УДК39:316.2(092)(470.13-25)
DOI 10.19110/1994-5655-2020-2-102-115
Ю.П. ШАБАЕВ, В.Э. ШАРАПОВ
«ДОЛГИЙ ПУТЬ КОМИ ЭТНОГРАФИИ»: ОТ РЕТРОСПЕКТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ И ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ К СОВРЕМЕННОМУ ЭТНОЛОГИЧЕСКОМУ
МОНИТОРИНГУ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ
(1940 - 2000-е гг.)*
Институт языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар
shabaev@mail.illhkomisc.ru, sharapov@online.ru
YU.P.SHABAEV, V.E.SHARAPOV
"A LONG WAY OF KOMI ETHNOGRAPHY": FROM RETROSPECTIVE STUDIES OF ETHNIC HISTORY AND TRADITIONAL CULTURE OF THE KOMI TO THE MODERN ETHNOLOGICAL MONITORING OF THE EUROPEAN NORTH-EAST OF RUSSIA (1940s-2000s)
Institute of Language, Literature and History, Federal Research Centre Komi Science Centre,
Ural Branch, RAS, Syktyvkar
Аннотация
В статье представлен краткий обзор развития проблематики и методики этнографических исследований, проводимых на территории европейского Северо-Востока сотрудниками сектора/отдела этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН во второй половине XX - начале XXI в. Основное внимание уделяется рассмотрению приоритетных направлений современных полевых исследований, в частности, новым междисциплинарным подходам в осуществлении этнологической экспертизы и этнологического мониторинга на территории Республики Коми.
Ключевые слова:
история изучения этнографии коми, проблематика этнографических исследований, этническая история, традиционная культура коми, традиционное мировоззрение коми, этносоцио-логия, когнитивная антропология, этнологический мониторинг, этнологическая экспертиза
Abstract
A brief review of the development of problems and techniques of ethnographic research conducted in the territory of the European North-East by the employees of the sector/Department of Ethnography of the Institute of Language, Literature and History, Komi Science Centre, Ural Branch, RAS, in the second half of XX - beginning of XXI century is presented. The main attention is focused on consideration of the priority directions of modern field studies, in particular, the new interdisciplinary approaches in the implementation of the ethnological expertise and ethnological monitoring in the territory of the Republic of Komi. The resumption of ethnographic research in the Komi ASSR in the second half of the 1940s is associated with the name of Moscow researcher V.N. Belitser. The result of her regular field studies in 1945-1952 was the publication of an academic monograph on the ethnography of the Komi and Komi-Permians, published by the Institute of Ethnography of the USSR Academy of Sciences in 1958.
In the early 1950s, in the Komi Branch of the USSR Academy of Sciences (established in 1949) there appeared its own team of ethnographers, which founders were L.N.Zherebtsov, graduate of the Komi Pedagogical Institute, and L.P.Lashuk, graduate of the Ethnography Department of Moscow State University. In 1961, an independent Department of Archaeology and Ethnography was established, which included Yu.V.Gagarin, L.S.Gri-bova, G.N.Klimova, N.I. Dukart, and later G.P. Belorukova, all of whom made a significant contribution to Komi Ethnography.
At the initial stage, the attention of Komi ethnographers was focused on ethnic history, the principles of distinguishing ethnographic groups of the Komi, dwellings and settlements, calendar rites and folk art traditions, as well as religiosity (which
^Предлагаемая статья является расширенным вариантом тезисов доклада, прочитанного в мае 2017 г. на Международной этнологической конференции в г.Кишинёве.
was then studied in the form of "religious remnants").
In 1970, the Institute of Language, Literature and History was established, which included an independent Department of Ethnography, that for 20 years was managed by L.N.Zherebtsov (then for 10 years the Department was headed by N.D.Kona-kov, now - by Yu.P.Shabaev). During this period, systematic study of the Komi migration groups on the Kola Peninsula, in Siberia, and the Altai began. Statistical and sociological methods were applied pioneered by Yu.V.Gagarin and G.P.Belo-rukova. Considerable attention was paid to the study of ethnic contacts and the nature of cultural interaction between the Komi and neighboring peoples, which resulted in L.N. Zherebtsov's fundamental monograph.
In the 1980s, considerable attention was focused on the study of ethno-territorial groups of the Komi and traditional nature use, the results of which were summarized in the monographs of O.V.Kotov and N.D.Konakov. In the same years, systematic study of modern ethnic processes in the territory of the Republic began, for which a special research group was created (M.B.Rogachev, V.N. Denisenko, Yu.P.Shabaev, O.V.Kotov). Significant attention was paid to the study of folk knowledge and, in particular, Komi folk medicine (I.V.Ilyina).
In the 1990s, the main attention was paid to the international project "Ural mythologies", in which almost all the employees of the Department took part. The project resulted in the publication of the first volume of the encyclopedic series "Komi Mythology", which was highly appreciated by Russian and foreign researchers and became a model for subsequent volumes of the series. In the 2000s, the main focus was on the study of collective identities: gender, religious, ethnic. In this vein, the monograph of O.I.Ulyashev and I.V. Ilyina on the role of man and woman in the traditional community, works of T.I. Dronova on the cultural traditions of Ust-Tsilma and V.V.Vlasova on the ethno-confessional groups of the Komi were written. During the same years, ethnographers paid considerable attention to the analysis of interethnic interaction in the Komi Republic and
neighboring territories, the consideration of ethnopolitical issues, and other contemporary topical cultural problems, which brought the traditions of Komi Ethnography closer to modern Western social anthropology.
Since the early 2000s, the research of the Department of Ethnography was focused on the current state of traditional and modern culture of the peoples of the European North, as well as on identification and description of some ethnospecific mechanisms of adaptation to living conditions in the North. With the arrival of younger generation of researchers, who have passed the school of Western European academic science, a relatively new direction for the Ethnography of the European NorthEast began to develop: ethnic psychology or cognitive anthropology. In 2005-2012 K.V.Istomin conducted the study of orientation skills in space of the nomadic reindeer herders, the Nenets and Komi-Izhma people. The results of these studies were presented in the form of publications in Russian and foreign academic journals (including "Current Anthropology" and "Ethnographic Review"). In the 2010s, ethnologists of the Institute of Language, Literature and History paid more and more attention to the applied interpretation of the results of ethnological research: the relationship between mining companies and local cultural groups, the impact of industrial policy in the North to the state of traditional management systems and territories of traditional nature use, as well as to the development of models for early warning of ethnic conflicts and optimizing the interaction between representatives of different ethnic groups. In cooperation with the Ethnological Monitoring and Early Warning Conflict Network, the state of interethnic relations in the Komi Republic was assessed, as well as the effectiveness of regional national policies.
Keywords:
history of the study of Komi Ethnography, problems of ethnographic research, ethnic history, traditional culture of the Komi, traditional worldview of the Komi, ethnosociology, cognitive anthropology, ethnological monitoring, ethnological expertise
Из опыта историографического осмысления изучения этнографии коми
Этнографическое изучение народа коми продолжается уже более двух столетий (если брать за точку отсчёта экспедицию 1771 г. Ивана Ивановича Лепёхина), однако историографических работ по этнографии коми до настоящего времени написано немного. Вероятно, одна из причин отсутствия фундаментальных историографических штудий в этнографии коми заключается в том, что научный дискурс в финно-угроведческих исследованиях во многом обусловлен не только научной проблематикой, но и широкими общественно-политическими, идеологическими контекстами, провоцирующими исследователей на выбор определенных направле-
ний исследований [1]. Как в прошлом, так и сегодня специфика и динамика научных тенденций в гуманитарных науках во многом определяется ожиданиями культурно-идеологических пространств.
Примечательно, что вплоть до 1970 гг. в исследованиях по этнографии коми историографические разделы отсутствовали - авторы, как правило, ограничивались краткими биобиблиографическими вводными очерками. Даже в обобщающем академическом труде В.Н.Белицер «Очерки этнографии народов коми» нет историографического раздела [2]. Лишь в последней четверти XX в. было сделано несколько попыток историографического обобщения 200-летнего периода исследований по этнографии коми. В первую очередь здесь следует назвать препринт научного доклада Л.Н.Жеребцова
«Этнографические исследования на европейском Северо-Востоке СССР», который был издан в 1975 г. [3]. Пожалуй, в этой работе ученым был представлен единственный на сегодняшний день опыт рассмотрения методов и проблематики исследований в этнографическом изучении коми. В частности, в ней ставилась задача проведения междисциплинарных исследований по этнической истории совместными усилиями археологов, антропологов, этнографов и искусствоведов. В последующие годы периодизация истории изучения этнографии коми, предложенная Л.Н.Жеребцовым, уточнялась и дополнялась в публикациях Н.Д.Конакова, Ю.П.Ша-баева и А.И.Терюкова [4].
В начале 2000-х гг. Финно-угорское общество Финляндии поддержало долгосрочный инициативный проект, посвященный истории и современности этнографических исследований на территории финно-угорских регионов России [5]. В нем приняли участие специалисты научно-исследовательских учреждений Сыктывкара, Москвы, С.-Петербурга, Хельсинки, Ижевска, Тарту, Перми, Петрозаводска и Кудымкара. История осуществления этого проекта отражена на сайте «Полевые финно-угорские исследования» [6]. В ходе осуществления проекта в 2006 г. были подготовлены к печати межрегиональный сборник научных статей «Очерки по истории изучения этнографии коми», а также методическое пособие для студентов исторического факультета СыктГУ по истории изучения этнографии коми в Х1Х-ХХ вв. [7]. Опубликованные в этих работах статьи преимущественно посвящены биографиям отечественных финно-угроведов XX в. Довольно продолжительное обсуждение целесообразности публикации этих сборников свидетельствует об актуальности и продуктивности проведения дискуссий по истории и методологии современных этнографических исследований в финно-угорских регионах России.
В 2010 г. был издан сборник трудов В.П.На-лимова «Очерки по этнографии финно-угорских народов», также включающий в себя биобиблиографические и историографические штудии различных исследователей этнографии коми [8]. Одним из непосредственных участников инициативного проекта «Финно-угорские полевые исследования» стал к.и.н. А.И.Терюков - автор фундаментального биобиблиографического труда «История этнографического изучения народов коми» [9].
В связи с историей изучения этнографии коми следует отметить и проект «"Поля несуществующего": неизвестные источники по истории и культуре финно-угорских народов России», осуществление которого в 2014-2016 гг. было поддержано Российским научным фондом [10]. Основная задача проекта - поиск и публикация исследований начала XX в. по истории финно-угорских народов России - по разным причинам не востребованным в отечественной историографии до настоящего времени. В рамках этого проекта значительное внимание было уделено научному наследию финно-угроведов, которые в первой пол. XX в. оказались в эмиграции и были «забыты» отечественной исто-
риографией [11] (в частности, речь идёт о научном и публицистическом наследии Игнатия Николаевича Мосшега (1880-1965)) [12].
Советская этнографическая школа в изучении истории и культуры народа коми во второй половине XX в.
После фактического разгрома Общества изучения Коми края в 1930-е гг. этнографические исследования среди народов коми возобновились лишь в послевоенные годы [13]. В 1940 - 1950-х гг. по инициативе правительственных органов и научных учреждений развернулись археолого-этногра-фические и антропологические полевые исследования на территории расселения народов коми, которые проводились совместно несколькими академическими институтами и созданной в 1944 г. Научной базой АН в Коми АССР [14]. С 1945 г. по 1952 г. этнографический отряд Комплексной архео-лого-этнографической экспедиции, работавшей в Коми АССР и Коми-Пермяцком национальном округе, возглавляла видный советский этнограф Вера Николаевна Белицер. Целью исследований было историко-этнографическое изучение традиционной и современной материальной культуры сельских коми, а также религиозных традиций, характерных для местного населения в прошлом и настоящем.
В ходе этнографических экспедиций на территории Коми АССР и Коми-Пермяцкого национального округа формировалась не только источниковедческая база по традиционной культуре и этнической истории коми, но и кадры профессиональных этнографов. В «белицеровских экспедициях» работал аспирант Л.Н.Жеребцов, собиравший материалы по теме диссертационного исследования. Многие годы В.Н.Белицер поддерживала постоянный контакт с исследователем народного искусства коми Л.С.Грибовой, которая вначале 1950-х гг. была студенткой Кудымкарского педагогического училища, а в 1956 г. поступила на исторический факультет МГУ.
Этнографические исследования 1940-1950-х гг., проводившиеся под руководством В.Н.Белицер, в той или иной мере повлияли на формирование круга проблем, разработкой которых продолжили заниматься сотрудники секторов/отделов этнографии и фольклора ИЯЛИ Коми филиала АН СССР / ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН во второй половине XX в. На сегодняшний день, как правило, ни одна работа по традиционной культуре коми не обходится без ссылок на монографию В.Н.Белицер «Очерки по этнографии народов коми. XIX - начало XX в.», которая вплоть до середины 1980-х гг. была единственным академическим обобщающим исследованием по этнографии коми и во многом не утратила своего значения до настоящего времени [15].
Первыми этнографами в Коми филиале АН СССР (ныне - Коми научный центр), который возник на основе базы Академии наук СССР, созданной в Сыктывкаре в 1944 г., были Л.Н.Жеребцов, закончивший Коми пединститут, и Л.П.Лашук - выпускник отделения этнографии исторического факультета МГУ. С их приходом в Сыктывкаре стал
складываться небольшой профессиональный коллектив этнографов и начался академический этап этнографических исследований. В 1961 г. в Коми филиале был создан отдел археологии и этнографии и вскоре в него пришли Ю.В.Гагарин, Л.С.Грибова, Г.Н.Климова, Н.И.Дукарт, а позднее Г.П.Бе-лорукова, ставшие впоследствии видными исследователями. В эти годы начинается активный сбор полевых материалов, ежегодно этнографы выезжают в экспедиции в различные районы Коми, Архангельскую область, на Кольский полуостров, Обь, Алтай. Постепенно накопленные материалы оседали не только в научных отчетах, которые хранятся в архиве Коми научного центра, но и публиковались в виде многочисленных статей и солидных монографий. Первой такой монографией стала книга Л.П.Лашука «Очерк этнической истории Печорского края» [16]. Существенный вклад в коми этнографию внес и Л.Н.Жеребцов. Его научные интересы первоначально были сконцентрированы на изучении традиционного крестьянского жилища, а результаты исследований ученого обобщены в книге «Крестьянское жилище в Коми АССР» [17]. Л.Н.Жереб-цов разработал типологию традиционных жилищ коми, показал ареалы распространения тех или иных типов. В последующие годы круг его научных интересов значительно расширился: он большое внимание уделил изучению этнографических групп коми, этнических контактов, общественного быта.
Л.Н.Жеребцов более двух десятилетий руководил этнографическими исследованиями в Коми АССР. В 1971 г. он возглавил отдел этнографии и оставался на этом посту до 1988 г. С созданием отдела перечень исследовательских тем и районы исследований расширились. В частности, началось изучение переселенческих групп коми на Кольском полуострове, в Сибири, на Алтае [18]. Стали применяться статистические и социологические методы, пионерами использования которых выступили Ю.В.Гагарин и Г.П.Белорукова [19]. Существенное внимание было уделено изучению этнических контактов и характеру культурного взаимодействия коми с соседними народами, итогом которого стала обобщающая монография Л.НЖеребцова [20].
В 1960-1970-е гг. коми этнографы разрабатывали целый ряд научных проблем, но, пожалуй, помимо уже названных, наиболее значимыми были этноконфессиональные исследования и изучение народного искусства. Под руководством Ю.В.Гагарина рассматривались дохристианские верования коми, история православной церкви и старообрядчества, современная религиозная ситуация. В 1978 г. вышла в свет его монография «История религии и атеизма народа коми», в которой впервые были детально описаны и проанализированы различные аспекты религиозной жизни народа коми, история взаимосуществования официальной религии и традиционных народных верований коми, а также некоторые материалы о систематической борьбе советской власти с любыми формами проявления религиозного мировоззрения [21]. Систематические научные исследования феномена «зырянского искусства» были начаты в 1970-1980-е гг. творческой
лабораторией, созданной под руководством этнографов Л.С.Грибовой и Г.Н.Климовой. Результатом этих искусствоведческо-этнографических исследований стал цикл академических монографий по изобразительному искусству коми [22].
В середине и в конце 1970-х гг. в отдел этнографии пришли Н.Д.Конаков, М.Б.Рогачев, В.В. Соловьев, И.В.Ильина, Ю.П.Шабаев, В.Н.Денисенко, а чуть позже О.В.Котов. Началось углубленное изучение традиционного природопользования, народных знаний, народной медицины, этнографии детства и календарной обрядности коми.
В 1980-е гг. значительное внимание было уделено изучению этнотерриториальных, этноло-кальных групп и традиционного природопользования коми. Итоги этих разысканий обобщены в монографиях О.В.Котова и Н.Д.Конакова [23]. В эти же годы началось систематическое изучение современных этнических процессов на территории республики, для чего была создана специальная исследовательская группа, в которую вошли М.Б.Рогачев, В.Н. Денисенко, Ю.П. Шабаев и О.В. Котов [24].
Приоритетные направления исследований сектора этнографии ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН в конце XX - начале XXI в.
На рубеже 1980-1990-х гг. в коми этнографию и фольклористику пришли молодые перспективные исследователи Д.А.Несанелис, В.Э.Шарапов, П.Ф.Лимеров и О.И.Уляшов. Их научные интересы были в значительной степени связаны с этно-семиотическими подходами в реконструкции мифо-поэтических представлений коми и поэтому вместе с новым заведующим отдела этнографии ИЯЛИ Н.Д.Конаковым они сформировали новое научное направление, впоследствии получившее название «коми семиотическая школа» [25]. Эта школа смогла убедительно подтвердить свой авторитет в ходе реализации международного проекта «Уральская мифология», идея которого впервые была выдвинута в 1990 г. В Москве 1999 г. был издан первый том «Уральских мифологий» - «Мифология коми», англоязычная версия - в 2003 г. в Венгрии, а в 2014 г. в Тарту опубликована версия книги на эстонском языке [26]. С подготовкой к изданию этого коллективного академического труда связан определенный качественный рубеж в реконструкции традиционных мировоззренческих представлений коми. В энциклопедии обобщены в виде систематизированного словника обширнейшие архивные и современные полевые материалы по космогоническим, ан-тропогоническим и соционормативным мифам, по символике семейных, календарных и лечебно-диагностических ритуалов, по сюжетам и образам, характерным для фольклора коми и коми-пермяков. Значительное внимание в этой книге было уделено и выявлению этнической специфики в христианской традиции коми. Реализованный в огромной работе системный подход в представлении данных по мифологии и верованиям коми, несомненно, открывает определенные тематические и методологические перспективы в дальнейшем изучении традиционного мировоззрения у коми.
Вплоть до конца 90-х гг. ХХ в. этнографические исследования в Республике Коми и сопредельных регионах преимущественно были ориентированы на ретроспективное описание этнической истории Коми края, реконструкцию и типологию различных составляющих традиционной культуры, на изучение предполагаемой символики традиционных ритуалов, бытовавших на территории Коми края в XIX - начале ХХ в. В упомянутом выше монографическом исследовании Н.Д. Конакова «Коми охотники и рыболовы...»[23], в частности, были обобщены материалы по мировоззрению промыслового населения коми Х1Х - нач. ХХ в. Позднее, в исследованиях Н.Д. Конаковым предложен один из возможных подходов в решении вопроса о символике традиционного промыслового календаря коми [27]. В его научно-популярной книге «От святок до сочельника.» были систематизированы обширные литературные, архивные и полевые материалы по христианскому календарю в традиционной культуре коми, а также обозначена определенная этнокультурная специфика символики календарных обрядов различных этнографических групп коми [28]. Методика поэтапного семиотического реконструирования "основного текста" реализована исследователем в академической монографии [29]. В работе представлен опыт системного описания мифологических представлений коми о создании мира и жизни, культурных героях, изобретениях, отношениях между человеком и природой. Основная проблематика в упомянутой монографии Н.Д. Конакова ориентирована на выявление взаимосвязей между мифологическими представлениями и обыденной практикой, их взаимообусловленности в контексте традиционных представлений о мироздании.
В 80-90-х гг. ХХ в. Д.А.Несанелис в цикле статей обобщил и проанализировал обширные данные, касающиеся молодежных развлечений, посиделок, состязаний, святочных ряжений, календарных праздников и обычаев [30]. В обобщающей монографии «Раскачаем мы ходкую качель» он представил сравнительный анализ игр, этикета и ритуалов в контексте календарной обрядности коми, что позволило выявить взаимосвязь календарных обрядов как с древними мифологическими, так и христианскими религиозными представлениями [31].
С начала 2000-х гг. в исследованиях сотрудников отдела этнографии ИЯЛИ основное внимание уделяется рассмотрению сегодняшнего состояния традиционной и современной культуры народов Европейского Севера, а также выявлению и описанию некоторых этноспецифических механизмов адаптации к условиям проживания на Севере. Кроме того, были продолжены систематические исследования различных этнолокальных и этно-конфессиональных групп коми и русского старожильческого населения Республики Коми. В академических монографиях Т.И.Дроновой и В.В.Власовой представлены результаты современных исследований о влиянии религии на формирование локальных культурных традиций [32]. Основная проблематика этих историко-этнографических раз-
ысканий связана с изучением традиционных институтов, регулирующих внутри- и межгрупповые взаимодействия, а также с описанием современных религиозных практик. Непосредственным научным руководителем Т.И.Дроновой и В.В.Власовой был к.и.н. Н.Д.Конаков. Представляется, что его идея о создании исследовательской группы, которая занималась бы систематическим изучением старообрядческой традиции на территории РК, была реализована в полной мере в начале 2000-х гг.
К перспективному направлению в изучении этнографии коми следует отнести и монографические исследования 1990-х гг., в которых рассматриваются различные системы традиционных народных классификаций: речь идет о работе И.В. Ильиной, во многом построенной на систематическом изучении традиционных этноботанических классификаций народов европейского Северо-Востока, а также об исследованиях О.И. Уляшева, посвященных изучению цветовой символики в фольклоре и обрядах пермских и обско-угорских народов [33]. К методологически новому направлению в изучении мировоззренческой тематики следует отнести и работы по т.н. гендерной проблематике, написанные упомянутыми исследователями в соавторстве на основе рассмотрения фольклорных и этнографических материалов по традиционной культуре коми [34].
В конце 1990-х и начале 2000-х гг. значительное внимание этнографы ИЯЛИ уделяли анализу межэтнического взаимодействия в Республике Коми и на сопредельных территориях (в частности в Коми-Пермяцком автономном округе), рассмотрению этнополитической проблематики [35].
С приходом в отдел этнографии в начале 2000-х гг. молодого поколения исследователей, прошедших школу западноевропейской академической науки, получило развитие относительно новое для этнографии европейского Северо-Востока направление: этническая психология или, как ее часто называют на западе, когнитивная антропология. Находясь на стыке этнографии, психологии и когнитивных наук, это направление исследований рассматривает как этническая культура влияет на процессы восприятия и мышления и, через них, на особенности поведения представителей различных этнических сообществ.
Следует обратить внимание на ряд междисциплинарных исследований (проводимых на стыке гуманитарных и естественнонаучных разысканий в области этнической истории, биологии и генетики), в осуществлении которых принимали участие сотрудники отдела этнографии ИЯЛИ: «Язык, культура и восприятие цвета: цветовосприятие коми-зырян в свете теории Берлина (Кея)» (Рук. -К.В.Истомин); «Физиолого-биохимические и социальные основы укрепления здоровья жителей оленеводческих поселков в арктической зоне» (Рук. -Е.Р. Бойко. Исп. - К.В.Истомин). В период с 2005 по 2012 гг. в рамках этого направления К.В. Истоминым проводились исследования навыков ориентации в пространстве кочевых оленеводов, ненцев и коми-ижемцев [36]. Эти изыскания были поддержа-
ны германским фондом научных исследований (DFG) в виде двух последовательных проектов: «Восприятие, использование и ориентация в пространстве в Арктике» (2005 - 2008) и «Новые технологии в тундре: GPS и навыки ориентации в пространстве кочевых оленеводов» (2008 - 2012).
Большое внимание этнографами ИЯЛИ уделяется и проблемам, очень остро стоящим в настоящее время среди оленеводов - это проблемы пьянства и самоубийств. Исследователи попытаются внести вклад в поиск причин распространенности этих проблем среди оленеводов с позиций этнической психологии и современной клинической психологии. В 2009 г. К.В. Истоминым был осуществлён проект «Атрибутивный стиль, алкоголизм и самоубийства среди оленеводов». Это исследование проводилось в трех группах подростков: дети оленеводов-ненцев, учащиеся школы-интерната для детей оленеводов, группа русских школьников и группа коми учащихся школы-интерната на юге Республики Коми (не оленеводов). Результаты этого исследования были представлены К.В.Истоминым в журн. «Этнографическое обозрение» и на английском языке в журн. Siberica [37]. В основу упомянутых выше исследований легли полевые материалы, собранные в 2004-2015 гг. среди коми-ижемских оленеводов Большеземельской тундры и ненецких оленеводов Тазовской тундры. В итоге работы исследований представлен анализ влияния на образ жизни современных оленеводов социальных, экономических и политических потрясений, произошедших в нашей стране в конце прошлого века [38].
Все указанные исследовательские проекты, так или иначе связаны с практикой этнологической экспертизы. Как справедливо отмечает чл.-корр. РАН А.В.Головнёв [39], актуализация этничности в последнее время заставляет размышлять об этнологии и как практической гуманитарной технологии. Речь идёт, прежде всего, об этно-экспертизе, которая рассматривается исследователями не только как средство предупреждения негативных процессов, но и как метод позитивного действия по оптимизации межэтнических процессов.
В 2006-2008 гг. сотрудники отдела этнографии приняли участие в осуществлении Международного проекта по программе ИНТАС «Этническая фрагментация и реидентификация как форма социальной адаптации локальных сообществ (сету, кве-ны, поморы, коми-ижемцы)» [40]. В рамках проекта проводились исследования у сету в Эстонии (православные эстонцы), коми-ижемцев в Республике Коми (Россия) и поморов на европейском Севере России. Все эти этнические группы в последнее время пытаются добиться особого статуса, который определял бы их не просто как этнические группы, а как самостоятельные народы [41].
В 2010-е гг. Ю.П.Шабаевым и Е.Н.Рожкиным разработана модель региональной сети мониторинга этнической конфликтности и обеспечено ее полноценное функционирование. Сотрудники сети регулярно представляют аналитические отчеты и фиксируют уровень конфликтности в отдельных
городах и районах республики, где социальная обстановка требует пристального внимания управленческих структур [42].
В 2016-2018-х гг. этнографы ИЯЛИ совместно с коллегами из Эстонии и Финляндии приняли участие в осуществлении Международного проекта «Поиски моделей развития, самоорганизации и правовой защиты местных локальных сообществ и этнических групп на Русском Севере (на примере саамов, усть-цилемов, поморов и коми-ижемцев)» по программе ERA NET RUS Plus [43].
В настоящее время сотрудники сектора этнографии принимают участие в осуществлении международных проектов по изучению взаимоотношений местного населения и компаний, занимающихся неф-те-газодобычей на Европейском Севере, в частности, в осуществлении экспертных исследований в Ижем-ском и Усинском районах Республики Коми.
Сегодня один из перспективных направлений исследований - это этнография и антропология города. В этом плане Республика Коми представляет несомненный интерес для исследователей, поскольку в XIX - начале ХХ в. Усть-Сысольск был единственным городом на Европейском Севере России, где полностью доминировало нерусское население, а почти все города республики выросли из поселков ГУЛАГа, что сказалось на формировании их городских традиций. Этнография и антропология города стали в настоящее время одними из основных направлений исследований. В 2013 г. в институте был опубликован первый выпуск серийного издания «Антропология города», где анализируется культурное пространство и этничность в таких городах, как Архангельск, Сыктывкар, Пермь, Казань, Элиста, Таллин и др. [44]. В ближайшее время предполагается завершить подготовку второго выпуска «Антропологии города», который будет посвящен северным и арктическим городам.
На фоне дальнейшего промышленного освоения Русского Севера и Арктики представляется очевидным и будущее этнографической науки в Республике Коми, занимающейся изучением многонационального европейского Северо-Востока России. В современных направлениях исследований, проводимых сотрудниками отдела этнографии ИЯЛИ, наблюдается очевидная нордификация, т.е смещение интереса к проблемам субарктических и арктических территорий и проблемам местных сообществ, что диктуется принятой в России Арктической стратегией и необходимостью обеспечить стимул для развития современной полевой этнографии за счет новых дополнительных источников финансирования.
Литература
1. Загребин А.Е. Финно-угорские этнографические исследования в России (XVIII - первая половина XIX в.). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2006. 324 с.; Сурво А., Шарапов В.Э. На(и)тивные авторы, читатели и (гипер) тексты // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. Сыктывкар, 2008. №4. С.116-131; Шабаев Ю.П., Чарина
A.М. Финно-угорский национализм и гражданская консолидация в России: (этнополи-тический анализ)/ С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики и др. СПб., 2010. 275 с.
2. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. XIX - начало XX в./ Труды Института этнографии. Новая серия. Т.45. М., 1958. 394 с.
3. Жеребцов Л.Н. Этнографические исследования на европейском Северо-Востоке СССР. Сыктывкар, 1975. 20 с. (Серия «Научные доклады»/ Коми филиал АН СССР; Вып. 18).
4. Конаков Н.Д. История изучения традиционной культуры народа коми // Традиционная культура народа коми: этнографические очерки. Сыктывкар, 1994. С.9-23; Конаков Н.Д., Шабаев Ю.П. Очерк 1. История этнографического изучения коми // Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми/ Под ред. Н.Д. Конакова. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2004. С.7-30; Конаков Н.Д., Шабаев Ю.П. История этнографического изучения народов коми // Финноугроведение. 2004. № 2. С. 24-65; Семенов
B.А., Терюков А.И., Шарапов В.Э. История накоплений этнографических знаний // История этнографического изучения традиционной культуры коми: Учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2006. С.5-65.
5. Координатор проекта - доктор философских наук А.А. Сурво. Университет г.Хельсинки.
6. Режим доступа: http://www.komi.com/pole/ Дата последнего обращения: 20.02.2020.
7. Очерки по истории изучения этнографии коми / О-во изучения Коми края. Редкол.: А.Ф.Сметанин (пред.), И.Л.Жеребцов, Ю.П.Ша-баев, В.Э.Шарапов и др. Сыктывкар, 2007. 350 с.; Семенов В.А., Терюков А.И., Шарапов В.Э. История этнографического изучения традиционной культуры коми: Учебное пособие. Сыктывкар: изд-во Сыктывкарского ун-та, 2006. 128 с.
8. В.П. Налимов. Очерки по этнографии финно-угорских народов / Отв. ред. и сост. А.Е. Загребин и В.Э. Шарапов. Ижевск-Сыктывкар, 2010. 334 с. Издание осуществлено по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России» (20092011 гг.). Направление 8. Музейные и архивные фонды: изучение, введение в научный оборот, обеспечение нового качества доступа к культурному наследию /Науч. рук. проекта - д.и.н. А.Е.Загребин (г. Ижевск).
9. Терюков А.И. История этнографического изучения народов коми. СПб., 2011. 514 с.
10. Проект "Поля несуществующего: неизвестные источники по истории и культуре финно-угорских народов России (поиск, публикация, популяризация)" по приоритетному направлению деятельности РНФ "Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами" (14-18-03573)/
Руководитель проекта - д.и.н. А.Е.Загребин (г. Ижевск).
11. Шарапов В.Э., Сурво АА. «Забытые» тексты, полевые практики и финно-угорская этнография // Ежегодник финно-угорских исследований. Ижевск, 2014. Вып.3. С.138-146; Загребин А.Е. «Забытые тексты» этнографического финно-угроведения (19201930-е гг.) // Финно-угорская мозаика: сборник статей к юбилею Ирмы Ивановны Муллонен. STUDIA NORDICA I / Отв. ред. О.П. Илюха. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2016. C.14-21.
12. Сурво АА., Жеребцов И.Л. Последний плен Игнатия Мошегова//Финно-угры - славяне -тюрки: опыт взаимодействия (традиции и новации). Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. С.452-458; Шарапов В.Э., Сурво А.А. Мемуары И.Н. Моше-гова: предыстория финноязычного оригинала и коми перевода // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Архангельск. 2011. №10. C.74-81.
13. Они любили край родной: научно-популярное издание / Отв. ред. и сост. И. Л. Жеребцов. Сыктывкар, 1993. 304 с.
14. Толстов С.П. О договоре между Базой АН в Коми АССР и Институтом этнографии АН СССР. 10 декабря 1945 г. Белицер В.Н. Предварительный отчёт о работе этнографического отряда Северной археолого-этногра-фической экспедиции. 1945 // Научный архив Коми НЦ УрО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 5. Л. 1-2.
15. Загребин А.Е., Шарапов В.Э. Полевая этнография В.Н. Белицер: забытые тексты экспедиций к удмуртам, коми и коми-пермякам в 1930-1950-х гг. // Ежегодник финно-угорских исследований. 2015. Вып.4. C.139-150.
16. Лашук Л.П. Очерк этнической истории Печорского края (Опыт ист.- этногр. исследования). Сыктывкар, 1958. 200 с.
17. Жеребцов Л.Н. Крестьянское жилище в Коми АССР. Сыктывкар, 1971. 96 с.
18. Жеребцов Л.Н. Об итогах этнографической экспедиции на Кольский полуостров 19711972 гг. (рукопись) // Научный архив Коми НЦ УрО РАН: Ф.5. Оп.2. Д.73. Сыктывкар, 1973. 43 с.; Жеребцов Л.Н. К вопросу о роли коми в открытии Сибири и Дальнего Востока // Вопросы истории Коми АССР (XVII - начало XX века). Сыктывкар, 1975. С. 3-16. (Труды Ин-та яз., лит. и истории Коми фил. АН СССР; Вып. 16); Жеребцов Л.Н. Историко-культурные связи коми и саамов // Этнография и фольклор коми. Сыктывкар, 1976. С. 32-43. (Труды Ин-та яз., лит. и истории Коми фил. АН СССР; Вып. 17).
19. Белорукова Г.П. Культурный уровень и общественная активность рабочих лесозаготовительной промышленности (По данным анкетного опроса в Кылтовском и Усть-Вымском леспромхозах Коми АССР)// Ле-
нинская национальная политика в действии. Сыктывкар, 1971. C.98-99; Гагарин Ю.В. Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление (По материалам конкретно-со-циол. исследований) / Под науч. ред. Л.Н. Жеребцова. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1971. 256 с.; Белорукова Г.П. Лесные рабочие Коми АССР (этнокультурные процессы) // Советская этнография. 1973. № 5. С.29-39.
20. Жеребцов Л.Н. Этнокультурные связи народа коми (рукопись) // Научный архив Коми НЦ УрО РАН. Ф.5. Оп.2. Д.6. Сыктывкар, 1971. 210 с.; Жеребцов Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами: IX - нач. XX в. М.: Наука, 1982. 224 с.
21. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М.: Наука, 1978. 326 с.
22. Климова Г.Н. Узорное вязание коми. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1978. 56 с.; Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М.: Наука, 1980. 240 с.; Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1984. 144 с.
23. Конаков НД. Коми охотники и рыболовы во второй половине XIX - начале ХХ в.: Культура промыслового населения таёжной зоны европейского Северо-Востока / Отв. ред. Л.Н. Жеребцов. М.: Наука, 1983. 248 с.; Конаков Н.Д., Котов О.В., Рочев Ю.Г. Ижемские коми на Кольском полуострове. Сыктывкар, 1984 (Серия "Научные доклады"/ Коми филиал АН СССР; Вып. 99); Ко-наков Н.Д., Котов О.В. Этноареальные группы коми: формирование и современное этнокультурное состояние. М.: Наука, 1991. 228 с.
24. Денисенко В.Н., Рогачёв М.Б., Шабаев Ю.П. Этнокультурные процессы у современного коми сельского населения. Сыктывкар, 1982. 40 с. (Серия "Научные доклады"/ Коми филиал АН СССР; Вып.80); Рогачёв М.Б. Межнациональные браки как фактор этнических процессов у коми. Сыктывкар, 1985. 22 с. (Серия "Научные доклады"/ Коми филиал АН СССР; Вып.116); Котов О.В., Ша-баев Ю.П. Современные этнические процессы у коми // Из истории национально-государственного строительства, национальных отношений и социально-экономическое развитие Коми АССР. Сыктывкар, 1989 (Труды ИЯЛИ Коми НЦ УрО АН СССР; Вып.44).
25. Konakov N.D. Komissyrjaanien kansankul-ttuurin semiotiikkaa // Semiotics of Nature and Cultur of the Komi (Zyrjans). Summer Congress of the International Semiotics Institute 11h Annual Meeting of the Semiotic Society of Finland 13-19 July 1992, Valtion-hotelli, Imatra, Finland. Imatra, 1994. P. 1-8; Sharapov V. Introduction to the ethno-semiotic trends in the Komi ethnological school // ELORE, Suomen Kansantietouden Tutkijain. №2. Joensuu, 1996. (ISSN 12378593).
26. Энциклопедия уральских мифологий. Т.1: Мифология коми / Под ред.: А.-Л. Сиикала,
В.В. Напольских, M. Хоппал. Руководитель авторского коллектива Н.Д. Конаков. M.: ДиК, 1999. 480 c.; Siikala Anna-Leena, Na-pol'skikh Vladimir & Hoppál Mihály (eds): The Encyclopedia of Uralic Mythologies. Volume I. Komi mythology. Nikolaï Konakov in collaboration with I.V. Il'ina, P.F. Limerov, O.I. Ulyashev, Yu.P. Shabaev, V.E. Sharapov & A.N. Vlasov. Scientific editor Vladimir Napol'skikh. Budapest & Helsinki: Académiai Kiádo & The Finnish Literature Society. 2003. 418 p.; Komi mütoloogia / Irina Iljina, Nikolai Konakov, Pavel Limerov, Juri Sabajev, Valeri Sarapov, Oleg Uljasev, Andrei Vlassov [tхlge: Nikolay Kuznetsov ja Asta Niinemets; toimetajad Nikolay Kuznetsov, Asta Niine-mets ja Kadi Sarv, sarja toimetaja Mare Kхiva; kaane kujundus: Andres Kuperjanov]; Eesti Kirjandusmuuseumi Taduskirjastus, Ees-ti Folkloori Instituut - Tartu : EKM Teadu-skirjastus, 2015 (Tartu : Paar) 472 lk.
27. Конаков Н.Д. Древнекоми промысловый календарь: Стиль календаря. Сыктывкар, 1987. 24 с. (Серия "Научные доклады"/ Коми филиал АН СССР; Вып.164); Конаков Н.Д. Календарная символика уральского язычества (бинарный зооморфный код). Сыктывкар, 1990. 46 с. (Серия "Научные доклады"/ Коми научный центр УрО АН СССР; Вып. 243); Конаков Н.Д. Промысловый календарь в мировоззрении древних коми // Mировоз-зрение финно-угорских народов: Сб. науч. тр. Новосибирск: Наука, 1990. С.103-121.
28. Конаков Н.Д. От святок до сочельника: коми традиционные календарные обряды. Сыктывкар, 1993. 128 с.
29. Конаков Н.Д. Традиционное мировоззрение народов коми: Окружающий мир. Пространство и время. Сыктывкар, 1996. 132 с.
30. Несанелис Д.А. Старинная игра детей коми "г0рд гача": опыт семантического анализа // Генезис и эволюция традиционной культуры коми. Сыктывкар, 1989. С. 80-89; Несане-лис Д.А. От Рождества Христова до Крещения: Традиционные святочные обычаи и развлечения в коми деревне // Эволюция и взаимодействие культур народов Северо-Востока европейской части России. Сыктывкар,
1993. С. 62-74 (Труды ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН; Вып.57); Несанелис Д.А. Детские игры коми // Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. Сыктывкар,
1994. С.201-209.
31. Несанелис Д.А. Раскачаем мы ходкую ка-чель: Традиционные формы досуга Коми края (вторая половина XIX - первая треть XX в.). Сыктывкар, 1994. 168 с.
32. Дронова Т.И. Русские староверы-беспоповцы Усть-Цильмы: Конфессиональные традиции и обряды жизненного цикла (конец XIX -XX в.) / Отв. ред. Т.А.Бернштам. Сыктывкар, 2002. 276 с.; Власова В.В. Старообрядческие группы коми: конфессиональные особенности социальной и обрядовой жизни / Ин-т яз., лит. и истории Коми науч. центра
УрО РАН; Отв. ред. Е.С.Данилко. Сыктывкар, 2010. 172 с.
33. Ильина И.В. Народная медицина коми. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1997. 120 с.; Уля-шев О.И. Цвет в представлениях и фольклоре коми. Сыктывкар: Изд-во Коми НЦ УрО РАН, 1999. 156 с.
34. Ильина И.В., Уляшев О.И. Мужчина и женщина в традиционной культуре коми / Ин-т яз., лит. и истории Коми НЦ УрО РАН; Отв. ред. А.В.Головнев. Сыктывкар, 2009. 223 с.
35. Рогачев М.Б., Шабаев Ю.П. Этнополитиче-ская ситуация в Республике Коми: эволюция власти и электората // Развивающийся электорат России. Вып.1, т.3. М., 1996. С.101-134; Шабаев Ю.П. Этнокультурное и этнополитическое развитие народов коми в ХХ веке (Штрихи этнополитического развития коми). Т.3. М., 1998. 375 с.; Shabaev J.P. National Movement in the Eastern Finnic Republics of Russia// Antropology and Arheo-logy of Eurasia. A Journal of Translations. Vol. 37. №2. Aberden. Р. 48-78.; Шабаев Ю.П. Республика Коми как международный актор: интересы безопасности и сотрудничества // Россия перед глобальными вызовами. Панорама региональных стратегий. Н. Новгород, 2002. С.218-246; Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Финно-угорская проблема: ответ Евросоюзу. Вып. 196. М.: ИЭА РАН, 2007. 31 с.; Шабаев Ю.П., Чарина А.М. Региональные этноэлиты в политическом процессе (финно-угорское движение: становление, эволюция, идеология, лидеры). Сыктывкар: КРАГСиУ, 2008. 258 с.
36. Istomin K.V., Dwyer M.J. Finding the Way. A Critical Discussion of Anthropological Theories of Human Spatial Orientation with Reference to Reindeer Herders of Northeastern Europe and Western Siberia // Current Anthropology. 2009. Vol.50. №1. P.29-49.
37. Истомин К.В. Атрибутивный стиль и проблема пьянства и самоубийств среди малочисленных коренных народов Севера и Сибири// Этнографическое обозрение. 2011. №2. С. 89-105; Istomin K. Once again on the problem of alcoholism and suicide among the indigenous peoples of the Russian North: Can attribution style be a factor // Sibirica. Vol. 11. №3. Winter 2012: 1-19.
38. Istomin K.V. The land to herd and the space to travel: comparing the categorizations of landscape among Komi and Nenets reindeer herding nomads // Nomadismus in der 'Alten Welt': Formen der Rep^sentation in Vergangenheit und Gegenwart. Edited by Laila Prager. LIT Verlag, 2011. Р. 233-256; Истомин К.В. Попытка построения стадиальной модели межкультурного заимствования и внутрикультурного распространения технологических инноваций (на примере кочевых и полукочевых ненцев Тазовской тундры) // Этнографическое обозрение. 2015. №3. С.41-59; Истомин К.В. Кочевая мобильность ко-ми-ижемских оленеводов: снегоходная рево-
люция и рыночная реставрация//Уральский исторический вестник. 2015. №2. С.17-24.
39. Головнев А.В. Этнологическая экспертиза в сценариях ресурсного освоения Ямала // Уральский исторический вестник. 2014. №2(43). С.143-145.
40. "Ethnic de-fragmentation and re-identification as a form of social adaptation of local communities". Руководитель проекта: доктор Арт Леэте, профессор кафедры этнологии Тартуского университета. (INTAS Ref. No 05-1000006-8412).
41. Шабаев Ю.П. Парадоксы современных этно-демографических, этнокультурных, этнопо-литических процессов на Европейском Севере России // Семиозис и культура. Сыктывкар, 2007. Вып. 3. С.157-163; Шабаев Ю.П. Европейский север России: бунт идентично-стей или новая модель адаптации // Поморские чтения по семиотике культуры. Вып. 3. Архангельск, 2008. С.91-112; Шабаев Ю.П., Шарапов В.Э. Коми-ижемцы и поморы: две модели культурных трансформаций // Поморские чтения по семиотике культуры. Вып.4: Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика. Архангельск, 2009. С. 38-63; Shabaev Yuri P. Ethnic conflicts at the European North of Russia // Anthropology & Archeology of Eurasia. 2009. Vol. 48. Issue 3. P. 31-75; Шабаев Ю.П., Дронова Т.И., Шарапов В.Э. Коми-ижемцы, поморы и устьци-лемы: модели культурных трансформаций// Этнографическое обозрение. 2010. №5. С. 134-151; Shabaev, Yuri & Leete, Art. Notes About Re-Identification of Ethnographic Groups//Electronic Journal of Folklore. 2010. Vol.46. P. 143-150; Shabaev Y., Sharapov V. Izhma Komis and Pomors: Two Models of Cultural Transformation // Journal of Ethnology and Folkloristics (Estonian Literary Museum, Estonian National Museum, University of Tartu). Tarty, 2011. Vol. 5 (1). P. 97-122.
42. Многонациональная Республика Коми: Учеб. пособие-справочник / Авт.-сост.: И.А.Гончаров, Е.Н.Рожкин, Ю.П.Шабаев, О.Ф.Штра-лер. Сыктывкар, 2009. 223 с.; Полиэтническое сообщество Республики Коми: проблемы межкультурной коммуникации и толерантности в молодежной среде: Учебное пособие-справочник / И.А.Гончаров, Е.Н.Рож-кин, Н.П.Миронова, Ю.П.Шабаев, Г.В.Габу-шева. Сыктывкар, 2011; Шабаев Ю.П., Са-дохин А.П., Рожкин Е.Н. Стратегические контексты и практические формы национальной политики в современной России // Культура и цивилизация. 2014. №4. С.26-69.
43. ERA.NET-RUS PLUS (CORUNO) project №189: «Symbolic Cultural Landscapes: Development and Protection of Local Communities in the Russian North» (Project Leader: Leete, Art).
44. Антропология города. Вып.1: Культурные символы и образы в городском пространстве. Этничность и городская идентичность / Под
ред. Ю.П. Шабаева, И.Л. Жеребцова. Сыктывкар, 2013. 192 с.
References
1. Zagrebin A.E. Finno-ugorskie etnograficheskie issledovaniya v Rossii (XVIII - pervaya po-lovina XIX v.) [Finno-Ugric ethnographic research in Russia (XVIII-first half of XIX century)]. Izhevsk: Udmurt Inst. of History, Language and Literature, 2006. 324 p.; Survo A., Sharapov V.E. Na(i)tivnye avtory, chi-tateli i (giper)teksty // Voprosy istorii i kul' tury severnykh stran i territoriy [Native authors, readers and (hyper) texts // Problems of the history and culture of the northern countries and territories]. Syktyvkar, 2008. №4. P.116-131; Shabaev Yu.P., Charina A.M. Finno-ugorskiy natsionalizm i grazhdanskaya konsolidatsiya v Rossii: (etno-politicheskiy analiz) [Finno-Ugric nationalism, and civil consolidation in Russia (ethno-political analysis)] / St.Petersburg Univ. of Service and Economics et al. St.Petersburg, 2010. 275 p.
2. Belitser V.N. Ocherki po etnografii narodov komi. XIX - nachalo XX v. [Essays on the Ethnography of the Komi peoples. XIX-early XX century] / Proc. of the Inst. of Ethnography. New series. Vol. 45. Moscow, 1958. 394 s.
3. Zherebtsov L.N. Etnograficheskie issledova-niya na Evropeyskom Severo-Vostoke SSSR [Ethnographic research in the European NorthEast of the USSR]. Syktyvkar, 1975. 20 p. (Series "Sci. Reports"/ Komi Branch, USSR Ac. Sci.; Issue 18).
4. Konakov N.D. Istoriya izucheniya traditsion-noy kul'tury naroda komi // Traditsionnaya kul'tura naroda komi: etnograficheskie ocher-ki [History of studying the traditional culture of the Komi people // Traditional culture of the Komi people: ethnographic essays]. Syktyvkar, 1994. P. 9-23; Konakov N.D., Shabaev Yu.P. Ocherk 1. Istoriya etnografiche-skogo izucheniya komi // Zyryanskiy mir. Ocherki o traditsionnoy kul'ture komi [Essay 1. History of ethnographic study of the Komi// Zyryan world. Essays on the traditional culture of the Komi] / Ed. N.D. Konakov. Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 2004. P. 730; Konakov N.D., Shabaev Yu.P. Istoriya et-nograficheskogo izucheniya narodov komi // Finno-ugrovedenie [History of ethnographic study of the Komi peoples // Finno-Ugric studies]. 2004. № 2. P. 24-65; Semenov V.A., Teryukov A.I., Sharapov V.E. Istoriya nakop-leniy etnograficheskikh znaniy // Istoriya etnograficheskogo izucheniya traditsionnoy kul'tury komi: Uchebnoe posobie [History of accumulation of ethnographic knowledge // History of ethnographic study of the traditional culture of the Komi: Teaching aid]. Syktyvkar: Syktyvkar Univ. Publ., 2006. P. 5-65.
5. Project Coordinator Ph.D. Arno Survo. Univ. of Helsinki.
6. http://www.komi.com/pole/ Accessed 20.02.2020.
7. Ocherki po istorii izucheniya etnografii komi / O-vo izucheniya Komi kraya [Essays on the history of the study of Komi Ethnography // Society for the study of the Komi region]. Eds: A.F.Smetanin, I.L.Zherebtsov, Yu.P.Sha-baev, V.E.Sharapov et al. Syktyvkar, 2007. 350 p.; Semenov V.A., Teryukov A.I., Shara-pov V.E. Istoriya etnograficheskogo izuche-niya traditsionnoy kul'tury komi. Uchebnoe posobie [History of ethnographic study of the traditional culture of the Komi: Teaching aid]. Syktyvkar: Syktyvkar Univ. Publ., 2006. 128 p.
8. V.P. Nalimov. Ocherki po etnografii finno-ugorskikh narodov [Essays on the Ethnography of the Finno-Ugric peoples] / Eds. and comp. A.E. Zagrebin, V.E. Sharapov. Izhevsk-Syktyvkar, 2010. 334 p
9. Teryukov A.I. Istoriya etnograficheskogo izu-cheniya narodov komi [History of ethnographic study of the Komi peoples]. St.Petersburg, 2011. 514 p.
10. Proekt "Polya nesushchestvuyushchego: neiz-vestnye istochniki po istorii i kul'ture finno-ugorskikh narodov Rossii (poisk, publikatsiya, populyarizatsiya)" po prioritetnomu napravle-niyu deyatel'nosti RNF "Provedenie funda-mental'nykh nauchnykh issledovaniy i poisko-vykh nauchnykh issledovaniy otdel'nymi nauchnymi gruppami" (14-18-03573) [Project "Fields of nonexistent: unknown sources on the history and culture of the Finno-Ugric peoples of Russia (search, publication, popularization)" in the priority area of the RSF "Conducting basic scientific research and search research by individual scientific groups (14-18-03573)]. Project manager Dr. Sci. (History) A.E.Zagrebin (Izhevsk).
11. Sharapov V.E., Survo AA. «Zabytye» teksty, polevye praktiki i finno-ugorskaya etnografiya // Ezhegodnik finno-ugorskikh issledovaniy ["Forgotten" texts, field practices and Finno-Ugric Ethnography//Yearbook of Finno-Ugric studies]. Izhevsk, 2014. Issue 3. P. 138-146; Zagrebin A.E. «Zabytye teksty» etnograficheskogo finno-ugrovedeniya (1920-1930-e gg.)// Finno-ugorskaya mozaika: sbornik statey k yubileyu Irmy Ivanovny Mullonen ["Forgotten texts" of ethnographic Finno-Ugric studies (1920-1930-s) // Finno-Ugric mosaic: collection of articles to the anniversary of I.I.Mul-lonen]. STUDIA NORDICA I / Ed. O.P.Ilyu-kha. Petrozavodsk: Karelian Sci. Centre, RAS, 2016. P. 14-21.
12. Survo AA., Zherebtsov I.L. Posledniy plen Ignatiya Moshegova // Finno-ugry-slavyane -tyurki: opyt vzaimodeystviya (traditsii i novatsii) [The last captivity of Ignaty Mo-shegov // Finno-Ugrians - Slavs - Turks: experience of interaction (traditions and innovations)]. Izhevsk: Udmurt Univ. Publ., 2009. P. 452-458; Sharapov V.E., Survo A.A. Me-muary I.N.Moshegova: predistoriya finnoya-zychnogo originala i komi perevoda [Memoirs of I.N.Moshegov: prehistory of the Finnish-language original and Komi translation] //
Bull. of the Northern (Arctic) Federal Univ. Series: Humanities and Social Sciences. Arkhangelsk. 2011. №10. P. 74-81.
13. Oni lyubili kray rodnoy: nauchno-populyarnoe izdanie [They loved their native land: popular science publication] / Ed. and comp. I.L. Zhe-rebtsov. Syktyvkar, 1993. 304 p.
14. Tolstov S.P. O dogovore mezhdu Bazoy AN v Komi ASSR i Institutom Etnografii AN SSSR. 10 dekabrya 1945 g. Belitser V.N. Predva-ritel'nyy otchet o rabote etnograficheskogo otryada Severnoy arkheologo-etnograficheskoy ekspeditsii. 1945 [The agreement between the Base of the Academy of Sciences in the Komi ASSR and the Institute of Ethnography, USSR Academy of Sciences. December 10, 1945. Belitser V.N. Preliminary report on the work of the ethnographic group of the Northern archaeological and ethnographic expedition. 1945] // Sci. Archive of the Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS. F.1. Op.1. D.5. L.1-2.
15. Zagrebin A.E., Sharapov V.E. Polevaya etno-grafiya V.N. Belitser: zabytye teksty ekspe-ditsiy k udmurtam, komi i komi-permyakam v 1930-1950-kh gg. // Ezhegodnik finno-ugor-skikh issledovaniy [Field Ethnography of V.N.Belitser: forgotten texts of expeditions to the Udmurts, Komi and Komi-Permians in the 1930s-1950s // Yearbook of Finno-Ugric studies. 2015. Issue 4. P. 139-150.
16. Lashuk L.P. Ocherk etnicheskoy istorii Pe-chorskogo kraya (Opyt ist.- etnogr. Isledova-niya) [Essay on the ethnic history of the Pechora region (Experience of historical and ethnographic research)]. Syktyvkar, 1958. 200 p.
17. Zherebtsov L.N. Krest'yanskoe zhilishche v Komi ASSR [Peasant dwelling in the Komi ASSR]. Syktyvkar, 1971. 96 p.
18. Zherebtsov L.N. Ob itogakh etnograficheskoy ekspeditsii na Kol'skiy poluostrov 1971-1972 gg. (rukopis') [About the results of the ethnographic expedition to the Kola Peninsula 1971-1972 (manuscript)] // Sci. Archive of the Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS. F.5. Op.2. D.73. Syktyvkar, 1973. 43 p.; Zherebtsov L.N. K voprosu o roli komi v otkrytii Sibiri i Dal'nego Vostoka // Voprosy istorii Komi ASSR (XVII - nachalo XX veka) [On the problem of the role of the Komi in the discovery of Siberia and the Far East // Problems of history of the Komi ASSR (XVII-early XX century)]. Syktyvkar, 1975. P. 316. (Proc. of the Inst. of Language, Literature and History, Komi Branch, USSR Ac. Sci.; Issue 16); Zherebtsov L.N. Istoriko-kul'turnye svyazi komi i saamov // Etnografiya i fol'klor komi [Historical and cultural ties of the Komi and Saami // Ethnography and folklore of the Komi]. Syktyvkar, 1976. P. 32-43 (Proc. of the Inst. of Language, Literature and History, Komi Branch, USSR Ac. Sci.; Issue 17).
19. Belorukova G.P. Kul'turny uroven' i obshch-estvennaya aktivnost' " rabochikh lesozago-tovitel'noy promyshlennosti (Po dannym an-ketnogo oprosa v Kyltovskom i Ust'-Vymskom
lespromkhozakh Komi ASSR)// Leninskaya natsional'naya politika v deystvii [Cultural level and social activity of workers in the logging industry (according to a questionnaire survey in the Kyltovsky and Ust-Vymsky forestry enterprises of the Komi ASSR)//Lenin's national policy in action]. Syktyvkar, 1971. P.98-99; Gagarin Yu.V. Religioznye pere-zhitki v Komi ASSR i ikh preodolenie. (Po materialam konkretno-sotsiol. issledovaniy) [Religious survivals in the Komi ASSR and their overcoming (based on the materials of concrete sociological research)] / Sci. ed. L.N.Zherebtsov. Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1971. 256 p.; Belorukova G.P. Lesnye rabochie Komi ASSR (etnokul'turnye prot-sessy) [Forest workers of the Komi ASSR (ethno-cultural processes)] // Soviet Ethnography. 1973. №5. P. 29-39.
20. Zherebtsov L.N. Etno-kul'turnye svyazi naroda komi (rukopis') [Ethnocultural relations of the Komi people (manuscript)] // Sci. Archive of the Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS. F.5. Op.2. D.6. Syktyvkar, 1971. 210 p.; Zhereb-tsov L.N. Istoriko-kul'turnye vzaimootnoshe-niya komi s sosednimi narodami: IX - nach. XX v. [Historical and cultural relations of the Komi with neighboring peoples: IX-early XX century]. Moscow: Nauka, 1982. 224 p.
21. Gagarin Yu.V. Istoriya religii i ateizma naroda komi [History of religion and atheism of the Komi people]. Moscow: Nauka, 1978. 326 p.
22. Klimova G.N. Uzornoe vyazanie komi [Komi pattern knitting]. Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1978. 56 p.; Gribova L.S. Deko-rativno-prikladnoe iskusstvo narodov komi [Decorative and applied arts of the Komi peoples]. Moscow: Nauka, 1980. 240 p.; Klimova G.N. Tekstil'nyy ornament komi [Komi textile ornament]. Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1984. 144 p.
23. Konakov N.D. Komi okhotniki i rybolovy vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v.: Kul'tu-ra promyslovogo naseleniya taezhnoy zony Evropeyskogo Severo-Vostoka [Komi hunters and fishermen in the second half of the XIX-early XX century: Culture of the fishing population of the taiga zone of the European North-East] / Ed. L.N.Zherebtsov. Moscow: Nauka, 1983. 248 p.; Konakov N.D., Kotov O.V., Rochev Yu.G. Izhemskie komi na Kol'skom poluostrove [The Izhma Komi on the Kola Peninsula]. Syktyvkar, 1984. (Series "Sci. Reports" / Komi Branch, USSR Ac. Sci.; Issue 99); Konakov N.D., Kotov O.V. Etnoareal'nye gruppy komi: formirovanie i sovremennoe etnokul'turnoe sostoyanie [Etho-areal groups of the Komi: formation and modern ethno-cultural status]. Moscow: Nauka, 1991. 228 p.
24. Denisenko V.N., Rogachev M.B., Shabaev Yu.P. Etnokul'turnye protsessy u sovremennogo komi sel'skogo naseleniya [Ethnocultural processes in the modern Komi rural population]. Syktyvkar, 1982. 40 p. (Series "Sci. Reports"/ Komi Branch, USSR Ac. Sci.; Issue 80);
Rogachev M.B. Mezhnatsional'nye braki kak faktor etnicheskikh protsessov u komi [Inter-ethnic marriages as a factor of ethnic processes in the Komi]. Syktyvkar, 1985. 22 p. (Series "Sci. Reports" / Komi Branch, USSR Ac. Sci.; Issue 116); Kotov O.V., Shabaev Yu.P. Sovremennye etnicheskie protsessy u komi. // Iz istorii natsional'no-gosudarstvennogo stroi-tel'stva, natsional'nykh otnosheniy i Sot-sial'no-ekonomicheskoe razvitie Komi ASSR [Contemporary ethnic processes in the Komi // From the history of national-state building, national relations and socio-economic development of the Komi ASSR]. Syktyvkar, 1989 (Proc. of the Inst. of Language, Literature and History, Komi Sci. Centre, Ural Branch, USSR Ac. Sci.; Issue 44).
25. Konakov N.D. Komissyrjaanien kansankul-ttuurin semiotiikkaa // Semiotics of Nature and Culture of the Komi (Zyryans). Summer Congress of the Intern. Semiotics Inst. 11th Annual Meeting of the Semiotic Society of Finland 13-19 July 1992, Valtionhotelli, Imatra, Finland. Imatra, 1994. P.1-8; Sha-rapov V. Introduction to the ethno-semiotic trends in the Komi ethnological school // ELORE, Suomen Kansantietouden Tutkijain. №2. Joensuu, 1996. (ISSN 1237-8593).
26. Entsiklopediya ural'skikh mifologiy. T.1: Mifologiya komi [Encyclopedia of Uralic mythologies. Vol.1: Komi Mythology]/ Eds. A.-L. Siikala, V.V. Napol'skikh, M. Hoppal. Head of the authors team N.D. Konakov. Moscow: DiK Publ., 1999. 480 p.; Siikala Anna-Leena, Napol'skikh Vladimir, Hoppal Mihaly (eds): The Encyclopedia of Uralic Mythologies. Vol. I. Komi mythology. NikolaT Konakov in collaboration with I.V. Ilyina, P.F. Limerov, O.I. Ulyashev, Yu.P. Shabaev, V.E. Sharapov, A.N. Vlasov. Sci. editor Vladimir Napol'-skikh. Budapest & Helsinki: Académiai Kiado & The Finnish Literature Society. 2003. 418 p.; Komi mütoloogia / Irina Iljina, Nikolai Konakov, Pavel Limerov, Juri Shabajev, Va-leri Sarapov, Oleg Uljasev, Andrei Vlassov [txlge: Nikolay Kuznetsov ja Asta Niinemets; toimetajad Nikolay Kuznetsov, Asta Niine-mets ja Kadi Sarv, sarja toimetaja Mare Kxiva; kaane kujundus: Andres Kuperjanov]; Eesti Kirjandusmuuseumi Taduskirjastus, Eesti Folkloori Instituut - Tartu : EKM Tea-duskirjastus, 2015 (Tartu : Paar) 472 lk.
27. Konakov N.D. Drevnekomi promyslovyy kalen-dar': Stil' kalendarya [Ancient Komi fishing-hunting calendar: calendar style]. Syktyvkar, 1987. 24 p. (Series "Sci. Reports"/ Komi Branch, USSR Ac. Sci.; Issue 164); Konakov N.D. Kalendarnaya simvolika ural'skogo yazychestva (binarnyy zoomorfnyy kod) [Calendar symbols of Uralic paganism (binary zo-omorphic code)]. Syktyvkar, 1990. 46 p. (Series "Sci. Reports"/ Komi Sci. Centre, Ural Branch, USSR Ac. Sci.; Issue 243); Konakov N.D. Promyslovyy kalendar' v mirovozzrenii drevnikh komi // Mirovozzrenie finno-ugorskikh narodov: Sb. nauch. tr. [Fishing-
hunting calendar in the worldview of the ancient Komi // The worldview of the Finno-Ugric peoples: Collected sci. works]. Novosibirsk: Nauka, 1990. P.103-121.
28. Konakov N.D. Ot svyatok do sochel'nika: komi traditsionnye kalendarnye obryady [From Yuletide to Christmas eve: Komi traditional calendar rites]. Syktyvkar, 1993. 128 p.
29. Konakov N.D. Traditsionnoe mirovozzrenie narodov komi: Okruzhayushchiy mir. Pro-stranstvo i vremya [Traditional worldview of the Komi people: the world around. Space and time]. Syktyvkar, 1996.132 p.
30. Nesanelis D.A. Starinnaya igra detey komi "g^d gacha": opyt semanticheskogo analiza// Genezis i evolyutsiya traditsionnoy kul'tury komi [Ancient game of Komi children "Gord gacha (In red pants)": experience of semantic analysis // Genesis and evolution of traditional Komi culture]. Syktyvkar, 1989. P. 80-89; Nesanelis D.A. Ot Rozhdestva Khristova do Kreshcheniya: Traditsionnye svyatochnye obychai i razvlecheniya v komi derevne // Evolyutsiya i vzaimodeystvie kul'tur narodov Severo-Vostoka Evropeyskoy chasti Rossii [From Christmas to Epiphany: traditional Yule customs and entertainment in the Komi village // Evolution and interaction of cultures of the peoples of the North-East of the European Russia]. Syktyvkar, 1993. P. 62-74 (Proc. of the Inst. of Language, Literature and History, Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS; Issue 57); Nesanelis D.A. Detskie igry komi // Traditsionnaya kul'tura naroda komi. Etnograficheskie ocherki [Komi children's games // Traditional culture of the Komi people. Ethnographic essays]. Syktyvkar, 1994. P. 201-209.
31. Nesanelis D.A. Raskachaem my khodkuyu kachel': Traditsionnye formy dosuga Komi kraya (Vtoraya polovina XIX - pervaya tret' XX v.) [We"ll push the swing: Traditional forms of leisure of the Komi region (second half of XIX - first third of XX century)] . Syktyvkar, 1994. 168 p.
32. Dronova T.I. Russkie starovery-bespopovtsy Ust'-Tsil'my: Konfessional'nye traditsii i obryady zhiznennogo tsikla (konets XIX - XX vv.) [Russian old believers-bespopovtsians of Ust-Tsilma: Confessional traditions and rites of life cycle (late XIX-XX century) / Ed. T.A.Bernshtam. Syktyvkar, 2002. 276 p.; Vla-sova V.V. Staroobryadcheskie gruppy komi: konfessional'nye osobennosti sotsial'noy i ob-ryadovoy zhizni [Old believers' groups of the Komi: confessional features of social and ceremonial life] / Inst. of Language, Literature and History, Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS; E.S.Danilko (Ed.). Syktyvkar, 2010. 172 p.
33. Ilyina I.V. Narodnaya meditsina komi [Komi folk medicine]. Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1997. 120 p.; Ulyashev O.I. Tsvet v predstavleniyakh i fol'klore komi [Color in the beliefs and folklore of the Komi]. Syktyvkar: Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS, Publ., 1999. 156 p.
34. Ilyina I.V., Ulyashev O.I. Muzhchina i zhen-shchina v traditsionnoy kul'ture komi [Man and woman in the traditional culture of Komi] /Inst. of Language, Literature and History, Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS; Ed. A.V.Golovnev. Syktyvkar, 2009. 223 p.
35. Rogachev M.B., Shabaev Yu.P. Etnopolitiche-skaya situatsiya v Respublike Komi: evolyu-tsiya vlasti i elektorata // Razvivayushchiy-sya elektorat Rossii [The ethnopolitical situation in the Komi Republic: the evolution of power and the electorate // Developing electorate of Russia]. Issue I, Vol. 3. Moscow, 1996. P.101-134; Shabaev Yu.P. Etnokul'tur-noe i etnopoliticheskoe razvitie narodov komi v XX veke (Shtrikhi etnopoliticheskogo raz-vitiya komi. T.3) [Ethnocultural and ethno-political development of the Komi peoples in the XX century (details of ethnopolitical development of the Komi]. Moscow, 1998. 375 p.; Shabaev Yu.P. National Movement in the Eastern Finnic Republics of Russia // Antro-pology and Arheology of Eurasia. J. of Translations. Vol. 37. №2. Aberden. P. 48--78.; Shabaev Yu.P. Respublika Komi kak Mezh-dunarodnyy aktor: interesy bezopasnosti i sotrudnichestva // Rossiya pered global'ny-mi vyzovami. Panorama regional'nykh stra-tegiy [Komi Republic as an international actor: security and cooperation interests // Russia facing global challenges. Panorama of regional strategies]. N.Novgorod, 2002. P.218-246; Tishkov V.A., Shabaev Yu.P. Finno-ugorskaya problema: otvet Evrosoyuzu [Finno-Ugric problem: the answer to the EU]. Issue 196. Moscow: Inst. of Ethnography and Archaeology, RAS, 2007. 31 p.; Shabaev Yu.P., Charina A.M. Regional'nye etnoelity v poli-ticheskom protsesse (finno-ugorskoe dvizhe-nie: stano-vlenie, evolyutsiya ideologiya, li-dery) [Regional ethno-elites in the political process (Finno-Ugric movement: formation, evolution, ideology, leaders]. Syktyvkar: Komi Republic Academy of civil service and management, 2008. 258 p.
36. Istomin K.V., Dwyer M.J. Finding the Way. A Critical Discussion of Anthropological Theories of Human Spatial Orientation with Reference to Reindeer Herders of Northeastern Europe and Western Siberia // Current Anthropology. 2009. Vol.50. №1. P.29-49.
37. Istomin K.V. Atributivnyy stil' i problema p'yanstva i samoubiystv sredi malochislen-nykh korennykh narodov Severa i Sibiri // Etnograficheskoe Obozrenie [Attributive style and problems of drunkenness and suicide among the indigenous peoples of the North and Siberia // Ethnographic review]. 2011. №2. P.89-105; Istomin K. Once again on the problem of alcoholism and suicide among the indigenous peoples of the Russian North: Can attribution style be a factor // Sibirica. Vol.11. №3. Winter 2012: 1-19.
38. Istomin K.V. The land to herd and the space to travel: comparing the categorizations of landscape among Komi and Nenets reindeer herd-
ing nomads // Nomadismus in der 'Alten Welt': Formen der Repräsentation in Vergangenheit und Gegenwart. Edited by Laila Prager. LIT Verlag, 2011.P. 233-256; Istomin K.V. Popytka postroeniya stadial'noy modeli mezhkul'turnogo zaimstvovaniya i vnutrikul'-turnogo rasprostraneniya tekhnologicheskikh innovatsiy (na primere kochevykh i poluko-chevykh nentsev Tazovskoy tundry) // Et-nograficheskoe obozrenie [Attempt to build a stadial model of inter-cultural borrowing and intra-cultural distribution of technological innovations (on the example of nomadic and semi-nomadic Nenets of the Taz tundra) // Ethnographic review]. 2015. №3. P.41-59; Istomin K.V. Kochevaya mobil'nost' komi-izhemskikh olenevodov: snegokhodnaya revo-lyutsiya i rynochnaya restavratsiya // Ural'-skiy istoricheskiy vestnik [Nomadic mobility of Komi-Izhma reindeer herders: snowmobile revolution and market restoration // Ural historical Bull. 2015. №2. P.17-24.
39. Golovnev A.V. Etnologicheskaya espertiza v stsenariyakh resursnogo osvoeniya Yamala // Ural'skiy istoricheskiy vestnik [Ethnological expertise in the scenarios of resource development in the Yamal // Urals historical Bull.]. 2014. №2(43). P.143-145.
40. "Ethnic de-fragmentation and re-identification as a form of social adaptation of local communities". Project leader: Ph.D. Art Leete, Prof. of Dept. of Ethnology, Univ. of Tartu. (INTAS Ref. No 05-1000006-8412).
41. Shabaev Yu.P. Paradoksy sovremennykh etnodemograficheskikh, etnokul'turnykh, et-nopoliticheskikh protsessov na Evropeyskom Severe Rossii // Semiozis i kul'tura [Paradoxes of modern ethnodemographic, ethno-cultural, and ethno-political processes in the European North of Russia //Semiosis and culture]. Syktyvkar, 2007. Issue 3. P.157-163; Shabaev Yu.P. Evropeyskiy sever Rossii: bunt identichnostey ili novaya model' adaptatsii // Pomorskie chteniya po semiotike kul'tury [The European North of Russia: a revolt of identities or a new model of adaptation // Pomor readings on cultural semiotics]. Issue 3. Arkhangelsk, 2008. P.91-112; Shabaev Yu.P., Sharapov V.E. Komi-izhemtsy i pomory: dve modeli kul'turnykh transforma-tsiy // Pomorskie chteniya po semiotike kul'-tury. Vyp.4: Geokul'turnoe prostranstvo evro-peyskogo severa: genezis, struktura, seman-tika [Izhma-Komi and the Pomors: two models of cultural transformations // Pomor readings on the semiotics of culture. Issue 4: Geocultural space of the European North: genesis, structure, semantics]. Arkhangelsk, 2009. P. 38-63; Shabaev Yuri P. Ethnic conflicts at the European North of Russia // Anthropology & Archeology of Eurasia. 2009. Vol. 48. Issue 3. P. 31-75; Shabaev Yu.P., Dronova T.I., Sharapov V.E. Komi-izhemtsy, pomory i ust'tsilemy: modeli kul'turnykh transformatsiy // Etnograficheskoe obozrenie [Komi-Izhma people, Pomors and Ust-Tsilma
people: models of cultural transformations // Ethnographic review]. 2010. №5. P.134-151; Shabaev, Yuri & Leete, Art. Notes about reIdentification of ethnographic groups // Electronic J. of Folklore. 2010. Vol.46. P. 143150; Shabaev Y., Sharapov V. Izhma Komis and Pomors: Two Models of Cultural Transformation // J. of Ethnology and Folkloristics (Estonian Literary Museum, Estonian National Museum, Univ. of Tartu). Tartu, 2011. Vol. 5 (1). P. 97-122.
42. Mnogonatsional'naya Respublika Komi: Ucheb. posobie-spravochnik [Multinational Republic of Komi: Textbook-reference] / Authors-comp.: I.A.Goncharov, E.N.Rozhkin, Yu.P. Shabaev, O.F.Shtraler. Syktyvkar, 2009. 223 p.; Polietnicheskoe soobshchestvo Respubliki komi: problemy mezhkul'turnoy kommuni-katsii i tolerantnosti v molodezhnoy srede. Uchebnoe posobie-spravochnik [Polyethnic community of the Komi Republic: problems of intercultural communication and tolerance in the youth environment: textbook-reference] / I.A.Goncharov, E.N. Rozhkin, N.P. Mironova,
Yu.P.Shabaev, G.V.Gabusheva. Syktyvkar, 2011; Shabaev Yu.P., Sadokhin A.P., Rozhkin E.N. Strategicheskie konteksty i prakticheskie formy natsional'noy politiki v sovremennoy Rossii // Kul'tura i tsivilizatsiya [Strategic contexts and practical forms of national policy in modern Russia // Culture and civilization]. 2014. №4. P. 26-69.
43. ERA.NET-RUS PLUS (CORUNO) project №189: «Symbolic Cultural Landscapes: Development and Protection of Local Communities in the Russian North» (Project leader: Ph.D. Art Leete.
44. Antropologiya goroda. Vyp. 1: Kul'turnye simvoly i obrazy v gorodskom prostranstve. Etnichnost' i gorodskaya identichnost' [Anthropology of the town. Issue 1: Cultural symbols and images in urban space. Ethnicity and urban identity] / Eds. Yu.P.Shabaev, I.L.Zherebtsov. Syktyvkar, 2013. 192 p.
Статья поступила в редакцию 25.02.2020.