Научная статья на тему 'Доминирующие чувства как характеристики духовных и душевных сил'

Доминирующие чувства как характеристики духовных и душевных сил Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1200
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВА / ЭМОЦИИ / ДУХОВНЫЕ СИЛЫ / ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ / ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СЛУЖЕНИЕ / FEELINGS / EMOTIONS / SPIRITUAL POWERS / MENTAL POWERS / SOUL HEALTH / MINISTRY
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доминирующие чувства как характеристики духовных и душевных сил»

Заключение:

Данные опроса больных по вопроснику EQ-5D-5L продемонстрировали выраженное снижение функционального состояния больных, значительный уровень болевых ощущений, но невысокий уровень тревоги/депрессии. Состояние здоровья согласно VASEQ-5D-5L продемонстрировало средние показатели с половиной ответов в интервале 40-60 баллов. Больные с низкоэнергетическими переломами демонстрировали низкий уровень физической активности, больше трети ограничивали физическую активность пешими прогулками до магазина/работы, еще четверть больных ограничивала физическую активность пешими прогулками до 2 часов в день.

Значительная часть больных демонстрировала выраженную боль, связанную с переломом по шкале BPI-SF. Число больных отметивших значения от 0 до 4, ниже, чем число больных оценивших уровень боли в 5-10 баллов.

Ключевые слова: остеопороз, низкоэнергетический перелом, EQ-5D-5L, BPI-SF, физическая активность.

Key words: osteoporosis, low energy fracture, EQ-5D-5L, BPI-SF, physical activity. УДК 159.9.01

Л.В. Куликов

ДОМИНИРУЮЩИЕ ЧУВСТВА КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ

-м 22

ДУХОВНЫХ И ДУШЕВНЫХ СИЛ 21, 22

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, leonkulikov@yandex. ru

Жизненные силы человека. Если не различать здоровье как состояние и здоровье как жизненную силу, как жизнеспособность (жизнестойкость, живучесть), то возникает ненужное смешение связанных, но отличающихся аспектов бытия человека. Множество качеств, которые укрепляют здоровье, поддерживают устойчивость личности, являются базисом для успешного протекания всех процессов человеческого бытия. Эти качества составляютсаногенный потенци-

21Kulikov L.V. The dominant feelings as the characteristics of the spiritual and mental powers. 22 «-»

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-

исследовательского проекта №16-06-50140.

ал личности, он создает основу для обретения, сохранения и укрепления здоровья, выступает источником здорового состояния, но актуальное состояние характеризует опосредованно. Понятие «потенциал» (производно от латинского слова potentia — сила) ведет свою историю от Аристотеля, его следует относить к числу понятий высокого уровня обобщенности. Саногенный потенциал личности — понятие собирательное, оно охватывает все те силы, которые поддерживают здоровое состояние. Этот потенциал мы рассматриваем как составную часть целостного потенциала человека, к которому надо отнести духовную силу, душевную силу, силу интеллекта, потенциал (накопленного) опыта, потенциал развития, потенциал адаптации, коммуникативный потенциал и др. Важно отметить, что составляющие потенциала человека взаимосвязаны, высота одного потенциала поддерживает другие и, в свою очередь, зависима от них. В многоплановом бытии человека можно выделить его составляющие (субмиры) в соответствии с уровнями и формами движения, в рамках антропологического подхода целесообразно рассматривать: физический, биологический (мир живого), психологический (ментальный), социальный (социетальный) и духовный миры. Движение человека, его активность в каждом из этих миров тем динамичнее, чем выше его соответствующий потенциал, чем полнее жизненные силы.

Духовный потенциал человека. Все более укрепляется точка зрения, что духовные ценности имеют универсальный характер и не связаны только лишь с религиозностью. Духовные качества признаются важнейшим фактором не только в аспектах саморазвития и саморегуляции личности, но и в плане влияния на других. Так, например, духовность рассматривается как весомый фактор эффективности в ряде стилей лидерства. Духовную жизнь составляют духовное познание (стремление постичь вечные ценности), духовные переживания (восхищение перед духовными творениями, духовными подвигами, возвышенная любовь), духовные деяния (бескорыстное служение). Чем больше событий в каждой из этих составляющих, тем полнее духовная жизнь человека. В духовном мире человека центральное место занимает убежденность в том, что существуют высшие ценности, что в мире есть то, что необходимо считать святым. Почтительное, трепетное отношение к святому, признание его самоценности, абсолютной ценности непосредственно связано с высшими переживаниями, с переживаниями, образующими сердцевину жизненных смыслов. Духовную жизнь следует рассматривать как высший уровень содержательной

вертикали личности, оказывающий влияние на все нижележащие уровни. Обращенность к высшим ценностям, приобщение к ним, признание приоритета духовных ценностей над остальными, стремление сделать вклад в сохранение высших ценностей определяют полноту духовной жизни личности. Чем сильнее стремление к духовному познанию, постижению вневременных принципов мироустройства, чем глубже духовные переживания, чем больше сил склонен человек вкладывать в духовные деяния (бескорыстное служение, щедрость, жертвенность). Одухотворение как процесс личностного роста, возвышения человеческого потенциала, представляет собой ведущую по значению линию раскрытия, развертывания человеческого в человеке. Личность, своими поступками и трудами, сохраняющими и обогащающими духовную культуру человечества, обретает духовное бытие и выходит за границы пространства-времени своего биологического и психологического бытия. Духовные деяния широкого масштаба дают бессмертие. Если же поведение человека направляется эгоистическими мотивами, а инстинкт самосохранения не сбалансирован силами более высокого уровня, то его духовный потенциал редуцируется. Страх, тревога, зависть, злоба, азарт, другие родственные им чувства и эмоции и в настоящее время (на современном этапе развития человечества) оказываются нередко сильнее рациональных механизмов регулирования. Многое из происходящего в настоящее время на планете Земля не удается оценивать как проявления Разума, но только - как безумие.

В.Д. Шадриков [2] вводит понятие «духовное состояние». Духовное состояние он понимает как психологический феномен, характеризующийся тем, что человек временно «не замечает» внешнего мира, не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, т. е. познавательных, этических или эстетических аспектов человеческого бытия. Следует помнить о том, что у высокодуховного человека нередко бывает и возвышенное настроение, ценимый им особый духовный настрой.

Высокодуховный человек - тот, у кого мы находим многие проявления его духовного содержания, благородство души, благородство стремлений. Ему свойственны: одухотворенный настрой, вдохновенное настроение, духовные переживания; благоговение, трепет, восхищение перед тем, что признано священным; преклонение, почтенное, трепетное отношение к святыням, священным символам; уважительное отношение к тем, кто близок к святыням, сбере-

гает и охраняет их. В одухотворенном настрое силы человека наиболее полно реализуются в деятельности, минимизируются энерготраты на волевую регуляцию. Понятие одухотворенности используется в описаниях состояний давно, причем в текстах различных жанров. Одухотворенность - мера доминирования высших ценностей и мотивов над остальными. Она проявляется в силе влияния высших ценностей и мотивов на поведение, деятельность, весь образ жизни. Данное состояние часто сопровождается ощущением, переживанием потока, как вовлеченности в некоторую область, представляющую для личности устойчивый интерес. По сути, данный феномен весьма близок к состоянию вдохновения, воодушевления. Одухотворенность нельзя свести только к состоянию, поэтому нельзя и приравнивать к потоку. Ее можно рассматривать как модус жизненного движения, как один из укладов жизни, как желательную характеристику содержательного потенциала человека.

Душевный потенциал человека. Душу человек ощущает как воплощение сущности жизни, как главный признак для различения живого от неживого, для выделения двух главных способностей души - способности чувствовать и способности реагировать, откликаться. Главная характеристика души - ее открытость другим душам. Душевность и открытость очень часто воспринимаются как синонимы. В разных ситуациях душевность, как обобщающая характеристика, может быть конкретизирована в терминах: «чувствительность», «чуткость», «теплота», «широта» (души). «Отзывчивость», «доброжелательность», «человеколюбие», «человечность», «душевность», «сердечность», «внимательность», «приветливость» - это понятия, находящиеся в одном семантическом поле. Душевность проявляется глубиной переживаний, вниманием (открытостью) к переживаниям других людей. В частотном словаре русского языка из всех слов с корнем «душ» наиболее частотно слово «равнодушие». В другом человеке большинство людей чаще всего интересует отсутствие или наличие равнодушия. Неравнодушный человек - тот, на чей отклик можно надеяться, тот, кто участлив, открыт. Стремление человека сохранять свою душу, чувствовать ее движения, обогащать ее сопереживанием, соучастием, сотрудничеством, сотворчеством, ограничивать власть эгоистических потребностей, преодолевать эгоцентрическое мировосприятие укрепляет его душевные силы. Такого рода направленность увеличивает душевный потенциал.

Эмоциональная близость. Стремление создавать и поддерживать близкие отношения рассматривается большинством исследователей как фундамен-

тальная человеческая потребность. Уровень близости влияет не только на удовлетворенность межличностными отношениями, но и на переживание индивидом субъективного благополучия [11, 13]. В зарубежной литературе для обозначения близости в межличностных отношениях используются два термина -"intimacy" и "closeness". Термин "mtimacy"рассматривается как более узкое понятие. N.L. Collins и B.C. Feeney [5] используют термин "intimacy" для обозначения взаимодействия, при котором один из партнеров делится значимыми переживаниями и, благодаря эмоциональному отклику и принятию, ощущает понимание и заботу со стороны другого партнера. глубине близких отношений. A. L. Chaikin и V. J. Derlega [4]в качестве наиболее важных выделяют такие характеристики самораскрытия как взаимность и соответствие ситуации. Взаимность объясняется с двух точек зрения. По мнению S. M. Jourard, P. Lasakow [9] доверие вызывает симпатию к человеку, который его проявляет, и эта симпатия выражается во взаимном доверии. Chaikin и Derlegaполагают, что, независимо от симпатии, самораскрытие одного партнера заставляет другого чувствовать некоторое обязательство отплатить тем же [4]. В работах современных авторов самораскрытие рассматривается в качестве центрального компонента эмоциональной близости [3]. Обобщая результаты ряда исследований, можно отметить, что для большинства специалистов близость выступает концептом, включающий в себя несколько измерений. Наиболее часто упоминаются такие аспекты близости как самораскрытие, чувства теплоты и привязанности, взаимная зависимость. В качестве общих моментов стоит отметить также тот факт, что близость рассматривается в русле двух основных категорий: как отношение и как взаимодействие. Доверительное общение разворачивается как процесс, но в то же время, оно фиксируется в отношениях. Были выявлены положительные связи уровня близости с самооценкой, уровнем эмпатии и открытости новому опыту. Кроме получены результаты, говорящие о том, что индивиды с избегающим стилем привязанности реже прибегают к помощи друзей, а также менее склонны обсуждать проблемы и добиваться взаимопонимания [12].

Выявлены факторы, препятствующие построению близости. R.W. Firestone, автор монографии, посвященной анализу феномена страха близости, развивает идею о том, что установлению близких отношений препятствует негативное самоотношение и чувство стыда, укоренившееся в ядерной идентичности индивида. Он приводит данные о том, что индивиды с высоким уровнем страха отвержения, как ни странно, более склонны принимать нега-

тивную обратную связь. По его мнению, это можно объяснить тем, что благодаря такому поведению мир становится для них более предсказуемым [8]. Согласно взглядам Firestone, страх близости основан на экзистенциальных страхах. Близость с другим человеком заставляет индивида более остро ощущать приближение смерти, поскольку в таком случае он понимает, что ему есть что терять. Firestone отмечает, что человеку свойственно бояться изменений, поскольку они заставляют столкнуться с неизвестностью, вызывающей сильное беспокойство. Поэтому, указывает он, многие выбирают более простой путь -избегать всего, что связано с риском, и, таким образом, справляться с тревогой [8].

T.I. Rubin к числу факторов, блокирующих создание близости, относит подавленную агрессию. Он указывает, что, вытесняя злость и раздражение, человек закрывает этим доступ и к другим переживаниям. В связи с чем, отмечает T.I. Rubin, важен конструктивный подход к негативным чувствам [13]. Как отмечает B. Fast, заменой близости в отношениях может становиться большое количество поверхностных контактов, уход в религию, употребление психоактивных веществ [7].

В последнее время определяются рамки исследования феномена страха близости, который понимается как неспособность индивида делиться мыслями и чувствами со значимыми другими, возникающая на основе переживания сильной тревоги [6].D. J. Mashek и M. D. Sherman выявили, что индивиды, стремящиеся как к более близкой, так и к более далекой дистанции в отношениях, испытывают больший страх перед близостью, чем те, кто удовлетворен существующей дистанцией [10].

Душевные силы человека поддерживаются гармоничными межличностными отношениями - отношениями, способствующими продуктивной трудовой деятельности, саморазвитию, социальной адаптации. С другой стороны, такого рода отношения необходимы личности, чтобы сохранять душевные силы. Суть межличностных отношений полнее всего выражается в том чувственном тоне, который им присущ. Чувства, регулирующие межличностное взаимодействие субъекта мы называем интеракционными чувствами. Их можно было бы назвать также диспозиционными. Необходимо выделять два подвида интеракци-онных чувств: сближающие (общность, дружелюбие, добросердечие, уверенность, собственная значимость, гордость, признательность, уважение, любовь) и удаляющие (одиночество, отвращение, злоба, вина, зависть, стыд, обида, пре-

зрение, ненависть) [1]. Критерием для разделения выступает степень принятия или непринятия другого человека, стремления сблизиться (уменьшить межличностную дистанцию), либо, наоборот, непринятия и стремления удалиться от него. Сближающие чувства подталкивают человека к тому, что быть более открытым в общении, часто усиливают желание продолжать общение, делать его более частым, создают основу для доверия. Удаляющим чувствам присущи противоположные характеристики. Гармония возможна при достаточно выраженных сближающих чувствах, превышающих по силе удаляющие чувства. Вероятно, чем больше сближающих чувств, тем полнее, совершеннее гармония личности. Но даже одно сильное удаляющее чувство может разрушить гармонию при выраженных сближающих чувствах.

Литература

1. Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Изд-во Питер, 2004.

2.ШадриковВ. Д. Духовные способности. СПб.: Изд-во Магистр, 1996.

3.Cambridge handbook of personal relationships. New York, 2006.

4.Chaikin A. L., Derlega V. J. Variables affecting the appropriateness of self-disclosure // Journal of Consulting and Clinical Psychology. Washington, 1974. Vol. 42. P. 142-154.

5.Collins N. L., Feeney B. C. An attachment theory perspective on closeness and intimacy // Handbook of closeness and intimacy. New Jersey, 2004. P. 163-189.

6.Descutner C. J., Thelen M. H. Development and validation of fear-of- intimacy scale // Psychological Assessment // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 991. Vol. 3. P. 218-225.

7.Fast B. Getting close. New York, 1978.

8.Firestone R. W. Fear of intimacy. Washington, 1999. 358 p.

9.Jourard S. M., Lasakow P. Some factors in self-disclosure // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1958. Vol. 56. P. 91-98.

10.Mashek D. J., Sherman M. D. Desiring less closeness with intimate others // Handbook of closeness and intimacy. New Jersey, 2004. P. 343-357.

11.Myers D. G., Diener E. Who is happy // Psychological Sciece. 1995. Vol. 6. P. 10-19.

12.Prager K. J. The psychology of intimacy. New York, 1995.

13.Rubin T. I. One to one. Understanding personal relationships. New York, 1983.

Ключевые слова: чувства, эмоции,духовные силы, душевные силы, душевное здоровье, служение.

Keywords: feelings, emotions, spiritual powers, mental powers, soul health, ministry.

Леонова О.Н.\ Чикова Р.С.\ Шеломов А.С.\

1 7

Смирнова Н.Л. , В.Г. Помников

АНАЛИЗ ПРИЧИН СМЕРТИ У ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ПАЦИЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ПОРАЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», Санкт-Петербург, Россия1; ФГБУ ДПО Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Минтруда России .

В Санкт-Петербурге увеличивается количество больных с тяжелыми стадиями ВИЧ-инфекции с поражением центральной нервной системы (ЦНС). По данным Санкт-Петербургского Центра СПИД, начиная с 1987 г. количество зарегистрированных больных с ВИЧ-инфекцией прогрессивно увеличивается и на 01.07.2016 года оно достигло 52 966 случаев. За весь период регистрации по разным причинам умерло 10993 ВИЧ-инфицированных лиц, в том числе от ВИЧ-инфекции - 4490 человек (40,8%).В возрастной структуре выявляемых ВИЧ-инфицированных пациентов лидирующее положение по-прежнему занимает группа 30-39 лет, на долю которой приходится 44,7% всех больных.В Санкт-Петербурге на 01.01.2016г. антиретровирусную терапиюполучали 14638 человек, что составляет 89,8% от числа нуждающихся.

Цель исследования: Изучение основных причин смерти пациентов с ВИЧ-инфекцией, имеющих неврологическую патологию.

Материалы и методы:Проанализированы истории болезней умерших пациентов с поражением центральной нервной системы в Центре СПИДа с 2013 по 2015 гг., поступивших в стационар.

За период наблюдения отмечается тенденция к увеличению числа больных в стадиях 4Б и 4В, что, безусловно, приводит кувеличению расходов на их обслуживание, диагностику и лечение. Средний койко/день больных с тяжелыми оппортунистическими заболеваниями составил 30,3±1,2.В стационаре Цен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.