Научная статья на тему 'ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН'

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ / ПРИЧИНЫ / ВИДЫ / ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карельская Л.П., Петросян А.

В статье рассматриваются причины, виды и последствия домашнего насилия над ребенком. Автор показывает стадии и методы организации профилактики с насилием над детьми.This article discusses the causes, types and consequences of domestic violence against a child. The author shows the stages and methods of prevention of child abuse.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН»

Использованные источники:

1. Инвестиции в человеческий капитал России: состояние, проблемы, перспективы: Монография / С. А. Дятлов и др.; под ред И. В. Ильинского. СПб.: СПбГУТД, 2003. - 216 с.

2. Ванкевич В. Е. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования. Мн.: БГЭУ, 2000. - 115 с.

3. Воронина Т. П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. — М.: Ассоциация Международного Образования, 1995.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М.: Academia, 1999. - 956 с.

5. Гелбрайт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.

Карельская Л.П., к.фил.н.

доцент

кафедра «Социальных технологий» Южный федеральный университет

Петросян А. студент 4 курс

направление подготовки «Социальная работа»

Россия, г. Ростов-на-Дону ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ

ФЕНОМЕН

Аннотация. В статье рассматриваются причины, виды и последствия домашнего насилия над ребенком. Автор показывает стадии и методы организации профилактики с насилием над детьми.

Ключевые слова: домашнее насилие, причины, виды, последствия, профилактика насилия.

Annotation. This article discusses the causes, types and consequences of domestic violence against a child. The author shows the stages and methods of prevention of child abuse.

Keywords: domestic violence, causes, types, consequences and prevention of violence.

Сегодня домашнее насилие считается международным сообществом одним из самых распространенных и грубейших нарушений прав и свобод человека. И вместе с тем, примерно 600 млн. женщин живут в странах, где домашнее насилие не является криминалом. По данным ВОЗ от 25 до50% всех детей подвергались физическому насилию. [1]Насилие над детьми имеет серьезные последствия, оно нарушает нормальное физическое и психическое развитие ребенка, становится одной из основных причин детской смертности и травматизма, способствует развитию девиантного поведения.

Насилие над детьми может встречаться где угодно: в школе, в общественном месте, во время отдыха. Однако, к сожалению, семья тоже входит в этот список. Хотя, казалось бы, данное пространство должно обезопасить ребенка и способствовать его нормальному развитию.

Насилие в семье может проявляться по-разному. Выделяют основные его виды [2]

1) физическое насилие

2)эмоциональное насилие

3)сексуальное насилие

4) пренебрежение нуждами ребенка

Проявление насилия в семье по отношению к детям может быть вызвано несколькими факторами.

Это могут быть ценностные установки родителей на силовое воспитание ребенка, напряженная обстановка в семье вызванная бедностью, безработицей.

Достаточно часто дети подвергаются физическому и эмоциональному насилию в асоциальных семьях алкоголиков и наркоманов.

Сюда можно отнести низкий уровень педагогической грамотности родителей, не знающих, как воспитывать детей, или родителей, которые в детстве часто сами подвергались насилию и потому рассматривают физическое наказание, как «нормальную» форму воспитания.

Применение насилия может быть связано с особенностями ребенка. Так ребенок может отличаться гиперактивностью. Излишняя подвижность, низкая концентрация внимания могут спровоцировать у родителей желание наказать ребенка физически.

Неоспорим тот факт, что жестокость, которую испытал ребенок в детстве, приводит к различным последствиям и оставляет отпечаток на всю жизнь. Все это наносит ущерб нормальному развитию и представляет опасность для жизни ребенка. Принято выделять два вида последствий насилия: ближайшие и отдаленные. Ближайшие представляют собой телесные повреждения, травмы, резкую реакцию на любое проявление агрессии.

Отдаленные последствия включают в себя заболевания психики, нарушение физического развития. Ребенок-жертва насилия будет решать свои проблемы с помощью насилия и агрессии. Сначала такие дети применяют силовые методы на домашних животных или на детях помладше, а затем это последствие приобретает более опасный для общества вид. Это могут быть преступления, совершенные подростками с применением насилия.

Трудность в социализации тоже можно отнести к негативным последствиям насилия над детьми. Она повышает риск попадания ребенка в криминальную группу, появления алкогольной и наркотической зависимости.

Формирование малообразованного и инфантильного человека также

является следствием примененного домашнего насилия. Такие люди не хотят работать, у них ухудшена память, они не могут сконцентрироваться на чем-то конкретном.

Обобщая все вышесказанное, нужно отметить, что дети, испытавшие насилие, чувствуют страх перед людьми или каким-то определенным человеком, они считают себя несчастными, самооценка у них низкая, присутствует чувство вины, стыда, одиночества, от которого, к сожалению, некоторые дети совершают суицид.

Важное место в правильном воспитании ребенка занимает процесс профилактики. Профилактика-это деятельность, направленная на предупреждение различных проблем.

Применительно к насилию в отношении детей наиболее эффективным видом профилактики является социально-педагогическая профилактика. Она включает в себя несколько стадий:

1.Стадия предупреждения, в ходе которой принимаются меры, формирующие у членов семьи приемлемую иерархию ценностей. Воспитывая ребенка в такой среде, родители формируют у него способность легко взаимодействовать с людьми.

2.Стадия предотвращения позволяет принимать актуальные и своевременные меры, чтобы не допустить появление ситуаций, которые ставят под угрозу нормальную жизнедеятельность семьи и ребенка. Эта стадия предусматривает информирование родителей о том, что некоторые их действия являются насильственными и могут обернуться серьезными проблемами для ребенка.

3.Стадия пресечения позволяет с помощью социально приемлемых способов блокировать насильственные действия родителей. В роли этих способов выступают законодательные, педагогические, административные и другие санкции, наказывающие за определенные действия и не дающие им повториться.

Все эти стадии связаны со следующими методами профилактики насилия в семье:

1.Медико-социальные, которые создают необходимые условия для сохранности физического и психического здоровья членов семьи.

2.Организационно-административные, представляющие собой социальный контроль, учреждения для социальной профилактики.

3.Правовые методы предусматривают разработку правовых норм и правил поведения во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в семье.

4.Педагогические методы формируют в семье приемлемую систему ценностей, повышают степень образованности, расширяют кругозор.

5.Экономические направлены на поддержку нормального жизненного уровня человека и удовлетворение его материальных нужд.

Таким образом, можно сделать вывод, что выгоднее будет не допустить различных отклонений в семье, чем в дальнейшем исправлять

появившиеся последствия, которые касаются психики ребенка, его физического и духовного здоровья.

Использованные источники:

1. Всемирная организация здравоохранения. Жестокое обращение с детьми. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL: // http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs150/ru/index.html

2. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления [Текст] / под ред. Е.Н. Волковой. - Санкт-Петербург: Питер, 2008.

Картамышева И. В. студент 4 курса кафедра управления персоналом Бессонова М.А. старший преподаватель кафедра управления персоналом

НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА

БЕЛГОРОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ На сегодняшний день к числу наиболее интенсивно развивающихся регионов России относится Белгородская область и город Белгород, который как столица, является центром образования и науки. По итогам Всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город России», проводившегося в 2000 году, Белгород занят первое место с вручением Диплома Правительства Российской Федерации, но для него достаточно сложной и серьезной задачей является создание условий, необходимых для взаимодействия работодателей и работников, равноценности их взаимоотношений и обеспечения стабильности. На рынке труда весьма важно создать такие условия, чтобы и работодатели, и работники в равной степени чувствовали себя равноценными и полноправными участниками трудовых отношений [1].

Таблица 1

Ситуация на рынке труда Белгородской области _по состоянию на 1.10.2005 [6].__

Численность безработных граждан (чел.) 7 259

Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) (%) 4,0

Уровень регистрируемой безработицы (%) 0,89

Напряженность на регистрируемом рынке труда 0,40

На данный период времени на рынке труда Белгорода и Белгородской области выделяются множество важных проблем. В первую очередь, это разрешение следующих вопросов:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.