Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учеб. пособие. М.; Ростов н/Д, 2005
Развивающаяся туристская отрасль хозяйства России остро нуждается в современных учебниках и учебных пособиях, без которых невозможно подготовить высокопрофессиональные кадры, соответствующие международному уровню. В настоящее время в Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны издано значительное число учебных пособий, в большинстве своем освещающих экономику международного туризма, вопросы менеджмента и маркетинга в туризме. И практически отсутствуют работы по экс-курсоведению, хотя в учебных планах всех вузов, ведущих подготовку туристских кадров, содержатся дисциплины, связанные с экскурсионным делом. За написание учебного пособия по экскурсоведению никто не брался еще и потому, что их издавал в 70 -80 гг. классик советского экскурсионного дела начальник экскурсионного управления Центрального совета по туризму и экскурсиям Б.В. Емельянов. Новые подходы к процессу обучения, постулируемые в настоящее время, подразумевают наличие альтернативных учебных пособий. Рецензируемое пособие и является таковым. Оно определенным образом восполняет дефицит, образовавшийся в настоящее время в учебниках по экскурсионному делу для высших учебных заведений.
Учебное пособие «Экскурсионное дело» написано заведующим кафедрой общей географии, краеведения и туризма геолого-географического факультета Ростовского государственного университета Г.П. Долженко, с 1971 г. ведущим авторские курсы таких дисциплин, как «Основы экскурсоведения» и «Методика подготовки и проведения экскурсий». Многие его ученики сегодня успешно работают в туристских фирмах Ростовской области и Северного Кавказа.
Учебное пособие состоит из трех частей: исторической, методической и практической. В первой части дана достаточно полная картина развития экскурсионного дела в дореволюционной России с конца XVIII в., в Советском Союзе и на современном этапе жизни российского общества. Убедительно показана общественная, пропагандистская роль экскурсий, что особенно проявилось при строительстве социализма в нашей стране. «Пролетарский туризм (а сердцевиной туризма является экскурсия. - Ю.Е.) для нас прежде всего есть один из методов социалистического строительства», - заявлял в начале 30-х гг. председатель Общества пролетарского туризма и экскурсий прокурор РСФСР Н.В. Крыленко. Он же сформулировал основную задачу туризма: «активное содействие социалистическому строительству всеми мерами и способами, которые представляет туризм». Под активным содействием социалистическому строительству прежде всего понималась «политическая работа над самими экскурсантами», их соответствующая идеологическая обработка. Понятно, почему туризм, экскурсионное дело столь активно поддерживались государством. Экскурсии представляли собой рупор дости-
жений страны, двигавшейся к коммунизму, как утверждали его идеологи.
Совсем иное отношение к экскурсиям отмечается сегодня в постсоветской России, лишенной идеологических ориентиров, о чем пишет Долженко. Никто не отрицает, что экскурсии - один из действенных методов познания действительности, природных процессов, промышленного производства, важное средство профориентации подрастающего поколения и т.п., но ни государственные, ни профсоюзные органы, никто другой не оказывают в настоящее время какой-либо поддержки в развитии экскурсионного дела в стране. История же напоминает, что и в Российской империи и в Советском Союзе экскурсионное дело не было обойдено вниманием государства, так как осознавалась его высокая культурная, воспитательная миссия.
Вторая часть пособия - методическая, представляет собой творческое обобщение методических изданий по экскурсоведению за весь XX в. и личного более чем 30-летнего опыта автора. Долженко проанализировал все основные работы видных российских теоретиков экскурсионного дела, о чем можно судить по представленному списку литературы. Он не пошел по пути теоретизирования в сфере экскурсионного дела, что свойственно многим работам предыдущих авторов, а сумел дать достаточно краткие, лаконичные, но отличающиеся необходимой практической направленностью характеристики отдельных сторон подготовки и проведения экскурсий, показать, что нужно делать экскурсоводу в тех или иных случаях, когда делать, как делать. Особый интерес вызывают материалы о кризисах внимания в процессе проведения экскурсий и культуре речи экскурсовода - тех сторонах экскурсионной работы, которым в публикациях предыдущих авторов уделялось недостаточное внимание. С уверенностью можно сказать, что эти разделы окажут существенную помощь студентам в самостоятельной работе над совершенствованием их профессионального экскурсионного мастерства.
Заключает учебное пособие «Экскурсионное дело» практический раздел, состоящий из четырех частей: 1) рекомендаций по проведению обзорных городских экскурсий, построенных на материале второй части учебного пособия - методической; 2) индивидуального текста природоведческой экскурсии в ботаническом саду, который можно непосредственно использовать при проведении экскурсии; 3) практических работ на природоведческих экскурсиях, активизирующих познавательную деятельность учащихся; 4) особенностях подготовки и проведения экскурсий в православных храмах - новой для российского экскурсионного дела тематики, активно развивающейся с начала 90-х гг. XX в.
Практическую ценность для будущих работников туризма имеют все разделы последней части учебного пособия, но особо хочется подчеркнуть значение для
ростовских экскурсоводов рекомендаций по проведению экскурсий в Ростовском Кафедральном Соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Впервые в работе по экскурсионному делу рассматриваются цели и задачи экскурсий в православных храмах, даются краткая характеристика объектов экскурсионного показа, необходимые советы по разработке плана экскурсии, последовательности показа экскурсионных объектов. Историю религии рекомендуется рассматривать в контексте истории государства Российского, как компонента, формирующего особенности культуры и менталитета нации.
С точки зрения рецензента, учебное пособие по экскурсоведению, изданное в Ростове-на-Дону, украсила бы недостающая четвертая - краеведческая часть, в которой были бы рассмотрены основные разделы краеведческой тематики донского края, приведен библиографический указатель литературы по краеведению. Тогда учебное пособие приобрело бы еще большую практическую ценность как для студентов, обучающихся туристско-экскурсионному делу, так и для экскурсоводов-профессионалов и учителей средней школы, ведущих краеведческо-экскурсион-ную работу.
Ю.И. Евсеев