Научная статья на тему 'ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ: СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ'

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ: СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
домашнее насилие / способы профилактики / дети / школа / domestic violence / methods of prevention / children / school

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Н.А. Кошкина, Н.В. Канева, С.И. Яговцева

Статья посвящена актуальной проблеме домашнего насилия в отношении детей. Дети, пострадавшие от насильственных действий различного характера в большей мере нуждаются в оказании соответствующей помощи со стороны специальных служб, в том числе школы. Представлены результаты анонимного анкетирования обучающихся 9-х классов г. Кирова, показывающие частичную осведомленность респондентов о способах решения проблем, связанных с насильственными действиями в повседневной жизни. Предложены некоторые формы и способы работы с детьми в школах по профилактике домашнего насилия: занятия с элементами тренинга, рисование, лекции-дискуссии, беседы с родителями, консультации, индивидуальная работа. Организация сотрудничества образовательной организации с правоохранительными органами, органами системы профилактики, кризисными центрами является важным условием в борьбе с домашним насилием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC VIOLENCE AGAINST CHILDREN: METHODS OF PREVENTION

The article is devoted to the actual problem of domestic violence against children. Children who have suffered from violent acts of various kinds are more in need of appropriate assistance from special services, including schools. The results of an anonymous survey of 9th grade students in Kirov are presented, showing respondents’ partial awareness of ways to solve problems associated with violent acts in everyday life. Some forms and ways of working with children in schools on the prevention of domestic violence are proposed: classes with training elements, drawing, lecture discussions, conversations with parents, consultations, individual work. The organization of cooperation between an educational organization and law enforcement agencies, prevention agencies, and crisis centers is an important condition in the fight against domestic violence.

Текст научной работы на тему «ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ: СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ»

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ: СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Н.А. Кошкина, канд. биол. наук, доцент Н.В. Канева, студент С.И. Яговцева, студент Вятский государственный университет (Россия, г. Киров)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-106-109

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме домашнего насилия в отношении детей. Дети, пострадавшие от насильственных действий различного характера в большей мере нуждаются в оказании соответствующей помощи со стороны специальных служб, в том числе школы. Представлены результаты анонимного анкетирования обучающихся 9-х классов г. Кирова, показывающие частичную осведомленность респондентов о способах решения проблем, связанных с насильственными действиями в повседневной жизни. Предложены некоторые формы и способы работы с детьми в школах по профилактике домашнего насилия: занятия с элементами тренинга, рисование, лекции-дискуссии, беседы с родителями, консультации, индивидуальная работа. Организация сотрудничества образовательной организации с правоохранительными органами, органами системы профилактики, кризисными центрами является важным условием в борьбе с домашним насилием.

Ключевые слова: домашнее насилие, способы профилактики, дети, школа.

Насилие в семье - одна из наиболее распространенных и травмирующих трудных жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются дети разного возраста. Домашнее насилие - агрессивное поведение, применение силы или власти по отношению к человеку, совершённое близкими людьми [1; 2].

По данным интернет-сайта МВД РФ ежегодно в Кризисный центр помощи женщинам и детям обращается около 14570 человек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, подвергшихся психофизическому насилию. Более 2000 детей погибают в результате домашнего насилия, около 50000 детей уходят из дома по причине насилия и жестокого обращения [3]. В тоже время официальные статистические данные не позволяют в полной мере оценить реальные масштабы домашнего насилия. Причина данной ситуации заключается в том, что семьи или члены семьи, оказавшись в опасной ситуации, испытывают чувство страха, стыда и своевременно, а иногда и совсем, не обращаются за квалифицированной помощью в правоохранительные органы.

Жестокое обращение с детьми - это любое действие или бездействие со стороны родителей по отношению к ребёнку, а также государственных учреждений или общества в целом, в результате которого нарушается физическое или психическое здоровье, развитие или благополучие ребенка [4; 5].

К основным формам жестокого обращения с детьми относятся:

1) физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку;

2) сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми;

3) психическое (эмоциональное) насилие - периодическое или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера (постоянная критика, угрозы в адрес ребенка в словесной форме и т.д.) [6].

4) пренебрежение потребностями ребенка - отсутствие элементарной заботы, что приводит к нарушению эмоционального состояния и появлению угрозы его здо-

ровью или развитию (отсутствие полноценного питания, ухода, образования, медицинской помощи и т.д.) [7].

Дети, испытавшие насилие, склонны считать себя несчастными, с низкой самооценкой, постоянным чувством вины, одиночества, последствия которых, к сожалению, могут способствовать совершению суицида.

Важное место в правильном воспитании ребенка занимает профилактическая работа в образовательном учреждении (школе), направленная на предупреждение различных опасных ситуаций и проблем [8]. В связи с выше сказанным, цель работы -оценка степени осведомленности обучающихся о вопросах (проблемах), связанных с домашним насилием в семье; способах профилактики.

Результаты исследования. Исследование включало анализ литературных источников, анкетирование и сравнение результатов. Педагогический эксперимент проведен в МБОУ СОШ №70 г. Кирова в 2023-2024 учебном году с обучающимися 9-х классов (п=50). Респондентам была предложена анонимная анкета «Проблема домашнего насилия», разработанная авторами статьи. Вопросы анкеты направлены на выявление знаний школьников о домашнем насилии, их отношения к проблеме насилия в семье и способах ее решения, осведомлённости респондентов о различных организациях и службах, осуществ-

ляющих помощь в решении сложных ситуаций.

Большинство респондентов (78%) имеют представление о понятии домашнего насилия. К основным причинам насилия в семье, по мнению школьников, относится ведение асоциального образа жизни: пьянство (63%) и низкий культурный уровень (37%). Наиболее частым проявлением домашнего насилия по степени нанесения травмы ребенку со стороны взрослых из примеров, с которыми были знакомы респонденты либо стали свидетелями подобных ситуаций, является физическое (52%), психологическое (42%) и сексуальное насилие (6%). Подавляющее большинство респондентов (96%) осуждают разные способы насилия в семье, однако домашнему насилию зачастую подвергаются дети (47%) и женщины (53%). Важно отметить понимание школьниками ценности благополучных взаимоотношений в семье. Так, 53% респондентов считают, что «у нас дружная, сплоченная семья», у 44% опрошенных иногда «случаются размолвки, но мы нужны друг другу», однако, в 3% семей происходят скандалы и ссоры с детьми. Также результаты анкетирования показали, что многие респонденты знакомы с различными организациями и службами, ведущими целенаправленную деятельность по защите детей от разных форм насилия. Результаты анкетирования представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Знаете ли Вы государственные учреждения, социальные службы, общественные организации, помогающие в решении данной проблемы?

В ходе опроса респондентам была предложена смоделированная ситуация: «Вы стали очевидцем совершения жестоких

действий в физической и моральной форме по отношению к своему однокласснику. Какую позицию Вы займете?» (рис. 2).

Затрудняюсь ответить

Не буду вмешиваться ^Я

Вмешаюсь и посоветую жерстве насилия обратиться за помощью е соответствующие учреждения

Вмешаюсь и постараюсь примирить Вмешаюсь и вызову полицию

0% 10% 20% 30% 40%

Рис. 2. Способы поведения респондентов в ситуации совершения насильственных действий по отношению к однокласснику

Результаты, представленные на рисунке 2, показывают, что большая часть школьников (72%) понимают ценность взаимопомощи, оценивая последствия насильственных действий в отношении другого человека, и осознают важность оказания посильной помощи в создавшейся ситуации.

Рассмотрим некоторые формы и способы профилактики домашнего насилия, которые рекомендуется включать в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений для повышения степени осведомлённости детей и формирования умений правильно действовать в опасных ситуациях. К относятся:

1) занятие с элементами тренинга «Мир без насилия - вместе мы справимся». Содержание занятия включает закрепление знаний о правах ребенка, повторение понятий «насилие» и его виды, моделирование и обсуждение различных ситуаций, правила поведения.

2) рисование - один из способов определения наличия/отсутствия насилия над ребенком, оценка негативных эмоций и внутренних когнитивных конфликтов у детей. Ребенку предлагается нарисовать разные варианты событий из жизни (нарисовать картинку без темы, картинку о своей семье, нарисовать картинку о себе самом). Например, дети, испытавшие физическое насилие, изображают на рисунке чувства гнева, страха, беспомощности. Подчёркивают в деталях особенности мимики: слезы, нахмуренные брови, иска-

женная улыбка. В рисунках преобладают темные насыщенные цвета и т.д.

3) беседы с родителями обучающихся, индивидуальные встречи с группой родителей, посвященные проблемам домашнего насилия над детьми, а также способам профилактики.

4) родительские собрания, посвященные анализу успеваемости, посещаемости обучающихся, знакомство с преподавателями, обсуждение вопросов взаимоотношений обучающихся и родителей.

5) проведение лекций-дискуссий для родителей на темы «Жестокость и насилие в семье», «Современное семейное воспитание», «Профилактика насилия в семье», «Воспитание без насилия» с целью повышения информированности родителей по вопросам воспитания детей.

6) организация систематических консультаций для родителей с привлечение специалистов-психологов и социального педагога.

7) индивидуальная работа с родителями.

Заключение. Таким образом, проблема домашнего насилия в отношении детей является актуальной, поэтому важно своевременно организовывать профилактические меры, направленные на предупреждение возникновения домашнего насилия. Систематическая работа по профилактике домашнего насилия среди школьников должна стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Библиографический список

1. Нор-Аревян О.А. Насилие над детьми в семье: состояние, проблемы и пути решения // Вестник Мордовского университета. - 2012. - Т. 22. - № 1. - С. 149-154.

2. Саламова С.Я. Домашнее насилие в современной России: общая характеристика // Lex Russica (Русский закон). - 2018. - № 9 (142). - С. 129-138.

3. Официальный интернет-сайт МВД России // Статистика домашнего насилия в мире и в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^://мвд.рфМоштеП/20344526 (дата обращения 15.04.2024).

4. Грошева И.А., Моловьева, Д.Д., Юрьев С.А. Домашнее насилие: социокультурная среда и вопросы профилактики // Вестник Тюменского государственного института культуры. - 2020. - № 4 (18). - С. 65-71.

5. Валькова Н.В. Домашнее насилие над детьми. Формы жесткого обращения с детьми // Проблемы науки. - 2020. - № 8 (56). - С. 52-55.

6. Карельская Л.П., Петросян А. Домашнее насилие над детьми как социальный феномен // Экономика и социум. - 2015. - № 6-3 (19). - С. 177-180.

7. Пузанкова И.Е., Дическул О.М. Психологическое влияние в семье: что такое и как с ним бороться // Вестник Прикамского социального института. - 2020. - № 1 (85). - С. 134139.

8. Кабисов А.А., Караева Л.Х., Профилактика как основная технология предупреждения правонарушений несовершеннолетними // Вестник магистратуры. - 2019. - № 55 (92). - С. 76-79.

DOMESTIC VIOLENCE AGAINST CHILDREN: METHODS OF PREVENTION

N.A. Koshkina, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor

N.V. Kaneva, Student

S.I. Yagovtseva, Student

Vyatka State University

(Russia, Kirov)

Abstract. The article is devoted to the actual problem of domestic violence against children. Children who have suffered from violent acts of various kinds are more in need of appropriate assistance from special services, including schools. The results of an anonymous survey of 9th grade students in Kirov are presented, showing respondents' partial awareness of ways to solve problems associated with violent acts in everyday life. Some forms and ways of working with children in schools on the prevention of domestic violence are proposed: classes with training elements, drawing, lecture discussions, conversations with parents, consultations, individual work. The organization of cooperation between an educational organization and law enforcement agencies, prevention agencies, and crisis centers is an important condition in the fight against domestic violence.

Keywords: domestic violence, methods of prevention, children, school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.