Сравнение полученных результатов моделирования системы электропривода позволяет отметить следующее: применение одного блока аналогового дифференцирования в среде Ма^аЬ приводит к некоторому искажению переходных процессов в системе электропривода (см. рис. 6); использование двух блоков аналогового дифференцирования вызывает огромные погрешности (примерно 1015); моделирование без использования блоков аналогового дифференцирования позволяет получить точные результаты,
полностью совпадающие с результатами, полученными в VBA (см. рис. 8 и 9).
Исследование способов реализации корректирующих устройств в среде MatLab показало, что для получения более точных результатов моделирования следует избегать применения блоков аналогового дифференцирования. Это можно сделать, проведя преобразования структурных схем, аналогичных тем, которые приведены в данной работе, или предложены в [4].
Библиографический список
1. Гоппе Г.Г., Федорова З.А. Моделирование электроприводов на ПЭВМ: учеб. пособие для студентов электротехнических специальностей вузов. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2001. 248 с.
2. Гоппе Г.Г., Федорова З.А. Моделирование динамических звеньев явным методом с переменным порядком точности // Повышение эффективности производства и использования энергии в условиях Сибири: материалы ежегодной Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2002. С. 33-37.
3. Гоппе Г.Г., Федорова З.А. Моделирование жестких дина-
мических систем явным методом с переменным порядком точности. Управление в системах: сб. науч. трудов факультета кибернетики. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003. № 5. С. 4959.
4. Федорова З.А. Сравнение способов реализации идеального дифференцирования для моделирования контуров с гибкой обратной связью // Повышение эффективности производства и использования энергии в условиях Сибири: материалы ежегодной Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006. С. 141-144.
УДК 621.311
ДОЛГОСРОЧНЫЙ РЫНОК МОЩНОСТИ (ДРМ): ФОРМИРОВАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ
В. В. Федчишин1, А. Н. Кудряшов2, А. В. Чалбышев3
1| Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет,
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
3ОАО «Иркутскэнерго»,
664001, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 3,
Минэнерго РФ активно разрабатывает проект создания долгосрочного рынка мощности (ДРМ), в котором будут учтены интересы инвесторов и потребителей. Создание ДРМ позволит организовать конкурентные отборы на основании прогноза на электроэнергию, определит порядок проведения долгосрочных конкурентных отборов ценовых заявок поставщиков на продажу мощности на оптовом рынке электроэнергии, критерии, по которым планируется осуществлять отборы, порядок обращения мощности по итогам конкурентных отборов, а также установить особенности продажи мощности. На основании этого определены основные цели и принципы долгосрочного рынка мощности. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: энергокомпания; системный оператор; конкурентный отбор мощности; ценовые заявки.
LONG-TERM MARKET OF POWER (LTMP): FORMATION, FUNDAMENTAL OBJECTIVES AND PRINCIPLES V. V. Fedchishin, A. N. Kudryashov, A. V. Chalbyshev
National Research Irkutsk State Technical University,
1Федчишин Вадим Валентинович, доцент, кандидат технических наук, декан энергетического факультета, зав. кафедрой электрических станций, сетей и систем, тел.: (3952) 405125, e-mail: [email protected]
Fedchishin Vadim Valentinovich, Candidate of technical sciences, associate professor, Dean of the Faculty of Power Engineering, Head of the chair of Power Stations, Electrical Networks and Systems, tel.: (3952) 405125, e-mail: [email protected]
2Кудряшов Александр Николаевич, доцент, кандидат технических наук, зав. кафедрой теплоэнергетики, тел.: (3952) 405126, e-mail: [email protected]
Kudryashov Alexander Nikolaevich, Candidate of technical sciences, associate professor, Head of the chair of Heat Power Engineering, tel.: (3952) 405126, e-mail: [email protected]
3Чалбышев Александр Валерьевич, инженер 1 категории режимно-диспетчерской службы, тел.: (3952) 790413, e-mail: [email protected]
Chalbyshev Alexander Valerievich, 1 category engineer of mode-dispatching service, tel.: (3952) 790413, e-mail: [email protected]
83, Lermontov St., Irkutsk, 664074. PC «Irkutskenergo», 3, Sukhe-Bator St., Irkutsk, 664001.
Ministry of Energy of the Russian Federation is actively developing a project to create a long-term market of power (LTMP), which will take into account both the interests of investors and consumers. The creation of LTMP will enable to organize competitive selections based on the forecast for electric power; determine the order of the long-term competitive selections of supplier price bids to sell power on the wholesale market of electric power; define the selection criteria, and the order of power reversal on the basis of competitive selections, as well as specify the features of power sale. These allow to determine main objectives and principles of the long-term market of power. 9 sources.
Key words: power company; system operator; competitive selection of power; price bids.
В настоящее время Минэнерго РФ активно разрабатывает трехлетнюю инвестиционную программу для энергетического сектора. Скорее всего, изменения по срокам ввода мощностей будут приняты. Однако проблема изношенности тепловых электростанций очень велика. Средний срок службы, составляющий 30 лет, уже выработан, а системы ремонтов, позволяющие поддерживать надежность, не обеспечивают оборудованию соответствие ни экологическим стандартам, ни стандартам по энергосбережению. К тому же отказ от строительства неминуемо приведет к дефолтам высокотехнологического сектора - энергетического машиностроения. Но самое главное - рано или поздно спрос снова начнет расти, значит, надо будет наращивать мощности, а строительство электростанций под ключ займет не менее 3-х лет. Поэтому уже сейчас необходимо начать строить, чтобы к восстановлению спроса генерирующие мощности были готовы. Эксперты сходятся в одном: решение проблематики инвестиционной программы в энергетике не может находиться лишь в плоскости переноса сроков ввода мощностей, государство должно сформировать правила игры с учетом интересов всех сторон, и определенность по рынку мощности - лишь один из шагов в этом направлении, за которым должны последовать другие [1].
Ценовые параметры рынка по-прежнему являются основной причиной разногласий ведомств и участников рынка. В частности, обсуждаются вопросы индексации ценовых параметров от года к году, сроки оплаты новой мощности. Кроме того, самый дискуссионный вопрос - это определение стоимости мощности в рамках обязательных инвестпрограмм, т.е. договоров на предоставление мощности (ДПМ) и действующей генерации. Также решается вопрос о том, фиксировать ли в отдельном документе правительства конкретную цену или же прописывать лишь порядок ее определения. Проект постановления по модели рынка предполагает, что решение о предельном уровне цены должно быть принято в течение месяца после утверждения правил.
Таким образом, Минэнерго разделило проект постановления по долгосрочному рынку мощности на два документа, рассчитывая, что правительство до конца года утвердит модель долгосрочного рынка мощности, но без стоимостных параметров (они вынесены за скобки). То, что больше всего интересует инвесторов, в том числе предельные уровни цен (price cap) на мощность для действующей генерации, и но-
вой, построенной после 2007 г., планируется утвердить отдельным решением кабинета министров.
После того, как правила будут приняты, станет понятно, что важнее для государства - интересы инвесторов (окупаемость вложений в строительство мощностей), или интересы потребителей (недорогая электроэнергия). В первом случае выиграют генерирующие компании - поднимутся тарифы, возрастут денежные потоки и оценка энергокомпаний. Во втором -все остальные [2]. Фондовый рынок позитивно отреагировал на новые данные о ходе подготовки правил долгосрочного рынка мощности: акции энергокомпаний взлетели по итогам торгов на 15-30%, констатируют аналитики.
Поставки мощности по правилам долгосрочного рынка начнутся с 1 января 2011 г., а до 1 марта 2011 г. должны быть проведены конкурентные отборы на 2012-2015 гг. Они будут проводиться на основании прогноза по спросу на электроэнергию, который будет учитывать макроэкономический прогноз (готовит министерство экономического развития РФ), а также, исходя из данных о состоянии энергосистемы (предоставляет системный оператор) [3].
Министерство энергетики РФ подготовило новую редакцию проекта Постановления правительства «Об организации долгосрочных конкурентных отборов ценовых заявок на продажу генерирующей мощности на оптовом рынке электрической энергии и мощности» с учетом предложений профильных министерств и ведомств.
Постановлением должны быть внесены изменения в Правила оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода, предусматривающие организацию и проведение долгосрочных конкурентных отборов мощности (КОМ) на НОРЭМ, и в другие нормативные акты с целью их приведения в соответствие с вносимыми изменениями.
Запуск долгосрочного рынка - основное условие исполнения грандиозных инвестпрограмм, сверстанных в 2006 г. РАО «ЕЭС России» для бывших «дочек», - ОГК и ТГК. Их общий объем - 35,6 ГВт на 2008-2012 гг. (без учета «Русгидро»), в том числе 24,4 ГВт - обязательная программа, закрепленная в договорах на предоставление мощности (ДПМ). Продавая мощность, инвесторы должны обеспечить возврат инвестиций.
Конечный счет за электроэнергию для потребителей формируется из двух составляющих: ставки на электроэнергию (покрывает топливные расходы стан-
ций) и ставки на мощность (расходы на поддержание станций в рабочем состоянии). На сегодняшний день эта продажа проходит как по тарифам, так и по свободным ценам: рынок электроэнергии был запущен 1 сентября 2006 г., мощности - 1 июля 2008 г. Доля свободного сектора постоянно растет, и к 2011 г. оба товара будут продаваться только на рынке. Для населения тарифы сохранятся до 2014 г.
При формировании правил учитываются драйверы, рассмотренные ниже.
Характеристика существующих генерирующих мощностей
По состоянию на 01. 01. 2008 г. установленная мощность всех электростанций Российской Федерации составляет около 210 ГВт. Установленная мощность генерирующих мощностей в ценовых зонах оптового рынка электрической энергии (мощности) составляла около 175 ГВт. Пик потребления в ценовых зонах оптового рынка электрической энергии (мощности) в 2008 г. зафиксирован в размере около 147 ГВт.
Доля устаревшего оборудования на электростанциях России составляет 82,1 ГВт или 39% от установленной мощности всех электростанций, в том числе на ТЭС - 57,4 ГВт или 40% от установленной мощности ТЭС [4]. Доля турбинного оборудования 1971-1980 гг. выпуска в установленной мощности составляет 31,4%, а выпуска 1961-1970 гг. - 23,3%. При этом еще работает послевоенное оборудование (введенное до 1960 г.) - 8,7%. В настоящее время средний удельный расход условного топлива на отпуск электроэнергии на конденсационных энергоблочных электростанциях составляет [5]: на газомазутных~ 327 гут/кВтч (КПД = 38%); на пылеугольных~ 360 гут/кВтч (КПД = 34%);на ТЭЦ ~ 330 гут/кВтч (КПД = 37%, при работе в конденсационном режиме).
Низкая эффективность генерирующих мощностей оказывает негативное влияние на конкурентоспособность экономики страны в целом, создает избыточную нагрузку на топливные отрасли, ведет к росту цен на электроэнергию для промышленных потребителей и населения.
Прогноз ввода мощностей В соответствии с принятыми инвестиционными программами сооружения АЭС и ГЭС, а также в соответствии с заключенными ДПМ на оптовый рынок с ОГК/ТГК размер установленной мощности в ценовых зонах (без учета вывода из эксплуатации электростанций) составит в 2011 г. 194 ГВт, в 2014 г. - 210 ГВт (прирост относительно 2008 г. 20%, среднегодовой прирост- 3,3%) [6].
Потенциал покрытия дефицита - повышение эффективности использования
Одним из основных конкурентных преимуществ российской экономики являются цены на электроэнергию, формирующиеся с учетом низкой стоимости природного газа на внутреннем рынке и меньших транспортных расходов по сравнению с конечной ценой для потребителей на европейском рынке. Поскольку указанное преимущество уменьшится в 2011 г. по абсолютному значению до разницы в стоимости транспортной составляющей и экспортной пошлины для
российских и европейских потребителей в конечной цене энергоносителей, то снижение энергоемкости становится главной задачей сохранения конкурентоспособности экономики Российской Федерации. Таким образом, потенциал повышения эффективности использования электрической энергии у потребителей целесообразно использовать в качестве эффективного инструмента снижения дефицита электрической мощности в долгосрочном периоде [7].
Выбор варианта покрытия прогнозируемого дефицита электрической мощности необходимо осуществлять с использованием потенциала повышения эффективности использования электрической энергии (мощности) у потребителей. Долгосрочный рынок мощности должен стать одним из инструментов стимулирования потребителей к реализации долгосрочных проектов (1-3 года), направленных на повышение эффективности потребления электрической мощности. Предполагается, что одним из инструментов возврата инвестиций, вложенных в строительство новых генерирующих мощностей, станет рынок мощности. Принятие долгосрочной модели неоднократно откладывалось в связи с разногласиями, возникающими по этому вопросу у участников рынка [8].
На основании вышеизложенного можно определить следующие основные цели долгосрочного рынка мощности :
покрытие спроса на электрическую энергию (мощность) в долгосрочном периоде (1-5 лет) экономически эффективным способом;
замещение неэффективных энергетических установок более современными и эффективными;
повышение эффективности производства электрической энергии (мощности);
повышение эффективности использования электрической энергии (мощности) потребителями [1].
Основные принципы долгосрочного рынка мощности:
1. Организация конкурентного отбора мощности (КОМ). До 1 сентября 2010 года на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) проводится отбор мощности на конкурентной основе с периодом поставки с 1 января 2011 года на срок, устанавливаемый правилами оптового рынка.
До 1 марта 2011 г. проводятся долгосрочные конкурентные отборы мощности (ДКОМ) с началом периодов поставки мощности по их результатам с 1 января 2012 г., 1 января 2013 г., 1 января 2014 г. и 1 января 2015 г.
В 2011 г. проводятся ДКОМ с периодом поставки, начинающимся с 1 января 2016 г. на срок поставки, установленный правилами оптового рынка.
Начиная с 2011 г. ежегодно не позднее 1 октября при возникновении оснований, предусмотренных правилами оптового рынка, проводятся отборы мощности на конкурентной основе с целью уточнения объема мощности, подлежащей покупке субъектами оптового рынка в рамках организованной системы договоров (далее: корректировочные конкурентные отборы мощности - ККОМ), на соответствующий год (годы). В корректировочных конкурентных отборах мощности впра-
ве принимать участие поставщики мощности в отношении объемов мощности, которые не участвовали в предыдущих долгосрочных и корректировочных конкурентных отборах мощности и не были отобраны по их результатам [9].
Ежегодно, начиная с 2012 г., ДКОМ проводятся не позднее 1 декабря с периодом поставки, начинающимся через 5 лет после проведения ДКОМ на срок поставки, устанавливаемый правилами оптового рынка.
2. Договоры купли-продажи (поставки) мощности заключаются:
генерирующими компаниями, созданными на основании решений Правительства Российской Федерации путем реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России»;
организациями-собственниками атомных станций и гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумули-рующих), строящихся в соответствии с программой деятельности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009 - 2015 гг.) и программой строительства гидроэлектростанций, реализуемой оптовой генерирующей компанией, созданной путем реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России»;
участие субъектов оптового рынка в отношениях по продаже мощности, производимой с использованием мобильных (передвижных) генерирующих объектов, а также функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии;
относительно объектов, вводимых в эксплуатацию с 1 января 2008 г. и определенных в соответствии с правилами оптового рынка в случае, когда объем мощности, отобранный по итогам КОМ, не обеспечивает удовлетворения спроса на мощность [9].
3. Обязательная покупка мощности. Независимо от результатов любого долгосрочного или корректировочного конкурентного отбора мощности обязательной покупке на оптовом рынке в рамках организованной системы договоров подлежит мощность следующих генерирующих объектов:
продажа мощности которых предусмотрена п. 2;
эксплуатируемых в вынужденном режиме;
вводимых в эксплуатацию с целью формирования перспективного технологического резерва мощности.
4. В отборах мощности вправе принять участие субъекты оптового рынка:
в отношении введенных в эксплуатацию генерирующих объектов;
в отношении генерирующих объектов, ввод в эксплуатацию которых запланирован после проведения соответствующего конкурентного отбора мощности, но до начала определенного условиями проведения конкурентного отбора периода поставки мощности или в течение первого года этого периода.
5. Цена за мощность подлежит ежегодной индексации в соответствии с изменением индекса потреби-
тельских цен за истекший календарный год. Индексация цены производится, начиная с года, следующего за годом, в котором эта цена в отношении генерирующего объекта, с использованием которого поставляется мощность, была определена [9].
6. КОМ проводятся с учетом установленного в соответствии с правилами оптового рынка предельного размера цены за мощность, продаваемой по результатам таких отборов.
Ценовая заявка поставщика мощности, содержащая указание на цену мощности генерирующего объекта, превышающую предельный размер цены за мощность, отбору не подлежит.
7. Организатором проведения конкурентных отборов мощности является системный оператор, который проводит предварительную аттестацию генерирующего оборудования.
В отношении генерирующего оборудования, впервые прошедшего предварительную аттестацию, системным оператором по объему и (или) параметрам осуществляется периодическая предварительная аттестация и внеплановая предварительная аттестация.
8. Участники оптового рынка обязаны поддерживать относящееся к их группам точек поставки генерирующее оборудование в состоянии готовности к выработке электрической энергии в объеме, соответствующем предварительно аттестованному объему мощности [9].
9. По итогам каждого месяца продажи мощности на оптовом рынке системный оператор определяет фактический аттестованный объем мощности генерирующих объектов в соответствующем месяце.
10. Участники оптового рынка, за исключением организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, покупают мощность, поставляемую на основании договоров, пропорционально максимальному потреблению электрической энергии данным участником в определенные системным оператором часы пиковой нагрузки за период, При этом исключаются объемы потребления электрической энергии электростанциями для собственных и (или) хозяйственных нужд.
Не позднее двух месяцев до проведения конкурентного отбора мощности покупатель вправе подать системному оператору уведомление о плановом пиковом потреблении.
11. В срок не позднее 20 дней до даты проведения первого долгосрочного конкурентного отбора и не позднее 90 дней до даты проведения последующих конкурентных отборов мощности системный оператор публикует на своём официальном сайте в сети Интернет соответствующую информацию.
12. Размер планового коэффициента резервирования для любой зоны (группы зон) свободного перетока не может превышать 1,17.
13. Объем мощности, который требуется отобрать на год поставки по результатам конкурентного отбора, определяется как разница годового объема спроса на мощность и объема мощности, который должен поставляться на оптовый рынок в соответствующем году по договорам.
14. Каждый заключаемый субъектами оптового рынка свободный договор купли-продажи мощности должен включать условие о вступлении такого договора в силу только после его регистрации.
15. В срок не позднее 10 рабочих дней до даты проведения конкурентного отбора мощности лица, имеющие право на участие в нем, направляют системному оператору ценовые заявки на продажу мощности .
16. В ходе конкурентного отбора мощности в порядке сопоставляются ценовые заявки на продажу мощности, поданные в отношении генерирующих объектов, относящихся к зонам свободного перетока каждой из ценовых зон оптового рынка, с учетом максимальных объемов поставки мощности между зонами свободного перетока.
Рассмотрению подлежат только те ценовые заявки, цены в которых не превышают предельного размера цены за мощность, а значения технических характеристик и параметров, указанных в ценовых заявках генерирующих объектов, соответствуют минимальным требованиям, установленным и опубликованным системным оператором до проведения конкурентного отбора мощности.
Отбору подлежит мощность генерирующих объектов, технические характеристики и параметры которых, указанные в ценовых заявках, необходимы для обеспечения функционирования энергосистемы в течение периода поставки с учетом:
• планового коэффициента резервирования;
• снижения объемов мощности гидроэлектростанций, соответствующих максимальным ограничениям мощности, зарегистрированным в осенне-зимние периоды за весь предшествующий период наблюдения;
• снижения объемов мощности тепловых электростанций, соответствующих максимальным ограничениям мощности, обусловленным режимом производства тепловой энергии, зарегистрированным в осенне-зимние периоды за предшествующие 10 лет.
В случае подачи двумя или более участниками конкурентного отбора мощности ценовых заявок с предложением одинаковых технических характеристик и параметров генерирующего объектов отбирается заявка участника с наименьшей ценой продажи мощности, либо отбирается заявка, поданная раньше.
17. Объем мощности, в отношении которого в ценовой заявке указана единая цена, может быть либо полностью отобран по итогам конкурентного отбора, либо полностью не отобран.
Поставщик, мощность генерирующего оборудования которого не была предложена им к продаже путем подачи заявки для участия в конкурентном отборе мощности, либо заявка которого была отклонена, вправе осуществлять на оптовом рынке продажу электрической энергии с использованием любого из предусмотренных Правилами механизмов торговли электрической энергией [9].
18. Если объем мощности, отобранной по итогам конкурентного отбора мощности в какой-либо зоне, не обеспечивает удовлетворение спроса на мощность, то
для удовлетворения спроса объема мощности на основании решения Министерства энергетики РФ проводится отбор инвестиционных проектов строительства новых генерирующих объектов.
19. Поставщик мощности, ценовая заявка которого была отобрана по результатам конкурентного отбора, в течение периода поставки продает мощность:
• в объеме, определенном по результатам конкурентного отбора мощности и фактически поставленном на оптовый рынок, за исключением объема мощности, поставленного по свободным договорам купли-продажи мощности (свободным договорам купли-продажи электрической энергии и мощности);
• по цене, определенной по результатам конкурентного отбора мощности с учетом ежегодной индексации этой цены, осуществляемой организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка, умноженной на сезонный коэффициент.
Сезонный коэффициент определяется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка как отношение среднего значения объема за три предшествующих года максимального потребления электрической энергии в определенные системным оператором часы пиковой нагрузки в ценовой зоне в соответствующем месяце к среднему за три предшествующих года значению объема среднегодового максимального потребления электрической энергии в этой же ценовой зоне.
20. Ежегодно не позднее 1 октября системный оператор организует и проводит корректировочные конкурентные отборы мощности с целью уточнения объема мощности, подлежащей покупке на оптовом рынке в рамках организованной системы договоров в календарном году, на который уже был проведен долгосрочный конкурентный отбор мощности.
Основаниями для проведения корректировочных конкурентных отборов мощности являются:
• существенное (более чем на 5%) увеличение учтенного системным оператором при проведении конкурентного отбора мощности на соответствующий год прогнозного объема потребления электрической энергии по отдельным зонам свободного перетока или в ЕЭС России в целом;
• существенное (более чем на 12 мес.) нарушение поставщиками мощности обязательств по соблюдению сроков строительства генерирующих объектов при условии необходимости сохранения или увеличения текущего и (или) прогнозируемого объема потребления электрической энергии;
• внеплановый (аварийный) вывод генерирующего объекта (объектов) из эксплуатации при условии необходимости сохранения или увеличения текущего и (или) прогнозируемого объема потребления электрической энергии.
21. Покупка мощности в объеме, определенном для покупателя, осуществляется по:
• свободным договорам купли-продажи мощности (свободным договорам купли-продажи электрической энергии и мощности);
• по договорам, указанным в пп. 2 - 3;
• по договорам купли-продажи (поставки) мощности, заключенным по результатам конкурентных отборов мощности [9].
22. При определении очередности выполнения участником оптового рынка обязательств по поставке мощности с использованием предусмотренных Правилами механизмов торговли, в первую очередь, поставленной покупателям считается мощность в целях исполнения обязательств по ее поставке, предусмотренных договорами, указанными в п.2. Во вторую очередь, поставленной считается мощность в целях исполнения обязательств по ее поставке, предусмотренных договорами, предусмотренными в п. 3. В третью очередь, поставленной считается мощность в целях исполнения обязательств по свободным договорам купли-продажи мощности (свободным договорам купли-продажи электрической энергии и мощности). В четвертую очередь, поставленной считается мощность в целях исполнения обязательств по ее поставке по договорам купли-продажи, заключенным по результатам конкурентного отбора мощности.
В случае, когда предварительно аттестованный объем мощности генерирующего оборудования мень-
ше объема мощности, составляющего обязательства поставщика, то по договорам купли-продажи (поставки) мощности, заключенных по результатам конкурентного отбора, поставщик уплачивает покупателю мощности по соответствующему договору штраф в размере 25 % стоимости объема мощности, составляющего разницу объема, предусмотренного договором, и приходящейся на соответствующий договор части предварительно аттестованного объема мощности.
23. Объем мощности, поставленной по свободному договору купли-продажи мощности, учитывается:
• при определении для покупателя по такому договору размера его обязательств по приобретению и оплате мощности, продаваемой по результатам конкурентных отборов, путем уменьшения размера этих обязательств;
• при определении для продавца по такому договору объема мощности, которая оплачивается ему по цене, определенной по итогам конкурентного отбора мощности, путем уменьшения этого объема [9].
Библиографический список
1. http://top.rbc.ru/economics/29/07/2009/318541 .shtml
2. http://www.solidinvest.ru/asp/print.asp?t=n&i=4355&s=1&l=1
3. /IFX.RU/ (13 октября 2009 г., Москва).
4. Концепции Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 20052008 гг.
5. Пшеничников С., Сумской И. Физический износ энергетического оборудования ТЭС. Рейтинг ДЗО РАО «ЕЭС России» (2007) // http:/www.e-m.ru
6. http://minenergo.gov.ru/news/min_news/
7. http://www.entels.ru/novosti-energetiki/?Itemid=50
8. http://www.electrocentr.info/news/read/second_project.html
9. Проект постановления правительства от 15 февраля 2010 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации торговли мощностью на оптовом рынке электрической энергии и мощности».