Научная статья на тему 'Долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира – путь в никуда'

Долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира – путь в никуда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира – путь в никуда»

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА - ПУТЬ В НИКУДА

Л.Д.ГрудеВ

г. Слободской, Кировская обл, e-mail: dima-molotok@yandex.ru

3

s-

я

а.

"8-

я

§

Изначально Федеральный закон от 24 апреля 1995 г № 52-ФЗ «О животном мире» определил для охотничьего хозяйства в целом и для юридических охотпользователей в частности два пути развития. Первый путь - путь неимущественных взаимоотношений (серви-тутных). Это долгосрочная лицензия, договор на пользование охотничьими угодьями, получение лимитов. Второй путь - путь имущественных взаимоотношений юридического лица-охот-пользователя с государством: распорядительная лицензия, договор доверительного управления охотничьими ресурсами (имуществом государства), нормативы устойчивого использования объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты

Хотя закону № 52-ФЗ уже 12 лет, где обозначена и определена распорядительная лицензия, тем не менее до сих пор ни одного юридического охот-пользователя-обладателя подобной лицензии мне неизвестно. Есть ли такие вообще? Зачем и для чего она присутствует в законе?

Охотдепартамент Минсельхоза России за многие годы не предпринял никаких шагов по созданию правой базы развития имущественных отношений в охотничьем хозяйстве, основанных на распорядительной лицензии и договорах доверительного управления объектами охоты.

Минсельхоз России сделал ставку на долгосрочные лицензии, тем самым полностью лишил правовой основы охот-пользователей долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесённых к объектам охоты (далее - охот-пользователь), и поставил под сомнение необходимость самого института долгосрочного охотпользования.

На пути поступательного развития отрасли возникают следующие проблемы.

Первое. Законодатель однозначно отдаёт приоритет имущественным отношениям, наделив субъекты РФ полномочиями выдавать именные разовые и распорядительные лицензии (ст.6. закона № 52-ФЗ). Право выдачи долгосрочных лицензий (неимущественные отношения) субъектам РФ не передали, и им их выдавать нельзя1. Много лет Охотдепартамент навязывал тотальное лицензирование нелицензионных видов (объектов животного мира,

отнесённых к объектам охоты, на которые Налоговым кодексом РФ не установлены ставки сбора). Видимо, надо быть готовыми к тому, что за счёт субвенций (федеральных денег) вновь созданный Департамент охотничьего хозяйства Минсельхоза России в нарушении ст.6. закона № 52-ФЗ будет наделять субъекты РФ правами выдачи долгосрочных лицензий, т.е. теми правами, которые они не вправе осуществлять по закону.

Второе. Из старой редакции закона в новую перекочевало положение о видах, (которые отнесены к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении), и непонятно, какие виды перейдут в собственность субъекта РФ. Остаётся только надеяться, что новый Охотдепартамент будет не таким консервативным и реакционным, и всё-таки какие-то значимые виды отойдут к субъектам РФ, а они смогут начать строить с охотпользователями правовые имущественные отношения (распорядительная лицензия, договор доверительного управления ресурсом, минимальные имущественные нормативы устойчивого пользования объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты и т.п.).

Охотничье хозяйство в целом и долгосрочное охотпользование в частности находятся в хроническом системном правовом кризисе. И причина этому - гегемония и монополизм неимущественных (долгосрочные лицензии) отношений между государством и долгосрочными охотпользователями. Охотничьи хозяйства базируются не на праве, а на внутренней основе непротиворечивой совокупности охотничьего уклада и укоренившихся понятий и представлений, обеспечивающих теоретическую и даже концептуальную основу долгосрочного охотпользования.

Долгосрочная лицензия - чисто пользовательная лицензия без каких-либо распорядительных и регламентирующих полномочий и функций и для охот-пользователя, парадный, представительский документ, не наделяющий его обладателя никакими реальными правами в области использования охотничьих животных.

В процессе ведения охотничьего хозяйства охотпользователь непременно сталкивается с проблемами ограничения охоты на отдельные виды и на отдельных частях территории хозяйства. Долгосрочная лицензия не наделяет охотпользователя такими полномочиями, и он их самостоятельно не вправе вводить. Статья 21 Закона «О животном мире» гласит, что такие ограничения и запреты могут быть введены только решением органа исполнительной власти Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта РФ по представлению соответствующего спецоргана.

Понятно, что обладатели долгосрочной лицензии в силу ряда обстоятельств регулярно вводят всевозможные ограничения охоты, но делают они это не на основе права, а на основе традиций и понятий. Чтобы легально обладать распорядительными и регламентирующими полномочиями касаемо охоты, охот-пользователям нужны не правовые пустышки в виде долгосрочных лицензий и договоров на пользование территорией, а распорядительные лицензии и договоры доверительного управления объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты, которыми государство наделяет охотпользователя конкретными полномочиями, правами и обязанностями касаемо объектов охоты (объектов госсобственности). Не имея этого, любые самостоятельные ограничительные меры обладателя долгосрочной лицензии по отношению к охоте в конкретном хозяйстве - вне закона.

Долгосрочная лицензия ставит перед охотпользователями проблему легитимности платных путёвок на право охоты на нелицензионные виды (вальдшнеп, рябчик, заяц и т.п.), ибо согласно ст. 35 закона № 52-ФЗ такие путёвки (охота) бесплатны. А согласно ст. 40 таких путёвок (договоров) на право охоты на зайца, рябчика, вальдшнепа вообще быть не должно, ибо они должны выдаваться одновременно с индивидуальными разовыми лицензиями, которых на данные виды не существует в природе.

Обладатель долгосрочной лицензии не вправе предоставлять право охоты на нелицензионные виды, тем более на платной основе. Каким документом, зако-

Se

а

а.

ST

I

С

к

к

к

с

а,

а

к

■'О1

1 Прим. редколлегии: право выдачи долгосрочных лицензий с 1 января 2008 г. от Управлений Россельхознадзора передается специально уполномоченным государственным органам субъектов РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, которые должны быть образованы субъектами РФ. Долгосрочная лицензия на пользование животным миром ими должна выдаваться на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ст. 36-37 Федерального закона «О животном мире» в редакции закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ).

§

8.

$

£*

а

I

1

С

£

I

I

І

§

к

§.

1

2

§.

2

к

¡5

£

ном или нормативным актом государство наделило охотпользователя правами оказывать услуги охотникам по предоставлению права пользования госсобственностью через охоту (добычу), да ещё на платной основе? Никаким.

Обладатель долгосрочной лицензии делает это самоуправно - не по закону, а по устоявшимся понятиям. Распорядительной лицензии и договора на доверительное управление охотресур-сом (госсобственностью), которыми ему переданы данные полномочия, у него нет. Иными словами, имеются противоречия с Гражданским кодексом, которые не могут быть бесконечно долгими.

Да и касаемо лицензионных видов обладатели долгосрочных лицензий никакими пользователями объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, не являются. Пользование объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты, - это право и оно предоставляется не долгосрочной лицензией, а индивидуальной разовой лицензией. Пользователи - это охотники, конкретные физические лица. Они самостоятельно через сберкассы и другие учреждения оплачивают сборы (выкупают у государства ресурс). Выдаваемые путёвки на право охоты не являются документом, которым предоставляется право пользования объектами охоты. Охотпользователи осуществляют только услуги предпродажной подготовки объектов государственной собственности к пользованию (к добы-

че, изъятию). Они создают условия результативности изъятия через охоту проданной государством охотникам собственности (объекты охоты) и оказывают услуги охотникам путем предоставления деклараций в налоговые органы, а также помощь и госорганам, выдающим лицензии, в оформлении бланков лицензий. При этом проводимые охотпользователем мероприятия по созданию условий успешности охоты и оказываемые им услуги в большинстве случаев не относятся к видам и способам пользования животным миром и не подлежат какому-либо лицензированию.

В любой отрасли государство преследует следующие цели: отраслевая продукция, услуги, налоги. В этой ситуации необходимо определиться, а нужен ли вообще государству в охотничьем хозяйстве институт долгосрочных охотпользователей (предприятий отрасли)?

Если нужен, то тогда государству (собственник ресурса) с охотпользова-телями (предприятия отрасли) необходимо строить нормальные правовые отношения на основе имущественных отношений (распорядительные лицензии, договоры доверительного управления объектами охоты, имущественные нормативы устойчивого пользование и т.п.) с передачей охотпользователю конкретных распорядительных, управленческих и регламентирующих прав, полномочий и обязанностей. Существующая на сегодня нормативно-правовая база для этого совершенно не пригодна.

В стране произошла смена экономической формации. Органы управления других отраслей давно уже приняли меры и сформировали для своих предприятий соответствующую нормативно-правовую базу. Для охотничьего хозяйства правовая база не только безнадёжно отстала, но и де-юре и дефакто в сфере управления ресурсом и передачи полномочий отраслевым структурам и предприятиям зашла в тупик.

Для юридических охотпользователей долгосрочные лицензии - это путь в никуда. Чем дольше мы будем цепляться за долгосрочные лицензии, тем быстрее наступит печальный финал, хаос и анархия в угодьях. На такой правовой базе и с такими правами и полномочиями охотпользователей (предприятий отрасли) никакого института долгосрочного пользования не построить, и вообще не следует рассчитывать на какое-либо поступательное развитие охотничьего хозяйства в целом.

Госорганы охотуправления, которые не смогут приступить к созданию правовой базы в части пользования объектами охоты на основе имущественных отношений государства с долгосрочными охотпользователями, не просто не нужны, а являются большой бедой для всей охотничьей отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.