) ниже, чем в Улан-Удэ — 13,9 дней (11,7 — 16,1) против 17,1 дней (14,1—20,7).
ВЫВОДЫ
На долю сочетанной абдоминальной травмы приходится около 40 % от всей сочетанной травмы, при этом примерно в 35 % случаев повреждения живота являются доминирующими по тяжести и стоят на первом месте. В г. Иркутске чаще встречаются сочетание повреждений «грудь + живот», что играет немаловажную роль в определении тактики ведения данной категории пациентов. Страдают преимущественно мужчины трудоспособного возраста. По механизму преобладает тупая травма, в то время как по тяжести — автомобильная, при этом в Иркутске она достоверно выше. Этим, вероятно, можно объяснить более высокую летальность при автомобильной травме в Иркутске — 62 % против 20 %. Большая часть пострадавших (около 60 %) попадают в группу с тяжелыми повреждениями. Летальность при крайне тяжелых повреждениях в г. Улан-Удэ достоверно выше, чем в г. Иркутске — 100 % против 83,3 %. Средняя продолжительность пребывания пострадавших в стационарах г. Иркутска значимо ниже, чем в г. Улан-Удэ.
А.И. Панасюк, Р.Р. Гумеров, К.А. Апарцин
ПРИМЕНЕНИЕ ВИДЕОЛАПАРОСКОПИИ В ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ СОЧЕТАННОЙ ТРАВМЫ
Иркутский государственный медицинский университет (Иркутск)
НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН (Иркутск) Областная клиническая больница (Иркутск)
Диагностика повреждений живота — одна из актуальных проблем неотложной хирургии. Клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования (рентгенологические, ультразвуковые, компьютерная томография) не обладают абсолютными диагностическими возможностями.
Среди инвазивных методов чаще используется лапароцентез. Однако значение его в диагностике повреждений оценивается по-разному. Диагностическая эффективность лапароцентеза составляет не более 80 %, и в среднем в 3 % случаев его данные оказываются ложноположительными, в 10% — ложноотрицательными и в 7 % — сомнительными (Цыбуляк Г.Н., 1995; Брюсов П.Г. и др., 1997).
Значение видеолапароскопии (ВЛС) в диагностике травм живота высоко оценивается многими авторами, ее диагностическая эффективность составляет 97,2 — 99 % (Борисов А.Е., Левин Л.А., 2003; Рутенбург Г.М., Стрижелецкий В.В., 2004). Результатом применения лапароскопических технологий стало уменьшение числа напрасных лапа-ротомий в среднем в три раза (Рутенбург Г.М., Стрижелецкий В.В., 2004).
ЦЕЛЬ
Оценить эффективность внедрения видеолапароскопии (ВЛС) в диагностический и лечебный алгоритмы пострадавших с сочетанной травмой живота.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проанализированы первые результаты применения ВЛС при повреждениях живота. Оценивали характер операции и послеоперационного периода, длительность пребывания на койке.
В основную группу вошли пациенты, которым была выполнена ВЛС в 2004 г. В группу клинического сравнения (ГКС) были включены 52 пациента, выбранных из базы данных пострадавших с сочетанной травмой, находившихся на лечении в госпитальной хирургической клинике ИГМУ на базе отделения хирургии ГУЗ ОКБ в 2004 г. Пациенты ГКС были идентичны пациентам основной группы по полу, возрасту, тяжести органных повреждений и сопутствующей патологии.
Показания к проведению ВЛС: а) подозрение на закрытую травму органов брюшной полости
Хирургия сочетаннык повреждений
171