УДК 316
Савченко Дмитрий Владимирович
адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России [email protected] Dmitry V. Savchenko
graduated in a military academy of department of philosophy and sociology of the Ministry of Internal Affairs Krasnodar university of Russia [email protected]
Доминирующие концепции и системы управления в социальных группах Dominant conception and management in social groups
Аннотация. В статье отмечается, что современное общество усложняется и диверсифицируется на фоне масштабных социокоммуникативных и социокультурных трансформаций. В этой связи происходит переопределение функционально-ролевого набора основных социальных институтов, систем и подсистем. Новые условия усиливают значимость социального управления в целом и, применительно к социальной группе - в частности.
Ключевые слова: социальная группа, общество, система управления, доминирующие концепции
The summary. Modern society is complicated and diversified in the background of large-scale sociocommunicative and sociocultural transformations. In this regard, you override the functional-role set of core social institutions, systems and subsystems. New conditions reinforce the importance of social management in general and in relation to a social group.
Keywords: social group, society, the control system, the dominant concept
Целенаправленное воздействие на общество принято называть социальным управлением. Следует различать понятие «социальное управление» в широком смысле слова, которое предполагает упорядочение, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие общества. Социальное управление имеет специфические черты, которые обусловлены общественной природой данного явления. Так, оно занимает определенное место в рамках социальной системы, выполняет соответствующую функцию по отношению к этой системе и интегрировано, через средства материальной и духовной культуры, в контекст социального процесса [9].
Не всякое управление в обществе можно называть социальным, так, управление техническими системами, автоматикой или воздействие на природные явления, или единичные влияния человека на других людей, наконец, на самого себя - все это другого рода воздействия.
Под «социальным управлением» обычно понимают управление социальной сферой как неким «пространством» жизнедеятельности, где обеспечивается воспроизводство, развитие и самореализация социального субъекта (индивида, группы, общности) и регулируется его взаимодействие с другими социальными субъектами [10].
Таким образом, с одной стороны, под социальным управлением понимают особый вид социальной деятельности, взаимодействия между субъектом и объектом управления, целью которого является обеспечение единства и согласованности совместных усилий людей для решения социально значимых задач. С другой стороны, рассматривают как воздействие на социальную сферу, целенаправленное изменение общественного положения и образа жизни социальных групп, а также обеспечение условий жизнедеятельности человека [1].
Именно в силу стремительно происходящих изменений в социуме начала-середины XX в. возникли предпосылки для возникновения специальной (частной) социологической теории - социологии управления. В центре внимания социологии управления - система и процессы управления в условиях, складывающихся в обществе социальных отношений, а также общественные цели управления с точки зрения социальных критериев; их соответствие интересам и желаниям управляемых; анализ социальных последствий принимаемых решений; отношение исполнителей к данным решениям; система учета интересов, мнений, предложений людей [7, с. 252-253].
В современных условиях общество все более усложняется и диверсифицируется. В такой ситуации без отлаженной системы управления невозможно обеспечить стабильность и прогрессивное развитие социума. Без оптимизации системы управления и упорядочивания социальной структуры возникает противоречие между основными социальными группами и институтами, что влечет за собой деструктивные последствия для государства [5]. Также, немаловажно усиливать теоретико-методологическую, фундаментальную научную составляющую системы управления на различных уровнях. Социологическое знание - как теоретического, так и прикладного характера, должно лечь в основу совершенствования механизмов управления обществом, обогатить управленческие кадры новыми знаниями, которые можно использовать в работе с управляемым объектом.
Реализуя социологический подход к анализу основных объектов социологии управления, мы можем прийти к выводу о том, что управление в современном социуме выполняет функции социального института. Данная точка зрения становится все более распространенной в научной литературе.
В условиях бурного прогресса информационно-компьютерных технологий и научно-технической революции конца XX - начала XXI в. роль информационного фактора в функционировании института социального управления сложно переоценить. Социальный прогресс диктует необходимость активного внедрения в жизнь общества, а, значит, в сферу института социального управления, интернет-технологии. Виртуализируется процесс взаимодействия управляющих и управляемых объектов, субъекты социального
управления оказываются включенными в контекст воздействия информационно-компьютерных технологий. На примере информационно-компьютерных технологий мы можем зафиксировать важность такого понятия, как «социальные технологии», составной частью которых выступают информационно-компьютерные. Социализация через интернет становится важным элементом современного общества, ввиду чего в последнее время все больше исследователей уделяют внимание этому феномену [5, с. 59-63].
П.Б. Кузьмич обращает внимание на важное значение социальных технологий в процессе управления. С точки зрения автора, в условиях высокой темпоральности социальных изменений, инновационности социальной среды организации возникает объективная потребность в корректировке социальных методов и социальных технологий к управлению важнейшим организационным ресурсом - человеческим, и наполнении применяемых технологий новым содержанием, обеспечивающим их инкорпорированность со стратегическим подходом в управлении, поиском наиболее эффективных моделей взаимодействия с социальной средой. По мнению социолога, применение в управленческой практике организациями современных социальных технологий способствует повышению эффективности принимаемых решений, обеспечению инновационного развития организации. Социальные технологии представляют собой совокупность эффективных способов решения задач, приводящих к планируемому результату в области управления отдельным человеком, социальными группами и иерархическими социальными структурами. Это умение применять приемы и способы активного воздействия на социальную систему в целом либо на отдельные ее части в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов в целях получения наилучшего социального результата при наименьших управленческих издержках [4].
Целесообразно отметить, что социальные технологии используются в процессе управления на его различных уровнях. Одним из самых сложных, но в то же время ключевых направлений реализации управленческих технологий и систем управления выступают социальные группы. Стоит отметить, что термин «социальная группа» достаточно многозначен. Так, в научной литературе социальная группа рассматривается как «совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности» [7, с. 51].
При этом значительные сложности возникают (как у ученых-исследователей, так и практиков-управленцев) вследствие размытости понятия «социальная группа». Так, в научной литературе господствует точка зрения о том, что наличествуют три основных вида социальных групп:
- большая социальная группа (совокупность значительного числа людей, функционирующих в масштабах общества в целом и действующих совместно в социально значимых ситуациях - студенты, молодежь, шахтеры и т.д.);
- средняя (или вторичная) социальная группа (совокупность людей, занимающих определенную нишу в социальном пространстве общества,
обладающих программой совместной деятельности, в которую включен каждый ее участник - территориальные, производственные группы);
- малая социальная группа (совокупность людей, находящихся в непосредственном личном взаимодействии, осознающих свою принадлежность к данной группе и считающихся ее членами с точки зрения других людей) [7, с. 4748].
Сложность такой структуры социальных групп заключается в том, что ученые фактически используют «собирательный» термин (социальная группа), на деле описывая подчас самые разнообразные социальные образования. При этом в основе групповой дифференциации социума лежит целый «набор» факторов - возрастных, профессиональных, образовательных, этнических, гендерных, что значительно усложняет научный анализ.
В этой связи вполне закономерным выглядит факт того, что в современной социологической теории существует многообразие подходов к управлению социальными группами. Социология управления рассматривает влияние социальных механизмов на процессы менеджмента в различных группах, способы управленческого воздействия на коллективы. Во многих теоретических концепциях было сформировано понимание процесса управления группами как особого типа взаимодействия руководства и подчиненных, основанного на формальных нормах и устойчивой регуляции.
Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального -установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Все это -отдельные элементы социально-психологического климата. Отметим также, что состояния психики группы характеризуются различной степенью осознанности [11].
Наличие тесной взаимозависимости между социально-психологическим климатом группы и поведением ее членов не должно приводить к их отождествлению, хотя при этом нельзя не учитывать особенностей данной взаимосвязи. Так например, характер взаимоотношений в группе (отражаемое) выступает как фактор, влияющий на климат. В то же время, восприятие этих взаимоотношений ее членами (отраженное) представляет собой элемент климата.
При обращении к проблемам социально-психологического климата группы одной из важнейших является рассмотрение факторов, влияющих на климат. Эта проблема имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Ведь, выделив факторы, так или иначе влияющие на климат какой-либо группы, мы сможем попытаться воздействовать на эти факторы, регулировать их проявление [12].
Проблема социально-психологического климата группы и перспективы управления им - лишь одно из системных социальных противоречий, связанных с деятельностью социальных групп в обществе. Имеет место и еще ряд значимых проблем, не находящих решения вследствие недостаточной научной и практической проработанности. В этой связи необходимо акцентировать
внимание на концептуальные модели социальных групп классиков социологической науки.
В частности, значительный вклад в социологическое изучение процессов управления группами, который внес немецкий социолог М. Вебер, который выявил два аспекта в структуре идеального типа рациональной организации: формальная рациональность и эффективность. Принципы «формальной рациональности» легальной бюрократии определяются в концепции немецкого социолога в историческом сравнении с патримониальными бюрократиями. М. Вебер акцентирует внимание на эффективность бюрократической организации в структурном сравнении с коллегиальными формами управления [2].
Управление социальными группами как научно обоснованный процесс рассматривал в своих исследованиях Ф. Тэйлор. Он разработал целый ряд особых методов научной организации труда (нормирование труда, стандартизация рабочих операций, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки кадров, стимулирования труда рабочих). Концепция Тейлора предусматривала одностороннее воздействие управляющей системы на работающего и беспрекословное его подчинение. Например, в полученном задании рабочему в деталях расписывался процесс труда, который он не мог нарушить. Тейлоризм в какой-то степени игнорировал рабочего как личность. Он рассматривал рабочего как автоматического исполнителя трудовых действий, определяемых инструкцией. Основными движущими импульсами Ф. Тейлор считал ожидание и получение материального вознаграждения за труд, заинтересованность в личной экономической выгоде [8].
Ф. Тейлор выдвинул научные принципы управления:
- внедрение экономических методов работы;
- профессиональный подбор и обучение кадров;
- рациональное размещение кадров;
Их внедрение позволило резко (в 2-3 раза) повысить производительность труда [8].
Значимый вклад в исследования по эффективному управлению социальному группами внес американский социолог Э.Мэйо. Он создал научно-управленческую концепцию, направленную на обеспечение социальной стабильности общества и удовлетворенности индивида работой.
Концепция Мэйо, имеющая целью достижение промышленной гармонии и прекращение антагонизма между руководством и рабочими, стала важной составляющей в развитии мировой управленческой мысли, а его деятельность способствовала повышению значимости социальной ответственности субъекта управления. В отличие от Тейлора, сформулировавшего сущность управления как науки об эффективности, Мэйо сделал акцент на необходимости придания управлению характера искусства [9]. Суть его - в определении социального аспекта обязанностей руководителей, в наличии у них стремления решать возникающие человеческие проблемы. По мнению социолога, для руководителя важно понимать эти проблемы и знать, как их решать в личностном или социальном аспекте. Мэйо определил значимость такой дефиниции, как «социальные знания и умения» управляющих, то есть их компетенцию в сфере
социальных отношений, а не материальных условий труда. Социолог первым поднял проблему необходимости развития «социальных умений», значимости социального обучения управленцев, что дало большой импульс для исследований и развития обучения практики управления группами [9].
В заключение целесообразно отметить следующее. Управление в современном обществе имеет характер социального института с соответствующими признаками. Сфера управления охватывает все основные системы и подсистемы общества, в том числе и социальные группы. В начале XXI в. управление в значительной степени технологизировано, серьезную роль в его системе играют различные социальные технологии, в том числе и инновационные, например, информационно-компьютерные. В последние годы Интернет и связанные с ним коммуникативные эффекты, явления и процессы серьезным образом влияют на процесс управления социальными группами, причем как в положительном, так и отрицательном направлениях.
Указанная тенденция еще раз подтверждает тезис о том, что процесс управления группой встроен в общую систему социального управления, это важный элемент современного социума. Общество и его система управления оказывают всестороннее взаимное влияние друг на друга. При этом развитие социума и информационно-компьютерных технологий происходит так стремительно, что научная и управленческая мысль просто не успевают адекватно репрезентировать данный процесс.
Указанная ситуация в случае с социальными группами осложняется еще и тем, что данный элемент социальной системы настолько широк, что охватывает как малые группы, так и крупные социальные образования, например, молодежь. В результате априори возникают сложности, прежде всего, теоретико-методологического плана, которые затем проецируются в прикладную сферу. Все это оказывает отрицательное воздействие на сферу практического управления группами, не позволяет в полной мере использовать научный потенциал для решения актуальных проблем, в том числе - системного характера. В результате доминирующие концепции и системы управления в социальных группах не выглядят бесспорными и оптимальными на сегодняшний день.
Литература:
1. Аверин А.Н., Суворов Л.Н. Социальное управление. М. 1987.
2. Катаев Д.В. Социология управления Макса Вебера: категориально-методологический анализ: дис. ... канд. соц. наук. Липецк, 2004.
3. Кубякин Е.О. Социализация российской молодежи в условиях глобализации информационного пространства. //Власть. 2011. № 3.
4. Кузьмич П.Б. Социальные технологии управления человеческими ресурсами организации в условиях инновационного развития: дис. ... канд. соц. наук. Саратов, 2006.
5. Плотников В.В. Деструкция социальной группы как среда существования экстремизма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Электронная версия журнала. №4-2014. http://www. online-
science.ru/m/products/philosophy_sciense/gid1252/pg0/ (дата просмотра: 11.07.2014).
6. Савкина Е.Г. Социально-управленческая теория Элтона Мэйо: дис. ... канд. соц. наук. Казань, 2003.
7. Социология: Словарь-справочник / Под общ ред. Ю.Г. Волкова. Краснодар: Диапазон-В, 2006.
8. Тэйлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. Серия : Классики менеджмента. Вып.1. Москва: Контроллинг, 1991.
9. URL: // http://www.grandars.ru/college/filosofiya/funkcii-filosofii.html (дата обращения 12.05.2013).
10. URL: // http://window.edu.ru/library/pdf2txt/117/57117/27561 (дата обращения 12.05.2013).
11. URL: // http://intranet.gpntb.ru/subscribe/?journal=ntb&year=2010&num=6&art=6 (дата обращения 11.08.2013).
12. URL: // http://www.libma.ru/psihologija/psihologija/p23.php (дата обращения 14.08.2013).
Literature:
1. Averin A.N., Suvorov L.N. Social management. M1987.
2. Katayev of D. V. Sotsiologiya of Max Weber's management: categorial and methodological analysis: yew.... edging. the social. sciences. Lipetsk, 2004.
3. Kubyakin E.O. Socialization of the Russian youth in the conditions of globalization of information space.//Power. 2011. No. 3.
4. Kuzmich P. B. Social technologies of management of human resources of the organization in the conditions of innovative development: yew.... edging. the social. sciences. Saratov, 2006.
5. V. V carpenters. Destruction of social group as environment of existence of extremism//Humanitarian, social and economic and social sciences. Electronic version of the magazine. No. 4-2014. http://www .online-science.ru/m/products/philosophy_sciense/gid1252/pg0/(date of viewing: 11.07.2014).
6. Savkina E.G. Social and administrative theory of Elton of Mayo: yew.... edging. the social. sciences. Kazan, 2003.
7. Sociology: The dictionary reference / Under общ an edition of Yu.G. Volkov. Krasnodar: Diapazon-V, 2006.
8. Taylor F. U. Principles of scientific management. Series: Classics of management. Vyp.1. Moscow: Controlling, 1991.
9. URL://http://www.grandars.ru/college/filosofiya/funkciifilosofii.html (date of the address 12.05.2013).
10. URL://http://window .edu.ru/library/pdf2txt/117/57117/27561 (date of the address 12.05.2013).
11. URL://http://intranet.gpntb.ru/subscribe/? journal=ntb&year=2010&num=6&art=6 (date of the address 11.08.2013).
12. URL://http://www .libma.ru/psihologija/psihologija/p23.php (date of the address 14.08.2013).
в