Научная статья на тему 'Долженко Г. П. Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: история и методика обучения. Ростов н/д, 2011. 134 с. '

Долженко Г. П. Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: история и методика обучения. Ростов н/д, 2011. 134 с. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Долженко Г. П. Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: история и методика обучения. Ростов н/д, 2011. 134 с. »

ЗАМЕТКИ О КНИГАХ

Долженко Г.П. Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: история и методика обучения.

Ростов н/Д, 2011. 134 с.

Новая книга Г.П. Долженко примечательна тем, что написана полностью на основе личного опыта автора при становлении в РГУ специальности «Туризм». Геннадий Петрович относится к числу педагогов высшей школы, создававших в 70 - 80-е гг. с использованием программ курсовой подготовки туристских кадров Центрального совета по туризму и экскурсиям сначала первую в вузах Советского Союза туристскую специализацию, имевшую название «Краеведение, методика и организация туристско-экскурсионного дела», а затем -специальность «Туризм».

Каждая новая книга по экскурсоведению, в каком бы городе страны она не была издана, становится заметным явлением в российском туристском сообществе, так как их по сравнению, скажем, с учебными пособиями по менеджменту или маркетингу туризма издают несравненно реже. Красной нитью в работе Г.П. Долженко проходит мысль о необходимости в настоящее время осуществления модернизации цели и, соответственно, содержания учебной дисциплины «Экскурсоведение», адекватно с происходящими социально-экономическими преобразованиями в стране.

Если в 70 - 80-е гг. целью подготовки специалистов туризма в вузах называли формирование кадров для экскурсионных организаций и инструкторов для туристских баз, клубов и др., то с начала 90-х гг. подобные задачи уже не стояли перед вузами. Необходимо было осуществлять подготовку менеджеров туризма, для которых освоение методики организации и проведения экскурсий не являлось основной задачей, как это было 10 - 20 лет назад.

Но для менеджеров осталось профессиональной необходимостью умение увлекательно рассказать об основных достопримечательностях региона, в который отправляются туристы, музеях, отелях и др. Навыки рассказа приобретаются студентами при изучении предметов специальности «Туризм» только на занятиях по экскурсоведению.

Кафедрой общей географии, краеведения и туризма ЮФУ была сформирована новая концепция преподавания предметов экскурсионного цикла. Основной ее целью является теперь научить студентов разрабатывать и вести рассказ об отдельном объекте, используя экскурсионную методику.

Выпускники специальности «Туризм» в ЮФУ должны, согласно предъявленным новым требованиям, знать около ста выдающихся достопримечательностей мира, объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России, природные и историко-культурные памятники своего региона, владеть экскурсионной методикой при рассказе об отдельных объектах, а также о средствах размещения, туристском картографическом материале.

Но студенты, желающие освоить городскую обзорную экскурсию, что теперь не планируется делать, могут это осуществить на дополнительных занятиях, организуемых кафедрой общей географии, краеведения и туризма ЮФУ, которая проблему несоответствия учебной программы в области экскурсоведения и реальной практики современного туризма, резко отличающегося от туризма 70 - 80-х гг., начала успешно решать первой в стране.

Во втором и третьем разделах учебного пособия Г.П. Долженко представлены методические особенности учебного процесса при освоении экскурсоведения, сформировавшиеся в РГУ. Особо подчеркивается роль экскурсовода в жизни общества - человека публичного, эрудита, интеллектуала, пропагандиста всего передового в хозяйстве, культуре, искусстве как своего края, так и всей Отчизны. По экскурсоводу, гиду судят прежде всего иностранные туристы о гражданах нашей страны. Поэтому профессионализм его должен быть высокого порядка. Ему уделяется серьезное внимание в учебном пособии.

Интерес не только у специалистов, преподавателей, студентов-туризмоведов, но и у широких слоев читателей вызовут подразделы книги, касающиеся совершенствованию ряда профессиональных качеств экскурсоводов, таких как «Особенности речи экскурсовода», «Что нужно делать, чтобы лучше говорить», «Экскурсовод и экскурсанты». В разделе.... даются рекомендации, как за два-три месяца значительно повысить культуру речи. Советы по улучшению речи, которые дает автор учебного пособия, выкристаллизовались в процессе многолетней его работы со студентами - будущими работниками туристской индустрии. Они просты и дают прекрасный результат, при условии скрупулезного их выполнения.

Ценными для преподавателей высшей школы, ведущим дисциплину «Экскурсоведение», являются рекомендации по созданию экскурсионного рассказа с использованием произведений изобразительного искусства. Таким образом студенты познают приемы экскурсионного показа и экскурсионного рассказа (справки, описания, объяснения), а также знакомятся с выдающимися художниками, их произведениями.

Насколько известно, методика создания экскурсий с помощью картин используется только в ЮФУ. Было бы полезно распространить этот опыт и в другие вузы, так как методика, рожденная в Ростове-на-Дону очень рациональна.

Последний раздел книги представляет собой контрольный текст городской обзорной экскурсии «По главной улице Ростова-на-Дону». Он включает в себя 28 рассказов, содержание которых дает достаточно исчерпывающее представление о городе с его зарождения в середине XVII в. Весьма полезным при подготовке экскурсии по историческому центру Южной столице России будет календарь памятных дат в истории города, составленный автором.

Студенты-туризмоведы согласно новой учебной программе по экскурсоведению должны быть знакомы с контрольным текстом экскурсии, но рассказывать в качестве зачетного задания они должны лишь один рассказ из двадцати восьми.

Следует отметить хороший язык, которым написано рецензируемое учебное пособие. Он приближается к устному, что целесообразно в изданиях подобного рода.

«Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: история и методика обучения» Г.П. Долженко

является логическим продолжением учебного пособия «Экскурсионное дело», написанным им несколько лет назад и рекомендованным УМО для высших учебных заведений. Новая его книга без сомнения войдет в число лучших учебно-научных произведений в стране по данной тематике.

Жюри Первого южного межрегионального конкурса «Университетская книга», проводимого в июне 2011 г. в Ростове-на-Дону, признало книгу Г.П. Долженко лучшей в номинации «Туризм и рекреация» и наградило автора Дипломом 1 -й степени.

_И.В. Кедрова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.