Научная статья на тему 'Дом, в котором мы живем: из истории здания'

Дом, в котором мы живем: из истории здания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1005
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСТОВ-НА-ДОНУ / КОНСЕРВАТОРИЯ / АРХИТЕКТУРА / ROSTOV-ON-DON / CONSERVATOIRE / ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федина Александра Владимировна, Сташ Заира Адамовна

В статье предпринята попытка проследить историю здания Ростовской консерватории, которая начинается еще в 1867 г. Статья снабжена историческими фотографиями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The house we live in: from the history of the building

There is an attempt to trace the history of the building of Rostov Conservatoire in the article. The history of the building already dates from the year of 1867. The article is provided with historical photos

Текст научной работы на тему «Дом, в котором мы живем: из истории здания»

А. Федина, 3. Сташ

ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ: ИЗ ИСТОРИИ ЗДАНИЯ

...С улицы вроде три этажа... А внутри четыре. Потолки, скажем, в 217-й аудитории значительно выше, чем в 413-й. В нашем Доме и впрямь все не так просто.

Почему? Когда, кем и для чего он был воздвигнут?

В поисках информации мы побывали в Публичной библиотеке, в Министерстве культуры области (посчастливилось пообщаться с самой г-жой министром С. И. Васильевой, а также с ведущим специалистом отдела охраны объектов культурного наследия И. П. Гуржиевой), в Областном музее краеведения. Здесь мы и встретили человека, который оказал нам неоценимую помощь, и без которого эта статья не была бы написана - Татьяну Никитичну Абрамову, ученого секретаря музея. Она поделилась редчайшими архивными материалами, доступ к которым мы получили только благодаря ей.

Действительно, здание «неоднородно» в отношении планировки. Углубившись в проблему, мы обнаружили «задание» на разработку научно-проектной документации для реставрации «недвижи-

мого объекта культурного наследия», откуда выяснилось, что наша консерватория, а точнее ее здание является памятником культуры (!), и состоит из двух корпусов. Они располагаются под прямым углом и стоят соответственно на ул. Большой Садовой и пр. Буденновском, который до революции назывался Таганрогским.

Старейший из корпусов сооружен в 1867 году. Это строение главным фасадом обращено к Большой Садовой. Здание это принадлежало видным представителям армянского купечества - Марии Павловне Яблоковой (судя по всему, она владела большей частью), Павлу Ивановичу и Льву Ивановичу, которые занимали другую часть. Предположительно здание спроектировано Николаем Дур-бахом - главным городским архитектором, как доходный дом. По одним данным, в 1895 году туда, на третий этаж, въехала «блуждающая» по городу гостиница «Европа». Ее новоселье было отмечено рекламой: «Номера от 60 копеек до 5 рублей, первоклассный ресторан, русские и иностранные газеты и журналы, электрическое освещение, ванны новейшей конструкции, комиссионеры и

переводчик. На кухню обращено особое внимание».

Уже через год гостиница съехала, поселившись на углу ул. Тургеневской и Таганрогского проспекта (дом Асмаевых, Александра и Никогоса, построенный в 1884, который стоит и поныне). По другим сведениям, «Европа» до переезда на Б. Са-

довую обитала в доме Асмаевых, и только в 1896 году «осела» в доме Яблоковых.

До революции 1917 года это был большой торговый дом, вмещавший в себя оптовый склад бумаги и писчебумажный магазин К. Ниандера, мануфактурную торговлю П. Любомыслова, галантерейную торговлю «Прогресс», торговый дом Апачина и Орлова. В 1901-1913 годах в здание снова обитала гостиница «Европа», владельцем которой был Петр Викторович Шелеметьев. После революции в этом доме располагались кафе-кондитерская «Лор», синдикат «Ленинград-текстиль», а также винный склад.

В 1920-е годы здание было национализировано. На верхних этажах размещалось коммунальное жилье, первый этаж по-прежнему использовался для торговых предприятий. Здесь располагались пивная «Дон-Бавария», винодельня «Донселькредитсоюза», Дом Советов № 2 Донского исполкома, общежитие Донисполкома, СевероКавказское АО «Шерсть». С 1936 года там находился Физкультурное общество «Динамо» при НКВД, их спортивный зал, а также прививочный здравот-

дел Ленинского района. В 1937 году открывается мастерская № 10 артели кожгалантереи «Росткож-обувьпромсоюза». В 1938 году - хозяйственный магазин «Ростпромторга», районный комитет Красного Креста.

В историю нашего здания вошли и трагические страницы Великой отечественной войны. Во время фашистской оккупации от стен бывшей «Европы» были отправлены на казнь тысячи ростовчан-евреев, о чем свидетельствует ныне мемориальная доска.

Как известно, после войны шло активное восстановление города, что сильно изменило его архитектуру. Наше здание не явилось исключением. В 1952 году (по некоторым данным, в 1953) к нему было пристроено новое - корпус будущей консерватории, который обращен фасадом к Бу-денновскому проспекту.

Но почему мы говорим новое? Это связано с тем, что ранее на его месте находился дом М. Ф. Мирошниченко, который занимал обширную территорию, включая и то пространство, где ныне расположен сквер с фонтаном. Известно, что в нем располагались Коммерческий клуб и Ростовское общество взаим-

ного кредита. Кстати, на фотографии, скорее всего, середины XIX века видно, что здание доходного дома еще не было построено. В 1942 году дом Мирошниченко был разрушен, а на его месте возвели здание Областного управления Лесного хозяйства. Автором проекта стал ростовский архитектор X. X. Чалхушьян.

В начале 60-х годов в этом здании разместились различные организации. Два первых этажа зани-

А. Федина, 3. Сташ. Дом, в котором мы живем: из истории здания

мали Училище искусств, Клубы филателистов и шахматистов, спортзал. Верхние этажи - собственно «Лесное хозяйство», «Сельхозтехника» и другие государственные учреждения, а также жилые квартиры. В цокольном располагалось кафе.

В 1967 году оба здания передали Ростовскому государственному музыкально-педагогическому институту. Выселение жильцов из него, по некоторым данным, производилось до 1971 года.

В 1968-1971 годах были выполнены реконструкция и приспособление двух зданий по проекту института «Ростовгражданпроект»: построены проходы, связывающие этажи, проведена реконструкция перекрытий и перегородок, заложен ряд проемов, надстроен аттиковый (четвертый) этаж над бывшим административным зданием; произведена частичная перепланировка. Фасад нового здания оформлен в лучших традициях советской архитектуры 50-х годов.

Не случайно оба здания причисляют к архитектурным памятникам города. Обилие сохранившихся деталей старинного декора заставляет и нас обратить внимание на приметы времени, которое сегодня безвозвратно уходит в прошлое. До XXI века дошли атланты, поддерживающие длинный балкон, на который выходят аудитории 218, 220, 222, над бывшим входом в экс-отель. Этот фасад оформлен эклектично - с элементами классицизма и барокко. Его композиция симметрична, центральная раскреповка (выдающаяся вперед часть здания) акцентирована на втором и третьем этажах гигантским порталом полуколонн (выполненных как барельефы) сложного ордера (сочетающий коринфский и ионический типы) на пьедесталах. Антаблемент портала - верхняя горизонтальная часть здания, опирающаяся на колоны, - продолжен на боковых участках фасада. Верхний (четвертый) пониженный этаж трактуется как аттиковый то есть расположенный выше карниза. Укрупненное трехъярусное членение фасада подчеркивает штукатурный и лепной декор: глубокая рустовка (декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней) простенков первого этажа, мелкая - верхних этажей; сложно декорированные архивольты и пилястры, обрамляющие проемы

второго яруса раскреповки.

Насыщенностью барочного лепного орнамента отличаются проемы раскреповки: замки архивольт украшены гирляндами и женскими головками в раковинах со вставками растительного орнамента с посохами Гермеса. Над окнами третьего этажа помещены картуши с гирляндами, а между декоративными подоконниками - вставки цветочного орнамента.

Антаблемент здания декорирован фризовыми зубчиками (сухарики, сандрики), триглифами, вставками с маскаронами в метопах.

В вестибюле первого этажа здания с XIX века сохранился арочный проем входа на парадную лестницу. Сегодня на его месте установлен банкомат,

хорошо видный из холла, где расположены входы в камерный и читальный залы.

С внутренней стороны здания свод бывшего парадного входа украшен филенками со вставками мелкого растительного орнамента. Трехъярусный фриз бывшего вестибюля включает листья, раковины, ионики, ряды бус, над проемом - женскую головку. Декор плафона сохранился фрагментарно и представлен розетками и угловыми вставками цветочного и растительного орнамента.

Как сказано в упоминавшемся выше «задании», «сегодня с устройством различных магазинов на первом этаже растесаны оконные проемы в дверные, три входа под центральным балконом заложены с устройством окон. Штукатурный и лепной декоры повреждены или утрачены. На фасадах на-

блюдаются трещины от карниза до цоколя, что говорит о деформации основания».

В симметричной композиции главного входа «младшего» корпуса доминирует центральный ризалит (так называют часть здания, выступающую за основную линию фасада), в центре которого расположены трехъярусная лоджия, оформленная гигантской колоннадой со спаренными восьмигранными колоннами на высоких рустованных пьедесталах. Высокий антаблемент завершен массивным карнизом с зубчиками и увенчан аттиковым (четвертым) этажом с балюстрадами над торцовыми частями.

Укрупненный масштаб центральной колоннады подчеркнут малыми одноярусными лоджиями на боковых участках ризалита, украшенными колонками и балюстрадами. Высокий цоколь выделен глубокой рустовкой и массивным поясом. На северном торце корпуса продолжены одноэтажные членения бывшего доходного дома: междуэтажный и венчающий карнизы.

В послевоенные годы остро стояла проблема восстановления и реконструкции города. Архитекторы добивались ансамблевой целостности, удачного размещения акцентов. Невооруженным глазом видно, что фасад нашей консерватории дублируется фасадом «Дома книги». Своеобразный ансамбль составляют и другая пара зданий на этом перекрестке - дом с кондитерской «Золотой колос» и ЦУМ. Этот принцип постройки академик В. Н. Семенов назвал «воротами центра Ростова».

Интерес к истории зданий консерватории возник еще и по причине возможного пребывания знаменитых личностей в гостинице «Европа». Такое предположение напрашивается само собой уже потому, что она располагалась на центральной улице. Особенно нас интересовала фигура С. В. Рахманинова, который приезжал с концертами в Ростов в 1911, 1913, 1915, 1917 годах. На сегодняшний день этот вопрос остается открытым. Наше внимание скорее было направлено на поиск домовой книги, или каких-либо учетных записей, которые могли бы раскрыть многие «тайны». Пока что ничего из этого к нам в руки не попало, но мы ведем активный поиск. Обозначая «белые пятна» в истории жизни зданий консерватории, мы попытались обработать тот материал, который на данный момент оказался доступным, и представить известные факты «биографии» нашего Дома.

Тем, кто заинтересовался нашим рассказом, советуем прочитать:

1. Гурвич С. Они были на Дону. Ростов н/Д., 1960.

2. Лобженидзе В., Лаптев Г., Кустов В. Путешествие по строму Ростову. Ч. 2. Ростов н/Д., 2001.

3. Есаулов Г., Черницина В. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. Ростов н/Д.,1999.

4. Вареник А. Об архитектуре Н. Дурбаха // Аргументы и факты. 1995. № 20.

5. Слепцов М. Главная улица Ростова // Комсомолец. 1986. 19 июля.

6. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону / Авт.-сост. В. С. Сидоров. Ростов н/Д, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.