Научная статья на тему 'Домашний педагог как новый субъект культуры безопасности жизнедеятельности'

Домашний педагог как новый субъект культуры безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верхотурова С. М.

В cтатье дана новая компетенция в области дошкольной подготовки - домашний педагог, которая также имеет отношение к проблеме формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Home Pedagogue as New Subject of Safety Ability to Live Culture

There is examined new phenomenon in the field of preschool preparation home pedagogue, which is related to the problem of forming ability to live culture.

Текст научной работы на тему «Домашний педагог как новый субъект культуры безопасности жизнедеятельности»

Федеральный центр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»

УДК 373.2/8:614

С.М. Верхотурова (г. Москва)

домашний педагог как новый субъект культуры безопасности

жизнедеятельности

S.M.Verkhoturova (Moscow) home pedagogue as new subject of safety ability to live culture

В статье дана новая компетенция в области дошкольной подготовки — домашний педагог, которая также имеет отношение к проблеме формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

There is examined new phenomenon in the field of preschool preparation — home pedagogue, which is related to the problem of forming ability to live culture.

С.М. Верхотурова

о

vo

а р

ro

а р

е и к

с е

т

и н

х

£

о н

T

у

а

I

Проблема безопасности личности в современных условиях становится одной из важнейших в любой социальной системе. Личность — это субъект социально-исторической деятельности, творец и преобразователь общественных отношений, носитель мировоззренческих, идеологических, нравственных, эстетических и других системообразующих социальных ценностей. Личность и сама по себе представляет величайшую ценность. Личность не даётся человеку в готовом и неизменном виде, она возникает, формируется и развивается в процессе жизни и деятельности человека.

Достигнув определённого уровня в своём становлении, личность в очень раннем возрасте может становиться слабовосприимчивой или полностью невосприимчивой к внешним, в т.ч. к негативным воздействиям внешней социальной среды. В то же время положительное развитие личности возможно лишь под воздействием внешней среды, ибо всю информацию, обеспечивающую её развитие, личность черпает из внешнего мира. Это противоречие ставит перед педагогами, всей социальной средой сложную и важную проблему: как, сохраняя идентификацию личности, ее иммунитет против негативных, разрушающих собственное мироощущение и миропонимание вторжений, сохранить и продолжить темп развития, совершенствования, приспособления к быстро меняющимся условиям социальной среды.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) — важнейшая функция социальной среды и главная миссия ее воспитательно-педагогической составляющей. Оно должно начинаться и начинается, что называется, «с пеленок». Передача знаний-умений-навыков поколением родителей своим детям — основа КБЖ как процесса. Это относится в первую очередь к детям младенческого, ясельного и дошкольного возраста, которые и являются объектом данного исследования [1]. Кроме того, следует проанализировать проблему: раннее развитие и формирование основ детской КБЖ.

С этой целью уместно в этой работе привести статью 18 ФЗ «Об образовании».

1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

2. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения.

3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются

договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому».

Современная семейная жизнедеятельность родила (возродила) новые (обновленные) варианты вышеупомянутой передачи знаний-умений—навыков и подготовки детей к самостоятельной деятельности в дошкольный период: домашний воспитатель (гувернантка-гувернер), в упрощенном формате — няня и т.д. Объединим все эти варианты единым термином — домашний педагог (ДП).

Из исторического экскурса [2] — в Российской империи педагоги, занимавшиеся воспитанием и обучением детей в семье, назывались домашними наставниками или домашними учителями. Эти звания присваивались лицам, выдержавшим установленные испытания в университете, педагогическом институте, гимназии или уездном училище. Кроме педагогических знаний, требовались «добрые» нравственные качества. Добавим, что оба звания давали также право преподавать в частных пансионах и младших классах городских училищ. А женские гимназии присваивали своим ученицам, окончившим основной курс, затем 8-й дополнительный класс и награжденным золотой или серебряной медалью, звание домашней наставницы, а не имеющим медалей, — домашней учительницы.

Домашний наставник считался состоящим на службе по ведомству Министерства народного просвещения, а, проработав более 25 лет, он получал право на получение от государства пожизненного достаточного для безбедного существования пособия [3].

Исследованием необходимых ключевых компетенций этой педагогической специализации и педагогической практикой установлено, что наиболее эффективен процесс формирования личности безопасного типа для подрастающего поколения, если он реализуется в период активного развития личности, становления характера, формирования взглядов, убеждений, мотивов и ценностей, вхождения в контекст современной культуры, повышенной восприимчивости и усваиваемости информации [4]. В указанный период для детей дошкольного возраста основной задачей воспитания является привитие норм безопасного поведения в окружающей обстановке. Таким образом, основная функция ДП — обеспечение и воспитание основ безопасности текущей и будущей жизнедеятельности ребенка, которая добровольно делегируется родителями ДП путем найма, осуществляемого часто без достаточных гарантий и легитимности ответственности.

При этом, сохранение и укрепление здоровья ребенка, воспитание в нем умений и навыков соблюдения основ здорового образа жизни является одной из основных функций ДП. Формирование культуры здорового образа жизни — это одно из приоритетных направлений интегрированной системы культуры безопасности жизнедеятельности.

Приоритетное значение среди этих функций имеет культура домашнего питания. И здесь большую роль играет собственный опыт ДП, который позволяет осуществлять эту важную функцию оптимизации качества и объема детского питания. Например, если ребенок отстает в весе и росте, плохо ест, часто болеет, занимается плаванием, теннисом и т.п., питание становится и вовсе необходимым элементом общей КБЖ.

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

£ I

о н

т

у

а

I

0

VO «

го «

0!

S ^

и

CU т s

1 X

£ I

0

1

т «

I

Более 80% информации об окружающем мире мы воспринимаем посредством зрения. Визуализация информации является одним из основных элементов современной педагогики вообще и в области привития КБЖ в частности. Поэтому зрение детей выходит сегодня на первое место как ресурс социализации и развития самодостаточности юного и молодого поколения.

Дорогие родители, учителя, воспитатели, дорогие взрослые! Не жалейте никаких усилий по формированию у своих детей правильного прикуса и эстетики зубного ряда, лечения и стоматологической профилактики.

Дети сами не могут распознать большинство видов опасностей, и особенно идущих от человека и его деятельности, среди которой могут быть неосторожные действия при купании, других гигиенических операцих.

При пользовании лифтом, лестницей, на улице и при переходе дороги, например, необходимо учитывать длину коляски или санок, высоту их бортов. Коляска должна быть не менее полметра от земли, так как в мегаполисе воздух — это смесь пыли, гари, выхлопные газы, микробы, невидимый смог, стелющиеся у поверхности, и с бортами такой же высоты для безопасности ребенка.

Животные представляют опасность дома и во дворе, некоторые игрушки, дальние туристские переезды, особенно, в страны юго-восточного региона. Ребенок в 8 лет может оставаться дома один не более 15 минут. Ребенок меньшего возраста не должен оставаться в неограниченном пространстве больше 2—3 минут, если нет уверенности, что он занят интересующей его деятельностью. Ребенок в таком возрасте должен быть уверен в близости руки воспитателя как гарантии его безопасности.

А кто и как внушит играющим на дворе детишкам простые правила типа:

— Никуда не уходи с незнакомыми людьми.

— Не садись к незнакомым людям в машину, даже если тебе дают игрушку.

— Если тебя уводят насильно — вырывайся, громко кричи, плачь, зови на помощь.

Наркозащита детей с самого раннего возраста сегодня становится самым главным элементов здорового образа жизни. Следует признать, что затраченные усилия социума на постнаркотическую, реабилитационную деятельность себя не оправдывают. Лечение наркозависимости и оздоровительная реабилитация прошедших лечебный курс — это брак родителей, ДП и школы, это дело заинтересованных граждан за счет личных финансовых средств, благотворительности светских и религиозных организаций. Перераспределение усилий на создание и ресурсов на реализацию программ превентивного назначения коренным образом изменит ситуацию.

Много мероприятий проводится для дошкольных педагогов в системе образования страны. Но ДП не входит в эту систему. Поэтому мероприятия для индивидуальных, независимых, домашних педагогов не проводятся.

Дидактическим средством воспитания первичных элементов КБЖ является принцип запретов («но-но», «нельзя», «нет»).

Доброта, создание психологического комфорта, здоровой атмосферы, спокойствие, сдержанность адекватная речь как логопедическое средство безопасности — все это является инструментарием ДП. И все же основным, образно говоря, «наглядным пособием», «техническим средством обучения» и одновременно «двигателем внутреннего сгорания» ДП является личный пример, его личность, являющиеся для ребенка своеобразным «copyright».

Ребенок — информационное существо. Нам надо понять, как мы за несколько лет умудряемся воспитать в нем отвращение к учебе, общеизвестное в педагогической практике.

Предлагается организовать курсы ДП на базе первичного высшего и средне-специального дошкольного педагогического образования, для чего надо разработать образовательные программы дополнительного образования по этой специализации, в которой особое место должны занять проблемы воспитания начальных основ КБЖ.

В программе должны быть отражены следующие задачи:

♦ дать представление о видах и формах реализации индивидуальной образовательной траектории воспитания ребенка, условиях и факторах его выбора родителями с помощью ДП;

♦ сформировать систему профессиональных действий по созданию ситуации взаимодействия с родителями в процессе построения индивидуальной траектории обучения и развития ребенка;

♦ развить проектировочные, коммуникативные, организационные, методические и психолого-педагогические умения в области взаимодействия с ребенком и родителями;

♦ развить навыки решения практических психолого-педагогических задач, связанных с организацией сотрудничества с родителями воспитанников в рамках выбора и сопровождения образовательной траектории;

♦ способствовать саморазвитию профессиональных качеств специалистов, работающих с семьёй.

Программы курсов гувернёров должны включать в себя следующие разделы:

психология и этика поведения в семье, особенности ухода за детьми грудного возраста, стандарты и новинки питания и средств по уходу за ребёнком, психология ребёнка раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, современные методики обучения, первая доврачебная помощь, основы детского массажа и ЛФК, основы логопедии, новые информационные технологии в учебно-воспитательном процессе, изучение иностранного языка (первоначальные знания и навыки общения), овладение программой трудоустройства.

Наряду с учебными программами постоянное обучение и формирование личности безопасного типа происходит и во время регламентированного про-

смотра телевизионных программ, чтения литературы, во время потребления продукции СМИ и т.д. Поэтому целенаправленное формирование программы развития личности зависит от совокупности факторов внешней среды.

А пока в Интернете под запросом «Домашний педагог» появляются страницы лишь с вакансиями для нянь и экономок, и только одна страничка с коротенькой образовательной программой, в которой о проблеме детской безопасности, а тем более формировании базовых принципов КБЖ, нет ни одного слова.

Не развиты и не обсуждаются в достаточной мере и средства индивидуальной защиты для малышей. Правда, появился конкурс на платную работу по разработке защитного комплекта для детей дошкольного возраста с принудительной подачей воздуха, но результаты этой полуторамиллионной работы к массовому использованию в домашних условиях вряд ли можно будет применить.

Имеющие зарубежную родословную замечательные и красочные издания [5, 6], в которых публикуются такие программы раннего развития, как «Умничка», и лучшее из них [7], а также Интернет-консультации рассчитаны только на родителей и в которых опять же нет ни слова не только о КБЖ, но и просто о безопасности.

Системой раннего развития надо считать совокупность методик и методов, которые дают реальные образовательные результаты (чтение, счет и другие) до возраста, например, один год, или в полтора — два года. Именно в это определение и надо включить задачи формирования основ КБЖ.

А таких развивающих методик и даже технологий сейчас достаточно. Это — и «Читать — раньше, чем ходить», и «Считать — раньше, чем ходить», «Иностранные языки — без репетиторов», «Мир полиглота», «Многоязыкий ребенок», «Пять иностранных языков — раньше, чем ходить», «Пальцематика» и др. В одной из современных научно-методических школ есть такие интересные термины-модули, как «Микровоспитание» и «Микроразвитие» (для самых маленьких). Для «корнейчуковского» возраста от 2 до 5 — «Минивоспитание» и «Миниразвитие» и другие.

Но существуют и «практики позднего развития (с 2-х лет, Н. Зайцев), и даже системы, пропагандирующие задерживающее интеллектуальное развитие ребенка («вальдорфская педагогика»). А журнал «Аистенок» даже высказался как-то: «Научить читать в полтора года — невозможно, да и не нужно».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это не так. Моя практика и мои наблюдения показывают, что нормальные дети у нас в России в возрасте один год с небольшим уже способны не только читать, но и складывать слова из букв магнитной азбуки, начинают считать — раньше, чем ходить.

Сегодня выбрать лучшую методику бывает действительно сложно. И с другой стороны, раннее развитие ребенка связано ли, коррелирует ли с задачами самообеспечения повышенного уровня безопасности детской жизнедеятельности? Отметим, что такие модные программы, как «Радуга», «Истоки» и т.п. на эти задачи не нацелены. Моя практика показывает, что такая корреляция есть, если педагог целенаправленно занимается этой проблемой.

И все же, несмотря на модный бум раннего развития, надо осторожно и внимательно подходить к многочисленным и дорогим «центрам раннего развития», в которых не всегда реализуются действительно эффективные методики и обеспечивается надежная безопасность малышей. Об этом говорит статистика.

Хочется дать совет-рекомендацию. Несмотря ни на что, ни на какие сопротивления официально царствующей педагогики, надо делать так, чтобы все родители и независимые педагоги, к которым относятся домашние наставники и домашние педагоги, знали и использовали лучшие методы воспитания детей, подготовки их к безопасной жизнедеятельности, к минимальной зависимости от внешних катаклизмов — это объективная потребность современного общества, с каких бы позиций (в т.ч. и с экономических) к этой проблеме не подходить.

А наполнить их креативным, смелым содержанием могут только независимые педагоги: домашние наставники и домашние педагоги.

И надо не забывать, что почти все гении и великие люди получили домашнее образование, следуя методикам своих родителей или своих домашних педагогов.

Литература

1. Верхотурова С.М. Домашний педагог как новый субъект КБЖ / http://www.gr-obor.narod.ru.

2. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы / Учеб. пособие для студ. педагогических заведений. - М., 1900.

3. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. — М., 2003.

4. Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / Монография. — М.: Гуманит. издательский центр «Владос», 1998.

5. Мама, это я! Журнал.— М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА». www.konliga.ru

6. Счастливые родители. Журнал. — М.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «АФС» (Ашет Филиппаки Шкулев)».

7. Лиза. МОЙ РЕБЕНОК. Журнал.— М.: ЗАО «Издательский дом «Бурда». www.Moy-rebenok.ru; www. burda.ru.

о

VO га ср

го «

ср

и

CU т X I

X £

I

0

1 т

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.