А. Федина, 3. Сташ
ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ: ИЗ ИСТОРИИ ЗДАНИЯ
...С улицы вроде три этажа... А внутри четыре. Потолки, скажем, в 217-й аудитории значительно выше, чем в 413-й. В нашем Доме и впрямь все не так просто.
Почему? Когда, кем и для чего он был воздвигнут?
В поисках информации мы побывали в Публичной библиотеке, в Министерстве культуры области (посчастливилось пообщаться с самой г-жой министром С. И. Васильевой, а также с ведущим специалистом отдела охраны объектов культурного наследия И. П. Гуржиевой), в Областном музее краеведения. Здесь мы и встретили человека, который оказал нам неоценимую помощь, и без которого эта статья не была бы написана - Татьяну Никитичну Абрамову, ученого секретаря музея. Она поделилась редчайшими архивными материалами, доступ к которым мы получили только благодаря ей.
Действительно, здание «неоднородно» в отношении планировки. Углубившись в проблему, мы обнаружили «задание» на разработку научно-проектной документации для реставрации «недвижи-
мого объекта культурного наследия», откуда выяснилось, что наша консерватория, а точнее ее здание является памятником культуры (!), и состоит из двух корпусов. Они располагаются под прямым углом и стоят соответственно на ул. Большой Садовой и пр. Буденновском, который до революции назывался Таганрогским.
Старейший из корпусов сооружен в 1867 году. Это строение главным фасадом обращено к Большой Садовой. Здание это принадлежало видным представителям армянского купечества - Марии Павловне Яблоковой (судя по всему, она владела большей частью), Павлу Ивановичу и Льву Ивановичу, которые занимали другую часть. Предположительно здание спроектировано Николаем Дур-бахом - главным городским архитектором, как доходный дом. По одним данным, в 1895 году туда, на третий этаж, въехала «блуждающая» по городу гостиница «Европа». Ее новоселье было отмечено рекламой: «Номера от 60 копеек до 5 рублей, первоклассный ресторан, русские и иностранные газеты и журналы, электрическое освещение, ванны новейшей конструкции, комиссионеры и
переводчик. На кухню обращено особое внимание».
Уже через год гостиница съехала, поселившись на углу ул. Тургеневской и Таганрогского проспекта (дом Асмаевых, Александра и Никогоса, построенный в 1884, который стоит и поныне). По другим сведениям, «Европа» до переезда на Б. Са-
довую обитала в доме Асмаевых, и только в 1896 году «осела» в доме Яблоковых.
До революции 1917 года это был большой торговый дом, вмещавший в себя оптовый склад бумаги и писчебумажный магазин К. Ниандера, мануфактурную торговлю П. Любомыслова, галантерейную торговлю «Прогресс», торговый дом Апачина и Орлова. В 1901-1913 годах в здание снова обитала гостиница «Европа», владельцем которой был Петр Викторович Шелеметьев. После революции в этом доме располагались кафе-кондитерская «Лор», синдикат «Ленинград-текстиль», а также винный склад.
В 1920-е годы здание было национализировано. На верхних этажах размещалось коммунальное жилье, первый этаж по-прежнему использовался для торговых предприятий. Здесь располагались пивная «Дон-Бавария», винодельня «Донселькредитсоюза», Дом Советов № 2 Донского исполкома, общежитие Донисполкома, СевероКавказское АО «Шерсть». С 1936 года там находился Физкультурное общество «Динамо» при НКВД, их спортивный зал, а также прививочный здравот-
дел Ленинского района. В 1937 году открывается мастерская № 10 артели кожгалантереи «Росткож-обувьпромсоюза». В 1938 году - хозяйственный магазин «Ростпромторга», районный комитет Красного Креста.
В историю нашего здания вошли и трагические страницы Великой отечественной войны. Во время фашистской оккупации от стен бывшей «Европы» были отправлены на казнь тысячи ростовчан-евреев, о чем свидетельствует ныне мемориальная доска.
Как известно, после войны шло активное восстановление города, что сильно изменило его архитектуру. Наше здание не явилось исключением. В 1952 году (по некоторым данным, в 1953) к нему было пристроено новое - корпус будущей консерватории, который обращен фасадом к Бу-денновскому проспекту.
Но почему мы говорим новое? Это связано с тем, что ранее на его месте находился дом М. Ф. Мирошниченко, который занимал обширную территорию, включая и то пространство, где ныне расположен сквер с фонтаном. Известно, что в нем располагались Коммерческий клуб и Ростовское общество взаим-
ного кредита. Кстати, на фотографии, скорее всего, середины XIX века видно, что здание доходного дома еще не было построено. В 1942 году дом Мирошниченко был разрушен, а на его месте возвели здание Областного управления Лесного хозяйства. Автором проекта стал ростовский архитектор X. X. Чалхушьян.
В начале 60-х годов в этом здании разместились различные организации. Два первых этажа зани-
А. Федина, 3. Сташ. Дом, в котором мы живем: из истории здания
мали Училище искусств, Клубы филателистов и шахматистов, спортзал. Верхние этажи - собственно «Лесное хозяйство», «Сельхозтехника» и другие государственные учреждения, а также жилые квартиры. В цокольном располагалось кафе.
В 1967 году оба здания передали Ростовскому государственному музыкально-педагогическому институту. Выселение жильцов из него, по некоторым данным, производилось до 1971 года.
В 1968-1971 годах были выполнены реконструкция и приспособление двух зданий по проекту института «Ростовгражданпроект»: построены проходы, связывающие этажи, проведена реконструкция перекрытий и перегородок, заложен ряд проемов, надстроен аттиковый (четвертый) этаж над бывшим административным зданием; произведена частичная перепланировка. Фасад нового здания оформлен в лучших традициях советской архитектуры 50-х годов.
Не случайно оба здания причисляют к архитектурным памятникам города. Обилие сохранившихся деталей старинного декора заставляет и нас обратить внимание на приметы времени, которое сегодня безвозвратно уходит в прошлое. До XXI века дошли атланты, поддерживающие длинный балкон, на который выходят аудитории 218, 220, 222, над бывшим входом в экс-отель. Этот фасад оформлен эклектично - с элементами классицизма и барокко. Его композиция симметрична, центральная раскреповка (выдающаяся вперед часть здания) акцентирована на втором и третьем этажах гигантским порталом полуколонн (выполненных как барельефы) сложного ордера (сочетающий коринфский и ионический типы) на пьедесталах. Антаблемент портала - верхняя горизонтальная часть здания, опирающаяся на колоны, - продолжен на боковых участках фасада. Верхний (четвертый) пониженный этаж трактуется как аттиковый то есть расположенный выше карниза. Укрупненное трехъярусное членение фасада подчеркивает штукатурный и лепной декор: глубокая рустовка (декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней) простенков первого этажа, мелкая - верхних этажей; сложно декорированные архивольты и пилястры, обрамляющие проемы
второго яруса раскреповки.
Насыщенностью барочного лепного орнамента отличаются проемы раскреповки: замки архивольт украшены гирляндами и женскими головками в раковинах со вставками растительного орнамента с посохами Гермеса. Над окнами третьего этажа помещены картуши с гирляндами, а между декоративными подоконниками - вставки цветочного орнамента.
Антаблемент здания декорирован фризовыми зубчиками (сухарики, сандрики), триглифами, вставками с маскаронами в метопах.
В вестибюле первого этажа здания с XIX века сохранился арочный проем входа на парадную лестницу. Сегодня на его месте установлен банкомат,
хорошо видный из холла, где расположены входы в камерный и читальный залы.
С внутренней стороны здания свод бывшего парадного входа украшен филенками со вставками мелкого растительного орнамента. Трехъярусный фриз бывшего вестибюля включает листья, раковины, ионики, ряды бус, над проемом - женскую головку. Декор плафона сохранился фрагментарно и представлен розетками и угловыми вставками цветочного и растительного орнамента.
Как сказано в упоминавшемся выше «задании», «сегодня с устройством различных магазинов на первом этаже растесаны оконные проемы в дверные, три входа под центральным балконом заложены с устройством окон. Штукатурный и лепной декоры повреждены или утрачены. На фасадах на-
блюдаются трещины от карниза до цоколя, что говорит о деформации основания».
В симметричной композиции главного входа «младшего» корпуса доминирует центральный ризалит (так называют часть здания, выступающую за основную линию фасада), в центре которого расположены трехъярусная лоджия, оформленная гигантской колоннадой со спаренными восьмигранными колоннами на высоких рустованных пьедесталах. Высокий антаблемент завершен массивным карнизом с зубчиками и увенчан аттиковым (четвертым) этажом с балюстрадами над торцовыми частями.
Укрупненный масштаб центральной колоннады подчеркнут малыми одноярусными лоджиями на боковых участках ризалита, украшенными колонками и балюстрадами. Высокий цоколь выделен глубокой рустовкой и массивным поясом. На северном торце корпуса продолжены одноэтажные членения бывшего доходного дома: междуэтажный и венчающий карнизы.
В послевоенные годы остро стояла проблема восстановления и реконструкции города. Архитекторы добивались ансамблевой целостности, удачного размещения акцентов. Невооруженным глазом видно, что фасад нашей консерватории дублируется фасадом «Дома книги». Своеобразный ансамбль составляют и другая пара зданий на этом перекрестке - дом с кондитерской «Золотой колос» и ЦУМ. Этот принцип постройки академик В. Н. Семенов назвал «воротами центра Ростова».
Интерес к истории зданий консерватории возник еще и по причине возможного пребывания знаменитых личностей в гостинице «Европа». Такое предположение напрашивается само собой уже потому, что она располагалась на центральной улице. Особенно нас интересовала фигура С. В. Рахманинова, который приезжал с концертами в Ростов в 1911, 1913, 1915, 1917 годах. На сегодняшний день этот вопрос остается открытым. Наше внимание скорее было направлено на поиск домовой книги, или каких-либо учетных записей, которые могли бы раскрыть многие «тайны». Пока что ничего из этого к нам в руки не попало, но мы ведем активный поиск. Обозначая «белые пятна» в истории жизни зданий консерватории, мы попытались обработать тот материал, который на данный момент оказался доступным, и представить известные факты «биографии» нашего Дома.
Тем, кто заинтересовался нашим рассказом, советуем прочитать:
1. Гурвич С. Они были на Дону. Ростов н/Д., 1960.
2. Лобженидзе В., Лаптев Г., Кустов В. Путешествие по строму Ростову. Ч. 2. Ростов н/Д., 2001.
3. Есаулов Г., Черницина В. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. Ростов н/Д.,1999.
4. Вареник А. Об архитектуре Н. Дурбаха // Аргументы и факты. 1995. № 20.
5. Слепцов М. Главная улица Ростова // Комсомолец. 1986. 19 июля.
6. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону / Авт.-сост. В. С. Сидоров. Ростов н/Д, 1994.